17.05.2019

Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников. Методический материал «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы


Э.И.Изотова

Студентка психолого-педагогического факультета ГБОУВО РК «КИПУ»

г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Мустафаева Зюре Исмаиловна кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУВО РК «КИПУ» г. Симферополь, Россия.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка. Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения. В статье рассматриваются вопросы влияния художественной литературы на всестороннее развитие ребенка. Предложены различные возрастные группы и рекомендована литература, которую можно использовать для чтения с детьми.

Ключевые слова

Художественная литература, развитие, ознакомление, дошкольный возраст, всесторонне развитие, чтение,

художественное произведение, дошкольник

«Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя» В. Сухомлинский.

Привлечение детей к чтению в наше время стало большой проблемой. С появлением высокоразвитых технологий и большим количеством источников информации все реже можно увидеть человека, увлеченного чтением. Взрослые не только сами потеряли интерес к литературе, но и не прививают любовь к книге своим детям - это привело к тому, что многие дети не знают сказок и былин своего народа, знаменитых русских и зарубежных писателей. Дети отдают предпочтение современным гаджетам, и героями для них становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольников, а это в свою очередь, никак не благоприятствует нравственному и социальному воспитанию, и развитию ребёнка.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе способствует развитию гармоничной, всесторонне развитой личности. Она воспитывает любовь к родному языку, родине, пробуждает воображение.

По мнению многих психологов (Л. Выготского и О. Никифоровой) дошкольный возраст является первой ступенью в развитии будущего читательского таланта, но при этом дошкольники не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей. Потому, что именно в этом возрасте дети учатся сострадать героям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Полюбившиеся образы остаются с детьми надолго. Ребёнок пытается быть похожим не только на окружающих его взрослых, но и на книжных героев.

Всем известно, что художественная литература - могучее, действенное средство, способствующее всестороннему развитию и воспитанию ребёнка.

Дети с раннего возраста способны научиться воспринимать художественное произведение. При чтении сказок педагог отражает характер персонажа интонацией и мимикой, передает их особенности, пользуется эмоциональными и выразительными средствами языка. В свою очередь дошкольники, при прослушивании художественной литературы обучаются сострадать героям, учатся ощущать внутренний

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

мир человека, и взаимоотношения в окружающем мире. Поэтому осознание, наряду с содержанием элементов художественной выразительности. Необходимо развивать у ребёнка умение активно слушать, и вслушиваться в художественную речь. Эти умения помогут сформировать красивую, образную, грамотную речь, наполненную эпитетами, сравнениями, и помогут развить поэтический слух.

Ещё с младенчества происходит ознакомление детей с художественной литературой, оно начинается с детских попевок, песенок, потешек. Малые фольклорные формы благоприятствуют развитию образного мышления, дают возможность приобщить детей к культурному наследию своего народа, так как для детей младшего дошкольного возраста проще, доступней, и интересней для понимания и восприятия устное народное творчество.

У младших дошкольников вызывает интерес небольшие стихотворения, отличающиеся четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому предлагаются такие рассказы, как А. Барто «Мишка», Ю. Васнецова «Дон-дон», «Водичка-водичка». При систематическом чтении дети усваивают смысл, увеличивая этим самым свой словарный запас. Чаще всего взрослые используют потешки при формировании культурно-гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, многократно проговаривая с группой детей, или индивидуально с каждым ребёнком, у детей в памяти остается не только потешка, но и правильная последовательность действий.

В среднем дошкольном возрасте замечаются некоторые перемены в восприятии литературных произведений, в связи с увеличением его личного жизненного опыта, познаний и представлений, увеличивается читательский опыт.

Как показываю исследования (А.В. Запорожец, Т.И. Титоренко, О.О. Хоменко) дети лучше чувствуют границы между сказочными и реалистичными жанрами, ощущают законы сказочной фантастики. В связи с этим на данном этапе формируются первые познания о некоторых особенностях жанра. В данный возрастной период хорошо развито воображение, оно становится независимым, что помогает понятию авторского замысла, создает правильное виденье героев и событий, воспитывает эстетические чувства. Для восприятия произведения ребёнку уже не требуются иллюстрации к каждому сюжету, как это было необходимо на предыдущем этапе.

Многие исследователи (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Н.Х. Швачкин, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношений детей к языковым явлениям - ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.

В старшем дошкольном возрасте появляется стабильный интерес к книгам, готовность к прослушиванию чтения. Дети в этом возрасте осознанно воспринимают смысл произведения, действия героев, мотивацию их поведения, обращают внимание на особенности языка, образность речи, могут правильно судить о поступках героя, ссылаясь на свои понимания о нормах поведения и личный опыт. На данном этапе становится популярны у детей произведения, полные приключений и путешествий («Волшебник изумрудного города» А. Волкова); русские народные сказки, полные фантастичности, конфликта и препятствий («Морозко»). Все эти произведения распахивают дверь в мир фантазии, дают «пищу» для размышления о сложном мире, в котором сталкиваются непримиримые силы добра и зла, где добро непременно должно победить. В этом возрасте ребёнок способен воспринимать текст без иллюстрации, она начинает играть вспомогательную роль, уточняя появляющиеся восприятия, облегчая понятие смысла художественного произведения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду [Текст] / Л.М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999. - С. 501-510.

3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. - М., 1986г.

4. Конина М.М. Художественная литература, как средство нравственного воспитания. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.

5. Лушкова О. Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / О. Н. Лушкова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 183-185. - ISBN 978-5-9909215-3-5.

6. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 - 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985г.

7. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М., 2008г.

8. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.

9. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. - М., 2000г.

© Изотова Э.И.2017

Р.Ж. Карабалаева

аспирант 2 курса педагогического факультета Кыргызский Государственный Университет им. И.Арабаева

г.Бишкек, Кыргызстан e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты формирования культуры толерантности у студенческой молодёжи. Даётся определение данного феномена, определяется его актуальность и показаны отдельные пути его формирования. Особое внимание уделяется курсу педагогики как вузовской дисциплине, в наибольшей степени способствующей формированию культуры толерантности.

Ключевые слова

Толерантность, культура толерантности, формирование культуры толерантности, пути формирования культуры толерантности, образовательные организации, вузовские дисциплины.

Проблема толерантности является в настоящее время одной из важнейших, предопределённых глобализационными процессами, в том числе усилением взаимодействия, как отдельных людей, так и целых сообществ. Это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различие и единство.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

ГБДОУ д/с №41 г.Санкт-Петербург, воспитатель

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

План

Глава IВведение

§1. Речь- как средство общения

§2. Показатели речевого развития детей 5 года жизни

§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста

Заключение

1.Речь – как средство общения.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. Благодаря речи, как средству общения индивидуальное сознание человека не

ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей причем гораздо в большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. К возрасту 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет отроду ребенок уже говорит двух – трех словные предложения. Примерно к 4 годам оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.

На данных этапах речевого развития существует три пути освоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям, формирование условнорефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов, действиями воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями.

К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого никогда не слышал.

Целью исследования является:

Положительное влияние художественной литературы на речевое развитие детей

Динамика развития творческих способностей через художественную литературу

Объектами исследования являются дети среднего дошкольного возраста. Решение поставленной задачи представлено путем анализа и обобщения результатов, ранее полученных многими исследователями, а так же на основе личного опыта.

§2 Показатели речевого развития

Наблюдая за детьми 5 года жизни можно сказать, что они пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить рассуждать делать выводы. В данном возрасте дети начинают обладать овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющих их игрушки, он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети так же начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться внутренняя речь. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ.

В возрасте от 4 до 5 лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, но при ответах на вопросы часто опускают главную часть предложения и начинают сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, т.к. чтобы освоить слова- понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий признак. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во –первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во –вторых, они усвоили слова –обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:

Становиться возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а так же подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. В этот период совершенствуется речевой слух детей.

§1. Развитие речи – важная задача в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

Нередко к началу 4 года жизни усваиваются и все звуки родного языка, включая Р, Л, Ш, Ч, Т, Щ, Ц.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное (Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (это-мяч) , но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной достаточно хорошо понятной самой по себе, не требуемой дополнительных вопросов и уточнений.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их творчества, мышления, восприятия, наблюдательности. Вбирая в себя все достижения ребенка в освоении его звуковой стороны словарного состава, грамматического строя. И формирование связной речи нужно начинать раньше того, как усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Книга – величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы, стихи, потешки, пословицы, поговорки.

Перед собой поставила такие задачи, как:

  1. Заложить в детях любовь к художественному слову
  2. Уважение к книге
  3. Определение того круга произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, заучить наизусть, рассказать
  4. Каждое художественное произведение доносить до детей, как произведение искусства
  5. Раскрыть ее замысел
  6. Заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам
  7. Научить детей воспринимать художественное произведение

Составила перспективный план, в котором было предусмотрено чтение и рассматривание книг, беседы о том как нужно обращаться с книгой как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.

Работу начала с оформления в группе книжного уголка. Важно было создать обстановку, что бы у ребенка появилось желание посмотреть книгу. В уголке помещала не только художественные произведения, но и дополнительный материал:

  1. Рисунки детей по сказкам «Зимовье», «Гуси – лебеди» средней группы.
  2. Книжка собственного сочинения по сказке «Два жадных медвежонка»
  3. Картинки – загадки (для словотворчества)

Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивала речевую деятельность и словотворчество детей. На занятиях использовала различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д.

Все занятия проходили в игровой форме. При анализе литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством.

В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения: « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь.

При чтении стихотворений, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.

Развивая звуковую культуру речи детей, обращала внимание детей на четкость и отчетливость произношения звуков и слов, используя чистоговорки, потешки, считалки, загадки. Так, например, отгадывая загадку:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы

Кто это? , «заяц» , дети определяют в отгадке заданный звук.

Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой.

Почти на каждом занятии провожу творческие задания, выполняя лексические, грамматические, фонетические упражнения на подбор сравнений, синонимов и антонимов к данному слову.

Рисунки и сочинения детей, помещаю в альбом детского творчества.

Уже к концу года у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушали произведение, задавали вопросы по содержанию литературных произведений. Появилось желание придумать новую сказку, обменивались впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей.

Для развития, усовершенствования речевых навыков детей дошкольного возраста необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух, память, развивающий четкость восприятия, точность воспроизведения слова,связующую речь, творческие способности.

В связи с этим мною была составлена картотека, где я подобрала небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками, звукосочетаниями, которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение, провести игру с конкретным заданием: «Повтори», «Запомни», «Назови».

Виды игр и упражнений по развитию речевой деятельности детей.

1. Игры и упражнения для развития или уточнения движения органов артикуляционного аппарата.

2. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

3. Воспитание правильного произношения звука в словах и фонематического слуха.

4. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи.

5. Игры и упражнения по развитию связной речи и словотворчества детей среднего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития и уточнения движений и правильного положения органов артикуляции.

1. «На прогулку» [C]

2. «Летят снежинки»

3. «Вкусное варенье» [Ж]

4. «Вот так грибок!»

5. «Качели» [П]

6. «Болтушка»

7. «Часики» [P]

8. «Приклей конфету»

Например: «Летят снежинки»

Цель: Активизация [C]

Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети 0 изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки».

Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.

Ребята вспоминают, как качаются на качелях, потом им предлагают «покачать на качелях язык», при этом рот приоткрывается, широкий язык (вниз) опускается за нижние зубы, затем (вверх) поднимается за верхние зубы. При этом губы в улыбке обнажают зубы.

II. Игровые упражнения на уточнения произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

1. «Насос» [C]

2. «Угадай, кто жужжит» [Ж]

3. «Погудим как самолеты» [Л]

4. «В зоопарке» [P]

Например: «Насос»

Решили дети покататься на велосипеде, а у них спущены шины, весь воздух вышел. Взяли они насосы и стали накачивать шины. Воздух выходит из насоса и свистит: ссс ……., ссс ………

Накачаем все вместе шины. Дети имитируют движение, решительно произносят [C] .

III. Игровые упражнения на воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха.

  1. «Знаешь ли ты» [C]
  2. «Что появилось» [Ж]
  3. «Кто внимательный» [П]
  4. «Подбери по форме» [P]

Например: «Что появилось»

Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется [Ж]

(жираф, ёж и т.д.). Ребята называют их. Затем накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, так же имеющую в названии [Ж] (например «флажок»). Открывая, спрашивает, что новое появилось. Затем предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется [Ж]. Можно использовать картинки.

IV. Игровые упражнения воспитания правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

Речевой материал:

Словесные игры, скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и рассказы.

  1. «Почтальон»
  2. «Скажи что-нибудь о картинке»
  3. «Скажи, куда мы положили»
  4. «Что изменилось»

Например «Почтальон» [C]

Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, собака ест суп и т.д.

Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно.

Чистоговорки

Са-са-са – вот идет лиса

Су-су-су – видел я в лесу лису

Скороговорки

У Сани сани едут сами

У Сани сом с усами

Загадки

В воде купался, сухим остался (Гусь)

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок)

V. Игры и упражнения по развитию творческих способностей детей

  1. «Какие бываю иголки?»
  2. «Кто заблудился?»
  3. «Шишка»
  4. «Ручка-ножка»
  5. «В гостях у лесника»
  6. «Кто это ползет»
  7. «Договорим слово»
  8. «Подбери похожее слово»

Например: «Ручка-ножка»

Цель: познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».

Отгадай загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).

У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»

А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

Заключение.

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.

Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Скоро мои воспитанники перейдут в старшую группу и перед ними откроют страницы новые книги, еще более увлекательные и интересные. Мне бы хотелось, что бы дети выросли добрыми, честными, смелыми людьми. И первыми моими помощниками в этом деле являются книги.

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Аттестационная работа на I категорию

Презентация практических достижений профессиональной деятельности

(личного вклада в развитие образования):

«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников».

Выполнил:

воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»

Ардатовского района

Яшнова Лариса Юрьевна

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 6,7 лет

Контактный телефон: 89103957506

Ардатов, 2018 год

Общие сведения о воспитателе.

ФИО: Яшнова Лариса Юрьевна

Год рождения : 1990

Контактный телефон : моб.: 89103957506

Электронная почта : Petrowa - Larisa 25@ yandex . ru

Образование : высшее: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа

Стаж педагогической работы : 6,7 лет

Должность: воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» Ардатов

Ардатовский муниципальный район

Содержание

1.Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования....................................................................................................................4

2. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования……...…6

3.Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования……………………………………………………………………………8

4. Цель и задачи педагогической деятельности……………......………….....9

5. Ведущая педагогическая идея ………………………………………...…..11

6. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования…………………………………………………………….…………….11

7. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны……………………………………………………………………………....19

8. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты……………………………………………………….………19

9.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника…………………………………………21

10. Литература………………………………………………………...………23

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало очевидно, что проблемы всестороннего развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).

Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

Во ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы.

Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»). О существление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно – игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно-пространственной развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы.

Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение интереса к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На мой взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы , формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ . Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

По результатам педагогического мониторинга в средней группе на начало учебного года видно, что по большинству показателей преобладает средний уровень эффективности педагогических воздействий, т.е. дети развиваются адекватно своим возрастным возможностям и задачам реализуемой образовательной программы. Но в процессе наблюдений я заметила, что в совместной и самостоятельной деятельности дети проявляют недостаточный интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи), затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, мало знают наизусть стихи.

Мною было проведено анкетирование родителей о роли книги в жизни человека, которое выявило, что 80% семей считают литературу все еще основным источником знаний. Вот некоторые ценностные высказывания родителей:

«Книга развивает речь, расширяет словарный запас».

«Книга помогает нам лучше понять самих себя. Ведь очень важно знать, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как ты. Это рождает уверенность в себе».

«Литература расширяет кругозор, делает человека интеллигентным, она дает понимание и опыт жизни».

«Книга дает возможность погрузиться в другие миры и эпохи».

«Хорошее художественное произведение развивает чувство прекрасного, оно- лучшее лекарство от скуки, одиночества».

Казалось бы, за такими утверждениями родителей должна стоять активная работа по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе и потребности жить с книгой. Однако по результатам все того же анкетирования ежедневно читают книги детям только 20% родителей и лишь 15% считают чтение художественной литературы семейной традицией. А значение художественной литературы как средства эмоционального общения с детьми, духовного сближения с ними отмечают единицы.

При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Причины «нечтения» родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой (32%), тягой к телевизору, Интернету, иными формам времяпрепровождения (48%). В большинстве анкет (60%) просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т.п.

Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в тесной взаимосвязи с их родителями, можно добиться повышения у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, и создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Работу по ознакомлению с художественной литературой я начала с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам всестороннего развития дошкольников, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.). Художественная литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Литературное развитие и читательская деятельность дошкольников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н. Д. Молдавской, Н. И. Кудряшева, С. А. Гуревича, В. Г. Маранцмана, О. Ю. Богдановой и др.).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии подрастающего поколения.

Цели и задачи педагогической деятельности

Таким образом, целью моей деятельности стало: всестороннее развитие дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.

Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи :

    Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей;

2. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания; развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.

3. Расширять детский кругозор в процессе знакомства с литературными произведениями разных жанров и тематики.

4. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей; воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке, лепке.

5.Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения; учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу данной работы:

Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи всестороннего развития дошкольника посредством художественной литературы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для игровой и продуктивной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности. Работу по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы педагог ведёт в определённой системе , последовательности.

Принцип доступности. При всестороннем развитии дошкольника посредством художественной литературы, учитывает их возрастные особенности , потребности, интересы, уровни подготовленности.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Правильно определяет ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. Формирует у дошкольников интерес и потребность в чтении и восприятии книг , воспитывает любовь к различным видам жанра художественных произведений, развивает творческие способности.

Принцип прочности. Эффективно реализовывает требования вышеперечисленных принципов, повторяет и закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки , применяет их на практике.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий (выбор содержания, средств, форм и методов работы), способствующих всестороннему развитию дошкольников посредством приобщения к художественной литературе.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаю со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги.

Содержание предметно-пространственной развивающей среды по приобщению детей к художественной литературе соответствует принципам ФГОС ДО (насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность) и способствует каждодневному общению детей с книгой, развивает их литературные интересы. В группе имеются:
- подборка художественной литературы по жанрам, тематике, соответствующей программе и возрастным особенностям детей;
- Настольные и дидактические игры по знакомым произведениям.
- Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца.
- Папка с алгоритмами для составления рассказов, здесь же буквы, материал
для обучения чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам»
- Театральные атрибуты и атрибуты для с/р игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».
- Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам.
- Портреты писателей.
- Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки,
игры.
- Издания тех произведений, с которыми я знакомлю детей на занятиях.
- Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С.Маршак, и др.)
- Книги, которые дети приносят из дома.
- Справочная и познавательная литература, ориентирующая на изучение окружающего мира. Такие книги, что бы привлечь внимание детей,
расположены в специальном ярком лоточке.
- «Толстые» книги, которые я читаю в течение длительноговремени.
- Энциклопедии.
- Книжки-раскраски, книжки-самоделки.
- Аудио и СД-диски для прослушивания, коллекция мультимедийных презентаций.

Организуя образовательную деятельность, стараюсь интегрировать ознакомление с художественной литературой, по возможности, в содержание всех образовательных областей. Активно использую художественное слово в организации физического развития дошкольников и их оздоровлении. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения («Звериная зарядка», «Мы проснулись»), при релаксации в минуты отдыха, что позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту. Например: Спорт нам плечи расправляет,

Силу, ловкость нам дает.

Он нам мышцы развивает,

На рекорды нас зовет

В двигательной деятельности использую фольклор (считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы) для развития эмоциональной сферы, активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. В произведениях устного народного творчества детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания. Например,

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

Особое значение придаю разучиванию слов и считалок к подвижным играм («Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Гори, гори ясно!» и т.д.).

Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции:

Расширяет представления о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте);

Помогает осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий;

Способствует освоению моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах;

Функция формирования эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в оценке с представлениями о них.

При проведении наблюдений за природным явлением, объектом, изменениями, происходящими с ними широко использую художественное слово. Например, наблюдая за снегопадом, читаю стихотворение Н.Некрасова «Снежок», С. Михалков «Снег кружится».

Раскрыть некоторые понятия можно с помощью художественных произведений. Например, понять, что такое лес, можно из одноименного стихотворения «Что такое лес…». У нас есть макет леса, с помощью которого можно моделировать изменения в животном и растительном мире, происходящие в лесу в различное время года

Использую художественную литературу при ознакомлении с животным миром. Например, стихотворение Б. Заходера «Ежик» - Что ж ты, еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

При знакомстве детей с тем, как кричат животные, использую стихотворение А. Барто «Кто как кричит» и потешку «Наши уточки с утра».

Для формирования у детей представлений о профессиях людей читаю произведения В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас?», Б.Житкова «Пожар», С. Сахарнова «Два радиста», С. Маршака «Ледяной остров», которые помогают детям разобраться в особенностях той или иной профессии.

Читая украинскую сказку «Колосок», дети узнают о том, как хлеб на стол пришел. После прочтения мы рассматривали с детьми колоски, муку, познакомились с ее свойствами.

Для закрепления количественного и порядкового счета я использую русские народные сказки «Теремок» , «Колобок» , «Репка» , произведения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…» , С. Маршака «Дама сдавала в багаж…» и др. При формировании понятия «величина» опираюсь на художественные произведения, такие как «Под грибом», «Разные колеса» В. Сутеева.

речевом развитии ребенка . Речь - одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах: собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. При рассматривании портретов писателей, портретов художников - иллюстраторов знакомлю детей с их биографией, детям очень интересно какие они были в детстве, чем интересовались. Знакомя детей с произведениями, использую следующие методические приемы:

Беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

Придумывание однокоренных слов;

Использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

Пересказ сказки по ролям («Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др.)

Предлагаю изменить в сказке любую деталь.(н-р в сказке «Снегурочка»: Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего? Начинается пересказ новой сказки)

Беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др.;

Игры и упражнения для развития связной речи «Исправь ошибку», «Сравни разных зверят», «Разложи картинки», «Кто что умеет делать», «Сочинялки», «Разноцветный сундучок», «Узнай произведение по предметам», Игра «Чьи это слова?» и т.д.

Провожу беседы на тему «Что мы знаем о книге», Книга -лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создает книги», «Путешествие в прошлое книги».

Прочитав рассказ Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся» провела беседу, это способствует углублению восприятия литературного текста, формирует в речи свое отношение к услышанному в процессе его анализа.

Чтение художественной литературы играет немаловажную роль в художественно-эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Например, нарисуй рисунки к рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Для организации детской театрализованной деятельности я пополнила театральный уголок различными видами театров (пальчиковый театр, театр на прищепках, театр-топотушки, театр на конусах, театр на палочках от мороженого), дидактические игры («Солнышко-тучка», «Птичий двор», «Музыкальная лесенка»), оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», сделала подборку игр - драматизаций, народных, подвижных игр со словами.

Велика роль художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. При чтении произведений дети, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А.Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В.Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н.Носова), и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К.Чуковского).

Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к ней (книгу не рвать, не мять, не загибать листочки). С воспитанниками средней группы я организовала интегрированное занятие "Подари жизнь книге", на котором дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Чтобы прививать детям бережное отношение к книгам, мы устроили «Книжную больницу», там дети не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.

При реализации образовательной программы большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использую следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:

Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)

Акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.

Выставка книжек -самоделок «Книжки-малышки о труде», в которой все родители средней группы приняли активное участие.

Фотовыставка «Мама, папа, я –читающая семья»

Важность общественного воспитания в процессе развития детей определяет тесное сотрудничество детского сада и социума в нашем случае - это детская библиотека. На экскурсии в детскую районную библиотеку дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке .

Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные игры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Диапазон опыта представлен в ежедневном календарном планировании в младшей и средней группах, разработке тематического плана «Неделя книги в детском саду» , материалами выступления на педагогических советах, семинарах, пополнением развивающей предметно-пространственной среды группы, конспектами непосредственно образовательной деятельности, картотеками дидактических, хороводных, подвижных игр с использованием художественного слова, консультациями для родителей.

Новизна данного опыта заключается в том, что совместная деятельность с детьми по приобщению к художественной литературе носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с художественной литературой в различных видах деятельности, что способствует разностороннему развитию детей.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Проведённая работа дала положительные результаты: промежуточный педагогический мониторинг в середине учебного года показал положительную динамику по всем направлениям развития дошкольников.

Педагогический мониторинг эффективности педагогических воздействий в средней группе МБДОУ д\с№2

(начало и середина 2017-2018 уч.года)

Физическое развитие

28 %

56%

46%

34%

26%

10%

Социально-коммуникативное развитие

32%

48%

56%

34%

12%

18%

Познавательное развитие

14%

23%

69%

64%

17%

13%

Речевое развитие

12%

23%

73%

67%

15%

10%

Художественно-эстетическое развитие

12%

27%

72%

60%

16%

13%

У воспитанников значительно вырос интерес к художественной литературе. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.

Повторное анкетирование и собеседование с родителями свидетельствуют о повышении читательской культуры в семьях воспитанников и повышении компетентности родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей пятого года жизни формированию интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки активно используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

На уровне собственного педагогического опыта:

    За время работы над темой я повысила свою профессиональную компетентность по ознакомлению дошкольников с художественной литературой как средством всестороннего развития.

На уровне дошкольного учреждения:

    наработан богатый практический материал (конспект интегрированного занятия «Подари жизнь книге», методический и иллюстративный) по теме;

    возможность использования и усовершенствования данного опыта другими педагогами ДОУ;

    пополнение предметно-пространственной развивающей среды средней группы.

Подводя итоги проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

Осуществляя ознакомление дошкольников с художественной литературой, мы решаем задачи всестороннего развития личности, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения формируются именно в этом возрасте.

Ознакомление с художественной литературой надо начинать как можно раньше, уже с раннего дошкольного возраста и в тесном взаимодействии с семьями воспитанников;

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Пока мой опыт работы по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы базируется лишь на уровне нашего детского сада. Для педагогов я подготовила и провела консультацию «Роль художественной литературы в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»», семинар-практикум в форме деловой игры «Умные книжки - умным детишкам».

Я разместила свой опыт работы на своем мини-сайте и на своей личной странице международного образовательного портала http :// www . maam . ru / users / 1389104.

Также планирую выступить с презентацией опыта работы на районном методическом объединении.

Перспективы работы:

В дальнейшей работе по ознакомлению детей пятого года жизни с художественной литературой с помощью эффективных методов и приёмов планирую:

Обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки);

Совершенствовать речевую детскую деятельность на основе литературных текстов (сочинение загадок, сказок по аналогии со знакомыми текстами);

Способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;

Через литературные произведения приобщать дошкольников к социально - нравственным ценностям. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим, я считаю, что необходимо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Литература и интернет - ресурсы

1 .Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.

2.Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2009.

3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,2014.

4.Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 2009. 5.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 2007. 6.Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 2006. – т. 1.

7.Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

8.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / И.Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова. – М., 2014.

9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009. 10.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Лотарев В.К, Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2014.

11. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. – М., 2011

12.

13. http://www.maam.ru

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей

The role of literature in the development of children"s creative abilities

Казанцева Т.П., Россия, г. Москва

Kazanceva T.P., Russia, Moscow

Васильева Е.Л., Россия, г. Москва

Vasileva E.L., Russia, Moscow

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Childhood is the most important in cognitive development and creativity of the child. This article describes the forms and methods of work to educate preschool children with fiction, the role of books in the development of children"s creative abilities is shown.

«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»

Н.А.Рубакин

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность .

Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Творческие способности – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Так трактует понятие творческих способностей американский психолог Э. Фромм .

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды ?

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Какие же условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Но некоторые рекомендации существуют:

– поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

– избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

– быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

– проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;

– находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

– поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI они не потеряли своей актуальности .

Огромна роль чтения в обретении мировоззрения, в самообразовании. Чтение дает возможность «достраивания» своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей литературы дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности .

Одной из основных задач ГБОУ ЦПМСС «Родник» является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, направленной на создание условий для умственного, нравственного, физического и эстетического развития личности.

В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей. Некоторые элементы этих техник применяются мной на занятиях при изучении произведений русского народного творчества: загадок, пословиц, сказок .

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

В нашем центре была создана библиотека. Одной из задач нашей библиотеки мы видим воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы поставили себе цель выстроить цепочку «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка.

Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было учтено при разработке программ «Ознакомление с художественной литературой», «Ребенок в мире художественной литературы» для детей разных возрастов.

Цели программ: воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, введение ребёнка в книжную культуру, развитие творческого потенциала ребенка.

Занятия проводятся с детьми 4-5 и 5-7 лет один раз в неделю в течение двух лет. Детям предлагаются малые литературные и фольклорные формы: народные, русские сказки и сказки народов мира, рассказы и стихи. Дети знакомятся с художниками-иллюстраторами книг.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве .

Наша основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности .

Дошкольный возраст – сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. И тут на помощь педагогу приходит такой знакомый и понятный жанр художественной литературы как СКАЗКА.

Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из цветной бумаги формата А4, сложенной вчетверо, возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети наклеивают иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке, проговаривая запомнившиеся фрагменты текста. Иллюстрации к сюжетам различных сказок педагог может вырезать из списанных в школе учебников.

Этот прием создания книжек-малышек позволяет педагогу решать многие задачи:

– учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;

– лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;

– выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;

– обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки.

Например, дети в возрасте 3-х лет, хорошо запоминают песенку, которую поет Колобок, или причитания мамы-Козы из сказки «Волк и семеро козлят» и многое другое.

Дети постарше с удовольствием рассказывают прочитанные на занятиях сказки своим родителям, дополняя их придуманными самими подробностями, показывают им изготовленные собственноручно книжки, что способствует формированию теплых, доверительных отношений между родителями и детьми.

Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека. Эмоциональная деятельность (и это доказано исследованиями биологов) подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память, побуждает к творчеству.

Главным условием решения задач программы является организация личностно-значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

На занятиях по программе «Ознакомление с художественной литературой» используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, изготовленные детьми на занятиях по труду бумажные фигурки героев сказок, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.

Работа по этой программе ведется в группах сопровождения детей к школе уже не первый год, а в 2011–2012 учебном году в нашем центре была сформирована группа детей, в которой велись интегрированные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и по изобразительной деятельности. Особенность данных занятий заключается во взаимосвязи между этими специалистами и между предметами, которые они ведут. На занятии по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведением, в свою очередь педагог по изодеятельности предлагает детям нарисовать, либо изготовить персонажей своими руками. Регулярно практикуется привлечение родителей к изготовлению персонажей, альбомов, книжек-малышек, таким образом, мы решаем задачу создания цепочки «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Дети используют изготовленные своими руками персонажи, макеты, альбомы по конкретной тематике в драматизациях по прослушанному произведению. Вполне возможно в таком случае использовать и готовые пальчиковые и настольные театры.

Как показывает наш опыт, восприятие детьми прочитанного материала значительно возрастает, а также повышается интерес к самостоятельному прочтению художественной литературы. Обыгрывание сказочных ситуаций детьми плодотворно влияет на развитие связной речи, способствует формированию полноценного высказывания, а также помогает снять эмоциональное напряжение на занятиях. Ребёнок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, что способствует созданию эмоционально окрашенных образов. Поскольку в интегрированных занятиях объединились элементы нескольких направлений образовательной работы, это не могло не вызвать детский интерес, что в свою очередь создаёт у детей устойчивую мотивацию.

Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:

  • самостоятельности мышления;
  • любознательности;
  • познавательного интереса;
  • художественного вкуса;
  • творческих умений;
  • чувства прекрасного.

Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциал.

Список используемой литературы:

1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 1986. – т. 1.

2. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.

4. Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании /сост. и авт. вступит. очерков/ С.Соловейчик: Изд. – М., 1975.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика – М., 1993.


Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Художественное творчество является средством формирования эстетического отношения к литературным произведениям. Исследования показали, что художественное творчество можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Оно является действенным средством освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов. Одним из важных видов художественной деятельности детей является словесное творчество.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно – творческая деятельность.

Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании).

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражать себя в изобразительной деятельности и творческой работе – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.

МБДОУ «Лябирский детский сад №2 «Родничок»

Сообщение

для заседания творческой группы ДОУ

«Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

Овчинникова Н.А

2012 – 2013 учебный год


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди