27.03.2019

Как дети познают мир. Познание мира трехлетним ребенком. Сензитивные периоды развития ребенка


Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный опыт, получать информацию из книг и окружающего мира, идти путем экспериментов. Важно, чтобы как можно чаще у ребёнка случались свои озарения и «эврика».

➣ Шестое чувство

Все наслышаны о шестом чувстве — интуиции. Никто ее пощупать и увидеть не может, но каждый хоть раз в жизни испытывал некое молниеносное знание, постижение истины безо всяких умозаключений и размышлений. Это озарение, без которого, кстати, не может жить ни литература, ни искусство, ни наука. Все дети — интуиты, потому что они живут чувствами, а не умом (пока что). Вы замечали, как безошибочно они определяют суть человека? Как правдивы и точны они в своих оценках? Их не обманешь самыми ласковыми словами. Они верят своему сердцу, а не взрослым, запутанным смыслам.

Чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет идти по жизни. Это аксиома. Видение мира каждого взрослого зарождается в раннем детстве. Со временем оно меняется, совершенствуется, усложняется (или наоборот упрощается). Наш тип мышления и мировоззрения во многом зависит от того, в какой среде мы росли, какое влияние на нас оказали наши родители. Об этом нужно помнить, когда мы сами становимся родителями...

Вопрос познания мира — главнейший и, пожалуй, вечный вопрос философии, литературы, искусства, науки (в том числе и психологии). Существует две классические точки зрения в понимании и изучении этой темы.

ЭМПИРИЗМ . Опыту принадлежит главная роль в познании окружающей действительности. Исследование мира, расширение границ, перемещение в пространстве, отношения между объектами, новый образ мира и новый образ себя, — все это познается путем эмпирическим, то есть экспериментальным, методом проб и ошибок. Ребенок приходит в мир чистым листом, пустым сосудом, который нужно наполнить. Постепенно он набирается жизненного опыта, приобретает различные навыки и достоверные знания, у него появляются собственные представления и понятия обо всем.

НАТИВИЗМ. Это философско-психологическая концепция, которая восходит ко взглядам Платона и Декарта. Согласно этой теории, в человеке уже заложены механизмы понимания, возможности структурировать мир. Он рождается уже «знающим». У ребенка уже есть природные способности, есть основные понятия. Однако они существуют в виде форм (как формочки для песка), которые всего лишь нужно заполнить содержанием.

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДТИ?

У педагогов, психологов и родителей возникает вопрос: по какому же пути развиваться ребенку? Ведь от выбора этих точек зрения зависит и способ воспитания детей. То ли мы становимся «обучателями», «назидателями» и «воспитателями», то ли они являются сами себе и нам учителями. Правда, как всегда, где-то посередине. Хотя в последние годы большинство современных родителей пытаются дать больше свободы ребенку в своих действиях, пониманиях и в получении личного опыта. Нужно обладать смелостью, чтобы «отпускать» детей. Это дается непросто, даже после прочтения томов умных и полезных книг. Теория, как всегда понятна и близка, а практика показывает совершенно противоположный результат. Есть родители, которые встали на этот путь и приняли мысль, что они явились всего лишь «проводниками» ещё одной личности и души в этот мир. Психологи рекомендуют им следующее: не отступать, не винить себя, если что-то выходит не по книжному варианту, стараться быть последовательными и относиться к своему «серьезному» статусу с долей юмора.

ВОСПРИЯТИЕ МИРА. У каждого человека, который приходит в этот мир, есть пять инструментов восприятия, а, следовательно, и пять механизмов познания этого мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Существует метафора: «мир наваливается, обрушивается всем многообразием на новорожденного». Однако природа мудра и избирательна. Кто-то начинает больше слышать, кто-то — больше видеть, кто-то — больше чувствовать. Так развиваются каналы восприятия, так появляются аудиалы, визуалы и кинестетики.

Кем является ваш ребенок?

Это легко проверить.

Аудиал . Такой ребенок любит слушать: музыку, сказки, взрослые разговоры. Доводы и объяснения всегда на него действуют.

Мир, большой огромный мир, не дает ребенку покоя. Он хочет удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотою. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Не легко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человечек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному.

Это «внутреннее состояние готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующееся в познавательных действиях и операциях», определено детским психологом М. Лисиной как познавательная активность.

Каждому возрасту свойственны свои проявления, особенности развития познавательной активности, которые зависят от физических и психических возможностей растущего организма. У трех-четырех летних малышей они тоже имеются. И если педагоги, родители и все те, кто окружают маленьких детей, искренне хотят помочь им на пути познания и открытия мира, для этого они должны знать следующее:

Что накоплено в сознании ребенка к трем годам его жизни и на что направлена его познавательная активность;

Как, какими способами трехлетний малыш познает наш мир;

Каковы роль и место взрослого человека в развитии познавательной активности ребенка данного возраста.

Что может и хочет познать трехлетний ребенок

В три года ребенок владеет достаточно широким кругом представлений и знаний об окружающей его действительности. Малыш хорошо ориентируется в своей группе

И на участке детского сада, знает наименования окружающих его предметов и объектов (кто? что?), некоторые их качества и свойства (какой?), а также функциональные возможности многих из них (зачем?).

Однако накопленные представления о, мире еще не прочно закреплены в сознании трехлетнего малыша. Он недостаточно разбирается в отношениях и связях между наблюдаемыми предметами, объектами и явлениями нашего мира. К тому же психическое и физическое несовершенство все еще держит его познавательную активность в рамках ближайшего окружения. Поэтому и в три-четыре года познавательная активность ребенка направлена на освоение предметного содержания окружающей действительности. Ребенка все так же интересуют предметы и объекты нашего мира, только теперь он их открывает для себя с других сторон, находя ответы на следующие вопросы: как они используются в жизни? Кому нужны? В каких связях друг с другом находятся? И т. п.

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие его вопросы малыш стремится вырваться за рамки той среды, в которой постоянно живет (квартира, группа детского сада, участок и т. п.). Ведь всю свою жизнь, все три прожитых года он постигал именно эту среду и успел «насытиться» ею. И теперь трехлетний ребенок всячески стремится расширить познаваемые горизонты.

Как ребенок познает мир

В 3-4 года ребенок активно пытается расширить свой кругозор, хотя его познавательные возможности в основном остаются прежними и не позволяют перешагнуть границы ближайшего окружения. Трехлетний малыш все еще действует по принципу «Что вижу, с чем манипулирую, то и познаю». Поэтому наилучшим образом он постигает и осознает:

Реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках;

Те события и явления, в которых он сам был непосредственным свидетелем и активным участником.

Отмеченные моменты одинаково значимы и необходимы для познания мира как на третьем, так и на четвертом году жизни ребенка.

Однако возросшие познавательные потребности трехлетних малышей уже трудна удовлетворить имеющимися в их опыте способами познания (с помощью простых манипуляций с отдельными предметами ближайшего окружения).

Ребенок изменился, и его познавательная активность проявляется по-иному.

Ребенок пытается разобраться в отношениях и связях между предметами, объектами и явлениями, о большинстве которых он еще не имеет прочно закрепленных представлений.

Ребенок полон энергии, он чувствует себя, почти «взрослым» и «компетентным» во многих вопросах. Он ищет подтверждения этому в реакциях и поведении взрослых, близких и дорогих его сердцу.

У ребенка совершенствуется речь.

И он легко верит всему, следуя внушающей силе слова, наглядного примера; использует свою возрастную склонность к подражанию для повторения и воспроизведения готовых образцов (жесты, манеры, слова, выражения и др.).

И он активно действует в окружающем его мире, испытывая бурный восторг и чувство удовлетворения от самостоятельной деятельности и в большой степени от участия в реальных делах взрослых.

И он атакует взрослого многочисленными вопросами, среди которых заметную роль начинают играть вопросы познавательной направленности.


ИТАК, познавательная активность трехлетних детей характеризуется такими особенностями :

Активными действиями ребенка в окружающей действительности;

Желанием малыша подражать близким, любимым взрослым; перенимать их опыт, интересы, взгляды на мир;

Увеличением количества познавательных вопросов к окружающим.

Это главное, на что следует опираться в работе с детьми трех-четырех лет. Не стоит также забывать, что в недрах сознания маленького ребенка зреет очень важный способ познания мира - умение воспринимать информацию на словесном уровне, т. е. информацию, не подкрепленную зрительными образами. Именно этот способ познания позволит ребенку впервые вырваться за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, перешагнуть границы ближайшего окружения. Но это произойдет позже (примерно к четырем годам). А пока трехлетние малыши только готовятся к этому важному этапу их развития.

И ЕЩЕ... Ребенок в процессе своего развития не только осваивает, познает мир. Параллельно у него интенсивно формируется определенное отношение к окружающему: к людям и их поступкам, к природе, искусству, музыке и др.

Заложенное в дошкольные годы восприятия окружающего, ребенок будет нести в себе всю свою жизнь, нанизывая на него свои усилия, устремления, мечты.

Помните, что отношению к окружающему дети учатся у вас. Они внимательно наблюдают за вашим поведением, реакциями и подражают вам.

Для Женского журнала www.. Шишкина

Консультация для родителей.

Тема: «Дети познают мир через игры».

Цель: формирование ответственности у родителей за развитие своих детей.
Задачи: донести до родителей информацию, что игра – это самый важный период в жизни ребенка.

Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна: «водить» машину, «скакать» на лошади, «лечить» животных и людей. Игра также открывает ему мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в системе игровых правил.
Игра - это символический язык, посредством которого ребенок проявляет и выражает себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например, в строителей, в водителей, в магазин, в больницу, и другие). Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему дошкольному возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего периода игр поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.

Принципы использования игр.
1.Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
2.Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
3.Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
4.В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5.Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6.Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.


Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно. В игре формируются основные личностные качества дошкольника: умение учитывать интересы других, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно действовать с игрушками, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших дворовых разновозрастных компаний, большинство семей имеют одного-двух детей. Чаще всего дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих, поэтому ребенку не у кого учиться игровой культуре.
С помощью взрослого ребенок способен овладеть все более сложными способами построения игры.

Психологи называют три способа, которыми может овладеть ребенок за период дошкольногодетства(от2до7):
-предметно-действенный способ построения игры;
-ролевой способ построения игры;
-сюжетосложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций с предметами (ложкой - кормить, расческой - причесывать и так далее). К трем годам дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы» и так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли. Ролевое поведение можно формировать с трехлетнего возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, дети способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому возраст в 5 лет можно определить как условную границу перехода к формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Поскольку дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.


Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
- тема игры должна отображать интересы ребенка;
- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения;
- взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Спасибо за внимание


Энное количество лет назад, когда дочка, сидя на полу, с трудом дотягивалась до видеомагнитофона, у нас в доме не возникало никаких проблем, вызванных любопытством ребенка. Достаточно было однократного объяснения, что аппаратура и розетки – не игрушки. Ее послушание вызывало зависть и умиление соседей. Их мальчика не останавливали никакие просьбы, угрозы или наказания, а аудиогорка с мигающими индикаторами уровня, как и другие бытовые аппараты в их квартире, на несколько лет прочно обосновалась на самой верхней полке.Энное количество лет назад, когда дочка, сидя на полу, с трудом дотягивалась до видеомагнитофона, у нас в доме не возникало никаких проблем, вызванных любопытством ребенка. Достаточно было однократного объяснения, что аппаратура и розетки – не игрушки. Ее послушание вызывало зависть и умиление соседей. Их мальчика не останавливали никакие просьбы, угрозы или наказания, а аудиогорка с мигающими индикаторами уровня, как и другие бытовые аппараты в их квартире, на несколько лет прочно обосновалась на самой верхней полке.

Хулиган уродился, подумают некоторые, и будут неправы. Дело не в качестве воспитания и не в темпераменте ребенка. Дети по-разному познают мир. Учитывая особенности их индивидуального познавательного процесса, можно значительно увеличить эффективность последнего.

Зрение, слух и осязание – вот основные каналы, по которым информация попадает в мозг маленького исследователя. Эффективность этих каналов у каждого индивидуальна и определяет тип восприятия внешнего мира. Основных типов три: визуал, аудиал и кинестетик. Узнать, к какому типу относится ваш ребенок, можно еще в младенческом возрасте.

Визуал воспринимает мир в основном при помощи зрительных впечатлений. Ребенку важно все рассмотреть. Новая игрушка надолго привлечет его внимание, что даст маме немного свободного времени.

Подрастая, «глазастик» полюбит рассматривать книжки с яркими картинками. Он будет обращать внимание и помнить, как одеваются детки в садике, какие новые книжки показала сегодня воспитательница. Любимое занятие – рисование, составление пазлов, вырезки из цветной бумаги, лепка.

Аудиал «работает» со звуком. Именно звуки в основном доставляют ему необходимую информацию. Уже в самом раннем возрасте малыш прислушивается и реагирует на музыку, двигая в такт ручками и ножками.

«Ушастики» обычно раньше начинают разговаривать. Дошколятам нравится слушать сказки. Им необходимы разговоры. При отсутствии собеседника могут поговорить сами с собой. Не пугайтесь, лучше составьте компанию. В школе хорошо «пойдут» языки и музыка.

Кинестетикам жизненно необходимо все потрогать руками. Непоседы пытаются забраться во все углы и «загашники». Игрушки занимают их внимание ненадолго, зато им очень нравится перебирать залежи различных предметов.

Деятельная активность очень утомляет родителей. Но это не повод для запретов! Запрет на исследование мира? Может, еще дышать запретите? «Нельзя» и «не трогай» могут нанести психике малыша непоправимую травму.

К «деятелям» надо приспособиться, как бы трудно это ни казалось. Чтобы занять такого малыша, предложите ему полку или ящик в шкафу с кучей игрушек. Пусть перебирает. Не забывайте чаще обнимать и целовать ребенка, ему жизненно необходимы телесные контакты.

Следствием повышенной двигательной активности обычно бывает более быстрое физическое развитие. По сравнению с ровесниками кинестетики раньше делают первые шаги.

Как кинестетики, так и визуалы и аудиалы в «чистом виде» почти не встречаются. Как правило, у ребенка превалируют два типа восприятия, один из которых развит больше.

Познание окружающего мира – одна из самых главных потребностей человека. Закладывается она в детстве, когда в ребенке только проявляется любопытство. В малом возрасте важно, чтобы родители поддержали увлечение своего чада, а не задавили его. Тогда ребенок вырастет самостоятельным взрослым с широким кругозором.

Как ребенок познает мир?

Основные способы познания мира у малыша проходят через органы чувств. Также как взрослые пытаются попробовать что-нибудь новое из еды или найти новую музыку, ребенок испытывает мир. Но он испытывает все привычные взрослому явления: воду, огонь, запахи, грохот и тишину и т. д. Ведь они для него новы.

Процесс исследования мира в детстве очень важно направить в нужную колею, так как малыш еще не попробовал многое и не понимает, что, например, кипяток может быть опасен, как и чужая собака. Поэтому важно не только показать, но и объяснить, научить анализировать.

Анализ – это основа, на которой строится познание мира. Для ребенка важно не только получить знание, но и вписать его в стройную картину, которая сформирует вокруг него определенные базовые понятия. Именно поэтому познание окружающего мира должно происходить максимально комплексно, смысловыми блоками. То есть, если ребенок видит собаку, он должен не просто назвать ее собакой, а также получить знания о том, что она:

Относится к домашним животным;

Может быть дружелюбной или нет;

Раньше была хищником и сохранила часть повадок;

Потенциально опасна, особенно, если крупна.

Дать эту информацию должен взрослый. А если ребенок уже знакомился с частью данных, взрослый помогает ему выстроить систему или ассоциативные ряды и додумать часть данных.

Без подобных ассоциативных рядов весь процесс познания мира превращается в бессмысленное накопление знаний, которые ребенок не может соотнести с действительностью и об этого обычно очень страдает.

От теории к практике: полезные советы

Фактически каждый момент общения с ребенком можно превратить в познание им мира. До определенного возраста многие незнакомые вещи находятся в пределах квартиры. Наиболее яркие примеры:

Изучение собственного дома. Частично происходит само по себе, но некоторые блоки вещей требуют обсуждения. Например, предметы повышенной опасности. Их надо обязательно показать ребенку и продемонстрировать их опасность. Дайте ему составить в голове цепочку «иголка/огонь/кипяток – боль». Сделать можно разными способами. Сделайте вид, что больно вам или предложите ребенку осторожно потрогать горячую воду (достаточно горячую, чтобы испытать дискомфорт, но недостаточно – чтобы обжечься);

Изучение улицы. Здесь ребенок сталкивается с множеством предметов. Показывайте ему растения, животных и птиц, рассказывайте про автомобили и дома – все, что знаете;

Посещение специфических учреждений. Магазины, поликлиники, зоопарки и музеи, – все они дают повод для подробного описания целых пластов человеческой жизни;

Придуманные темы, а не взятые из окружения. Здесь у вас целое поле для возможных фантазий. Жидкие тела, предметы техники, ткани и нитки, продукты разных типов, карточки с предметами и животными, – все это поможет вам расширить горизонты вашего ребенка.

Помните, что при обсуждении подобных тем, основное внимание должно уделяться не просто понятиям или предметам, а их месту в окружающем мире и их связями между собой. Любая информация должна быть проанализирована ребенком, выстроена в схему. Рисованные схемы, кстати, отличный способ добиться похожего результата.

Новые технологии для развития малыша

Если у вас нет возможности так часто и активно придумывать блоки понятий для вашего ребенка, воспользуйтесь продуктами современных технологий. Помощь в познании мира, а заодно и с азами математики, вам обеспечит популярная героиня мультиков и игр – Даша-Путешественница.

Несколько популярных игр с этим персонажем с сайта «Девочки-припевочки» :

«Даша в клубничной стране». Здесь Даша попадает в волшебную страну, где ей нужно собрать как можно больше клубничек. Эта флешка поможет вам обсудить растения, фрукты, животных и заодно развить внимательность, реакцию, сообразительность;

«Даша на Хэллоуин». Игра предлагает перевоплотиться в ведьму и полетать над ночным городом. Она поможет ребенку узнать побольше о сказочных существах, ведьмах, зомби и т. д.;

«Даша на ферме». Отличный тренажер для тех, кто хочет помочь ребенку разобраться в животных и их звуках. Даша задает звук, а игрок угадывает его и ищет животное. Простой интерактив, но очень полезный!

Большую часть информации об окружающем мире ребенок получает не сам, а с помощью родителей. Чем больше взрослые уделяют времени его развитию, тем больше он знает, понимает, умеет. Поэтому хотя бы подберите ему готовые игры, если не можете придумать их самостоятельно.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди