Елена Кебикова
Наши малыши познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важнейших направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память , мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша. Играя с ними, малыш знакомится с особенностями окружающего мира, расширяется представления о свойствах различных предметов, увеличивается словарный запас.
Для самых маленьких деток тактильные карточки являются прекрасным развивающим пособием. Воздействие разнообразных фактур на пальчики малыша само по себе является полезным для его сенсорики, а в добавок благодаря объяснениям взрослых кроха узнает, что вот эта мягкая и пушистая поверхность -- вата, а шершавая называется наждачной бумагой.
Благодаря таким карточкам дети постарше развивают тактильные ощущения и изучают свойства предметов, внимание и память, образное мышление и моторику, пополняют свой активный словарный запас с помощью множества прилагательных : мягкий, жесткий, гладкий, колючий, выпуклый, шершавый, магнитный. Играя с такими сенсорными карточками дети могут получать ощущения не только через пальчики, они с большим интересом прикладывают их к щечкам, шеи и другим частям тела.
Основой для карточек обычно является картон . Материалы для создания ваших "авторских" карточек могут быть самыми разнообразными. Чтобы детали имели прочное сцепление с картоном -- используйте суперпрочный клей (я использовала клеевой пистолет) . Форма нанесения тактильных элементов карточки может быть любой . Вы можете наклеить их в виде букв и цифр, геометрических фигур и т. д.
Вот какие карточки у меня получились .
С обратной стороны краткое описание карточки .
Ясельная группа.
Средняя группа.
Подготовительная группа.
Некоторые карточки можно использовать для рисования.
Для хранения карточек можно использовать обувную коробку.
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Темой самообразования в этом году я выбрала "Подвижные игры-как средство укрепления здоровья". Очень, на мой взгляд интересная тема. Помимо.
Карточки для автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях Повтори слоги, слова со звуком [Р], не путая звуки, губы в улыбке. Ара – аро – ары – ару, оро – ора – оры – ору, ура – уро – уры – уру,.
Карточки для дифференциации звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]: РА – ЛА – РА, ЛА – РА – ЛА, ЛА – ЛА – РА, РО – ЛО – РО, ЛО – РО – ЛО,.
Карточки по воспитанию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе. Карточка № 1 1. Режимный процесс: Питание. Содержание навыков: Учить детей держать ложку в правой руке. Методические приемы. Игровая ситуация:.
Не знаю как давно придумали делать карточки с пуговицами для счёта наощупь. С тех пор, как я с детьми первый раз пользовалась карточками.
Мне нравится знакомить своего малыша с окружающим миром многогранно: если я рассказываю ему о фруктах, то мы их и катаем по столу, и делаем фруктовый массаж маленьких ручек (всё-таки разное восприятие, например, апельсина или киви), и вдыхаем их запах, ощущая волшебный аромат, ну и, конечно же, пробуем на вкус! И только затем я показываю карточку с изображением героя дня для соотнесения образа, сопровождая это всё стихами или песенками про изучаемый фрукт. Пример разностороннего занятия, посвященный знакомству с осенью, можете посмотреть в статье «
А как же быть с животным миром? Ведь не у всех есть возможность держать дома зверей, особенно крупных. Я уже не говорю о животных других континентов.
Недавно, разбирая материалы своих студенческих лет, наткнулась на своё, как мне тогда казалось «изобретение» — тактильные карточки со вставками, имитирующими шерсть и перо животных. Да-да! Это сейчас тактильной книгой никого не удивишь, а вот в те времена….
Несмотря на это, цены на тактильные книжки, мягко говоря, «кусаются» и не каждая семья может позволить своему малышу такой подарок. А ведь тактильный материал можно изготовить самостоятельно, из старых кусочков ткани и меха.
Как сделать тактильные карточки своими руками?
Для создания таких карточек я распечатала на принтере изображения животных, вырезав те элементы, где бы мне хотелось разместить «шерстку».
Вот, например, для панды я вырезала места, где ушки и лапа. На картон приклеила три маленьких кусочка меха, а сверху уже наложила рисунок (на клей), аккуратно расправляя мех над отверстиями.
Курочка . С неё, собственно, и началась вся затея. Здесь всё элементарно – на изображение курочки наклеила пару перьев из старой подушки. Думаю, у многих найдётся такой арсенал.
Овца . На эту картинку я наклеила что-то типа синтепона. Согласитесь, тоже не роскошь. Конечно, с натуральной овчиной не сравнится, но мягкость и пушистость шерсти этого животного точно передаст!
Кошка. В ход пошёл старый разлезшийся кошелёк, с которым я играла в детстве, из кусочков искусственного меха. Мех оказался как раз кстати: длинный ворс, под цвет моей картинки.
Леопард. Здесь я воспользовалась старой тряпичной резинкой для волос, которой я пользовалась ещё в школьные годы, когда такая расцветка считалась мегамодной! Ткань мягкая, тонкая. Её так приятно касаться рукой!
Корова . Для этой картинки мне понадобился старый шарф. Материал его напоминает бархат, но немного жёстче.
Свинья . У меня это просто кусочек розовой ткани. В идеале, конечно – кожа (или заменитель).
Как видите, ничего сложного в изготовлении тактильных карточек своими руками нет! Понадобится только цветные картинки, кусочки материалов и хорошее настроение!
А сколько тактильных игр можно с ними совершать! Например, с закрытыми глазами определять животное, или угостить животных лакомствами, допустим, мелким печеньем. Последняя игра отлична для развития . Карточки можно усложнить и другими тактильными элементами: наклеить перед курочкой зерно (подойдут любые крупы), выложить забор из палочек от мороженного, повесить на шею корове колокольчик и др. Уверена, такой материал не оставит равнодушным Вашего малыша!
Понравился материал? Оформляйте подписку, чтобы не пропустить новые статьи!
Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.
А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...
Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?
Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.
Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.
Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".
Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:
- доступность : необходимое число крышек можно быстро собрать, т.к. детское питание "Фрутоняня" выдают на молочной кухне;
- уже готовы к использованию : крышки нужно только помыть, не нужно измерять, чертить, вырезать и т.п.;
- эстетичность : все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь, чего тяжело добиться при самостоятельном изготовлении дощечек;
- относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия.
Это могут быть:
Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,
Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,
Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...
А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!
Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.
Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.
Клей в пистолете нагревается за считанные минуты. При этом он не очень горячий: температура клеевого состава 110 градусов. После выдавливания клей быстро остывает и затвердевает, поэтому им нельзя обжечься при попадании на кожу (ни у сына, ни у меня не получилось;-)).
Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!
Младший сын буквально "вырывал" их из моих рук.
При первом знакомстве он некоторые оставил себе, а часть отложил в сторону - не понравились!
Затем мой двухлетний сын придумал игру, которая повторялась потом из раза в раз, когда я давала сыну крышки:
сын переворачивал все крышки по-очереди тактильной поверхностью вниз, а затем опять кверху.
Каждую крышку он обязательно ощупывает пальчиками.
Тактильную поверхность рассматривает.
И может приложить к губам, щекам...
Шестилетний сын долго не мог оставаться в стороне от новой игрушки брата, отобрал себе часть крышек и разложил, руководствуясь своими принципами.
Небольшое количество тактильных крышек удобно хранить в банках из-под чипсов. При желании для младших деток в крышке можно сделать прямоугольную щель, тогда детки будут опускать крышки в банку как в копилку.
Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.
Весь верхний ряд с парами одинаковых крышек. Средний - с парам похожих крышек по какому-либо признаку. Нижний ряд с крышками в одном экземпляре.
ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ
:
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).
2. Найти логическую пару крышек.
3. Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.) расширяет словарный запас.
4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.
Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .
6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.
7. Найти пару крышек, которые можно описать словами-антонимами.
Вариант игры: понятия "большой-маленький".
8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).
Вариант: тактильное геометрическое мемори.
9. Составление узоров, мандал.
10. Составление последовательности, в которой каждая следующая крышка похожа на/отличается от предыдущей по одному или нескольким признакам (с открытыми или закрытыми глазами).
11. Зрительная память по Шичиде: быстрый показ одной крышки, которую затем нужно найти среди двух и более похожих.
Сенсорные (или тактильные) карточки можно использовать в играх и занятиях с детками самого разного возраста – начиная примерно с 8 месяцев, когда они уже уверенно сидят сами, и до 7-8 лет.
Тактильные карточки – не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Для самых маленьких деток сенсорные карточки являются прекрасным развивающим пособием. Воздействие разнообразных фактур на пальчики малыша само по себе является полезным для его сенсорики, а вдобавок благодаря объяснениям мамы кроха узнает, что вот эта гладкая поверхность – шелк, мягкая и пушистая – вата, а шершавая называется наждачной бумагой. Небольшие карточки удобно держать маленьким ручкам, а доставать, раскладывать и перебирать эти “пособия” нравится всем без исключения малышам.
Дети постарше благодаря тактильным карточкам пополняют свой активный словарный запас с помощью множества новых прилагательных: мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый. Для игроков 4-7 лет с карточками можно придумать множество интересных игр, развивающих память и внимание.
С 8 месяцев
Основная цель игр с тактильными карточками для самых маленьких состоит в создании различных сенсорных ощущений, причем не только для ручек малыша. Нейропсихологи советуют также прикладывать тактильные карточки к шейной и поясничной области, к щечкам, стопам и пяточкам крохи.
С полутора лет
1,5-2 года – возраст лавинообразного роста активного словарного запаса. С помощью тактильных карточек вы сможете выучить с ребенком названия цветов, наклеенных материалов, названия характеристик поверхностей и ощущений от прикосновения к ним. Учить названия цветов и фактур вы можете, например, предлагая ребенку найти пару для карточки по цвету.
Начиная с полутора лет, можно попробовать поиграть с малышом в игру “Третий лишний”. Положите перед ним три карточки, две из которых будут одинаковыми, а одна будет отличаться по цвету или ощущению от прикосновения. С цветом фона всё понятно, а примером разных фактур могут быть бархатная или глянцевая бумага, ткань и бусинки одного и того же цвета. По мере взросления ребенка количество карточек, используемых в игре, и их признаков-характеристик увеличивается.
С двух – двух с половиной лет
С двухлетним малышом вы можете группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом.
Дети старше 2-2,5 лет уже достаточно сознательны, чтобы поиграть с ними в “Мемори”. Тактильные карточки эту простую, но всеми любимую игру еще интереснее. Правила ее просты. Играющие по очереди открывают по паре карточек. Если попались одинаковые, они убираются, а игрок имеет право на еще один ход. Если карточки разные, они снова переворачиваются “рубашкой” кверху, и право хода получает следующий игрок.
С трех лет
1) С детками 3 лет и старше вы можете раскладывать карточки от самой мягкой до самой твердой, от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям.
2) Также вы можете поиграть с малышом с помощью тактильных карточек в игру-соединялку. Выложите их в два столбика (начните с 3 карточек в каждом) и предложите найти парные по цвету или по материалу.
3) Сделав специальные тактильные карточки с двумя полями, вы добавите к своим домашним настольным играм отличное домино. Наверняка детям оно очень понравится. А правила этой игры знают все.
4) Предложите ребенку выложить такой же ряд, как сделали вы. Благодаря подобным играм малыш учиться действовать по образцу и развивает внимание. Можно усложнить задание: пусть карточки в рядах будут совпадать только по одному признаку – цвет или фактура. Если он подобрал подходящие карточки с одинаковыми материалами, но разного цвета, попросите его закрыть глазки и убедиться в идентичности карточек в рядах на ощупь.
5) Следующая игра подойдет для тех детей, которые уже спокойно относятся к завязыванию глаз. Выложите ряд карточек, предложите пощупать и запомнить их. Затем завяжите малышу глазки, замените одну из карточек и попросите угадать, что поменялось.
6) Если вы сделали комплект карточек с буквами или цифрами, для обучения ребенка можно предлагать ему угадывать нащупанную с закрытыми глазами или под покрывалом букву или цифру.
7) С детьми, которые уже хорошо выражают свои мысли с помощью слов, можно использовать сенсорные карточки при прослушивании музыки. Попросите малыша описать с помощью карточки, какой на ощупь ему показалась мелодия. Такие задания разовьют его фантазию и ассоциативное мышление.
8) В следующей игре могут принимать участие несколько человек. Выберите одну, начальную карточку, а оставшиеся разделите между игроками поровну. Теперь им предстоит посоревноваться – выложить как можно более длинную дорожку, с тем условием, что все соседние карточки должны быть связаны друг с другом, т.е. иметь одинаковый цвет или материалы.