24.08.2019

Зона ближайшего развития — концепция обучения Выготского. Учебно-методический материал на тему: «Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Соотношение обучения и развития.» реферат


Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие».

Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

Часто цитируют высказывание из работы «История развития высших психических функций» (написанной в 1931 году, опубликованной только в 1960 году): «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».

В книге «Мышление и речь» Лев Выготский писал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.
Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.

Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие. Формальная дисциплина каждого школьного предмета является той сферой, в которой совершается и осуществляется это влияние обучения на развитие. Обучение было бы совершенно не нужно, если бы оно только могло использовать уже созревшее в развитии, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового.

Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин, Монтессори и др., сензитивным периодом . Как известно, этим именем знаменитый биолог де Фриз обозначил те установленные им экспериментально периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определённого рода. В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения.
В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное действие на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали выше оптимальными сроками обучения. Разница заключается только в двух моментах:

1) в том, что мы пытались не только эмпирически, но и экспериментально и теоретически определить природу этих периодов и нашли объяснение специфической чувствительности этих периодов к обучению определённого рода в зоне ближайшего развития, что дало нам возможность разработать метод определения этих периодов;

2) в том, что Монтессори и другие авторы строят своё учение о сензитивных периодах на прямой биологической аналогии между данными о сензитивных периодах в развитии низших животных, найденными де Фризом, и между такими сложными процессами развития, как развитие письменной речи.

Продолжение »

Формирование двух и более моделей поведения .

Чтобы понять, что подразумевает под собой термин «зона ближайшего развития», взгляните на трехлетнего ребенка – что он может сделать самостоятельно?

Основные навыки, которые он осваивает с помощью родителей, — это умение есть, одеваться, застегивать пуговички и т.д. Но вот шнурки мало кому из маленьких маминых помощников самому удастся завязать в возрасте 3 лет, даже если родители множество раз будут демонстрировать пример своему чаду.

Эти и другие подобные бытовые ситуации – наглядный пример понятия областей ближайшего и актуального развития. То, что ребенок может самостоятельно сделать, – явления из зоны ближайшего развития, а то, для совершения чего он будет нуждаться в помощи, – зона актуального развития. Расположение этих уровней позволило создать основу отечественной концепции психологического познания соотношения возможностей обучения и способностей умственного развития детей.

Выделить уровни (зоны) развития психического здоровья ребенка смог в свое время . Своим открытием он продемонстрировал, что фактическое сопоставление степени умственного развития и изучения нового может быть определено путем выявления уровня реального (актуального) развития индивида и ближайшей к нему зоны (обучение).

В частности, благодаря существованию зоны ближайшего развития (ЗБР) возможен прогресс, улучшение и перспектива развития характеристик детей. Соответственно, действенным будет только тот метод, прием или навык обучения, который будет опережать реальное состояние развития индивида.

Где применяются подходы и каково их практическое использование

В настоящее время понятие «зона ближайшего развития» можно встретить не только в научной сфере психологии и педагогической деятельности, но и в рамках отрасли социально-психологического познания личности. И в этой ситуации контекст термина может быть преображен, обретя определенное своеобразие.

Поэтому в психологии данное понятие соотношения развития применяется для демонстрации потенциальных перспектив развития конкретной группы личностей, которые она принимает в условиях осуществляемого извне социального контроля либо под руководством конкретного лидера.

Но для того чтобы понять, где могут применяться обозначающие степени развития индивидов термины, а также понять: зона ближайшего и зона актуального развития — что это, можно вернуться к примеру с ребенком.

Ни для кого не секрет, что дети могут познакомиться с окружающим миром, познать его либо посредством восприятия и повторения (подражания), либо путем присвоения собственного опыта в результате неоднократных проб и попыток. В большинстве случаев ребенок познает мир через и взаимодействие с обстоятельствами и людьми, которые окружают его.

Происходить это может на фоне общения со взрослыми и одногодками, в процессе игр, совместной деятельности. И такой вариант развития детей считается оптимальным, ведь эффективнее всего обучение человека происходит через непосредственный контракт с окружающими его людьми.

Несомненным остается тот факт, что впервые знакомясь с новым термином (или понятием, проявлением эмоции, социальным статусом), ребенок до этого ничего о нем не знает. Таким образом, можно утверждать, что ежедневно происходящие в его жизни события – из зоны опережающего развития, так как они минимум на одну ступень стоят выше его настоящих знаний, навыков, умений. Согласитесь, отрезок между ранее знакомым и незнакомым (привычным и новым) в одиночку осилить практически нереально, не говоря о том, что для детей это особенно сложно.

Таким образом, зоны развития ребенка обусловливают процессы становления личности и принятия ею психических функций более высокого ранга. К этой категории можно отнести возможность самостоятельного восприятия, запоминания, мышления, а также речевые ресурсы. Как и другие качества и характеристики ребенка, эти психические функции формируются под воздействием его окружения и, в частности, благодаря тесному взаимодействию его с людьми во время применения знаний на практике.

Изначально новые психологические функции ребенка выступают внешними явлениями для него. Однако с течением времени они становятся составляющими внутренних психических процессов. В результате индивид начинает использовать их так же, как и другие, полученные им при появлении на свет.

Поэтому когда только начинается формирование психического процесса, он пребывает еще в области ближайшего развития. По мере того как происходит становление, полное формирование процессов, они переходят к области развития актуального.

Если обратить внимание на практические примеры, то они полностью подтверждают, что понятие «зона ближайшего развития» обладает широким спектром применения. Оно может использоваться в совершенно разных отраслях жизнедеятельности детей, влиять на формирование у них всевозможных навыков и умений, а также способствовать накоплению новых знаний.

В то же время при первых упоминаниях о зоне ближайшего развития изначально подразумевалось описание развития умственных способностей. В некоторых случаях это понятие было отражением соотношения развития детей и их обучения.

Возвращаясь к теории знаменитого отечественного психолога и педагога Льва Выготского, отметим: считается нормой, если психика индивида в некоторой степени отстает от уровня материалов, которые ему преподносятся для обучения. То есть психическое развитие как бы тянется к изучаемому.

И «зазор», который постоянно присутствует между зонами ближайшего и актуального развития, очень важен. Именно этот промежуток позволяет индивиду (ребенку) развиваться, совершенствоваться, прогрессировать. При отсутствии такого «зазора» потенциально развивающийся психический уровень ребенка и происходящие внутри процессы могут остаться навсегда нереализованными, пребывая в зоне нераскрытого потенциала.

Именно поэтому в педагогике особое внимание уделяется зоне ближайшего развития. В связи с этим появилась особая форма преподнесения знаний, основой которого стала ЗБР, развивающее обучение. Эта форма направлена на развитие допустимых характеристик и скрытых возможностей ребенка, а потому применяется в качестве дополнительной методики к традиционной школьной программе обучения.

Приемы и позиции обучения

Теория опережающего развития использует приемы, которые демонстрируют великолепные результаты обучения на практике, когда необходимо повысить уровень развития слабоуспевающих детей. Такие методы использует каждый современный и грамотный педагог или учитель.

Они помогают также родителям, дети которых ходят в школу (особенно в младшие классы). Дело в том, что у младшеклассников большинство свойств памяти и мыслительные процессы, необходимые для успешного обучения, являются несформированными, но уже пребывают на стадии «созревания».

На практике применение понятия «зона ближайшего развития ребенка» можно рассмотреть на примере ученика второго класса. При выполнении домашнего задания у него не получается решить задачу. Причин тому несколько, но выход из ситуации всего один – ребенку нужна помощь со стороны. С решением задачи ему могут помочь родители, используя один из методов:

1. Расписать условие и путь решения задачи и попросить ребенка повторить.

2. Спросить, что именно в задаче ему непонятно, и разъяснить только этот момент.

3. Задавать наводящие вопросы в надежде, что он сам сможет найти решение.

4. Представить задачу в игровой форме, чтобы ребенок стал ее непосредственным участником и сам нашел путь решения.

Каждый из этих вариантов – актуальное взаимодействие ребенка со взрослым, представляющие общение с разных позиций. В данной ситуации прогресс индивида зависит непосредственно от того, к какому варианту объяснения прибегнет родитель. Помимо этого выбранный вариант общения сможет охарактеризовать ширину зоны ЗБР.

Таким образом, можно выделить несколько позиций общения:

  • Независимая – взрослый проявляет лишь самую малую помощь, чтобы стимулировать ребенка к нахождению необходимого пути и разрешению процесса.
  • Равная (соревнование) – взрослый и ребенок представляют две команды, которые действуют одновременно.
  • «Снизу» — позиция, при которой взрослый стимулирует мышление ребенка при помощи наводящих вопросов, подсказок.
  • «Сверху» — позиция, при которой взрослый является учителем, разъясняющим детально условие, решение и ответ.
  • «Мы» — объединяющая взрослого и ребенка позиция, при которой они действуют заодно, пытаясь найти верный ответ.

Все дети разные, а потому к каждому нужен индивидуальный подход, что предусматривает использование той или иной позиции общения. Но чем меньше подсказок и помощи будет проявлено со стороны человека с более высоким уровнем знаний, тем шире будет близкий круг развития индивида. Если ему сложно справляться с ситуацией даже с дополнительной поддержкой, значит, данный материал пока пребывает в зоне ближайшего развития. Пока на время отложите освоение подобных знаний.

Чтобы максимально эффективно применять понятие зоны ЗБР на практике в отношении своего ребенка, достаточно соблюдать основные рекомендации:

1. Определить спектр действия зоны ближайшего развития своего чада, применяя разные принципы общения в различных ситуациях, либо последить за чадом во время освоения им нового материала в условиях спонтанности. На фоне полученных данных сделайте выводы, какие методы наиболее эффективны.

2. Постепенно помогайте расширять ЗБР ребенка, пока материалы из зоны ближайшего развития не окажутся в области актуального. Увеличение зоны возможно посредством применения разных вариантов общения, начиная с самой значительной помощи и сводя ее «на нет», ограничиваясь только подсказками.

3. Поместить ребенка в условия, где один взрослый имитирует позицию «сверху», а другой – «мы»-позицию. В этом случае оба взрослых окажут ребенку необходимую помощь, стимулируя его развитие «изнутри», чтобы расширить границы ЗБР. Этот прием считается самым эффективным.

4. Мнение родителей о том, что в условиях постоянной помощи ребенок самостоятельно не будет развивать ЗБР, является ошибочным. В связи с этим нужно видеть, когда ребенок в одиночку не может справиться с новым материалом, и оказывать ему посильную помощь, а чтобы дети стали самостоятельными, достаточно не выполнять за них то, что они могут делать сами.

Применяя на практике понятие ЗБР, учитывайте индивидуальность и реальные потребности детей, не форсируйте события. Старайтесь следить не за скоростью, а за качеством и глубиной восприятия. Автор: Елена Суворова

Используя зону ближайшего развития по Выготскому для воспитания собственного ребенка, родители помогают малышу активно и гармонично развиваться.

Здорово, когда в вопросах, связанных с воспитанием и обучением детей, родители полагаются не только на собственную интуицию, но и интересуются трудами классиков, так называемых отцов педагогики и психологии. Одним из таких выдающихся ученых, идеи которого остаются актуальными уже второе столетие, является и Л. С. Выготский.

Определив связь между психическим развитием и обучением, он разделил знания и навыки детей на две области и ввел понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Определение и применение этих зон помогает разобраться, чему именно необходимо обучать ребёнка сейчас, а с чем пока не стоит торопиться. Это понимание чрезвычайно важно сегодня, когда родители то и дело спешат «загрузить» свое чадо знаниями с раннего детства, притупляя излишней торопливостью интерес к обучению. Поможет зона актуального развития и тем, кому нужно «подтянуть» своё чадо в случае отставания от сверстников.

Что же такое зона актуального и ближайшего развития?

Зоной актуального развития (ЗАР) считается тот набор знаний и умений, которым ребёнок владеет в совершенстве. При этом то, что он может выполнить под контролем или при помощи других, называется зоной ближайшего развития (ЗБР).

Приведем пример. Трёхлетний малыш с лёгкостью надевает простую одежду, но не всегда может верно определить её переднюю сторону или вывернуть с изнанки. То, что он надевает сам входит в зону актуального развития, а вот умение находить лицевую сторону, например, колгот, придёт лишь после нескольких подсказок родителей. Так из ЗАР, этот навык перейдет в ЗБР.

Тематический материал:

Или же обувь. В три года дети только учатся определять левый и правый ботинок. Это и есть ЗБР, т.к. после нескольких «уроков» он начнет справляться сам. Но шнуровке учить кроху в этом возрасте бесполезно. Ведь чаще всего этот навык осваивается лишь к 4 годам, когда мелкая моторика будет достаточно развита. Значит, шнурование войдет в ЗБР несколько позже, а сейчас, даже после многочисленных объяснений, завязать шнурки малышу не удастся.

Обе зоны должны находиться в гармоничном соотношении. Обучение малыша тому, что лежит за пределами его ЗБР, приведёт лишь к потере времени и сил, потому как ему попросту пока не хватает для этого необходимых ресурсов.

В то же время лишение маленького человечка новых знаний, зацикливание на уже сформированных навыках, тормозит его развитие.

Как определить зону ближайшего развития

Прежде всего необходимо выяснить, какой деятельностью кроха владеет в совершенстве на данный момент, т.е. ЗАР. При одинаковой степени развитости этой зоны, уровень потенциальной обучаемости у детей может значительно отличаться. Как же тогда найти границы между этими зонами и понять, когда малыш готов пойти вперёд?

ЗБР в теории

В своих трудах Выготский приводит в пример проведённый эксперимент, в котором два 8-летних мальчика решали одинаковые задачи. Оба отлично справились, т.к. сложность соответствовала их возрасту.

Затем детям предложили более трудные задания и дали в помощники взрослых. При одинаковой помощи один из ребят разобрался с материалом для 12-летних детей, другой же ограничился задачками для 9 лет и не смог пойти дальше.

О чём это говорит? Дети, сталкивающиеся с одинаковыми проблемными ситуациями, в разной степени готовы их решить, потому что имеют индивидуальный объём ЗБР.

Конечно, родители не могут провести такой эксперимент, да и не каждый современный специалист способен на эту диагностику. Но кто, как ни родитель способен зорко отслеживать новые возможности своего чада, когда ещё вчера неуверенный в своих действиях малыш демонстрирует хорошо отработанный навык.

ЗБР на практике

Поручив крохе выполнить какой-то новый вид деятельности (собрать картинку-пазл, вымыть свои ботинки или склеить аппликацию), не торопитесь ему помогать при первых же затруднениях.

Тематический материал:

Как только поймёте, что кроха зашёл в тупик, ненавязчиво предложите дозированную помощь. Такую, чтобы он понял, как действовать дальше.

Также, чтобы привить какой-то навык, можно предложить готовый «сценарий» работы, где в ходе совместной деятельности дитя повторяет действия взрослого («Давай вместе», «Делай, как я»). А как только заметите, что у него всё получается, позвольте работать самостоятельно.

Самая распространённая ошибка невнимательных или чересчур заботливых родителей – лишение детей той самой самостоятельности. Выполняя посильные малышу действия, они сами сужают круг его ЗБР.

Приведём пример. На детской площадке гуляют две мамы с детьми одного возраста. Оба малыша хотят взобраться на качели. Одна мама, просит своё чадо залезть самостоятельно, подсказывая как лучше за них ухватиться. Другая же, откликается на протянутые ручки и быстро садит малыша в качели. Пройдёт немного времени, и первый карапуз научится сам лезть на качели. У второго же этот навык долго останется вне ЗБР.

Как использовать ЗБР для гармоничного обучения

Перед тем, как освоить новую деятельность, дети подолгу наблюдают за взрослыми, подражают им и лишь, потом начинают воспроизводить всё самостоятельно. Поэтому первое, что должны уяснить родители — ребёнку нужно общение и взаимодействие.

Эффективнее всего, когда эта совместная деятельность взрослого и ребёнка основана на сотрудничестве. Взрослый не просто осуществляет руководство над действиями обучаемого, он оказывает дозированную помощь, которая поддержит интерес и подтолкнёт к дальнейшим действиям.

  • Определяемый уровнь ЗАР диктует задачи для ЗБР, подсказывая как загрузить чадо сложными, но посильными с вашей помощью заданиями. Например, кроха хорошо произносит своё имя. Значит, новой задачей будет обучение его фамилии;
  • Давая ему что-то новое, обязательно удостоверьтесь, что предыдущие знания прочно вошли в ЗАР. Для этого вначале повторите усвоенное, и лишь потом предложите усложнённую задачу;
  • В роли педагога, который помогает освоить новый навык, не обязательно должен быть взрослый. Это может быть любой близкий ребёнку человек, даже сверстник. Главное, чтобы в интересующем вопросе он разбирался лучше обучаемого и успешно с ним сотрудничал.

Как научить ребёнка чему-то новому?

  1. Для сложного навыка нужно тщательно подготовить почву. Хотите, чтобы малыш рисовал пейзажи? Будьте готовы к тому, что вначале будут только «каляки-маляки». Чадо не может управлять карандашом? Начните с мелков!
  2. Делайте всё вместе! Ребёнок наблюдает и подражает. Чтобы дитя заинтересовалось чтением, покажите, что это интересно, читайте ребёнку, и лишь, и тогда, когда его познавательные функции созреют для чтения, он с удовольствием будет изучать буквы.
  3. Закрепляйте усвоенное. Для прочного формирования навыка, ему необходимо кропотливое многократное повторение.
  4. Будьте внимательны! Чувствуйте своего ребёнка. Только родители могут точно ответить, что интересно чаду, в чём нужна поддержка, а что пока слишком сложно.
  5. Обучение идет впереди развития. Задачи, требующие напряжения мыслительных процессов, помогают развиваться психическим функциям. Только так умения из ЗБР перейдут в ЗАР и станут базой для новых навыков.

Почему критикуют ЗБР Выготского

С введением в психологию понятия ЗБР, вокруг концепции Выготского появилось немало споров. Главный аргумент критиков – это прививание «несамостоятельности» детям, когда им всё время предлагается действовать по шаблону, механически следуя готовым советам взрослых. Всё это лишает развивающуюся личность оригинальности мышления, подрывает её независимость.

Тематический материал:

Критикуя Выготского, сторонники естественного развития предлагают такое освоение действительности, при котором маленький человечек сам решает, что ему делать и выполняет свою деятельность без помощи взрослого.

Тем не менее, концепция учёного, безусловно, является плодотворной. Практическим путем неоднократно доказано, что без опыта взрослых развитие детей обязательно замедляется и не достигает возможного уровня.

Каждый родитель может использовать ЗБР для обучения и воспитания своего отпрыска. Главное, научиться сотрудничать, чувствовать, где угасает познавательный интерес, и вновь его возвращать новыми подходами и способами взаимодействия.

Достигая определенного возраста, ребенок научается определенным делам, которые он может делать сам – ходить, застегивать пуговицы, мыть руки и т.д. Но в то же время для него существует еще и ряд таких дел, которые он может сделать только с помощью взрослого. Вот эта вторая категория и является зоной ближайшего развития ребенка. К третьей категории дел относятся остальные действия, в том числе и те, которые ребенок в данный момент освоить не в состоянии, даже с помощью родителей.

Л.С. Выготский доказал, что расширение умений ребенка происходит только за счет тех действий, которые относятся к зоне ближайшего развития: завтра ребенок будет самостоятельно делать то, что сегодня он делал с мамой и папой. Таким образом, если родители много занимаются с ребенком, зона его ближайшего развития становится максимально широкой и не включает только то, что он освоить не в состоянии. Такой малыш очень быстро усваивает множество навыков и умений, чувствует себя увереннее, благополучнее, успешнее. Предоставляя ребенка самому себе, родители сужают его зону ближайшего развития, снижают его потенциал.

Наглядно этот закон можно представить на примере того, как вы обучаете своего малыша езде на велосипеде. Сначала вы сажаете ребенка на велосипед и катите его, держа за руль. Постепенно ребенок начинает сам крутить педали и рулить, но вы продолжаете придерживать велосипед за сиденье. Наконец, вы отпускаете велосипед, и ребенок едет самостоятельно. Очень важно понять, когда наступает время отпустить: если вы сделаете это рано – ребенок может упасть и начать испытывать страх, отпустите поздно – у малыша разовьется чувство неуверенности в своих силах.

Как еще можно использовать в воспитании закон Л.С. Выготского

Множество родителей рано или поздно сталкиваются с тем, что ребенок перестает слушать то, что ему рекомендуют или велят родители. Чаще всего эти словесные посылы вызывают обратную реакцию – нельзя заставить ребенка читать, если вы сами не берете в руки книгу. Если вы хотите привить своему малышу полезные привычки, придерживайтесь их сами: устраивайте семейные чтения и соревнования, ходите на рыбалку, катайтесь на лыжах или коньках.

Какие еще эффекты можно получить от совместной деятельности? У ребенка в лучшую сторону меняется общая способность к обучению, растут его самооценка и удовлетворенность собой. Кроме этого, совместная деятельность родителей и детей способствует возникновению долгой дружбы и хорошего взаимопонимания.

1. Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели

2. Выделить принципиальные особенности обучения и развития

3. Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского

4. Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат по предмету:

«Психология»

Тема: «Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Соотношение обучения и развития.»

План

Введение…………………. ……………………………………………….3

Глава 1. Понятие обучения. Общее понятие о дидактике. Дидактические модели…………………………………………………………. 4

1.1. Понятие обучения. Общее понятие о дидактике………………….. 4

1.2. Дидактические модели…………………………….. ………………..4

1.3. Основные характеристики развивающего обучения……… ………5

Глава 2. Проблема соотношения обучения и развития………. ………..7

2.1. Различные теории о соотношении обучения и развития…………. .7

2.2. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития……. 9

Глава 3. Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии………………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………….. ………...14

Список использованной литературы…………………………………… 16

Введение

В последние годы все больше возникает потребность в новых методах, подходах к обучению и образованию, которые бы отвечали прогрессивным требованиям и тенденциям XXI века.

В ХХ веке быстрыми темпами развивалась психология. В том числе были проведены исследования и открыты новые закономерности формирования особы ребенка. В этой связи необходимо упомянуть исследования Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева. Эти исследования легли в основу многих педагогических идей. Некоторые из этих идей будут отражены в реферате « Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Соотношение обучения и развития.

Цели:

  1. Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения
  2. Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.
  3. Показать преимущества развивающего обучения

Задачи:

  1. Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели
  2. Выделить принципиальные особенности обучения и развития
  3. Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского

4. Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

Глава 1. Понятие обучения. Общее понятие о дидактике. Дидактические модели.

1.1. Понятие обучения. Общее понятие о дидактике.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и дошкольников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие детей.

Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения (В. Ратке).

Дидактика в конечном счете должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».

Предмет дидактики – обучение. Предмет дидактики – связь преподавания и учения, их взаимодействие.

1.2. Дидактические модели.

Процесс обучения основан на определенной дидактической модели:

  1. Традиционная модель. Эту дидактическую модель связывают прежде всего с именем немецкого ученого И. Ф. Гербарта.

Цель обучения – формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

Гербарт ввел понятие воспитующее обучение: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность.

Структура обучения:

  • Ступень ясности. Выделение материала и углубленное его рассмотрение.
  • Ступень ассоциации. Связь нового материала с прошлыми знаниями.
  • Ступень системы. Обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.
  • Ступень метода. Понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

2. Педоцентрическая модель . Ее появление связывают с именем американского педагога Д. Дьюи. Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка.

Цель обучения – развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

3. Современная модель , в которой выделяют ряд теорий:

  • Сообщающее обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Программированное обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Развивающее обучение.

1.3. Основные характеристики развивающего обучения.

В основу развивающего обучения положены следующее принципы:
1. Ведущая роль в развитии принадлежит обучению. Последователи теории Л. С. Выготского считают, что обучение может сильно подействовать на развитие ребенка и поэтому должно идти впереди развития.

2. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.
3. В основе обучения должен находиться активно-деятельностный способ (тип) обучения. Успешность процесса усвоения знаний зависит от того, как организован процесс ориентации ребенка в учебном материале. В зависимости от способа ориентации и его полноты выделяется три типы обучения:

  1. Ориентировочная основа действия дается воспитаннику в готовом виде в качестве примера с неполным набором ориентиров и указаний. Ребенок, много раз выполняя аналогичные действия, путем проб и ошибок достигает необходимого результата. Процесс обучения при этом идет стихийно.
  2. Воспитаннику в готовом виде дается полная ориентировочная основа действия (программа выполнения формируемого действия по шагам – алгоритм) для решения отдельных конкретных практических задач. Система ориентиров помогает избежать ошибок, но не позволяет ребенку свободно оперировать полученными знаниями, потому что для каждого следующего задания он ждет от учителя готового примера выполнения действия.
  3. Воспитанник подводится к выяснению основных принципов работы с тем или иным материалом. Педагогу важно научить ребенка так анализировать объекты, чтобы он самостоятельно смог устанавливать систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения заданий определенного типа. Ориентировочную основу своих действий он складывает сам. Обучение при этом с самого начала является полностью сознательным: ребенок не только понимает то, чему он должен научиться, но и владеет способом такого обучения. Именно такое обучение способно вести за собой развитие, потому что оно вооружает его методом нахождения основных специфических особенностей исследуемого предмета и позволяет в дальнейшем действовать самостоятельно.

4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. Придать обучению по-настоящему развивающий характер, обеспечив условия для развития у дошкольников воображения, рефлексивного мышления, желания и умения учиться, возможно только через активное включение ребенка в учебный процесс. Ребенок становиться субъектом учебной деятельности на основе таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, умение вступать в сношения с другими людьми.

5. Целенаправленное формирование мотивационной основы учебной деятельности. Прежде чем предлагать ребенку какую-нибудь деятельность, нужно постараться заинтересовать его ею.

6. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. Педагог может целенаправленно воспитывать детей только при постоянном сотрудничестве с ними, с их окружением, опираясь на желание и их готовность действовать вместе с воспитателем.

7 . Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Глава 2. Проблема соотношения обучения и развития.

2.1. Различные теории о соотношении обучения и развития.

Выдающийся ученый Л.С. Выготский (1896-1934) работал во многих областях психологии и создал несколько оригинальных научных теорий. Среди психологов и педагогов наиболее известна сейчас его культурно-историческая теория психического развития человека. Важное место в этой теории занимает способ решения Л.С. Выготским проблемы соотношения обучения и развития или проблемы развивающего обучения.

В 1935 году (через год после смерти Л.С. Выготского) вышел сборник его статей под названием «Умственное развитие детей в процессе обучения». В него вошла статья «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте», написанная им в 1933/1934 году. В ней Л.С. Выготский, во-первых, изложил основные теории соотношения обучения и развития (которые в несколько модифицированном виде существуют до сих пор), во-вторых, сформулировал гипотезу о характере этого соотношения (в 60-90-е годы благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова эта гипотеза превратилась в развернутую теорию развивающего обучения).

Довольно длительное время - до работ Л.С. Выготского и после них - педагогическая психология и детская психология существовали изолированно друг от друга. Закономерности психического развития ребенка детские психологи (А. Гезелл, Ж. Пиаже и др.) изучали и описывали безотносительно к тому, чему и как его учат и воспитывают в разные периоды жизни дома и в общественных учреждениях. Эти психологи полагали, что психическое развитие человека протекает независимо от обучения и воспитания по своим собственным законам. Сама же организация процессов обучения и воспитания должна учитывать эти законы.

Л.С. Выготский полагал, что такое обучение ориентируется не на завтрашний, а на вчерашний день.

Этой теоретической позиции соответствует определенный метод исследования. Например, при изучении проблемы умственного развития исследуются мыслительные действия, максимально не зависящие от содержания конкретных знаний (такой метод использовал Ж. Пиаже).

Согласно этой теории развитие и созревание детей являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Согласно второй теории обучение и развитие – два тождественных процесса.

Обучение выступает в качестве источника развития, формирующего у ребенка такие функции, которые без него вообще в развитии возникнуть не могут.

С этой точки зрения любое обучение можно считать развивающим, так как обучение детей каким-либо знаниям приводят к развитию у них всевозможных привычек.

В третьей теории сделаны попытки преодолеть крайности двух первых путем простого их совмещения. Развитие мыслится как процесс, от обучения независимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным обучение, а последнее как бы стимулирует и продвигает вперед развитие (созревание).

2.2. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития.

На основе углубленного анализа обширных фактических материалов, связанных отношениями между обучением и развитием, Л.С. Выготский формулирует положение о том, что умственное развитие имеет два уровня:

  1. Уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам;
  2. Уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам.

Первый уровень можно определить, используя задачи, которые дети определенного возраста решают вполне самостоятельно, второй - используя задачи, которые дети того же возраста решают с помощью взрослых и товарищей, в сотрудничестве с ними. Однако эти же задачи дети через некоторое время (но для разных детей неодинаковое) начинают решать самостоятельно.

Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.

Понятие «зоны» конкретизирует общий закон, сформулированный Л.С. Выготским применительно ко всему психическому развитию человека. Согласно этому закону, исходной формой индивидуальных психических функций человека является их предварительное коллективное осуществление.

Динамика умственного развития ребенка, как показывает Л.С. Выготский, страдает и тогда, когда идеальный умственный возраст близок к реальному, и тогда, когда они сильно расходятся. Каковы же оптимальные условия для умственного развития ребенка? Каково должно быть оптимальное расхождение между указанными разными характеристиками умственного развития, чтобы наблюдались его положительные изменения? Какова зона посильной трудности дошкольного обучения для ребенка? Когда наблюдается совпадение идеального возраста с зоной ближайшего развития, то мы имеем оптимальные условия умственного развития ребенка. Следовательно, изучение таких условий связано с исследованием возникновения и внутренней организации указанной зоны.

Следует отметить, что, согласно Л.С. Выготскому, зона ближайшего развития различна у разных детей, поэтому и определение ее величины необходимо проводить конкретно у каждого отдельного ребенка. Благодаря этой зоне ребенок может научиться, решая первоначально те или иные задачи вместе с другими людьми, новому типу индивидуальных действий (вместе с тем даже такие животные, как обезьяны, не могут научиться самостоятельно решать задачи, выходящие за пределы их актуального умственного развития).

Таким образом, можно сказать, т олько то обучение хорошим, которое забегает вперед развития.

Глава 3. Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии.

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Введение феномена «зона ближайшего развития» позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.

Однако в самой концепции Л.С. Выготского подход к изучению «зоны ближайшего развития» (далее ЗБР) только намечен, а современные исследователи трактуют это понятие неоднозначно. Основные направления зоны ближайшего развития.

Одно из них связано с включением понятия ЗБР в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество» и качество помощи – показатель ЗБР. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976). По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.

Е.Е. Кравцова, И.А. Корепанова поставили перед собой задачу поиска такого метода исследования, при котором оказалось бы возможным работать именно с ЗБР. При этом авторы ориентировались на следующие положения теории Л.С. Выготского: общение ребенка с окружающими является источником психического развития в онтогенезе; ЗБР выступает методическим принципом изучения ряда явлений психического развития, и в то же время ЗБР есть самостоятельное явление, но определяемое через способ его обнаружения. В этой связи авторы считают, что предлагаемая ребенку помощь должна варьироваться не по способам ориентировки в задании, а по разным формам и видам общения ребенка со взрослым. Поэтому они сконструировали экспериментальную ситуацию, в которой ребенок умел делать определенное действие и мог выступить по отношению к взрослому как учитель, т.е. научить его определенным умениям.

Результаты экспериментальных исследований показали, что ЗБР – это многоуровневая структура, имеет пограничную часть, наиболее удаленную от актуального развития, периферическую и центральную части. Пограничная часть характеризуется наименьшей осознанностью и произвольностью; двигаясь к центру, способность осознается, дифференцируется.

Также Е.Е. Кравцова, И.А. Корепанова доказывают, что ЗБР – не «завтрашний день ребенка», как традиционно трактуется идея Л.С. Выготского, а его сегодняшний уровень развития, реализуемый в определенных условиях. Оказалось, что при смене условий общения меняется способ решения задачи, следовательно, ЗБР имеет и размерность «глубины», а не только линейную размерность. ЗБР – динамическое образование с возможностью расширения и углубления.

Если Л.С. Выготский в ЗБР видел способ связи обучения и развития, то упомянутые авторы пытаются выявить ее психологическое содержание, без которого считать проблему соотношения обучения и развития решенной нельзя, как невозможно использовать данное понятие в повседневной практике обучения.

Авторы предлагают в качестве единицы анализа взаимосвязи этих двух процессов понятие «культурные средства развития», потому что оно объединяет понятия «развитие» и «обучение». Так, в обучении можно выделить два процесса – овладение знаниями, умениями и навыками и происходящие на их основе изменения субъекта. С другой стороны, развитие можно понимать не только как внутренне детерминированный процесс изменений субъекта, но и как процесс, в котором в определенной степени существует приобретение чего-то нового из внешнего мира. Получается, что обучение и развитие – это две стороны единого процесса овладения культурными средствами развития (КСР). При этом изменение в одной из сфер (например в предметной) ведет к изменению другой сферы (например психотехнической) и наоборот. Есть основания считать, что связь предметного и психотехнического действия непосредственно коррелирует с ЗБР.

Таким образом, особенности ЗБР определяются тем, как сотрудничество со взрослым меняет и развивает «предметное» действие ребенка. При этом собственно уровень ЗБР связан с тем, насколько малое воздействие на одну из сторон КСР может вызвать большее изменение в другой.Итак, тезис о том, что обучение ведет за собой развитие, предполагает, с одной стороны, что обучение должно быть ориентировано на ЗБР, а с другой стороны, что оно меняет зону ближайшего развития (Е.Е. Кравцова).

Заключение

Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей. Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития), этот феномен изучается современными авторами в следующих аспектах:

– закон развития высших функций и ЗБР (М.Р. Гинзбург);

– роль сотрудничества в культурном развитии ребенка
(Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Ж.П. Шопина и др.);

– структура ЗБР (Г.А. Варданян, А.З. Зак);

– соотношение процессов обучения, обучаемости и развития (Е.Е. Кравцова, В.Н. Иванов, И.А. Корепанова).

Л.С. Выготский кроме традиционных видов обучения (прямое и косвенное) выделял реактивное и спонтанное обучение. Оба вида обучения имеют сильные и слабые стороны. Однако чтобы любое обучение было личностно-ориентированным (где ребенок ощущает себя источником действия), необходимо учить детей превращать реактивное обучение в спонтанное, переосмысливать содержание. Принимая в качестве главной мысль Л.С. Выготского о том, что смысл первичен по отношению к значению, последователи культурно-исторической теории развития видят основную цель учителя в том, чтобы он обеспечил условия, в которых ребенок смог бы набраться индивидуального опыта в той культуре, в которой он растет. В данном контексте ЗБР задает направление развития и обучения.

По классическому определению обучение, ориентированное на ЗБР, на завтрашний день ребенка, и есть развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов). По мнению Е.Е. Кравцовой, развивающее обучение должно быть ориентировано не на саму ЗБР, а на ее границы, расширяя их за счет социальной ситуации развития. В этой социальной ситуации развития необходим взрослый, который бы задавал планку, был в позиции «над» ребенком, а другой взрослый – в позиции «рядом». Это основа парной педагогики. Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым

Список использованной литературы.

  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения в трудах Л. С. Выготского/ В. В. Давыдов // Вестник – 1996 – № 1
  2. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения/ В. В. Давыдов // Педагогика – 1995 – № 1 (http://www.akipkro.ru/books/davydov/ponytie.txt)
  3. Культурно-исторические основания зоны ближайшего развития / Е.Е. Кравцова. – Москва, 2008 // Концепция зоны ближайшего развития: хрестоматия / сост. И.А. Корепанова. – Москва: АНО ПЭБ, 2008. – С. 104-106.
  4. Педагогика; под ред. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 1998 – 640 с.
  5. Харламов И. Ф. Педагогика/ И. Ф. Харламов – Минск, 2000. – 560 с.
  6. http://www.portal-slovo.ru


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди