22.02.2019

Конструирование из бумаги в средней группе доу. Конспект НОД с участием родителей в средней группе. Конструированию из бумаги «Босоножки». Особенности проведения открытого занятия по конструированию


для дошкольников 5-7 лет «В гостях у Маши и Дуняши»

Роли Маши и Дуняши исполняют взрослые. Маша — веселая, трудолюбивая сестрица, Дуняша — ленивая и ворчливая.

Под музыку дети парами заходят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом у центральной стены.

Ведущая . Дорогие дети, уважаемые гости! Разрешите начать наш осенний бал. Сегодня мы прощаемся с золотой красавицей осенью.

1-й ребенок.

Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2-й ребенок.

Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском, созревшим в поле,

Пожелтевшею травой.

3-й ребенок.

Одарила гостья-осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

4-й ребенок.

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи,

Осень, это праздник твой!

М. Дорофеева

Дети исполняют песню на мотив «Круто ты попал на ТВ».

1. Собрались мы в этом зале,

Чтобы петь и танцевать,

Мы друзей своих позвали,

Чтобы нам не заскучать.

Этой песней открываем

Наш осенний, яркий бал.

И все скажем для начала:

«Очень круто ты попал!»

Припев:

Круто ты попал к нам на бал!

И друзей своих приводи!

Круто ты попал к нам на бал,

Это класс!

Начинаем праздник сейчас!

2. Бродит осень по дорожкам

И заходит к детям в сад,

Сразу листья пожелтели

И летят, летят, летят...

Начинает, начинает

Осень свой прощальный бал.

Мы попали просто в сказку —

Ты попал, и я попал!

Припев.

5-й ребенок.

Бал в разгаре! Песни, смех!

Музыка зовет нас всех

Веселиться, танцевать!

Всем запрещено скучать!

6-й ребенок.

Руку смело дали другу,

Встали парами по кругу.

Мы танцуем очень ловко

Наш любимый танец «Польку»!

Дети исполняют танец «Веселая полька», музыка и движения по выбору музыкального руководителя. После танца дети садятся на места.

Ведущая.

Нас в гости пригласили

Дружные сестрицы.

Они веселых танцев

И песен мастерицы.

Мы тихонько посидим,

Что же будет, поглядим.

Под русскую народную мелодию «Я на горку шла» в музыкальный зал, пританцовывая, заходит Маша. За ней медленно бредет сонная Дуняша. Она несет большую цветастую подушку, устраивается на скамеечке спать.

Маша (поет).

Я на горку шла, тяжело несла,

Дуняша (лежа на скамеечке).

Знамо дело, уморилась, уморилася!

Маша.

Пироги пекла да избу мела.

Уморилась, уморилась, уморилася!

Дуняша (садится на скамеечке).

Ну, конечно, уморилась, уморилася!

Я всю ночь спала, и полдня спала.

Тоже очень уморилась, уморилася.

Ох, как сильно уморилась, уморилася!

Поправляет подушку и опять ложится.

Маша.

Дуня, Дуняша, вставай поскорей!

Смотри, сколько пришло к нам гостей!

Дуняша.

Не мешайте, не будите,

Лучше по домам идите...

Вовсе не хочу вставать,

Не мешайте Дуне спать!

Маша . Дуня, уж солнышко светит давно.

Дуняша. Подумаешь, светит. Мне все равно.

Маша.

Слушай, Дуня, хватит спать!

Пора гостей нам принимать!

Дуняша (медленно встает, читает стихотворение нараспев, с закрытыми глазами).

Вставать по утрам неохота и лень.

Спала б я все утро, спала б я весь день.

Спала б я весь вечер, спала бы всю ночь,

А встану — опять завалиться не прочь.

Опять укладывается.

Маша.

Это, Дуня, просто лень!

Это ж надо — спать весь день!

Хватит спать, давай поднимайся

И за работу скорей принимайся!

Дуняша. Разве ты не слышала? Уморилась я, сил никаких нет, а ты на работу зовешь!

Маша . Что же нам, Дуняша, с тобой делать? Ребята в гости пришли, а ты то спишь, то ворчишь! Но, кажется, я придумала, как можно тебя разбудить! Сейчас мы с ребятами споем веселую песенку. Дуняша тоже очень петь любит. Точно знаю, весь сон ее как рукой снимет!

Дети исполняют веселую песню по выбору музыкального руководителя.

Дуняша (ворочается, потягивается, зевает). Эх! Хороша песня! Сплясать бы, да больно кушать хочется! Машка, а Машка, ты же вроде пироги собиралась печь? Давай тащи свои пироги! Сейчас мы с ребятками угостимся как следует!

Маша . Поработай сначала, а потом уж и пироги спрашивай! Бери-ка метлу, пойдем двор мести. Гляди-ка, сколько листьев осенних нападало! (Подает Дуняше метлу.)

Маша (поет).

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

Кружатся, плавно летят.

Дуняша . Такие листочки красивые, неохота даже и убирать, пусть еще полетают! (Отмахивается, продолжает сидеть на месте.)

Девочки исполняют «Танец осенних листочков».

Музыка и движения по выбору музыкального руководителя.

Дуняша. На-до-е-ло! Летят и летят эти противные листья, конца-краю им не видать! Ух, и гадкая же эта осень! Нет от нее никакой радости, и пользы никакой, кроме вреда!

Маша . Что ты говоришь, Дуняша! Как это, нет никакой радости, никакой пользы?! Ты только посмотри, какая красота вокруг! А фрукты, овощи, грибы? Запасы на зиму?

Дуняша . Запасы, запасы. Какие такие запасы? Современные дети вообще не знают, зачем нужны эти овощи-фрукты.

Маша . Все они прекрасно знают. Знают и то, что овощи и фрукты — полезные продукты.

Дуняша . А это мы сейчас проверим! Я сейчас загадки буду загадывать. Уверена — никто не отгадает!

Дуняша загадывает детям загадки.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад. Ну, конечно... (виноград).

Это кто такой зеленый,

Вкусный, свежий и соленый?

Очень крепкий молодец,

Кто же это? (Огурец)

Сама пламенная,

А сердце — каменное. (Вишня)

Красный, сочный,

Вкусный, прочный.

Он растет, не тужит,

С огурцами дружит. (Помидор)

В огороде нашем жил

И со всеми он дружил,

Хвост — зелененький крючок.

Знаем, это... (кабачок).

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый — все довольны.

Так приятен он на вкус!

Как зовут его? (Арбуз)

Н. Майданик

Весною повисло,

Все лето кисло.

А сладкое стало,

На землю упало. (Яблоко)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелененькие пятки. (Морковь)

Сладкая, душистая,

Выросла в саду тенистом.

Состоит из долек малых,

Очень вкусных, сочных, алых. (Малина)

Белобока, круглолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее... (капуста).

Дуняша. Ну вот, я так и знала — все вперемешку. А вот где овощ, где фрукт, знает хоть кто-нибудь?

Маша. Конечно, все ребятки знают! Сейчас мы тебе это докажем.

Проводится игра «Овощи — фрукты».

Из общей кучи надо отобрать в разные корзинки муляжи овощей и фруктов, называя их.

Маша . Видишь, Дуняша, как хорошо ребятки в овощах разбираются!

Дуняша. Тоже мне! Разве это трудно? На овощи посмотрели и сказали, как они называются. Любой дурак может. А вот не глядя попробуйте! На ощупь, можно сказать. Спорим, никто не сможет?

Маша. А вот и смогут! Правда, ребята?

Дуняша. Сейчас лично проверю! Итак! Смертельный номер! Слабонервных родителей просим удалиться из зала! Экстремальное шоу «Кот в мешке»!

Проводится игра «Определи овощи и фрукты на ощупь».

В небольшом мешке сложены муляжи овощей и фруктов. Желающие дети по очереди выходят, опускают руку в мешок и, не заглядывая туда, стараются определить, что именно оказалось у них в руках. В подтверждение правильности ответа предмет достается и показывается всем. Маша хвалит ребятишек за правильные ответы.

Маша . А знаешь, Дуняша, какие красивые стихи ребята знают об осени?! Дуняша. Не знаю, и знать не хочу.

Маша. Нет, ты все же садись и слушай.

Дети читают стихи.

Я сидел сегодня дотемна

Около открытого окна.

Вдруг на подоконнике прилег

Золотистый маленький листок.

За окошком сыро и темно,

Вот он и влетел в мое окно.

Он дрожит. И видно, оттого

Шевелится хвостик у него.

В. Орлов

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Рыжий листик подружился с ветерком,

Все кружится и играет под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала,

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня!

О. Чусовитина

Маша. А теперь, Дуняша, послушай, как ласково дети поют об осени песни!

Дети исполняют песню «Осень пришла», слова и музыка С. Юдиной.

Дуняша . Ну, все! Хватит! Стихи послушали, песни попели. Теперь плясать давай!

Маша . Погоди плясать, я еще с делами не управилась. Сейчас на кухню сбегаю, проверю, как там тесто. А ты тут ребят пока развлеки чем-нибудь. А вот когда вернусь, тогда и плясать будем!

Дуняша . Ладно. Я им сейчас прочту лекцию о пользе овощей и фруктов в детском питании. Я ведь отлично в этом деле разбираюсь! Итак, слушайте внимательно! Берем для начала свеклу столовую. Что такое свекла? Свекла — это самая незаменимая вещь в детском питании, а главное — в косметике! Раз! И вам обеспечен долговременный, здоровый румянец на щечках! (Трет щеки кусочками свеклы.)

Или вот, к примеру, морковь. Это же кладезь витамина альфа-бета-гамма-каротина! У зайцев, знаете, какие зубы крепкие? А почему? А все потому, что зайцы регулярно питаются морковкой. Если, конечно, их сторож не поймает.

А вот зелененький огурчик! Масочка для лица из него весьма пользительная получается. Глядите, учитесь, пока я жива, как масочку из огурчика для лица делать. Очень помогает от морщин. Особенно тем, у кого их нет!

А вот про картошечку отдельный разговор. Картошечка... А где картошка? Машка! Где картошка? Беги скорее в погреб за картошкой, а то у меня лекция срывается!

Маша (заглядывает в музыкальный зал, руки в муке). Сходи, Дуняша, сама. У меня тесто подошло, я пирожками занялась.

Дуняша . Вот вечно так: все мне приходится самой делать! Где же там эта картошка? А вот она! (Берет мешок с картошкой, картошка просыпается через дырку в мешке.) Машка! Машка! Откуда дырка в мешке?

Маша (заглядывает в зал). Не знаю, Дуняша, может, мышки прогрызли... Попроси ребят, они помогут тебе картошку собрать.

Проводится игра «Собери картошку ложкой».

Дуняша . Ох, плясать охота! Машка еще со своими пирогами застряла на кухне. Да ну ее! Пусть ковыряется!

Выходи, честной народ,

Сейчас Дуня в пляс пойдет!

Будем праздник отмечать,

Будем весело плясать,

Чтоб ребята захотели

В гости к нам прийти опять.

Дети исполняют общий танец по выбору музыкального руководителя.

Дуняша . Ох, уморилась, не могу! Машка, а Машка! Ну, скоро ты там со своими пирогами? Тащи их сюда скорее! Мы давно готовы к приему пищи!

Маша . Погоди, Дуняша, еще чуть-чуть. Пусть подрумянятся, как следует.

Ведущая. Посиди, Дуняша, отдохни да песню нашу послушай. А название песни ты узнаешь, отгадав нашу загадку.

Люди ждут его, дожидаются,

А когда он придет, укрываются.

Дуняша. Сосед за спичками зашел? Нет, соседа вряд ли стали бы дожидаться. Может, почтальон пенсию принес? А зачем тогда от него прятаться? А! Поняла! Это же про дождик!

Дети исполняют песню

«Дождик обиделся», слова М. Пляцковского, музыка Д. Львова-Компанейца. Затем дети по очереди читают стихи.

Дети.

Дождь прошел, повсюду лужи,

Где пошире, где поуже.

Через лужу прыгнул — раз!

В лужу — шлеп! И весь рассказ!

В луже солнышко помылось,

Сразу все преобразилось.

Искупалась в луже я —

Испугалась вся семья!

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Динь-динь-дон, по лужам.

Без плащей идем и шляп:

Мы с тобою дружим.

Кап-кап-кап, динь-динь-дон,

Все танцуют под дождем,

Динь-динь-дон, кап-кап-кап,

Без плащей, зонтов и шляп.

А. Богдарин

Девочки исполняют «Танец дождя» с синими лентами.

Дуняша. Спасибо вам, ребята! Казалась мне осень скучной и неприветливой. А теперь поняла я, сколько красоты и радости в ней для тех, кто любит трудиться!

Входит Маша с пирогами.

Маша. Спасибо вам, ребята, за песни звонкие да танцы веселые, за стихи красивые да костюмы чудесные.

Дуняша . Ой, Машка, вот и ты со своими пирогами! Подгорели, небось?

Маша . Ничего и не подгорели. Вот они — румяные, душистые, сдобные!

На них корочка пшеничная,

А начинка в них — яичная.

А вот тут — вкусные

Пироги капустные.

Кто пирог с повидлом любит?

С мармеладом? Курагой?

Подходите, угощайтесь!

Пироги на вкус любой!

Дуняша и Маша уходят.

Всех ребяток сейчас и гостей угостим! Угощайтесь на здоровье да хвалите осень-кормилицу. А нам, Дуняша, пора. Работы в огороде еще много. Не зря в народе говорится: «Осень — запасиха, зима — подбериха». До свидания!

Ведущая.

Всему в природе свой черед,

За осенью зима придет.

Хоть и жалко расставаться,

Но с осенью пора прощаться.

НОД конструирование из бумаги «Стаканчик»

Цель : Формирование умение делать поделку техникой оригами.

Задачи :

1. Упражнять в умении аккуратно сгибать бумагу, проглаживать сгибы.

2. Закреплять знания о посуде.

3. Развивать память, внимание, общую и мелкую моторику.

4. Активизировать словарь по лексической теме «Посуда»

5. Упражнять в употреблении предлогов.

6. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Ход НОД :

Воспитатель : Ребята, давайте мы поздороваемся, а значит, пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.

Ну-ка дети, встаньте в круг! Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

II. Основная часть.

Воспитатель : Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сегодня я приготовила для вас загадку.

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет.

Кто бабулю назовет?

Дети : Я думаю, это бабушка Федора.

ВИДЕО отрывок №1 «Федора вздыхает»

- Что случилось у бабушки Федоры?

Дети : От бабушки Федоры убежала посуда.

Назовите посуду, которая убежала от Федоры?

Дети : От бабушки Федоры убежал самовар (блюдца, ложки, стаканы и т.д.)

Как вы думаете, почему посуда убежала от бабушки Федоры?

Дети : Посуда убежала, потому что Федора ее не мыла (била и т.д.)

Правильно, бабушка Федора не следила за своей посудой, вот она и убежала. Давайте, научим Федору ухаживать за посудой.

Пальчиковая гимнастика «Помощники» Т. Петухова

Один, два, три, четыре! Хлопаем в ладоши

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку. Загибают пальчики, по одному

И большую поварёшку!

Мы посуду мыли, сухо вытирали. Одна ладонь скользит по другой.

А потом на полки расставляли. Ребром правой ладони стучим по левой ладони

СЛАЙД

Посмотрите внимательно, и скажите где стоит самовар?

Дети : Самовар стоит на столе.

Где находится тарелка?

Дети : Тарелка за деревом.

- Где стоит кастрюля?

Дети : Кастрюля стоит под ёлкой.

Чудо случилось с ней, стала Федора добрей. Порядок в доме навела. Посуда ее пожалела и вернулась.

Физкультминутка Н.Нищева

Вот большой стеклянный чайник, надули животик одна рука на поясе

Очень важный он начальник. другая изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки присели одна рука на поясе

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, кружатся, рисуя руками круг

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос вытянули руки перед собой, соединив подушечки

Он посуду нам принес. пальцев и образуя круг

Но иногда бывают такие ситуации, что необходимой посуды нет под рукой. Когда хочется пить, а чашки нет, что же сделать? (Ответы)

Можно сделать стаканчик из бумаги. Сейчас мы с вами научимся его делать.

СЛАЙД схема складывания из бумаги стаканчика

(Показывает детям квадрат из бумаги)

Как называется эта фигура?

Дети : Это квадрат .

Воспитатель : Превратим квадрат в треугольник. Согнем лист пополам. Какая фигура получилась?

Дети : Треугольник

Правый угол соединяем со стороной треугольника

Затем переворачиваем деталь и снова соединяем угол со стороной треугольника.

Загибаем один верхний угол вниз на себя и прячем в карманчик.

Переворачиваем деталь и прячем другой угол в карман, вниз от себя.

Наши стаканчики готовы. Подарим их Федоре.

Итог занятия

Что мы можем пожелать Федоре?

ВИДЕО отрывок №2 «Ох не буду я посуду обижать»

Что мы сегодня делали на занятии?

Кому подарили стаканчики?

Из какой сказки Федора?

Кто написал?

Как вы думаете у нас все получилось?

Светлана Рижко
Перспективный план «Конструирование» в средней группе

месяц № занятия (неделя), цель, литература

сентябрь

Занятие № 1.

Занятие № 2.

Домики (строительный материал)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 47

Цель: Развивать интерес к конструированию.

Занятие № 3. (режимный моменты)

Заборчики (строительный материал)

Цель: учить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.

Занятие № 4. (режимный моменты)

Гриб (работа с природным материалом)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 132

Цель: учить изготавливать игрушки из природного материала.

октябрь

Занятие № 5.

Листопад (оригами)

Цель: Познакомить детей с техникой оригами. Ориентировать детей на точность выполнения действий. Учить детей с усилием проглаживать место сгиба.

Занятие № 6.

Ворота (строительный материал) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 48

Цель: Учить анализировать постройки; развивать умение комбинировать детали.

Занятие № 7.

Веселые зверушки (работа с бумагой)

Цель: Познакомить с новой техникой работы с бумагой.

Учить изготавливать плоские поделки.

Занятие № 8.

Сарайчики и гаражи (№ 4) (строительный материал) (режимный моменты)

Цель: Учить строить постройки, применяя длинные пластины.

ноябрь

Занятие № 9

Гусеница (оригами) (режимный моменты)

Занятие № 10.

Сарайчики и гаражи (№ 5) (строительный материал)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 49.

Цель: Учить видоизменять образец, данный воспитателем, по определенным условиям.

Занятие № 11 .

Груша с листочком (оригами) (режимный моменты)

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Ориентировать детей на точность выполнения действий. Учить детей с усилием проглаживать место сгиба.

Занятие № 12.

Сарайчики и гаражи (№ 6) (строительный материал)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 50

Цель: развивать умение комбинировать детали.

декабрь

Занятие № 13.

Игрушки из цилиндров (работа с бумагой) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 130

Занятие № 14.

Игрушки из гофрированной бумаги (работа с бумагой).

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 131.

Цель: Учить изготавливать объемные поделки.

Занятие № 15.

Новогодняя открытка (работа с бумагой) (режимный моменты)

Цель: Познакомить со свойствами бумаги; учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживая линию сгиба.

Занятие № 16.

Снегурочка (оригами: коллективная работа – гирлянда)

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 27

Цель: Познакомить детей с техникой изготовления элементарных фигурок. Учить детей понимать азбуку оригами (термины, знаки, линии, принятые в схемах.

январь

Занятие № 17.

Трамвай (№ 7) (строительный материал) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 50.

Цель: Учить преобразовывать постройку по ширине; познакомить с новой деталью – цилиндром.

Занятие № 18

Трамвай (№ 8) (строительный материал) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 51.

Цель: Учить строить и преобразовывать постройки по памяти.

Занятие № 19.

Трамвай (№ 9) (строительный материал)

Цель: Учить строить постройку по индивидуальному замыслу.

Занятие № 20.

Мосты (№ 10) (строительный материал)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 52

Цель: Совершенствовать конструкторские навыки.

февраль

Занятие № 21.

Мосты (№ 11) (строительный материал) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 53.

Цель: Воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания сооружений.

Занятие № 22.

Записная книжка (работа с бумагой)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 54

Цель: Учить вырезать различные элементы из цветной бумаги, складывать лист пополам.

Занятие № 23 .

По собственному замыслу (№ 12) (строительный материал) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 54.

Цель: Закреплять полученные знания и конструкторские навыки.

Занятие № 24.

Письмо Карлсону (оригами)

Цель: Продолжать учить детей понимать азбуку оригами (термины, знаки, линии, принятые в схемах. Познакомить с базовой фигурой «конфетка».

март

Занятие № 25.

Цветы из конфеток (оригами) (режимный моменты)

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18

Цель: Продолжать учить детей складывать цветок из нескольких «конфеток». Ориентировать детей на точность выполнения действий. Закреплять умение детей с усилием проглаживать место сгиба.

Занятие № 26. По собственному замыслу (№ 13) (строительный материал)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 54.

Цель: Учить по собственному замыслу, конструировать различные постройки.

Занятие № 27.

Заборчики (строительный материал) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 115

Цель: Учить замыкать пространство способом приставления, разбирать постройки, сортировать детали, раскладывать их; закреплять представление об основных строительных деталях.

Занятие № 28.

Будка для собаки (работа с бумагой)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 55

Цель: Учить складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем.

апрель

Занятие № 29.

Гаражи, сарайчики, домики (строительный материал)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 116

Цель: Учить делать перекрытия, сочетать в сооружениях детали по цвету.

Занятие № 30.

Ракета 1 (оригами) (режимный моменты)

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 47

Занятие № 31.

Теремки (строительный материал) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 117

Цель: Учить сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытием, оставлять промежутки для дверей и окон, украшать крышу разнообразными деталями.

Занятие № 32.

Вагон из бумаги (работа с бумагой)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 56

Цель: Учить делать вагон из бумаги.

Занятие № 33.

Мебель для детского сада (строительный материал)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 118

Цель: Учить строить различные предметы мебели; закреплять представления о строительных деталях и их свойствах.

Занятие № 34 .

Двухэтажный дом (работа с бумагой) (режимный моменты)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 56.

Цель: Закреплять полученные навыки и умения работы с бумагой; формировать обобщенные представления о домах.

Занятие № 35.

Машины (строительный материал)

Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с», стр. 119.

Цель: Учить конструировать грузовой автомобиль, анализировать образец, преобразовывать постройку.

Занятие № 36.

Рыбка (оригами) (режимный моменты)

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 11

Цель: Продолжать учить детей понимать азбуку оригами (термины, знаки, линии, принятые в схемах. Ориентировать детей на точность выполнения действий. Закреплять умение детей с усилием проглаживать место сгиба.

Литература:

1. Л. В. Куцакова «Конструирование в д\с»

2. С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких»

Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.

Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.

Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.

Материал: Ноутбук, экран, заготовка прямоугольной формы (улей). Презентация. Раздаточный материал по количеству детей: полоски черного и желтого цвета размером 2×15 см., бумага квадратной формы желтого цвета размером 2×2,бумага прямоугольной формы желтого цвета, сложенная пополам 3×6 см., клей, ножницы, салфетки, фломастеры.

Дети проходят в группу.

Воспитатель: Проходите, ребята, присаживайтесь. Все удобно сели? Ребята, а где Вася?

Ответы детей: Вася заболел.

Воспитатель: Как жаль, ребята, что Вася заболел. А как вы думаете, как себя чувствует больной человек?

Ответы детей: У него температура, жар. Ему плохо.

Воспитатель: Вы правы, наверное, ему грустно, одиноко одному. Ребята, хотела вам сегодня сказку рассказать, но сейчас у меня возникла другая идея. А давайте, мы все вместе сделаем Васе подарок. Он обрадуется, у него поднимется настроение и он быстрее поправиться.

Ответы детей: Давайте. Он очень обрадуется.

Воспитатель: А из чего можно сделать подарок?

Ответы детей: Из бумаги, из ткани, из коробок.

Воспитатель: Давайте сделаем из бумаги. А интересно, бумага всегда была?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Нет, ребята, бумага, на которой мы сегодня пишем, рисуем, появилась не сразу. А как все было, я вам сейчас покажу.

Рассказ воспитателя сопровождается презентацией.

В начале, были камень и глина. Глиной писали на камне. Затем появились деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Позже появился папирус. Растение разрезали, складывали друг на друга, смазывали клеем, сушили на солнце и после сворачивали в трубочки. Время шло, люди стали использовать шкуры животных (телят и овец). Материал для письма назывался пергамент. И только потом появилась бумага – самый удобный материал для письма. Как вы думаете, для чего можно использовать бумагу?

Ответы детей: Для рисования, письма. В нее можно заворачивать игрушки, продукты. Делать из бумаги игрушки…

Итог беседы. Педагог подводит итог беседы.

Воспитатель: Мы с вами уже сказали, что из бумаги можно сделать красивые подарки. Посмотрите, пожалуйста, у меня есть вот такая заготовка (улей).

Как вы, думаете, чтобы это могло было быть? На что она похожа?

Ответы детей: На домик для пчел.

Воспитатель: Правильно. А как называется домик для пчел? Кто знает?

Ответы детей: Улей.

Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем пчел из бумаги, посадим их в этот улей. У нас получится замечательный подарок для Васи?

Ответы детей: Давайте!

Воспитатель: А вы умеете делать пчел? Я вас сейчас научу.

Показ образца: Вот такую пчелу каждый из вас будет делать. Давайте ее рассмотрим. Что у нее есть? (туловище, голова, крылья).

Для того чтобы сделать туловище, необходимо изготовить вот такую гармошку. Для этого мы берем две полоски бумаги: черного и желтого цветов. Черная полоска бумаги лежит на столе вот так – горизонтально, а желтая – вертикально. Конец полоски черного цвета намазываем клеем и приклеиваем к нему к нему конец желтой полоски, совмещая при этом углы и стороны. Теперь нижнюю полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. Затем желтую полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. И так по очереди складываем полоски, пока не получится гармошка. Туловище готово.

— Аня, из какой фигуры будем вырезать голову?

Ответы детей: Их желтого квадрата.

Воспитатель: Хорошо. Расскажи ребятам, как это сделать (педагог привлекает детей к объяснению уже знакомых способов вырезания).

Воспитатель: А как крылья будем вырезать? Сколько крыльев должно получиться? Бумагу держим вместе, не разворачивая (вырезание из бумаги, сложенной пополам).

Ответы детей: Склеиваем детали вместе.

Воспитатель: Правильно. Голову приклеиваем к передней части туловища. Крылья где? По краям туловища с двух сторон. Ну что все понятно? У кого возникнут трудности, я обязательно помогу. Я думаю, что вы все прекрасно справитесь.

Физкультурная минутка:

Полетели наши пчелки

Собирать нектар с пыльцой.

Жу-жу, жу-жу.

Над цветами я кружу.

Хоть наша пчелка и мала,

Но велики ее дела.

Немного времени пройдет,

И будет самый сладкий мед.

Перед началом работы необходимо вспомнить правила работы с ножницами.

Дети приступают к выполнению задания. Педагог оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.

Каждый закончивший работу, несет свою пчелку к улею, убирает рабочее место и оказывает помощь другим детям.

Итог: Дети сидят за столами.

Ну что, ребята, вам нравиться наша поделка? Как вы думаете, Васе она понравится?

Да, понравится.

Я думаю, она ему поднимет настроение, и он очень скоро поправится. Сегодня вечером я передам наш подарок Васе. Всем спасибо.

Список использованной литературы:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из фольги: Методическое пособие для ДОУ и начальной школы. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 128с. – (Серия «Вместе с детьми»).

2. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 64с. – (Серия «Библиотека воспитателя»).

3. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).

Видео занятия

Самоанализ педагога

При планировании непосредственно-образовательной деятельности, я определила решение следующих задач:

Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.

Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.

Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.

Но главная моя цель — создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки. Сам сюжет занятия завязан на оказании помощи больному товарищу, что стало хорошей мотивацией к предстоящей деятельности. При подаче познавательного материала о бумаге, использовала презентацию. Думаю, что это был более эффективный метод, чем, допустим традиционная беседа с рассматриванием иллюстраций. Дети с интересом смотрели презентацию, и, что меня порадовало, без всякой предварительной работы ответили на все вопросы. Если взять во внимание, что это дети с ЗПР, тем отраднее. Значит, материал был воспринят и понятен.

При изготовлении пчелки я использовала схему — подсказку, гармошки из бумаги — частичный показ, т. к. здесь цель была закрепить ранее полученные знания. Как вырезать круг из квадратного листа бумаги, а также технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, рассказали сами дети. Эти способы вырезывания из бумаги им хорошо знакомы и моя цель была их закрепить.

Физминутка способствовала не только смене статического движения, но и доставила детям радость.

В ходе самостоятельной деятельности детей, я старалась создать ситуацию успеха тем детям, которые испытывали трудности. Ненавязчиво направляла, помогала, ведь главное – чтобы каждый сделал свою пчелку.

Дети хорошо справились с поставленной задачей. Каждый самостоятельно сделал свою поделку, и в общем получилась общая коллективная работа. Желание помочь больному другу, чувство сопереживания объединило ребят в общем порыве. При рассматривании общей композиции, дети эмоционально реагировали на поделку, каждый хотел рассказать о своей пчелке. Один ребенок не справился с заданием и приклеил своей пчелке квадратную голову. Этот мальчик изначально не желал участвовать в нашей общей деятельности. Причина в личном непринятии болеющего ребенка и в открытом конфликте между ними. Это открытая провокация, протест и желание привлечь к себе внимание, а ни незнание приемов вырезывания. Общими усилиями мы выяснили, что в природе не встречаются такие пчелы. И голова у нее все-таки должна быть круглой. Из ответов детей я выяснила, что занятие ребятам понравилось, предлагаемый материал усвоен.

Конструирование из бумаги - полезный, увлекательный и познавательный вид детской деятельности. Это наиболее популярная разновидность конструирования, которая открывает безграничный простор фантазии малышей. На занятиях в средней группе ДОУ воспитанники в ходе работы с ножницами, клеем и разного рода материалами создают оригинальные, яркие поделки. Подобная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира, развитием мелкой моторики, речи и логики, воспитывает в детях терпение, усидчивость, стремление добиваться поставленной цели, организованность и аккуратность, а также чувство взаимопомощи и умение видеть прекрасное вокруг себя.

Особенности занятий по конструированию из бумаги в средней группе

Бумага - самый простой материал для детского творчества. Работать с ней способны даже дети ясельного возраста, а воспитанники средней группы способны уже творить свои первые шедевры. Дети четырёхлетнего возраста с удовольствием берутся за конструирование, поскольку результат, то есть готовую поделку, они видят сразу по окончании работы и гордятся им, а также возможностью порадовать трудом своих маленьких рук близких и друзей. Да и родители обожают и долго хранят поделки малышей, будь то зайчик из картона или гриб-мухомор из одноразовой тарелки.

Ребёнок будет счастлив порадовать родных собственноручно изготовленной поделкой

Задача воспитателя в дошкольном учреждении - вооружить малышей знаниями, умениями и навыками в работе с бумагой и схожими материалами, дать толчок детской фантазии, стимулировать желание ребёнка заниматься конструированием из бумаги и дома, с родителями и друзьями.

Виды конструирования из бумаги

Конструирование из бумаги в детском саду представлено в следующих разновидностях: плоскостные поделки, когда бумажная заготовка приклеивается к основе, а её отдельные части могут выступать над поверхностью, и объёмные изделия, к которым относятся работы в технике оригами и конструирование из полосок.

Оригами - это складывание из бумаги фигурок без клея и ножниц. Бумага в данном случае - единственный рабочий инструмент. Эта техника развивает мелкую моторику, конструктивное мышление, фантазию. При создании поделки каждое действие имеет свой порядковый номер и строго следует одно за другим. Воспитателю после демонстрации следует предложить дошкольникам распечатку схемы выполнения поделки.

Этот добрый Дедушка Мороз - пример плоскостной аппликации

Конструирование из бумаги входит в обязательную программу обучения в дошкольных заведениях, занятия проводятся один раз в месяц, чередуя плоскостное и объёмное конструирование для наиболее полного и всестороннего развития детей и формирования у них устойчивых навыков.

Таблица: картотека тем НОД в средней группе детского сада

Месяц Тема занятия Образовательные задачи
Сентябрь «Вагоны» (по образцу) Освоить способ - складывание квадрата пополам, добиваясь совпадения сторон и углов, развивать глазомер.
Октябрь «Зайчик» (по образцу) Учить замыкать полоску бумаги в кольцо, склеивать края, создавать изделие из двух колец разного размера.
Ноябрь «Фонарики» (по показу) Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между собой, действовать по показу воспитателя слаженно, чётко соединяя половинки кругов (объёмная).
Декабрь «Ёлочка» (по образцу) Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков (ёлочные игрушки, составлении изображения из частей на плоскости.
Январь «Будка для собаки» Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем.
Февраль «Открытка для папы» Закреплять умения складывать прямоугольный лист пополам.
Март «Цветок» (по образцу) Учить самостоятельно выполнять готовую работу по образцу, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца (оригами).
Апрель «Корзиночка» (по образцу) Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их (объёмная).
Май «Вертушка» Учим делать игрушки для игры с ветром, самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки, соединять в центре.

Как мы можем видеть, основные задачи традиционного конструирования из бумаги в этом возрасте: научить ребёнка складывать квадратный и прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая края, разглаживать линию сгиба и делать надрезы в указанных заранее местах. Одновременно с выработкой новых навыков, которыми дети не владели в младшей группе ДОУ, продолжается закрепление уже известных: аккуратное владение ножницами и клеем, использование свойств бумаги (её податливость к скручиванию, сминанию, разрыванию), умение работать коллективно и в парах.

Приведённый выше план содержит примерные темы занятий, педагог вправе изменять их, ориентируясь на темы другой образовательной деятельности (по развитию речи, ознакомлению с природой, окружающим миром и т. д.

Вагоны из сложенных пополам квадратов бумаги можно объединить в весёлый поезд

Аналогично вагонам изготавливаются автобус, домик, будка, кузов грузовой машины (готовая кабина приклеивается после). Конструирование зайчика из полос можно заменить изготовлением собачки, цыплёнка и так далее. Вместо цветка в технике оригами дети могут сделать ёлочку, а вместо ёлки с игрушками (бумажными шариками) - яблоньку с яблоками, естественно, сместив занятие по времени проведения.

Работы в технике оригами на занятии должны быть просты настолько, чтобы их смогли выполнить за отведённое время все дети. Более сложные конструкции следует вынести на занятия кружка с детьми. которым этот вид конструирования особенно полюбился и легко удаётся. Главное на занятии - создать ситуацию успеха для всех при разумной доле помощи со стороны педагога.

Ещё одна разновидность объёмных бумажных поделок - конструирование из полосок. Здесь также для работы детям понадобятся ножницы и клей. Таким способом можно смастерить самых различных животных, а также другие объекты (снеговик, фонарик, домик, колодец и пр.) Для формирования частей тела зверька воспитатель заранее подготавливает полоски разной длины и ширины.

Из бумажных полосок можно создать множго чудесных поделок

Оптимальный размер поделок и заготовок для них

Бумажные поделки не должны быть слишком большого размера. Например, если дети занимаются конструированием на плоскости, то педагог предлагает им в качестве основы листы бумаги формата А5. Размер готового изделия в таком случае будет около 8–10 на 10–15 сантиметров в зависимости от способа складывания поделки.

Если речь идёт о работах в технике оригами, например, самолётике или кораблике, то используются листы бумаги формата А4.

Работы из полосок должны быть не очень крупными - не больше ладони взрослого человека. Длина полосок - от 15 до 25 см, ширина в пределах 1–2 см. Крупные поделки для детского дизайна группы (цветы, снежинки) изготавливаются из полос в зависимости от ожидаемого размера готового изделия. В этом случае следует использовать гибкий картон, а для лучшего склеивания места, на которые будет наноситься клей, заранее слегка взъерошить ножницами.

Если поделки предназначены для коллективного объёмного панно или коллажа с целью украсить групповую комнату, их размер может быть несколько больше.

Панно с элементами оригами «Наш любимый детский сад» украсит групповую комнату или вестибюль дошкольного учреждения

Материалы для конструирования

В традиционном конструировании используют обычную цветную или двухстороннюю бумагу, подбирая расцветки соответственно теме. Сейчас в продаже появились наборы бумаги необычных расцветок под дерево, камень, ситец, с принтом и так далее). Изделия из неё выходят особенно красивыми и привлекательными.

Бумага с принтом оживит и разнообразит поделки

В технике оригами используется, как правило, однотонная бумага ярких цветов. Цвет материала зависит от того, какой объект предстоит изображать: так, лису и белку складывают из оранжевой бумаги, снежинку или зайца - из голубой, лягушку - из зелёной.

Что касается качества сырья, то лучше использовать глянцевую или матовую промасленную бумагу - после сгибания на ней не будут образовываться трещины. Материал должен быть чистым, не мятым, иногда уместно использовать и газетную, журнальную бумагу, однако она не должна разрываться при сгибании. Если ребятам предстоит мастерить для игр или инсценировок, то понадобится уже более плотная бумага: обёрточная или обои.

Игрушки для игр с водой (лодочка, пароходик, катер) хорошо складывать из пергамента, вощёной бумаги или фольги, чтобы поделки не деформировались при игре.

Планируя конструирование из полосок, педагог должен иметь в виду: для подобных поделок нельзя использовать тонкую бумагу, которая легко мнётся. Слишком плотный картон тоже неуместен, поскольку полоски будут плохо склеиваться. Оптимальный вариант - бумага, которая держит форму и при этом без проблем склеивается. Например, плотная цветная бумага для ксерокса.

Весёлое солнышко из бумажных полосок встретит малышей поутру в раздевалке группы

Чтобы поделки из полосок были более качественными, воспитатель может оказывать детям помощь - дополнительно фиксировать места склейки степлером, но так, чтобы это не было очень заметно.

Конструирование из бумаги сродни работе с так называемым бросовым материалом бумажного происхождения. Это втулки, которые остаются от туалетной бумаги, одноразовые тарелки и стаканчики из спрессованной бумаги, остатки упаковочной тары (гофрокартона), пакеты из-под напитков.

Фантазия увлечённого педагога может превратить втулки в забавных кроликов - останется только оклеить их цветной бумагой и прикрепить носик, уши, глаза и лапки. Такая поделка, кстати, будет приносить пользу - туда можно складывать карандаши или фломастеры.

Поделку, основа которой - втулка от туалетной бумаги, можно использовать в качестве подставки под карандаши

Для конструирования в средней группе можно использовать и пустые спичечные коробки - особенно они пригодятся для создания кукольной мебели. Или же для подарка любимой бабушке,которая будет хранить в нём мелочи для рукоделия.

Комод из спичечных коробок станет отличным местом для хранения пуговиц и прочих полезных мелочей

Приспособить для работы можно и бумажные коробки из-под молока или сока - например, смастерить робота, дополнив его соответствующими деталями. Дополнив композицию автомобилями и автобусами из сложенных пополам квадратов, дети создадут целый город.

Пустая коробка из-под сока легко может превратиться в многоэтажный дом

Что касается деталей для украшения и отделки бумажных поделок, то в средней группе их заранее заготавливает воспитатель. Но дошкольники этого возраста вполне могут разрезать бумагу на полоски согласно пунктирным линиям, которые намечает педагог.

Использование дополнительных техник при создании композиций

Чтобы бумажная композиция была более яркой и реалистичной, на занятии конструированием приветствуется сочетание различных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Это особенно актуально при создании таких поделок, как цветок, бабочка, сказочная птица, рыбка, так как даёт возможность передать все многообразие их окраски, используя богатую цветовую палитру.

Поделка на плоскости «Цветик-семицветик» собрала в себе самые яркие краски

Если ребята создают животное из бумажных полосок, то ему можно нарисовать глазки, носик и рот. Передавая эмоции персонажа, дети развивают собственную эмоциональную сферу и эмпатию. Интересное решение - сделать эти же детали из пластилина или аппликацией.

Индивидуальный подход на занятиях конструированием

В средней группе на уже можно давать дошкольникам индивидуальные задания. Ребятам, которые быстро сложили из бумаги самолётик или кораблик, можно предложить украсить его цветными карандашами или фломастерами. Если речь идёт о конструировании зверька (например, зайчика), то быстро справившийся ребёнок может дополнительно украсить его ушки бантиками или дополнительно изготовить подставку. Дополнительные задания для быстро успевающих детей даются только в ходе занятия, а не в его начале, чтобы не подчёркивать разницу в навыках дошкольников.

Изготовив автомобиль, ребята могут украсить его аппликацией и нарисовать пассажиров

Занятия оригами требуют тщательного контроля и своевременной помощи воспитателя, поскольку от чёткого совмещения углов и ровной линии сгиба зависит не только внешний вид, но и форма изделия. Оригами, сделанное неправильно и второпях, может просто «не сложиться». Малыш не увидит готовый результат и рискует утратить интерес к этому чудесному искусству.

Аккуратному складыванию оригами следует уделить особое внимание

Поэтому индивидуальный подход на занятиях оригами необходим. Эта работа кропотлива и требует от педагога много внимания и терпения. Но если у малыша будет получаться этот вид конструирования, своё увлечение оригами он перенесёт и в самостоятельную деятельность в детском саду и дома.

Длительность и структура занятия

Занятие по конструированию в средней группе около двадцати минут и включает в себя такие этапы:

  1. Организационный момент - 1–2 минуты.
  2. Вступительная беседа (мотивирующее начало) - 3–5 минут.
  3. Показ воспитателем приёмов работы - 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа детей - 6–8 минут.
  5. Коллективное рассматривание и анализ работ - 2 минуты.
  6. Итоговая беседа - 1 минута.

Варианты мотивирующего начала занятия

Как и занятия по изобразительному творчеству, работа по конструированию в детском саду обязательно должна начинаться с мотивирующего момента. У ребёнка непременно должен быть стимул к продуктивной деятельности, он должен знать для себя, зачем он делает ту или иную поделку. Воспитатель должен так организовать каждое занятие, чтобы оно стало для малыша своего рода путешествием в волшебный мир. Разыгрывается мини-спектакль, в котором дети принимают участие, беседуя с педагогом и каким-либо персонажем.

Например, при конструировании лягушки к детям приходит грустный лягушонок Квакша, который считает себя никому не нужным на земле. Задача воспитателя - рассказать детям о пользе земноводных, которые уничтожают комаров и мух. А ребята обязательно захотят утешить лягушонка, смастерив своими руками ему друзей.

После прочтения дошкольникам произведения Н. Носова про маленьких жителей Цветочного города можно провести конструирование на тему «Дом». Занятие можно начать с появления кукольного Незнайки. Он расскажет детям, что у коротышек в Цветочном городе нет отдельных домиков, и несколько человек живут в одной комнатке. Это неудобно, ведь Гусля занимается музыкой, Цветик всё время пишет стихи, Знайка читает свои умные книжки, а Авоська постоянно хочет спать. Воспитатель спрашивает детей, как можно помочь коротышкам, и подводит их к мысли о том, что нужно смастерить для них домики.

Кстати, на последующем занятии можно сделать для коротышек бумажную мебель.

Кукольная мебель в технике оригами пригодится для сюжетной игры

Большинству детей нравится помогать братьям нашим меньшим, заботиться о них. Поэтому отличной мотивацией к деятельности станет предложение воспитателя сделать кормушку для птиц из той же картонной коробки из-под сока или молока. Начало такого занятия можно обыграть - в гости к малышам приходит птица (например, аист) с письмом в клюве, где написано, что с наступлением холодов птицам стало трудно находить себе корм. Хорошо провести сопутствующую беседу на тему: зимующие и перелётные птицы, куда улетают птицы на зиму, что предложить пернатым в качестве корма.

Если дошкольникам предстоит конструирование снежинок, то накануне педагогу целесообразно провести целевую прогулку с целью понаблюдать за их формами и многообразием, предложить детям рассмотреть морозные узоры на окнах.

К теме обязательно должны быть приурочены соответствующие физкультминутки, пальчиковая гимнастика, стихотворения. Конструирование в средней группе вполне может привлекать и музыкальные навыки детей - они могут спеть песенку, выученную на музыкальном занятии.

Ещё один беспроигрышный вариант мотивации для детей - создать своими руками подарок родным. Это может быть бумажный цветок для мамы или сумочка из картонных тарелочек, самолёт или кораблик для папы.

Конспекты занятий по конструированию в средней группе

Предлагаем вашему вниманию конспекты занятий по конструированию из бумаги в средней группе ДОУ.

Таблица: конспекты НОД по конструированию

Автор и тема занятия Задачи и ход занятия
Ступникова В.В.
«Изготовление снежинки из бумажных полосок»
Образовательные задачи: учить конструировать снежинку из бумаги, отрабатывать умение работать с бумажными полосками.
Развивающие задачи: развивать творческое мышление, совершенствовать умение работы с ножницами.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к природным явлениям, культуру поведения во время занятия.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: Кукла в наряде «Зимы», картинки зимнего пейзажа, детских забав зимой (катание на лыжах, коньках, санках, игры в снежки), 2–3 готовые снежинки.
Раздаточный материал: бумажные полоски голубого цвета, клей, ножницы.
Ход занятия.
Мотивационный этап.
Загадка про зиму.Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет- когда это бывает?
Воспитатель просит детей посмотреть в окно и назвать признаки зимы. На каждый ответ дошкольников (на земле лежит снег, деревья голые, на людях надета тёплая одежда и пр.) педагог демонстрирует соответствующую картинку.
Беседа о зимних забавах с показом иллюстраций.
Сюрпризный момент: появление куклы Зимушки, которая услышала, что про неё идёт речь и пришла в гости. Зимушка принесла с собой загадки про различный зимние атрибуты и явления (санки, лыжи, узор на стекле, снег, мороз). Ребята отгадывают их.
Воспитатель просит детей вспомнить, как на прогулке они рассматривали снежинки. Ребята вспоминают, что они состоят из лучиков, у всех разный узор, не существует двух одинаковых снежинок.
Пальчиковая гимнастика «Снежинка»
  • Снежинка, снежинка
    По небу летела.
    Ко мне на ладошку
    Нечаянно села
    (раскрыть ладошки и представить,
    что на ладошку опустилась снежинка).
  • Я сжал кулачок
    (крепко сжать кулачки),
  • А снежинка пропала
    (разжать кулачки).
  • Наверно, к подружкам
    Своим убежала
    (дети плавно раскачивают руками,
    изображая полёт снежинок).

Педагог интересуется у детей, хотят ли они научиться сами мастерить снежинки. Конечно же, они соглашаются.
Воспитатель демонстрирует приёмы создания снежинки. Понадобится 4 бумажные полоски, в середине каждой имеется штрих для того, чтобы поделка получилась красивая и ровная. Одну полоску нужно намазать клеем на месте штриха, сверху накрест приклеивается другая полоска. То же самое проделывается с другой парой полосок. Два «плюсика» совмещаются по диагонали - получилась снежинка.
На доску воспитатель вывешивает поэтапную схему изображения.
Кукла Зимушка произносит волшебные слова, и дети начинают творить волшебство - превращать бумажные полоски в снежинки. По ходу работы воспитатель подходит к дошкольникам, направляет их. Когда все справились, педагог просит поднять снежинки и показать их Зимушке.
Зимушка отмечает самые аккуратные поделки, но также хвалит и ребят, у которых получилось не очень красиво.
Проводится хороводная игра «Мы снежинки, мы пушинки…»

  • Мы снежинки, мы пушинки,
    Покружиться мы не прочь
    (дети плавно машут руками,
    изображая снежинки).
  • Мы снежинки-балеринки,
    Мы танцуем день и ночь
    (кружатся вокруг себя,
    выполняют танцевальные движения
    сначала руками, затем ногами).
  • Встанем вместе мы в кружок -
    Получается снежок
    (берутся за руки,
    изображают руками, как падает снег).
  • Мы деревья побелили,
    Крыши пухом замели.
    Землю бархатом укрыли
    И от стужи сберегли
    (показывают руками, как снег
    укрывает дома, деревья, землю).

Однако Зимушка замечает, что снежинки у ребят получились все одинаковые. Дети и сами догадываются, что забыли их украсить. Педагог напоминает ребятам, что у них остались ещё полоски бумаги: с помощью ножниц нужно отрезать кусочки различной длины и приклеить к снежинке, создав неповторимый узор.
Воспитатель показывает образец, а затем убирает его, чтобы дети сами проявили творческую фантазию. Также педагог демонстрирует дошкольникам, как при помощи ножниц можно закрутить бумагу - получатся красивые завитки.
Закрепляется техника обращения с ножницами. Используется соответствующий плакат.
Самостоятельная работа детей по украшению снежинок.
Зимушка предлагает все их выложить на ковре - украсить полянку. Кукла хвалит ребят, прощается и уходит к себе домой в лес.

Тиханова Е.Н.
«Стаканчик»
(в технике оригами)
Данное занятие, кроме развития мелкой моторики, направлено на закрепление темы «Посуда», активизирует словарь детей по этой теме.
В начале занятия воспитатель загадывает ребятам загадку про бабушку Федору - героиню произведения К. Чуковского «Федорино горе»:
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт и в дороге слезы льёт. Кто бабулю назовёт? Педагог демонстрирует отрывок из одноимённого мультфильма (начало, когда от Федоры убежала посуда) и просит назвать посуду, которая убежала от героини. Поскольку предметы сбежали потому, что Федора не следила за ними, то воспитатель предлагает ребятам научить бабушку заботиться о посуде.
С этой целью проводится пальчиковая гимнастика «Помощники».
  • Раз, два, три, четыре
    (ритмичные удары в ладоши).
  • Мы посуду перемыли
  • Чайник, чашку, ковшик, ложку
    И большую поварёшку
    (загибаем пальчики по одному
    на каждое название посуды).
  • Мы посуду вытирали,
    (одна ладонь скользит по другой).
  • Так мы маме помогали
    (ритмичные удары кулачками
    и в ладоши переменно).

Воспитатель сообщает детям, что они помогли бабушке Федоре - посуда к ней вернулась.
Педагог рассказывает, что иногда возникают ситуации, когда под рукой нет нужной посуды. Например, хочется пить, а нет чашки. Дети высказывают предположения, что же можно сделать в такой ситуации. И, наконец, они решают, что можно смастерить стаканчик из бумаги.
Воспитатель демонстрирует дошкольникам приёмы конструирования стаканчика из квадратного листа бумаги. Вначале лист складывается пополам - получается треугольник. Затем правый угол соединяется со стороной треугольника. Переворачиваем деталь и опять соединяем уголок со стороной. Загибаем верхний уголок вниз на себя и прячем в карманчик. Стаканчик готов.
Самостоятельная деятельность воспитанников.
Получившиеся стаканчики дети дарят бабушке Федоре и высказывают ей свои пожелания.

Мороз А.Ф.
«Пчелиный улей»
На занятии дошкольники создают поделку на основе гармошки из бумаги, дополняя её необходимыми деталями. Кроме того, дети закрепляют умение вырезать из квадрата круглые формы, совершенствуют технику симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного вдвое.
Занятие имеет необычную мотивацию - воспитатель обращает внимание, что один из детей (например, Вася) заболел. Следует небольшая беседа на тему: что чувствует больной человек (ему больно, плохо, одиноко, грустно). И чтобы сделать Васе приятное, поднять его настроение, педагог с детьми решают сделать ему подарок из бумаги.
Ещё одна мини-беседа на тему «Всегда ли была бумага». Воспитатель кратко рассказывает ребятам о том, как появилась бумага, на которой все сегодня пишут и рисуют (рассказ сопровождается презентацией на экране).
Педагог подводит итог беседы, что из бумаги можно делать замечательные игрушки, например, домик для пчёл - улей.
Демонстрируется бумажная заготовка - улей, а детям предлагается заселить его пчёлками. Это и будет подарок для Васи.
Рассматривается бумажная пчела, заранее сделанная педагогом, обсуждается её строение (туловище, головка, крылышки). Этапы создания: изготовить гармошку из двух полосок бумаги (жёлтого и чёрного цвета). Голова вырезается из жёлтого квадрата путём закругления углов. Крылышки же вырезаются из бумаги, сложенной пополам. В конце все детали склеиваются.
Перед продуктивной деятельностью детей проводится физкультминутка:
Полетели наши пчёлки
Собирать нектар с пыльцой.
Жу-жу, жу-жу.
Над цветами я кружу.
Хоть наша пчёлка и мала,
Но велики её дела.
Немного времени пройдёт,
И будет самый сладкий мёд.

Варианты программы кружка по оригами в средней группе

Конструирование в технике оригами в средней группе ДОУ целосообразно проводить в форме кружковой работы. Дошкольники 4–5 лет с большим интересом мастерят поделки из бумаги, которые впоследствии используют в своих играх, театральных инсценировках. Также они будут замечательным подарком к празднику родным или друзьям.

Поделки оригами можно использовать в игре

Дети очень позитивно реагируют, когда игрушка, которую они сделали своими руками, выполняет реальные функции: кораблик плывёт по воде, самолётик летит, вертушка вращается на ветру.

Любимые нами с детства кораблики тоже сделаны в технике оригами

Таблица: картотека тем кружка «Волшебное оригами»

В качестве примера тематики занятий приведём картотеку тем кружка «Волшебное оригами» (воспитатель Молчанова О.В.). Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Месяц Тема Содержание
Сентябрь 1.Знакомство с оригами.
2.Изготовление квадрата.
3.Дом.
4.Блин.
5.Гриб.
6.Рыба.
7.Птица.
8.Лягушка.
Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.
Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.
Используя базовую форму «треугольник», изготовить дом.
Октябрь Базовая форма «треугольник».
1.Стаканчик.
2.Лиса.
3.Щенок.
4. Котёнок.
5–6.Черепашка.
7–8.Муха.
Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.
Ноябрь 1–2.Базовая форма «воздушный змей». 3–4.Композиция «Два весёлых гуся».
5.Репка.
6. Морковь.
7–8. Подготовка и инсценировка сказки из изготовленных игрушек.
Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.
Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».
Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.
Декабрь 1–2.Базовая форма «конфетка».
3–4.Новогодняя открытка.
5–6.Снеговик.
Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.
Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.
Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).
Январь 1–2.Базовая форма «дверь».
3–4.Снежинка.
5–6. Ёлочная звезда
7–8. Ёлочка на снегу.
Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.
Познакомить детей с новой базовой формой и моделями, при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы.
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.
Февраль 1–2.Праздничные салфетки.
3–4.Самолёт для папы.
5–6.Модели на основе квадрата.
7–8. Сердечко. Валентинка на подставке.
Выставка детских работ.
Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все слои и расправлять в виде хвоста лебедя.
Март 1–2. Цветы для мамы «Тюльпаны».
3–4.Салфетка «Веер» для праздничного стола.
5–6. Роза из салфетки.
Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.
Плотно защипывать салфетку, сжимая слои и расправлять в виде лепестка роз.
Апрель 1–2.Кораблик.
3–4.Пароход.
5–6.Золотая рыбка.
7–8. Парусник.
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы.
Май Подведение итогов. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Таблица: картотека тем кружка оригами «Волшебная бумага»

Другой вариант картотеки тем - кружок «Волшебная бумага» (воспитатель Покровская П.А.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Месяц Тема Цели и задачи
Сентябрь Бумажная сказка Познакомить детей со свойствами бумаги, еѐ особенностями, использование и применение в детском творчестве.
Сказка квадратика Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.
Открытка Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать еѐ. Аппликационное оформление открытки. Развитие фантазии и творчества.
Сказочный домик Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.
Октябрь Весёлый треугольник Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию.
Наливное яблочко Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ яблока. Развивать мелкую моторику рук.
Бабочка Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.
Гусеница Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем.
Ноябрь Осенний ковёр коллективная работа Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы., создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.
Грибок Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку - грибочек.
Пирамидка Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность.
Ёлочная игрушка Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.
Декабрь Резная снежинка Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.
Нарядная ёлочка Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество
Январь Аквариумные рыбки Закрепить умение детей складывать базовую форму «треугольник», совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.
Зимние впечатления Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать их в два шара - части снеговика, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость.
Февраль Кораблик Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.
Парусники в море Научить детей отрывать длинные полоски и формировать из них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям. с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник.
Самолётик Совершенствовать навыки аккуратного складывания квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны
Март Цветы из снежинок в подарок для мамы Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок, соединённых попарно, и листьев из полосок, соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.
Закладка Познакомить детей с базовой формой «конфетка», собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.
Цветик - семицветик Вспомнить последовательность выполнения базовой формы «конфетка», стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус
Апрель Весёлый лягушонок Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались, и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку.
Стаканчик Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.
Курочка - пеструшка Закрепить знания детей о домашних птицах и их детёнышах. С помощью базовой формы «воздушный змей» изготовить курочку, учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, находчивость.
Воздушный змей Закрепить знания детей о базовой форме «воздушный змей», загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией
Май Зайчик Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму «треугольник», аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.
Весенние букеты На основе базовой формы «треугольник» научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.
Птица Вспомнить выполнение базовой формы «воздушный змей», отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать внимание, усидчивость.

Интересные идеи: готовые изделия и шаблоны

Фантазия воспитанников и педагогов детских садов воистину не имеет границ. Заслуживает внимания ряд оригинальных и простых в исполнении идей.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди