Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что ребенок в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: ребенок уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.
Сколько должен весить ребенок в пять месяцев
Вес ребенка в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.
Средний рост пятимесячного ребенка составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».
Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело ребенка становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.
Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.
Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек
Читайте также о питании ребенка:
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.
Двигательные навыки
- Ребенок осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
- Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
- В положении «лежа на животе» ребенок может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
- Если положить ребенка на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.
Некоторые мамы, видя попытки ребенка научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:
- гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
- заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
- гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.
Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.
Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев
Физиологическое развитие
- Зрение. Зрение ребенка совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
- Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
- Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
- Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.
Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.
Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца
Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.
- Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
- Если ребенок остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
- Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
- Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
- Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.
Читайте также о развитии ребенка:
Как развивать ребенка в 5 месяцев
Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.
Пальчиковые игры
Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Примеры пальчиковых игр
Коза и козленок
Сорока-ворона
Прятки
Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.
Футбол
Перед ножками ребенка, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.
Покажи часть тела
Уже в 5 месяцев можно пробовать учить ребенка показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.
Слушаем музыку
Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.
Волшебные мешочки
Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.
Прогулка по дому
С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.
Догонялки с игрушкой
Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.
Игрушки для правильного развития
Игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка и познанию окружающего мира.
В этом ребенку могут помочь:
- игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
- различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
- игрушки с зеркальными элементами;
- браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание ребенка, но и будут способствовать развитию слуха;
- детские развивающие коврики;
- озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.
Уход
Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:
- повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
- расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
- стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
- устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.
После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.
Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с ребенком в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.
Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.
Развитие ребенка в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.
Вконтакте
5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.
Физическое развитие
Показатели роста и веса
Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.
Умения ребенка в 5 месяцев
- В конце пятого месяца малыш может сидеть, держась за что-нибудь или опираясь спинкой на что-то. Без опоры и поддержки он пока этого делать не может.
- Ребенок твердо стоит ножками, если придерживать его за подмышки. Он прямо держит спинку и не сгибает ножки.
- Если держать малыша в позе «самолетик» (вниз лицом, придерживая под животик руками), то он старается приподнять головку и верхнюю часть туловища и держит их в таком положении некоторое время.
- Ребенок может подтягиваться из положения лежа, если дать ему за что-нибудь ухватиться (например, за мамины указательные пальцы), при этом головку держит самостоятельно и уверенно, не запрокидывая ее.
- Малыш подолгу рассматривает свои ручки и ножки, находясь на спинке. Может с легкостью достать свои ножки руками и потянуть их в рот.
- Ребенку интересно наблюдать за окружающим миром, лежа на животике. Для этого он опирается на предплечья и свободно держит голову, рассматривая все вокруг.
- Малыш реагирует на движение игрушки, тянет к ней ручки и может крепко удерживать.
- С легкостью поворачивается во все стороны – со спины на животик, с живота на бочок.
- В этот период уже укрепились спинные мышцы и ребенок может, находясь на животике, поднимать и держать голову, а также одновременно совершать движения ножками и ручками.
Психическое развитие
- Происходит дальнейшее развитие речевой деятельности. Отдельные гласные звуки теперь звучат в виде слогов и повторяются многократно: ма-ма-ма, дя-дя-дя, ба-ба-ба, па-па-па. Малыш произносит их еще не осознанно, но звучит это очень четко и в различных сочетаниях, как будто он пытается что-то сказать.
- Ребенок реагирует на любые голоса и звуки, прислушивается к ним. Может различить голоса родных и их интонацию. Подает голос, чтобы привлечь к себе внимание. На громкую речь или крик может отреагировать плачем или обидеться. И, наоборот, может успокоиться, услышав нежные нотки голоса мамы.
- Малыш уже запоминает лица, узнает их, а на чужих людей реагирует настороженно или даже с испугом. Его восприятие запоминает образ человека в целом – прическа, голос, выражение лица. Уже интересуется предметными картинками с яркими образами или фотографиями.
- Малыш чувствует себя спокойно, ведет себя активно и весело, когда в поле его зрения находится мама. Ее отсутствие или нахождение рядом незнакомых людей может заставить ребенка беспокоиться и плакать.
- Продолжается развитие моторики с помощью зрительного управления. Кроха, увидев красивую игрушку или новый интересный предмет, тянется к ней ручками и самостоятельно берет. А если игрушка видна не полностью (например, накрыта краем пеленки), то он ее узнает и все равно потянется, чтобы взять.
- Малыш может самостоятельно на протяжении десяти минут находиться в процессе игры. Он может выбрать игрушку, которая ему понравилась или чем-то запомнилась – яркой окраской, удобной формой.
- Ребенок уверенно уже не только удерживает игрушку, но и может забрать ее у другого малыша сидящего рядом, с силой притягивая ее на себе.
Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.
Помощь в развитии ребенка
Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.
Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.
- Это упражнение рекомендуется делать один раз в день. Положите малыша на спинку, обхватив его руки за запястья и вложив ему в ладошки свои большие пальцы, слегка потяните его к себе. Когда ребенок поднимется до положения сидя, поднимите его ручки вверх и придерживайте их одной своей рукой. А другой рукой делайте легкие поглаживания по спинке вдоль позвоночника вниз и вверх. От таких поглаживаний малыш прогнет спинку. Затем нужно осторожно опустить малыша в первоначальное положение.
- Это упражнение полезно для развития всех групп мышц, а также для обучения ползанию. Положите ребенка на животик, а рядом с ним на небольшом расстоянии (но чтобы он ручкой не доставал) его любимые игрушки. Поставьте свою руку к его ножкам, чтобы она послужила крохе опорой. Малыш постарается дотянуться до игрушки, инстинктивно отталкиваясь ножками. Такая гимнастика будет подготовительным этапом к настоящему ползанию.
- В легкие поглаживания и растирания во время массажа должны добавиться разминание и пощипывание. Массаж несколько усложняется и увеличивается по продолжительности.
- Малыш продолжает знакомиться с новыми предметами, проявляет интерес ко всему, но теперь он все пробует «на вкус». Необходимо следить за чистотой игрушек и других предметов, которые берет ребенок в рот. Носите кроху на руках по квартире и рассказывайте ему обо всем, на что попадает его взгляд. Называйте предметы, имена, показывайте домашних питомцев. Это время – начало исследования всего, что окружает ребенка.
- Чтобы у крохи не вырабатывалась негативная реакция на замкнутое пространство, не оставляйте его надолго одного в кроватке или игровом манеже. Хотя короткое пребывание в кругу любимых игрушек и новых предметов (без участия мамы) пойдет только на пользу.
Во что поиграть с малышом
Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:
- Показывайте малышу картинки с домашними животными и озвучивайте их. Это собачка, она говорит «гав – гав». Это кошечка, она говорит «мяу – мяу». Это коровка, «муууууууу» и т.д.
- Вместе с ребенком рассматривайте детские книжки, читайте короткие стишки;
- Помогайте малышу изучать свое тело и запоминать названия – глазки, ушки, носик, щечки, волосы. Все, что называете, обязательно показывайте на крохе, прикасаясь к этим частям тела.
- На ручки и на ножки ребенка можно надеть самодельные браслетики со звенящими бубенчиками. При каждом движении малыша они будут издавать звук, который привлечет взгляд и внимание.
- Покажите малышу новые для него предметы дома – зеркало, часы, цветок. Дайте потрогать кнопочки, подергать за ручки шкафа, нажать на выключатель.
Сон и питание
Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.
- Недостаточное количество грудного молока, ребенок не наедается.
- Малыш не набирает нужного в его возрасте веса, ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.
- У ребенка проблемы с работой кишечника и со стулом.
- Ребенок срыгивает после каждого кормления или больше двух раз за день.
Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.
Но не стоит пугаться. Вылезать из кроватки малыш еще не может, хотя и настоятельно требует внимания, если оказывается там длительное время один. Любимое место - ковер на полу, где можно беспрепятственно крутиться, кувыркаться, предпринимать первые попытки ползти и даже садиться.
Особенности физиологического развития малыша
5 месяц жизни ребенка посвящен не только двигательной активности, но и прорезыванию зубов. Скорее всего, вы уже заметили белые бугорки на его нижней десне, которые по мере роста зубиков будут увеличиваться и краснеть. Боли у ребенка зубки не вызывают, но вот десны зудят и очень чешутся. Помогите крохе справиться с негативными ощущениями, которые могут делать его беспокойным и капризным, и заставляют буквально все тянуть в рот. Купите для него безопасный прорезыватель для зубов, а лучше несколько, например, резиновый, пластиковый и деревянный, разной формы и цвета, с разным рельефом. Пусть малыш сам определит, какой прорезыватель ему понравится больше.
В вопросе, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, нельзя торопиться. Многие родители, замечая, что кроха увереннее держится в положении сидя, усиживают его в окружении подушек надолго. Делать это еще рано, подождите хотя бы до , когда мышцы малыша и его спинка немного окрепнут. Однако минут 5-10 в специальном детском стульчике или на диване под присмотром мамы не повредят.
Также если ребенку пятый месяц, развитие его формирует природный интерес к собственному телу. Крохи с энтузиазмом ощупывают свои ножки, а иногда и тянут пальчики в рот, изучают половые органы. Не стоит ругать малыша за это и заострять внимание тоже не нужно. Поиграйте с ним, называя части его тела. Это принесет и пользу, и удовольствие вам обоим.
Если вы задумываетесь о введении прикорма, посоветуйтесь с педиатром. Ровно через месяц делать это будет не просто можно, но и нужно. Но пока во введении дополнительной пищи кроме грудного молока нет необходимости. Исключение составляют искусственники, которым с 5 месячного возраста рекомендовано введение прикорма в виде каш или кефира.
О том, как подрос кроха, как изменился вес ребенка в 5 месяцев, вам, конечно, сообщил участковый педиатр. Чтобы вы могли увереннее ориентироваться в нормативах для вашего возраста, приводим данные веса, окружности головы и роста ребенка в 5 месяцев.
Основные навыки 5 месячного малыша
Что может малыш в 5 месяцев? Кажется, так много! Но обо всем по порядку.
Игры и развивающие занятия
Игры с детьми 5 месяцев доставляют массу удовольствия всем. Кроха принимает в них деятельное участие. Всем малышам нравится игра в «ку-ку», которая важна и для умственного развития. Мама может прятать лицо за руками, полотенцем, может скрыться за шкафом или дверью. Можно закрывать личико крохи его же ручками. Если он хорошо отдохнул и не голоден, обязательно будет смеяться при каждом вашем появлении.
Для занятий с ребенком 5 месяцев подойдут и такие игрушки, как браслеты на ножки или носочки с погремушками. Поставьте кроху на ножки, и пусть он потопает ими. Ему обязательно понравится, как они звенят. При этом мышцы его ножек будут тренироваться. Мячик с колокольчиком интересно звенит, а еще его очень удобно держать в ручке и перекладывать в другую. Ребенка обязательно заинтересует неваляшка, с которой он с удовольствием поиграет несколько минут. А еще любая музыкальная игрушка, которую можно взять в руки.
Еще одна интересная игра для 5 месячного крохи - пальчиковые краски. Опустите ручку малыша в баночку и проведите по листу бумаги. Много цветов - много эмоций и масса новых впечатлений, для вас и ребенка.
Когда 5 месяцев малышу, развитие, режим допускают уменьшение периода дневного сна до трех подходов по два часа. Поэтому на интересные игры у вас будет все больше времени!
На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.
Развитие ребенка в 5 месяцев идет по пути закрепления того, чему он научился ранее. Малыш теперь должен более уверенно переворачиваться, он проявляет желание сесть и активно меняет позы. Продолжают развиваться и коммуникативные навыки: малютка более осмысленно улыбается, лопочет и смеется. Подробнее об основных вехах физического и психического преображения малыша можно узнать, заглянув в наш календарь развития.
Педиатры и родители продолжают с волнением следить за изменениями роста и веса крохи, произошедшими за месяц, и фиксировать новые навыки.
В два раза больше
Обычно к концу пятого месяца вес малыша удваивается и достигает в среднем 6,5-7,5 кг
. Общая месячная прибавка составляет 650-700 г
. В длину малыш прибавляет порядка 2 см, рост становится равным 63-65 см
. Окружность головы увеличивается на 1 см, а груди – на 1,5-2 см. У некоторых деток к этому периоду жизни даже появляется первый зубик. Но еще до появления зубов у малыша возможно повышенное слюноотделение и набухание десен. Кроха пытается кусать все попавшее ему в ручки.
Большинство безусловных рефлексов, характерных новорожденным, у ребенка в возрасте 4-5 месяцев угасают. Несколько позже исчезает рефлекс Моро – к концу пятого месяца. (О рефлексах).
Закрепляем старое, готовимся к новому
Физическое развитие стремительно готовит пятимесячного малыша к этапу самостоятельного передвижения. Кроха закрепляет и совершенствует старые навыки и начинает развивать новые. Ребенок словно стремится внимательнее разглядеть окружающее пространство, где вскоре начнет перемещаться на четвереньках, из-за чего ему необходимо сменить положение тела.
- Малютка больше и больше времени проводит лежа на животе. Одновременно из подобной позы пытается подняться сначала на локти, а потом на выпрямленных руках. Подобные действия помогают ребенку лучше разглядеть окружающий мир и укрепить спинные мышцы, благодаря чему тело малыша готовится к ползанию.
- Малыш способен недолго находиться в сидячем положении. Однако детской спине необходима поддержка, опору рекомендуется убрать лишь с началом самостоятельного сидения. К тому же не стоит надолго присаживать кроху. Малыша, которому нравится сидеть, усаживайте в шезлонг.
- Сидячее положение освобождает руки и позволяет ребенку активнее исследовать предметы, находящиеся у малыша в руке: трясти ими, пробовать на вкус, внимательно разглядывать.
- Лежа на животике, кроха продолжает активно изучать мир и себя. Он поднимает ноги и руки, тянет в рот стопы.
- Первые попытки сидеть проявляются и во время подтягивания малыша за ручки из горизонтального положения, причем он начинает тянуться, уверенно удерживая голову.
- На пятом месяце малыши не только поворачиваются на бочок, но и переворачиваются с живота на спинку, а возможно, и в обратном направлении.
- У малыша в возрасте пяти с половиной месяцев уже неплохо развиты мышцы спины, благодаря чему дети способны подниматься на животе, удерживая голову и двигая ручками и ножками.
- Некоторые дети делают попытки ползать по-пластунски.
- Пятый месяц жизни малыша можно назвать периодом хватания. Именно этот навык, наряду с остальными, сейчас активно развивается у ребенка. К концу пятого месяца крохе недостаточно лишь тянуться к движущемуся предмету, ему надо уметь схватить, удержать, оттолкнуть, потрясти и отпустить. Подобное не касается недоношенных деток, большинство из них сейчас еще делают попытки ухватить игрушку.
- Поддерживая ребёнка за подмышки, попытайтесь поставить его, и он попробует удержать вертикальное положение тела, не подгибая ножки.
- Попробуйте положить кроху животиком на руки, не прижимая к себе. Он станет удерживать голову и верх туловища на средней линии.
Познаю себя и окружающий мир
Психическое развитие крохи в пять месяцев направлено на изучение собственного тела, становление первых навыков общения с близкими людьми и исследование заинтересовавших предметов.
- Ребенок начинает словно разговаривать со взрослыми, лепеча различные комбинации звуков. Иногда подобным способом малыш привлекает к себе внимание.
- Кроха хорошо узнает родителей и реагирует на них радостными криками. Ребенку удается запомнить цельный образ: привычную ему одежду, голос, прическу, глаза мамы и папы.
- Малыш внимательно разглядывает родных, трогает их лица, иногда засовывают пальчик к ним в рот, пока они с ним разговаривают.
- Порой малютка беседует сам с собой, задумчиво издавая звуки. Появление взрослого активизирует лепет ребенка.
- Новых людей дети на пятом месяце жизни встречают с настороженностью, особенно когда отсутствует мама.
- Ребенок понимает, строго с ним говорят или ласково. Причем может обидеться за строгость.
- Внимательно слушает того, кто с ним разговаривает, в то же время затихая.
- Покажите ребенку различные портреты людей. Ему, скорее всего, понравится их разглядывать, а предпочтение кроха отдаст улыбающимся лицам.
- У пятимесячного малыша гораздо лучше развита взаимосвязь между зрением и движением: ребенок легко берет понравившийся предмет.
- У крохи к пятому месяцу начинает развиваться цветоразличение: малютка отличает желтый и синий цвета.
- Малыш улавливает звук от источника, расположенного на расстоянии 2,5-3 м.
- Ребенок постепенно становится самостоятельным, способен поиграть в одиночестве 5-10 минут, но во время самостоятельных игр малыша не стоит оставлять без присмотра взрослого, ну или хотя бы оставляйте его в манеже, кроватке.
- Малыш отдает предпочтение определенным игрушкам, запоминает качественные характеристики, например, цвет, тактильные ощущения.
- Частично закройте игрушку пеленкой, и кроха поймет, где она находится.
- Чадо теперь больше любит проводить с вами время в играх, смеется, если его приподнимают, дуют на него, и т.д.
- К началу 6 месяца карапуз начинает протестовать и сопротивляться, если вы попробуете забрать предмет, взятый малышом.
Подобные вехи психического развития свойственны большинству малышей. Однако у каждого крохи все проходит по индивидуальному плану.
Но стоит проконсультироваться с неврологом, когда по окончании пятого месяца ребенок:
- с трудом переворачивается с животика на спину;
- плохо держит голову;
- не тянет ручки к игрушкам и иным предметам;
- не произносит отдельные звуки;
- не различает строгие и доброжелательные выражение лица и тона мамы.
Развиваемся с мамой и папой
Каждый из родителей хочет помочь крохе расти здоровым и крепким, участвуя в развитии малыша. На пятом месяце нужно уделить особое внимание укреплению опорно-двигательного аппарата. Выполняйте с малышом упражнения, развивающие мышечный аппарат спины — он поможет ребенку в дальнейшем уверено сидеть. Также помогите ему оттачивать навык переворотов с животика на спину и обратно. Гимнастикой и массажем надо заниматься до получаса в день.
Считайте во время зарядки, включите ритмичную музыку, так вы разовьете у ребёнка чувство ритма.
Учим кроху приседать
Хорошим является упражнение на приседание с прогибом позвоночника, выполняющееся раз в день. Положите малыша на спинку и приступайте к упражнению:
- дайте ребеночку сжать кулачком ваши большие пальцы, а остальными пальцами обхватите за запястья;
- слегка разведите ручки крохи в стороны и начните тянуть к себе до тех пор, пока малыш не сядет;
- потом поднимите руки ребенка вверх и удерживайте одной рукой;
- свободной рукой легким движением проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника, кроха разогнет спинку;
- помогите малышу лечь, придерживая за головку.
Время учиться ползать
Хоть привычное ползанье еще не характерно для малышей в пять месяцев, пора начать делать с ним упражнения, которые станут первым шагом к полезному навыку.
- Сначала уложите малыша животиком на коврик.
- Положите перед ним игрушки, чтобы кроха мог прикоснуться к ним кончиками пальчиков. Сядьте перед ним и подбадривайте попытки ребенка продвинуться к игрушке.
- Если у малыша не слишком хорошо получается оттолкнуться, то помогите ему, подставив в качестве опоры возле ног свою ладошку.
Такое своеобразное барахтанье на животе послужит ребенку отличной подготовкой к передвижению на четвереньках и укрепит мышцы малыша.
Массаж пятимесячного карапуза необходимо усложнить. К легким растирающим и поглаживающим движениям добавьте пощипывания, валяния и щипцеобразные разминания. Лучше пригласить профессионального массажиста, способного показать вам новые движения, посмотреть видео, хорошо показывающее элементы массажа в домашних условиях и гимнастика, предназначенная малышам 5-6 месяцев.
Важным для пятимесячного малыша остается процесс ношения на руках. Объясняйте ему происходящее вокруг, описывайте свои действия и действия остальных людей. Пусть ребенок трогает и исследует наибольшее количество предметов, при условии уверенности в их чистоте и безопасности.
Пятый месяц дает вам возможность на короткий период оставлять малыша в манеже и кроватке. Но будьте осторожны — у крохи от длительного пребывания там может появиться ощущение замкнутости пространства. В результате возможно уменьшение естественного желания ребенка познавать мир, негативно сказывающееся на развитии.
Поиграй со мной
Интересным и вам, и малышу покажется развитие в игровой форме.
В помощь вам — различные потешки и короткие стишки, развивающие память и чувство ритма у детей.
Самая популярная и важная в развитии игра – «Ку-ку», веселящая и детей старше полутора лет. У нее существует масса вариантов, например:
- закрывайте свои глаза либо глаза малыша руками;
- прикройтесь пеленкой и выглядывайте из-за нее;
- изобразите рожицу на большом пальце и периодически прячьте палец в кулак.
Чаду понравятся различные звуковые игры.
- Помогайте ребенку в познании собственного тела: притрагивайтесь к маленькому носику, глазкам, пухлым щечкам и произносите малышу названия частей тела.
- Показывайте малютке картинки с животными, одновременно имитируйте голоса изображенных зверей и птиц.
- Кроху заинтересует звон бубенчиков, пришитых к носочкам, ленточке, привязанной к ручке. Другим интересным вариантом станут браслетики с нашивками в виде цветочков, бабочек, божьих коровок.
- Слушайте малыша и повторяйте произнесенные им звуки. Карапуз будет внимательно слушать вас, а спустя некоторое время начнет вторить вам в ответ. Так происходит начальное развитие коммуникативных навыков.
Попробуйте подносить ребеночка к зеркалу. Ваше с ним отражение кроха начнет воспринимать в качестве других людей. Возьмите в руки игрушку — ребенок не заметит этого, потому как станет тянуться к ее отражению. Осознавать собственное отражение дети начинают в районе 1,5 лет.
При отсутствии аллергии рекомендуется начать знакомить малыша с различными запахами — и приятными, и неприятными. Возьмите ватные шарики и смочите духами, соками ягод, фруктов, чеснока, молоком и т.д. Но не давайте за раз понюхать много ароматов. Рассказывайте об источнике запаха. Благодаря упражнению вы не только поможете малышу узнать мир ароматов, но и выясните предпочтения ребеночка.
Сделайте малютке подушечки из тканей, отличающихся по цвету и текстуре. Подобные игрушки окажутся полезны и подросшему малышу, например, в изучении цветов.
Мастерицам, хорошо владеющим навыком шитья, стоит смастерить мягкую текстильную книжку с пришитыми пуговицами, шнурками, липучками, аппликациями, нашивками и т.д.
Нормы питания и сна
Общая продолжительность и режим сна у малыша мало чем отличается на пятом и четвертом месяцах. Сон крохи очень индивидуален и зависит от характера и самочувствия малютки. В среднем в сутки малыш спит 14-16 часов, причем 10 часов – ночной сон, и 4-6 часов разбиваются на 3 дневных сна. Многие детки, особенно груднички, продолжают просыпаться на перекус ночью. Но не стоит волноваться, отнеситесь к подобным кормлениям проще, ведь многие дети могут просыпаться и будить родителей среди ночи до трех лет, потому как до пятого месяца нервная система еще созревает.
В начале пятого месяца питание малыша не отличается от прежнего. Остается кормление грудью либо смесью по требованию.
Обычно еще не начинают прикорм — введение рекомендуется искусственникам в 5,5 месяцев, а грудничкам – с 6. Недоношенного ребенка не рекомендуется знакомить с новыми продуктами до семимесячного возраста.
Но мамам пятимесячных детей стоит начать читать о первом прикорме, готовясь к знакомству малыша с первой «взрослой» пищей.
Но иногда допускается и вводить прикорм в 5 месяцев. Причины тому могут быть следующие:
- недостаточное количество материнского молока;
- существующие питание не обеспечивает необходимый набор веса ребенком;
- длительные и сильные колики, запоры;
- частое срыгивание.
По поводу подобных проблем, обнаруженных у малыша, о необходимости введения и особенностях прикорма проконсультируйтесь с педиатром.
Вообще, не забывайте — все дети индивидуальны. Календарь развития на пятый и любой иной месяц — в помощь вам. Конечно, существует ряд вещей, которые малыш должен уметь делать на определенном этапе взросления, и отсутствие соответствующих навыков способно насторожить. Но и в тогда не стоит сразу паниковать, а следует задать вопросы врачу.
Истинное удовольствие – наблюдать за тем, как протекает развитие ребенка. В 5 месяцев ваш малыш уже не похож на младенца; он окончательно округлился и стал пухленьким розовощеким человечком. Родители внимательно отслеживают, что должен уметь ребенок в пять месяцев, ведь в жизни крохи появляется столько всего интересного!
Малыш осваивает новые движения
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.
- В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».
Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».
В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек . Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.
- Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
- Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать ?>>>
Как вы можете помочь малышу ползать?
- Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
- Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
- Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.
- Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.
Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати.
Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.
- Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.
На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это - возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.
Полезные игры
На пятом месяце жизни бодрствование малыша проходит, в основном, в игре. Постепенно расширяется спектр того, что умеет ребенок; и его взаимоотношения с окружающим миром выходят на новый уровень. Эта пора – очередное испытание для родителей, так как развитие малыша требует постоянного контакта с новыми предметами.
Маленький человечек отправляет в рот все, что находит. Нужно все время следить, чтобы крошка не съел что-то мелкое или вредное. К тому же, в этом возрасте у малыша могут начать резаться зубки. Предлагайте ему специальные прорезыватели; чистыми пальцами с коротко остриженными ногтями можно делать массаж десен.
В пять месяцев малыш активно играет со своими ножками: ощупывает их, облизывает, тянет в рот. Не надо ему препятствовать; знакомство с собственным телом – важная веха развития ребенка пятого месяца жизни.
В этом возрасте крошка – полноценный участник взаимодействия со взрослым. Малыш поддерживает совместные игры: берет из маминых рук погремушку и дает ее обратно, радуется, когда мама прячется и играет с ним в «ку-ку».
Сейчас малыш интересуется книжками. Очень важно читать крохе, рассказывать, что изображено на страницах. Это способствует общему эмоциональному развитию ребенка и развитию его речи.
Маленький человечек обожает купаться. Делайте с крохой в воде разнообразные упражнения, и у малыша будут крепкие мышцы и хороший сон.