16.06.2019

Знаменитости о воспитании детей. Воспитание


Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

На сайте 4brain мы не раз рассказывали о том, как можно научиться полезным навыкам: самообразованию, скорочтению и работе с информацией, здоровому образу жизни и многим другим. В этом курсе задачей будет не самим научиться этим навыкам, а постараться привить их подрастающему поколению во время воспитательного процесса. Таким образом задача усложняется, с одной стороны, вам нужно понимать, что представляют собой эти навыки, а с другой стороны, вам нужно научиться «воспитывать», или другими словами, передавать эти навыки.

Данный курс посвящен теме воспитания детей, а уроки раскрывают различные аспекты этого процесса: физический, нравственный, духовный и патриотический, социальный, умственный и образовательный. Кроме того, в курсе разобраны многочисленные программы и методики, которые могут применяться как в семье, так и в школьных и дошкольных учреждениях. Мы постарались раскрыть проблему детского воспитания со разных сторон и показать многочисленные подходы, объективно описав их преимущества и недостатки. В этом уроке мы коротко расскажем про то, что представляется собой воспитание детей и опишем цели, задачи и структуру курса.

Что такое воспитание?

Определение воспитанию ребенка можно дать в широком (общественно-культурном) и узком (педагогическом) смыслах.

Воспитание (в широком смысле) — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции (по И. П. Павлову). С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ культуры, одобряемых и неодобряемых другими людьми поступков, знаний, традиций и обычаев.

Этот процесс осуществляется не только семьей и школой, как это об этом принято думать, но и всеми институтами государства: общественными, религиозными и культурными организациями, средствами массовой информации. Однако, роль семьи и школы, где воспитание осуществляется как целенаправленное действие, конечно, является главенствующей.

Воспитание (в узком смысле) - это комплекс специальных действий, направленных на формирование личности ребенка. В узком смысле воспитание является целенаправленны процессом, который осуществляют родители и педагоги.

Именно о воспитании в узком смысле мы и будем говорить в данном курсе. Ведь воспитанию не только можно, но и нужно учиться.

Цель курса: дать папам, мамам, воспитателям и учителям широкий воспитательный инструментарий. Или другими словами «воспитать родителей».

Задача каждого урока состоит в том, чтобы разобрать различные аспекты воспитания по наиболее востребованным направлениям.

Кто-то из великих учёных сказал, что образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Если это правда, то образование в нашей стране почти везде пущено на самотёк. Целенаправленно формированием характера занимается только семья и редкие вузы в силу традиций. Тема воспитания духовности и нравственности довольно парадоксальна и экстремальна. Худшими вещами в воспитании являются самообман и лицемерие. А ключевыми понятиями в этой теме будут самопожертвование и дисциплина. В этом уроке вы также узнаете, как правильно «заставить» ребёнка полюбить Родину, надо ли это вообще, и что о нравственности думал Зигмунд Фрейд. Мы отметим роль экологического и эстетического воспитания и постараемся разобраться, почему нигде в Евангелии Иисус Христос ни разу не осудил явных грешников.

Родительское собрание. «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность обоих родителей (законных представителей)»

Данный материал будет полезен учителям предметникам, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе. Его можно применить на родительском собрании, педагогическом совете или представить на собрании классных руководителей.
Цель: Показать родителям их роль в обучении и воспитании.
Задачи: Способствовать переходу родителей от пассивного к активному участию в обучении и воспитании; проанализировать права и обязанности родителей, рассмотреть проблемные ситуации.
Материалы: презентация, карточки со словами, ладошки, ручки, карандаши.

Ход собрания

Залив «Интеллектуалы»

Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Право и обязанность». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты.
Право – это…
Обязанность – это…

Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю… (ответ на слайде)

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. (Словарь Ожегова)

Почему эти два понятия рассматриваются как равноправные?

Как вы понимаете слова «Забота и воспитание – это право родителей…»
- В чем заключается это право на воспитание?

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.
Оно заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания.

А теперь обратим внимание на слово обязанность. В чем заключается обязанность родителей?
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Что мы можем наблюдать в современном обществе? Какую ошибку допускают родители?

К сожалению, существуют родители, которые забывают об этом или сознательно игнорируют. Такие родители часто считают, что их обязанность – рождение детей, а материальное обеспечение, создание комфортных условий жизни, условий для всестороннего развития – это, прежде всего, обязанность государства… а также развитие и обучение – это обязанность школы.
Вывод:
«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», - говорится в статье 38 Конституции России. В статье 63 Семейного кодекса России конкретизируется это положение основного закона государства:… ответственность за воспитание, развитие и обеспечение детей лежит, прежде всего, на их родителей, которые должны адекватно оценивать имеющиеся у них возможности.

Остров «Воспитание»

Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 1 минута, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.

Ситуация № 1 : (на слайде)
Мальчик, ученик начальной школы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.

Главное орудие воспитания – это личный пример родителей. Поэтому в семье не допустимы грубые слова…

Ситуация № 2 : (на слайде)
Петя и Саша, ученики 7 класса, дружили, но только в школе. Родители запрещали Пете приводить Сашу домой, встречаться после уроков. Мама считала, что Саша развит не по возрасту: курит, прогуливает уроки и часто бывает в компании со старшими мальчишками. Одним словом, может научить лишь плохому.
Ваш выход из этой ситуации.

Дети все равно будут общаться. Лучше не запрещать приводить домой, у мамы будет возможность наблюдать за своим ребенком, как он реагирует на вредные првычки друга. Нужно подвести сына к правильному решению, а не ограничиваться запретом.

Родители своим поведением лишь оттолкнули от себя дочь, доверительных отношений в таком случае, между ними не сложится. Матери следовало поговорить с дочерью, не грубить, дать дельный совет, поговорить о мальчике, который нравится, объяснить, как можно наладить с ним дружеские отношения.

Риф «Ответственность»

Сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Ответственность».
Предложить родителям на контуре руки, на каждом пальце написать качества характера своего ребенка. В центре ладони изобразить символ - кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цветочек).
- Благодаря кому наши дети наделены теми качествами?
- Не зря в качестве контура выбрана форма нашей ладони! Почему? (все в наших руках)
-Что является самым важным для успеха ребенка?
Мы часто прибегаем к разным оправданиям, пытаясь объяснить, почему дети плохо учатся, плохо себя ведут. Какие могут быть причины? (Мы ссылаемся на бедность, неполную семью, чрезмерную занятость родителей, влияние окружающей среды…может быть, виновата школа, учитель…)
Перечисляя эти оправдания, мы гарантируем ребенку поражение! Потому что на самом деле мы оправдываем себя. Решение проблемы мы найдем всмотревшись в самих себя, поскольку главные причины успеха ребенка – это то, насколько его родители ценят образование, и сколько времени они проводят вместе со своим ребенком.

Порт «Свершение»

Мы почти не заметно подплыли к порту «Свершение»
Внимание! Рассказ «Губка»
Губка – это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную – получим красную. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить, что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения…), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Но мы можем сколько угодно читать ребенку натаций, а вокруг ребенок видит совсем другое, например, говорить о вреде курения, в то время, как ребенок видит с каким наслаждением делает это его отец, брат и другие люди. Он скорее «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского : “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.
-Хотелось бы закончить наше собрание песней: (клип на слайде)
Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!

Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как это, "правильно"?

Существует множество взглядов на эту проблему. Психологи, педагоги, философы, религиозные деятели — все они высказывали различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую эти мнения оказывались прямо противоположными. Как же быть родителям? В наше время существует огромное количество противоречивой информации, ориентироваться в которой порой очень непросто. Что же нужно родителям, чтобы не ошибиться в выборе?

  • Во-первых , знания о психофизиологических особенностях детей на разных возрастных этапах. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребёнка, не предъявлять к нему завышенных требований, ориентироваться в возрастных нормах развития.
  • Во-вторых , анализ системы воспитания в родительской семье . Что помогло вам в жизни, а какие воспитательные меры ваших родителей только мешали? Что бы вы могли улучшить в своей семье? Не секрет, что так или иначе мы повторяем модели поведения своих родителей. Поэтому очень важно понять, что хорошего вы можете взять из традиций своей семьи, а над чем нужно поработать самостоятельно.
  • В-третьих , признание ребёнка самостоятельной личностью , а не частью вас или вашей собственности. Да, вы дали жизнь вашему ребёнку, но этой жизнью он будет распоряжаться самостоятельно. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Так вы сможете вырастить свободную и счастливую личность.

Этот список можно продолжать бесконечно, но самое главное — это ваша любовь и принятие малыша таким, какой он есть .

Важно также помнить, что воспитание не должно быть противоречивым . Не следует запрещать ребёнку то, что вы делаете сами или предъявлять к нему прямо противоположные требования (например, мама разрешает, а папа запрещает). Так можно породить внутренний конфликт в душе малыша, что впоследствии нередко выливается в большие психологические проблемы взрослого человека.

Не ждите, что воспитание сделает из ребёнка вашу более молодую копию. Он не будет думать в точности как вы, желать того, чего у вас в своё время не было. Также воспитание не должно ставить цель вырастить "удобного", идеального ребёнка, который всегда и во всём слушает вас, а в свободное время сидит тихонечко в уголке, пока на него не обратят внимание. Главная задача воспитания — помочь стать ребёнку собой , раскрыть свой потенциал и выстроить свой жизненный путь.

Воспитание — не односторонний процесс. Наши дети точно также воспитывают нас. Мы становимся мудрее, мягче, добрее… Или не становимся, но тогда как можно требовать движения вперёд от собственного ребёнка?

В наше время вы можете найти множество литературы, семинаров, тренингов, курсов по воспитанию детей. Они помогут вам сориентироваться и расставить акценты. Но самое главное, как и в любой другой сфере жизни, найти свою линию, творчески объединяя разные системы, создавая что-то новое или интуитивно следуя зову сердца. Ведь никто не знает и не чувствует вашего ребёнка лучше, чем вы сами.

Святые отцы и лучшие просветители человечества в области педагогики всегда акцентируют внимание на том, что должно быть особое женское воспитание и образование. Многие девушки «вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования». А ведь именно мать имеет самое большое влияние на ребенка, передает детям свои духовные и душевные расположения, нравственные качества, жизненно важные наклонности и привычки. Духовное и нравственное воспитание и образование девушек должно занимать первостепенное положение в обществе, заботящемся о своем будущем.

Особенности воспитания девочек, связаны с особенностями происхождения женщины, ее назначения и тех природных свойств, которыми она наделена.

Происхождение женщины

«Как повествует Священное Писание, Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой ()». «Муж – глава жены. “Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” ()».

Первые люди не смогли сохранить данную Богом заповедь, так как еще не укрепились в добре. Жена первой нарушила заповедь о невкушении плода с древа познания добра и зла, и этим обнаружила свою большую склонность к греху по сравнению с мужчиной.

Почему именно женщина пала первой? Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это слабостью женщины: «Он (змий – ред.) приступил к жене, как к существу более слабому…». «Жена более удобопреклонна к искушениям».

Назначение женщины до грехопадения

«По замыслу Божию, первая жена была создана как помощница своего мужа. Она должна была быть сотрудницею своего мужа в нравственном возделывании и хранении его сердца, в восхождении по лествице духовного совершенствования. Эта честь принадлежала бы и ее дочерям».

Назначение женщины после грехопадения

После грехопадения «из-за утраты невинности праматерью судьба женщины подверглась новому назначению – скорбному, трудному и грозному. “Умножая, умножу печали твоя и воздыхания твоя, сказал Господь, в болезнех родиши чада твоя и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет” ()». Теперь много скорбного ей придется испытать: неблагодарность, досады, оскорбления, неверность! Старец Порфирий говорит, что «страданиями женщины искупается семейное благо. Так важно назначение жены!».

Каким же стало назначение женщины после грехопадения и в чем теперь состоит ее долг или какие обязанности она должна выполнять? На поприще жизни женщину ждут обязанности супруги, матери, хозяйки и дочери.

Обязанности женщины

Воспитание девочки должно подготовить ее к тому, чтобы в семейной жизни она стала примерной матерью, верной спутницей своего мужа, доброй хозяйкой, заботливой и послушной дочерью.

Обязанности супруги перечислены в первой главе. Здесь лишь укажем, на что обращает особое внимание Глинский иеромонах Порфирий:

Разделять с мужем все многочисленные труды и заботы, счастье и невзгоды;

Благодушно переносить суровость и все странности его характера;

Поддерживать падающие силы его духа;

Разнообразить и возвышать радости мужа.

Обязанности доброй, знающей хозяйки состоят в том, чтобы:

Управлять домом;

Уметь готовить здоровую пищу;

Иметь навыки оказания первой медицинской помощи;

Насаждать вокруг себя дух мира, согласия и любви.

Главная обязанность женщины как примерной, благоразумной матери – «содействовать просвещению ума и сердца детей своих», воспитывать их в знании и соблюдении нравственных законов, то есть в духе благочестия.

Обязанности детей указаны в первой главе. Иеромонах Порфирий обращает внимание на обязанности дочери:

Чтить отца и мать;

Быть послушной по отношению к своим родителям на протяжении всей своей жизни;

Заботиться о них (особенно в старости и немощи) с любовью и терпением.

Какие добродетели особенно нужно воспитывать у девочек

Для выполнения этих обязанностей, по мнению старца Порфирия, женщине требуются добродетели: кротость, терпение, любовь, предусмотрительность. (О воспитании этих добродетелей рассказано в Разделе II учебного пособия «Духовные и нравственные основы образования и воспитания»).

«Святой апостол Петр требует от жен нрава кроткого, тихого, благопокорливого и жизни богобоязненной, чтобы тех из мужей, которые не покоряются слову Божию, мог без слова убедить пример их жен». Рассмотрим более подробно указанные Апостолом добродетели.

О воспитании кротости и тихого нрава у девочек

Преподобный Иоанн Лествичник определяет кротость как «неизменное устроение ума, который и в чести, и в бесчестии пребывает одинаково».

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Кротость, по определению Златоуста, состоит «вообще в перенесении обид, и, в особенности, в перенесении неприятностей не только от высших и начальствующих, но и от низших». При всех обидах и неприятностях … /необходимо/ хранить неизменно спокойствие духа и быть ко всем приветливым и радушным. Это внутреннее расположение… души должно выражаться и вовне – во всех словах и поступках. Такое постоянное расположение духа и внешнее его выражение и есть кротость. Но эта кротость не должна, впрочем, доходить до слабости, до потворства людским порокам; кротость нисколько не исключает строгости и грозного обличения человеческих заблуждений… Требование от /человека/ кротости не лишает его и права законными средствами защищать свою честь». Святитель Филарет Московский пишет: «Обличи злое дело кротким словом, и еще более обличи добрым примером». «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе». ()

Святитель Тихон Задонский называет кротость «плодом духовной мудрости» и «плодом истинной веры».

Кроткое устроение ума позволяет человеку даже в самых сложных жизненных ситуациях принимать верные решения и действовать самым оптимальным образом. Никакие эмоциональные потрясения не в состоянии затмить ум кроткого человека. «Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия».

Кроткий никогда не скажет в гневе слов, о которых потом будет жалеть; он никогда не поднимет руку на другого человека в состоянии ярости; его ум никогда не затмится ревностью и завистью. Ум кроткого неизменно контролирует его действия, слова и чувства; и потому его поступки всегда разумны, и даже в сложных ситуациях он не действует импульсивно и необдуманно. Упорядоченность, которая царит в душе кроткого и проявляется в работе его ума, делает любую деятельность такого человека успешной и эффективной.

«Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость» – пишет святитель Игнатии Брянчанинов. А преподобный Марк Подвижник отмечает, что «кроткий по Богу премудрее премудрых».

Движения сердца кроткого человека подчинено его уму. Это контроль ума человека, который знает и почитает Бога и исполняет нравственные законы.

Преподобный Иоанн Лествичник часто использует слово «кроткий» совместно со словом «тихий».

«Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства. Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд (), паче же на рассуждение».

Святитель Тихон Задонский пишет о тихом устроении души: «Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет: тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать».

Методы воспитания кротости

1. Метод примера .

Пример кротости – кротость Спасителя, Пресвятой Богородицы, примеры жизнеописания святых должны быть главными образцами для девочки в воспитании у нее этой добродетели.

2. Метод наставления .

Девочек учить с ранних «при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться».

Учить девочек не раздражаться;

«Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется».

Пресекать у девочек гнев;

«Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения».

Прививать терпение, в том числе занимая их рукоделием.

О воспитании благопокорливого нрава

Что значит благопокорливый нрав? «Благопокорливый – покорный, смиренный, послушный». «Человек должен почитать Бога покорением воли своей Его воле. Истинное богопочитание рождает истинную покорность».

Основные методы воспитания благопокорливости:

1. Метод примера (покорность Иисуса Отцу Небесному)

Пример родительской покорности Божией воле.

2. Назидания :

Учить все делать ради славы Божией.

Наставлять угождать ближним и всячески о них заботиться

Учить относиться к оскорблениям как к «спасительному пластырю, Господом прилагаемому на рану тщеславия».

3. Метод внушения

Внушать послушание воле Божией, родителям, старшим;

О воспитании богобоязненности (страха Божия)

«Страх Божий, как страж, хранит душу от зла». «Страх Божий очищает от грехов». «Страх Божий удерживает от зла и научает добру».

Основные методы воспитания страха Божия:

1. Метод примера :

Примеры из Евангелия, жизнеописания святых, пример родителей.

2. Метод поучения :

Беседы о свойствах Божиих

Беседы о сущности понятия «страх Божий».

Преподобный авва Дорофей, опираясь на труды святых отцов, говорит, что есть два страха: «один первоначальный, а другой совершенный, один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему. Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенной. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх».

3. Метод наставления .

Старец Амвросий Оптинский на вопрос, как стяжать страх Божий, отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну»

Удерживать язык от зла и уста от лести (не уязвлять ничем совести ближнего, не злословить, не раздражать; не обличать ни в чем ближнего и не соблазнять его)

Исполнять заповеди Божии, делать все по совести

Иметь неослабевающей память смерти и память вечных мучений

4. Метод предостережения .

Учить избегать дерзости, так как она «изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение»

Дерзость, как учит нас преподобный авва Дорофей, «бывает многообразна»: может быть дерзкое слово, осязание, взор; может быть дерзкое действие: прикасаться к другому без необходимости, толкать кого-либо, вырывать что-либо из рук и т. п.

Говорить о том, что надо стараться избегать не только явных, но и тайных грехов

Святитель Иоанн Златоуст особое внимание обращает на воспитание у девочек скромности.

«Прежде всего учите дочерей быть благочестивыми и скромными, <…> не слишком заботится о нарядах. <…> Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее, но и мужа, и не одних детей, но и внуков».

Какого человека называют скромным?

«Скромным же называют того, кто не льстит перед высшими, но снисходительный к низшим, не раболепный, но кроткий, не лицемерный, но не лукавый, благородный. Приучить себя надо к скромному образу мысли».

«Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия».

Таким образом, родители должны воспитывать девочек скромными.

Почему девочек надо отучать от желания «слишком заботиться о нарядах»?

«Одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительнейших признаков нравственных качеств человека», – говорит иеромонах Порфирий.

«Костюмы – вещи бездушные, но сильно действует на душу». Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию и страстям тех, кто их носит, и, соответственно вызывают страсти у тех, кто на них смотрит.

Стыдливость – прирожденный страж невинности девушки

Важной особенностью женской природы, является стыдливость. которая, по определению святых отцов, является «прирожденным стражем невинности девушки», «естественным свойством девической скромности и чистоты».

Старец Порфирий называет стыдливость благодетельным чувством, так как именно стыд может удержать девицу на пути чести, когда «ни представления рассудка, ни очевидная опасность, ни страх наказания, ни всеобщее нарекание, ни другие побуждения» не могут это сделать.

«Природа особенно наделила женщин стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями.

Правила сохранения стыдливости :

Избегать воспоминаний, которые могут привести к нечистым помыслам, отгонять их, как только они возникают;

Следить за работой воображения, не допускать порочных образов, рассеивать их полезной деятельностью или важнейшими размышлениями;

Удаляться неблагопристойных сообществ и неприличных разговоров;

Удаляться льстецов, показывающих восхищение красотою девушки, а на самом деле толкающих на путь нечистых пожеланий.

О целомудрии девочек

Целомудрие преподобный Иоанн Лествичник определял как «всеобъемлющее название всех добродетелей». «Жить целомудренно, в точном значении сего слова, значит жить под управлением целого, неповреждённого здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум, не осквернённый нечистыми мыслями, сердце, не заражённое нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами».

Поэтому очень важно понимать, что целомудрие – это добродетель, затрагивающая все части человеческого устроения – тело, ум, чувства, волю, восстанавливающая их целостность и помогающая преодолеть неестественное состояние человека после грехопадения. «Целомудрию содействует благодать Духа… где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос».

Поэтому целомудренный ум характеризуется целостностью и истинностью суждений; его деятельность не повреждается страстями. «Целомудрие есть здравый (целый) образ мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержность или в окаменение, но хранящий собираемое мудростью доброе и отвергающий все худое; собирающий помысл к себе самому и собою возводящий его к Богу».

Таким образом, целомудрие (целостность ума) – является той основой, на которой формируется благоразумие и мудрость – качества, необычайно важные для каждой женщины. Более того, целостный ум не только помогает держаться доброго и отвращаться злого, защищает от жизненных ошибок, но также определяет и состояние души. В чистой, целомудренной душе все силы находятся в состоянии гармонического равновесия, ведь «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Всеобъемлющая добродетель целомудрия освящает не только ум, чувства, но и тело человека. Это проявляется и во внешнем облике. Если нам бывает приятна чистота и опрятность в одежде, то насколько более важно и заметно это в самом человеке. «Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный». Более того: «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства».

Состояние девства действительно теснейшим образом связано с добродетелью целомудрия. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистой жизнью. Чистым сохраним тело – храм Духа; … «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ()».

Но необходимо понимать, что состояние девства отнюдь не исчерпывает добродетели целомудрия. Святые отцы постоянно предупреждают нас о том, что разрушение целомудрия возможно не только через потерю чистоты тела, но и через «блуд сердца» при внешнем хранении девства. Можно, сохраняя телесную целостность, не иметь целомудрия из-за растленного сердца, помраченного ума, поврежденной воли:

«Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия».

«Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души». Авва Геронтий

«Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем».

С другой стороны, отсутствие телесного девства не является свидетельством отсутствия целомудрия. Более того, супруги, живущие в супружеских отношениях, должны быть целомудренны. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие». «…Телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…».

Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности».

Задача сохранения целомудрия является одной из важнейших жизненных задач каждой женщины. Потеря целомудрия не даром называется падением: «Сколь же велико бедствие – самое это дело – видно из того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев сей грех: они именуют его падением». Потеря целомудрия сказывается на всей природе человека, разрушает не только его тело, но и ум, чувства, волю. «Греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы» – предупреждает преподобный Ефрем Сирин. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) предупреждал своих духовных чад: «Если девица до замужества потеряла целомудрие, она будет как разбитое колесо у телеги; и как его не склеивай, оно всю жизнь будет скрипеть».

Очень важно сформировать в девочках понимание огромной важности сохранения целомудрия. Противостоять своей плотской природе они захотят только тогда, когда осознают реальную опасность гибели тела, души, ума, воли; разрушения семейного счастья; потери возможности Богообщения и превращения в рабынь в руках врагов рода человеческого; опасности для судьбы и здоровья будущих детей. Но не только личное счастье находится в прямой связи с добродетелью целомудрия, но и жизнь общества в целом. Святитель Филарет, митрополит Московский, указывает: «Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной».

Из сказанного следует, что целомудрие, которое характеризует состояние целостной чистоты человека, жизненно необходимо воспитывать. Каким образом? «Заповедано хранить целомудрие:

Во взглядах

В речах

В сердце».

В числе условий, необходимых для воспитания добродетели целомудрия, святые отцы называют: стыдливость, смирение, послушание, хранение телесных чувств, труд, пост, горячую молитву, внимание, Таинства исповеди и причастия.

Среди причин падения чаще всего упоминается невоздержанность телесных чувств (зрения, слуха, осязания), чревоугодие, долгий сон, праздность, леность.

Среди духовных причин падения: самомнение, гордость, высокоумие, осуждение, празднословие, тщеславие.

Все это указывает нам основные направления педагогической работы – что нужно пресекать, от чего необходимо детей беречь, а к чему, напротив, прививать склонность и осознанное устремление.

Почему воспитание указанных добродетелей должно являться целью трудов девичьих наставников? Потому что этими добродетелями «обусловливается и семейное счастье, и благосостояние обществ, и блаженный удел в вечности».

Если с детства готовить женщину к выполнению обязанностей жены, матери, хозяйки, дочери, то результат такого воспитания старец Порфирий описывает так: «Семейная жизнь потечет светлою струею, без перерывов и столкновений, расходы сократятся, прихоти и причуды всякого рода уступят место существенным потребностям, во всем окажется избыток…, члены семейства, будучи все согласны между собою в целях жизни, сольются в одно прекрасное целое».

В процессе девического воспитания нужно учитывать определенную способность женщин влиять на детей, на мужа и на общество.

Влияние на детей

«Женщина самому зародышу ребенка передает кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти догадываться о счастливой будущности детей».

Ярким примером влияния благочестия женщины на ее детей является семья, в которой вырос святитель Василий Великий. Благодаря исключительным нравственным качествам матери из шестерых детей трое стали святыми. «Удел быть матерями благонравных детей, здоровых душой и телом, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, но тем, которые живут в благочестии и чистоте».

«Все великие мужи моральными своими доблестями самым непосредственным образом были обязаны высокому благочестию матерей».

«По свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

Влияние на мужчин

Особое влияние женщины имеют и на мужчин. Старец Порфирий отмечает у женщин особую «силу убеждения», отчего «нередко, – пишет он, – мужчины медлительные, нерешительные, холодные воодушевляются на необычные предприятия, жертвуют свободою, спокойствием, честью, жизнью».

Пример жизни благочестивой женщины способен и без слов убедить мужа, который раньше не покорялся нравственному закону, и послужить его исправлению. Это подтверждает множество примеров. Например, жизнь блаженной Моники, матери блаженного Августина, которая своим примером привела мужа к истинной вере. Поэтому святой апостол Петр дает женщинам такое правило: украшать себя не внешним плетением волос и нарядами, но благочестием и скромностью, пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Как величественна была бы такая женщина, – говорит старец Порфирий – в таком украшении! «Каждое ее слово, каждое движение, каждый взгляд внушали бы всем доверие и уважение к ней…. В благочестивой и целомудренной женщине все привлекательно, все прекрасно, все назидательно».

Женщина высоконравственная облагораживает мужчин. «Женщина, проникнутая чувством благочестия, имеющая мирные добродетели, внушает мужчинам уважение и тем самым облагораживает их».

Влияние на общество

Старец Порфирий, говоря о влиянии женщины на общество, раскрывает необходимость согласовывать воспитание девочек с их предназначением. «Даже язычники не упускали этого из вида. Чтобы дать Спарте граждан крепких и сильных, готовых к самоотвержению для славы Отечества, заранее, с самого младенчества, готовили к этому прежде всего матерей. И такое воспитание девочек произвело переворот в республике. И образовало женщин с необычайной твердостью, даже геройством духа. Один этот пример говорит о великой нравственной силе женщины.

Как много могло бы дать для блага человечества воспитание, проникнутое идеей христианства?

Старец Порфирий говорит об очевидности того факта, что «сумма добра или зла слагается из частных устремлений, которые матери приносят обществу в лице своих детей».

«Когда пала праматерь, не устоял и праотец – и все подверглось крушению». По этой же схеме происходят события и в современном мире. Когда женщина не выполняет свой долг, то в семействах нарушается порядок, в свою очередь, «семейные смуты сказываются на обществе: из-за них происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные».

Насколько важно для общества выполнение женщиной своего долга, раскрывают слова старца Порфирия: «Мир прекрасен в той мере, в которой женщина сохраняет верность своему долгу».

Основные правила воспитания девочек

1. Девочка должна быть воспитана в духе святой веры. Душа, в которой обитает страх Божий, отличается чистотой, здесь нет места для порока и преступления.

2. Девочек нужно готовить с детства ко всем положениям жизни, так как, по словам старца Порфирия, обстоятельства их будущей жизни зависят исключительно от Промысла Божия.

3. Устранять все случаи и поводы, служащие девушкам к соблазну.

4. Необходимо научить девочек с детства беречь органы чувств (глаза, уши) от соблазнительных образов и звуков.

5. Не расточать им похвалы, а хвалить и ласкать в меру.

6. Внимательно относиться к внешним проявлениям нравственного чувства у девочек (к походке, взгляду). «Одеяние <…> и смех зубов и стопы человека возвестят, яже о нем» ().

7. Уберегать от легкомыслия и рассеянности пустых занятий, обучить разным видам рукоделия. Рукоделие является одним из важных средств воспитания терпения.

8. С детства обучать их ведению домашнего хозяйства.

В рассказе В. И. Даля (из книги «Картины из быта русских детей) девятилетняя девочка вместе с мамой составляет список необходимых для семьи продуктов, учится не приобретать ничего лишнего и разумно распоряжаться отведенными средствами.

9.  Приучать девочку с детства заботиться о ближних.

10. Круг чтения девиц должен непременно включать Священное Писание, жития святых.

Все родители хотят видеть своих дочерей счастливыми. Что же составляет счастье девиц? Плоды христианского воспитания, те добродетели, которые они будут бережно хранить в своих сердцах. Старец Порфирий говорит, обращаясь к родителям: «Отцы и матери! Напечатлейте в вашей памяти эту опытную истину: что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию. Есть возможность им потерять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеряют они того, что собрано и хранится в собственных душах их. Положите же для себя правилом - воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их со всяким опасением, как драгоценные залоги народного благоденствия».

Московская педагогическая академия

Духовные и нравственные основы образования и воспитания

под редакцией доктора педагогических наук


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди