06.02.2019

Как покрасить старую дубленку. Как покрасить дублёнку в домашних условиях. Выбор красящего вещества


Почему в России держатся за свою письменность и не меняют ее на более распространенную и вроде бы более удобную с технической стороны латиницу?

Реформы Петра

В России попытки перевода кириллицы на латынь принимались неоднократно. Началось это еще при Петре I с реформы гражданского алфавита, когда кириллическое написание было приближено к латинскому и из алфавита исчезли как «греческие» буквы – кси, пси, омега, так и некоторые славянские – юс большой и малый.

Кроме того, первоначально Петр выкинул из алфавита буквы «и» и «з», оставив их латинские аналоги – i (и десятиричное) и s (зело), но потом вернул. По иронии судьбы, латинские буквы впоследствии из русского алфавита исчезли.

Реформа Наркомпроса

В XIX веке, вопросы перевода кириллицу на латиницу поднимали в основном выходцы из Польши, вошедшей в состав Российской империи, объясняя это «некрасивостью, неудобством русского шрифта», к счастью, к ним мало кто прислушивался. При Николае I была придумана и обратная реформа – польская кириллица, но в итоге все остались при своих.

Новый импульс ползучая латинизация получила после революции. Наркомпросом под предводительством Луначарского была разработана целая программа по переводу языков народов России на латиницу. Он даже получил поддержку Ленина по этому вопросу, поскольку унификация – одна из главных составляющих коммунистической идеологии. Так, например, при установлении советской власти сразу же была принята европейская система мер и весов, страна перешла на европейский календарь.

Выбор Сталина

Сталину идея употребления латиницы в русском языке не понравилась, и в 1930 году вышло краткое постановление по этому поводу: «Предложить Главнауке прекратить разработку вопроса о латинизации русского алфавита». Однако перевод языков народов СССР на латиницу продолжался. Всего в период с 1923 по 1939 годы на латиницу было переведено более 50 языков (всего в 1939 году в СССР письменность имели 72 народа).

Среди них были не только языки вовсе не имеющие письменности и нуждающиеся в ней, но и, например, коми-зырянский, который уже имел собственную азбуку на кириллической основе, составленную еще в XIV веке святым Стефаном Пермским. Но и на этот раз все обошлось. После принятия Конституции 1936 года, было решено вернуться к кириллическим алфавитам, а на латинице поставить крест.

Перестройка

После развала СССР некоторые ставшие независимыми республики перешли на латиницу. Молдавия в этой реформе ориентировалась на латинизированную Румынию, которая, кстати, имела кириллическую письменность до конца XIX века. Перешли на латинский алфавит и некоторые тюркоюзычные республики – Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, ориентиром для которых стала Турция.

Заявляет о поэтапном переходе на латиницу и Казахстан. Поговаривают, что и новые украинские власти планируют перевод украинского языка на латинский алфавит.

Почему не переходим?

Во-первых, латиница просто не подходит для передачи звукового строя русского и вообще славянских языков. В ней всего 26 знаков, в кириллице – 33. Перешедшим на латиницу славянским народам, например, полякам, приходится дополнительно пользоваться диакритическими знаками. Кроме того, широко распространены диграфы, то есть буквы, имеющие двойное написание. Так, например, в латинице нет отдельной буквы для передачи звука «ш».

Система латинских и кириллических гласных тоже различна, гласные – ю, я, ё, е, ы – не имеют латинских аналогов, для их написания придется использовать либо диакритические знаки, либо двойное написание, что значительно усложнит язык.

Во-вторых, не менее важно то, что кириллица является частью национального культурного кода. За более чем тысячелетнюю историю своего существования, на ней создано огромное количество памятников культуры. После замены кириллицы на латиницу, кириллические тексты превратятся для носителей в тексты иностранные, для их прочтения потребуется специальное образование.

Менять придется не только книги, написанные на кириллице, недоступными для прочтения станут все памятники культуры – от надписей на иконах до автографов. Новый читатель не сможет даже прочитать фамилию ПУШКИН: «у» он примет за «игрек», «н» - за «ха», «и» за перевернутую «эн», буквы «п» и «ш» - просто введут в его в ступор.

В общем, никакой радости узнавания. То же самое касается и других народов России, пользующихся кириллицей, которые лишатся всей своей немногочисленной литературы, и если перевод с кириллицы на латиницу можно будет осуществить автоматически с помощью специальных программ, то для воссоздания культурной составляющей потребуется много лет. Культура таких латинизированных народов фактически будет начинаться с нуля.

В-третьих, письменность – это своего рода маркер народа, предполагающий его уникальность. Приведение всех алфавитов к общему знаменателю – народы этой уникальности лишит, следующим шагом станет введение общемирового языка, а в глобализированном мире, где все люди говорят на одном языке, то есть и мыслят практически одинаково, по одним схемам, жить станет намного скучней.

13/11/2013

Виктор Кабакчи, профессор, доктор филологических наук

Байрон иль Бейрон, как угодно,

Пожалуй Б и рон иль Бир?н.

На нашем языке свободно

У нас любой перекрещен.

(П.А.Вяземский «Байрон», 1864).

В начале века моё внимание привлекла вот эта удивившая меня цитата авторитетного автора: «По моим прогнозам, в течение этого столетия русский язык перейдет на латиницу. Декретов не будет – жизнь все определит. Сначала на латиницу перейдет компьютерная переписка, потом печать на принтере, малотиражная и техническая литература. Родная кириллица сохранится как памятник истории. Ей будут пользоваться поэты, на ней будут писаться церковные тексты». (Сергей Арутюнов, чл.-корр. РАН; «Известия», Битва вокруг алфавита, 25.08.2001). Я решил, что академик высказал столь спорное мнение в запале полемики, однако несколько лет спустя я увидел его по телевидению, и он снова высказал свою идею.

Кстати, предложение перевести русский алфавит на латиницу не ново. Поклонники И. А. Ильфа и Е. П. Петрова прекрасно помнят, что тов. Полыхаев планировал поголовный перевод делопроизводства на латинский алфавит, что, впрочем, немало смущало сотрудников «Геркулеса».

С необходимостью писать латиницей русские слова наши соотечественники и англичане столкнулись уже при Иване Грозном, когда впервые установились прямые англо-русские контакты. Практика англоязычного описания русской культуры прошла долгий и нелёгкий путь с тех пор , как в 1600 году была сделана Джоном Мерриком эта «транскрипция латинскими буквами»: Me velikoe hospodare schare e velico knaze Buriss Phedorowich seeyaruse samoderzets …( М.П. Алексеев 1944). В наши дни такая латинизация русизмов может вызвать разве улыбку.

Глобализация – единый язык, единая письменность.

С приходом эпохи глобализации пришла и «глобанглизация»: английский язык превратился в глобальный язык международного общения. Возникла потребность юридически закреплять англоязычное написание русского наименования (фамилий, географических имен, названий различных фирм и компаний, организаций и пр.). Между тем, нередко наблюдается разнобой в латинизации русизмов, что нежелательно, в особенности, в связи с глобальной компьютеризацией, которая в подавляющем большинстве случаев идёт на английском языке. Разнобой в написании латиницей русизмов не удивителен, поскольку отсутствует единая общепринятая система их написания

Olya, Tania и Galja

Несколько лет назад я совершал речной круиз по Волге c американскими туристами в качестве их лектора. Там были и переводчики. На их «бэджах» имена: Olya, Tania и Galja. Три варианта написания одной и той же русской буквы - "Я". Уже более тридцати лет я изучаю особенности англоязычного описания русской культуры, установил множество бесспорных закономерностей, написал ряд учебных пособий и словарь, но в данном вопросе я бессилен: единственно правильного варианта латинизации многих русизмов не существует. Даже в случае наиболее известных элементов русской культуры наблюдаются значительные колебания: Dosto(y)evsk(i)y; Tolstoi / Tolstoy ; Y e katerinburg/Ekaterinburg.

Потребность в стандартизации

Стандартизация написания русизмов латиницей необходима во всех публикациях, прежде всего в словарях и строго академических изданиях. С описания системы латинизации русизмов обычно начинаются многие даже популярные книги. В частности, с объяснения транслитерации начинается “ Cambridge Encyclopedia of Russia ”, James H. Billington начинает свою монументальную книгу о России “The Icon and the Axe. An Interpretive History of Russian Culture” ; так же поступает и T.J. Binyon, предваряя объёмную и интереснейшую биографию Пушкина; с этого начинает свой перевод «Евгения Онегина» В.В. Набоков, и даже журналист John Reed считает необходимым дать подобное пояснение в своём блестящем репортаже об Октябрьской революции “ Ten Days That Shook the World .”

Это необходимо, поскольку транслитерация русского текста порою бывает весьма протяжённой, например, в этом отрывке из “ Encyclopedia Britannica ” о Жалованной грамоте дворянству Екатерины Великой:

also called “ Charter to the Nobility ”, formally “ Charter For The Rights, Freedoms, And Privileges Of The Noble Russian Gentry”, Russian “ Zhalovannaya Gramota Dvoryanstvu” ("Given Charter for the Gentry"), or “ Gramota Na Prava, Volnosty, I Preimushchestva Blagorodnogo Rossiyskogo Dvoryanstva” (1785), edict issued by the Russian empress Catherine II the Great … (Encyclopedia Britannica)

Юридическое закрепление

Преодолеть разнобой в англоязычной орфографии русизмов можно только с помощью научно обоснованной системой «транслитерации», т.е. перехода от одной системы письменности к другой. В случае различных алфавитов транслитерация устанавливает однозначное соответствие между этими алфавитами. В нашем конкретном случае транслитерация призвана создать один и только один вариант латинского написания русского слова, а, следовательно, позволяет однозначно воспроизвести в случае необходимости исходный кирилловский вариант его прототипа, обеспечивая выполнение «принципа межъязыковой обратимости».

Столетие поискам оптимальной системы транслитерации русизмов

История поисков оптимальной системы латинизации русизмов, восходящая к началу ХХ века с ориентацией сначала на французский, позднее на английский язык, насчитывает уже более ста лет. Этой проблемой занимались такие известные лингвисты как Л.В. Щерба, Р.О. Якобсон и А.А. Реформатский, а было это еще в то время, когда Л.В. Щерба говорил о том, что «машинка рано или поздно вытеснит рукопись» (Л.В. Щерба 1940).

Ведомственность: обилие систем.

К сожалению, приходится констатировать, что мы всё еще далеки от решения этой проблемы. Налицо обилие сосуществующих систем транслитерации и удивительная ведомственность, хотя уже давно специалисты предупреждали, что не может быть различных систем транслитерации для представителей различных специальностей (А.А. Реформатский 1965).

Назовём лишь несколько сосуществующих систем транслитерации.

    Система ISO 9 ( принятая в 1995 International Standards Organization).

    ГОСТ 7.79-2000 (адаптация ISO 9, принятая России и некоторых странах СНГ).

    ИЯ АН СССР (1951-57).

    ГОСТ 16876-71 - был разработан Главным управлением геодезии и картографии при Совете министров СССР.

    Система МВД России, используемая при выдаче загранпаспортов.

Показательно, что зарубежные авторы с сожалением пишут о том, что в России не предпринимаются усилия для решения этой проблемы: « the Russian authorities are not consistent about transliteration of the Cyrillic alphabet into our familiar Latin letters » (Fodor ’99, p .229). Тем временем в западных англоязычных описаниях русской культуры, которые, кстати говоря, в значительной степени определяют формирование английского языка, ориентированного в область русской культуры, господствуют конкурирующие друг с другом системы: British Standard и Library of Congress . Непрекращающееся противостояние британского и американского вариантов английского языка, создающего дополнительные проблемы для всех иноязычных, отражается и на транслитерации русизмов. Достаточно взглянуть на сравнительную таблицу транслитерации в трех авторитетных современных публикациях, чтобы убедиться в том, что об унификации написания пока что не может быть и речи.

Cambridge Encyclop. 1994

Reference Guide to Russian Literature 1998

Encyclopedia Britannica 2001

Arkhangel’sk

Batyushkov

Dostoevsky, Fyodor

Yevgeny

Sevastopol’ (Sebastopol)

Tchaikovsky

Tolstoy L.N.

Archangel

Batiushkov

Dostoevskii, Fedor

Evgenii

Sebastopol

Tchaikovskii

Tolstoi, Lev

Arkhangelsk (Archangel)

Batyushkov

Dostoyevsky, Fyodor

Yevgeny

Sevastopol

Tchaikovsky

Tolstoy, Leo

При этом следует отметить, что все эти системы, и отечественные и зарубежные, не совместимы друг с другом, противоречат друг другу. В частности, все вышеперечисленные системы не согласованы между собой в отображении букв Е, Ё, И, Й, Х, Ц, Ъ, Ь, Ю, Я, а самое неприятное – фактически ни одна из них не получила всеобщего признания. Когда я спрашиваю аудиторию преподавателей иностранных языков (!?), в какой системе транслитерации написано латиницей название нашей страны (Rossija ) на почтовых марках (параллельно, естественно, слову РОССИЯ), мне никто не даёт ответ. В таком случае, с какой целью создавалась система транслитерации ИЯ АН СССР? Зачем именно её избрали для латинизации наименования нашей страны?

Год назад я получил новый загранпаспорт. При выдаче паспорта паспортистка мне объяснила, что теперь меня «по-заграничному» именуют Viktor Vladimirovich Kabakchi . То есть меня, наконец-то, записали именно так, как я рекомендую студентам уже более тридцати лет. Однако это не значит, что новый начальник ведомства не примет новую систему транслитерации, и тогда «Виктор», возможно, превратится в Wictor .

А тем временем …

Многие нелатиноалфавитные страны уже решили эту проблему. В частности, Китай, для письменности которого с уществовало более 50 различных систем латинизации иероглифов, обогнал нас и в этом вопросе. В 1958 году был принят, а с 1979-го используется во всем мире в качестве официальной системы латинизации иероглифических имен и названий из КНР система Pinyin ("пиньинь" ) . В результате, н ачиная с 2000 г., библиотека США Library of Congress перевела свои каталоги с принятой ранее системы Wade - Giles на пиньин. Одни т олько картографы были вынуждены переписать несколько миллионов географических названий в соответствии с этой новой системой. Теперь столица Китая, называвшаяся ранее Peking (Пекин), превратилась в Beijing (Бейджин), а написание Mao Tse - tung заменилось на « Mao Zedong ». В Японии система Хэпберна была признана государственным стандартом ещё в 1937 году. Приняла свою систему транслитерации и Республика (Южная) Корея.

Трансплантация

Обсуждая проблему транслитерации русизмов, мы не можем обойти одну особенность англоязычных межкультурных контактов: нормой современного английского языка является (по крайней мере потенциальная) «трансплантация» латиноалфавитных слов и словосочетаний, в особенности, если речь идёт о французском языке, например:

Originally this vast area lying to the west of Place de la Concorde was swamp land. After its reclamation, le N?tre in 1667 designed the wide avenue called Grand-Cours (it became Champs ?lys?es in 1709), reaching from the Tuileries as far as Place dell’Etoile , today called Place de Gaulle . (All Paris 1997)

Таким образом, как видим, латиноалфавитные культуры находятся в выигрышном положении. Так, может быть, прав академик Сергей Арутюнов?

А не перейти ли на кириллицу?

А что если, слегка переиначивая слова известной песни, «им бы ту кириллицу взять да отменить»? Переход русского языка на латинский алфавит на первый взгляд представляется целесообразным и логическим, и эта идея имеет глубокие корни. Уже Пётр I, будучи в Амстердаме, когда он приобретал типографский шрифт, столкнулся с различиями в алфавите. Царь эту проблему решил радикально: он заказал новый гражданский шрифт , который приблизил очертания русских букв к латинице и вошёл в употребление с 1708 г.

В начале прошлого века, когда столь популярны были проекты языка всеобщего общения, в частности, эсперанто, Россия вообще была очень близка к отказу от кирилловского алфавита. Энтузиастом перехода на латиницу был Л. Троцкий. По свидетельству Л. Успенского, планы перехода русского языка на латиницу обсуждались в 1920 30-х г.г. К счастью, Ленин, который с пониманием относился к этому предложению, не поддержал ни один из предложенных вариантов латинизации русского языка.

В 1920-е-30-е по стране прокатилась волна латинизации письменности нерусских народов. Однако к 1930-м гг. стала очевидной абсурдность идеи мировой революции, и 25 января 1930 года Сталин приказал прекратить разработку вопроса о латинизации русского алфавита. Пошёл обратный процесс: перевод многих народов СССР на кирилловский алфавит. Тем не менее, как видим, е сть сторонники перехода русского языка на латинский алфавит и в наши дни.

А что скажет Русская Православная церковь?

Подводя итог обсуждению проблемы транслитерации русизмов, следует сделать вывод, что налицо два противоречащих друг другу тезиса: (1) единая система латинизации русизмов с ориентацией на английский язык и принятая на государственном уровне безотлагательно необходима; (2) переход русского языка на латинский алфавит, хотя и возможен теоретически, крайне нежелателен.

Даже с учетом определённых бесспорных преимуществ, которые имеет идея принятия русским языком латинского алфавита, нетрудно видеть, что она трудно выполнима и потенциально способна расколоть общество. Кириллица - не просто система письменности, это органическая часть самобытности русской культуры. Переход на иную систему письма существенно затруднит доступ населению к фонду текстов на привычном кирилловском алфавите. И уже не приходится говорить о позиции Русской православной церкви, которая никогда не согласится с таким решением.

Компромисс: ВЛАРЯ

Между тем, есть компромиссный вариант решения этой проблемы : принятие русским языком «Вспомогательного латинского алфавита русского языка» (ВЛАРЯ), который был бы жестко привязан к основному, кирилловскому, алфавиту и использовался бы исключительно в межкультурных иноязычных контактах.

При разработке ВЛАРЯ можно учесть длительный опыт англоязычного описания русской культуры. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев буквам русского алфавита уже подобраны латиноалфавитные варианты. Чаще всего в западных текстах используется приводимый ниже вариант транслитерации, базирующийся на системе British Standard . К этой системе можно предъявить много претензий, но она может быть отправной точкой при создании ВЛАРЯ.

А – a

Б – b

В – v

Г – g

Д – d

Е – e/ye

Ё – e/yo

Ж – zh

З – z

И – i

Й – i

К – k

Л – l

М – m

Н – n

О – o

П – p

Р – r

С – s

Т – t

У – u

Ф – f

Х – kh

Ц – ts

Ч – ch

Ш – sh

Щ – shch

Ъ – “

Ы – y

Ь – ’

Э – e

Ю – yu

Я – ya

При разработке ВЛАРЯ можно использовать уже накопившийся опыт англоязычных описаний русской культуры. В частности, наблюдается неприятие диакритики , т.е. надстрочно-подстрочных знаков. Подобные знаки, снимая отчасти буквенный дефицит, создают дополнительные проблемы. В частности, транслитерации в системе ИЯ АН СССР типа ??erba или Vys?aja ?kola создают трудности при извлечении знаков диакритики, которые, кстати, легко могут быть потеряны при операциях с текстом на компьютере. Кроме того, буквы, сопровождаемые диакритикой, плохо прочитываются неподготовленным читателем.

С учетом дефицита букв латинского алфавита следует бережно относиться к их запасу. В частности, можно поставить под сомнение вывод за рамки используемых букв латинских букв J и X . Первая следует за буквой I подобно тому, как «Й» следует за буквой «И», и могла бы выступать в качестве средства передачи «Й», как это предлагается некоторыми системами. Аналогично, поскольку буквы латинского языка в различных латиноалфавитных культурах передают далеко не эквивалентные звуки, следует обсудить ещё раз возможность использования латинской «Х» для передачи русской буквы «Х». Впрочем, проблема транслитерции не простая, однако она должна быть решена уже в ближайшее время.

С духовной точки зрения, всё видимое и воплощенное являет собою некое невидимое и бесплотное содержание. Слово, записанное либо звуковыми волнами в эфире, либо начертаниями на более плотной основе, несет в себе внутренний образ, а в образе ‒ определенный смысл, дух. Почерк человека выражает особенности его душевного мира, нрава. Почерком народа является его письменность ‒ начертания букв, составляющих азбуку. Можно верить или не верить в случайность или не случайность возникновения у определенного народа именно такого, какое есть, а не иного письма. Но в любом случае несомненно, что возникшее с течением веков, тысячелетий его употребления насыщается смыслами всех словесных творений, созданных данным народом, и служит как для него самого, так и для других народов своеобразной подписью, удостоверяющей соборную личность. Вот почему любой народ с большой осторожностью относится к изменениям своей подписи, своего письма, полагая не без оснований, что эти, казалось бы, внешние перемены возникают в связи с изменениями внутренними: либо по их причине, либо причиняя их, а скорее всего ‒ во взаимодействии того и другого.

Хорошо, если изменения письма связаны с внутренним духовным развитием народа, хотя и такое развитие оказывается не всегда ко благу и даже не всегда развитием, а порою разрушением лучшего. Хорошо также, если совершается мирное и, можно сказать, полюбовное взаимодействие письменных культур разных народов, близких по духу, вере.

Изменение письма усекает самобытность народа, полагает начало растворению его в других народах

Если же изменения письма связаны с внешними воздействиями со стороны совершенно инородного, чужого письма и носимого им духа, то такое воздействие оказывается в конечном счете вредным для принимающего народа, ибо усекает его самобытность, сокращает доступное ему жизненное пространство, полагает начало растворению в другом народе. В истории нередки случаи почти полной замены письма более слабого народа на письмо более сильного. Как правило, такая замена и является своего рода подписью, скрепляющей договор о многосторонней зависимости и подчиненности, которая может быть как на благо, так и во вред уступающему народу. Внутри одной письменной культуры народы могут жить дружно, а могут соперничать ‒ слабые становиться сильными и наоборот, но сама общность письма всегда будет свидетельствовать, напоминать об изначально установленной духовной иерархии, принимаемой всеми этими народами. Если какой-либо народ желает избавиться от включенности в свою письменную иерархию, он выламывается из ее строя путем замены нынешнего письма на иное, но тогда неизбежно ‒ вольно или невольно ‒ попадает во власть другой иерархии. Впрочем, часто не сам народ в целом принимает такое решение, а лишь часть его правящей верхушки, захватившей власть и заставляющей идти за собой.

Письмо в своем исконном, основном предназначении отражает образ Бога и образ человека, служащего Богу

Согласно учению отцов Церкви, весь мир представляет собой икону Божию ‒ отражает своего Творца. В этом смысле всё в мире в той или иной степени иконично, если воспользоваться понятием, глубоко разработанным в трудах В.В. Лепахина . Иконический подход позволяет увидеть во всем временном связь с Вечностью, во всем сотворенном ‒ связь с Творцом, во всем видимом ‒ сокровенное. Чем глубже такая связь, тем иконичнее образ, предмет, творение. И, конечно же, сугубо иконично столь удивительное явление человеческой культуры, как письмо. В основном своем служении оно призвано выражать духовное миропонимание, вероисповедание людей, народов, их служение Богу, их представление о Вечности. Письмо в своем исконном, основном предназначении отражает образ Бога и образ человека, служащего Богу. Совершенно не случайно, что надписание имени в обязательном порядке увенчивает создание иконы как священного образа. Без надписания ‒ нет иконы.

Так должно быть, и так есть, но есть лишь отчасти, потому что человек ‒ особое создание: он наделен свободной волей, свободой творчества, а в творчестве ‒ свободой выбора между богослужением и богопротивлением. Разные исторически сложившиеся виды письма совсем по-разному выражают отношения между человеком (а в обобщенной сути ‒ целыми народами) и Богом.

В истории человечества сложилось всего несколько мощных духовно-вероисповедных направлений миропонимания, связанных с определенными видами письма. В истории европейской культуры таких видов письма утвердилось по сути два. Одно является латиницей, и по итогам своего развития может быть названо западным, поскольку его используют прежде всего западноевропейские языки. Служа поначалу для выражения римской языческой духовности, латиница в первые века по Р.Х. стала одновременно выражать и христианскую духовность в ее западноевропейском проявлении. Едва окрепнув к IV‒V векам, христианское служение латиницы стало в дальнейшем всё более и более ослабевать под натиском возрождавшейся языческой культуры. Западноевропейское смешение христианской и магической духовности достигло промежуточной вершины в эпоху Возрождения XIV‒XVI веков и в дальнейшем, в Новое время, лишь усиливалось, образуя то, что стали именовать Новым Вавилоном Запада. Это магическое по глубинной духовной сути западное сообщество составили народы, чья письменность сложилась на основе латиницы (включая и народы совсем не западные и совсем не европейские, до сих пор затягиваемые всемирным водоворотом западного духа и латинского письма).

Другой, условно говоря, восточный, вид европейского письма образован двуединством греческой и созданной отчасти на ее основе славяно-кириллической письменности. Это письмо в своей греческой составляющей поначалу выражало эллинскую, затем эллинистическую языческую духовность, а по Р.Х. ‒ с нарастающей мощью ‒ христианско-православную веру. На пике своего мистического роста греческое письмо послужило материалом для создания нового , созданного и распространенного трудами святых просветителей Кирилла и Мефодия прежде всего для обслуживания священного православного богослужения. Исходное предназначение кириллицы сохранялось в качестве основного в течение нескольких веков, а в сущности - сохраняется и до сих пор, поскольку введенный Петром I с 1708 года гражданский упрощенный кириллический шрифт лишь упрочил за церковнославянской кириллицей ее богослужебное употребление. В ходе исторического развития Европы собственно греческое письмо всё более утрачивало значение и силу по мере ослабления Византии, а славянская кириллица, напротив, всё более утверждалась, в основном за счет Руси, России.

Борьба между кириллицей и латиницей разгорелась сразу после рождения кириллицы: в 860-870-х годах

Борьба между кириллицей и латиницей разгорелась сразу после рождения кириллицы: в 860-870-х годах. Тогда Запад, вопреки распространенной трехъязычной ереси, все-таки вынужден был признать за кириллицей право на богослужебное употребление и на переводы священных христианских книг. С тех пор эта борьба никогда не угасала, сохраняя от эпохи к эпохе свои основные особенности, приемы, и успех сторон был переменным.

Западный католический Рим постепенно навязывал латиницу зависимым славянским народам: с XII века ‒ хорватам (причем у них кириллическое сопротивление прекратилось лишь в XIX веке), с XIII века ‒ чехам, с XIV века ‒ полякам. Православные румыны и вовсе начали переходить на латиницу лишь в 1860 году.

В новейшей истории показателен случай Сербии: под мощным западным давлением с 1990-х годов она переживает бурную латинизацию письма. На государственном уровне кириллица всё еще остается единственным алфавитом, но в быту латиница используется весьма широко, ряд газет выходят только на латинице, и она же преобладает в электронной сети. В отколовшейся от Сербии в 2006 году Черногории латиница и кириллица законодательно уравнены в правах, причем в повседневности латинизация нарастает.

В России некоторое движение письма в сторону латиницы возбудил Петр I

В России некоторое движение письма в сторону латиницы возбудил Петр I, когда с 1708 года стал вводить в дополнение к церковнославянской кириллице упрощенную гражданскую, призванную обслуживать нецерковную словесность. По мнению многих, внешность новой кириллицы стала несколько напоминать латиницу: «<…> угловатые буквы стали сближаться с округленными латинскими» . Однако иностранцы и местные западники продолжали считать обновленное отечественное письмо недостаточно совершенным, усматривая чистое совершенство в латинице.

Некоторое возрождение православной духовности в эпоху Елизаветы Петровны вызвало к жизни попытки выдающихся филологов, писателей, таких как Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, как-то отграничить новое гражданское письмо от латинского . Было замечено, что подчеркнуто латиноподобная внешность новых гражданских букв углубляла разрыв между церковнославянским и новым русским языком, подчеркивала ослабление православного духа в современном русском языке вместе с усилением духа западного. Это заметил уже И.-В. Паус в «славяно-русской» грамматике (1724‒1729), а затем, в 1748 году, подтвердил Тредиаковский .

С конца XVIII века в условиях масонского влияния усилились нападки на «лишние», не находящие соответствия в латинице буквы русской азбуки

Понимание духовной значимости буквенных начертаний побуждало Запад вновь и вновь предлагать русским латиницу. С конца XVIII века в условиях масонского влияния усилились нападки на «лишние», не находящие соответствия в латинице буквы русской азбуки. В.В. Лазаревич в 1780 году отозвался о подобных буквах так: «Вы пользы никакой отнюдь не приносили / И только азбуку российскую тягчили» . Масон А.Ф. Лабзин ненавидел букву «ъ» и подписывал письма «Безъеров» .

Сторонники кириллицы сопротивлялись усечениям. Когда в 1832 году А. Гумбольдт в Петербурге на вечере у А.Н. Оленина выразил мнение о «совершенном излишестве ера», ему в особом письме от имени «буквы Ъ», так и подписанном: «Ъ», возразил А.А. Перовский (Антоний Погорельский). Это письмо до 1865 года было четырежды переиздано в русской печати .

В расцвет правления Николая I, когда в 1833 году было провозглашено развитие государственной жизни в духе «Православия, самодержавия, народности», выпады противников кириллицы только усилились. Так, в том же самом 1833 году в Москве безымянно вышел «опыт усовершенствования литеры для русского алфавита» («OPЫT WEDENIЯ NOVЫH RUSSKIH LITER)» . В «Predislovii» автор признается: «Наслаждение возможным счастием есть последствие настоящего и окончательного просвещения, а быть участником хотя немного в способствовании к достижению оной цели ‒ вот что причиной издания сей брошюрки» . Предлагается и средство к достижению цели ‒ всемерное приближение варварского русского письма к европейскому: смесь латиницы с кириллицей на основе преобладания латиницы дает «красивые шрифты», при введении которых «иностранцы не будут смотреть на наши буквы как на полуазиатские» . Сходную мысль повторил Засядько в книге «О русском алфавите» (М., 1871).

Дальше пошел поляк К.М. Кодинский, который издал брошюру «Упрощение русской грамматики» (СПб., 1842), где предложил полную замену кириллицы латиницей, обосновав это «некрасивостью, неудобством русского шрифта» . В.Г. Белинский в разборе этой книги назвал ее «затруднением» русской грамоты, однако сам, будучи западником, предлагал замену «Й» на «J» .

Со своей стороны защитники кириллицы стремились вскрыть духовные причины латинского нашествия. Так, в 1840 году И. Кулжинский (некогда учивший Н.В. Гоголя в Нежинской гимназии) писал: «От алфавита можно дойти до образования языка, до форм гражданского существования и даже до богослужения, отправляемого западными славянами на латинском языке» . В громоздкости польской латиницы автор видит доказательство противоестественности связей славянского расположенного к Православию духа и католичества: «Посмотрите на эту фалангу латинских букв (SZCZ), собранных для того только, чтобы выразить один славянский звук: Щ» .

Большинство русских писателей и филологов первой половины XIX века придерживались в вопросе о письме умеренно охранительных взглядов: латиницу отвергали, но введение петровского гражданского письма приветствовали. Так, М.П. Погодин в заметке «Славянские новости» (1836) выступил против статьи Лозинского «О необходимости употребления латино-польских букв в русском письме»: «Теперь никто не сомневается о настоятельной необходимости славянской азбуки для русского письма и каждый признает превосходство ее над недостаточностью чужого алфавита» . Но тут же Погодин выступил и против «духовенства русского», желающего восстановить «первобытную кириллицу» вместо «гражданского письма», которое нравится автору «за его красивость и удобство». У латинствующих поляков русским учиться не подобает, так как «вся польская словесность есть испорченная русчина , потому что поляки, как прежде, так и теперь, нашим языком подправляют свой» .

Попытки олатинить русское письмо увенчались прочным успехом по крайней мере в одной области: в языке научных исследований при передаче звучания чужестранных слов (в транскрипции, транслитерации) почти полностью возобладала латиница, и это неписаное правило сохраняется до настоящего времени. С помощью латиницы передают звучание не только слов западноевропейского, собственно латинского письма, но и всякого иного, например санскритского, древнееврейского и даже древнегреческого. Кроме того, с XVIII века распространился обычай не переводить на русский язык названия, имена и целые выдержки из иноязычных западных источников. На эту напасть обращали внимание в XIX веке. Так, в 1843 году И. Марков сетует: «Весьма многие из наших сочинителей пишут иностранные слова и выражения иностранными же буквами» .

Отслеживали приверженцы кириллицы и совсем скрытные, эхоподобные отзвуки латинского влияния. Например, В. Даль в 1852 году в рассуждении «О наречиях русского языка» отметил как противоестественный для нас обычай «сдваивать согласные» при передаче иностранных слов, таких как «аллопатия» «ассессор»: «<…> это противно нашему языку» .

В целом в течение XIX века Россия сравнительно удачно, хотя и с переменным успехом сдерживала натиск латиницы. В XX веке борьба продолжилась, и здесь наблюдаются две эпохи сравнительно успешного наступления латинского письма, впрочем, в обоих случаях все-таки остановленного. Оба наступления совпадают с волнами западного влияния на всю русскую жизнь, поднимавшимися в условиях государственных переворотов.

В 1919 году Наркомпрос предлагал перевести письмо всех народностей России, включая и русских, на латиницу. Ленин этому сочувствовал

В первом случае это десятилетие ранней советской эпохи (наш социализм был проявлением философского и политического западничества). В 1919 году Научный отдел Наркомпроса и лично нарком А.В. Луначарский предлагают перевести письмо всех народностей России, включая и русских, на латиницу. Ленин этому сочувствовал, но из тактических соображений приостановил дело в части русского языка. В только что созданном СССР начали с латинизации языков национальных меньшинств, причем у тюркских народов латиницей вытесняли арабское письмо. В 1920-е дело успешно продвигалось. С 1928 года действовала комиссия по латинизации уже и русского алфавита. Однако уже 25 января 1930 Политбюро ЦК ВКП(б) под председательством Сталина дало поручение Главнауке прекратить разработку этого вопроса. С середины 1930-х под руководством Сталина совершается прорусский государственный поворот, и те алфавиты малых народов, для которых уже была разработана латиница, переводят на кириллицу. В следующие полвека кириллицей старались записывать даже математические формулы, языки программирования и осуществлять научную транслитерацию иностранных слов.

Новая волна латинизации естественным образом начинается после переворота 1991 года. Она разнообразно подкрепляется извне, в частности бурным ростом господства англоязычной латиницы в мировой электронной сети. Латиница захватывает рекламу во всех ее проявлениях, заборные и настенные надписи разного уровня нравственности и художественности.

Проект закона «О развитии и применении языков на Украине» предполагает постепенный отказ от использования кириллицы в стране

В 1990-е совершается обратный перевод с кириллицы на латиницу языков ряда бывших советских республик, уже переживших первую латинизацию в 1920-е годы. В одних случаях дело увенчалось успехом (например в Молдове, Азербайджане), в других (например в Узбекистане, Туркменистане) ‒ замедлилось по причине возникших многомерных трудностей. Некоторые новые государства, такие как Украина, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, не говоря уже о Беларуси, тогда сохранили верность кириллице, однако и в них до сих пор неспокойно. На Украине в самом начале руководства прозападного президента Ющенко, в 2005 году, был подготовлен «проект Указа президента Украины о поэтапном переводе национальной письменности с кириллицы на латиницу. <…> Указом предусматривается в течение 2005‒2015 годов провести замену в системе образования и делопроизводства в Украине украинского алфавита, созданного на основе кириллической азбуки, на латинский. Переход на латинский алфавит осуществляется “с целью активизации интеграции Украины в Европейское Сообщество, расширения коммуникативных функций украинского языка… укрепления разносторонних связей с государствами, составляющими оплот современной цивилизации”» . Осуществление замысла тогда замедлилось, однако после совершенного в начале 2014 года государственного переворота одним из первых законодательных движений самопровозглашенной прозападной власти стала новая постановка вопроса о латинизации письма. В марте стало известно, что «временная специальная комиссия по подготовке проекта закона “О развитии и применении языков на Украине” рассматривает постепенный отказ от использования кириллицы в стране» .

В декабре 2012 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в очередном «Послании к народу» заявил: «Необходимо уже сейчас начать подготовительную работу по переводу с 2025 года казахского алфавита на латинскую графику. Это послужит не только развитию казахского языка, но и превратит его в язык современной информации» .

Сходные стремления к латинизации возбудились в 1990-е годы и внутри новообразованной России, причем как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных субъектов федерации. Уже в 1992 парламент Чеченской республики Ичкерия допустил латинский алфавит чеченского языка, созданный еще в 1925 году (и замененный на кириллицу в 1938-м). Чеченская латиница ограниченно использовалась (в дополнение кириллице) во времена наибольшей обособленности республики от России (1992‒1994, 1996‒2000). Правда, употребление свелось к надписями в общественных местах.

Подобным образом в 1999 году в Татарстане был принят закон о восстановлении латинской графики татарского алфавита.

В течение 1990-х ‒ начала 2000-х годов нарастало количество научных и публицистических статей, авторы которых в той или иной степени выражали свою любовь к латинице и силились убедить в необходимости ее введения в России. Так, М.В. Арапов доказывает благотворность «придания латинице статуса официально признанного альтернативного алфавита» . Ярым проповедником перехода на латиницу выступает С.А. Арутюнов: «Россия должна интегрироваться в Европу. И одним из необходимых условий этого, по моему глубокому убеждению, является перевод письменности всех народов России на латинский алфавит. К сожалению, судя по настроению некоторых, русский язык перейдет на эту графику, видимо, одним из последних, что приведет лишь к тому, что другие, неславянские, народы России будут опережать русский народ в своем цивилизационном развитии» .

Казалось бы неотвратимое всероссийское движение к латинице было приостановлено в 2002 году половинчатым решением Государственной Думы РФ, потребовавшей обязательного использования кириллицы на уровнях государственных языков федерации и отдельных республик-субъектов, но сохранившей возможность латинизации в будущем при условии принятия соответствующего закона .

Несмотря на то, что призывы к латинизации сохраняются до сих пор, в целом начало XXI века проходит под знаком постепенного восстановления прав и влияния кириллицы, причем не только в России, но и во всем мире. Многие современные языковеды убедительно возражают защитникам латиницы .

В 2013 году русский язык вышел на второе место по использованию в интернете

В 2013 году русский язык вышел на второе место по использованию в интернете: около 6,3%, а если добавить остальные кириллические языки, то получится свыше 7%. Для сравнения: немецкая латиница ‒ 5,6%, китайское письмо ‒ 4%, японское ‒ 4,9%. Впрочем, у английской латиницы остается подавляющее преимущество: 55,5% .

Российским правительством возглавлено набирающее силу мировое движение за доменные имена на языках с нелатинскими алфавитами, а это залог нелатинского обозначения всех электронных адресов. Вынужденное решение допустить использование нелатинских доменных имен было принято в октябре 2009 Icann (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers ‒ Интернет-корпорация по присвоению имен и номеров) ‒ регулирующим органом со штаб-квартирой в США. Родные языки большей части из 1,6 миллиарда пользователей интернета не имеют латинских алфавитов, признала Icann .

С 2013 года насчитывается уже три домена верхнего уровня на кириллице: российский (с именем «.рф»,), сербский и казахстанский.

С 2007 года кириллица стала одним из трех официальных алфавитов Евросоюза (благодаря вступлению Болгарии). Постепенно создаются условия для действительного, а не просто заявленного на словах изменения всего письменного делопроизводства Евросоюза.

В 2013 году кириллические надписи (в дополнение к латинским и греческим) появляются на банкнотах новой серии Евровалюты.

Однако СМС-сообщения на кириллице, согласно неким «мировым стандартам», всё еще оцениваются в два с лишним раза дороже, чем на латинице , что является способом мягкого, но действенного принуждения к латинизации кириллического мира.

Борьба продолжается.

Одежда не может служить бесконечно. Даже очень дорогая и натуральная дублёнка под влиянием негативных факторов теряет свою привлекательность. Дублёнку в большинстве случаев можно восстановить, покрасив в другой или в исходный цвет.

Конечно, удобнее воспользоваться услугами специализированной химчистки. Однако, есть возможность сделать это самостоятельно. При выборе красителя стоит обратить внимание на его стойкость. Это один из главных критериев, так как этот вид одежды часто бывает под воздействием воды.

Что понадобится

В продаже есть специальная краска для шерсти, замши и кожи. Инструкции на упаковках помогут справиться с этим процессом даже неопытному человеку. На одну вещь нужно 2–4 баллончика спрея (Kiwi, Salamander, Damavik). Также часто используют анилиновый порошок из расчёта 1 пакетик/1 кг дублёнки. Нужно подобрать правильный цвет и тип краски. Купить красители можно в любых обувных отделах и салонах верхней одежды.

Как подготовить место и дублёнку

Перед тем как приступить к процессу окрашивания дублёнку нужно очистить от пыли и грязи. Если этого не сделать, краска ляжет неравномерно, а на поверхности могут остаться разводы и подтёки. Более тщательно следует чистить карманы, рукава и воротник. Именно эти детали больше всего подвержены загрязнению. Для этих целей можно воспользоваться пылесосом и щёткой. Пятна чистят специальными средствами. Также дублёнку следует протереть чистой водой. После всех процедур дублёнка должна хорошо просохнуть.

Также необходимо снять пластмассовую или металлическую фурнитуру. Если её снять невозможно, то лучше заклеить скотчем или пластырем. Мех тоже нужно закрыть, чтобы не запачкать. Это можно сделать путём сворачивания опушки внутрь дублёнки. Все пуговицы и молнии следует застегнуть.

СПРАВКА. Пространство, где будет проходить процесс окрашивания, закрывают защитными материалами. Дублёнку удобно повесить на плечики или расположить на столе, заранее укрытом плёнкой. Конечно, удобнее красить, когда дублёнка расположена вертикально.

Инструкция по покраске

При использовании спрея основным является добиться равномерности окраса. Баллон с краской перед применением необходимо встряхнуть. Можно попробовать окрасить маленькие детали, не бросающиеся в глаза желательно на внутренней стороне. Красить нужно в два или три слоя медленно распространяя краску из баллончика. Особое внимание следует уделить швам. Процесс можно повторять несколько раз, чтобы цвет был более равномерным и насыщенным.

ВНИМАНИЕ. При использовании анилинового красителя его разводят обязательно в горячей воде.

После полного растворения порошка, его вливают в тёплую воду (примерно полтора литра) и добавляют одну столовую ложку уксуса. Чтобы дублёнка не села важно использовать тёплую жидкость. Красить можно мягкой щёткой для одежды. Далее нужно подождать, чтобы краска впиталась, а потом протереть слабым раствором уксусного раствора, а затем и тёплой водой. Обязательно нужно высушить вещь в естественных условиях, например, на балконе, чтобы избавиться от запаха используемой краски. На вещь не должны падать лучи солнца.

Как покрасить в воде

Многие люди считают этот способ окрашивания сложным, трудоёмким и даже экстремальным. Для этого нужны необходимые материалы:

  • 0,5 кг. соли;
  • 100 г. жидкого хозяйственного мыла;
  • 20 г. краски для шерсти;
  • ведро и небольшие ёмкости.

Для дублёнки специалисты советуют выбирать цвет краски на несколько тонов её темнее. Это исключит появление неокрашенных кусочков ткани. Использовать желательно качественные материалы проверенных изготовителей.

Подготовка к окрашиванию

Из изделия также сначала выбивают пыль и чистят щёткой. Затем отпарывают пуговицы. В целом процесс такой же, как и в случае с сухим способом окраски.

Инструкция

Действовать нужно по следующей схеме:

  • В отдельных банках с тёплой водой разводят краситель, соль и закрепитель;
  • Вещь помещают в стиральную машину и вливают немного мыла. Стирать нужно на щадящем режиме;
  • Вливают в машинку составляющие из всех заготовленных банок;
  • Стирают также на щадящем режиме и отключают машину перед функцией отжим;
  • Добавляют мыло и прополаскивают два раза.

Далее, дублёнку необходимо расстелить на поверхности ванны, чтобы стекла вода. Сушить лучше на балконе с использованием плечиков. Обычно на это уходит несколько дней.
Можно обойтись без применения стиральной машины. Перед покраской следует заблаговременно достать: порошковую краску, ведро, 2 стакана горячей воды, ложку, чашку. Затем можно начать основной процесс:

  • Добавить в ведро горячую воду, оставив в нём немного пространства;
  • В банку или тазик налить 2 стакана горячей воды и всыпать порошковую краску. Полученную смесь размешивают и выливают в ведро;
  • Предварительно намоченную водой вещь расположить в полученном растворе;
  • Положить вещь на полчаса в красящий состав, иногда меняя его местоположение;
  • Далее, дублёнку прополаскивают в чистой воде, пока жидкость не будет прозрачной. Затем повторяют то же самое, но уже в ледяной воде.

Меры безопасности

Следует соблюдать технику безопасности, так как красящие пигменты могут содержать яды и канцерогены. Руки лучше защитить, надев резиновые или полиэтиленовые перчатки. На лицо лучше надеть маску или респиратор. Защищать органы зрения рекомендуют использовав специальные очки из пластика. Лучше красить в помещении с доступом к свежему воздуху. После завершения процесса промойте мыльным раствором лицо и руки. Рот лучше прополаскивать чистой питьевой водой.
Придать новый вид любимой вещи можно многими способами. Надеемся, что эта статья поможет выбрать подходящий способ окрашивания.

А какая Ваша оценка данному материалу?

В гардеробе каждого человека есть несколько любимых вещей, с которыми не хочется расставаться даже через много лет. Они изнашиваются со временем, но не перестают быть самыми уютными и удобными. К таким вещам может относиться дубленка. Очень удобная зимняя одежда в процессе ее использования начинает стираться, и кожаный верх дубленки становится матовым и блестящим. Чтобы восстановить былую красоту, ее можно покрасить.

Проще всего отдать вещь в химчистку, где опытные мастера выкрасят дубленку в нужный цвет. Но если вы любите сами экспериментировать с одеждой, то изменить цвет дубленки вполне вам под силу. Из подручных средств понадобятся вода, баллончики с краской, маска и перчатки, щетки для окрашивания.

Чтобы не испортить дубленку, сначала испытайте краску на потайном участке. Надо нанести из баллончика краску и дать ей высохнуть. Так вы увидите будущий оттенок и качество окрашенной кожи. Если покраска удовлетворительная, то приступают к обработке всей дубленки.

Алгоритм окрашивания.

  1. . Перед покраской нужно обязательно почистить ее пылесосом. Сначала убирают сухую грязь, затем влажной и мягкой щеткой очищают особенно загрязненные места. Это отвороты рукавов, карманы и воротник. Хорошо очищает эти уязвимые места мелкая наждачная бумага. Когда дубленка очищена, ее подсушивают, повесив на плечики. Не используйте для данного процесса отопительные приборы!
  2. Подготовка к покраске. Дубленку разминают и все металлические элементы заклеивают лейкопластырем, чтобы на них не попала краска.
  3. Покраска. Надевают маску и перчатки. На накрытый клеенкой стол раскладывают дубленку кожей вверх. Баллончик нужно держать перпендикулярно к окрашиваемой поверхности и начинают распылять краску. Особенно тщательно нужно прокрасить швы и детали. Наносят краску несколько раз. Потом дубленку вешают на плечики и просматривают все детали. После покраски зимнюю одежду вывешивают на открытый воздух, чтобы выветрился запах краски и вещь высохла.

Очень часто требуется получить шоколадный цвет. В таком случае взвешивают дубленку и берут столько пакетиков анилинового красителя, сколько килограммов весит вещь. Всю краску растворяют в 0,5 литрах горячей воды. Раствор процеживают через марлю в эмалированный таз и разбавляют теплой водой. В полученную смесь добавляют ложку уксуса. Дубленку вешают на плечики над ванной и красят ее при помощи мягкой щетки (можно взять сапожную). Когда краска нанесена на все изделие, его просушивают и повторяют окрашивание.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди