26.05.2019

Как отмечали рождество в дореволюционной россии. Как отмечали новый год в россии до революции


Почему после Петра I забывали праздновать Новый год, какие подарки были популярны среди крестьян и знати XIX века, почему раньше на «елки» ходили взрослые и как отмечали праздник в блокадном Ленинграде?

«Бумага» поговорила с историком-регионоведом из СПбГУ Александрой Терехановой и узнала, как проходили новогодние праздники в Петербурге с XVIII по XX век.

Александра Тереханова

Как в России впервые отметили Новый год и почему о празднике почти забыли на 100 лет

Традиция отмечать новогодние праздники в Российской империи началась с указа «О праздновании Нового года», который в 1699 году подписал Петр I. Одновременно с этим он установил и новое летоисчисление - от Рождества Христова, перенеся начало года с сентября на январь. До этого во время Нового года проводились лишь небольшие церемонии, не затрагивающие большинство людей.

Именно по приказу Петра с 1 января все домовладельцы должны были ставить перед воротами украшения из еловых или сосновых деревьев. И так в течение семи дней. Петр буквально прописал, что все должны праздновать Новый год.

Сразу привыкнуть к этому люди, конечно, не могли - нововведения приживались с трудом. Многие не могли начать отмечать Новый год не в сентябре, а зимой. Многие в то время еще не привыкли украшать дома еловыми ветками и вовсе считали это неправильным, так как ассоциировали их с погребальным обрядом, существовавшим на Руси. Хотя связанные с елью обряды, вообще-то, заимствовались из немецкой традиции и для языческих германцев были символом вечной жизни.

С возникновением новой столицы (Петербурга - прим. «Бумаги») праздничные мероприятия приобрели известный размах: горожане стали выходили на улицы, запускались фейерверки, устраивались стрельбы. Тогда люди и начали привыкать к празднику: у них впервые появились традиции уличных гуляний, они проводили мероприятия в городе, организовывали обильные столы.

Правда, продлилось всё это не очень долго. После смерти Петра I про традиции украшать жилища хвойными ветками и ельями стали забывать. Людям уже не так часто напоминали о традициях, гулянья становились менее пышными, и культура праздника затихла. Известны только отдельные случаи празднований: например, Елизавета любила новогодние маскарады, а Екатерина II устраивала застолье и дарила подарки. Традиция отмечать 31 декабря массово возродились лишь во второй половине XIX века.

Как «елки» и гулянья возродили праздник

После смерти Петра главным праздником для горожан оставалось Рождество. Его традиционно отмечали дома или в гостях, с елкой и украшениями, люди ходили к близким родственникам и друзьям. Праздник долго оставался более важным в духовном плане.

Возрождаться новогодние празднества стали лишь в первой половине XIX века. Тогда, во времена правления Николая I, появилось что-то вроде «публичных елок» - мероприятий, где все гости танцевали, ели и пели. Сейчас они бы вам напомнили современные детские праздники, но только их, на самом деле, устраивали для столичной аристократии.

Принято считать, что первую городскую елку поставили на Екатерингофском вокзале, который был в то время популярным местом отдыха петербургской публики - любителей развлекательных и музыкальных концертов, которые там проводили. Позже такие елки ставили уже и в зданиях дворянских и купеческих собраний, не только в Петербурге, но и в Москве.

По большей части этому способствовали рождественские сказки Гофмана и Андерсена, которые в то время были очень популярны в кругах интеллигенции.

Как проходили новогодние праздники в Петербурге второй половины XIX века

На Новом году того времени всё было очень публично. В Петербурге, например, были свои легендарные рестораны, где на новогодние праздники собирались в том числе и представители творческой интеллигенции. Это был период балов, маскарадов и театров, стало популярно шампанское. В это время широко распространилась и традиция дарить подарки - в основном игрушки, сладости и фрукты.

Александровский дворец. Елка в игральной. 1908 год

Елочный базар в Екатерининском саду. 1913 год

У разных слоев населения были, конечно, абсолютно разные возможности в плане праздника. Рабочие и крестьяне, например, зависели от хозяина, но для них зима не была сезоном работ, и они могли отмечать праздники в зависимости от обстоятельств. Известно лишь то, что дети рабочих в эту пору любили кататься с ледяных горок.

Аристократия и знать, как нам известно, в новогодний период любила ходить по вечерним приемам и другим мероприятиям. В их кругах зачастую царила обычная суета: они покупали подарки и новогодние украшения. В саму новогоднюю ночь в каждом крупном доме можно было увидеть маскарад или бал: каждому из них придумывали собственную программу.

Покупные и тем более стеклянные украшения [на елку] могли себе позволить в XIX веке только очень состоятельные жители: опять же знать, аристократия. Они в основном дарили детям различные сахарные игрушки, бусы из конфет, восковые свечи и подобное.

Среднестатистические горожане же делали игрушки сами, а на елку вешали различные фрукты, небольшие пряники или орехи.

В это время на празднике уже даже зарабатывали. В адресной книге Петербурга и в рекламных приложениях различных изданий того времени можно было увидеть объявления магазинчиков, которые предлагали новогоднюю продукцию.

В целом во второй половине XIX века горожане уже полюбили этот праздник. В это время они всё больше тратились на развлечения. Особенно популярным становился театр. Занимательно, что именно в Петербурге, в Мариинском театре, впервые поставили знаменитого «Щелкунчика» Чайковского. Это произошло в канун Рождества 1892 года.

Почему после революции петербуржцы начали праздновать Новый год дома и как появилась традиция ходить в театр 31 декабря

С приходом советской власти Новый год сначала оставался обычным праздником. Но в связи с атеистической программой Советов практически сразу запретили Рождество, а в 1929 году и сам Новый год.

Тогда среди народа стали популярны тихие домашние празднования. Люди так же, как и сейчас, устраивали праздничный стол, на котором были в основном консервы и фрукты, а иногда даже и оливье. Они ставили елку, украшали ее подручными средствами, слушали радиопрограммы и отмечали праздник в кругу семьи, дарили небольшие подарки. Главным было, чтобы праздничную атрибутику не увидели специальные патрули, которые высматривали любые признаки празднований.

В то время все были официально равны, поэтому и каких-то особых различий в праздновании среди «богатых» и «бедных» не было: одни просто могли с помощью связей достать себе к столу деликатесы, а другие - не могли. Всех так или иначе объединяли ситуации, когда они стояли в очередях за мандаринами по 5-6 часов. Негласная атмосфера праздника сохранялась у очень многих.

В Ленинграде были свои особые традиции. Уличные гулянья в городе заменились культурной программой, которая постепенно становилась для многих главным символом Нового года. Особым шиком было попасть 31 декабря на балет или оперную постановку. В этот день ленинградская публика традиционно заполняла Большой и Малый залы Филармонии, Мариинский и Михайловский театры. И это притом что 31 декабря в советское время оставался рабочим днем вплоть до 1935 года.

Когда же праздник снова разрешили, всё осталось, как и было: все праздновали в кругу семьи, тихо, без громоздких уличных гуляний. Рождество, как и сейчас, отмечали лишь в религиозных семьях.

Дворцовая площадь (Урицкого), ориентировочно 1937 год. Фото: oldspb

При этом для традиции новогодних праздников в том формате, в котором мы их знаем, важен период до Великой Отечественной войны. Именно в это время появилась культура прослушивания передач 31 декабря, которая переросла в просмотр телевизора, бой курантов и участие Деда Мороза со Снегурочкой, образ которых окончательно сформировался в период с 1935-го по 1940-е.

Как проходили «елки» в блокадном Ленинграде

Елка в блокадном Ленинграде - это особая тема. Она была не просто традицией, а символом того, что город жил и работал. Город, в котором пытались не только спасти, но и порадовать детей.

Больших празднеств, конечно, не было. Массово новогодние праздники в блокадном городе проводились лишь в 1941 и 1942 годах. Их организовывали в больницах, детских домах и садиках. Главным подарком, конечно, была еда, иногда - украшения. И дарили их зачастую только детям.

В то время многие дарили своим детям печенье, яблоки и кусочки хлеба. В самом начале даже пытались устраивать ужины: например, известен рецепт, когда «горячее» готовили из иссохшего картофеля, делая из него «пюре».

Уже потом, когда практически ничего не оставалось, праздники отошли на второй план. Но люди в блокаде всё равно к ним тянулись. Есть воспоминания людей о том, как в предновогоднее время украшали стол бутафорской едой, чтобы было хотя бы какое-то ощущение праздника. Известно, что этим занимались и дети: в новогодние праздники они часто делали игрушки из бумаги в форме булочек.

При этом, что самое удивительное, в новогодние праздники нередко можно было услышать музыкальный концерт. Люди, несмотря ни на что, продолжали ходить на концерты или спектакли.

Как новогодние традиции менялись после Великой Отечественной войны

В послевоенное время жизнь потихоньку начала восстанавливаться. В этот момент СССР признало Новый год важным праздником. В 50-е годы стали организовываться Кремлевские елки, стали проводиться городские празднования, на которых можно было встретить и привычных нам Деда Мороза, и мандарины с шампанским. Думаю, новогодние праздники после войны стали символом возрождающейся нормальной жизни.

Кронштадт, 1970 год. Фото: фонд СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта»

Во многом культура празднования Нового года с тех пор не менялась до наших дней. Единственное действительное отличие - праздничным днем считалось только 1 января. В остальное время люди работали: у студентов, например, сессии начинались 2 января, а занятия могли длиться и до 31 декабря.

Лишь с распадом Советского Союза, когда уже и Рождество вновь признали праздником, каникулярные даты стали удлинять. Сначала, в 2000-х, между ними даже был промежуток в три дня, и только совсем недавно, в середине нулевых, календарная неделя стала полной - такой, какой мы ее знаем.

Новый год в России отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января уже более 300 лет. До 15 века на Руси Новый год праздновали 1 марта, а с 15 по 17 век праздник отмечали 1 сентября по юлианскому календарю. Только в 1700 году, Царь Петр I, который во многом старался подражать западному образу жизни, издал указ о переносе новогодних торжеств на первое января. Указ получился очень забавным, на наш современный взгляд:

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

Так как Русь, в отличие от других западноевропейских стран, на григорианский календарь в 17 веке еще не перешла, вышла неувязка: на Руси еще долго Новый год отмечали по Старому Стилю, то есть, на 13 дней позже, чем вся Европа. Первый «зимний» Новый год в 1701 году торжественно провели в старой столице, Москве, на Красной площади, с военным парадом и фейерверками. С 1704 года официальные празднества были перенесены в новую столицу, Санкт-Петербург. Как и полагалось, с забавами, развлечениями для детей, пиршествами и парадами. Что касается «пьянства и мордобоя», то тут даже Великий Петр был бессилен что-то изменить. Скрывать нечего, на Руси гуляли всегда бурно!

Хотя, справедливости ради надо сказать, что «зимний» Новый Год на Руси с трудом пробивал себе дорогу. Если бы не жесткий характер Петра, который буквально силой заставлял своих подданных ВЕСЕЛО отмечать новый праздник, если бы не смекалка Елизаветы I, которая начала устраивать пышные бал-маскарады при дворе и бесплатные праздники для народа, вряд ли бы эта традиция прижилась. Жители Всея Руси еще долгие годы желали встречать Новый год «по старинке», 1 сентября. Сменились поколения, пока этот всеми сейчас любимый праздник не занял своего достойного места в календаре самых торжественных дат.

Традиции Нового года на Руси

Любопытно, что в Петровскую эпоху главным символом Нового года была не пышно наряженная елка, а еловые или березовые ветви. Традиционных новогодних игрушек вплоть до 19 века тоже не было. Ветви украшали фруктами (чаще всего, красными яблоками), орехами, сладостями, яйцами. Собственно говоря, любыми съедобными вещами, которые имели округлую форму. Традиции пить шампанское тоже не существовало вплоть до середины 18 века: она появилась только после разгрома наполеоновской армии, в 1813 году. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних гуляний. И сейчас его с удовольствием пьют те, кто может себе такую роскошь позволить.

В 19 веке, Новый год становится одним из самых любимых и долгожданных праздников. По всей стране устраиваются пышные массовые гуляния, балы, застолья (обязательно с зажаренными поросятами и редькой), публичные елки. Появляется и еще один неизменный символ Нового года - Дед Мороз. Правда, пока его популярность не так велика, да и неизменная спутница, внучка Снегурочка, его тоже еще не сопровождает.

Как праздновали Новый год в 20 веке

С 1918 года Россия переходит на григорианский календарь. Это означает, что жители страны начинают отмечать Новый год на 13 дней раньше. Правда, после революции для этого замечательного праздника наступают непростые времена. Уже в 1919 году новое правительство отменяет проведение торжеств и на Новый год, и на Рождество. Вплоть до 1935 года 1 января официально считалось обычным рабочим днем. Хотя очень многие втайне и продолжали отмечать свой любимый праздник.

Начиная с 1935 года, Новый год в России получает вторую жизнь. Постепенно возвращаются те традиции, которые мы все так ценим и любим: обязательно наряжать елку, пить шампанское, накрывать пышный стол, дарить друг другу подарки. Возникает и новый вкусный обычай: готовить на Новый год салат оливье, правда, не с рябчиками, как это было принято у французов, а с обычной вареной колбасой. Именно в эти годы Советский Новый год приобретает еще два главных символа, Деда Мороза и Снегурочку.

Новый год - праздник навсегда

В наши дни новогодние торжества занимают центральное место в календаре. Это главный праздник миллионов людей. Это праздник, который пережил многое, имеет богатейшую историю и традиции, видал и хорошее, и плохое, запрещался и вновь возрождался из пепла. Праздник, который несмотря на все испытания, на протяжении веков сумел сохранить свое очарование и притягательность. Праздник, который будет жить, пока будем существовать мы и наша Земля.

История Нового года в России

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. На Руси же, после принятия христианства (10 век), новый год встречали 1 марта. Началом летоисчисления служил “день сотворения Адама” (пятница 1 марта 1 года от “Сотворения мира”). Новый год для жителей Древней Руси был праздником весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая.

Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным же на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния.

По царскому указанию Петра I москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. В петровском указе писалось: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке". В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Наряжать елку стали немного позднее — в середине XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге.

Обычай наряжать именно ель родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов, защитник правды. Зеленеющая в любое время года ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. До XVI века елки было принято украшать на Рождество, но не рубить. На самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу Именно из Германии этот обычай проник и в другие страны. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. В Эльзасе лимитировалось количество елок, и указывалось, что "каждый гражданин может иметь на Рождество не более одной елки, которая должна быть не более восьми футов в высоту", а украшениями для нее должны быть "цветная бумага, яблоки, вафли, позолота и сахар".

В течение XVII века обычай распространился на окружающие Германию страны, в основном протестантские, и Скандинавию. Повсеместное распространение в Европе Рождественская елка получила лишь в XIX веке. Например, точно известно, что первую рождественскую елку в Англии установили королева Виктория и принц Альберт в Виндзорском Замке в 1844 г. как сюрприз для Принца Уэльского (позднее Эдуарда VII) и старшей принцессы. Во Франции Рождественские ели распространились после 1871 года французами, бежавшими из Эльзаса и Лотарингии, отошедших в то время к Германии. В Америке елки стали распространяться с середины XIX века. В России этот обычай ввёл Петр Великий, правда, устанавливать елки предписывалось не на Рождество, а на Новогый Год. В 20-х годах XIX века Рождественские елки появились в домах петербургских немцев, а уже в 40-х годах елки стали уже очень популярны в городской среде, в основном в столицах.

Со временем люди привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке. В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В каждом доме было принято запасаться продуктами из свинины, которые употребляли вплоть до Великого поста. Пользовались популярностью и блюда из рыбы. На десерт обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, орехи. Водка, которую в то время называли вином, различалась по своей крепости: «боярская», «простая». Отдельно была водка для женщин — ее настаивали на патоке. Также водку настаивали на травах: мяте, горчице, можжевельнике, и даже на лимонных корках. Привозные вина — греческие, французские, венгерские, итальянские («фряжские») появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

Считалось, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и новой обуви, ведь тогда и весь следующий год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. Перед Новым годом выбрасывали из дома всю битую посуду, мыли окна и зеркала.

В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине. В разоренной войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом, и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. К концу XIX века Россия стала крупнейшим потребителем этого игристого вина. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого».

Если прежде россияне украшали свои дома лишь хвойными ветками, то в середине XIX века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. Более разнообразным в это время становится новогоднее меню. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры — вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. В середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков.

На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое. В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни.

В Петербурге начала ХХ века с Рождества начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях.

Увеселительные заведения в столице России того времени были самые разные. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Таможенный квас как называли шампанское вино, истреблялись здесь десятками ящиков. Им поили не только слуг, но и лошадей дожидавшихся гостей. Кутежи доходили до того, что как-то некий посетитель приказал расспытаь депозитки по грязи и, ступая, по ним сел в карету. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера.

Но, наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики, существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На "Вилле Родэ" был большой летний театр и летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали лучшие певцы и драматические артисты. Во время обедов и ужинов играл венгерский концертный оркестр, выступал хор цыган. Ресторан «Вилла Родэ» очень быстро завоевал невероятную популярность, особенно среди петербургской богемной публики. Однако, этот ресторан имел и несколько скандальную славу. По свидетельству современников, здесь обосновался и притон. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из фирменных «кушаний» этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках).

После революции 1917 года буржуазным предрассудкам был объявлен бой. Рождество — долой! Ну а где Рождество — там, естественно, и елка. В прессе велась активная антиелочная кампания. 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате «русское» Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1 января на 14. В 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для всей России. Еда распределялась по карточкам, вместо хлеба давали немолотый овес. Несмотря на голод, в Петрограде были устроены елки для детей. Впрочем, эти елки оказались последними на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни, а елка была признана «поповским» обычаем.

В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. Правда звезда на ее верхушке, из Вифлеемской превратилась в «символ нового мира» — красную пятиконечную звезду. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Впрочем, советский новогодний стол не стал изысканным — его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а с 1954 г. — на Кремлевскую елку.

С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны, и, в 1904 году, рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкого) масла. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими доступными всем продуктами. Готовили салат «Оливье» в «большом тазу» и щедро заправляли майонезом.

Новогодний стол был однотипен у большинства советских людей, это объяснялось наличием в магазинах небольшого разнообразия продуктов. В Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» — из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке. Жареный поросенок, гусь или утка на новогоднем столе были все также желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы, так как в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. А с появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: Особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки».

Настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. В 1972 году была сильная засуха. В конце лета стали исчезать продукты в магазинах и появились очереди за картошкой.
В магазинах стояли банки с соком, маринованными огурцами, помидорами, вареньем, повидлом, джемом. Мандарины и апельсины появлялись на прилавках только перед Новым годом. В 70-е годы дефицит продуктов в магазинах приятно контрастировал с обильными столами, которые накрывались в домах на праздники. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, на праздничных столах было изобилие. Запасливые хозяйки берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Шпроты, сардины, печень трески заготавливали заранее. Конфеты шоколадные заранее привозили из Москвы и берегли до Нового года. А перед самым Новым годом, специально ездили за продуктами в Москву, где обеспечение было лучше, чем в других городах и привозили оттуда продукты и невиданные лакомства: например, ананас или шоколадные конфеты «Мишка на Севере».

Салат «Оливье», стал непременным атрибутом советского новогоднего стола. «Главный» советский салат с незначительными вариациями включал в себя вареную колбасу, зеленый горошек, отварной картофель, соленый огурец, яйцо, лук и майонез — более или менее доступные в те времена продукты. На праздничных столах также присутствовали непременные «селедка под шубой», винегреты, холодец и как вершина кулинарных изысков советских домохозяек — фаршированная рыба. В конце 70-х женщины многомиллионной советской страны советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды, Барбару Брыльску, явившую довольно несоответствующий советскому мышлению образ в фильме “Ирония судьбы или с легким паром”.

В 80-х годах, большинство людей на Новый год делали подарки для родных самостоятельно, так как выбор был очень маленький. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого. В каждом доме Новый год дети с нетерпением ждали подарков, а взрослые надеялись на перемены к лучшему.

Ситуация с продуктами в эпоху Горбачева практически не изменилась. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Приунывшим советским гражданам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского, поскольку достать его нельзя было никакими силами. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку, ходили на дискотеки. В середине 80- х годов популярными были гр. «Земляне», «Аквариум», «Воскресенье», «Машина времени». Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучат: «Мираж», «КарМэн», «Ласковый Май», «На-На» и исполнитель пародирующий западных музыкальных исполнителей Сергей Минаев. Всё чаще слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: “Modern Talking”, Мадонна, Майкл Джексон,“Scorpions” и другие.

В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием.

В современной России с тех пор мало что изменилось. Например, живую или искусственную новогоднюю ёлку, устанавливает у себя дома практически каждая семья. Все так же люди стремятся накрыть богатый стол. И гостей все ждут с нетерпением. Готовят подарки, стремясь порадовать родных и близких. На праздничный стол ставят традиционные новогодние блюда — салат Оливье, селедку под шубой, холодец, заливную рыбу, шампанское. За несколько минут до наступления Нового года танслируют телевизионное обращение Президента России, а затем, в каждом доме раздаётся звон бокалов под бой кремлевских курантов!

Сегодня никто не представляет себе Новый Год без нарядной пушистой елки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под ней. А Новый год, уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

Русского императора Петра 1 уверенно можно назвать законодателем празднования Нового Года в нашей стране. Ранее на Руси Новый Год праздновался 1 сентября, а в древности у славян – 1 марта. Петр постановил, что Новый Год будут справлять 1 января и, непременно, украшать дом ветками можжевельника и ели. В то время не было традиции установки новогодней елки. Ветки украшали фруктами, овощами и сладостями. Первый Новый Год, с шумом и размахом, был отмечен в Москве на известной всем Красной площади. Позже уличные гуляния перенеслись в Петербург, который Петр основал в 1704 году.

Традиция наряжать елку

Известно, что наряженная и сверкающая ель появилась в пятидесятых годах 19 века в Петербурге. Изначально обычай наряжать хвойное дерево был в Германии. Немцы сладостями, фруктами, отдавая тем самым дань природе и прося об удаче и благополучии в предстоящем году. До 16 века ели не вырубались, позже этот запрет был снят, но имелись некоторые лимиты на количество вырубаемых деревьев.

После, традиция наряжать деревья, распространилась по Европе и постепенно пришла в Россию. В то время в России проживало множество немцев, которые на Новый Год украшали елки. А через самое короткое время, наряженные елочки появились и в русских домах.

Новогоднее меню в царской России

Канун Нового Года назвался «щедрым». Отсюда и пошло обилие . Считалось, что богатый праздничный стол принесет богатство и достаток в будущем году. Гвоздем новогоднего стола был молодой поросенок, приготовленный на вертеле. Даже семьи со скромным достатком, старались обеспечить меню блюдами из свинины.

Следом за мясными блюдами, популярностью пользовались рыбные закуски. А на десерт подавали мед и фрукты. Из алкоголя была доступна в основном водка, при том разной крепости. На Руси ее называли вином. Привычные для нас импортные вина были доступны только знати.

Облачение в обновки

Встречать Новый Год в новых вещах и обуви – древняя традиция, насчитывающая несколько веков. Считалось, что если в новом платье и обуви, то весь следующий год будешь с обновками и достатком. Кроме этого, перед Новым Годом наводился полный порядок в жилище, выбрасывалась треснутая и битая посуда, мылись зеркала и окна.

Да здравствует шампанское!

Игристый напиток впервые появился на праздничных столах русских людей в начале 19 века. После победы над Наполеоном, русские солдаты оценили великолепие этого напитка, который не особо пользовался популярностью во Франции. Спустя самое короткое время, попало в Россию и пришлось по вкусу знати. А чуть позже стало традиционным напитком во время встречи Нового Года. Примерно в это же время, жители Российской Империи стали украшать дома елками.

Богатый событиями 20 век

Перед распадом Империи в Петербурге были популярны народные гуляния, а у знати – балы. Рождество, которое тогда справлялось 25 декабря, праздновали в семейном кругу, а Новый Год – на площади или в ресторанчиках. расширилось, на нем появились привозные европейские вина, дичь, морские деликатесы. Но, от любимого гуся с яблоками никто не отказывался.

В 1917 году разразившаяся Революция, казалось бы, запретит любимые праздники: Новый Год и Рождество. Именно в это время происходит переход к другому календарю, по которому Рождество перенеслось на 7 января, а Новый Год – на 14 число. Россию охватил голод, восполнить обилие новогоднего стола для многих не представлялось возможным. Единственное, что сохранилось – это детские елки в Петрограде. Буквально через два года власть отменила любимые праздники, сделав эти дни рабочими.

Возвращение Нового Года

После 1934 года в Советскую Россию вернулся праздник Нового Года. В эти времена появилась традиция украшать верхушку елки красной звездой. На праздничные столы вернулись некоторое обилие и изыски. Впрочем, для многих колбаса и фрукты – уже было радостью. А дети мечтали попасть на главную Кремлевскую елку страны.

В пятидесятые годы прошлого века праздновать Новый Год стали не только семейным кругом, но и приглашая шумные компании друзей. Как раз эти года сформировали : оливье, холодец, селедку под шубой и шпроты.

Во времена Хрущева Новый Год не обходился без шампанского и передачи «Голубой огонек». Позже появившийся продуктовый дефицит, доставил немало неудобств советским гражданам. Но, несмотря на это, люди старались сделать застолье разнообразным и богатым.

Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенес Новый год на 1 января. При этом он сохранил Юлианский календарь. Рождество приходилось на 25 декабря, а Новый год праздновался уже после него. И тогда застолья не происходили во время рождественского поста, как сейчас.

В ночь на 1 января 1700 г. был шумно отпразднован первый зимний Новый год, с парадом и фейерверками на Красной площади. С 1704 г. празднования перенесли в Петербург. Устраивали массовые гуляния и маскарады, которые проходили на площади возле Петропавловской крепости с участием самого Петра. Новогоднее застолье продолжалось в течение трех дней.

Петр I следил за тем, чтобы все придерживались новой традиции и соблюдали все соответствующие правила и обряды: украшали дом еловыми и сосновыми ветками, наряжали их – не игрушками, как сейчас, а орехами, фруктами, овощами и яйцами, что символизировало плодородие, благополучие и достаток.

Елизавета I продолжила эту традицию. Она устраивала новогодние маскарады, на которые сама часто являлась в мужском костюме. В 1751 г. в маскараде приняло участие больше 15000 человек, бал продолжался с восьми вечера до семи утра, после чего было застолье.

При Екатерине II появилась традиция готовить для новогоднего стола необычные блюда. Так, например, в качестве сюрприза к новогодней трапезе повар-француз приготовил поросенка, фаршированного фазаном, куропаткой, жаворонком и оливками, при этом все ингредиенты поочередно складывались друг в друга, как в матрешку. Жаркое получило название «Императрица» и стало очень популярным у петербургской знати. При Екатерине II появилась традиция дарить на Новый год подарки.

Павел I и Александр I ратовали за воздержание в еде, при них в аристократической среде стало модным готовить на новогодний стол простые блюда – соленые огурцы и грибы, салат из редьки, правда, поросята тоже не выходили из моды.

Шампанское стало популярным новогодним напитком только в начале XIX в. – по легенде, после победы над Наполеоном, когда русские войска опустошили винные погреба «Мадам Клико». Хозяйка не препятствовала этому, предвидя то, что «Россия покроет убытки». И правда, уже через 3 года ей поступало больше заказов из России, чем из Франции.

Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I. Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в. появилась традиция наряжать елки. В это же время в праздничном меню лидировали семга, икра и сыры. При Александре III и Николае II на новогоднем столе с поросенком и уткой с яблоками соперничали индейки и рябчики.

В 1918 г. по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, но церковь этого перехода не приняла. С тех пор Рождество празднуют 7 января (25 декабря по старому стилю), а Новый год приходится на самую строгую неделю поста. Именно тогда возникла традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. В 1919 г. большевики отменили и Рождество, и Новый год – это были рабочие дни, а елка была объявлена «поповским обычаем».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди