01.04.2019

Изменение интеллектуальных способностей у пожилого человека. Развитие интеллекта в пожилом возрасте. Старение эмоциональной сферы


Интеллект в пожилом возрасте

Интеллект на житейском уровне - это запас слов, эрудиция, умение понимать сказанное и прочитанное, способность решать проблемы, умение добиваться поставленных целей. Причинами индивидуальных различий в интеллекте могут быть культура, образование или способности, определяемые наследственностью.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни человека или с возрастом изменяется? Актуальность этого вопроса обусловлена сложностями в приеме на работу лиц пожилого возраста и успешностью их профессиональной деятельности. Иногда в объявлениях о приеме на работу можно прочитать о возрастных ограничениях. Но не зависимо от возраста важными критериями отбора сотрудников являются гибкость мышления; обучаемость; успешность ре­шения задач на сообразительность, умение использовать предмет неожиданным образом, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной сфере, управление своим психическим состоянием. Практичность, разумность, гибкость в применении знаний, ясность и беглость речи, способность видеть различия и согласовы­вать разные точки зрения, знание о мире, умение пользоваться личным опытом, сообразительность не зависят от возраста. Они- прямое следствие уровня образования и житейского опыта. И если образование человек получает в юности и зрелости, то житейская мудрость приходит с годами и именно к людям с высоким уровнем интеллекта. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Но создается противоречие: высокая продуктивность в работе и затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

При анализе познавательных способностей пожилых людей следует учитывать и способы, с помощью которых люди разных возрастов реагируют на различные ситуации. Например, обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к перестройкам, тем в большей степени ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею, чувствует себя в большей степени ответ­ственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем. В по­жилом возрасте остаются без каких-либо суще­ственных изменений познавательные функции, ко­торые связаны с запасом знаний, способностью к обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие воз­растные группы значимо превосходят группу студентов по тесту «Понятливость», что обус­ловлено влиянием накопленного социального опыта. В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опы­та и словарного запаса. Однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень функционального интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека в различном возрасте остается достаточно высоким. С возрастом сни­жается эффективность воспри­ятия и памяти. Отражением «нормального старе­ния» являются: ухудшение памяти, замедление процессов воспри­ятия и затруднение «полета мысли» (абстрактно-логического мыш­ления). К 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональ­ные умения сохраняются до глубокой старости.

Напомним, что понятие интеллекта включает в себя спектр когнитивных способностей, позволяющих нам понимать и осознавать то, что с нами происходит: способность к переработке новой информации, способность к абстрактному мышлению, способность к рациональным суждениям, пространственное мышление, речевые функции и т.д. Некоторые из них являются биологически детерминированными и сравнительно независимыми от жизненного опыта – их относят к «подвижному интеллекту», другие являются отражением знаний и опыта, приобретенного человеком в течение жизни – они образуют «кристаллизованный интеллект». Тесты на интеллект позволяют выявить ряд связанных с возрастом изменений, которые чаще всего начинаются после 60 лет. Классическая «модель стареющего интеллекта» включает в себя ухудшение показателей «подвижного интеллекта» при почти полной сохранности «кристаллизованного интеллекта». В частности, об отсутствии дефицита вербальных способностей говорит тот факт, что пожилые люди демонстрируют нормативные показатели по вербальным шкалам теста ВЕКСЛЕРА. Возрастное снижение подвижного интеллекта находит свое отражение в худших по сравнению с молодыми людьми результатах выполнения тестов на пространственное мышление, кодирование символов и т.п. Еще один показатель - это выполнение заданий по матрицам РАВЕНА - результаты остаются стабильными вплоть до возраста 40 лет, а затем снижаются примерно на 10% каждые 10 лет. Следует отметить большую вариабельность интеллектуальных показателей у пожилых и старых людей и тот факт, что некоторые из них демонстрируют гораздо более высокие показатели, чем молодые испытуемые. Кроме того, интеллектуальные показатели у пожилых могут быть значительно улучшены с помощью практики и тренировки, хотя степень этого улучшения, при одинаковой интенсивности тренировок, будет все же меньше, чем у молодых людей. То, что пожилые обладают худшими показателями подвижного интеллекта, может быть следствием снижения эффективности нейрональной передачи в головном мозге, а значит, более медленной переработки информации и существенных ее потерь. Снижение этих показателей может быть и следствием некоторых не-когнитивных факторов, в частности, нарушений сенсорных и моторных функций. Так, моторная замедленность может значительно снижать способность пожилого человека к выполнению тестов, которые требуют тонких движений руки (например, поставить галочку возле правильного ответа на бланке исследования). Возрастной дефицит сенсорных функций, описанный в предыдущем разделе, может привести к возникновению ошибок в восприятии предъявляемой информации – в этом случае снизится скорость и качество ее переработки.
Другие факторы, влияющие на показатели интеллекта у пожилых испытуемых, являются отражением психологических особенностей, связанных с возрастом. Принимая решения, пожилые люди «жертвуют скоростью в пользу тщательности». Имеется в виду то, что они склонны отбрасывать быстрые, простые варианты решения задач, предпочитая действовать медленно и стараясь учесть все возможные аспекты проблемы, прежде чем принять решение. Наконец, при оценке выполнения интеллектуальных задач пожилыми людьми, не следует забывать о том, что проблемы со здоровьем, очень частые в позднем возрасте (например, болезни сердца и сосудов), могут существенно повлиять на когнитивное функционирование и на качество выполнения заданий. Более низкие показатели могут быть связаны и с меньшим количеством лет обучения, и с меньшим опытом выполнения психометрических тестов. Впрочем, не все изменения когнитивных функций в позднем возрасте представляют собой дефицитарные явления. У здоровых старых людей обнаруживается больший, чем у молодых, запас опыта и знаний. Они более тщательны и точны, более взвешены в суждениях и, если речь идет о знакомых видах деятельности, могут справляться с ней не хуже, чем молодые люди. Такое приобретенное знание (или «жизненная мудрость») может в действительности оказаться значительно более важным для способности человека справляться с большинством повседневных проблем, чем те отвлеченные задания, которые предлагаются психологами в психометрических тестах. Таблица 1.6. Изменения когнитивных функций при нормальном старении.

Функция

Изменения
Память
    оперативная краткосрочная долговременная процедурная семантическая
умеренное снижение снижение на 15-20% почти не изменяется почти не изменяется не изменяется
Внимание
    активное разделенное
ухудшается; повышена чувствительность к «шуму» значительно ухудшается
Интеллект
    кристаллизованный подвижный
не изменяется снижается на 10% каждые 10 лет
Речь
    сенсорная моторная
понимание чужой речи замедлено не изменяется
Даже когда физические или когнитивные способности затронуты процессом старения, пожилые люди часто способны к выработке стратегий, позволяющих частично или полностью компенсировать возникший дефект. Например, при обследовании группы пожилых машинисток оказалось, что они могут печатать текст так же быстро и безошибочно, как их молодые коллеги. Несмотря на то, что движения их пальцев были более медленными, у них была лучше развита способность «предугадывать» следующее слово и заранее необходимым образом располагать пальцы на клавиатуре. В целом, старые люди могут преуспевать почти не хуже молодых в тех видах деятельности, которые не предъявляют жестких требований к скорости протекания моторных и когнитивных процессов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРЕЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Психологические изменения, связанные со старением, являются предметом дискуссий с самого момента зарождения современной психологии. Так, З. Фрейд полагал, что психическое развитие человека по большей части завершается уже к подростковому возрасту и что после 40 лет вряд ли возможны значительные изменения. Напротив, К.Г. Юнг возражал ему, говоря о том, что том, что личность продолжает развиваться в течение всей жизни, приспосабливаясь к ее изменениям. Близкой к этому мнению является точка зрения Э. Эриксона и его последователей, которые рассматривают весь период взрослой жизни как процесс развития. Стабильность личностных черт. Лонгитюдные исследования личностных черт позволили выявить тот факт, что основные свойства личности остаются сравнительно неизменными на протяжении всей взрослой жизни, включая ее поздний период. Так, очень крупное Балтиморское исследование (1990) выявило стабильность в течение каждого 10-летнего периода (30-40, 50-60, 60-70 лет и т.д.) таких кластеров личностных черт как невротизм, экстраверсия и открытость опыту. Не менее репрезентативное Миннесотское исследование (1994) получило сходные результаты уже в отношении 30-летнего периода жизни испытуемых. Кроме того, в личных интервью с пожилыми людьми выяснилось, что их «самоописание» по мере старения меняется крайне мало. На основании этого, возникло утверждение о том, что «самость не имеет возраста». Изменения личностных черт . В то время как основные черты личности остаются относительно стабильными в течение всего периода взрослости, в других аспектах личности могут предсказуемо произойти изменения. Одной из доказанных разновидностей таких изменений является свойственная старым людям повышенная поглощенность своей внутренней жизнью. Они уделяют больше внимания своим чувствам, переживаниям и воспоминаниям, предпочитая их внешним впечатлениям. Эта повышенная интравертированность часто сопровождается тенденцией к меньшей импульсивности и большей осмотрительности в словах и поступках. В ряде случаев это сочетается с чрезмерной осторожностью и снижением интереса к окружающему миру. Другая сфера, в которой обнаружены возрастные изменения, касается полоролевой идентичности. По мере старения, мужчины и женщины обнаруживают меньше различий в отношении жизненных ценностей и личностных стилей. Исследования, проведенные в различных культурах, пришли к сходным выводам о том, что мужчины с возрастом становятся более экспрессивными и ищущими принятия и одобрения, а также склонными к домашним видам деятельности. В свою очередь, женщины становятся в большей степени ориентированными на достижения и инструментальные виды деятельности. Неясно, отражают ли эти изменения действительные личностные сдвиги или просто являются результатом различных возможностей ролевого поведения в течение жизни. Имеется в виду то, что выход на пенсию дает мужчине возможность проявить свои способности «домохозяйки», которые не способствовали бы его успешной адаптации в молодости, в то время как прекращение деятельности по взращиванию детей может дать женщине возможность проявить свои, до сих пор не востребованные, «мужские» качества.

Старение и образ жизни.

Психическое старение оказывает влияние на все основные сферы человеческой деятельности: работа, социальная активность, проведение свободного времени и обеспечение своей жизнедеятельности.
    Старение и работа.
При исследовании влияния старения на трудовую деятельность человека чаще всего используется такой критерий как продуктивность. В работах Lehman et al. (1953) установлено, что в отношении профессиональной деятельности, литературы, искусства и музыки, наиболее продуктивным является возраст 30-40 лет. После этого намечается тенденция к снижению уровня продуктивности. Хотя авторы в качестве причин данного явления называли уменьшение количества психической энергии, ухудшение состояния здоровья, большую частоту болезней и снижение уровня мотивации, можно добавить сюда также когнитивные изменения, нарастающее в позднем возрасте (см. выше). Однако, несмотря на эти данные, нужно иметь в виду, что характер деятельности в различных профессиях может значительно отличаться, так что причины изменений продуктивности не во всех случаях связаны с возрастом. В некоторых видах деятельности пожилые люди так же успешны, как и молодые (например, там, где требуется длительная концентрация внимания). Но в работе, требующей скорости реакции или физической силы, пожилые люди с большей вероятностью будут испытывать трудности. Проблема межвозрастного сравнения осложняется тем, что пожилые люди не работают в областях, которые они находят слишком трудными для себя (спортсмены, авиадиспетчеры). В других видах деятельности пожилые могут вполне преуспевать. Например, в торговой сфере, где опыт и развитость социальных навыков могут сыграть важную роль. Тем не менее, в целом уровень работоспособности пожилых людей, как в квалифицированных, так и в неквалифицированных видах деятельности снижается с возрастом.
    Социальное поведение.
Влияние старения на социальное поведение характеризуется падением активности, при этом число контактов с другими людьми уменьшается. Следует, однако, помнить о том, что сам факт выхода на пенсию снижает уровень социальной активности. Вдобавок, имеются культуральные стереотипы, которые ведут к сужению круга социального взаимодействия по мере потери (умирания) друзей и знакомых.
    Старение и проведение свободного времени.
Многие виды активности не подвержены влиянию возраста, в особенности те, что не предъявляют высоких требований к сенсорной или моторной координации, способности к концентрации внимания, памяти и скорости мышления. Можно упомянуть такие виды хобби, как садоводство, кулинария, коллекционирование, чтение и т.п. Другие разновидности деятельности, такие как вождение автомобиля или некоторые виды спорта, труднее даются пожилым, хотя также успешно осуществляются многими из них. Считается, что тренировка позволяет отсрочить и уменьшить проявление возрастных влияний на деятельность человека. Многие проблемы в повседневной деятельности, которые мы наблюдаем у пожилых людей, являются следствием нарушений памяти – забывание имен, телефонных номеров, рассеянность, ошибки в выполнении последовательных действий и отвлекаемость при разговоре. Тем не менее, считается общепризнанным, что здоровый пожилой человек должен сохранять способность к разрешению проблем, возникающих в повседневной жизни. Когда эта способность к самостоятельной жизни снижается и для поддержания функционирования человека требуется помощь извне, это свидетельствует о ненормальном протекании процесса старения. Одним из наиболее частых вариантов патологического старения является болезнь Альцгеймера, которой посвящена одна из глав данной книги. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что длительно существующий стереотип о старении как о периоде неизбежного снижения и ограничения способностей постепенно теряет свою убедительность по мере того, как растет число людей, сохраняющих активность и бодрость вплоть до глубокой старости. Более того, многие люди старше 90 лет остаются не только интеллектуально, но и творчески активными.

Вопросы для контроля знаний.

Вопрос 1. В процесс старения вносят свой вклад:а) генетические факторыб) повреждения клеток в течение жизни человекав) нейроэндокринные влиянияг) верно все перечисленноеВопрос 2 . Для патологического старения характерны:а) высокие показатели смертностиб) быстро развивающиеся атрофические изменения нейронов коры головного мозгав) нарастание нарушений памятиг) наследственная отягощенностьд) верно все перечисленноеВопрос 3. Структурные изменения в коре головного мозга при нормальном старении представлены:а) умеренно выраженной атрофией нейронов коры больших полушарийб) повышением содержания межклеточной жидкостив) увеличением боковых желудочков мозгаг) верны варианты а и вд) верно все перечисленноеВопрос 4. Изменения памяти при старении характеризуются:а) ухудшением кратковременной и долговременной памятиб) развитием амнестической афазиив) умеренным снижением оперативной и кратковременной памяти при сохранности долговременной памятиг) снижением слуховой памяти при сохранности зрительнойд) отсутствием единого стереотипа нарушенийВопрос 5. Изменения интеллекта при старении характеризуются:а) дефицитом понятийного мышления и снижением словарного запасаб) сохранностью «кристаллизованного» интеллекта при некотором ухудшении «подвижного»в) равномерным снижением всех компонентов интеллектаг) снижением способности к выработке стратегий компенсации когнитивного дефицитад) верны варианты б и гВопрос 6. Личностные изменения при старении включают:а) сужение круга интересов и эгоцентризмб) изменения полоролевой идентичностив) склонность к интраверсииг) повышенную тревожность и снижение самооценкид) верны варианты а и ве) верны варианты б и вВопрос 7. Социальное и трудовое функционирование при нормальном старении характеризуется:а) снижением творческой продуктивностиб) повышением социальной активностив) снижением способности к самостоятельному существованиюг) снижением уровня мотивации при сохранной физической работоспособностид) верны варианты а и г

Глава 2. СИНДРОМЫ ДЕМЕНЦИИ.

Деменция является одним из наиболее частых психических расстройств позднего возраста, представляя собой либо основное проявление заболевания, либо сопутствует другим психическим нарушениям, например депрессиям, бредовым расстройствам, поэтому изучение психопатологических особенностей слабоумия имеет существенное значение при исследовании психозов позднего возраста. Термин деменция - от латинского dements, что означает без ума (dementia – de-- без, ment – ум и ia --патологическое состояние) - в европейские разговорные языки был введен в XVII-XVIII столетии. К концу XVIII столетия его стали употреблять в медицине, а в 1726 году он включен в «Физический словарь» Blancard. С тех пор у термина началась интересная история с неоднократной сменой его значения и сфер использования. В современной литературе до сих пор существуют расхождения относительно определения синдрома деменции. Согласно мнению, традиционно принятому в отечественной психиатрии, деменция определяется как стойкое мало обратимое снижение уровня психической деятельности, ее упрощение и распад. По опре-делению Американской психиатрической ассоциации, деменция -- это синдром, проявляющийся множественным дефицитом когнитивных функций, одна из которых почти всегда память, а среди прочих чаще всего выявляются нарушения абстрактного мышления, снижение уровня суждений, расстройства таких высших корковых функций, как речь, праксис, гнозис, пространственно-конструктивная деятельность, наконец, самосознание. К концу XIX столетия общепринятым, определяющим признаком деменции считалось нарушение когнитивной деятельности. В это время в основном обсуждались два механизма развития деменции - сосудистый и паренхиматозный. По поводу этиологии деменции высказывалось множество мнений. В начале 20 столетия была зафиксирована связь с поздним возрастом и поэтому широко применялось понятие сенильная деменция. Сенильную и пресинильную деменции до 1960-1970-х годов рассматривали как отдельные заболевания, пока исчерпывающие патологоанатомические исследования нервной системы не показали, что изменения в головном мозге, описанные А. Альцгеймером (A. Alzheimer, 1907), были общей причиной снижения когнитивных функций у индивидов пожилого возраста. Хотя гетерогенность понятия деменция не вызывала сомнений, в других трудах, появившихся в конце 19 начале 20 столетия, этот факт продолжал освещаться. Сюда можно привести описание Пиком (Pick A., 1892) долевой атрофии, хореи Гентингтона (Huntington G.S., 1872), сообщение Крейцфельда и Якоба (Creutzfeldt-Jacob A.) о губчатом псевдосклерозе и другие подобные исследования, которые расширили отдельные категории, обозначаемые термином деменция. Описание специфических болезней под рубрикой деменция продолжалось и в конце 20 столетия. Безусловным установленным прогностическим фактором возникновения деменции является пожилой и старческий возраст. Причина высокого преобладания органических мозговых расстройств в старшей возрастной группе не вполне установлена, однако известно, что старческое слабоумие не является нормальным феноменом. Имеется по крайней мере 50 установленных соматических, неврологических и психиатрических причин деменции. Таблица 2.1. Причины деменции. Классификация по патогенезу и излечимости (Р. Б. Тейлор, 1995).
Причины деменции, потенциально излечимые при специфической терапии Причины деменции, мало поддающиеся лечению
Метаболические Гипотиреоз и другие эндокринопатии Болезнь Вильсона Гипогликемия и (или) аноксия
Травматические Субдуральная гематома Гидроцефалия с нормальным ликворным давлением Повреждение мозга
Опухолевые Внутричерепная опухоль, первичная или метастатическая Мозговые осложнения системных опухолевых заболеваний
Дефицитные Злокачественная анемия Дефицит фолатов Пеллагра Последствия синдрома Вернике-Корсакова
Инфекционные Абсцесс мозга Третичный мозговой сифилис Гидроцефалия с нормальным ликворным давлением Менингит и энцефалит Подострый бактериальный эндокардит Болезнь Крейтцфельдта-Якоба Последствия менингита и энцефалита (например, герпетического энцефалита)
Сосудистые Деменция на почве инфарктов мозга (множественные повторные нарушения мозгового кровообращения, например, на почве частых эмболий)
Токсические Хронический алкоголизм Отравление солями металлов
Дегенеративные Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика
Врожденные Болезнь Гентингтона
Клинические проявления деменции зависят от этиологии, течения, интенсивности расстройства, и преморбидных черт личности. Для этих заболеваний характерно наличие рядя общих черт: эндогенная природа заболевания, особая динамика развития: медленное, ползучее начало и прогредиентное течение от мягкой деменции к тотальному слабоумию; наличие той или иной степени выраженности неврологических нарушений; нередкий семейный характер заболевания; продуктивные проявления психоза играют вторичную роль. Наиболее яркими и постоянными в структуре синдрома деменции являются нарушения памяти (рис 2.1.). Их диапазон весьма широк. В начальных стадиях заболевания трудности возникают прежде всего при усвоении новой информации. Клинически это проявляется забывчивостью, неполным или неточным воспроизведением событий недавнего прошлого. Подобный уровень расстройств принято обозначать как мягкую дисмнезию. Она хотя и препятствует полноценной социальной адапта-ции, но в то же время не обуславливает невозможности самостоятельного сущест-вования и зависимости от других. При умеренно выраженных расстройствах памяти усвоение новой информации практически невозможно, она удерживается лишь на короткий период времени. Текущие события практически не воспроизво-дятся, кроме того, начинает страдать и воспроизведение событий прошлого. В целом опустошение запасов памяти подчиняется закону Рибо (Ribot Th.,1881)  Наконец, при тяжелой дисмнезии воспоминания становятся фрагментарными, теряется их временная последовательность. Пациент не узнает близких людей, предметы хорошо знакомой прежде обстановки. Р
ис 2.1. Структура синдрома деменции. Помимо мнестических расстройств, обязательным критерием для диагностики синдрома деменции является снижение уровня интеллектуальной деятельности. Мышление становится замедленным, в нем преобладает конкретно-ситуационный компонент, снижается уровень абстрагирования. Это проявляется в затруднении формирования понятий -- сначала отвлеченных, а позднее и более простых. Снижается уровень суждений -- они становятся слабыми, поверхностными, непоследова-тельными или не соответствующими ситуации. При выраженной деменции мыш-ление фрагментарно, больной не может справиться с элементарными бытовыми проблемами. Что касается патологии внимания, то принято считать, что при деменции, как правило, имеется сочетание повышенной истощаемости внимания с его тугоподвижностью. В сфере целенаправленной произвольной деятельности одновременно удерживается лишь очень небольшое количество объектов. Симптомы деменции широко варьируют как от одного случая к другому, так и у одного и того же пациента в разный период. В связи с постарением населения отмечается широкое распространение болезни Альцгеймера – заболевания из группы пресенильных деменций, обусловленное долевой атрофией головного мозга, которое считают классической формой дементного синдрома, что и отражено в большинстве обычно используемых определений (DSM-IV R, МКБ-10). Из всех диагностических критериев деменции основное значение придается нарушению памяти наряду с нарушением других когнитивных функций. Важнейшая задача этих определений - разграничить деменцию, состояние измененного сознания (делирий) и ограниченные когнитивные нарушения, например афазию, и амнестический синдром. Клиника в многом определяется топографией пораженных мозговых структур и, в частности, их отношением к доминантному полушарию. Нередко делается акцент на нарушения памяти как критерий деменции. Но нарушение памяти имеет ограниченное значение в случаях сосудистой деменции или при лобновисочной локализации. Нарушение памяти имеет первостепенное значение в ранней стадии сосудистой деменции, поскольку сосудистое мозговое заболевание может вызывать нарушения в нескольких сферах когнитивной деятельности, лишь слегка ухудшая память или совсем не влияя на нее. Это же относится к лобно-височной деменции при которой расстройство исполнительных функций и речи, вызванное поражением лобных отделов могут быть заметными в ранней стадии течения болезни. Применение критериев деменции приводит к тому, что сосудистая деменция диагностируется у пациентов тогда, когда заболевание достигло относительно поздней стадии своего развития, что препятствует раннему вмешательству. Преимущественное вовлечение лобных отделов мозга характеризуется нарушением абстрактного мышления, концентрации внимания, контроля влечений, расстройством моторики. А в случаях нарушений в верхних отделах лобной доли, доминируют апато-депрессивные проявления. При большей пораженности орбитальных отделов, на первый план выступает импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение. Нарушения в височных отделах сопровождаются нарушениями памяти, аффективными расстройствами, изменениями личности. В МКБ-10 провидится общее описание деменции для того, чтобы обозначить минимальные требования для диагностики деменций любого типа (рис.2.2.).

Рис 2.2. Алгоритм диагностики деменции.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Геронтолог Э.Я. Штернберг делает вывод, что основное, что характеризует старение, - это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

Применительно кблагоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаютсякачественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий.

Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей.

Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.

Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако тренировка после тщательного инструктирования и небольшой практики существенно улучшает результаты, даже у самых старых (тех, кому около 80 лет). Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше.

Разные виды памяти - сенсорная, кратковременная, долговременная - страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работаетлогическая память. Большой интерес представляют исследованияавтобиографической памяти.

Интеллект. В рамках иерархического подхода к рассмотрению интеллекта при характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект».Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать задачи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения понятий, объяснить, почему красть нехорошо).Подвижный интеллектподразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Q-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и подвижного интеллекта.


Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстрировали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на который приходился пик интеллектуального развития, начинался процесс нисхождения, в меньшей степени затрагивавший вербальные характеристики. Позднее, когда были предприняты усилия по преодолению влияния вмешивающихся переменных, было показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Например, в масштабном Сиэтлскомлонгитюдном исследовании старения, продолжительностью более 20 лет, при тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость.

Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (IQ) с возрастом почти не изменяется, т.е. человек в сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

Существуют доказательства того, что кристаллизованный интеллект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, снижение которого, как правило, выражается резче и в более ранние сроки. Подчеркивается, что большое значение при оценке интеллекта имеет фактор времени: ограничение времени, отводимого на решение интеллектуальных задач, приводит к заметному различию результатов пожилых и молодых людей даже по тестам на кристаллизованный интеллект. В то же время имеет место возрастное варьирование: снижение даже подвижного интеллекта происходит не у всех. Часть представителей группы пожилых людей (по одним данным - 10-15%, по другим - несколько меньше) сохраняют свой юношеский уровень интеллекта. В группах пожилых людей наблюдается увеличение (по сравнению с более молодыми испытуемыми) вариативности в результатах тестирования по многим когнитивным и мнемическим критериям, что иногда связывают с морфофункциональными изменениями головного мозга.

С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении:

1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.

2. Ухудшение способности к восприятию.

3. Сужение поля внимания.

4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.

5. Трудности распределения и переключения внимания.

6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.

7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.

8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.

9. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.

10. Трудности воспроизведения.

Принцип «компенсации дефекта» должен применяться для решения когнитивных проблем старения.

Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте.

В одном из своих интервью известный литературовед Д.С. Лихачев на вопрос, как ему удается, несмотря на преклонный возраст, вести активную научную и общественную жизнь, ответил, что помогает размеренный образ жизни, четкий режим, отсутствие больших перерывов в работе и избирательный подход к выбору тем. Он пояснил: «Основная моя специальность - древнерусская литература, но я то о Пастернаке пишу, то о Мандельштаме, обращаюсь даже к вопросам музыки, архитектуры. Дело в том, что есть такие области науки, которые по возрасту мне уже трудны. Скажем, текстология - изучение текстов: для этого нужна очень хорошая память, а у меня она уже не та, что в молодости».

Снижение интеллекта в старости, старческие деменции происходят не у всех людей. Многочисленными исследованиями психологов, врачей, социологов было доказано, что у психически здоровых пожилых людей до 80 лет практически не наблюдается значительного снижения интеллекта, их интеллектуальные способности остаются такими же, как раньше.

Психическое состояние, интеллектуальные способности в старости зависят от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости.

Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте.

Они на протяжении всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой.

Следовательно, становясь старше они сохраняют интеллектуальные способности, высокий жизненный тонус.

Факты

В ходе исследований обнаружен интересный факт: подвижность психики обусловлена «средой обитания» пожилого человека. Такой вывод был сделан на основании сравнительного анализа результатов двух обследованных групп.

Одна группа состояла из здоровых пожилых людей, живущих в благоприятной среде, которая способствовала повышению их жизненного тонуса.

Другая группа состояла из людей такого же возраста, но живущих в «тепличных условиях», которые вынуждали их к пассивности.

Очевидно, окружающая среда, требующая самостоятельности, независимости, позволяет сохранить высокий уровень интеллекта. Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение иностранных языков, различные увлечения - все это требует постоянной работы мозга.

Авторы этих наблюдений делают вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Естественно, что между отдельными индивидуумами различия могут быть весьма существенными, но это зависит от условий существования.

Снижение слуха с возрастом

Существует еще одно наблюдение, касающееся интеллекта пожилых людей. Из-за возрастного снижения слуха человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания окружающих. А окружающие приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей.

Сведения об интеллекте стариков довольно противоречивы. Одни исследователи указывают на снижение интеллектуальных способностей. Другие - подчеркивают умение стариков находить больше вариантов решения задач как преимущество их интеллекта. Российские ученые Б. А. Греков, 3. М. Истомина и другие43 показывают такие существенные изменения памяти в пожилом возрасте:
1) ослабление механической памяти, возможности непосредственного запечатления;
2) относительно долгая сохранность логически-смысловой памяти, запоминания на основе внутренних смысловых связей;
3) ослабление оперативной, кратковременной памяти;
4) резко выраженная профессиональная избирательность запоминания;
5) усиление яркости памяти на очень давние события.

Понятно, что с длительным пребыванием «не у дел» профессиональная память становится ненужной, а ослабление запоминания свежей информации (оперативная память) резко снижает адаптацию к действительности. Старики становятся любителями воспоминаний, странными, говорящими невпопад.

Лонгитюдные исследования интеллекта П. Балтеса и У. Шайя показывают, что у пожилых людей снижаются показатели по тесту «беглость речи» - способность быстро подбирать слова по заданным критериям. Снижается умение оценивать пространственные отношения, строить индуктивные рассуждения. Однако показатели снижаются достаточно медленно. До 60 % участников исследования СЛИ давали устойчивые результаты по тестам даже после 70 лет. У. Шай приходит к выводу, что у людей, удовлетворенных своей жизнью, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами. В этом случае только после 80 лет заметно снижение интеллекта.

Интересные выводы получены Б. Скиннером. Пользуясь свободным временем пенсионного периода, люди в пожилом возрасте способны продуктивно разрабатывать идеи, но это идеи прежних лет, которые к ним возвращаются. Новые идеи практически не возникают.

Г. Крайг и Томэ считают, что утверждения о снижении интеллекта у пожилых людей построены на наблюдении больных, страдающих склеротическими изменениями сосудов мозга или болезнью Альцгеймера - прогрессирующим разрушением клеток коры головного мозга. Этой болезнью страдают, по их данным, 10 % людей старше 65 лет и почти половина людей старше 85 лет.

Можно предположить, что у здоровых пожилых людей снижение интеллекта обусловлено тем, что в условиях отстранения от дел резко уменьшается приток информации и темп ее усвоения. Сознание собственной невостребованности снижает мотивацию достижений. Старики еще пишут статьи и мемуары, но надежда на то, что кто-то сочтет это нужным, убывает с каждым днем. Исключение составляют выдающиеся деятели науки, художники слова и кисти, чья востребованность завоевана мировым признанием их творчества. Известно, что Тициан написал одну из лучших своих картин «Оплакивание Христа» в 95 лет, Д. Верди создал оперу «Фальстаф» в 80 лет, И. П. Павлов закончил труд «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет. Л. Н. Толстой в 71 год написал «Воскресенье», в 72 года - «Живой труп», а в 76 лет - «Хаджи Мурат».

И все же - это счастливые исключения сохранения интеллекта и работоспособности. Чаще наблюдается ситуация, о которой говорят «все могу и ничего уже не могу». Физическая слабость, сужение притока значимой информации и социальная невостребованность убивают интеллект стариков.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди