04.07.2019

Комплексное занятие по развитию речи «Разные цветы. Характеристика комплексных занятий по развитию речи детей дошкольного возраста


Ирина Сабля
Комплексное занятие по развитию речи в средней группе «Времена года»

Тема: Времена года

Цель:

упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов с помощью суффиксов, учить различать на слух слова с определенным звуком, обобщить знания детей о временах года, закрепить характерные особенности разных времен года, развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, воспитывать

желание беречь природу и заботиться о ней. Развивать связную речь

детей, умение отвечать на вопросы полным ответом.

Методы:

словесный, наглядный, игровой.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением всех времен года, картинки с изображением природных явлений, игрушка птичка, игрушка ежик, мяч, раскраски с разными временами года.

Словарная работа:

название времен года, название весенних месяцев,загадки и сезонных явлениях природы.

Ход занятия:

Воспит. : ребята, я приглашаю вас в сказку. Вспомните, и скажите мне, как называется сказка где встречаются все времена года?

Дети «Двенадцать месяцев».

Воспит. : туда мы и отправимся. Но чтобы туда попасть, нужно выполнить

Проводится словесная игра «Подбери слово»

Щиплет, трещит, морозит… (мороз)

Дует, бушует, свистит… (ветер)

Летает, сыплется, ложится (снег)

Распускаются, цветут, пахнут (цветы)

Улетают, поют, порхают (птицы)

Желтеют, облетают, обсыпаются. (листья)

Воспит. : Послушайте загадку

Кто в году четыре раза переодевается? (ЗЕМЛЯ)

Воспит. : когда Земля переодевается?

Дети: зимой, весной, летом, осенью.

Воспит. : Вы правильно выполнили задание. А теперь повторяйте за мной:

Сказка ждет нас впереди,

Скажем дружно: «Приходи!»

(Дети садятся вокруг мольберта)

Воспит. : Ребята. посмотрите в окно и скажите

Какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспит. : какая погода за окном?

Дети: солнечная.

Воспит. : Светает рано по утрам

проталины и тут и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время знает?

Дети: весна.

(Проводится игра с мячом «Весной». Дети передают мяч друг другу

и называют весенние явления природы)

Весной … тает снег

Весной… возвращаются птицы из теплых краев

Весной лопаются почки

Весной распускаются цветы

Воспит. : Послушайте как весело поют птицы весной (слушают запись

Сюрпризный момент: появляется птичка.

Птичка: вам понравилось наше пение? А какие песенки знает ваш язычок?

Песенку комарика (з-з-з-з-з)

Песенку жука (ж-ж-ж-ж)

Песенку ветра (ш-ш-ш)

Песенку насоса (с-с-с-с)

Воспит. : Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопайте в ладо-

ши, если там есть песенка комарика (зебра, зонтик, комар,зима,

забор. резина, Зина.

Ж- живот, жираф, дом, яблоко, ежик, зонт, жилет, стол.

Ш- шишка, шуба, шапка, майка, шарф, конфета, шалаш.

С- стол, стул, свет, слон, самолет, дерево, пень, салат.

Воспит. : Какое время года приходит на смену весне?

Дети: Лето!

Воспит. : Вспомните самые яркие впечатления лета.

Дети: купание в море, поездки в гости, в лес, много фруктов и ягод.

(проводится игра с мячом «летний, летняя, летнее)

Летний… день, дождь, отдых, костюм…

Летняя жара, погода, одежда, прогулка…

Летнее солнце, небо, настроение, кафе, платье.

Воспит. : Но вот на смену лету приходит осень.

Чудесное время года осень! Она дарит нам богатый урожай.

(Рассматривают иллюстрацию с осенним пейзажем)

Воспит. : Как красиво осенью в парке. Воздух свежий, чистый. Птицы улетают в теплые края, с деревьев облетают листья. Давайте мы

покружимся как осенние листочки.

Физкультминутка «Осенние Листочки»

Мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул, полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспит. Отгадайте загадку:

Наступили холода, обернулась в лед вода

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает когда это бывает? (Зимой)

Воспит. : Вот и зима пожаловала со своими морозами и снегами

«…Идет волшебница зима!

Пришла. рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…»

Воспит. : как замечательно поэт описал красоту зимы. Ребята, за что вы

любите зиму?

Дети: можно лепить снеговика, кататься на санках, играть в снежки.

Воспит. Ой, кто это фыркает под столом? Ну-ка угадайте!

Что за елочка такая?

Это елочка живая!

В колкой одежке

Ходит по дорожке.

Дети: ежик.

Воспит. : Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Давай, ежик,

ты будешь говорить что бывает летом, а ребята скажут, что бывает

Летом земля покрыта травой, а зимой… снегом

Летом на деревьях зеленые листья, а зимой… голые ветки

Летом вода в море теплая, а зимой… холодная

Летом день длинный, а зимой … короткий

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

В какое время года мы путешествовали?

В какие игры играли?

Что вам особенно понравилось?

Воспит. : мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы сегодня были

внимательными и хорошо мне помогали. Времена Года приготовили для вас подарки – раскраски со своими приметами.

Для достижения поставленных целей по формированию знаний, умений и навыков к концу дошкольного возраста воспитателями активно используются комплексные занятия по различным темам. Были проанализированы 3 комплексных занятия во второй младшей, средней и старшей группах.

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе, тема «Забавные мышата».

Программное содержание:

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука П, звукоподражаний и слов с этим звуком; закрепить произношение звука П во фразовой речи. Учить детей отгадывать загадки, выполнять поделку из природного материала и пластилина. Упражнять в количественном счете. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук. Ввести в словарь детей слово «портфель», речевые формы вежливого общения «приятно познакомиться, «спрашивайте, пожалуйста», «до свидания, приходите еще». Воспитывать вежливость, интонационную выразительность речи. Оборудование:

Три игрушечных мышонка и кошка, заводная игрушка «мышь», муляжи помидора, апельсина, перца, а также печенье, капуста, портфель, ключик, округлые морские или речные камни (окатыши), пластилин, сухие сосновые иголки.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Показывает портфель). Такая сумка называется «портфель». Повторите это слово. Портфель. (Дети повторяют). Но портфель наш не пустой. А вот что же скрывается внутри, нам подскажет загадка:

Загадка о мышке

Серые крошки,

боятся кошки.

Под полом живут,

Все туда несут:

Хлеб, сахар, сало и даже ватку

Деткам на кроватку.

О ком эта загадка? (Ответы детей). Правильно, о мышке. (Открывает портфель и достает игрушечных мышат). Вот они, мышата. Ой, сколько же их здесь! Помогите сосчитать мышат. (Воспитатель расставляет мышат в ряд, а дети считают). Так сколько же мышат пожаловали к нам в гости? (Ответы детей). Верно, три мышонка.

Мышата очень любят играть в разные игры. А вы, ребята, любите играть? (Ответы детей). Тогда давайте поиграем. Артикуляционная гимнастика.

Представьте, что ваш язычок, это мышонок. Спрячьте его в норке-ротике. Вот наш мышонок-язычок чуть-чуть выглянул из норки. Смелее, мышонок, выглядывай! Посмотрел мышонок вверх, нет ли тучек на небе. Посмотрел вниз - нет ли луж на земле.

И от радости забегал туда-сюда. А потом вокруг норки (вокруг губ). Ай да мышонок! А какие песенки он умеет петь! Был у мышонка игрушечный пистолет и стрелял он так:

«п-п-п» (произнесение изолированного звука).

А теперь давайте познакомимся с мышатами. Их имена Пи, Па и По. Вежливые люди при знакомстве говорят: «Приятно познакомиться». Мы с вами вежливые люди? (Ответы детей). Тогда давайте скажем мышатам: «Приятно познакомиться». (Дети говорят).

Послушайте песенку мышат:

Мы веселые мышата - Пи, Па, По!

Никого мы не боимся, Пи, Па, По!

Даже кошки не боимся, Пи, Па, По!

(Появляется игрушка-кошка)

Ой, спасите, помогите! Пи, Па, По!

Вам понравилась песенка мышат? (Ответы детей). Давайте повторим ее еще раз. А вы, ребята, помогайте мне - подсказывайте имена мышат. (Дети выполняют задание).

Что закричали мышата, когда увидели кошку? (Ответы детей).

А как пищат мышки? (Ответы детей). Пи-пи-пи! У нас в группе есть игрушка - заводная мышка. Вы много раз играли с нею. А сейчас поиграем по-другому. Вы будете заводными мышками в магазине игрушек. Каждого из вас я буду «заводить» вот этим ключиком (показ), а вы после этого будете бегать и пищать «пи-пи-пи, мышонка купи».

Подвижная игра «Заводные мышата»

(Воспитатель следит за тем, что бы дети не толкали друг друга).

Наши гости мышата трусливые ребята. У них в портфеле есть много разных предметов. Но мышата не знают их названий, а спросить у вас боятся. Давайте сами вежливо предложим им свою помощь. Для этого достаточно сказать: «Спрашивайте, пожалуйста». (Воспитатель предлагает детям по очереди произнести эту фразу, после чего достает из портфеля по одному предмету). Дидактическая игра «Назови предмет» (Помидор, апельсин, капуста, перец, печенье).

Молодцы, ребята! Вы уже большие, воспитанные дети, и умеете не только играть, но и трудиться. Давайте покажем малышам-мышатам, как мы умеем делать поделки! Вот из этих камешков и пластилина сделаем… мышек! А чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем для них разминку.

Пальчиковая гимнастика «Мышонок»

А мизинцы, как мышата

Тоже вздумали играть.

Что за ловкие ребята!

Как же можно их ругать!

(Дети по образцу воспитателя сцепляют мизинцы и тянут руки в разные стороны влево-вправо, меняя руки местами).

Наш мышонок хочет спать,

Ищет он себе кровать.

Ну и соня, что за соня,

Он улегся на ладони.

(Дети растопыривают пальцы, а затем сгибают большой палец, прижимая его к ладони. Остальные пальцы соединяют и сгибают их, как бы «укрывая» одеялом). Ручной труд «Мышка»

Выполняется из: округлых морских или речных камней (туловище); пластилина, путем налепливания (нос, глаза, уши, хвост); сосновых сухих иголок (усики). Положительная оценка работ.

Ребята, а как вежливо попрощаться с мышатами? (Ответы детей) До свидания! Приходите еще! А наше занятие окончено.

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе по теме урок вежливости «Письмо доброго сказочника»

Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.

2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.

Использовать мазки, точки, дуги. Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.

1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма - рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?

Письмо первое:

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их».

Письмо второе:

Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»

Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один».

Письмо третье: Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой. Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется».

Воспитатель: «Слово «нельзя» - это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»

2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок - крестик, кружок-крестик, кружок.

Взрослый объясняет, что кружок - это как будто лодки, а крестики - спортсмены.

Чего больше, лодок или спортсменов?

Всем ли спортсменам хватает лодок?

После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.

Сначала рассматривается образец.

Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.

Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи «В заколдованном лесу»

Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».

Активизация словаря определений.

Упражнение в употреблении слов - антонимов.

Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов

Развитие логического мышления.

Развития мелкой моторики рук.

Воспитание доброго отношения друг другу.

Приветствие

Ребята! я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные и я хочу с вами поздороваться.

Здравствуйте, котята!

Мяу-мяу-мяу! (Моют лапки)

Здравствуйте, утята!

Кря-кря-кря! (Показывают клювики)

Здравствуйте, гусята!

Га-га-га! (Хлопают крылышками)

Здравствуйте, лягушата!

Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, ладони расжать вперед, качают руками вправо-влево)

Здравствуйте, коровки!

Му-му-му! (Выставляют рожки)

Солнце давно встало!

Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)

Здравствуйте, барашки!

Бе-бе-бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)

А я сварила кашку. Ешьте все!

Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:

большой - маленький;

громко - тихо;

грустный - радостный;

высокий - низкий;

открыть - закрыть;

пустой - полный;

вежливый - грубый;

легко - трудно;

тепло - холодно;

сильный - слабый;

солнечный - пасмурный;

чистый - грязный.

Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:

«Курьи ножки у избушки,

А в избе живет старушка,

Пол метлою подметает,

В ступе над землей летает».

Кто это? (Баба Яга)

Звучит музыка, появляется Баба -Яга.

Баба Яга: Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)

Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.

Музыка. Дети приседают, свет гаснет. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания. (Декорации: пень, 2 дерева, куст елки, на деревьях паутина.) Баба Яга убегает, дети открывают глаза.

Ребята! посмотрите, а ведь Баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво. Поворачиваем голову вправо-влево,

И снова вправо-влево.

А теперь подняли голову вверх,

Опустим вниз, посмотрим под ноги,

И опять вверх, вниз.

А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?

Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)

Тропинка в лесу какая? (Лесная)

Как называется маленький лес? (Лесок)

Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок)

Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (Лесовичок)

Тогда давайте позовем Лесовичка.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса. Ну что, ребята, постараемся? (Да)

Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? (Сели на ковер)

Если дождь идет - дождливая;

дует ветер - ветреная;

холодно - холодная;

если пасмурно - пасмурная;

если хмуро - хмурая;

если сыро - сырая;

если солнечно - солнечная;

если ясно - ясная;

если мороз - морозная.

А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом осенний»

Небо какое? - Осеннее.

Ветер какой? - Осенний.

Аллея какая? - Осенняя.

Солнце какое? - Осеннее.

Туча какая? - Осенняя.

Дождь какой? - Осенний.

Цветы какие? - Осенние.

Лес какой? - Осенний.

Погода какая? - Осенняя.

Сапоги какие? - Осенние.

Утро какое? - Осеннее.

Пальто какое? - Осеннее.

Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь!

Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)

Покажите, как вы замерзли.

Дождик бегает по крыше

Бом! Бом! Бом! (Стучат ладонями по спинкам друг друга)

По веселой звонкой крыше

Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите

Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

Никуда не выходите

Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте

Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

А уйду - тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями)

На какую полянку? (Грибную)

Пальчиковая гимнастика «Опята»

На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама. Папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя («крыша» из ладошек)

Лесовичок: Давайте, ребята соберем в корзину грибы.

Какие грибы мы собрали? (Съедобные)

А какие остались на полянке? (Несъедобные: мухомор, поганки)

А теперь, ребята садитесь, выполним следующее задание, научим Бабу Ягу считать поиграем в игру «Мы считаем»: одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек (тоже проводится со словами: масленок, пенек, подберезовик, подосиновик).

Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку.

На какую полынку мы прискакали? (Птичью)

Какие птицы на поляне? (Перелетные)

Почему их так называют? (Улетают в теплые края)

Почему улетают? (Трудно найти зимой корм)

Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края.

Соловей - соловушка;

Жаворонок - жаворонушек;

Скворец - скворушка;

Ласточка - ласточка;

Стриж - стрижонок;

Журавль - журавушка;

Лебедь - лебедушка;

Утка - уточка;

Кукушка - кукушечка;

Трясогузка - трясогузочка;

Птенец - птенчик;

Гнездо - гнездышко.

Молодцы, ребята! А кто же здесь спрятался? (Птенцы)

Какие? (Зимующие)

Дыхательное упражнение «Ветер»

Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок)

Подул маленький ветер у-у-у

Подул сильный ветер У-У-У

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый - а-а-а

Рябиновый - и-и-и

Березовый - о-о-о

Дубовый - e-e-e

Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист?

Лист дуба - дубовый;

Лист березы - березовый;

Лист рябины - рябиновый;

Лист осины - осиновый;

Лист клена - кленовый;

Шишка сосны - сосновая;

Шишка ели - еловая.

Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил? (Баба Яга)

А почему? (Она на нас обиделась)

Я предлагаю, ребята, пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся.

На какую полянку мы пришли? (На овощную)

Какие овощи здесь лежат? (Морковь, помидоры, огурцы, тыква, капуста…)

Давайте приготовим из них сок.

сок из помидоров - томатный;

сок из огурцов - огуречный;

сок из моркови - морковный;

сок из свеклы - свекольный;

сок из капусты - капустный;

сок из тыквы - тыквенный.

Так, какой мы сок приготовили? (Овощной)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Баба Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свидания!

Спасибо, Лесовичок, за помощь. Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.

Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!

(Звучит музыка)

Ну что ж, ребята и нам пора в детский сад. Грустно возвращаться назад - покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся - скорее улыбнитесь. Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу?

Какая Баба Яга стала?

А теперь, ребята. Расскажем нашим гостям. Как вы живете?

Физминутка «Как ты живешь»

Как живешь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Как стоишь? - Вот так!

Как шалишь? - Вот так!

Как смешишь? - Вот так!

Как дружишь? - Вот так!

Молодцы!

Чтобы сделать вывод, что данные комплексные занятия способствуют развитию речи дошкольников, необходимо провести диагностику уровня речевого развития детей в подготовительной группе.


Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «В гостях у солнышка»
Цель: Воспитание самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога.
Программные задачи:
Образовательная: учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта, развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи.
Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики пальцев и артикуляционного аппарата, коммуникативных отношений.
Воспитательная: воспитывать у детей умение сочетать движение и речь, узнавать и передавать эмоциональные состояния.
Предварительная работа: Беседа, просмотр иллюстраций на тему «Моё настроение» (используя схемы – модели). Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них. Наблюдения, беседа, составление рассказов «Моё солнышко» (домашнее задание). Отрывная аппликация «Солнышко и Тучки» (на развитие мелкой моторики).
Оборудование: схемы – модели «Солнышко» (изменяя мимику), атрибуты «Барабаны» для подвижной игры «Стадо», лукошко с сюрпризом.
Ход занятия.
Воспитатель:
«Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку?
Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет,
Цветёт весной и летом,
А семечек в нём нет». (Солнце).
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в гости.
Раз – два – летит ракета, три – четыре – самолёт,
Поднимаем руки выше, отправляемся в полёт.
Дети под музыку, лёгким бегом по кругу, выполняют движения по показу воспитателя и усаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся с солнышком.
Воспитатель выкладывает на доске модели солнца.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок,
Мы тебя в детском саду
Все сейчас приветствуем!
Ребята, посмотрите, пожалуйста на Солнышко и скажите, каким оно может быть?
Дети: Солнышко бывает добрым, весёлым, красивым, счастливым.
Дети рассматривают модель Солнца, отвечают на вопросы, воспитатель проводит индивидуальную работу.
Воспитатель: Солнышко улыбается, улыбнитесь и вы, мои дорогие. Молодцы!
Психогимнастика «Радость»: Ребята, скажите, пожалуйста, когда вам бывает радостно?
Дети: когда мамочка рядом, лучший друг играет вместе со мной, купили новую игрушку, просто хорошее настроение.
Благодаря такого рода беседе, мы развиваем монологическую речь ребёнка.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а чем же занимается Солнышко? Какие дела у него могут быть?
Дети: землю освещает, птичек согревает своим теплом, цветочки радует, всем людям улыбается.
Воспитатель: Налетел ветерок, Солнышко изменилось. Каким оно стало? Почему?
Дети рассматривают модели Солнца «Грусть».
Дети: Солнышко стало грустным. Мы тоже грустим, когда плохая погода, болеем, нас не пускают гулять.
Психогимнастика: «Грусть»: губки опустили, бровки нахмурили.
Воспитатель: А ветер - проказник всё сильнее дует. И вот наше Солнышко что делает? Правильно - рассердилось.
Дети рассматривают модели Солнца «Злость».
Как вы думаете, ребята, почему это произошло?"
Проводится беседа, дети отвечают на вопросы - развивается связная монологическая речь, ребёнок учится передавать эмоциональное состояние.
Дети: Солнышко сердится, потому что дует сильный ветер, пыль летит в глаза, тучи плывут по небу, мы тоже злимся, когда нас ругают, говорят плохие слова, ломают любимые игрушки.
Психогимнастика «Злость»: бровки нахмурили, зубки сжали, носик к верху подняли и зарычали р-р-р.
Воспитатель: Ой, что это произошло с Солнышком? Правильно, оно испугалось.
Дети рассматривают модели Солнца – «Испуг».
Как выдумаете, почему?"
Дети: Сверкает яркая молния, гремит страшный гром.
Воспитатель: А когда вы, ребята, бываете испуганными?
Дети: Когда темно, когда остались дома одни, когда заблудились.
Психогимнастика «Испуг»: бровки подняли к верху, ротик открыли и произносим о-о-о, а-а-а.
Физкультминутка
Воспитатель: Я хочу, чтобы вы были всегда смелыми и никогда ничего на боялись. А сейчас немножко разомнёмся:
«Дружно встанем на разминку
И назад сгибаем спинку,
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо - влево.
А теперь руками крутим
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В сторону разводим,
Повороты вправо - влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол,
Потянули плечи, спинки,
А теперь конец разминке.»
Воспитатель: Смотрите, смотрите - наше Солнышко совсем расстроилось и заплакало. Как вы думаете, почему?
Дети рассматривают модели Солнца «Печаль».
Дети: Потому что скучает, потому что пошёл дождик, кто - то родной и близкий заболел.
Психогимнастика «Печаль»: глазки закрыли, губки сжали, произносим у-у-у.
Воспитатель: Ребята, пусть будут редкими ваши слёзы. Посмотрите, Солнышко смеётся, улыбается (модель «Радость»). И приглашает нас с вами поиграть:
Мы глазами миг -миг,
Мы плечами чик - чик,
Мы руками хлоп - хлоп,
Мы ногами топ - топ!
Раз туда, два сюда -
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два - привстали,
Руки к верху мы подняли.
Раз - два, раз - два
Начинается игра.
Русская народная игра "Стадо".
Звучит весёлая музыка, каждый ребёнок одевает соответствующий атрибут – «барашек» и проговаривают слова - закличку.
«Пастушок, пастушок,
Заиграй нам в рожок,
Трава мяконькая,
Роса сладенькая.
Выпусти нас в поле,
Поиграть на воле...»
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас садитесь, пожалуйста на свои места. Мы попробуем вспомнить свои поступки и проанализировать отношение Солнышка к ним.
Звучит 2 - 3 рассказа детей из личного опыта, проводится индивидуальная работа, закрепление материала, уделяется внимание выразительности речи каждого ребёнка.
Воспитатель: Ребята посмотрите что это в корзинке лежит «лимон» он такого же цвета, как и солнышко. Вот мы с вами сегодня поговорили о том, каким бывает Солнышко и мы, что необходимо делать, чтобы всем нам было уютно и весело. Ребята, какие вы все молодцы!

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

конспект комплексного занятия по развитию речи

Программное содержание. Сформировать у детей такие понятия как добро и зло;

Воспитывать доброе и внимательное отношение друг к другу и окружающим; стремление совершать добрые поступки;

Поддерживать и развивать у детей желание следовать тому, что достойно подражания;

Учить детей строить высказывания типа рассуждений;

Развивать умение составлять короткие творческие рассказы;

Развивать умение четко и ясно выражать свое мнение, внимательно выслушивать свих товарищей.

Оборудование: иллюстрации города, растений (деревья, цветы), краски, альбомы, кисточки, конверт с письмом.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, сделайте круг, вытяните руки вперед и положите ладошки на ладошки. Улыбнитесь и пожелайте друг другу добра.

Ребята, от Солнечного Лучика пришло тревожное письмо. Он просит нашей помощи. Дело в том, что он обнаружил Страну Холода. И живут в той стране люди с ледяной душой и оледеневшим сердцем. Они слышали такие слова как «Любовь», «Дружба», «Доброта», но не знают, что они означают. В этой Стране живут Злость, Ненависть и Жадность. Жители этой страны тоже живут в домах, но дома у них черного цвета. Там растут деревья, цветы, трава, но листья на них серого цвета. Чтобы помочь людям с ледяным сердцем, злым и жестоким Солнечный Лучик разослал много писем о помощи. Одно из них получили мы с вами.

А как вы думаете, какими он хочет видеть людей Страны Холода?

Дети (добрыми, счастливыми, чтобы у них было много друзей, чтобы они были милосердными, внимательными, чтобы любили друг друга, помогали друг другу…)

Воспитатель . Но у них ледяные сердца! Как мы можем им помочь?

Дети (надо им дать горячего чаю с конфетами. Сказать, что они хорошие, пригласить их к себе в гости и показать свой город. Пригласить на праздник. Подарить книгу с добрыми сказками, предложить им дружбу. Нарисовать цветочную полянку…)

Воспитатель. Ребята, но мы не знаем ни адреса этой Страны, ни телефона. Как же нам передать наши рисунки?

Дети (Можно рисунки передать Солнечному Лучику).

Воспитатель . Прекрасно. А давайте мы с вами нарисуем им все то, что окружает нас, то есть Божий Мир вокруг нас.

А сейчас я вам предлагаю вспомнить игру-помогалочку.

Вот и мы, и ты, и я

Мы одна семья.

Улыбнись тому, кто справа,

Улыбнись тому, кто слева.

Мы одна семья.

Проходите, садитесь за столы. Подумайте, что можно нарисовать и не забывайте, что рисунок должен быть ярким, красивым и аккуратно закрашенным.

В конце занятия выставляем рисунки, рассматриваем, желающие рассказывают то, что они изобразили.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по развитию речи с элементами математики

Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес

Шлыкова Елена Павловна,
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Оборудование

1 часть.

Логопед :

Вы знаете, кто живет в лесу?

Дети. В лесу живут дикие животные.

Логопед:

Логопед :

Ответы детей.

Логопед:

Дорожкино - топ-топ (топают)

Логопед

Игра «Чей хвост?»

Логопед.

Логопед

1 ребенок

2 часть.

Вправо - влево

Словно серый мягкий мячик

Воспитатель .

Дети: Зайчик.

Воспитатель:

Зайка, что случилось?

Воспитатель .

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель .

Воспитатель .

Воспитатель .

Ежику - яблоко,

Мишке - медок…

Игра «Кому что дадим?

Воспитатель:

Ребенок: Медведю я дам 3 бочки меда.

Воспитатель:

Ребенок: Белке я дам 5 орехов.

Воспитатель:

Зайчик благодарит детей.

Воспитатель.

Воспитатель

Логопед .

1 диалог. «Белка и медведь»

Медведь. Тоже ем.

Белка.Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем.

Белка. А когда же ты не ешь?

Медведь. Когда сыт бываю.

2 диалог. «Лисица и еж»

Еж. Я с колючками неуклюжий?

Еж. Ну какой я с колючками?

Логопед . А теперь давайте поиграем.

(сложные прилагательные)

Воспитатель:

Логопед.

Опушкино - чап-чап

Тропинкино - ших-ших

Дорожкино - топ-топ

Вот садик наш - хлоп-хлоп»

Конспект

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи, грамматическому строю, звукопроизношению, математике по теме: «Дикие животные»

Коррекционно - образовательные: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, питании. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и сложных прилагательных, согласование числительных с существительными). Закрепить пространственные отношения " справа" - " слева", прямой и обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи (составление описательных рассказов по картинке-схеме), развитие длительного выдоха, зрительного и слухового внимания, интонационной выразительности речи. Развивать память, логическое мышление, воображение, коммуникативные способности, координацию движений, ловкость.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Вызвать у детей сочувствие к животным, желание прийти им на помощь. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Оборудование : цветные картинки на тему «Дикие животные»,мягкие магниты животных, раздаточный материал по математике, цветная картина «В лесу», мяч, карточки с цифрами, схема-алгоритм по теме «Животные», кукольные игрушки зверей «зайца», «лисы», «волка», «медведя», маски зверей.

1 часть.

Логопед : Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в лес, полный сказок и чудес.

Вы знаете, кто живет в лесу?

Дети. В лесу живут дикие животные.

Логопед: Почему они называются «дикие»?

Логопед : Правильно. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Мы с вами поищем зверей и посмотрим, как они подготовились к зиме. А на чем можно отправиться в лес?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, а мы поедем на поезде.

Двигательное упражнение «На поезде мы едем…»

«На поезде мы едем и станции считаем:

Дорожкино - топ-топ (топают)

Лукошкино - хлоп -хлоп (хлопают)

Тропинкино - ших-ших (скользящие движения руками)

Опушкино - чап-чап (ударяют ладошками по коленям).

Логопед . Вот мы и оказались в лесу, полном сказок и чудес. Здесь деревья, кусты, елки. Давайте послушаем чащу…

Упражнение на выработку длительного выдоха. «Слушай…», «Слушай шорох…», «Слушай шорох чащи…», «Слушай шорох чащи леса…..» (шопотом)

Посмотрите, все звери спрятались от нас, только хвостики торчат. Сейчас мы по хвостикам отгадаем животных. На доске картинка леса и спрятанные животные.

Игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных). Дети по очереди называют: лисий хвост, беличий хвост, медвежий, заячий, волчий, барсучий. Дети прикладывают найденные хвосты к изображениям зверей и проговаривают предложения. (У лисы - лисий хвост. У волка волчий - хвост.)

Выставляются картинки животных. На доске схема /алгоритм / рассказа о животном.

Логопед. Давайте расскажем о животных по этой картинке-подсказке. Сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее, где живет. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех и строение. Далее вспомните, как называются его детеныши, чем питается. И что делает зимой. (логопед обращает внимание детей на алгоритм построения рассказа)

Логопед переворачивает картинки и предлагает 1 ребенку выбрать себе животное. Он выбирает, затем надевает на руку игрушку-животное из кукольного театра и от его имени рассказывает о нем, передавая интонацией голос животного.

1 ребенок . Я медведь, дикое животное. Я живу в лесу, в берлоге. Я большой, коричневый. У меня густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Детеныши - медвежата. Я люблю есть мед, малину, корешки, разоряет муравейники. Зимой сплю в берлоге.

Рассказы аналогично составляют еще два ребенка

2 часть.

Речь с движениями «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает - шагают на носках

По снегу петляет зайка, вправо - скок, влево - скок - прыгают на двух ногах

Вправо - влево

Ты его лиса поймай-ка, убежит он со всех ног - «грозят», бегут по кругу

По сугробам мчится волк, серый волк, зубами щелк - бегут широким шагом

Вперевалку ходит мишка, косолапый наш топтыжка - идут «вперевалку»

Белка скачет, белка скачет, - «скачут»

Словно серый мягкий мячик

3 часть. Формирование элементарных математических представлений

Воспитатель . Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Только он грустный. Зайчик не хочет с нами прыгать, он сидит и грустит.

Зайка, что случилось?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что в лесу осталось очень мало еды для животных и они очень проголодались, а долгая зима еще впереди. Поможем лесным жителям? Но, как же это сделать?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что нам нужно из волшебных пенечков выложить тропинку и, пройдя по ней, мы окажемся в лесной сторожке у лесника. Там мы возьмем угощение для зверей.

Ребята выкладывают тропинку и проходят по ней, считают до 5.

Воспитатель . Вот мы и в сторожке. Посмотрите, здесь корзинка с едой.

Дети берут корзинку и возвращаются по тропинке в лес, на полянку, считая в обратном порядке (5,4,3,2,1)

Воспитатель: Вот наша «полянка». (воспитатель показывает на столики). Ставит посередине на маленький столик корзинку с угощениями. Дети сначала нужно правильно выбрать животное.

На доске картинка леса и каждое животное спрятано. Например, картинка с белкой на ветке, с волком за кустом, заяц между елкой и пеньком и т.д. (отработка предлогов)

Воспитатель по очереди дает задание.

Воспитатель . Оля возьми животное, которое сидит под кустом. Юра, возьми животное, которое спряталось между двумя деревьями. Тимур возьми животное, которое сидит на ветке. Аделя возьми животное, которое справа от пенька. Ксюша, возьми животное, которое спряталось около куста. И т.д.

Пальчиковая гимнастика «Угощенье для зверей»

Раз - ладошка, два - ладошка,(показываем 1 и 2 ладошку)

Поиграем мы немножко. (шевелят пальцами обеих рук)

Принесите поскорей (указательный и средний пальцы

Угощение для зверей: правой руки ходят по ладошке другой.)

Морковку - зайчишке, (загибают по очереди пальцы на

Белочке - шишку, обеих руках одновременно,

Хитрой лисичке - рыбы мешок, начиная с большого.)

Ежику - яблоко,

Мишке - медок…

Вот и закончился этот стишок. (3 хлопка в ладоши.)

Игра «Кому что дадим? » (согласование существительных с числительными). Дети берут из корзинки каждый свое угощение и раскладывают на столе перед изображением животного.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы будем угощать животных. Будьте внимательны. Какая цифра у вас на конверте, столько угощений вы и возьмете. Оля сколько угощений ты дашь медведю?

Ребенок: Медведю я дам 3 бочки меда.

Воспитатель: Толя, а сколько угощений ты дашь белке7

Ребенок: Белке я дам 5 орехов.

Воспитатель: А теперь положите ваши угощения в конвертики и мы отдадим их зайчику.

Зайчик благодарит детей.

Динамическая пауза под музыку.

Воспитатель. Ребята, зайчик опять что-то мне говорит.

Зайка шепчет на ушко воспитателю.

Воспитатель: Зайка говорит, что в лесной школе ему дали задание собрать картинки животных, а он запутался. Давайте поможем ему собрать животных. Соберите каждый свою картинку.

Воспитатель . Дети, внимательно посмотрите на картинку, которую вы собрали и скажите: у кого хищное животное, у кого травоядное, а у кого всеядное.

Дети отвечают: «У меня всеядный медведь», «У меня травоядный заяц», «У меня хищный волк» и т.д.

Логопед . Вот мы и помогли зайке, а теперь вместе с зайчиком давайте послушаем, о чем могут говорить животные в лесу?

4 часть. Диалоги и лексико-грамматические упражнения.

1 диалог. «Белка и медведь»

Белка. Ау, медведь, а что ты ночью делаешь?

Медведь. Я ем. Белка. А когда ты сыт бываешь?

Белка. А днем? Медведь. Да никогда!

Медведь. Тоже ем.

Белка.Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем.

Белка. А когда же ты не ешь?

Медведь. Когда сыт бываю.

2 диалог. «Лисица и еж»

Лиса. Всем ты еж хорош, пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Еж. А что, лиса, я с колючками некрасивый?

Лиса. Да не то, что некрасивый…

Еж. Я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то, чтобы неуклюжий…

Еж. Ну какой я с колючками?

Лиса. Да ты с ними несъедобный!

Логопед . А теперь давайте поиграем.

Игра с мячом в кругу « Придумай слово» (сложные прилагательные)

У лисы длинный хвост - она длиннохвостая

У зайца длинные уши - он длинноухий

У белки тонкие лапы - она тонколапая

У зайца короткий хвост - он короткохвостый

У волка острые зубы - он острозубый

У медведя толстые лапы - он толстолапый.

Воспитатель: А теперь пришла пора попрощаться с нашим зайчиком и с лесом, полным сказок и чудес.

Логопед. Давайте опять сядем на поезд и поедем домой в детский сад.

«На поезде мы едем и станции считаем…

Опушкино - чап-чап

Тропинкино - ших-ших

Дорожкино - топ-топ

Вот садик наш - хлоп-хлоп»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по развитию речи с элементами математики.

«Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес».

Шлыкова Елена Павловна учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи, грамматическому строю, звукопроизношению, математике по теме: «Дикие животные»

Коррекционно - образовательные: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, питании. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и сложных прилагательных, согласование числительных с существительными). Закрепить пространственные отношения " справа" - " слева", прямой и обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи (составление описательных рассказов по картинке-схеме), развитие длительного выдоха, зрительного и слухового внимания, интонационной выразительности речи. Развивать память, логическое мышление, воображение, коммуникативные способности, координацию движений, ловкость.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Вызвать у детей сочувствие к животным, желание прийти им на помощь. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Оборудование : цветные картинки на тему «Дикие животные»,мягкие магниты животных, раздаточный материал по математике, цветная картина «В лесу», мяч, карточки с цифрами, схема-алгоритм по теме «Животные», кукольные игрушки зверей «зайца», «лисы», «волка», «медведя», маски зверей.

1 часть.

Логопед : Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в лес, полный сказок и чудес.

Вы знаете, кто живет в лесу?

Дети. В лесу живут дикие животные.

Логопед: Почему они называются «дикие»?

Логопед : Правильно. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Мы с вами поищем зверей и посмотрим, как они подготовились к зиме. А на чем можно отправиться в лес?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, а мы поедем на поезде.

Двигательное упражнение «На поезде мы едем…»

«На поезде мы едем и станции считаем:

Дорожкино - топ-топ (топают)

Лукошкино - хлоп -хлоп (хлопают)

Тропинкино - ших-ших (скользящие движения руками)

Опушкино - чап-чап (ударяют ладошками по коленям).

Логопед . Вот мы и оказались в лесу, полном сказок и чудес. Здесь деревья, кусты, елки. Давайте послушаем чащу…

Упражнение на выработку длительного выдоха. «Слушай…», «Слушай шорох…», «Слушай шорох чащи…», «Слушай шорох чащи леса…..» (шопотом)

Посмотрите, все звери спрятались от нас, только хвостики торчат. Сейчас мы по хвостикам отгадаем животных. На доске картинка леса и спрятанные животные.

Игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных). Дети по очереди называют: лисий хвост, беличий хвост, медвежий, заячий, волчий, барсучий. Дети прикладывают найденные хвосты к изображениям зверей и проговаривают предложения. (У лисы - лисий хвост. У волка волчий - хвост.)

Выставляются картинки животных. На доске схема /алгоритм / рассказа о животном.

Логопед. Давайте расскажем о животных по этой картинке-подсказке. Сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее, где живет. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех и строение. Далее вспомните, как называются его детеныши, чем питается. И что делает зимой. (логопед обращает внимание детей на алгоритм построения рассказа)

Логопед переворачивает картинки и предлагает 1 ребенку выбрать себе животное. Он выбирает, затем надевает на руку игрушку-животное из кукольного театра и от его имени рассказывает о нем, передавая интонацией голос животного.

1 ребенок . Я медведь, дикое животное. Я живу в лесу, в берлоге. Я большой, коричневый. У меня густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Детеныши - медвежата. Я люблю есть мед, малину, корешки, разоряет муравейники. Зимой сплю в берлоге.

Рассказы аналогично составляют еще два ребенка

2 часть.

Речь с движениями «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает - шагают на носках

По снегу петляет зайка, вправо - скок, влево - скок - прыгают на двух ногах

Вправо - влево

Ты его лиса поймай-ка, убежит он со всех ног - «грозят», бегут по кругу

По сугробам мчится волк, серый волк, зубами щелк - бегут широким шагом

Вперевалку ходит мишка, косолапый наш топтыжка - идут «вперевалку»

Белка скачет, белка скачет, - «скачут»

Словно серый мягкий мячик

3 часть. Формирование элементарных математических представлений

Воспитатель . Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Только он грустный. Зайчик не хочет с нами прыгать, он сидит и грустит.

Зайка, что случилось?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что в лесу осталось очень мало еды для животных и они очень проголодались, а долгая зима еще впереди. Поможем лесным жителям? Но, как же это сделать?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что нам нужно из волшебных пенечков выложить тропинку и, пройдя по ней, мы окажемся в лесной сторожке у лесника. Там мы возьмем угощение для зверей.

Ребята выкладывают тропинку и проходят по ней, считают до 5.

Воспитатель . Вот мы и в сторожке. Посмотрите, здесь корзинка с едой.

Дети берут корзинку и возвращаются по тропинке в лес, на полянку, считая в обратном порядке (5,4,3,2,1)

Воспитатель: Вот наша «полянка». (воспитатель показывает на столики). Ставит посередине на маленький столик корзинку с угощениями. Дети сначала нужно правильно выбрать животное.

На доске картинка леса и каждое животное спрятано. Например, картинка с белкой на ветке, с волком за кустом, заяц между елкой и пеньком и т.д. (отработка предлогов)

Воспитатель по очереди дает задание.

Воспитатель . Оля возьми животное, которое сидит под кустом. Юра, возьми животное, которое спряталось между двумя деревьями. Тимур возьми животное, которое сидит на ветке. Аделя возьми животное, которое справа от пенька. Ксюша, возьми животное, которое спряталось около куста. И т.д.

Пальчиковая гимнастика «Угощенье для зверей»

Раз - ладошка, два - ладошка,(показываем 1 и 2 ладошку)

Поиграем мы немножко. (шевелят пальцами обеих рук)

Принесите поскорей (указательный и средний пальцы

Угощение для зверей: правой руки ходят по ладошке другой.)

Морковку - зайчишке, (загибают по очереди пальцы на

Белочке - шишку, обеих руках одновременно,

Хитрой лисичке - рыбы мешок, начиная с большого.)

Ежику - яблоко,

Мишке - медок…

Вот и закончился этот стишок. (3 хлопка в ладоши.)

Игра «Кому что дадим? » (согласование существительных с числительными). Дети берут из корзинки каждый свое угощение и раскладывают на столе перед изображением животного.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы будем угощать животных. Будьте внимательны. Какая цифра у вас на конверте, столько угощений вы и возьмете. Оля сколько угощений ты дашь медведю?

Ребенок: Медведю я дам 3 бочки меда.

Воспитатель: Толя, а сколько угощений ты дашь белке7

Ребенок: Белке я дам 5 орехов.

Воспитатель: А теперь положите ваши угощения в конвертики и мы отдадим их зайчику.

Зайчик благодарит детей.

Динамическая пауза под музыку.

Воспитатель. Ребята, зайчик опять что-то мне говорит.

Зайка шепчет на ушко воспитателю.

Воспитатель: Зайка говорит, что в лесной школе ему дали задание собрать картинки животных, а он запутался. Давайте поможем ему собрать животных. Соберите каждый свою картинку.

Воспитатель . Дети, внимательно посмотрите на картинку, которую вы собрали и скажите: у кого хищное животное, у кого травоядное, а у кого всеядное.

Дети отвечают: «У меня всеядный медведь», «У меня травоядный заяц», «У меня хищный волк» и т.д.

Логопед . Вот мы и помогли зайке, а теперь вместе с зайчиком давайте послушаем, о чем могут говорить животные в лесу?

4 часть. Диалоги и лексико-грамматические упражнения.

1 диалог. «Белка и медведь»

Белка. Ау, медведь, а что ты ночью делаешь?

Медведь. Я ем. Белка. А когда ты сыт бываешь?

Белка. А днем? Медведь. Да никогда!

Медведь. Тоже ем.

Белка.Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем.

Белка. А когда же ты не ешь?

Медведь. Когда сыт бываю.

2 диалог. «Лисица и еж»

Лиса. Всем ты еж хорош, пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Еж. А что, лиса, я с колючками некрасивый?

Лиса. Да не то, что некрасивый…

Еж. Я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то, чтобы неуклюжий…

Еж. Ну какой я с колючками?

Лиса. Да ты с ними несъедобный!

Логопед . А теперь давайте поиграем.

Игра с мячом в кругу « Придумай слово» (сложные прилагательные)

У лисы длинный хвост - она длиннохвостая

У зайца длинные уши - он длинноухий

У белки тонкие лапы - она тонколапая

У зайца короткий хвост - он короткохвостый

У волка острые зубы - он острозубый

У медведя толстые лапы - он толстолапый.

Воспитатель: А теперь пришла пора попрощаться с нашим зайчиком и с лесом, полным сказок и чудес.

Логопед. Давайте опять сядем на поезд и поедем домой в детский сад.

«На поезде мы едем и станции считаем…

Опушкино - чап-чап

Тропинкино - ших-ших

Дорожкино - топ-топ

Вот садик наш - хлоп-хлоп»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по развитию речи с элементами математики.

«Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес».

Шлыкова Елена Павловна учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи, грамматическому строю, звукопроизношению, математике по теме: «Дикие животные»

Коррекционно - образовательные: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, питании. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и сложных прилагательных, согласование числительных с существительными). Закрепить пространственные отношения " справа" - " слева", прямой и обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи (составление описательных рассказов по картинке-схеме), развитие длительного выдоха, зрительного и слухового внимания, интонационной выразительности речи. Развивать память, логическое мышление, воображение, коммуникативные способности, координацию движений, ловкость.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Вызвать у детей сочувствие к животным, желание прийти им на помощь. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Оборудование : цветные картинки на тему «Дикие животные»,мягкие магниты животных, раздаточный материал по математике, цветная картина «В лесу», мяч, карточки с цифрами, схема-алгоритм по теме «Животные», кукольные игрушки зверей «зайца», «лисы», «волка», «медведя», маски зверей.

1 часть.

Логопед : Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в лес, полный сказок и чудес.

Вы знаете, кто живет в лесу?

Дети. В лесу живут дикие животные.

Логопед: Почему они называются «дикие»?

Логопед : Правильно. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Мы с вами поищем зверей и посмотрим, как они подготовились к зиме. А на чем можно отправиться в лес?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, а мы поедем на поезде.

Двигательное упражнение «На поезде мы едем…»

«На поезде мы едем и станции считаем:

Дорожкино - топ-топ (топают)

Лукошкино - хлоп -хлоп (хлопают)

Тропинкино - ших-ших (скользящие движения руками)

Опушкино - чап-чап (ударяют ладошками по коленям).

Логопед . Вот мы и оказались в лесу, полном сказок и чудес. Здесь деревья, кусты, елки. Давайте послушаем чащу…

Упражнение на выработку длительного выдоха. «Слушай…», «Слушай шорох…», «Слушай шорох чащи…», «Слушай шорох чащи леса…..» (шопотом)

Посмотрите, все звери спрятались от нас, только хвостики торчат. Сейчас мы по хвостикам отгадаем животных. На доске картинка леса и спрятанные животные.

Игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных). Дети по очереди называют: лисий хвост, беличий хвост, медвежий, заячий, волчий, барсучий. Дети прикладывают найденные хвосты к изображениям зверей и проговаривают предложения. (У лисы - лисий хвост. У волка волчий - хвост.)

Выставляются картинки животных. На доске схема /алгоритм / рассказа о животном.

Логопед. Давайте расскажем о животных по этой картинке-подсказке. Сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее, где живет. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех и строение. Далее вспомните, как называются его детеныши, чем питается. И что делает зимой. (логопед обращает внимание детей на алгоритм построения рассказа)

Логопед переворачивает картинки и предлагает 1 ребенку выбрать себе животное. Он выбирает, затем надевает на руку игрушку-животное из кукольного театра и от его имени рассказывает о нем, передавая интонацией голос животного.

1 ребенок . Я медведь, дикое животное. Я живу в лесу, в берлоге. Я большой, коричневый. У меня густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Детеныши - медвежата. Я люблю есть мед, малину, корешки, разоряет муравейники. Зимой сплю в берлоге.

Рассказы аналогично составляют еще два ребенка

2 часть.

Речь с движениями «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает - шагают на носках

По снегу петляет зайка, вправо - скок, влево - скок - прыгают на двух ногах

Вправо - влево

Ты его лиса поймай-ка, убежит он со всех ног - «грозят», бегут по кругу

По сугробам мчится волк, серый волк, зубами щелк - бегут широким шагом

Вперевалку ходит мишка, косолапый наш топтыжка - идут «вперевалку»

Белка скачет, белка скачет, - «скачут»

Словно серый мягкий мячик

3 часть. Формирование элементарных математических представлений

Воспитатель . Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Только он грустный. Зайчик не хочет с нами прыгать, он сидит и грустит.

Зайка, что случилось?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что в лесу осталось очень мало еды для животных и они очень проголодались, а долгая зима еще впереди. Поможем лесным жителям? Но, как же это сделать?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что нам нужно из волшебных пенечков выложить тропинку и, пройдя по ней, мы окажемся в лесной сторожке у лесника. Там мы возьмем угощение для зверей.

Ребята выкладывают тропинку и проходят по ней, считают до 5.

Воспитатель . Вот мы и в сторожке. Посмотрите, здесь корзинка с едой.

Дети берут корзинку и возвращаются по тропинке в лес, на полянку, считая в обратном порядке (5,4,3,2,1)

Воспитатель: Вот наша «полянка». (воспитатель показывает на столики). Ставит посередине на маленький столик корзинку с угощениями. Дети сначала нужно правильно выбрать животное.

На доске картинка леса и каждое животное спрятано. Например, картинка с белкой на ветке, с волком за кустом, заяц между елкой и пеньком и т.д. (отработка предлогов)

Воспитатель по очереди дает задание.

Воспитатель . Оля возьми животное, которое сидит под кустом. Юра, возьми животное, которое спряталось между двумя деревьями. Тимур возьми животное, которое сидит на ветке. Аделя возьми животное, которое справа от пенька. Ксюша, возьми животное, которое спряталось около куста. И т.д.

Пальчиковая гимнастика «Угощенье для зверей»

Раз - ладошка, два - ладошка,(показываем 1 и 2 ладошку)

Поиграем мы немножко. (шевелят пальцами обеих рук)

Принесите поскорей (указательный и средний пальцы

Угощение для зверей: правой руки ходят по ладошке другой.)

Морковку - зайчишке, (загибают по очереди пальцы на

Белочке - шишку, обеих руках одновременно,

Хитрой лисичке - рыбы мешок, начиная с большого.)

Ежику - яблоко,

Мишке - медок…

Вот и закончился этот стишок. (3 хлопка в ладоши.)

Игра «Кому что дадим? » (согласование существительных с числительными). Дети берут из корзинки каждый свое угощение и раскладывают на столе перед изображением животного.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы будем угощать животных. Будьте внимательны. Какая цифра у вас на конверте, столько угощений вы и возьмете. Оля сколько угощений ты дашь медведю?

Ребенок: Медведю я дам 3 бочки меда.

Воспитатель: Толя, а сколько угощений ты дашь белке7

Ребенок: Белке я дам 5 орехов.

Воспитатель: А теперь положите ваши угощения в конвертики и мы отдадим их зайчику.

Зайчик благодарит детей.

Динамическая пауза под музыку.

Воспитатель. Ребята, зайчик опять что-то мне говорит.

Зайка шепчет на ушко воспитателю.

Воспитатель: Зайка говорит, что в лесной школе ему дали задание собрать картинки животных, а он запутался. Давайте поможем ему собрать животных. Соберите каждый свою картинку.

Воспитатель . Дети, внимательно посмотрите на картинку, которую вы собрали и скажите: у кого хищное животное, у кого травоядное, а у кого всеядное.

Дети отвечают: «У меня всеядный медведь», «У меня травоядный заяц», «У меня хищный волк» и т.д.

Логопед . Вот мы и помогли зайке, а теперь вместе с зайчиком давайте послушаем, о чем могут говорить животные в лесу?

4 часть. Диалоги и лексико-грамматические упражнения.

1 диалог. «Белка и медведь»

Белка. Ау, медведь, а что ты ночью делаешь?

Медведь. Я ем. Белка. А когда ты сыт бываешь?

Белка. А днем? Медведь. Да никогда!

Медведь. Тоже ем.

Белка.Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем.

Белка. А когда же ты не ешь?

Медведь. Когда сыт бываю.

2 диалог. «Лисица и еж»

Лиса. Всем ты еж хорош, пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Еж. А что, лиса, я с колючками некрасивый?

Лиса. Да не то, что некрасивый…

Еж. Я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то, чтобы неуклюжий…

Еж. Ну какой я с колючками?

Лиса. Да ты с ними несъедобный!

Логопед . А теперь давайте поиграем.

Игра с мячом в кругу « Придумай слово» (сложные прилагательные)

У лисы длинный хвост - она длиннохвостая

У зайца длинные уши - он длинноухий

У белки тонкие лапы - она тонколапая

У зайца короткий хвост - он короткохвостый

У волка острые зубы - он острозубый

У медведя толстые лапы - он толстолапый.

Воспитатель: А теперь пришла пора попрощаться с нашим зайчиком и с лесом, полным сказок и чудес.

Логопед. Давайте опять сядем на поезд и поедем домой в детский сад.

«На поезде мы едем и станции считаем…

Опушкино - чап-чап

Тропинкино - ших-ших

Дорожкино - топ-топ

Вот садик наш - хлоп-хлоп»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по развитию речи с элементами математики.

«Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес».

Шлыкова Елена Павловна учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи, грамматическому строю, звукопроизношению, математике


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди