10.10.2019

Период адаптации в саду. Период адаптации в детском саду. этапа привыкания к саду


Адаптация к детскому саду - тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза, или период дезадаптации - в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация - в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации - дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы и т.п.

Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново . Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.
Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.
Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).
Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.
Одна из самых распространенных проблем - утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода - отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.
По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.
Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Большинству родителей рано или поздно приходится отдавать своего подросшего ребенка в детский садик. Конечно, для пап и мам эта ситуация очень волнительна. Ведь в жизни их чада грядут существенные перемены. В течение нескольких последующих лет это дошкольное учреждение должно стать практически вторым домом для их малыша, и поэтому столь важно, чтобы он как можно быстрее привык к новым условиям и смог легче адаптироваться к изменившимся требованиям. С какими проблемами при этом сталкиваются дети и их родители, и как сделать так, чтобы этот период для всей семьи прошел как можно мягче?

Понятие адаптации

Под этим термином понимают процесс приспособления индивида к новым условиям, а также к новой для него окружающей среде. Существенные изменения, происходящие в жизни любого человека, в том числе и малыша, оказывают непосредственное влияние на его психику.

Что же представляет собой адаптация детей в детском саду? В первую очередь это период, требующий от ребенка больших энергетических затрат. В результате этого происходит перенапряжение детского организма. Кроме этого, адаптация детей в детском саду представляет собой привыкание к существенным изменениям жизненных условий, в числе которых:

  • отсутствие папы, мамы и других близких родственников;
  • появление необходимости в соблюдении четкого дневного распорядка;
  • сокращение количества времени, которое будет уделено конкретному малышу, ведь в группе находится от 15 до 20 детей;
  • необходимость в подчинении требованиям чужих для него взрослых.

Основные факторы привыкания

Период адаптации ребенка к детскому саду у всех малышей протекает по-разному. Так, некоторые из них привыкают к новым условиям сравнительно легко. В этом случае адаптация детей при поступлении в детский сад длится всего от одной до трех недель. Другим же крохам намного сложнее. Их адаптационный период растягивается на пару месяцев. Только после этого тревожность маленького человечка может существенно снизиться. Если же процесс адаптации детей к детскому саду не завершен и по истечении этого периода, то тогда родителям потребуется обратиться за консультацией к специалисту-психологу. Что же оказывает непосредственное влияние на успешность этого процесса? Специалисты выделяют ряд факторов, которые стоит рассмотреть подробнее.

Возраст ребенка

Очень часто молодые мамы стремятся пораньше выйти на работу. Это решение вынуждает отдать малыша в детский сад уже в два года, а то и раньше. Но стоит заметить, что подобный шаг является очень сложным для ребенка. Ведь в раннем возрасте он пока еще не может полноценно взаимодействовать со своими сверстниками.

Разумеется, каждый маленький человек является яркой индивидуальностью. Однако большинство психологов придерживаются мнения о том, что оптимальным возрастом для начала посещения ДОУ является 3 года. Объясняется такой вывод так называемым кризисным периодом первых лет жизни. Когда малышу исполнится 3 года, адаптация ребенка в детском саду уже сама по себе становится намного легче. Ведь к этому времени у детей снижается уровень психологической зависимости от мамы и повышается самостоятельность. Именно поэтому им гораздо проще расстаться с близкими людьми на несколько часов.

Почему же не стоит торопиться с оформлением ребенка в ДОУ? Например, если ребенку 2 года, то адаптация к детскому саду у него будет происходить, скорее всего, тяжело. Ведь формирование привязанности к маме и отношений между детьми и родителями заканчивается лишь по достижении крохой трехлетнего возраста. Именно поэтому в 2 года продолжительная разлука с близким человеком, скорее всего, вызовет у малыша нервный срыв и нарушит базовое доверие к миру.

Не стоит сбрасывать со счетов и большую степень самостоятельности трехлеток. Как правило, в этом возрасте детки уже умеют ходить на горшок и пить из чашки. Некоторые из них даже делают попытки самостоятельно одеваться. Все эти навыки и облегчают адаптацию детей в детском саду.

Состояние здоровья

Достаточно тяжело проходит период адаптации ребенка к условиям детского сада, если у него имеются серьезные хронические заболевания, например, диабет, астма и т.д. Сложности к привыканию в этом случае объясняются особенностями организма и повышенной степенью психологической связи с близкими людьми.

То же самое можно сказать и о тех детках, которые болеют часто и подолгу. В этом случае для успешной адаптации ребенка в детском саду потребуются особые условия в виде сниженных нагрузок и наблюдения медицинского персонала. Специалисты рекомендуют отдавать таких малышей в ДОУ как можно позже. Ведь основная проблема адаптации ребенка к детскому саду - это его здоровье, а в младшей группе у малыша наблюдается следующее:

  • проявляется сниженный иммунитет;
  • растет восприимчивость к инфекциям;
  • повышается эмоциональная лабильность, выражающаяся в периодах плаксивости;
  • возникает несвойственная для маленького человечка агрессивность, активность или, наоборот, медлительность.

Собирая документы в детский сад, родители обязательно должны пройти со своими малышами медосмотр. Пугаться этой процедуры не нужно. Напротив, мамы и папы еще раз могут посоветоваться с врачами по поводу того, каким образом их чаду пережить предстоящую адаптацию детей в детском саду с минимальными потерями для здоровья.

Уровень психологического развития

Успешному прохождению периода адаптации ребенка к детскому саду может воспрепятствовать отклонение от средних показателей познавательного интереса. Причем в этом случае свою негативную роль порой играет как задержка в психическом развитии, так и одаренность.

При первом варианте понадобится применение особых коррекционных программ. Они позволят восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, а также повысить у ребенка познавательную активность. Если в ДОУ для таких деток созданы все благоприятные условия, то уже к школьному возрасту они могут догнать своих сверстников.

Психологическая адаптация детей в детском саду сложна и если они являются одаренными. Дело в том, что у таких малышей уровень познавательной активности значительно выше, чем у ровесников, при этом они способны испытывать некоторые сложности в коммуникации и социализации с одногруппниками.

Контакты со сверстниками

Адаптация в детском саду предполагает значительный рост уровня социализации. Малышам приходится много общаться со сверстниками, а также с незнакомыми им взрослыми. При этом психологи отмечают особенности адаптации детей к детскому саду. Быстрее всего к новому обществу привыкают те малыши, у которых круг социального окружения не ограничивается только родителями и бабушками. Если дети редко контактируют со своими сверстниками, то к изменившимся условиям они будут привыкать очень сложно. Здесь скажутся их еще слабые навыки коммуникации и, кроме того, неумение разрешить конфликтные ситуации. Все это непременно вызывает рост тревожности и является основной причиной нежелания посещать садик.

Во многом данный фактор адаптации детей раннего возраста в детском саду зависит от педагогов. Воспитатель, умеющий наладить хороший контакт с ребенком, значительно ускоряет процесс привыкания к необычным условиям.

Особенности поведения

Порой период адаптации детей в детском саду пугает родителей настолько, что они начинают считать, что этот «ужас» не закончится никогда, и что их ребенок посещать ДОУ просто не сможет. Однако пап и мам беспокоят, как правило, те особенности поведения их чада, которые являются типичными для абсолютного большинства малышей, проходящих данный этап своей жизни. И не стоит родителям при этом думать, что только их ребенок не может посещать ДОУ, а остальные детки ведут себя лучше. Это далеко не так. Рассмотрим самые распространенные изменения, которые можно наблюдать в поведении ребенка при адаптации к условиям детского сада.

Эмоции

Как проходит адаптация ребенка в детском саду? На начальном этапе посещения ДОУ у него очень сильно выражены различные отрицательные эмоции в виде плача и хныканья. Особенно ярким становится проявление страха. Кроха всем своим поведением показывает, что ему страшно. Он боится воспитателя и того, что его мама за ним никогда не вернется. Проявляется у ребенка в этот период и гнев. Он вырывается, не давая себя раздевать, и даже способен ударить близкого человека, который собирается оставить его в группе. Порой у таких деток проявляются депрессивные реакции. Они становятся заторможенными, и кажется, что эмоции у них отсутствуют вовсе.

Среди особенностей саду выделяется отсутствие положительных эмоций, что особенно ярко проявляется в самые первые дни. Малыши очень расстроены расставанием с привычной средой и с мамой. Ребенок может и улыбаться. Однако это, как правило, реакция на новую игрушку или веселую игру.

Родителям предстоит набраться терпения. Как бы это ни было тяжело, стоит помнить о том, что на смену негативным эмоциям обязательно придут позитивные. Они и укажут на завершение адаптации ребенка младшей группы в детском саду. Плакать же при расставании с мамой ребенок может еще долго. Однако подобное проявление эмоций вовсе не указывает на то, что его привыкание к новым условиям идет плохо. Если кроха способен успокоиться уже после нескольких минут после того как мама ушла из группы, то тогда можно считать, что все в порядке.

Коммуникабельность

Первые дни адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду проходят со снижением их социальной активности. Даже те малыши, которые отличались общительностью и оптимизмом, становятся беспокойными, замкнутыми и напряженными. Взрослым, наблюдая за детьми, нужно иметь в виду, что 2-3-летние крохи играют только рядом, но не вместе. В таком возрасте еще не получила свое развитие сюжетная игра с вовлечением в нее нескольких участников. Именно поэтому родители не должны расстраиваться, если их малыш не взаимодействует с другими. Об успешном прохождении процесса адаптации в этом случае можно будет судить по взаимодействию ребенка с воспитателем. Малыш должен откликаться на просьбы взрослого и следовать распорядку дня.

Познавательная активность

На начальном этапе данный фактор у деток, пришедших в ДОУ, как правило, снижен или вовсе отсутствует из-за имеющих место стрессовых реакций. Порой ребенка перестают интересовать даже игрушки. Он стремится посидеть в стороне, чтобы лучше сориентироваться в новой обстановке. И только постепенно в процессе адаптации малышом начнется освоение пространства группы. Он совершает «вылазки» к игрушкам, постепенно они становятся более смелыми и частыми. После этого у ребенка начнут возникать познавательные вопросы, которые он станет задавать воспитателю.

Навыки

В начале посещения детского садика на малыша окажут свое влияние новые для него внешние воздействия. Из-за этого некоторые детки на время утрачивают навыки самообслуживания, в числе которых - умение пользования ложкой, горшком, носовым платком и проч. Если успешно будет проходить адаптация детей в детском саду, родителям будет приятно видеть, что их кроха не только вспомнил все забытое, но и научился чему-то новому.

Речь

В период адаптации словарный запас некоторых детей может значительно истощиться. При этом в нем станут появляться «облегченные» варианты слов и предложений. Родителям не стоит волноваться по этому поводу. С течением времени речь ребенка не только восстановится, но и значительно обогатится. Для этого нужно только набраться терпения и подождать окончания периода адаптации.

Двигательная активность

При приходе в ДОУ одни детки становятся чересчур активными, а другие - «заторможенными». В этот период перемены затрагивают и их домашнюю деятельность. Хороший признак успешного прохождения адаптации - восстановление нормального двигательного поведения как в садике, так и вне его стен.

Сон

Ребенок, оставленный родителями на дневной сон, засыпать в первые дни будет плохо.

Малыш либо будет вскакивать, либо просыпаться с плачем. Беспокойным время отдыха крохи станет и дома. И только после завершения периода адаптации все обязательно придет в норму.

Аппетит

На начальном этапе, когда ребенок только начал посещать ДОУ, он не будет стремиться к еде. Снижение аппетита при этом связывают с непривычной для крохи пищей, а также со стрессовыми реакциями. Как понять, что процесс адаптации проходит успешно? На это укажет восстановление аппетита маленького человечка. И если даже он будет съедать не все, все же он начнет кушать.

Изменение в состоянии организма

Нередко детки начинают болеть уже в первый месяц своего посещения детского садика. Ведь процесс адаптации сопровождается понижением сопротивляемости еще не окрепшего организма разнообразным инфекциям. Конечно, многие мамы надеются, что привыкнуть к изменившимся условиям их ребенок сможет уже после нескольких дней посещения ДОУ. Однако не стоит торопить время. Психологами и врачами выделено 3 степени адаптации деток к ДОУ. Среди них:

  • легкая, которая длится от 15 до 30 дней;
  • средняя (период 30 до 60 дней);
  • тяжелая (от 2 до 6 месяцев).

Рассмотрим каждую их этих степеней подробнее.

Легкая адаптация

При данной степени привыкания малыша к новым условиям, его поведение по всем основным показателям приходит в норму уже на протяжении одного месяца посещения ДОУ. Посещать садик для него вовсе не трагедия. Он приходит в свою группу радостно и спокойно.

При легкой степени адаптационного периода аппетит у малышей снижается умеренно и уже через неделю вновь приходит к своей норме. Быстро у таких деток восстанавливается и сон. Для этого достаточно 1-2 недель. Незначительным в таких случаях является и снижение иммунитета. Уже спустя 2-3 недели он полностью приходит в норму.

Средняя адаптация

Такая степень привыкания к ДОУ проходит значительно дольше и сопровождается значительными отклонениями. Сон и аппетит у таких малышей восстанавливаются лишь к середине 2-го месяца их пребывания в садике. Активность крохи при этом снижается. У него появляется эмоциональная подавленность, которая порой сопровождается нарушением стула, появлением потливости, а также темных кругов под глазами. В случае прохождения ребенком адаптации в ее средней степени, у него довольно часто возникают ОРВИ, которые, к тому же, протекают, значительно тяжелее. Проходят подобные симптомы к концу 2-го месяца.

Тяжелая адаптация

Данная степень привыкания вызывает особую тревогу. Она сопровождается длительными болезнями, имеющими тяжелое течение, сильным снижением аппетита, а также подавлением эмоциональной и физической активности. Подобные симптомы ярко свидетельствуют о том, что защитные силы малыша не справляются с возникшими условиями и не способны предохранить его организм от различных инфекционных факторов новой среды.

Серьезные стрессы и ослабление иммунитета оказывают негативное влияние на психическое и физическое развитие ребенка, а также на его эмоциональное состояние. Кроха начинает отказываться от приема пищи, от общения и игр.

Фазы адаптации

Об окончании периода привыкания к условиям ДОУ можно судить по тому моменту, когда отрицательные эмоции ребенка меняются на положительные, и при этом восстанавливаются все регрессирующие функции. При этом ребенок во время утреннего расставания уже не плачет и идет в группу с желанием. Он все охотнее взаимодействует с воспитателем, откликаясь на его просьбы, следует всем требованиям режима, ориентируется в группе и даже имеет любимые игрушки и занятия.

Проведение комплексных исследований учеными разных стран позволило выделить три фазы (этапа) адаптационного процесса:

  1. Острая. Она сопровождается самыми различными колебаниями в психическом статусе и в соматическом состоянии. Прохождение данной фазы вызывает снижение веса, появление частых респираторных заболеваний, ухудшение аппетита, а также регресс в развитии речи. Длительность данной фазы составляет приблизительно один месяц.
  2. Подострая. Для этой фазы характерно адекватное поведение малыша. Все сдвиги в его поведении начинают уменьшаться и происходят только в отношении отдельных параметров. При этом отмечаются замедленные темпы развития ребенка, особенно психического. Длительность данного этапа составляет 3-5 месяцев.
  3. Фаза компенсации. Для нее характерно ускорение темпа развития малыша. Уже к завершению учебного года детки преодолевают подобную задержку.

Наиболее тяжелым для малыша является первый этап. Именно поэтому его и называли острой фазой. Но родителям стоит иметь в виду, что все протекают у детей сугубо индивидуально. Если малыш много и с радостью говорит о детском садике и спешит туда, считая, что у него очень много дел и друзей, то можно считать, что период привыкания уже завершен.

Предварительная подготовка

Как минимизировать время адаптации детей в детском саду?

Консультация для родителей позволяет мамам и папам заранее подготовиться к этому важному в жизни их чада событию. Специалисты при этом советуют:

  1. Перестать волноваться. Возникшая у родителей тревога проецируется на ребенка. Не стоит также обсуждать с малышом возможные осложнения его посещения детского садика. Психологи рекомендуют родителям не вдаваться и в другую крайность. Ведь некоторые мамы и папы рисуют ребенку идиллические картинки его пребывания с детками в садике. Лучше всего, если взрослые займут позицию осознанной необходимости.
  2. Откорректировать режим малыша. Его необходимо перестроить так, чтобы ребенку было несложно просыпаться за час-полтора до того времени, когда нужно будет выходить из дома. Детей, которые уже не спят днем, необходимо приучить хотя бы лежать в постели.
  3. Приучить ребенка в одно и то же время ходить в туалет по-большому. Причем это должен быть период не с 11 до 13 ч, когда детки выходят на прогулку. По-маленькому малыш должен приучиться ходить в туалет не в тот момент, когда уже очень-очень хочется, а заранее.
  4. Приблизить меню ребенка к детсадовскому. При этом родителям необходимо устранить перекусы, которые их малыш требует до или после основных приемов пищи. Для этого специалисты рекомендуют на некоторое время снизить калорийность блюд. Это и приведет к улучшению аппетита. Но если ребенок продолжает отказываться съедать все побыстрее и оставляет пищу на тарелке, то необходимо поговорить с воспитателем, чтобы тот проявил терпение и был мягким с малышом в этом вопросе. Ведь нередко проблемы с едой становятся основной причиной того, что детки отказываются идти в садик.
  5. Проводить закаливающие процедуры. Самым простым и эффективным способом при этом станет хождение босиком. Летом оно должно быть по земле, а зимой - в помещении. Подобное мероприятие позволит укрепить иммунную, а также нервную систему. Большую пользу в деле закаливания принесут водные процедуры. Специалисты советуют родителям не ограничивать пребывание малыша в воде и не слишком контролировать ее температуру. Также следует постепенно приучать кроху к холодному питью, чтобы ему можно было без проблем для здоровья давать кефир, молоко и соки прямо из холодильника. С точки зрения температурного контраста полезным будет и употребление мороженого.
  6. Приучать к тому, что мама может отлучиться. Для этого психологи рекомендуют создавать такие ситуации, когда ребенок сам попросит близкого ему человека на время уйти. Например, для того, чтобы подготовить для мамы сюрприз или подольше поиграть с друзьями. При этом уходя надолго, следует просить ребенка проследить за порядком в доме и дать ему какие-либо поручения, которые он должен выполнить к маминому возвращению. При встрече малыша нужно обязательно расспросить, как прошел его день, и похвалить за успехи.
  7. Проследить, каким образом малыш играет со сверстниками. Дело в том, что взаимоотношения между детьми в этом возрасте находятся на стадии формирования. У ребенка, которого родители отдали в детский сад, этот процесс значительно ускоряется. Именно поэтому родителям следует обратить внимание, подходит ли их чадо к играющим детям. Если ему это сложно, то мамам и папам нужно научить его это делать. Малыш должен уметь здороваться с детьми, предлагать им принесенные игрушки, просить поиграть с ними и правильно реагировать в случае отказа, находя при этом компромиссны вариант.
  8. Приучить малыша выносить во двор только те игрушки, которые он готов дать друзьям. Если он будет брать с собой только самого любимого мишку и не станет ни с кем делиться, то скоро прослывет жадиной и останется в одиночестве.

Помощь мамы

В процессе адаптации близкие люди должны создать для малыша в доме самую бережную обстановку, которая будет щадить нервную системы крохи, работающую в этот период на полную мощность.

Кроме этого, мамам нужно говорить в присутствии ребенка о воспитателе и о детском саду только хорошее. И это даже несмотря на некоторые имеющиеся недовольства. Ребенку, который уважает воспитателей, всегда легче адаптироваться к новым условиям.

Кроме этого, в выходные дни родители не должны менять режим своего чада. Конечно, поспать утром ему можно немного дольше, но при этом не особенно сдвигая весь распорядок дня.

Не стоит также отучать детей, проходящих адаптацию к детскому саду, от «дурных» привычек, к примеру, от соски. Это позволит не перегружать нервную систему крохи, которая и так чересчур напряжена.

Мама в такой сложный для малыша период следует быть терпимее к его капризам. Причина их возникновения - перегрузка НС. Проявившего недовольство кроху следует обнять, помочь ему успокоиться и переключить на другую деятельность.

В садик можно дать из дома игрушку. Лучше, если она будет мягкой. В этом возрасте для крохи знакомая игрушка будет заместителем мамы. Прижимая к себе мягкую частичку дома, малыш быстрее успокоится в незнакомой для него обстановке.

В любой семье рано или поздно приходит время отдать ребёнка в детское учреждение. Причины бывают самыми разными. Чаще всего маме просто пора выходить на работу, так как подходит к концу отпуск по уходу за ребёнком. Темперамент и привычка к дому у всех деток разные, поэтому переносят они новое для себя окружение так же по-разному: кто-то легко привыкает и идет на контакт с воспитателями и другими детьми, а для других этот процесс проходит болезненно.

Вопросу о том, как адаптировать ребенка к детскому саду,будет посвящена эта статья.

Почему родители отдают маленьких детей в садик

В некоторых семьях ребёнка отдают в детский садик раньше трёхлетнего возраста. Это может быть сделано по нескольким причинам:

  • ребёнок сам так рвётся в сад, что буквально заставляет родителей его туда отвести;
  • маме проще справиться с адаптационным периодом и помочь в этом ребёнку, ведь ей ещё несколько месяцев не придётся выходить на службу, а значит, она сможет забирать своего кроху пораньше;
  • семья стеснена в средствах, и еда в детском саду намного разнообразнее и калорийнее домашней, и многое другое.

Какой бы ни была причина отдать своего ребёнка в данное государственное учреждение в каждом конкретном случае, родители должны учитывать особенности адаптации ребенка к детскому саду, к новым для малыша условиям. У одних детей это получается лучше, у других - хуже, но в конечном итоге 99% малышей успешно проходят адаптацию к переменам в жизни.

Чем полезен детский сад для малышей

До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка. Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность. Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.

Плюсы детского сообщества:

  1. В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
  2. Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
  3. Установка из младенчества «я - мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
  4. Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:

  1. Не стоит устраивать из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
  2. Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
  3. Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
  4. Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
  5. Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.

По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
  2. Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).

Как облегчить задачу воспитателям

Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:

  1. Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
  2. Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
  3. Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.

Длительность периода адаптации

Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду. Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение. Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.

Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.

Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно. Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада. Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.

В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.

Изменения в поведении

Для каждой мамы её ребёнок является самым хорошим, самым любимым и самым послушным. Он не кричит и не капризничает дома, выполняет все просьбы и помогает маме, ложится спать вовремя и играет самостоятельно. Но вот ребёнок пошёл в детский садик, и всё изменилось до неузнаваемости: малыш стал кричать, или, наоборот, затих совсем, перестал помогать, самостоятельно одеваться или раздеваться, забыл навык пользования горшком, возможно, он даже стал бить маму, кусаться и бить посуду…

Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.

Что делать, если поведение изменилось

Вне зависимости от того, сколько длится саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:

  1. Первое, что советуют психологи - набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
  2. Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
  3. Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала - на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.

Подготовительные игры

В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры - вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду. Самое главное - если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

Лучше пропустить какие-то (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит. Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить. Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.

Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:

  1. Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
  2. Посещение детского дошкольного учреждения - огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать - он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
  3. Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.

Зачем нужен сон

Чтобы ответить на вопрос, как адаптировать ребенка к детскому саду, следует знать о важности достаточного времени для сна. Чем больше ребёнок спит, тем лучше. Первое время он может просыпаться среди ночи, плакать, вскрикивать, кидаться к маме в страхе, что она его в следующий раз не заберёт. В первые две недели детям часто это снится, особенно если не найден контакт с воспитателями. Следует набраться терпения - это пройдёт.

Во время сна организм отдыхает и восстанавливает эмоциональные и физические силы, поэтому это время очень важно.

Поведение родителей

Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.

Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.

О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников. Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года. Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.

Заключение

Залог успешной адаптации ребёнка - спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Ребёнок «считывает» информацию и сам становится спокойнее. Поэтому если мама не может смотреть на детские слёзы, более того, всё время их подсознательно ожидает, пускай первый месяц-два ребёнка отводит папа или другой, более спокойно настроенный член семьи.

Читайте в этой статье:

Адаптация и отрицательные эмоции

У многих молодых родителей срабатывает стереотип, что как только ребёнку исполнилось три года, его пора отдавать в садик для тренировки общения, а родителям вновь нужно возвращаться на работу. Но частенько родители сталкиваются с тем, что через неделю ребёнок начинает капризничать и устраивать истерики , не желая по утрам отправляться в садик. Он обещает маме хорошо себя вести и во всём слушаться, лишь бы его оставили дома. Воспитатели жалуются на ребёнка, рассказывая, что он ни с кем не играет, не бегает, не веселится, не проявляет интереса к игрушкам, а целый день сидит и грустит. Каждый раз бросается к двери, когда кто-то приходит, ожидая своих родителей. Зачастую ребёнок начинать терять уже приобретённые ранее навыки самостоятельности, чаще страдает недержанием мочи, начинает хуже говорить, не ест и плохо спит. Именно так проявляется период адаптации к детскому саду.

Рассмотрим подробнее состояние ребёнка в период адаптационного стресса .

Первое – это отрицательные эмоции , которые присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Степень проявления может быть разной. Едва заметное испорченное настроение и настоящая депрессия, когда малыш воспринимает нахождение в детском саду как заточение. Подавленность ребёнка проявляется в том, что он может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая есть или играть. Эта депрессия также характеризуется неожиданными вспышками активности и агрессии по отношению к окружающим. Всё внимание ребёнка в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребёнок вновь впадает в безучастное состояние.

В первое время после начала посещения детского сада, когда ребёнка отвлекают новые игрушки, он может проявлять заинтересованность и «забывать» о своём горе, но в последующие дни, когда малыш уже всё изучил, его эмоции вновь сосредотачиваются на негативных впечатлениях. Он может постоянно хныкать, либо плач может проявляться приступами.

Частенько дети, находящиеся во власти отрицательных эмоций, плачем поддерживают всех расстроенных расставанием с родителями новичков. Известен также феномен плача «за компанию». Самым стойким и длительным проявлением депрессии является хныканье.

Эмоциональное состояние ребёнка в период адаптации

Второе , что постоянно испытывает ребёнок в период адаптации, – это страх . Нет ни одного ребёнка, который бы ни разу не испытывал его во время привыкания к детскому саду. Страх вызывает новая обстановка, воспитатели, другие дети и самое основное – предположение малыша, что родители не придут вечером, бросив его в детском саду навсегда.

Третья частая реакция при адаптации – это злость, гнев . Ребёнок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни изменений, и бросаться на каждого, кто подойдёт к нему. При этом поводом для злости может стать любой пустяк.

Чем легче проходит процесс адаптации, тем быстрее и чаще ребёнком начинают овладевать положительные эмоции. Радость и смех - особенно хорошие признаки того, что конец привыкания не за горами.

Четвертое – социальные контакты . Чем более общителен от природы ребёнок, тем более быстрой будет его адаптация. Общительность может полностью исчезнуть в первые дни посещения детского сада. Через какое-то время она постепенно вернётся, но сначала ребёнок сам начнёт проявлять инициативу в общении с другими взрослыми. Обычно это обращения к воспитателям с просьбой отвести домой. Как вариант ребёнок может просить хотя бы предоставить ему отдельную комнату без других детей, с которыми он ещё не хочет дружить и общаться. Переломный момент наступит, когда ребёнок установит контакты со сверстниками из группы. Дружба поможет привыканию быстрее завершиться.

Также в период адаптации к детскому саду у ребёнка может поменяться мимика и взгляды, манера движений. На это тоже необходимо обращать внимание.

Пятое , что необходимо выделить в состоянии эмоций адаптирующегося ребёнка, - это любопытство и жажда знаний . Под воздействием стресса познавательная деятельность угасает вместе с положительными эмоциями. В возрасте трёх лет ребёнок активно познаёт мир через игру. Поэтому, оказавшись в детском саду, малыш перестаёт тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Возвращение познавательной активности означает постепенное «выздоровление» от стресса.

Шестое – это социальные навыки . Психика малыша испытывает такое давление, что в первые дни после начала посещения дошкольного учреждения он может разучиться о себе заботиться. Из-за этого ребёнок может стать объектов насмешек со стороны других детей и вызвать недовольство воспитателей. Ребёнок может временно разучиться самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой и носовым платком, может забывать говорить «спасибо» и «пожалуйста». Когда стресс от адаптации исчезнет, малыш вспомнит все забытые навыки.

Седьмое – речь . От стресса и эмоциональных перегрузок ребёнок может забыть многие слова. В его речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Малыш начинает говорить односложными предложениями, кратко, конспективно. При более лёгкой адаптации речь практически не меняется, но тяжёлое привыкание отказывает влияние на процесс говорения. И даже при лёгкой адаптации ребёнок не может в это время запоминать достаточное для его возраста количество новых слов.

Восьмое – двигательная активность . От стресса малыш становится или слишком медлительным, или слишком быстрым. Необходимо быть внимательным и не спутать активность, обусловленную врождённым темпераментом, и нездоровую активность – следствие стресса.

Девятое – сон . В первое время ребёнок совершенно не может уснуть днём. Часто он сидит на кровати и плачет. Потом с течением времени постепенно малыш начинает забываться беспокойным сном с частыми пробуждениями. Спокойный нормальный сон приходит только после закончившейся адаптации.

Последнее – аппетит . Под воздействием стресса ребёнок может почти полностью отказываться от еды в детском саду. Изредка возможна обратная ситуация: резкое усиление аппетита и обжорство. Чем больше ребёнок привык и освоился, тем больше его аппетит возвращается к обычной норме.

Не пугайтесь, если в процессе адаптации ребёнок похудеет. Освоившись, он вернёт себе потерянный вес и будет в дальнейшем набирать его в процессе роста и развития.

Иногда также во время адаптационного периода у ребёнка без всяких простуд повышается температура.

Адаптация – это очень сложный и тяжёлый для детского организма и детской психики процесс. Переживаемый маленьким человеком стресс затрагивает жизнедеятельность и в той или иной мере нарушает нормальную работу всех основных систем человеческого организма. Неудивительно, что сильно страдает иммунитет, естественная защита ребёнка от болезней уменьшается, и он подвержен частым простудам. Болезни прерывают процесс адаптации ребёнка к детскому саду, и после выздоровления, к сожалению, он начинается заново.

Вред яслей и раннего посещения детского сада

До трёх лет посещение детского сада принесёт ребёнку только вред , который будет тем сильнее, чем меньше возраст малыша. Причины этому следующие.

Физиологическое и психологическое развитие ещё не позволяет маленькому человеку расставаться с матерью без вреда. На стресс, вызванный посещением яслей, организм ребёнка отреагирует невротической реакцией. Развитие ребёнка, который ходит в ясли, будет резко заторможено – настолько, что родители даже не будут уверены, что оно ещё продолжается. Оно будет продолжаться, но очень-очень медленно.

Также необходимо отметить, что дети, посещающие ясли, хуже развивают свои речевые способности . Это связано с тем, что они много общаются со сверстниками, с такой же неразвитой речью, и очень мало – со взрослыми людьми, от общения с которыми могли бы увеличить свой словарный запас. Умение выражать свои мысли словами недостаточно развивается при раннем помещении ребёнка в детский сад или ясли. Также в результате того факта, что молчавший до этого времени ребёнок был вынужден заговорить в стрессовых для него условиях, вырабатывает у него соответствующее отношение к словесному общению. Речь понимается ребёнком как средство спасения, а не как средство коммуникации.

Если маленький ребёнок много времени проводит вне дома, нарушается его глубокий контакт с семьёй, что повлияет на общение с родителями в дальнейшей взрослой жизни человека. С 2 до 3 лет дети должны научиться свободно общаться со своими родителями, свободно составлять целые фразы и предложения. Дети, которых до 3 лет отдали в детский сад, склонны утаивать свои переживания , они неохотно в будущем делятся ими с родителями. Они учатся держать всё в себе в детском саду. Такие дети обычно не могут описать, что они чувствовали и о чём переживали в детском саду в течение прошедшего дня.

3-4-летним детям очень тяжело даётся общение с коллективом сверстников . Эти малыши уже умеют играть вдвоём, но игра в группе для них сложна и почти невозможна без примера и обучения педагогов. Частенько третий малыш ломает или портит то, что построили или сделали двое играющих. Он просто не знает, куда себя деть и как органично влиться в игру товарищей, поэтому таким образом выражает протест против своего отсутствия в игре. Это вызывает слёзы, драки и не учит детей уважать друг друга. Они начинают считать, что правда за тем, кто сильнее или хитрее.

Детский сад до трёх лет или ясли благотворен только для детей из неблагоприятных асоциальных семей , детей с тяжело больными родителями , со специфическими болезнями или с крайне негативными домашними бытовыми условиями .

Причины стресса у ребёнка

Стресс в период адаптации вызван разлукой с родителями . Ребёнок может воспринимать её как предательство, как признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим тётям. К тому же ребёнок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться. Страх потери, страх неизвестности и страх неодобрения вызывает сильный стресс.

Тяжёлая и длительная адаптация у детей, постоянно прерываемая болезнями, может даже никогда не закончится или занять целые месяцы. Если в детской поликлинике врачи прогнозируют Вашему ребёнку тяжёлую адаптацию, то лучше отдать его в детский сад не в три года, а позже, когда он немного подрастёт и научится лучше приспосабливаться.

Не стоит забывать и о трёхлетнем кризисе развития маленького человека. Именно в три года ребёнок осознаёт себя как личность и пытается показать это окружающим. Переживание этого кризиса обостряет чувствительность ребёнка, поэтому наложившаяся адаптация ещё больше усугубляется. Многие дети не выдерживают подобного «двойного груза», и их психика «даёт сбой», вызывая нервный срыв. Преодолеть тяжёлую адаптацию к детскому саду ребёнку должны помочь совокупные усилия родителей, воспитателей и педиатров в поликлинике.

Степень тяжести адаптации

Многие родители задаются вопросами: все ли дети обречены на страдания, вызванные тяжёлым адаптационным периодом? Нет, не все. У некоторых детей адаптация к детскому саду проходит быстро и легко, занимая пару недель. Ребёнок не болеет, поведение его меняется совсем чуть-чуть и ненадолго, не вызывая беспокойства его родителей.

Также адаптация может быть не лёгкой или тяжёлой, а «средней». Она занимает обычно больше месяца и сопровождается периодическими болезнями малыша. Болезни оканчиваются без осложнений, отличаясь по этому признаку от болезней, сопровождающих тяжёлое протекание адаптации. Здесь существенную помощь может оказать следование врачебным рекомендациям по закаливанию детей и укреплению их иммунитета.

Родителям следует помнить, что дети, пережившие тяжёлую адаптацию к детскому саду, как правило, долго и болезненно привыкают в дальнейшем к школе.

Факторы риска

Существуют факторы риска , увеличивающие вероятность проявления тяжёлой формы привыкания к детскому саду. При наличии нескольких неблагоприятных факторов начало посещения дошкольного образовательного учреждения желательно отложить.

Первая группа факторов риска относится к дородовому периоду . Это токсикозы во время беременности; заболевания, перенесённые матерью, пока она носила ребёнка под сердцем (обострение хронических заболеваний и инфекционные болезни); также в эту группу относится приём во время беременности лекарств, курение матери, стрессы и конфликты, перенесённые ею (не важно, в семье или на работе), употребление алкогольных напитков, работа на потенциально вредном производстве и предприятиях. Также имейте в виду, что частое употребление алкогольных напитков отцом перед беременностью матери тоже является фактором риска развития осложнённой формы адаптации в будущем у ребёнка к детскому саду.

Вторая группа факторов риска относится к самому процессу родов . Это всевозможные осложнения, возникшие при родах, родовая травма у ребёнка, перенесённая им асфикция, операции, проведённые хирургами при родах. Также сюда же относится несовместимость резус-фактора крови матери и ребёнка.

Третья группа факторов относится к послеродовому периоду . Это недоношенность ребёнка и, как ни странно, переношенность, масса тела при рождении более 4 килограмм. Также сюда относятся частые болезни ребёнка на первом месяце жизни, курение и употребление алкогольных напитков матерью во время кормления грудью. Искусственное вскармливание – это тоже риск. Обратите внимание на пассивное курение матери в период грудного вскармливания. Если члены семьи курили при кормящей матери или ребёнке, это может отразиться на его нервной системе и затруднить процесс адаптации к детскому саду. Частые инфекции ребёнка до трёх лет, наличие таких заболеваний как рахит, анемия, паратрофия, гипотрофия, диатез, хронические заболевания малыша (порок сердца, пиелонефрит и прочие) относятся к факторам риска. Сюда же нужно добавить неудовлетворённость и депрессию матери, плохие материальные и бытовые условия жизни, отсутствие процедур закаливания, проводимых с ребёнком, задержка его нервного или психического развития. Станет фактором риска отсутствие возможности общения у ребёнка с ровесниками и взрослыми людьми, отличия в режиме дня дома и в детском саду, неблагоприятный эмоциональный климат в семье, ругань и конфликты родителей. Риском является жизнь ребёнка в неполной семье, а также если ребёнок первенец или вообще единственный в данной семье.

Как видим, большинство рисков идёт либо от болезней , либо от неправильного поведения родителей до и после рождения ребёнка. Неправильное воспитание маленького человека тоже относится к факторам риска. Есть внушать ребёнку, что он кумир и принц и все перед ним всегда будут склоняться, выполняя любые его капризы, то малышу тяжело придётся в детском саду. Обратный случай с излишне строгим воспитанием ребёнка тоже относится к факторам риска.

Часть факторов имеет необратимый характер , и родители никак не могут изменить их . В частности, это факторы, связанные с течением беременности и родами. Однако кое-какие факторы нейтрализовать семье под силу. Например, исключить курение в квартире, начать закаливать ребёнка, скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, нехватка общения со сверстниками и взрослыми людьми, погрешности воспитания малыша, неблагоприятная атмосфера в семье. Чем раньше Вы устраните эти факторы, тем легче и быстрее ребёнок сможет адаптироваться к детскому саду.

Чем можно помочь ребёнку, чтобы облегчить привыкание ? Необходимо с самого раннего возраста тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придётся менять поведенческую модель. Нужно заранее проконсультироваться у участкового врача, насколько тяжёлой ожидается адаптация у ребёнка, и начинать подготовку.

Воздержитесь от нелестных высказываний в адрес детского сада или воспитателей в присутствии ребёнка. Устраните, насколько это возможно, факторы риска, увеличивающие вероятность тяжёлого периода адаптации. Проводите назначенные врачом оздоровительные мероприятия. В детский сад ребёнка направляйте, только если он здоров. Во время кризиса трёх лет постарайтесь не начинать посещения детского сада.

Не поленитесь заранее узнать расписание режима дня в детском саду, чтобы загодя обеспечить ребёнку такой же. Обязательно занимайтесь закаливающими процедурами. Выберете детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребёнка и чтобы он мог там встретить знакомых по детской площадке ребят. Загодя познакомьте ребёнка с воспитателями и детьми из детского сада, куда он собирается пойти.

Создавайте у ребёнка положительные ожидания от ещё незнакомого ему детского сада. Расскажите заранее, как ему обращаться и заговаривать с воспитателями, как общаться с детьми в трудных ситуациях, что делать, если его бьют или обижают, и прочее. Ни в коем случае не пугайте малыша садиком, нельзя, чтобы он считал посещение детского сада наказанием. Расскажите любимому чаду, почему ему необходимо посещать детский сад, обязательно отметив, что он уже достаточно взрослый для такого серьёзного дела. Расскажите ему о предстоящей временной разлуке, подготовьте, чтобы потом это не стало шокирующей новостью.

Дома не забывайте приучать ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию. Перед посещением детского сада не нервничайте сами, так как Ваша тревога легко передастся малышу. Договоритесь на работе о таком графике, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада не оставлять его там на целый день, пораньше забирать домой. Начните посещение садика с четверга. Двух дней до выходных ребёнку будет более чем достаточно. За субботу и воскресенье он сможет обдумать новый полученный опыт. Если на следующей неделе ребёнку будет слишком тяжело, постарайтесь его оставить дома в среду.

В отличие от школы в детском саду отсутствуют каникулы. Однако малыши испытывают в детском дошкольном учреждении иногда даже большую нагрузку, чем школьники. Это обусловлено в первую очередь их возрастом и большим, по сравнению со школой, временем пребывания в садике. Поэтому самостоятельно запланируйте ребёнку каникулы – неделю или две раз в два-три месяца, когда ребёнок сможет посидеть дома и отдохнуть от товарищей и игр.

Постоянно твердите ребёнку, что Вы его любите и дорожите им, как и раньше, что ничего не изменилось. При этом следите, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. Если есть какие-то проблемы между супругами или с Вашими родителями, примите решение на семейном совете отложить их решение на несколько месяцев. Вы взрослые люди, сможете подождать и потерпеть, чтобы не нанести ребёнку психологической травмы на всю жизнь. Кардинальные перемены в жизни, например рождение братика или сестры, а также развод родителей, переезд и даже переселение ребёнка в другую комнату лучше не совмещать со временем начала посещения детского сада. Ребёнок ещё только начинает свой жизненный путь, и для него такой поток новых впечатлений и информации может быть губителен.

Выспрашивайте ребёнка, как прошёл его день в саду. При этом задавайте простые вопросы (Что было на обед? Во что вы играли? Чему вас учила воспитательница?). Если Вас что-то напугало в рассказе ребёнка, сдержите себя и не выдайте своих эмоций, оставайтесь спокойными. Многим детям очень тяжело рассказывать о проведённом дне, особенно если у них сложилось негативное впечатление о детском саду.

После прихода из детского сада можете сделать для ребёнка расслабляющую ванну примерно на полчаса. Ребёнок смоет с себя микробы и грязь, которые могли пристать к нему во время игр и прогулки, а также успокоится и расслабится.

Будьте особенно внимательны и терпеливы с ребёнком в период его адаптации к детскому саду, щадите его испытывающую гнёт стресса нервную систему. Старайтесь меньше позволять ребёнку смотреть телевизор, не ходить в кино и цирк, в гости. Все эти действия создают дополнительную нагрузку на нервы, которая в данный период ребёнку противопоказана.

О особенностях индивидуальности и характера малыша сообщите врачу и воспитателям как можно раньше.

Не балуйте ребёнка, не кутайте его слишком сильно в детский сад, не наказывайте его за капризы, пока он испытывает стресс. Не обращайте внимания на его выходки. Следите, чтобы по выходным дням режим дома оставался таким же, как в садике. Если заметите изменения в его обычном поведении, тут же обращайтесь к психологу и детскому врачу.

При нервном срыве оставьте ребёнка на несколько дней дома, выполняя все рекомендации врача.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди