11.03.2019

П и сделай как я цель. Подвижные игры по программе Васильевой М.А. Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»


Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Включается музыка порезвее и позадористей. Задача пляшущих - повторять движения за ведущим. А он их меняет, как хочет. Кто не успел, тот опоздал. Выбываешь.
Чем дальше, тем быстрее музыка, тем сложнее (и смешнее) движения. Ведущий, например, может несколько раз просто подпрыгнуть (все, естественно, скачут вместе с ним). А потом снова подпрыгнуть и грохнуться с размаху на коленки (знаете, как в грузинских танцах). Весь народ тоже подпрыгивает и машинально тоже хочет упасть. Но спохватывается, пугается и начинает с испугу совершать массу ненужных телодвижений. Кто-то дрыгает в воздухе ногами, кто-то машет руками, кто-то просто орет... В конце концов все приземляются, как нормальные люди, на две ноги, но бывает очень смешно...

Вагончики - подвижная игра для взрослых

Составь число - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Эта игра проводится во время танцев. Перед началом каждого танца ведущий называет любое число от 35 до 55, и играющие должны собраться в пары таким образом, чтобы сумма чисел на листках их календаря равнялась этому числу.
Допустим, назвали число 37. Значит пару составляют играющие, у которых листки календаря с числами 30 плюс 7, или 18 плюс 19, или 25 плюс 12 и т. д. Во всех случаях побеждает тот, кто выполнит задание раньше других.

Стометровка - подвижная игра для взрослых

Количество игроков: по 2 участника от каждой команды
Дополнительно: 2 рулона туалетной бумаги
Ведущий выдаёт по рулону туалетной бумаги игрокам (желательно с названием 100 метров, чтоб к названию конкурса подходило). Первые участники разматывают её по лужайке, полю или залу, а вторые сматывают и сдают опять готовые рулоны ведущему.
Потом эти рулоны можно ещё использовать для конкурса "мумия", т.е. обмотать кого-то этой бумагой.

Передавай шапку - игра (конкурс) для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 шапки
Все участники встают в два круга - внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно - шапку передавать с головы на голову, не касаясь ее руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.

Не зевай ка - подвижная игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игроки встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из игроков и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали - быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза - выбывает из круга.

ЦЕЛЬ: привлекать к занятиям физической культурой, прививать представления о здоровом образе жизни, повышать эмоциональный настрой, развивать физические качества, закреплять навыки бега, прыжков, ходьбы.

ОБОРУДОВАНИЕ: стойки, обручи, гимнастические скамейки, стойки-обручи, ведра, метлы, воздушные шарики, канат.

Х О Д Д О С У Г А

Дети в спортивной форме входят в зал и выстраиваются в две шеренги.

ВЕДУЩИЙ: Посмотрите, полюбуйтесь

На веселых дошколят.

Олимпийские надежды

Нынче ходят в детский сад.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас- По порядку, по порядку

Становись скорее в ряд

На разминку, на разминку,

Приглашаю дошколят,

РАЗМИНКА ПОД РИТМИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ

Построение в две колонны и в две команды «Мартышки» и «Хвастунишки».

ЭСТАФЕТА«ПО-ОБЕЗЬЯНЬИ»

По сигналу в опоре на руки и ноги оббежать «змейкой» стойки и бегом таким же образом вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

ЭСТАФЕТА «БЕГ В ОБРУЧАХ»

По сигналу первый участник цепляет второго участника и вместе с ним пробегают в обруче до стойки и обратно, передавая эстафету следующему участнику. Второй цепляет третьего и проделывает то же самое.

ЭСТАФЕТА« НЕ УПАДИ»

По сигналу пробежать по гимнастической скамейке, пролезть в обруч-стойку, оббежать стойку и бегом таким же образом вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

ЭСТАЫФЕТА«ЗАГОНИ МЕТЛОЙ ШАРИК»

По сигналу первый участник гонит метлой воздушный шарик до противоположной стойки и загоняет его в ведро и бегом возвращается обратно с шариком в руках, передавая эстафету следующему участнику.

КОНКУРС«КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ»

По сигналу начинается перетягивание каната.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ХИТРАЯ ЛИСА»

Дети стоят по кругу с закры-тыми глазами. Водящий обегает круг и дотрагивается до ко-го-либо из играющих, которые по сигналу открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко) «Хитрая лиса, где ты?»

Водящий поднимает руки вверх и произносит: «Я здесь!» Играющие разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный вре-менно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг, подсчитываются пойманные, игра повторяется. В конце игры отмечаются лучшие водящие и не пойманные игроки. Лиса не должна выдавать себя, пока дети трижды её не позовут.

Игра продолжается 5-7 минут.

ВЕДУЩИЙ: Подведение итогов. Ведущий благодарит участников за активное участие в соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА:

«Русские народные подвижные игры»М.Ф.Литвинова. Москва 1986

«Организация физкультурных праздников в детском саду» Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Москва 1987

«Игра и организация жизни детей» А.П.Усова, 1962

«Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста» Г.Ленерт, И.Лахман, Москва,

1977

«Спортивно-развлекательные праздники в детском саду», В.А.Шумилова, 2002

Подвижные игры на улице закаливают организм ребенка. Час активного ежедневного отдыха способен компенсировать до 40% физиологической потребности в движениях. Помимо положительного влияния на работоспособность, формирования у ученика навыков игры в группе сверстников, динамическая пауза воспитывает интерес детей к самостоятельным подвижным играм, освоению программного материала по физической культуре.
Если погодные условия не позволяют заниматься на улице, предлагаемые игры с детьми младшего школьного возраста можно проводить в спортивном зале или школьной рекреации

Делай, как я!

Как и для многих детских игр, для этой игры нужен водящий. Когда он будет выбран, остальные участники встают вокруг него полукругом. Теперь водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить (советуем не выбирать человека, который занимается акробатикой).

Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать или делать все, что только взбредет ему в голову. Те игроки, которые будут ошибаться (а, наверно, таких будет немало), сменяют водящего. При этом из нескольких ошибившихся водящий сам выбирает себе замену. Игра длится до тех пор, пока дети не потеряют к ней интереса.

Угадай: кто я?

Выбирают водящего и завязывают ему глаза, игроки встают вокруг него в кольцо. Затем они идут по кругу, приговаривая.

Вот играли мы, играли,
А теперь в кружочек встали.
Ты загадку отгадай:
Кто позвал тебя – узнай!

Один из игроков кричит: «Скажи, кто я!». В ответ водящий называет его имя. Если он угадал, то меняется местами с кричавшим, если же нет – игра продолжается. Победителей и побежденных в этой игре нет. Игра длится до тех пор, пока дети не потеряют к ней интереса.

Хитрый кролик

Для игры надо выбрать «кролика», то есть водящего. Остальные участники становятся вокруг него.

Кто-нибудь дает команду, и игроки начинают поднимать и опускать руки. Задача «кролика» – вырваться из круга. Участники всячески стараются этому помешать, для чего энергично машут руками.

Если несмотря на их старания «кролику» все же удается вырваться, то он выбирает себе замену, например того, кто мешал ему больше всех.

12 камешков

Что нужно для игры: 12 камешков, мяч.

Игра очень простая и в то же время интересная. Нужно набрать 12 камешков среднего размера и сложить их в кучку. На равных расстояниях от этой кучки нужно веточками или маленькими камешками отметить старты, можно просто прочертить на земле несколько стартовых линий.

Задача игроков заключается в том, чтобы броском мяча разбить горку камешков. Сначала мяч бросается с первой линии, самой близкой к камешкам, затем – со второй, потом – с третьей и так далее. Побеждает в игре самый меткий участник, который сумеет разбить горку камешков с самого дальнего расстояния.

Самый проворный

Что нужно для игры: мяч.

Это вариант известной игры «вышибалы».

Выбирается водящий, а оставшиеся игроки делятся на две команды и встают друг против друга на расстоянии 4–5 метров. Между группами по середине площадки водящий проводит черту и встает на нее.

Задача игроков – перебрасывая мяч друг другу, выбить водящего, который, уворачиваясь от мяча, может бегать только по линии. Если мяч попадает в водящего, все игроки разбегаются. Тогда водящий старается запятнать убегающих, в свою очередь бросая в них мяч. Тот, в кого он попадет мячом, становится водящим. Если водящий промахнулся, он продолжает быть водящим.

О времени игры участники договариваются заранее. Победителем становится тот, кто ни разу не оказался в роли водящего.

Собери колоски

Что нужно для игры: кегли.
Чтобы новый хлеб испечь,
пышен и высок,
Надо в поле уберечь
каждый колосок!

Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время (одну минуту) собрать как можно больше «колосков», разбросанных по площадке. В качестве «колосков» используются кегли, которые собираются в небольшого размера пластмассовое ведро.

Бубенцы

Дети встают в круг. На середину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, у другого – завязаны глаза. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились, удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмурка» ловит увертывающегося игрока.

Птица без гнезда

Игроки делятся на две равные команды. Первая команда – «гнезда» – выстраивается по кругу, вторая – «птицы» – свободно располагается внутри круга.

По команде ведущего «Все птицы, в полет!» птицы оставляют свои гнезда и летают за водящим, руками имитируя движения крыльев. Внезапно ведущий говорит: «Птицы, в гнезда!». Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, игра начинается сначала.

Играть можно и под музыку.

Стая

Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки.

По залу медленно бегают дети – это «стая птиц». Впереди – вожак, он ведет стаю. Обгонять вожака нельзя. Полет продолжается 30–60 секунд. По сигналу «коршун!» стая рассыпается. Каждый стремится найти какое-либо укрытие (скамейки, стенку и др.). Птица, спрятавшаяся последней, выбывает из игры на одно повторение. Игра повторяется 3–4 раза. Темп бега задает руководитель.

В конце игры отмечается вожак, выдержавший нужный темп бега и выбравший самый интересный маршрут.

Скорый поезд

Инвентарь: флажки.

Игроки разбиваются на команды, в 6–7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, вместе они проделывают снова тот же путь; и т.д. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками, имитируя движения паровоза. Когда «паровоз» (передний игрок) возвратится на место с полным «составом», он должен подать протяжный гудок.

Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, положительной мотивации к обучению.

Такие упражнения можно использовать в работе с первоклассниками в адаптационный период, с учащимися 1 – 4 классов в течение учебного года, для проведения учителем наблюдений в целях фиксации результатов развития и обучения младших школьников, для мониторинга образовательного процесса и для работы по реализации коррекционной программы (коррекционная папка).

Целью упражнений является развитие и корректировка у детей всех компонентов психологической готовности обучаться в школе.

Задачи:

развитие психологических качеств детей:

Внимания;
- памяти;
- мышления;
- произвольности поведения;
- мелкой моторики;
- зрительно-моторной координации;
- речи;

  • формирование интереса и положительной мотивации к обучению;
  • выявление личностного потенциала обучения и развития .

Отдельные игры и упражнения в зависимости от ситуации можно включать во время организации досуга детей на переменах, во время прогулок на улице, в группе продленного дня, в определенных моментах на уроках.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Игра «Гусеница»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива.

Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).

Игра «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.

Игра "Аэробус"

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательные взаимоотношения товарищей по команде дают уверенность и спокойствие.

Учитель: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"».

Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают руки под ноги, живот и грудь лежащего. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус в воздух.

Учитель: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер».

Когда Аэробус "летит", учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

Игра "Глаза в глаза"

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Учитель: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рас­сержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».

Игра "Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие сидят или стоят в кругу.

Учитель: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".

Игра "Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Учитель: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Да­вайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра "Смена ритмов"

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

Игра"Возьми и передай"

Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать по­ложительные эмоции, радость, счастье.

Игра"Тень"

Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", дру­гой - его "тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.

Игра "Дракон кусает свой хвост"

Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - "голова" дракона, последний - "хвост", все остальные в цепочке - "тело". "Голова" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игра "Цветик-семицветик"

Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.

  1. Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!

Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.

  1. Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они "совершают полет", обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указатель­ный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  7. Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
  9. На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши по одному.
  10. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сна­чала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  11. Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.

Упражнение "Обведи по точкам"
Цель:
развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Упражнение "Штрихи в рисунке"
Цель: развитие тонкой моторики рук.

Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различ­ные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ

Игра "Зеваки"
Цель:

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закон­читься, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Игра "Не пропусти растение"
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, до­рога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...

Игра"Четыре стихии"
Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анали­заторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.

Движение руками

Дети опускают руки вниз

Вытягивают руки вперед

Поднимают руки вверх

"Огонь" Вращают руками в локтевых т лучезапястных суставах

Игра "Нос, нос, рот"
Цель:

Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: "Нос, нос, нос, рот..." При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

Игра "Найди отличия"
Цель: развитие у детей зрительного внимания.

Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.

Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.

Игра "Нарисуй по клеточкам"
Цель: развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.

Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание - показать последовательность рисования.

Игра "Запомни точки"

Детям предлагаются карточки с расставленными в них точками. Время показа каждой карточки - 1-2 с. Необходимо посмотреть на карточку, запомнить расположение точек и воспроизвести рисунок у себя на бланках. Время на зарисовывание не более 15 с.

Игра "Ладонь! Кулак!"
Цель: развитие у детей слухового внимания и координации движений.

Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): "Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!" и т. д. Затем темп произношения команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.

Игра "Делай, как я"
Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу - второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упражнение "Раскрась фигуры"
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное - аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Упражнение "Зачеркни фигуры"
Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

Упражнение «"Да"и"Нет"не говорить»
Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.

Учитель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить "Да" и "Нет"».

Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контроли­ровать свои ответы, сдерживать желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Игра "Тропинка"
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.

Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество очков.

Игра "Сосед!"

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Сосед!". Тот игрок, к которому обратился водящий, продол­жает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

Игра "Летает - не летает"

Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: "Летает?". Например: "Муха летает? Стол летает?" Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».

Затем педагог начинает игру: "Голубь летает?" - и поднимает руки. Дети говорят: "Летает" - и тоже поднимают руки. "Автомобиль летает?" - спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

Игра "Нарисуй домик"

Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка которого составлены из элементов прописных букв и цифр.

Учитель: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательны­ми, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что-то не так нарисуете,

не стирайте, а нарисуйте правильно поверх неправильного или рядом".

При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

  • ♦ присутствие всех деталей, соотношение их размеров;
  • ♦ правильность изображения - нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ;
  • ♦ количество деталей и способ их изображения - считает ли ребенок или рисует на глазок.

Игра "Скучно, скучно так сидеть"
Цель: развитие у детей раскованности, тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной - по количеству детей, возле другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПАМЯТИ

Упражнение на развитие механической зрительной памяти

Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необ­ходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изобра­жения и слова, объяснить свое решение.

Упражнения на развитие зрительной памяти

1. Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

2. Детям предлагаются для запоминания 4 карточки разного цвета с изображением на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 10 с) и воспроизвести в тетради по памяти:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

Упражнение "Найди лишнее слово"

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объ­ектов.

Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей - определить слово, которое является "лишним".

Примерные серии слов:

  • старый, дряхлый, маленький, ветхий;
  • храбрый, злой, смелый, отважный;
  • яблоко, слива, огурец, груша;
  • молоко, творог, сметана, хлеб;
  • час, минута, лето, секунда;
  • ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
  • платье, свитер, шапка, рубашка;
  • мыло, метла, зубная паста, шампунь;
  • береза, дуб, сосна, земляника;
  • книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение "Поезд"

Цель:

Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, свя­занных между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть оди­накового размера.

Учитель: "Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по од­ной. И так по очереди. Получатся вагончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скрепле­ны. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка - это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала - фарфора. Кладем картинку с поливальной машиной, по­тому что и в вазу, и в поливальную машину набирают воду".

Упражнение "Сложи узор"

Цель: развитие у детей логического мышления.

Детям предлагается набор "Сложи узор" (если данный набор отсутствует, можно заменить его ква­дратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.

Упражнение "Закончи предложение"

Цель: развитие у детей понятийного мышления.

Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.

Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар... У человека две ноги, а у собаки... Собака лает, а кошка... Птицы живут в гнездах, а люди... Ночью темно, а днем... Зимой идет снег, а летом... Трава зеленая, а небо... Из шерсти вяжут, а из ткани... Зимой холодно, а летом... Балерина танцует, а пиа­нист... Ты ешь ртом, а слушаешь... Дрова пилят, а гвозди... Утром мы завтракаем, а днем... Певец поет, а строитель... Птица летает, а змея... Композитор сочиняет музыку, а музыкант... Лодка плывет, а машина... В России говорят по-русски, а в Англии... Ты смотришь глазами, а дышишь... Книгу читают, а музыку...

Игра "Много - один"

Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.

Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, воз­вращая мяч, - в единственном.

Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.

Игра "Кем (чем) был раньше?"

Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?".

Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко­жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гу­сеницей), собака (щенком).

Упражнение "Что было раньше"

Цель: развитие у детей связной речи, умения устанавливать причинно-следственные отношения.

Детям раздается комплект из 4-х последовательных картинок. Задание: «Посмотрите на эти картинки. По ним можно придумать рассказ, но для этого их нужно выложить по порядку происходящих событий. Попробуйте это сделать самостоятельно». Далее каждый ребенок рассказывает свою историю.

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие у детей сообразительности.

Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.

Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пу­стой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трус­ливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Упражнение "Соберем портфель!"

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.

Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Ответ: мел)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Ответ: цветные карандаши)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ответ: ручка)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)

Игра «Первоклассник»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как бы­стро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

Упражнение "Кот и лодыри"

Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:

  • - Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
  • - Быть лодырем - это плохо или хорошо?
  • - Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
  • - Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
  • - Зачем люди учатся?
  • - Зачем дети ходят в школу?

Упражнение "Что я знаю о школе?"

Цель: уточнить знания детей о школе.

Педагог проводит блицопрос детей.

Примерные вопросы:

  • - Как надо обращаться к учителю?
  • - Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  • - Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  • - Что такое урок?
  • - Как узнают, что нужно начинать урок?
  • - Что такое перемена?
  • - Для чего нужна перемена?
  • - Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  • - Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  • - Что такое отметка?
  • - Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  • - Что такое школьный дневник?
  • - В классе учатся дети одного возраста или разного?
  • - Что такое каникулы?

Дидактические игры

для детей

дошкольного возраста

на тему

«Я человек. Моё тело»

Марьенкова И.И.

Малоподвижная игра «Попрыгай!».

На каждую строчку стихотворения - четыре прыжка . Левой ножкой - прыг, прыг.

Правой ножкой - прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух: Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись И остановились.

(Движения выполняем в соответствии с текстом).

Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, научить составлять описательный рассказ.
Дети составляют описательный рассказ о предложенном человеке, не показывая его другим детям. Рассказать, как он выглядит, что любит делать.

Малоподвижная игра «Это я».

Цель: закрепить знания детей о частях тела, развивать мелкую и общую моторику тела.

Это глазки. Вот. Вот

(показывают сначала левый, потом правый глаз)

Это ушки. Вот. Вот.

(берутся сначала за левое ухо, потом – за правое)

Это нос. Это рот.

(левой рукой показывают рот, правой – нос)

Там спинка. Тут живот.

(левую ладошку кладут на спину, правую – на живот)

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

(вытягивают вперед обе руки, хлопают)

Это ножки. Топ. Топ.

(кладут ладони на бедра, топают)

Ой, устали. Вытрем лоб.

(правой ладонью проводят по лбу).

Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Цель: упражнять умения детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

Малоподвижная игра «О левой и правой руке».

Цель: закрепить знания детей о левой и правой руке, развивать мелкую и общую моторику тела.

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!

(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!

(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!

(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!

(прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать – и правая, и левая!

(показываем направление то правой, то левой рукой)

И с правою, и с левою!

(дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть и правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!

(обхватываем себя руками – обнимаем).

Малоподвижная игра «Умею – не умею».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма.

Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».

Цель: активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

Дидактическая игра «Определи по звуку».

Цель: упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Содержание. Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Дидактическая игра «Кто сказал - Мяу?»

Цель: т ренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Содержание. Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (или произнес слово «мяу»). В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.

Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.

Игровое упражнение «Поговорим без слов».

Цель: упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Цель: закрепить знания детей о частях тела человека, употребление в речи детей антонимов.

Большой мальчикмаленький мальчик,

Чистый нос – грязный нос,

Короткий волосдлинный волос,

Сухой пот – мокрый пот.

Тяжёлый – лёгкий

Холодный – тёплый

Сильный – слабый

Умный – глупый

Хороший – плохой

Весёлый - грустный

Чистый – грязный

Дидактическая игра «Не пропусти свой звук».

Цели: закреплять знания детей о частях тела, развивать фонематический слух детей.

Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р], [о], [ y ] и т.д.). В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Малоподвижная игра «Назови ласково».

Цель: закреплять знания о человеке, частях тела, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет предмет, дети кидают мяч обратно и называют этот же предмет ласково. Воспитатель – папа, ребёнок - папочка и т.д.

Мама - мамочка, сын- сыночек, дочка - доченька,

нога - ножка, глаз - глазик, волос - волосок, ноготь - ноготок, сердце - сердечко, тело - тельце, голова - головка, головушка, рука - ручка, рученька, нога - ножка, ноженька, палец - пальчик, глаз - глазик, глазок,

уши - ушки, шея - шейка, нос - носик, рот - ротик, роток, зуб - зубик, зубок, губа - губка, язык - язычок,

пятка - пяточка, локоть - локоток, плечо - плечико,

спина - спинка, живот - животик, щека - щечка, лицо - личико, ладонь - ладошка, голос - голосок.

Настольно – печатная игра «Собери картинку».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, развивать логического мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.
Материал: карточки с изображением человека, разрезанные на несколько частей.
Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.

Малоподвижная игра «Что можно кушать?».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, р азвивать знания о пользе употребляемых продуктов для детских зубок.

Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Дидактическая игра «Найди по описанию».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, о строении человека, способствовать развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Воспитатель описывает человека с картинки, как одет, что делает, дети называют кто это за человек (мама, папа, бабушка, ребёнок, человек какой – нибудь профессии). Игру проводит с опорой на картинки.

Цель: закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память.

Есть всегда у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает. (Язык и зубы)

Красные двери в пещере моей.
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот, зубы)

Пять братьев:
Годами равные, ростом разные. (Пальцы)

Две соседки-красавицы
Встретиться пытаются,
Поболтать, посмеяться,
О своём пошептаться,
Но гора на их пути -
Не перелезть, не обойти. (Щеки)

На лице цветёт,
От радости растёт. (Улыбка)

У двух матерей по пяти сыновей,
И одно имя всем. (Рука и пальцы)

Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки. (Веснушки)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Веки и глаза)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)

Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)

Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут. (Ноги)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, закреплять умения детей отгадывать загадки по определённым признакам, развивать у детей связную речь, мышление.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней. (Человек )

Стоят два кола,
На колах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес дремучий.(Человек )
И у бабушки есть, И у дедушки есть,

И у мамы есть, И у папы есть,

И у дочки есть, И у внучки есть,

И у лошадки есть, И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя )

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Одна другой касается -
Хлопок получается. (Ладонь)

Два брата в разлуке
Скучают друг о друге,
А сойдутся вместе -
Сердятся и хмурятся. (Брови)

Крутая скала
В косогоры вросла,
Над кручей лес
Возрос до небес. (Лоб)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память.

М. Ефремов «Тело человека»

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки … слышат.

Воздухом наш носик … дышит.

Ротик может … рассказать.

Глазки могут … увидать.

Ножки могут быстро … бегать.

Ручки все умеют … делать.

Пальчики хватают … цепко

И сжимают крепко-… крепко.

Чтобы быть здоровым … телу,

Надо нам зарядку … делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий … вдох!

Наклонимся вправо-влево…

Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый … лоб!

Потянулись-потянулись…

И друг другу … улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным … телом!

Дидактическая игра «Один – много».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, учить детей образовывать формы множественного числа существительных.

Воспитатель показывает картинку с изображением человека, или часть тела (ухо, нос, нога), и просит детей назвать.
Голова - две головы - голов,

рука - две руки - рук,

нога - две ноги - ног,

ступня - две ступни - ступней,

палец - два пальца - пальцев,

глаз - два глаза - глаз,

ухо - два уха - ушей,

нос - два носа - носов,

рот - два рта - ртов,

зуб - два зуба - зубов,

язык - два языка - языков,

пятка - две пятки - пять пяток,

колено - два колена - колен,

локоть - два локтя - локтей,

плечо - два плеча - плечей,

спина - две спины - спин,

живот - два живота - животов,

волос - два волоса - волос,

щека - две щеки - щек,

лицо - два лица - лиц,

лоб - два лба - лбов,

ноготь - два ногтя - ногтей,

ресница - две ресницы - ресниц,

Малоподвижная игра «Игра в слова».

Цель: закреплять знания о строении человека, частях тела, развивать словарный запас детей, развивать быстроту мышления.

Дети хлопают в ладоши, услышав слово, подходящее к слову «Человек. Моё тело».

Январь, нос, шея, воробей, коленка, понедельник, сова, волосы, веки, гуси, утро, глаза, локоть, водитель, синица, голос, уши, май, лето, ворона, живот, снегирь, ногти, язык, солнце, курица, нос, вторник, пятка, пальчик, август, дрозд, сердце, берёза, октябрь, слюна, жаворонок, лебедь, ноябрь, рука, нос, голубь, перепёлка, ресницы, декабрь, ноги.

Настольно – печатная игра «Тени».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям, развивать навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику.

Воспитатель рассказывает детям, что произошла путаница, солнышко отпечатала тени, а к какому человеку она подходит, совсем не знает, помогите найти людей по их контурным изображениям.

Настольно - печатная игра «Разрезные картинки».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, развивать умения детей складывать изображения.

Педагог предлагает детям сложить рисунки людей из разрезных картинок.

Дидактическая игра «Кого не стало?».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, учить образовывать слова-существительные в родительном падеже.

На доске или на столе выкладывают картинки 5-6 разных людей, предлагают детям назвать все изображенные картинки и запомнить их. Затем просят детей закрыть глаза, в это время педагог убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какого человека не стало. Например: «Не стало строителя», и т. д.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, развивать логическое мышление, память.

Голова, шапка , ладонь, шея.

Варежки , пальцы, нога, ладонь.

Нога, стопа, сапоги , колено.

Глаза, нос, рот, очки .

Волос, дом , ноготь, сердце.

Тело, рука, папа , губа.

Язык, живот, локоть, сова .

Ступня, палец, глаз, снег .

Ухо, нос, рот, носорог .

Зуб, язык, ёж , пятка.

Колено, локоть, плечо, кисель .

Спина, живот, волос, колос.

Щека, лицо, небо , лоб.

Ноготь, ресница, синица , голос.

Малоподвижная игра «Помощники».

Цель: закрепить знания детей о человеке, его частях тела, описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия они совершают.

Головой мы (что делаем?) - думаем.

Глазами (что делают) – смотрят книгу.
Руками (что делают) – играют в игрушки.
Ноги – бегают по улице.
Волосы – заплетают в косу.
Сердце – стучит.
Нос – чувствует запахи.

ушами... - слушаем;

носом... - дышим, нюхаем;

ртом... - едим, пьем, говорим;

руками... - берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами... - ходим, бегаем, прыгаем.


Дидактическая игра «Назови, кого ты видишь».

Цели: закреплять знания о строении человека, уметь быстро находить изображение людей в зашумленном рисунке (когда один эскиз наложен на другой), называть его.

Педагог предлагает детям рисунки, на которых контуры разных людей (4-5) наложены друг на друга. Дети должны назвать всех, кто спрятался на картинках, обводя их контур. Затем педагог раздает готовые контуры приборов и предлагает детям самим сделать подобные рисунки, поменяться ими и отгадать, у кого что получилось.

Дидактическая игра «Составление рассказа-описания».

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о человеке с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о человеке по плану.

Дидактическая игра «Здоровый малыш».

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.

Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо».

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.

Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».

Цель: закрепить знания детей о человеке, формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; развивать мелкую моторику рук. Развивать грамматически правильную речь.

Материал: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.

Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.

Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.

Дидактическая игра «Скажи со словом «нет»».

Цель: закреплять знания о человеке, частях тела, умение образовывать существительные в родительном падеже.

Мама - нет мамы, рука, нога, ногти, глаз, ухо, колено, волосы, ребёнок, дедушка, спина, живот, нос, язык, пальцы.

Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)».

Цель: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут «путешествия».

Материал: карточки с изображением лабиринтов.

Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.

Дидактическая игра «Вредно – полезно».

Цель: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.

Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.

Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.

Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно - логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

Дидактическая игра «Правила гигиены».

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать память, внимание.

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Дидактическая игра «От младенца до старика».
Цель: закрепить представления детей о обо всех возрастных периодах человека (а также периоде, в котором находятся они): детстве, юности, зрелости и старости; уметь находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни.

Материал: картинки людей разного периода человека.
Педагог предлагает детям «прокатиться в машине времени». Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет. Затем «отправиться в прошлое», найти картинки в младенческом и раннем возрасте, разложить их в возрастающей последовательности, начиная с самой ранней.
Потом из предложенных картинок людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика.

Дидактическая игра «Азбука здоровья».

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Например: по утрам надо чистить зубы (ребёнок находит эту картинку) и т.д. (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.)

Дидактическая игра «Чистоплотные дети».

Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце».

Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Дидактическая игра « Моё лицо».

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

Дидактическая игра «Мальчики и девочки».
Цель: закрепить знания детей о различиях между мальчиками и девочками, что мальчики будут папами, а девочки мамами, уметь находить сходство и различие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, поведении и деятельности.

Материал: картинки с изображением детей и взрослых разного пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятельности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.

Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.

Малоподвижная игра «Ты – моя частичка».

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал: мяч.

Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)

Я – нога, ты – моя частичка. Ты кто? (стопа, пальцы ног, коленка).


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди