03.03.2019

Буклеты для родителей кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным детством. Идеи, выносимые на обсуждение


Причины кризиса:

1. К 3 годам организм ребенка обычно достигает достаточного развития для того, чтобы малыш мог быть самостоятельным. Как следствие - желание все делать самому и протест против родительской помощи и запретов, как ограничений активности

2. Именно в возрасте трех лет «рождается» личность ребенка, ребенок отделяется от родителей и осознает себя отдельным существом.

3. Яркие проявления нормального возрастного кризиса трех лет связаны с тем, что родители вовремя не заметили того, что ребенок вырос, что пора многое менять в общении с ним


Помогите ребенку справиться с кризисом

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка.

Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет - очень важный вопрос. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках.

Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя , закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!


Семизвездие кризиса 3 лет:

Как себя вести?

При негативизме – вы можете использовать устойчивый негативизм ребенка в своих воспитательных целях, идя от противного.

При упрямстве – нельзя пытаться переломить ребенка, вы облегчите жизнь себе и ребенку, если проявите гибкость.

При строптивости – пусть ребенок побудет один и займется тем, чем хочет. Довольно скоро ему станет скучно, и он придет к вам. Вот тогда вы предложите ему все то, от чего он отказывался раньше. Только сделайте это ненавязчиво.

При своеволии – позвольте ребенку проявлять самостоятельность, но не забудьте о золотой середине, ведь неограниченная свобода для ребенка вредна не менее, чем строгие ограничения.

При протесте – попробуйте озвучить его чувства: «Ты злишься, потому что тебе не дали посмотреть телевизор?» и т.п. Нужно периодически давать ребенку приемлемые способы выплеснуть свою агрессию.

При обесценивании – дайте ребенку немного побыть эдаким «юным Базаровым". Когда вы почувствуете, что все бунтарские проявления уже не имеют прежней мощи, то можете попробовать начать предлагать ему что-то новое.

При деспотизме - разумно ограничивайте ребенка, давая ему много свободы, чтобы распоряжаться своим временем и силами, но не временем и желаниями других членов семьи.


Негативизм - стремление делать все наоборот и противоречить взрослым (не путать с непослушанием).

Упрямство - если вы чувствуете, что ваш ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему это сильно нужно, а просто «из принципа», просто потому, что он этого уже потребовал, то речь идет об упрямстве.

Строптивость - своеобразное детское недовольство, их бесконечные ответы «Да ну!» на любые предложения взрослых.

Своеволие – стремление делать все самостоятельно, при чем именно так, как кажется ребенку правильным.

Протест-бунт - ощущение постоянных военных действий: трехлетка ссорится со взрослыми, находит конфликты «на ровном месте».

Обесценивание - все, что раньше имело ценность для ребенка, может потерять ее.

Деспотизм – типично для семей с одним ребенком. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 г. Калуга

Родительское собрание на тему:

«Этот сложный возраст. Кризис 3 - х лет»

СКАЧАТЬ (буклет)

Подготовила:

Воспитатель 1 - й младшей группы

М.В.Наумова

г. Калуга, 2016 г.

Форма проведения: заседание клуба успешного родителя с элементами тренинга (или конференция).

Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребёнком.

Задачи:

Помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении;

Сформировать представление о кризисе 3-х лет;

Развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребёнком и обусловленных его возрастными особенностями;

Выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: групповая комната.

Повестка собрания:

ü мини-лекция «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 - х лет»

ü упражнение

ü моделирование проблемных ситуаций

ü рефлексия

ü памятки для родителей

Ход собрания:

Приветствие родителей, сообщение темы и цели встречи.

Воспитатель: - Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Нас волнуют поведение наших детей и трудности с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.

Третий год жизни ребенка… . Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста - ещё один трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого.

На новом витке развития (в период от 2,5 лет до 3,5 лет) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», « кризис 3 - х лет». Ребёнку зачастую свойственны негативизм, капризы, упрямство. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребёнок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права».

Зачастую некоторые родители не видят изменений, которые происходят с его ребенком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей и т. д., поэтому это важно выяснить.

Дорога жизни сложная, на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же наш дом вдруг превратился в зону боевых действий? Что вызвало бунт на корабле? Иногда причина вызывающего поведения ребёнка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка - все это создает условия для возникновения конфронтации.

Мини-лекция: «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 - х лет».

Знаменитый кризис 3 - х лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм; упрямство; строптивость; своеволие; протест - бунт; обесценивание взрослых; стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребёнка в этот период, и Л. Выготский их назвал «семизвездием симптомов» (приложение 2).

Следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Сам по себе кризис 3 - х лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
  • Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
  • Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
  • Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
  • Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
  • Терпение не означает вседозволенности, а поддержка - беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
  • Следует помнить правила использования слова «нельзя» : запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).
  • Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни - Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребёнком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Успешно преодолев кризис 3 - х лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслуживать многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением - может сам решить, чего он хочет, что и как ему надо делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится - но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет - придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

Упражнение « Рисунок счастья».

Каждому родителю на альбомном листе в течение 1,5 минут предлагается нарисовать «рисунок счастья» (каким они его себе представляют), затем передать свой рисунок соседу справа. Получив рисунок соседа слева, дорисовать его в течение 1,5 минуты и т.д., пока рисунки не сделают полный круг и не вернутся к хозяевам.

Обсуждение :

Какой первоначальный сюжет был у вашего рисунка?

Какие чувства вы испытывали, когда наблюдали за тем, как сосед вносит коррективы в ваш рисунок?

Кому понравился рисунок в том виде, как он дошел до вас?

Кому не понравился окончательный рисунок? Почему?

Моделирование проблемных ситуаций

Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас выясним (приложение 3).

Мы проиграем заявленную ситуацию, при этом будем объяснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на нее.

Подведение итогов собрания

В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай».Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.

Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: « Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

«Любить ребенка - не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям» (А.Гаврилова).

Мы приготовили для вас буклеты с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.

(приложение 4)

Рефлексия

Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:

ü полезность встречи

ü актуальность обсуждаемых ситуаций

ü атмосфера встречи

Любили тебя безо всяких причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется главной опорой твоей.

Приложение 2

«Семизвездье симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет

1.Негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняясь ни в коем случае воле взрослого. Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что он уловил в голосе матери повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

2. Упрямство. Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, он так захотел» (Л. Выготский)., т.е. это « реакция не на предложение, а на свое собственное решение».Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал - не встану, значит, не встану!»

3. Строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5. Протест-бунт против окружающих. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

7. Деспотическое подавление окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.

Приложение 3

Варианты проблемных ситуаций.

Как бы вы, уважаемые родители, поступили в следующей ситуации?

1. Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру: «Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!». Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать его снять с себя, не слышит уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Казалось, что мама вот-вот потеряет терпение, но она сдерживает себя, уходит в комнату, плотно закрывает за собой дверь, а Наташа остается в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мама открывает дверь, крики возобновляются с новой силой. Мама снова возвращается в комнату и через приоткрытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на свое возбуждение, следит в свою очередь за мамой: почему же она не берет на руки свою Натусю? Почему не уговаривает? Почему совсем не обращает на нее внимание? Крики затихают.

Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит:

Теперь уберу в прихожей. Там грязно, сегодня еще пыль не вытирали.

Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела в первый раз! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:

А платье можно выстирать?

Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята своими делами. Наташа снова:

А его можно выстирать?

Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит мама спокойно.

Наташа поспешно встает с пола, отряхивается и, разглядывая платье бежит к маме:

Вот это правильно! Переоденем платье, вымоем руки, лицо и будем обедать. Уже пора.

Вопросы для обсуждения

Как можно оценить поведение ребенка?

Многие родители говорят в подобных случаях: нервный ребенок, и начинают всячески утешать и уговаривать его. Правильно ли они поступают?

Как бы поступили Вы в аналогичной ситуации?

2. Мать пришла на игровую площадку со своими двумя детьми - 4х летним Сашей и 2х летним Игорем. Вот Саша насыпал горку песка и зовет маму посмотреть на вулкан, мать лишь на секунду бросает взгляд в сторону сына. Саша направляется к брату и высыпает из его ведерка песок, который попадает малышу в глаза. Тот начинает плакать. Мать строго отчитывает старшего сына, хватает за руку и оттаскивает в сторону.

Задание. Предложите свой способ родительского поведения в данной ситуации.

3. Рассерженный ребенок шумно хлопает дверью своей комнаты перед матерью, раздраженно крича при этом: «Уходи, ты плохая!»

Задание. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете нужным.


Как усугубить ситуацию или вредные советы родителям
Настаивайте на своём, вы же правы!
Сломите детское упрямство (тогда у ребёнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)
Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый)!
Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт
Постоянно ругайте
Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким).

Мама, дай машинку!Мама дает со словами:- Возьми, сынок.Малыш раздраженно:- Не хочу машинку!Мама забирает игрушку. Малыш гневно:- Дай машинку!!!
А-а-а!!!
И так далее по нарастающей...
Вы узнали своего ребенка? Значит, у вас в самом разгаре так называемый «кризис 3 лет».
Что происходит с ребенком в этом возрасте? В чем истинная причина его «ужасного» поведения? Как себя вести родителям, чтобы с наименьшими потерями пройти этот период, и максимально сократить его продолжительность?
Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка.Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально. Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).
Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?
Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.
Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.
Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я» . Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения . Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда - со сверстниками).

Характеристики кризиса 3 лет:

    Негативизм

Ребенок дает негативную реакцию не на само действие , которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого . Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот , т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

    Упрямство

Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались . Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

    Ярко проявляется тенденция к Самостоятельности : ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это. положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми . У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте . В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет.

    Обесценивание.

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше , 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе . Он психологически отделяется от близких взрослых . Это важный этап в эмансипации ребенка.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.

К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Кризис 3 лет.

Граница между ранним и дошкольным детством

Факторы и условия, определяющие течение этого возрастного периода. К 2- 3 годам ребенок приобретает определенный багаж как навыков, так и представлений о себе и об окружающем его мире. Если на 1-м году жизни ребенка не было нарушений в системе родителиребенок, то к "кризису 2 - 3 лет" он должен подойти, имея внутри себя полную уверенность в любви к нему матери и отца, с удовлетворением потребности в безопасности и привязанности. В зависимости от предшествующего опыта, полученного ребенком, от состояния здоровья ребенка и в зависимости от текущей семейной ситуации этот возраст может пройти либо относительно спокойно для родителей и самого ребенка, либо может иметь выраженные "особенности" поведения, эмоционального реагирования и в какойто степени закрепиться на долгие годы, оказывая влияние и на подростковый период жизни человека. Часто мамы детей этого возраста говорят: «ребенка как будто подменили». Вдруг вы обнаруживаете, что с ребенком все сложнее бывает договориться, он становится упрямым, все воспринимает в штыки, активно сопротивляется воздействию взрослых. Упрямство приносит и самому ребенку негативные переживания – приходится злиться, плакать. Или ваши походы на площадку, которые всегда приносили массу удовольствия, вдруг все чаще заканчиваются одним: слезами из-за игрушки, которую Ваш ребенок яростно отстаивал, или наоборот яростно отбирал у другого. И если совсем недавно можно было найти компромисс, то сейчас это оказывается невозможным. Появляется «я сам», которое, увы, не всегда радует родителей, так как проявляется иногда не там и не тогда, когда хотелось бы. Конечно, когда опаздываешь на важное мероприятие, а ваш ребенок одержим идеей - самому завязать шнурки, это может не всегда радовать. Агрессивность, упрямство, вспышки злобы, слезы, громкий плач, истерики… В целом это действительно очень сложный период как для родителей, так и для ребенка. Именно поэтому очень важно родителям понимать, что происходит, продолжая быть хранителями спокойствия, при этом быть готовым к беззаконию, и даже к революции… Если конечно родители заинтересованы в психическом становлении детей как личностей. Что происходит с ребенком в этом возрасте? Важно понимать, что он проверяет границы своих возможностей. Через «нет», «не буду», «не хочу», «не пойду», он заявляет о своей позиции. Пока это единственно доступная ему форма сообщить о своей автономности, нетождественности с взрослым. Важно понять, что ребенок ведет борьбу за свое место, за свое пространство с явно превосходящими его силами взрослых. Взрослые могут помочь найти форму для проявления этих чувств. Взрослые должны понять его, а не он - взрослых. А взрослые часто требуют понимания от малыша, не желая и не умея понимать его. Выдвигая на его НЕТ свое взрослое, бескомпромиссное НЕТ, на корню уничтожая возможность его автономности. Советы-наблюдения, которые позволят вам пережить этот непростой период: - Помните, что все происходящее с вашим ребенком в этом возрасте нормально. Любое насильственное подавление таких проявлений чревато многими проблемами в будущем. Переживание любого кризиса всегда является благом для психического становления вашего ребенка. - Старайтесь оценивать только поступок вашего ребенка, не давая оценки его личности. Может не нравиться поступок, но у ребенка должно быть чувство, что глобальную любовь и доверие потерять нельзя. Именно эта уверенность должна сопровождать наказание ребенка. - Если ваш ребенок кричит, пинается или дерется, устраивая беспорядок, постарайтесь не отвечать агрессией на агрессию. Мир ребенка не будет уничтожен гневом. Это очень важное открытие для ребенка: мир не зависит от моих чувств, есть что-то постоянное в этом мире – например, материнская любовь. Ребенку, для которого такое открытие произошло, впоследствии будет необходимо гораздо меньше криков и истерик, чтобы его точку зрения приняли. В этом возрасте ребенок нащупывает границы своего психического пространства, и чрезвычайно важным моментом являются запреты, с которыми он встречается. Конечно, запреты должны быть обоснованы, и по большей части должны касаться безопасности и здоровья вашего ребенка. Важно, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, придерживались единого взгляда на эти запреты и никакие истерики ребенка не могли бы запрет упразднить. - Помните, что, как и всякая революция, этот период не длится вечно, и исход его зависит не только от вашего ребенка, но и от зрелости вашей позиции. МДОУ «Детский сад №12 г.Черемхово» Кризис трех лет Радуйтесь прекрасным минутам общения с малышом!!! Адрес: ул.Кирова, 18 Телефон: 8(395-46) 56483 Эл.адрес:[email protected] Подготовила: педагог-психолог: Гуро Ольга Станиславовна г.Черемхово


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди