03.04.2019

Брачная ночь узбеков. Узбекская свадьба. Празднование в ресторане


В группе молодежи УЗБЕКИСТАНА средний возраст первого сексуального опыта – 20 лет , несмотря на то, что средний возраст вступления в брак – 21 год: первый сексуальный опыт «молодеет» и постепенно становится добрачным.

Первый сексуальный опыт у женщин, как правило, происходит в браке (63%) и соответствует возрасту вступления в брак, около 13% получили первый опыт до брака и добровольно. По трети мужчин испытали опыт в браке, по своему желанию и добровольно, а около 6% – из любопытства.

Неподготовленность к первому опыту сказывается в женских стрессах и особенно их беспокоит процесс разрыва девственной плевы, ожидание боли при разрыве, опасения, что не будет крови как свидетельства девственности, а так же беспокоит возможное насилие супруга. Часть Р (женщин), напротив, приводили случаи, когда муж терпеливо ждал соответствующего настроения жены, готовил ее к сексу и даже защищал от родственников, которые «по долгу службы» хотели как можно быстрее оповестить родственников о состоявшейся брачной ночи, с демонстрацией атрибутов действия.

У меня был страх перед половой близостью. В первую брачную ночь у нас ничего не было, так как я ему сказала, что боюсь. Попросила его повременить, и он согласился, а через 2–3 дня у нас получилось вступить в половой контакт. Девушки боятся, что не выйдет девственная плева, и еще нам рассказывали, что когда девушку лишают девственности, бывает так больно, как будто тело режут лезвием. Женщина, 24, Фергана.

Моя подруга неделю после свадьбы бегала от мужа. И жених целую неделю не притрагивался к ней. Она говорила мужу, что боится его. А так, девушка образованная, медсестра. Ложилась спать, после того как везде погаснет свет. Женщины, 16–25 .

Отношение к добрачному сексу
В целом к добрачному сексу респонденты отнеслись отрицательно. Различия в отношениях к добрачному сексу мужчин и женщин представлены в таблице ниже, где явно прослеживается неравноправие женщин и мужчин, когда респонденты допускают такого рода секс для мужчин и не допускают – для женщин. Там же видно, что причин осуждения женщин значительно больше, чем мужчин. Для женщин, главным образом, потому, что они должны беречь девственную плеву, теряют право на «длинный язык» (право на отстаивание своей позиции в спорах с мужем и его родственниками), и/или не смогут выйти замуж.

Причины отрицательного отношения женщин и мужчин к добрачному сексу (%)

86% респондентов относится отрицательно к добрачному сексу женщин и, особенно, в селе (89%), что приводит к осуждению и стигматизации женщин, практиковавших добрачный секс, что ведет к трагедиям и даже суициду женщин.

Одну девушку в подростковом возрасте родители не смогли на правильный путь наставить. Уходила из дома, когда хотела, куда хотела. Одевалась прилично, ничего плохого и не подумаешь. Встречалась с парнями. Забеременела, а парень не взял в жены. После этого она бросилась под поезд. Женщины, 16–25.

У нас была наша соседка, девушка. Через 2 месяца после свадьбы уже родила, потому что встречалась с парнем до свадьбы. Эта девушка, не закончив 11-ый класс школы, вышла замуж и родила, бросила учебу. Не знаю – родители мужа позволили ей проучиться до конца или нет. Отец знал, что он встречается с кем-то. Наверное, и мать парня знала, но хотела быстро сосватать и сыграть свадьбу. Сейчас это превращается в моду. А о своем уважении они не думают. Никто и не удивляется. Это превращается в обычное явление. Женщины, 16–25.

Отношение к утрате девственности
90% респондентов отрицательно относятся к утрате девственности до брака и высказывают примерно в тех же аргументах, что и по отношению к добрачному сексу.

Ниже представлены случаи, имеющие отношение к сюжетам девственности и процессов ее лишения, обнаружения отсутствия девственности во время первой брачной ночи и последствиям этого. Согласно социально-культурным нормам – родственники жениха и сам он имеет право выгнать новобрачную с позором и вернуть ее родителям. Более того, в некоторых махаллях, девушкам, которые вышли замуж не девственными, не позволяют селиться в махалле и они должны жить в «домах» (многоэтажные квартирные дома).

Она рассказала матери об «этом». Парень был из богатой семьи. И они подали на него в суд. Вначале они прямо ему все объяснили. А потом, когда он не понял, подали на него в суд. Но в суде, наверное, они всех подкупили. Потому что родителям девушки сказали: «Принесите иголку с ниткой и мы зашьем все вашей дочери». Девушке было 16 лет. И они молча вернулись из суда. Имя девушки загублено. Девушка так и осталась незамужней, а парень женился и обзавелся детьми. Женщины, 16–25, Фергана.

Для некоторых девушек это проба, любопытство или непреодолимое желание секса. Но они потом выходят за тех, кто уже был женат, за вдовцов, у которых уже есть 3–4 детей.

Например, парень женится и думает, что девушка девственница. А после свадьбы узнает, что это не так. Скандал. Выгоняют такую невесту. В тот же день выгоняют. Женщины, 16–25.

Всего было проведено 960 интервью на узбекском языке с мужчинами и женщинами в фертильном возрасте (16–49 лет). Интервью проводились в местах жительства респондентов. В составе респондентов 50% женщин и 50% мужчин, что незначительно отличается от действительной структуры населения, где женщин около 51%, а мужчин – около 49%. Сельские жители составили 69% респондентов и население малых городов/поселков – 31%. Молодежи (в возрасте 16–25 лет) в составе респондентов – 38% и взрослых (в возрасте 26–49 лет) – 62%.

Свадьба в Узбекистане - это очень ответственное мероприятие, к которому готовятся очень тщательно. Мать взрослеющей дочери, на протяжении долгих лет, складывает в сундук все, что в будущем должно понадобиться в ходе подготовки к свадьбе. Это не только приданое дочери, но и те подарки (отрезы на платья, рубашки), которыми нужно будет одаривать будущих родственников.

Сватовство

О девушке и ее семье собирается, со стороны будущего жениха, подробная информация. Умеет ли она готовить, не строптивый ли у нее характер, хороша ли она? Затем в дом девушки засылают сватов. В качестве таковых в наши дни могут выступать мать будущего жениха и кто-нибудь из близких родственниц. Берут сладости, лепешки, кладут один отрез ткани.

Если даже сторона девушки предупреждена, что придут в сваты, стараются на таких встречах не готовить и не подавать горячее, только ставят на стол сладости, чай, так как бухарцы верят в примету, что девушка не сможет долго выйти замуж.

С первого раза не дают согласия. Если сваты неугодны, тогда все принесенное возвращается гостям обратно. Если хотят намекнуть, что подумают, тогда оставляют что-то из принесенного. Только на третий раз дают согласие и предварительно решают сроки проведения свадьбы.

Свадебные мероприятия

1. Ширини хури («отведать сладостей») или жавоб берди («дали ответ»).

Следующий этап, когда со стороны жениха несколько мужчин (аксакалов) приглашаются в дом невесты, с тем, чтобы обговорить уже конкретные сроки свадьбы. Сторона девушки предоставляет список, по которому оговариваются, какие вещи следует в качестве подарков преподнести невесте: это и отрезы тканей на платья, готовые вещи, костюмы, пальто, обувь зимнюю, летнюю, золотые украшения, национальный костюм. Оговаривается количество гостей на свадьбе с обеих сторон и те расходы, которые предстоят по проведению вечера и всех досвадебных мероприятий. Исходя из этого, семья жениха должна до свадьбы привезти в дом невесты все необходимые продукты: скот, рис, масло, овощи, спиртное, напитки, муку, фрукты,

сладости.

2. Фотия или Занона («Обручение» или «Женщина») - женская свадьба.

Это мероприятие заранее оговаривается, и сторона жениха привозит за день до фотия все продукты и угощения в дом невесты. Рано утром у жениха собираются женщины, которые начинают готовить ляли (подносы), на них ставятся подарки, которые предварительно демонстрируются всем присутствующим. Количество их обязательно должно быть четным.

Фотия иначе можно назвать официальным сватовством или празднеством сговора. Обычно это мероприятие проводится днем. По улице идут празднично одетые женщины и мужчины, на руках у них лали.

Возглавляют шествие музыканты. Громкие звуки карная, сурная (национальные музыкальные инструменты) и барабана слышны на всю округу, как бы объявляя всем, что девушка из такого-то дома засватана, и вскоре здесь начнутся приготовления к свадьбе.

3. Хино бандон («Наносить хну»)

В доме девушки устраивался вечер, на который она приглашала своих подруг. Девушки пели, веселились, читали стихи. На этом мероприятии девушки наносили хну на ладони и ступни ног, поэтому вечер назывался «хино бандон».

Невеста в течение всего вечера постоянно переодевалась и выходила к подругам в новых нарядах.

4. Падар Ош («Плов отца»)

Вечером, за день до свадьбы, в доме невесты идут приготовления к утреннему плову. Мужчины-ошпазы (повара) и их добровольные помощники чистят и шинкуют морковь, лук, перебирают рис.

Знаменитый бухарский плов (ош-софи) готовится в 4-х казанах. Когда-то в глубоком секрете держали рецепт приготовления этого плова и не каждый повар соглашался готовить его.

Падар Ош, буквально, с таджикского переводится «плов отца». Отец девушки отдает свой отцовский долг, провожая дочь в чужую семью. Поэтому, на этом мероприятии, на столы не ставится спиртное, для отца - это грустный день расставания с дочерью, звучит очень печальная

старинная песня.

На утренний плов, он подается в 7 утра, приглашаются только мужчины, и обслуживают столы тоже мужчины. Мероприятие заканчивается довольно быстро.

5. Джума-и-пушон («Одевать халат»)

В этот же день в доме у жениха, но уже под вечер, тоже готовится плов. На этом плове проводится мероприятие, называемое, «джума-и-пушон». Со стороны невесты жениху преподносится в дар золотошвейный халат, тюбетейка или красивый тюрбан, чалма и расшитый

поясной платок.

Все эти вещи торжественно надевает на молодого человека старейшина, затем читает молитву. Жениха осыпают деньгами и конфетами. Именно в таком наряде, в сопровождении близких друзей, шумная процессия с горящими факелами, ведет жениха в дом невесты.

6. «Вечер» (вечернее торжественное мероприятие).

Еще сравнительно недавно свадьбы, по традиции, проходили в доме у невесты. В наши дни строятся большие залы (туй-хона), предназначенные для больших торжеств.

Свадьбы собирают от 150 до 1000 человек. Считается, что свадьбы нужно справлять по четвергам и субботам.

Время берет свое и поэтому национальные свадьбы мало чем отличаются от европейских свадеб, может только числом приглашенных и тем, что на таких мероприятиях звучит национальная мелодия и обязательно присутствие профессиональной танцовщицы.

После свадьбы молодые едут в дом невесты, здесь их ждет еще одно испытание. Девушку переодевают в старинную одежду, на ноги натягивают ичиги (легкие кожаные сапожки), лицо закрывают паранджой.

В углу большой комнаты натягивается что-то, наподобие занавеса, туда, под песнопение, пожилые женщины заводят девушку. Затем, точно также, ведут жениха.

После окончания этого мероприятия гости со стороны жениха вместе с ним удаляются. Невеста в старинном наряде проводит последнюю ночь в доме родителей. На следующий день, на рассвете, приезжает кто-нибудь из мужчин со стороны жениха за невестой.

7. Руйбинон («Руй - лицо», бинон - смотреть) «Смотрины»

После того, как невесту привезут в дом жениха, начинается еще одна малая свадьба. На это женское мероприятие приглашаются близкие родственницы со стороны жениха, соседки.

В большой комнате развешивают приданое невесты, те наряды, которыми одарил ее будущий супруг. Женщины приходят ближе познакомиться с новым членом семьи и преподносят невесте подарки (ткани, золото, деньги).

Опять звучат песни, на столах угощение. Когда гости расходятся, для молодых готовится постель. Все это проходит в торжественной обстановке, самая благополучная женщина, у которой сложился удачно брак, есть дети, перекатывается по постели молодых, с пожеланиями, чтобы счастливо сложилась их семейная жизнь.

8. Домод салом (Приветствие зятя).

Через несколько дней после свадьбы молодых супругов приглашает сторона невесты. Это их первый визит к родителям девушки. Мать девушки готовит каждому гостю и своему зятю подарки.

9. Сар Шуен или Жой Гундорон («Cобрать постель»).

Через неделю после свадьбы с ответным визитом к молодым идут родители и родные девушки.

Они везут подарки. В этот день убирают постель, которая специально готовилась для новобрачных.

Жой гундорон «собрать постель». Для молодых в первую брачную ночь готовятся две постели: одна высокая, другая низкая. На седьмой день после свадьбы эти постели убираются.

Если семья придерживается старых взглядов, то вручается матери девушки простыня, как свидетельство невинности девушки.

Сар шуен - дословно, «мыть голову». В первый визит мать невесты приносит подарки, среди них и таз (офтоба). Это связано с тем, что в первый визит матери невесты после свадьбы, в дом жениха, волосы девушки убирали в специальный головной убор: культапушак. Подтверждая этим, что теперь она стала женщиной.

10. Талбон.

В первые месяцы семейной жизни, молодых приглашают в гости родственники, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Это первое приглашение молодых в гости в новом их качестве, как супругов.

Накрываются столы, вручаются подарки всем гостям.

Обычаи узбекского народа формировались на протяжении многих веков, поэтому их свадебные традиции являются одним из самых древних на планете. Узбекские свадьбы отличаются большим размахом, многочисленными ритуалами, поэтому являются великим событием не только для молодоженов, но и для их семей. Традиции узбекской свадьбы подразумевают определенную очередность событий, где самым первым делом считается поиск подходящей невесты. Зачастую этот процесс занимает месяцы, а иногда годы. Свадьбе по-узбекски – это ярко, интересно и вкусно

Традиционная помолвка в Узбекистане фатиха-туй

Родители жениха собирают информации о будущей невестке через друзей и знакомых. Обычно их интересует:

  1. Социальный статус семьи кандидатки.
  2. Уровень воспитания и образования.
  3. Способность вести домашнее хозяйство.

После того, как кандидатура найдена и одобрена, происходит основная процедура сватания под названием фатиха-туй. Для этого приглашаются сваты, которых отправляют в дом к понравившейся девушке. У них задача: сделать вывод по первому впечатлению о невесте и ее семье. Свахи по традиции зорким взглядом замечают уровень чистоты в доме, а также наблюдают за способностью выбранной кандидатки ухаживать за гостями.

Свах встречают по-восточному радушно, предлагают им чай в комнате, развлекают разговорами, но по сложившейся традиции с первого раза согласие на брак не дают. Стороны, как правило, приходят к соглашению не ранее, чем с третьего раза. В качестве согласия сторона невесты разламывает лепешку. Помолвка фатиха-туй проходит с большим размахом: в этот день родители жениха всячески одаривают невесту деньгами, красивыми тканями, сладостями и мясом.

Национальные узбекские обычаи на свадьбу

По узбекской традиции затраты на свадьбу берет на себя сторона жениха, но современные узбеки нередко расходы распределяют по договоренности. А расходы, честно сказать, немалые, ведь узбекская свадьба празднуется особенно торжественно. Основной момент свадебного обряда – это переход женщины в дом мужчины, но до этого момента нужно соблюсти еще много обычаев.

Приготовление плова

По традициям узбекской свадьбы день начинается с торжественного приготовления плова. Это событие происходит дома у невесты, но варят его исключительно мужчины. Обряд утреннего плова предварительно согласовывается со всеми родственниками, соседями и знакомыми. Плов готов уже к моменту окончания утренней молитвы, после чего мужское население по традиции усаживается за столы. В течение длительного времени мужчинам подают чай, лепешки и плов в ляганах (больших блюдах). Ставший уже легендой узбекский свадебный плов длится около двух часов и обслуживается он только мужчинами.

Таинство «никох-туи»

Жених, по традиции облаченный в праздничный костюм, который ему дарят родители невесты, приезжает к своей будущей жене днем. Девушка, одетая в национальный свадебный наряд, обязательно покрывает лицо фатой, чтобы ее не сглазили. Молодые, прежде чем официально зарегистрироваться в ЗАГСе, проходят обручение у имама, которое называется таинство «никох-туи». Во время этого обряда имам читает молитвы, после чего молодые дают обещания быть другу близкими людьми и хранить верность.

Обряд прощания невесты с родителями

Прощание невесты с родителями тоже является традиционным узбекским обрядом. После таинства «никох-туи» и официальной регистрации брака новоявленный муж привозит молодую жену в ее родительский дом, чтобы забрать на следующее утро. Родители по традиции символически оплакивают девушку, тем самым желая ей счастливой семейной жизни. Утром молодая жена уже окончательно покидает родительский дом в сопровождении мужа. Провожая девушку, семья отправляет вместе с ней приданное:

  • курпачи (узбекские матрасы);
  • постельное белье;
  • кухонную утварь и все необходимое в хозяйстве на первое время.

Свадебное застолье и национальные блюда

А дальше муж приводит жену в свой дом, где ее ожидают его родственники, предварительно проложив к крыльцу белую дорожку. С этого момента по традиции и начинается, собственно, семейная жизнь молодоженов. Молодая жена, переступая порог нового дома, кланяется ему, а родственники мужа осыпают ее деньгами, желая счастливой семейной жизни. После знакомства с новым жилищем начинается основное веселье, которое проводится в доме у мужчины. Правда, современные материально обеспеченные узбекские семьи отмечают свадьбу в ресторанах.

Празднование узбекской свадьбы проходит шумно и весело. Количество приглашенных гостей в Узбекистане нередко превышает 300-400 человек. Застолье сопровождается национальными песнями и танцами, во время которых происходит видео и фото съемка. Столы ломятся от традиционных узбекских угощений, которые известны всему миру:

  • туй палов (специальный свадебный плов);
  • манты (традиционное восточное мясное блюдо);
  • нарын (тонко нарезанная лапша с кониной);
  • туруп (салат из маргеланской редьки);
  • казы (конская колбаса) и другие узбекские деликатесы.

Торжество после свадьбы «Келин салом»

«Келин салом» – последний штрих узбекской свадьбы. Прямой перевод этого названия означает «приветствие невестки», когда на следующее утро после свадьбы в дом жениха приходят родные девушки, а сама новобрачная выходит к гостям в национальном костюме и приветствует их поклонами. Но кланяется она не просто так: за это молодая жена получает подарки от родителей жениха и других родственников. По традиции и в зависимости от родственной близости молодым дарят все, что им понадобится для семейной жизни: мебель, ковры, бытовую технику, ювелирные украшения.

Видео: как проходит выплата калыма в Узбекистане

Когда узбекские родители невесты отдают ее в другую семью, считается, что они теряют рабочие руки, поэтому требуют за девушку традиционную компенсацию, которая на Востоке называется калымом. Традиции страны подразумевают не просто передачу ценностей или денег, а настоящее представление. Представленное ниже видео позволит вам оценить, как это происходит:

Узбекистан представляет собой удивительную страну. До того, как она вошла в состав СССР, на ее территории обособлено существовали три абсолютно разных государства. Сегодня Узбекистан состоит из двенадцати областей, но узбекская свадьба в каждом регионе имеет свои отличия.

В этой азиатской стране большое значение имеет мнение общества. Особенно важно, что именно думают о партнерше или партнере уважаемые, пожилые родственники с той и другой стороны. С высоты своего опыта и преклонных лет, родственники могут судить о целесообразности того или другого союза, поэтому свадьба узбеков проходит только после одобрение старшего поколения. В какой-то мере они даже выступают инициаторами, предлагая жениху молодую невесту с хорошей родословной.

Родители совершеннолетнего сына заблаговременно заботятся о подходящей кандидатке. Они подключают знакомых и друзей для того, чтобы все узнать о репутации юной девушки, ее социальном положении, плохих и хороших качествах и образованности.

Когда кандидатка будет выбрана, вступают в дело свахи. Их направляют родители жениха в дом невесте, дабы разузнать все о ее гостеприимстве и чистоплотности. Свахи выполняют функцию наблюдателей и после церемонии сватовства делают решающий вывод.

Как правило, противодействия со стороны невесты встречаются редко. Свахам зачастую рады, но бывают случаи, что достичь договоренности можно только с третьего раза.

Обряды узбекской свадьбы очень разнообразны, и первый из них — Нон-Синдириш. Представители жениха и невесты разламывают лепешку, что говорит о разрешении свадьбы.

Подготовка к свадьбе

Фатиха-Туй — это узбекское название помолвки. Ее дату назначают в день сватовства. Такое мероприятие представляет собой церемонию, во время которой мать невесты получает ценные подарки от родственников жениха. Помолвка у узбеков не такая пышная, как свадьба, зато в этот день можно увидеть много ценных предметов в национальной атрибутике. Чаще всего в качестве дара преподносят деньги, баранину, роскошные ткани и национальные сладости.

В большинстве областей Узбекистана свадебные затраты берет на себя сторона жениха. Однако Ташкент эмансипация не прошла стороной, поэтому здесь оплачивают свадьбу, как родители жениха, так и невесты.

Рано утром в день свадьбы в доме молодой организовывают угощение узбекским пловом. На эту праздничную церемонию допускают гостей исключительно мужского пола.

День свадьбы

В середине дня, облаченный в свадебный наряд, жених должен прибыть в дом своей будущей жены. Она встречает его с закрытым фатой лицом, чтобы не было сглаза.

Перед тем, как отправиться в ЗАГС, молодые участвуют в религиозном обряде, под названием Хутбаи Никох. Это своего рода венчание, которое проводит имам. Пара облачается в национальные костюмы, склонив голову, слушает молитвы и проговаривает свои обещания, любить и почитать друг друга всю жизнь. После этого молодых объявляют мужем и женой перед Богом.

Обряд прощания невесты с родителями является одним из центральных в узбекской свадьбе. Это очень трогательный момент, когда девушка готовится уйти из отчего дома, позабыв о беззаботной юности. Родители оплакивают ее уход, но желают ей счастья. Вместе с девушкой отправляют приданое узбекской невесты и все, что может потребоваться в первое время молодой жене для ведения хозяйства. Зачастую это курпача, представляющая собой азиатскую разновидность матраса, набор полотенец и различная бытовая утварь. В этот момент пара получает родительское благословение перед свадьбой.

Невеста покидает родительский дом в сопровождении своих подруг, и отправляется в дом к жениху. Момент, когда она переступает его порог, считается отправной точкой для начала свадебного празднества. Но перед этим имеет место еще один ритуал, когда молодые делают три обхода вокруг дома. Это символ их очищения и знамение начала семейной жизни.

Родственники жениха и гости поют узбекские песни, когда встречают невестку в новом для нее доме. Они устилают дорожку к нему белой скатертью и новобрачная должна пройти по ней. В этот момент ее осыпают сладостями и деньгами, желая счастливого замужества.

Празднество

В Узбекистане живет гостеприимный и радушный народ, поэтому узбекская свадьба проходит интересно и весело. Нередко она затягивается на несколько дней, а количество приглашенных может составлять несколько сотен человек. На таких торжествах можно увидеть колоритные узбекские танцы, обряды и ритуалы.

Одно из них — медовые угощения на узбекской свадьбе. Это старинный обряд, когда молодые угощают медом друг друга. Считается, что благодаря нему их семейная жизнь будет сладкой. Для этого жених сначала сам пробует мед, а потом дает его отведать жене со своих рук. В конце ритуала пара смотрится в зеркало, важно, чтобы они увидели там друг друга. Зеркало должно быть полностью новым, и никто не должен в него заглядывать до церемонии.

Также во время свадебного торжества новоиспеченный муж преподносит своей жене подарки. Чаще всего узбеки дарят своей половинке браслеты и часики, но надевать их на ее руки мужчина должен лично.

Еще один свадебный обряд в Узбекистане проводят в свадебном шалаше. Для его проведения используют дастархан — белоснежную узбекскую скатерть. Ее расстилают перед молодыми, а поверх выкладывают изобилие сладостей и выпечки. Такие действия имеют магическое значение: чем больше будет яств на скатерти, тем больший будет достаток в семье молодых.

Старинный свадебный обряд узбекского народа завершает празднование. Из шалаша новобрачные уходят за руки и ненадолго расстаются перед входом в специальную комнату, отведенную для первой брачной ночи. Здесь невесту встречает ее близкая подруга, которая выполняет обязанности Янги. Она помогает ей раздеться, после чего оставляет за Гушангой — церемониальной занавеской. Затем появляется жених в сопровождении своих друзей. Чтобы пройти за занавеску, ему предстоит выкупить невесту. Когда Янга получит символический выкуп, жених прощается с друзьями и идет к своей жене в комнату.

В первые три дня после свадьбы невеста считается гостьей в доме жениха, ее не беспокоят. По истечении этого времени наступает время для следующего обряда — Келин Салома. Девушка принимает гостей и получает от них ценные подарки. Жена благодарит дарителей поклонами в пояс. С этого момента она становится полноценным членом семьи жениха и вступает в семейную жизнь.



Свадебные наряды

Свадебная одежда узбеков сегодня все больше похожа на европейские наряды для таких случаев. Особенно часто к современным свадебным платьям прибегает невеста, но в некоторых регионах страны все же сохранилась традиция надевать национальные костюмы.

Особенности свадебного узбекского костюма таковы, что покупают его родители невесты. Традиционное его название — Сарпо. Он выглядит ярко и дорого. Полная комплектация наряда у каждого узбекского региона разная. К примеру, в Бухаре принято дополнять костюм золототканым чапаном, но его снимают после того, как свадебная процессия покинет дом невесты, отправляясь в ЗАГС.

Особенности свадебного узбекского наряда невесты совсем другие. Для создания традиционного свадебного платья используется хан-атлас. Поверх него надевают безрукавку, а также шелковый халат либо бархатный камзол. Все они изготавливаются вручную, вышиваются золотыми и серебряными нитками. Шелковые шаровары, тоже украшенные искусной вышивкой, служат нижним бельем.

Головной убор невесты играет особенную роль. Во время свадьбы голову молодой украшает Типля-Кош — специальный кокошник, украшенный ажурной вышивкой и большим количеством подвесок. Вуаль прикрывает лицо новобрачной.

Дополняет наряд будущей жены изобилие ювелирных украшений. Такая особенность является отличительной среди других азиатских народов. Руки невесты украшают разнообразные браслеты, пальцы — кольца. Даже в носу есть кольцо, которое является символом супружеской верности. Все вместе это не смотрится нелепо или безвкусно, так как обладает сакральным значением. Узбеки считают, что ювелирные украшения способны защитить от сглаза.

Таковы главные особенности свадьбы в Узбекистане. Ритуалы и обряды празднества могут затянуться на неделю, но все они призваны обеспечить паре долгую и счастливую семейную жизнь.

Чем пышнее и ярче, тем лучше. И мы сейчас не о платьях, а о свадьбе. Ташкентской свадьбе. Kaktakto уже рассказывал о том, что предшествует этому торжеству. от поиска друг друга и до помолвки, на этапах сбора приданого невесты и обмена дорогими подарками, жених и невеста оказываются в шаге от главного события, которое соединит их судьбы.

Современная свадьба в Ташкенте состоит их трех мероприятий: нахор оши, никах и свадебный вечер. После следуют первая брачная ночь и келин салом, но — обо всем по порядку.

Оговоримся: сама по себе регистрация в ЗАГСе по традиционным меркам не считается каким-то торжественным мероприятием и может проводиться в любой день между помолвкой и свадебными торжествами. Расписываться едут только молодые со свидетелями, друзья жениха и подруги невесты, родителей и других родственников, как правило, не приглашают.

Утренний плов (нахор оши)

Что это

«Нахор оши» так буквально и переводится «плов, подаваемый ранним утром». С этого кулинарного обряда начинается день узбекской свадьбы, трапеза назначается на 6 или 7 часов утра. На нее приглашаются только мужчины — как со стороны невесты, так и со стороны жениха (за исключением самого жениха). За организацию нахор оши отвечает родня невесты.

В былые времена за день до свадьбы сторона жениха отправляла в дом невесты нескольких живых баранов, мешок риса и моркови, полмешка лука и несколько десятков литров растительного масла. Из этих продуктов родственники невесты практически всю ночь готовили в огромных казанах плов, которого хватало на нескольких сотен человек. Для этого собирались родственники, друзья семьи и соседи. В эту ночь в доме невесты царила праздничная атмосфера, обычная готовка превращался в настоящее торжество. К раннему утру плов был готов. Накрывали длинные столы и с 5 или 6 утра люди начинали приходить к нахор оши.

Сегодня нахор оши, как и сами свадьбы, проводят в специальных ресторанах, которые в Узбекистане называются «туйхона» (в переводе с узбекского языка – «место проведения свадеб»). Красиво оформленные залы в таких ресторанах с легкостью вмещают от 300 до 1 000 человек, а готовкой свадебных блюд (в том числе и утреннего плова) занимаются местные повара. Продукты никто никому уже не передает, вместо этого сторона жениха оплачивает стоимость ингредиентов.

Правила проведения

Приходить принято за 10-15 минут до начала торжества. Опоздать или, не дай Бог, проигнорировать приглашение допускается лишь по действительно серьезной причине.

Вообще на утренний плов, который длится как правило не более часа, приглашают от 200 до 500 человек. Отец невесты и ее близкие родственники выстраиваются у входа в ресторан и встречают гостей.

Церемония начинается с чаепития под звуки традиционной узбекской музыки за столами, уставленными восточными сладостями, миндалем и фисташками. Примерно через 10-15 минут приглашенный мулла начинает проповедь о семейных ценностях и о роли супругов в семье, читает суры из Корана. По окончании духовной части на праздничные столы подают плов.

Сколько стоит

На сегодняшний день в Ташкенте общая сумма расходов на нахор оши на 300 человек составляет 10-15 млн. сумов ($ 1 265-$ 1 900).

Визит жениха к невесте и никах

Пока родственники завтракают пловом, жених готовится к визиту в дом невесты. Сам визит — на свадебном кортеже — происходит, как правило, после полудня. Будущего мужа сопровождают друзья. У дома невесты их встречают музыканты с карнай и сурнай. Под звуки этих узбекских национальных инструментов жених входит в дом своей будущей супруги. Здесь его ждет угощение — тот самый плов из нахор оши.

Перед женихом выстраивается очередь из его друзей-холостяков, которых брачующийся кормит прямо с рук (именно с рук, а не с ложки). Считается, что таким образом жених передает «свадебную ауру» неженатым товарищам. После такой трапезы парень отправляется в отдельную комнату, где его ждут невеста и мулла. Последний проводит обряд никах — спрашивает у молодых, согласны ли они на брак, читает суры из Корана и небольшую проповедь о семейной жизни.

Ставшие мужем и женой — как по светским законам, так и по канонам ислама — новобрачные в сопровождении друзей и подруг отправляются в небольшое путешествие по городским достопримечательностям, по заранее спланированному сценарию. Конечный пункт их маршрута — туйхона, где будет проходить главное свадебное торжество.

Свадебный вечер

Если утренний плов – это мероприятие исключительно для мужчин, то их участие на свадебном вечере в Ташкенте строго ограничено. На вечернее торжество приглашают женскую часть родни, а также друзей невесты и жениха. Из мужчин разрешается присутствовать лишь друзьям жениха и ближайшим родственникам брачующихся.

Сначала за праздничными столами размещаются гости. Жених и невеста входят последними. На пути к «пьедесталу», где располагаются главные места в зале, невеста совершает несколько поклонов, останавливаясь возле близких родственников жениха.

Как правило, свадебное торжество начинается около 6-7 часов вечера и заканчивается не позже 11 ночи. Все расходы на это мероприятие (от 80 до 200 тысяч сумов или $10-$25 на одного гостя) покрывает сторона жениха. Они же оплачивают расходы на аренду свадебного кортежа, оформление банкетного зала, гонорар музыкантов, артистов, певцов.

По окончании вечера кортеж отвозит молодых в дом жениха, где их ожидает…

Первая брачная ночь

Серьезным испытанием для невесты является первая брачная ночь, по итогам которой девушка должна будет продемонстрировать пятна крови на простыне. Для этого, в первую брачную ночь несколько родственниц молодоженов остаются ночевать в комнате, соседствующей с их спальней. Раньше в задачи более старших женщин входил не только осмотр постельного белья на утро после свадьбы — они также давали новобрачным советы о том, как обезопасить себя в первую ночь от возможных травм, грели воду и подавали ее в тазах, оказывали при необходимости любую помощь, включая медицинскую. Сегодня советов никто из молодых не просит, да и горячее водоснабжение — это норма, но обряд сохранился для того, чтобы подтвердить «непорочность» молодой жены.

Если в первую ночь у молодоженов дело до близости не доходит, то тетушки и бабушки разъезжаются по своим домам, а после новобрачная должна будет продемонстрировать «доказательство своей девственности» кому-нибудь из родственниц мужа. Ведь если он или кто-то из родни поставит под сомнение девственность супруги, вероятно, дело закончится скорым разводом.

Кстати, пятна на постельном белье не обязательно показывают в открытую, приглашая заинтересованных в спальню. Достаточно оставить испачканную простынь в одной из общих комнат — кому нужно, тот обязательно найдет.

Келин салом

Свадебная церемония завершается обрядом – келин салом («приветствие невесты» в переводе с узбекского). Проходит он так: на следующее утро после свадьбы в доме мужа собираются близкие родственники. Под фольклорные песни, которые исполняют специально приглашенные женщины, невеста в национальном костюме с покрытой головой кланяется сначала родителям супруга, а затем каждому его родственнику. В ответ приветствуемые дарят новобрачной ценные подарки — золотые украшения, ковры, предметы интерьера… После такого «обмена» приглашенных зовут к столу — посидеть, попить чай. И, в общем-то и все — после того, как ушел последний гость, наконец-то начинается семейная жизнь молодых.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди