15.04.2019

Десятый месяц развития малыша. Десятый месяц жизни ребенка. Игры на развитие координации, движений и ритма


Он наверняка перемещается на четвереньках довольно быстро и уверенно. Однако этот этап вовсе не обязателен: некоторые дети учатся сидеть, а затем сразу же встают на ноги.

Кроме того, малыш уже спокойно сидит, он может сесть даже из положения лежа на животе. Порой он может просидеть довольно долго, хотя время, которое ребенок проводит сидя, различно в каждом конкретном случае и зависит от личности ребенка и его желания изучать окружающий мир. Он самостоятельно встает, затем делает несколько шагов, держась за мебель; постоянные падения его совершенно не смущают. Порой малыш уже может стоять без поддержки. Скоро он пойдет!

Мелкая моторика ребенка

Ребенок уже удерживает мелкие предметы между указательным пальцем и основанием большого пальца. Он сам держит в руках бутылочку и, насытившись, сам вынимает соску бутылочки изо рта.

Он все с большей охотой передает предметы окружающим его людям. Любимая игра - выпустить предмет из рук и посмотреть, что из этого выйдет. Кроме того, он может по вашей просьбе отправиться на поиски предмета, которого нет у него под рукой: книги, пустышки...

Ритм ребенка

Сон

Теперь ваш малыш засыпает на короткое время два раза в течение дня и подолгу спит по ночам. В период с десятого по двенадцатый месяц большинство детей спят по двенадцать - четырнадцать часов в сутки.

Питание

Его питание четко организовано: дважды в день он получает грудное молоко или смесь, еще два раза ест твердую пищу. Продолжайте постепенно приучать его к новым продуктам, однако не заставляйте его есть то, что ему не нравится.

Когда малыш бодрствует

Ребенка переполняет энергия, ему не сидится на месте, он все время двигается. Ему постоянно требуются новые игры или новые занятия. Он становится еще более любознательным, хочет до всего дотронуться... и обожает шуметь!

Если он еще не говорит (повторяющиеся слоги, которые он уже произносит, - такие как «мама», «дада», «папа», пока что не обладают для него значением), то уже может многое выразить при помощи рук и мимики: «пока», «молодец» или «ура»... Он кивает или мотает головой, чтобы сказать «да» или «нет». На самом деле он постоянно имитирует жесты окружающих его людей.

Возможно, он также вытягивает руки и ноги, чтобы помочь вам, когда вы его одеваете.

Память ребенка очень быстро развивается. В его словаре в этот период порядка тридцати слов; он уже хорошо понимает смысл фраз.

Кроме всего прочего, формируется и личность малыша. Он сопротивляется, когда вы усаживаете его в автокресло или в коляску. Он учится сопереживать: теперь он способен понимать чувства других людей и разделять их. Он начинает баюкать свои игрушки или кукол.

Здоровье ребенка

Десятый месяц: посещение участкового педиатра

В десять месяцев рост малыша составляет примерно 71см, вес - 9,1 кг, окружность черепа - 45,5 см.

Как и в два предыдущих месяца, этот осмотр - простая проверка. Поэтому матери, дети которых отлично себя чувствуют, порой пропускают это посещение врача. Все же заметим, что поддерживать связь с лечащим врачом всегда полезно, даже если все идет хорошо. Врач, постоянно осматривающий вашего малыша, быстрее сможет помочь вам в экстренной ситуации или при необходимости решить конкретную проблему. Однако вы уже можете обращаться к врачу реже, чем раньше: если у малыша все в порядке и у вас не возникает никаких вопросов, посещайте поликлинику раз в два-три месяца.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Краснуха. Дети часто болеют краснухой во втором полугодии своей жизни, она не опасна и придает пожизненный иммунитет. Она вызывает достаточно сильный жар, который может длиться один-два дня, затем на несколько дней на теле и на лице появляется множество ярко-красных прыщиков, которые не чешутся.

Врач посоветует вам следить за температурой ребенка и при необходимости пропишет жаропонижающее. Диагноз подтверждается при появлении сыпи.

Вы можете использовать гомеопатические средства против жара, а также при необходимости поддерживать иммунную систему ребенка специальным педиатрическим сиропом.

Губной герпес. В течение первого года жизни у ребенка может проявиться герпес: вокруг рта возникнут небольшие желтоватые болезненные пузырьки, кожа вокруг которых будет краснеть. Такие пузырьки проявляются без каких-либо дополнительных симптомов, кроме легкого повышения температуры и небольшой усталости. Вирус передается в основном в коллективе, хотя порой возможно заражение и внутри семьи. Пузырьки герпеса очень заразны, заражение происходит чаще всего при непосредственном контакте.

Впоследствии губной герпес может возникать снова. В зависимости от состояния организма малыша и от его предрасположенности к инфекциям герпес могут вызвать стресс, утомление или значительная нагрузка на иммунную систему (насморк, прорезывание зубов, рост).

В этом возрасте врач не может прописать ребенку ничего, кроме болеутоляющего, жаропонижающего, а также, возможно, противоинфекционного крема.

Природные средства против герпеса

Средства для местного применения. По 1 капле эфирного масла лаванды и чайного дерева смешать с 1 столовой ложкой оливковой мази; наносить несколько раз в день при помощи ватной палочки. Можно также добавить малое количество крема «Мадекассол»" 1%-ного (тюбики по 25 мг) 1-2 раза в день.

Гомеопатия

  • «Вакцинотоксинум 15 СН»: 1 доза сразу после появления пузырьков, повторять в течение не менее чем 3 дней, затем 1 раз в неделю в течение месяца.
  • Чтобы ускорить созревание пузырьков и приблизить их исчезновение: «Рус токсикодендрон 15 СН».
  • Чтобы снять ощущение жжения: «Арсеникум альбум 15 СН».
  • Если пузырьки проявились в виде нескольких очагов, добавьте «Боракс 9 СН».
  • Чтобы пораженные места лучше заживали, давайте помимо прочих препаратов «Мезереум 9 СН».

Против любых высыпаний

В эхом возрасте у детей могут проявляться и другие высыпания, чаще всего вызванные укусами насекомых (за исключением экземы).

Лучшая защита в данном случае - предотвращение. Выбирайте естественные, не химические репелленты (на основе эфирных масел), в особенности для нанесения на кожу: смешайте 2-5 распылений с 1 кофейной ложкой оливковой мази, наносите не реже чем 2-3 раза в день, если вы находитесь в местности, где много насекомых. Для защиты помещений в ночное время хорошо использовать фумигатор (особенно если вы разрежете пластинку для фумигатора пополам: так она сохранит эффективность, однако будет выделять в два раза меньше действующего вещества).

При появлении сыпи:

  • Средства для местного применения.
  • Те же средства, что и для лечения пузырьков губного герпеса.

Гомеопатия

  • Для нанесения на высыпания: «Ледум палюстре 7 СН».
  • Против очаговой реакции и зуда: «Апис меллифика 15 СН» в сочетании с «Белладонна 9 СН» и «Гистамин 9 СН».
  • Против реакции типа крапивницы: «Уртика урэнс 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого препарата, выбранного в соответствии с симптомами, как можно чаще. Принимать реже и отменять по мере улучшения состояния.

Чтобы избежать вторичной инфекции при непроходящей сыпи: 1 доза «Стафилококцинум 15 СН» раз в 2-3 дня до явного улучшения состояния.

Инициатива приветствуется!

Ребенок уже очень хорошо стоит в кроватке, держась за перила, и даже делает попытки отпустить одну руку. Некоторые с поддержкой взрослых начинают ходить.

Что важно с точки зрения психологического развития? Малыш научился мимически выражать свои желания и предпочтения в еде, в одежде, в игрушках. К примеру, если ему не нравится пюре, которое вы предлагаете на обед, он будет мотать головой и корчить гримасы. Если предложите на выбор красные и зеленые колготки, он может показать, в каких хочет пойти гулять. Если покажете две игрушки и спросите: «С чем мы будем играть?» - он выберет то, что ему больше нравится. Ребенок уже в состоянии делать выбор .

Он прекрасно понимает слово «нет», слушается запретов, если они сказаны спокойным, уверенным голосом. Но в этот период проявляется такая черта характера, как упрямство, упорство, настойчивость, желание добиваться цели.

Мы уже начали приучать ребенка к порядку, нужно не забывать об этом и в дальнейшем. Помним, что это возраст подражательности, значит, для того чтобы ребенок со временем начал сам собирать игрушки, нужно уже сейчас собирать их у него на глазах и вместе с ним.

К десятому месяцу проявляется право- или леворукость. Мы уже видим, какой рукой ребенок предпочитает действовать, какой рукой берет игрушки. Тем не менее, играя, стимулируйте его в равной мере работать обеими руками. Например, во время кормления давайте ему по ложке в каждую руку, пусть барабанит.

Продолжаем с увлечением рисовать - и пальчиками, и ладошками. Важно, чтобы в процессе рисования участвовали обе руки. Дети часто пытаются рисовать, размазывая еду по столу. Мне приходилось встречать такие рекомендации: если ребенок играет с йогуртом, вылейте его на поднос, и пусть размазывает. На мой взгляд, еда - не игрушка. Крупа, о которой я говорила раньше - это все-таки не готовый продукт. Йогурт, используемый в качестве краски для рисования, обязательно окажется во рту. Если мы разрешим это делать с йогуртом, то малышу будет непонятно, почему нельзя есть краски. Поэтому если мы видим, что ребенок начинает использовать еду в качестве красок, убираем еду (игры с едой - первый признак того, что ребенок наелся), стелем клеенку, даем лист бумаги и краски. Пускай размазывает.

Совет : Когда семья собирается за столом, сажайте с собой и ребенка. Родители, которые едят отдельно от детей, совершают большую ошибку. Есть надо вместе. Это объединяет всех членов семьи. Кроме того, глядя на то, как аккуратно едят взрослые, малыш сам учится аккуратности. Если взрослые, пролив суп, берут салфетку и вытирают за собой, то рано или поздно кроха тоже начнет так делать. Неаккуратно, неловко, но начнет, потому что ничто так не убеждает, как пример родителей.

Детям в этом возрасте очень нравится дергать за все, что висит, и нужно эту потребность удовлетворить. Предложите малышу поиграть в игру «Сорви ленточку ». Закрепите с помощью малярного скотча на краю стола несколько длинных ленточек (бумажных или тканевых). Покажите крохе, как их можно срывать.

Малыш с удовольствием будет отрывать полоски одну за другой. Игра хорошо развивает мелкую моторику и координацию рук.

Еще одна игра - «Туннель ». Детский туннель можно купить, а можно взять несколько коробок, раскрыть у них дно и составить вместе. Пусть малыш сквозь них проползает.

Вообще, игра с коробками - одно из самых любимых занятий годовалого ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы у него в комнате всегда было несколько коробок разных размеров. Это могут быть бумажные, картонные, пластмассовые коробки. Чем младше ребенок, тем проще будет игра. Десятимесячному малышу нравится просто в них залезать. Он еще не играет в космонавтов или в подводников, сюжетно-ролевая игра ему пока непонятна. Ему интересно пролезание и залезание.

Занятие на координацию и равновесие . Надуваем резиновый круг и выкладываем на него кубики. Надо поставить кубики так, чтобы они удержались на покатой поверхности круга. Кубики падают, малыш их ставит обратно, они снова падают. Это занятие может увлечь на длительное время.

Социальное развитие десятимесячного ребенка можно охарактеризовать кратко: он стесняется. Тем не менее малыш стремится к контакту, и если мы правильно сформировали у него отношение к окружающему миру, его природная любознательность будет перевешивать стеснительность. В присутствии чужих людей он может поначалу спрятаться за маму, но через какое-то время снова выглянуть. Он не будет с плачем уползать в другую комнату, а останется рядом с мамой, на всякий случай держась за ее юбку.

Меняется и поведение в песочнице. Если в возрасте семи-восьми месяцев ребенок играл в стороне от других детей, то теперь ему захочется находиться рядом. Он еще не умеет взаимодействовать, но ему очень интересно наблюдать. Посадите ребенка в песочницу, дайте какое-то время посидеть с детьми. Как только захныкал, заберите. И напоминаю - не общайтесь в этот момент с другими малышами. Многие мамы говорят: «Я показываю ему пример». Ребенок воспринимает это не как пример, а как «Меня бросили!»

Десятимесячный малыш любит проявлять инициативу. Но мама многое запрещает или старается сделать сама, потому что так проще и быстрее. Крайне важно ловить себя в эти моменты. Помните: сейчас вы ему не разрешаете, а потом вы его не заставите. Привыкнув, что вы все делаете сами, ваш ребенок будет сидеть и ждать, когда ему наденут, завяжут, застегнут, положат в рот. Как вы думаете, отчего среди детей школьного возраста много таких, кто ничего не хочет, ничем не интересуется? Может быть, родители что-то упустили тогда, в самом начале, когда делали так, как им было проще? В девять-десять месяцев ребенок уже очень многое может сам - пить, есть, доставать предметы, используя подсобные материалы (палки, швабры и т. д.). Не останавливайте его. Пускай будет криво, косо, пускай вам придется открывать вторую баночку детского питания, но дайте ему возможность разбросать эту кашу, пытаясь попасть себе ложкой в рот. Ребенок хочет достать игрушку, которая находится слишком высоко? Не доставайте ее, просто приподнимите малыша, чтобы он сам ее взял, и похвалите. Похвала очень важна. «Если меня хвалят за то, что я сделал сам, это значит, что мне можно и нужно так поступать», - вот какой вывод делает ребенок.

К десяти месяцам внимательные родители могут заметить первые проявления врожденных склонностей своего чада. Один малыш подпрыгивает в такт музыке, другой обожает катать мяч, третий может долго, упрямо строить пирамидку из кубиков. Пока речь идет не о талантах, не о способностях, а о задатках, о том, что заложено в ребенке генетически. Но уже сейчас можно подхватить эти задатки и начать их развивать.

Игры в папину копилку

«Найди по звуку» . Папа прячет вибрирующий телефон, громко тикающий будильник или включенное радио. Ребенок должен по звуку отыскать спрятанный предмет. Это великолепная игра. Она учит малыша прислушиваться. В нашем мире дети очень быстро привыкают к тому, что звуки - это просто фоновый шум. Умение выделять из шума какой-то звук - очень важный навык, он готовит ребенка к тому, чтобы избирательно воспринимать звуковые сигналы, например, голос учителя в школе.

«Разговор через трубочку» . Папа сворачивает в трубочку лист бумаги и начинает через нее говорить. Голос звучит совсем по-другому. Через какой-то промежуток времени малыш, посмотрев на папу, сам начинает издавать и исследовать эти звуки.

«Барабан» . Мы помним, что в этот период ребенку очень нравится стучать. Для того чтобы он целыми днями не грохотал кастрюлями, попросите папу взять плотную коробку, например из-под геркулеса, насыпать в нее крупы, хорошенько заклеить - получится импровизированный барабан. Им можно трясти, как маракасами, а можно бить ложкой. Но звук при этом будет шуршащий, мягкий, щадящий вашу нервную систему.

Тревоги родителей

«Ребенок стал гораздо более тревожно спать, вздрагивает во сне. Кричит. Все время ворочается. Что это значит?» В этом возрасте дети уже меньше нуждаются во сне, многие днем спят только один раз. Если вы продолжаете укладывать ребенка на второй дневной сон, возможно, он просто не успевает устать к ночи.

Может быть и другая причина. В десять месяцев именно во сне могут проявляться скрытые нервные расстройства. Безусловно, если ребенок вздрагивает от громкого звука, это нормально. Но если даже в комфортной, спокойной обстановке он продолжает ворочаться и вскрикивать, это повод обратиться к невропатологу.

«У моего ребенка появилась привычка стучать головой о стенку. Зачем он это делает?» Первая, самая распространенная причина такого поведения - ритмичные движения и удары помогают ребенку сбросить напряжение, которое в нем накопилось за день. Вторая возможная причина - у него что-то болит, и он стучится головой, чтобы отвлечься от боли. Это может быть боль в ушах или сильный дискомфорт в деснах, когда режутся зубки, короче говоря, какая-то ноющая, не острая боль. Третья причина - приступ гнева. Взрослые в состоянии ярости могут ударить кулаком о стену, а десятимесячный малыш сбрасывает свою злость вот таким образом.

Такое поведение считается вполне нормальным в возрасте до двух лет. И все-таки оно беспокоит родителей. Что же они могут сделать и чего делать не следует?

  • Нельзя бросаться к ребенку со словами: «Что ты делаешь! Тебе будет больно!» Как только вы показали яркую реакцию, малыш понимает: «Ага, это работает, я буду это делать и дальше, чтобы привлекать внимание». Своими восклицаниями вы добиваетесь прямо обратного результата и провоцируете ребенка повторять эти действия снова и снова. Поэтому успокойтесь и просто не реагируйте. Если боитесь, что малыш себе навредит, повесьте на стену плотное одеяло и перестаньте переживать.
  • Попытайтесь найти другой способ расслабить свое чадо - прогулками, купанием, тактильными играми. Все это помогает сбросить напряжение.
  • Начинайте подготовку ко сну заблаговременно. Иногда ребенок просто не успевает настроиться на то, что пора спать.

Совет : Когда ребенок стучит головой о стену, его успокаивают не только сами движения, но и их ритм. Включите малышу метроном. Иногда это помогает.

В конце концов, если вас очень беспокоит поведение малыша, обратитесь к специалисту. Пусть он проверит, не является ли оно невротическим симптомом.

Мама: нагрузки растут

«Теперь ребенок спит один раз в день и требует больше внимания. Кажется, что так тяжело мне еще не было». Ребенок перестраивает свой режим, значит, маме тоже надо перестраиваться. А любые изменения устоявшегося, привычного режима - это всегда непросто. При этом физическая нагрузка увеличивается. Малыш стал подвижным, теперь за ним надо почти бегать. И самое тяжелое, на мой взгляд: маме, чтобы взаимодействовать с ребенком, приходится либо стоять в полусогнутой позиции, либо поднимать его на руки. И то, и другое дает дополнительную нагрузку на позвоночник.

Как себе помочь? Во-первых, помните, что эти трудности временны. Вы перестроитесь, ребенок привыкнет к новому режиму, вы научитесь находить время для отдыха. Во-вторых, используйте любую возможность облегчить себе физические нагрузки: вместо того чтобы брать ребенка на ручки, присядьте рядом с ним, вместо того чтобы подсаживать его куда-то наверх, помогите ему туда забраться с помощью стула.

Ну, и последнее - максимально подключайте мужа, оставляйте на него ребенка, чтобы куда-то выйти. Даже если за десять месяцев супруг так и не научился ухаживать за своим чадом, это не значит, что вы должны сидеть дома, как приклеенная. Малыш уже большой, пусть муж познает азы отцовства на практике. «Я не знаю, что с ним делать!» - «Да просто посиди». - «А чем его кормить?» - «В холодильнике детское питание. Надо только разогреть». - «А как менять подгузники?» - «Разберешься!» Вставайте и уходите. Действительно, разберется.

Кажется, только вчера беспомощного малыша привезли из роддома, его навыки сводились к возможности сосать грудь и оповещать о своих проблемах пронзительным криком. Сегодня ему 10 месяцев, а список навыков довольно внушителен. Как понять, правильно ли развивается чадо, нет ли отставания в развитии и на какие его особенности родителям обратить особое влияние? Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Ответ дают ведущие педиатры страны.

Физическое развитие

За 2 месяца до года темпы роста грудничка существенно замедляются в сравнении с более ранними этапами. Не так активно наращивается и масса. Среднестатистические данные для малышей описываемого возраста - 76 сантиметров рост и 10 килограммов вес. Данные условны и могут незначительно отличаться в большую или меньшую сторону. Главное - ребенок должен расти по определенному графику, существенные отклонения являются поводом для беспокойства мам и пап, которые необходимо обсудить с участковым педиатром при следующем посещении.

Режим сна и бодрствования

Родители старшего поколения, вспомните, что умел ваш ребенок в 10 месяцев? Спать ночью с кратковременными пробуждениями для кормления по 11-12 часов. В случае если чадо благополучно переносит рост зубов, мамы наконец получат возможность высыпаться по ночам. Длительность дневного сна в общей сложности должна составлять 4 часа. Это период, когда организм грудничка перестраивается с трехразового отдыха на двухразовый. Первый сон - утренний - наступает спустя 1-1,5 часа после пробуждения с ночи, его длительность составляет 1 час. Обеденный сон, после активной прогулки в компании с мамой и плотного приема пищи, составляет до 3 часов. Описываемый режим должен сохраниться до полуторалетнего возраста - это залог крепкого здоровья, полноценного развития и высокой сопротивляемости инфекциям.

Нормы питания

Что умеет ребенок в 10 месяцев по развитию и питанию? Навыки практически неотличимы от взрослого. Минимальная норма грудного молока или адаптивной смеси составляет 200-230 мл до 3 раз в сутки. Остальное питание малыш получает в виде овощных и фруктовых пюре, каш, мясных ненаваристых бульонов, отварного мяса, рыбы и т.д. Желудок малыша еще слишком нежен для острых приправ, кофе, какао, копченостей и жареного мяса. Грудничковый рацион не должен включать магазинные продукты, богатые консервантами и всевозможными химическими добавками.

Моторные навыки

Десять месяцев - важный этап в становлении моторных навыков. Любые отклонения являются свидетельством неправильного развития, дефицита витаминов и недоразвитости мускулатуры.

Что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев:

  1. Уверенно ползать в коленно-локтевой позиции, не уставая и не демонстрируя капризов.
  2. Сидеть, опираясь на руки или с небольшой помощью старших.
  3. Вставать из положения сидя самостоятельно или используя в качестве опоры посторонний предмет.
  4. Ходить, опираясь на предметы.
  5. Подниматься и опускаться на несколько ступенек по невысокой лестнице.
  6. Пользоваться столовыми предметами - чашкой, ложкой, поильником.
  7. Адекватно реагировать на предложение горшка. Процедура похода в туалет не должна сопровождаться физическим и эмоциональным дискомфортом.

Моторика рук

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Его пальцы приобретают все большую гибкость. Орудуя большим и указательным пальцами, он перебирает мелкие предметы. Малыш с интересом хватает куски твердой пищи и кидает их под ноги. Крошечные вещицы и не только до сих пор проходят проверку «на зуб». Пусть в окружении малыша находятся предметы, которые съедобны и не настолько малы, чтобы подавиться. В помощь мамам простое правило, чтобы избежать асфиксии малыша - не позволяйте играться с тем, что не растворится в воде, целым виноградом, сырой морковью.

Еще больше мобильности

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Хорошо ползать! Большинство малышей предпринимают попытки к передвижению на четвереньках и в более раннем возрасте, но скоординированными движения можно назвать только сейчас. Порой скорость ползания чада может превышать аналогичный показатель ходьбы взрослого человека. Отдельные «личности» даже овладевают навыками передвижения по лестнице.

Малыш уверенно сидит без опоры, ходит с мамой за руку или держась за опору. Отпустив на пару секунд край дивана, грудничок может продемонстрировать навыки равновесия. Первые шаги к еще большей самостоятельности и независимости станут настоящим испытанием для старших, которым придется провести в полусогнутом состоянии не один час. Навыки уверенного хождения большинство малышей обретает к 14-15 месяцам.

Принципы общения

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Рационально реагировать на просьбы и указания старших, выполнять элементарные действия без предварительной демонстрации или помощи родителей. Малыш должен повторять жесты, увиденные один-два раза не более недели назад.

Играет чадо самостоятельно. Мама может оставить его в манеже или кроватке, а сама уйти на кухню или провести влажную уборку. Чадо продолжает активно знакомиться с окружающим миром, с неподдельным интересом изучает новые вещи.

Память развивается усиленными темпами, что позволяет маленькому человеку запоминать расположение важных для него объектов, мебели, мест, где хранятся игрушки, отличать свою одежду от чужой.

Что должен уметь в 10 месяцев ребенок? Развитие социальных навыков определяет стремление к общению со сверстниками и старшими товарищами. Увиденные жесты откладываются в памяти и могут быть воспроизведены по назначению.

Речь становится внятной. Кроха издает первые обдуманные слова. Долгожданные «мама» и «папа» будут смазанными и не всегда понятными. Родители должны всячески поощрять старания малыша, больше общаться с ним, читать, все это в комплексе позволит ускорить развитие речевых навыков.

Время, проводимое напротив телевизора, должно сводиться к просмотру мультфильмов и детских развивающих передач. Кинофильмы со сценами насилия или нецензурной лексикой негативно скажутся на психике малыша, а отучить от услышанных слов будет крайне проблематично.

Проявление эмоций и восприятие окружающего мира

Что умеет делать ребенок в 10 месяцев? Пожалуй, одним из впечатляющих достижений является проявление адекватных эмоций в соответствии с создавшейся ситуацией. Каприз и проявление недовольства в ответ на отобранную игрушку, страх при внезапном шуме, улыбка при виде близких - свидетельство правильной оценки малышом окружающей обстановки.

Чем ближе к году, тем сильнее карапуз стремится вести себя как взрослый. Овладев в совершенстве движениями рук и пальцев, грудничок повторяет увиденные жесты.

Малыш придет в неподдельный восторг, если он станет участником занимательного просмотра телевизора или телефонного разговора.

За сломанные игрушки десятимесячное чадо ругать не стоит. Они не ломают, а изучают предметы, пытаясь понять, как они работают. Что умеет ребенок-мальчик в 10 месяцев? Пытливые в столь нежном возрасте, они начинают проявлять интерес к законам физики. Озорники безошибочно определят, за что потянуть, чтобы тарелка упала на пол, какой длины взять палку, чтобы достать далекий предмет.

Если малыш развивается в замедленном темпе

Наблюдая за другими детьми на игровой площадке, мамы могут сравнить навыки и умения ребят. Если, отвечая на вопрос о том, что умеет ребенок в 10 месяцев, вы не можете назвать и половины из перечисленного списка, возможно, имеет место проблема заторможенного развития. Не стоит преждевременно поддаваться панике. Достаточно показать ребенка авторитетному педиатру, который, в свою очередь, проведет ряд тестов, нацеленных на проверку физического и психического здоровья малыша.

Если врач поставил неутешительный диагноз, как можно быстрее обратитесь в детский центр повышенной социализации. Незначительные проблемы эффективно решаются на протяжении 3-4 месяцев. В более запущенных ситуациях профессиональная помощь может потребоваться на период от полугода до года.

Вопрос о недоношенных детях

Что должен уметь в 10 месяцев ребенок, родившийся раньше срока или с минимальным весом? Зачастую недоношенным малышам необходимо больше времени на освоение окружающего мира и получение перечисленных навыков. Родители в состоянии удалить черту между рожденными здоровыми и слабыми детьми, следует ежедневно проводить дополнительные занятия с чадом, активнее знакомить с окружающим миром.

Важный момент, который упускают многие родители - с детьми нужно разговаривать. Это не должен быть поток бессмысленных фраз. Вариант, который будет удобен всем - просто комментируйте свои действия. Например, собираясь на улицу, перечисляйте предметы одежды, надеваемые на малыша, описывайте их цвет. Во время прогулки рассказывайте о предметах, окружающих вас, их форме, назначении. Ваши труды не пройдут бесследно, неожиданно для всех окружающих чадо начнет делиться собственными наблюдениями и удивлять знаниями.

Мальчики и девочки - разные темпы развития?

В 10 месяцев жизни становится заметна разница детей разного пола как в физическом, так и в психологическом плане. Мальчики преуспевают в весе, обгоняют сверстниц по росту и проявляют больше двигательной активности. Что умеет ребенок-девочка в 10 месяцев? Малышки радуют мам и пап своей эмоциональностью. Улыбаются они чаще, смеются, с интересом повторяют движения и звуки, чтобы привлечь внимание старших, просят поиграть с ними.

Груднички сильного пола проявляют самостоятельность, в приоритете у них исследовательская деятельность. Разговоры и эмоции взрослых их мало интересуют. Тогда как девочки ориентируются именно на них, пытаясь заслужить похвалу старших демонстрацией новых достижений. Мелкая моторика у юных представительниц прекрасного пола развивается быстрее. Они раньше осваивают навыки ходьбы и говорения.

Игры на развитие координации, движений и ритма

Крутимся на животе . Ребенок лежит на полу, на животе. Сбоку от него следует положить яркую игрушку. Чтобы дотянуться до нее, крохе придется повернуться. Опираясь на вытянутые руки, чадо научится вращаться вокруг своей оси. Чтобы усложнить игру, можно потрясти погремушкой возле ножек, малыш будет слышать звук, но чтобы увидеть его источник, придется приложить еще больше усилий.

Извлекаем звук . Родитель дает грудничку в обе руки по твердой игрушке. Он начинает стучать ими. Необходимо проговорить вслух: «Ты стучишь и слышишь громкий звук». Теперь игрушку в одной руке следует заменить платочком. Прокомментировать действие: «Теперь звука нет!» Проговаривание действий малыша формирует его пассивный словарный запас.

Развиваем пальчики . Перед ребенком установить крупную емкость - ведро, кастрюлю. Предложить 4-5 небольших неопасных предметов (мячики, мягкие кубики и т.д.). Показать, что маленькие предметы можно забрасывать в большую емкость. Если малыш освоил правила игры, родитель меняет место расположения емкости.

Развивающие игры в десятимесячном возрасте должны включать упражнения на работу с предметами. Игрушечный «арсенал» чада стоит пополнить крупными пирамидами, кубиками разных форм, цветов и размеров, мягкими обучающими книжками и шнуровками.

На десятом месяце жизни малыш взрослеет на глазах. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность. Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки, которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать. Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить. Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему.

В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза - его мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук. Поясним это.

В последней четверти младенчества движения руки малютки осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне по сравнению с более ранними периодами детства. Орган зрения выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Каков же психологический механизм сложного взаимодействия глаза и руки? Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур и с помощью сигналов, идущих от нервных клеток кончиков пальцев и ладоней, формирует «слепок» предмета в мозге.

Аналогично строится работа зрительного аппарата. Возникают ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным, приходящим вместе с прикосновением и ощупыванием предметов. Такое взаимодействие, когда «глаз учит руку, а «рука учит глаз», специалисты называют сенсомоторной активностью.

Среди других двигательных функции особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках малютки появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым фонемы, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые были не свойственны его лепету. Так активно формируются речевые навыки малютки.

Многие родители, узнавая особенности психической жизни маленького ребенка, удивляются тонкостям в его развитии. Пожалуй, теперь дитя не кажется взрослым чересчур простым: раннее детство таит в себе много такого, чего родители не учитывают, если не имеют специальной информации. Педагогика младенчества - такая же наука, как и любая другая область гуманитарных знаний, и которой следует учиться.

Теперь, понимая, что занятия с дидактическими игрушками имеют огромное значение для развертывающейся психической жизни ребенка, остановимся на предметной деятельности малыша. Прежде всего, подчеркнем следующее: новым в занятиях с предметами появится у малыша «созидательная» форма действий. Раньше ребенок в основном разрушал, раскидывал то, что придвигала к нему мама, - кубики из тележки, шарики из мисочки, колечки со стержня и т.п. Теперь малыш способен «синтезировать». ОH НАдевает кольца на палочку, которую держит перед ним мама. По её просьбе малыш собирает в стопочку деревянные тарелочки, в бидончик складывает шарики, на тележку - кубики, стремится вернуть грибочки на свои места на панельке, с помощью мамы помещая их в соответствующие отверстия. При этом радуется, если ему удается проявить большую самостоятельность. Результат таких игр очень значим для ребенка, малыш уже не просто манипулирует игрушкой, а совершает с нею целенаправленные действия, которые заканчиваются появлением «целого продукта»: пирамидки из колечек, башенки из кубиков и т.п.

Какие еще: действия может выполнять малыш? Это нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости), рассоединение двух предметов или одного предмета, состоящего из двух взаимосвязанных частей, открывание матрешки или бочат (с помощью ленты приемом подтягивания), открывание коробок, снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами, выполнение двухактных взаимоисключающих действий: выкладывание - вкладывание; снятие - нанизывание; разъединение - соединение и др.

Конечно, эти действия с игрушками можно назвать разученными, потому что сначала их показывают и помогают выполнять взрослые, и лишь со временем ребенок сможет выполнять их самостоятельно, без помощи родителей. Одним из методов обучения действиям с предметами является метод пассивных движений, когда взрослый выполняет задание рукой малыша. При повторении мама дает ребенку возможность выполнить его с большей самостоятельностью, не опережая инициативу ребенка.

Особо следует остановиться на выборе цвета предметов, с которыми малыш играет. На первом году жизни дитя не решает каких-либо задач, связанных с подбором предметов по цвету, так как основное направление заданий - это обогащение его чувственного опыта, накапливание впечатлений. Ребенка должны окружать предметы, окрашенные в различные цвета. Однако целесообразно исключить излишнюю пестроту, подбирая для занятий предметы одного-трех цветов теплых и холодных тонов. Для развития цветоощущений необходимо подбирать предметы, имеющие цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, белый.

У 8-10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху путем проталкивания. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.

Особое внимание следует уделить развитию устойчивости игровых действий малютки. В совместных играх с сыном или дочерью постарайтесь какое-то время, примерно 3-5 минут, заниматься одной игрушкой, удерживая к ней внимание ребенка. Если это кольцо, поверните его то одной, то другой стороной к ребенку, посмотрите в его отверстие, прокатите его. Показывая предмет с разного ракурса, взрослые заставляют малыша вглядываться в смену действий, стимулируя таким образом его ориентировочную активность, интерес к предмету и игровой ситуации в целом. Для поддержания интереса к игре можно использовать сюрпризы.

Например, в закрытую коробочку можно положить что-то гремящее; внутрь матрешки, закрепленной на ленте, - звенящий колокольчик; в мешочек - выглядывающий из него кусочек ленточки, а в бочата - цветные платочки. Такая «цепь» игровых действий запрограммирована в игрушках-вкладышах, например в цветных колпачках. Малыш снимает один колпачок, под ним оказывается другой, третий и т.д. Интерес к игрушке строится на поддержании ориентировочной активности малыша. Именно это и позволяет повысить устойчивость и целенаправленность игры ребенка. Последнее очень важно для его интеллектуального развития.

10-месячный ребенок - неутомимый "исследователь", любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Окружающий мир манит малютку непознанностью, побуждает к движению. Ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Правда, первые его шаги обычно страхует кто-нибудь из родителей. Например, малыш идет вперед, держась за обе руки взрослого. Если рядом нет опоры, малыш может ползком добраться до заинтересовавшего его объекта и подняться на ножки около него. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни малыш начинает хорошо ориентироваться в пространстве. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем. Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.

Развитие и воспитание ребенка: 10-й месяц жизни

Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи

Развитие общих движений и действий рук

Мини-программа 10-го месяца жизни

1. Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий, протекающих в форме ознакомительной игры с предметами.

2. Развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением руки при выполнении различных двигательных заданий с игрушками и предметами разных конструкций.

3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Постепенно расширять социальные контакты ребенка со взрослыми и детьми, находящимися в его ближайшем окружении.

Продолжать развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослым и детьми.

1. Развивать двигательные навыки, способствующие формированию самостоятельной ходьбы.

2. В процессе развития действий с предметами продолжать совершенствовать ручные умения и мелкую моторику пальцев.

Задачи

1. Учить выполнять более сложные ручные операции (анализ в действии): разъединение целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т.п.), раскладывание однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по одному из ведерка, выкладывание кубиков по одному из коробки и т.п.).

2. Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять заданную программу с опорой на конструктивные свойства игрушек и предметов, специально подобранных для занятий (например, коробочки, бочонки, матрешки и т.п.).

3. С помощью взрослого выполнять противоположные операции (синтез в действии): составление из частей целого предмета, т.е. присоединение по одному однородных и разнородных предметов. Например, составление матрешки из двух частей; складывание яичка из двух частей и т.п.

4. Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук. При действиях с предметами способствовать активной позиции большого пальца.

1. Поддерживать ситуации общения не только с близкими родными, но и другими знакомыми и незнакомыми взрослыми.

2. Поддерживать интерес ребенка к другим детям. Использовать ситуации случайных встреч или специальных контактов в его ближайшем окружении (на детской площадке во дворе, песочнице и т.п.).

3. Учить ребенка играть рядом с другими малышами.

1. Расширять понимание речи взрослого, обращенной к ребенку в режимных ситуациях и игре.

2. В процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формировать активную речь:

1) Побуждать ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка;

2) побуждать ребенка к первым лепетным словам: «ма-ма»; «ба-ба», «па-па» и т.п.

Общие движения

1. Использовать игровые ситуации и специальные пособия, побуждающие ребенка к элементам самостоятельной ходьбы (подъем на горку-манеж, мостик и т.п. с переходом от ползания к подъему у опоры, передвижение вдоль опоры и т.п.)

2. Учить ходить с поддержкой за обе руки.

Действия рук

Учить выполнять целенаправленные действия со специально подобранными сборно-разборными дидактическими игрушками (пирамидка, матрешка, бочата, кубики на тележке и т.п.)

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый подбирает для ребенка игровые задания с предметами (игрушками) двигательного характера, представляющие интерес для малыша возможностью различных манипуляции, а главное, их результативностью.

Занятие 1.

Цель . Учить выполнять цепь однотипных действий (например, снятие шаров со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с предметами.

Материал . Шнур (длиной 50-70 см, толщиной 0,8-1 см; на который нанизано 7—10 шаров (диаметром 3—5 см.), имеющим сквозное отверстие по оси симметрии).

Ход занятия .

Мама завязывает шнур с шарами с одного конца на стойку (можно использовать стержень от обыкновенной пирамидки).

Мама показывает, как можно снять шарик со шнура, с другого конца.

Затем малыш действует самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Варианты. Аналогичное занятие проводится с другими предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, катушки, кольца и т.п.). Можно изменить цветосочетание предметов (например, подобрать разноцветные шары или использовать несколько шнуров). На каждый шнур нанизать шары (кольца) какого-то одного цвета или подобрать их по цветам спектра. Можно взять шары (кольца), различные по величине и т.п.

Занятие 2.

Цель. Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции при действии с предметами, издающими мелодичные и немелодичные звуки. Совершенствовать зрительно-слуховую ориентировку в пространстве, учить выбирать направление движения на звучащий предмет (игрушку).

Материал. Бубен и барабанчик.

Ход занятия.

В разных концах комнаты (на ковре) мама кладет бубен и барабанчик. Привлекает внимание ребенка к звучанию бубна: напевает мелодию (плясовую или хороводную) и ударяет в такт по инструменту. Малыш двигается ползком или вдоль опоры к ней. Мама показывает звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, просит малыша «поплясать», покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем делает паузу (10-15 сек.). Во второй части занятия мама опускает бубен на уровень детских рук. Предлагает ребенку ударить по бубну. Вначале мама берет его ручку и показывает траекторию движения, ударяя его ручкой по бубну. Действия сопровождаются пением. В третьей части занятия мама знакомит ребенка со звуком барабана. Малыш (возможным для него способом) дотягивается до барабана и ударяет по нему. Первая часть занятия повторяется.

Занятие 3.

Цель. Учить выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о пустом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая).

Развивать координацию движений рук с превалирующим участием правой руки.

Материал . Коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.). Мелкие игрушки (величиной 3-4 см) по 2-3 шт. в каждой коробочке.

Ход занятия. Мама привлекает внимание малыша к коробочке, встряхивает ее, побуждает повторить действие: «Что там?». Если малыш не знает, как действовать с коробкой, взрослый не должен спешить сразу открывать ему способ действия.

Взрослому нужно добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку. Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими. В следующей части занятия взрослый привлекает внимание малыша к другой коробочке. Желательно, чтобы ребенок «поработал» с 2--3 коробочками разной формы: открыл-закрыл, выложил-вложил игрушки, т.е. выполнил двухактные, взаимосвязанные действия.

На 10-м месяце ярко проявляется система аффективно-личностных связей ребенка с близкими взрослыми на основе потребности в «деловом» общении.

Общение с матерью.

Мама практикует в общении с ребенком спокойное, эмоционально-радостное отношение к окружающему миру. Малыш должен чувствовать силу, уверенность матери, ее защищающее начало. Мама выступает как берегиня своего маленького ребенка. Постепенно знакомя с новыми предметами и явлениями окружающего мира, мама формирует у ребенка основополагающее доверие к окружающему миру.

Главной особенностью является то, что эти контакты проходят через нее и с ее непосредственным участием. Мама выступает как посредник между ребенком и социальным окружением. Она дает образец для подражания, невольно и специально демонстрируя ребенку форму общения со взрослыми и детьми.

Общение с отцом.

Отец, приходя вечером с работы и в выходные дни, должен пополнять общение с ребенком в совместных играх, используя различные игрушки и создавая забавные игровые ситуации. При этом замечено, что общение с отцом привносит в жизнь малыша, особенно мальчика, элементы мужского воспитания. Мальчик подражает отцу. Речь, обращенная к ребенку в устах отца, звучит более мужественно, сохраняя заботливость и интерес к ребенку. Именно общение с отцом чрезвычайно значимо для расширения социальных контактов малыша, в частности с новыми для него людьми.

Общение со старшими членами семьи.

Бабушка и дедушка привносят в общение с ребенком элементы фольклорного, игрового взаимодействия - пестования («коза-рогатая», «ладушки», «по кочкам-по кочкам» и т.п.). Это важно, т.к. эмоциональное общение наряду с «деловым» необходимо малышу.

Общение с другими детьми.

Взрослые позволяют ребенку наблюдать действия других малышей. Объединять детей в совместной игре не рекомендуется: младенцы не умеют играть вместе. Присутствие рядом достаточно на данном этапе.

Общение с посторонними.

Взрослые поощряют контакты малыша с незнакомыми людьми. Однако, если дитя отстраняется, боится, родные не должны настаивать на общении.

Речевое общение - это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.

Для развития такого понимания очень важно, чтобы взрослый сопровождал все свои действия по уходу за малышом, словами (во время кормления, одевания, игры, мытья и пр.) При этом взрослый называет свои действия и используемые предметы (ложка, чашка, тарелка; мыло, полотенце, или платье; платочек, шапочка).

Все предметы должны быть названы и неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы. Рекомендации:

1) необходимо разговаривать с малышом во,время режимных моментов и во время игр;

2) в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;

3) называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.

4) важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;

5) не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов

теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.

Предпосылки активной речи.

10-й месяц привносит в развитии речи новое:

у малыша появляется способность произносить за взрослыми новые звукосочетания, которых не было в его лепете. Это высокий уровень речевого подражания.

В развитии активных речевых навыков необходимы специальные занятия, которые строятся примерно по следующей схеме.

1) Взрослый заранее намечает, какой новый слог будет разучиваться с малышом. Например, «га-га» (уточка).

2) Вначале занятия мама стремится вызвать у малыша сосредоточение на себе: ласкает, называет малыша по имени.

3) Сконцентрировав внимание ребенка, показывает игрушку знакомую, например, матрешку («ба-ба»). «Где ба-ба?».

4) Показывает новую игрушку- уточку. Вводит новый слог «га-га».

5) Повторяет. Пауза. Желательно дождаться «ответа» ребенка: «га-га».

Движения ребенка становятся более совершенными, четкими.

В связи с этим усложняется и гимнастический комплекс: некоторые упражнения делаются из исходного вертикального положения. Малыш может выполнять их, ориентируясь на слова мамы: «сядь», «встань», «ляг» и т.п.

В комплексе для большей эффективности применяются простейшие пособия (кольца, палочки).

Общие движения

Примерный комплекс упражнений

К упражнениям, которые ребенок усвоил к девяти месяцам, необходимо добавить следующие.

1. Круговые движения рук, которыми малыш держится за кольца.

Цель - укрепление мышц рук.

Исходное положение - лежа на спине или сидя.

Ребенок держится за кольца, которые одновременно держит взрослый.

Выполнение - выполнять круговые вращения руками попеременно или двумя руками одновременно.

Повторить 4-6 раз.

2. Вставание на ноги (упражнение активное).

Цель - укрепление мышц ног.

Исходное положение - лежа на животе.

Ребенок держится за кольца, которые держит и взрослый.

Выполнение - подтягивая кольца, мама побуждает ребенка встать на колени, а потом на ноги.

Повторить 1-2 раза.

3. Наклон и выпрямление туловища.

Цель - укрепление мышц ног и брюшного пресса.

Исходное положение - ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У его ног на столе игрушки, которые можно легко взять. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его под живот.

Выполнение - взрослый побуждает ребенка к наклону вперед (достать игрушку и выпрямиться).

Повторить 2-3 раза.

Примечание: всю систему упражнений от 1,5 мес. до 1 года смотрите в книге «365 дней и ночей из жизни младенца». Автор. коллек., сост. Л.Н.Павлова. 2002.

Игровые упражнения, развивающие навык ходьбы

Взрослый использует фольклорные тексты, побуждая малыша переступать. Активность малыша поддерживается ритмом читаемой потешки или песенки.

Цель . Учить идти вперед с поддержкой за обе руки.

Выполнение. Взрослый стоит перед малышом, удерживает его за обе руки, побуждая переступать. Читает потешку:

«Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки».

Аналогично.

«Токи-токи-тошки,

Кую, кую, ножки.

Ножки у Антошки (имя ребенка)

Ножки у Антошки

Идут по дорожке:

Топ-топ, топ-топ».

Ручные двигательные навыки.

Выполняется петлеобразные, опускающие, накладывающие, придвигающие, проталкивающие и др. действия с игрушками.

Показатели развития ребенка к концу 10-го месяца

1. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет показанные и «разученные» действия: например, разъединяет целый предмет на части (анализ в действии); с помощью взрослого выполняет противоположные операции (синтез в действии). Снимает и нанизывает на стержень 3-4 кольца с широким отверстием; вкладывает и выкладывает из ведерочка шарики и т.п.

2. Способен заниматься с дидактическим набором от 5 до 10 мин. Устойчивость действий возрастает в 2—2.5 раза. «Разученные» действия малыш переносит на другие новые для него игрушки. Например, научившись складывать и выкладывать из ведерочка шарики, ребенок повторяет аналогичные действия с кубиками, накладывая один на другой или выкладывая их из тележки. Научившись открывать крышечку бидончика, начинает открывать всю посуду, попадающую ему в руки.

3. При действиях с предметами обнаруживает более совершенные ручные умения, в зависимости от свойств предметов и способов действий с ними: петлеобразное - накладывание ладони на предмет сверху; скользящее - приближение к предмету по поверхности; обхватывающее сбоку или снизу; плавное опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета и расположения его в пространстве.

1. Радуется приходу близкого человека.

2. По-разному реагирует на похвалу или порицание с его стороны: недоволен, при слове «нельзя»; вопросительно смотрит на взрослого в незнакомой ситуации; при неумении выполнять необходимое и желаемое действие ищет поддержку у взрослого; подражает мимике взрослого.

2. Может негативно отнестись к незнакомому человеку (отказаться идти на руки и даже заплакать).

3. Проявляет интерес к сверстнику. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.

4. Способен действовать рядом с другим ребенком.

1.Понимание речи.

При просьбе «дай» малыш находит знакомые предметы среди игрушек и дает их. Находит, берет и дает называемые игрушки - три или две из трех.

Правильно реагирует на просьбу взрослого (без показа): «Достань из бидончика катушечку», «Положи в коробочку ленточку» и т.п.

Ребенок выполняет любые два из трех разученных действий.

2.Активная речь.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Ребенок вслушивается, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. делает попытку повторить. Повторяет.

Развитие общих движений

1. Входит на невысокую поверхность (мостик) или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Держась двумя руками за перила с одной стороны, поднимается боком, идет приставным шагом. Спускается так же, как поднимался или по скату.

12 месяц

Десятимесячный малыш – это маленькая формирующаяся личность. Проявления характера заметны во всем: ребенок хочет быть самостоятельным, сосредотачивается на каком-либо деле и возмущается, когда ему мешают. Развитие ребенка в 10 месяцев очень стремительно –мамы порой не успевают фиксировать новые достижения за день и обсуждать их на форуме – столько их много.

Успехи малыша в 10 месяцев:

  1. Обычно к этому возрасту у ребенка уже есть как минимум 4 зубика. Но этот процесс индивидуален – не стоит волноваться, если их еще нет.
  2. Малыш самостоятельно стоит в кроватке, держась за бортики. Может приседать и подпрыгивать в ней, передвигаясь по периметру.
  3. Малыш способен пользоваться несколькими предметами сразу: например, подталкивать палочкой мяч.
  4. Повторяет движения взрослых. С интересом исследует содержимое шкафчиков и комодов, открывая и закрывая дверца.
  5. Умеет сам слезать из дивана, попой вперед.
  6. Если поддерживать его за ручки, может передвигаться и стоять.
  7. Самостоятельно садится из положения стоя.
  8. Хорошо развита мелкая моторика рук, освоено щипковое хватание.
  9. Умеет ползать по пластунски.
  10. Повторяет слова мамы и папы, реагирует на шутки и стихи.
  11. Активно использует жесты в общении: машет ручкой на прощание, протягивает ручки навстречу.
  12. Ищет общения с другими детьми.

Навыки и реакции ребенка:

  • Если поставить малыша рядом с диваном или креслом, то он может сам стоять минимум минуту.
  • Поставив ребенка и протянув к нему руки, можно увидеть, как он схватится за них и встанет.
  • Если положить кроху на спину, он должен самостоятельно сесть.
  • Если дать малышу куклу, то он будет с интересом осматривать ее отдельные детали, дотрагиваясь до них пальцами: к носу, глазам, рту игрушки.

Кормление ребенка в 10 месяцев

Прикорм в этот период отходит на задний план или вовсе отсутствует. Малыш преимущественно питается обычной пищей. Сколько должен есть десятимесячный ребенок? Доза на день – это до 700 грамм молочных продуктов.

За одно кормление он съедает в среднем 200 грамм пищи. Грудное молоко дается на ночь. После кормления можно давать пить по 50 грамм сока или воды.

Если ребенку давать мало жидкости, то у него может появиться запор. Еда должна быть приготовлена на пару или сварена. Можно давать целые кусочки вареных овощей или мягкие фрукты, чтобы стимулировать жевание.

Слишком сильно измельчать пюре не стоит — можно просто разминать его вилкой. Меню должно состоять из натуральных продуктов без консервантов и красителей.

Уход и здоровье малыша

Физическое развитие в 10 месяцев позволяет приучать ребенка к порядку. Он сейчас уже достаточно активный, чтобы научиться убирать за собой игрушки. Нужно подавать ему пример, складывая их на место и прося малыша помочь.

Обязательны прогулки с ребенком, не менее двух часов в день. Нельзя перегревать малыша, одевая его слишком тепло. В этот период он уже может ходить на носочках или на цыпочках, говорить слова, рассматривать картинки и книги. Можно понемногу приучать кроху к горшку, хваля его за успехи в течение дня.

Психическое развитие ребенка

У малыша может появиться любимая игрушка, с которой он не захочет расставаться. Ему нравится определенная музыка, под которую он будет танцевать, притопывая ножками. Иногда чрезмерно активный малыш, может кусаться или щипать лицо взрослого или другого ребенка. Не нужно кричать на него, даже если он бьет кого-либо. Следует спокойным тоном объяснить, что этого делать нельзя. Именно сейчас формируется личность маленького человека и излишне строгое отношение к нему может быть чревато комплексами в будущем.

Что еще может делать малыш в 10 месяцев

  • Выполнять указания: «дай», «возьми», «обними».
  • Говорить по слогам: та-та, ба-ба, ма-ма.
  • Имитировать звуки.
  • Называть предметы на своем языке.
  • Баловаться с языком и слюной во рту.
  • Запоминать положение предметов.

Он начинает понимать, где и что лежит, и не так пугается, когда мама уходит, ведь уже понимает, что она вернется. В это время формируется раннее ассоциативное мышление малыша.

В какие игры можно играть с ребенком?

Родители часто интересуются, как развивать ребенка при помощи игр? Есть масса способов для этого. Вот самые простые из них:

  1. «Хоровод». Взять ребенка за ручки и выполнять круговые движения, имитируя хоровод. Можно напевать смешные песенки или читать стихотворения. Эта игра развивает координацию тела и учит ребенка выполнять простейшие движения.
  2. «Бросание игрушек». Нужно поставить на пол пустую коробку и бросать в нее вместе с ребенком игрушки с определенного расстояния. Так развивается манипулирование предмета.
  3. «Проход через тоннель».Нужно сконструировать из пустых коробок туннель и позвать малыша с другой стороны. Проползая через него, он увидит как меняется расстояние и предметы.

Сон ребенка в 10 месяцев

В этот период общий сон составляет до 15 часов в сутки. В отличии от грудничка, который спит около 20 часов, малыш десяти месяцев отроду днем много бодрствует и с интересом познает мир.

Сон днем

В таком возрасте малышу нужно спать два раза днем по 1,5 часа. Если дневной сон займет больше времени, тогда малыш будет плохо спать ночью.

Сон ночью

Ночной сон малыша в 10 месяцев должен занимать минимум 10 часов. Иногда малыш просыпается 2-3 раза за ночь. Кормящие мамы должны прикладывать малыша к груди в период с 5 до 9 утра.

Сейчас можно выработать особый ритуал сна и придерживаться определенного времени для сна. Тогда ребенок заметит последовательность действий и сможет засыпать впоследствии самостоятельно.

Показатели веса и роста у детей в 10 месяцев

Мальчики и девочки развиваются по-разному. К 10 месяцам рост мальчиков составляет 69-75 см, вес – 7,5-11 килограмм. Девочек – рост 65-70, вес – 7,5 -10,1. Такие параметры являются рекомендованными, но все зависит также от наследственности малыша. Показатели могут варьироваться в ту или иную сторону.

Развитие мелкой моторики рук

  • Игры в песке или снегу с совком, граблями, формочками.
  • Рисование пальчиками по песку или манке.
  • Откручивание крышечек на бутылках.
  • Перебирание камушков или макарон.
  • Пересыпание крупы из одной емкости в другую.

В процессе нужно следить, чтобы ребенок задействовал обе руки. Это стимулирует одинаковое развитие обоих полушарий мозга.

Если малыш упал

Ребенок в 10 месяцев непоседлив и может залезть под стол, кровать или в любое самое неожиданное место. Поэтому падения и ушибы для него, это обычное дело. Даже самая внимательная мать может не уследить, и ребенок ударится. Если малыш упал с дивана и ударился головой, не нужно паниковать.

Важно предоставить своему ребенку возможность заняться исследованием и изучением всего, что его окружает, поощрять всестороннее развитие крохи.

Быстрый и ловкий!

Ваш малыш уже умеет сидеть, поворачивать корпус, наклоняться, вставать, держась за опору, и передвигаться вдоль нее, залезать на невысокие предметы (кресло, диван), присаживаться и вставать из любого положения.

Способы передвижения у детей этого возраста могут существенно отличаться: один хорошо ползает, другой передвигается, держась за опору, а третий начинает ходить самостоятельно. Не стоит торопить события: ребенок сделает свой первый шаг, когда будет полностью к этому готов и физически, и психологически. Лучше основательно подготовиться к этому моменту, укрепляя мускулатуру, совершенствуя координацию движений и равновесие. Для этого подойдут физические упражнения, выполнять которые нужно каждый день.

Упражнение «Маятник». Это отличная тренировка для вестибулярного аппарата, работа которого и обеспечивает сохранение равновесия при ходьбе. Возьмите ребенка под мышки и раскачивайте из стороны в сторону, как маятник. Амплитуда раскачиваний может варьировать, только соблюдайте осторожность и не напугайте малыша. Покружитесь вокруг своей оси сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнение «Поехали!». Посадите кроху к себе на колени и совершайте коленями подпрыгивающие движения:

Ехали мы, ехали
В лес за орехами,
На кочку попали –
В ямку упали! Бух! (Нужно раздвинуть колени, чтобы ребенок как бы провалился в «ямку».)
Другой стишок к этой игре:
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам!
По узеньким тропинкам,
В ямку – бух!

Упражнение «К облакам». Держа малыша под мышки, поднимите его высоко: «Полетел самолет в небо, к солнышку!», а затем плавно опустите: «Самолетик вернулся на землю». Повторите несколько раз.
Такая зарядка доставит малышу море удовольствия и положительных эмоций.

Упражнение «Соберем игрушки» . На краешек дивана или журнального столика положите игрушки на небольшом расстоянии друг от друга. Чтобы дотянуться от одной игрушки до другой, кроха будет вынужден сделать маленький шажок, держась за опору. Так он будет передвигаться, пока не осмотрит все игрушки. Можно предложить малышу складывать по одной игрушке в корзинку. Дотягиваясь до предметов, ребенок тренирует пространственную ориентацию и координацию движений. Кроме того, взяв игрушки в руки, малыш отпускает опору, а значит – учится сохранять равновесие в положении стоя.

Игра с мячиком. Ребенок сидит или стоит. Дайте ему в руки небольшой мячик. Возьмите мяч из рук крохи, затем вновь отдайте ему, протягивая то справа, то слева, то сверху, то снизу. Повторите манипуляции 8–10 раз, не забывая при этом разговаривать с малышом, хвалить его. Хорошо, если это упражнение станет одной из любимых игр ребенка.

В период от 8–10 месяцев необходимо обеспечить малышу свободу движений, стимулировать его желание лазать, преодолевать препятствия, садиться и вставать из различных положений: детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый.

Десятимесячный ребенок способен координировать действия рук. Малыш раскладывает вокруг себя много различных предметов, по очереди с ними играет, разбирает предметы и находит интересующий. Ему нравится вкладывать кубики в коробочку, маленькую матрешку – в большую. Он может не только держать в каждой руке по игрушке, но и осуществляет с ними разные действия (стучит друг о друга, пробует ставить один предмет на другой, вкладывает меньший предмет в больший).

Для совершенствования этих навыков нужны соответствующие игрушки: кубики, стаканчики разных размеров, вкладывающиеся друг в друга; пирамидка, матрешка, деревянные бруски строительного конструктора, сортеры – емкости с прорезями для вкладывания фигурок. Прежде чем дать крохе игрушки для самостоятельной игры, нужно показать, как с ними действовать. Кроме основных функций игрушки, ребенок может обнаружить новые способы ее применения. Колечки от пирамидки можно разбросать вокруг себя, коробку сортера – потрясти, послушав, как перекатываются внутри фигурки, а стаканчиками-вкладышами – накрывать мелкие предметы. Понаблюдайте за игрой малыша, не мешая ему открывать новые возможности игрушек, придумывать и воплощать новые способы игры с ними.

Как взрослый!

Этот возраст интересен тем, что дети начинают копировать поведение и действия взрослых. Феномен подражания очень важен в развитии крохи – таким образом малыш познает окружающий мир, усваивает способы действия с предметами, образцы поведения в социальной среде.

Ребенок уже достаточно овладел движениями рук, кистей, пальцев и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Он протягивает руку при встрече с дедушкой (как папа!), машет на прощание ручкой или посылает воздушный поцелуй (как мама!), мешает ложкой кашу – словом, стремится совершать разные действия по примеру взрослых. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой.

Теперь важно показывать ребенку разные способы поведения и действий с предметами. И конечно, следить за собственными действиями и поступками, чтобы случайно не предоставить малышу нежелательный пример. На основе подражания организуйте ситуации, в которых ребенок может проявить свою самостоятельность.

Хорошие манеры. Малыш может самостоятельно пить из чашки, держа ее двумя руками. Попробуйте дать ему ложку – возможно, он будет пытаться черпать из тарелки. Предложите крохе вытереть рот салфеткой после еды.

В ванной. Дайте ребенку мочалку – пусть он натирается ею. При этом полезно проговаривать части тела: «Помой сам ручки, животик, ножки».

Изучаем окружающий мир

Возрастают любопытство и любознательность ребенка. Знакомство малыша с окружающим миром расширяет свои горизонты. Важно поощрять исследовательскую активность крохи, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.

На прогулке. Гуляя с малышом, мама может немного рассказать ему о детях, взрослых, животных, встречающихся на пути. Можно собирать и рассматривать веточки, листочки, камешки. Обратите внимание крохи на форму и цвет собранных предметов. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это будет не только способствовать улучшению его двигательной активности, но и стимулировать развитие осязания. Возьмите несколько находок домой, чтобы их как следует изучить; только следите за тем, чтобы малыш не тянул эти предметы в рот. Пусть кроха узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Посмотрите вместе, как садится солнце, покажите малышу облака и тучи, рассмотрите вечернее небо: как много там маленьких звездочек, какая круглая луна.

Упражнение «Величина, форма, цвет» . Приготовьте 4–6 предметов разной формы и величины: большой надувной мяч, кубики – большой и поменьше, маленькую игрушку (например, от «киндер-сюрприза»), ложку, машинку и т.д.

Подавайте предметы по очереди, называя их и обозначая цвет. Обратите внимание, как кроха держит разные предметы: большой мяч он возьмет двумя руками, маленькую игрушку – большим и указательным пальчиками, ложку зажмет в кулачке. Это говорит о том, что малыш способен координировать движения и правильно осуществлять захват предметов разного размера.

Игра «Дождик, дождик, пуще!» . В этом возрасте ребенка необычайно привлекает изучение свойств воды. С водой лучше всего играть в ванной во время купания.

В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: «Смотри, какой сильный дождь!».

Полезно переливание воды из небольшого стаканчика в ванну, пусть кроха сам попытается зачерпнуть водичку из ванны маленьким стаканчиком.

Воду можно впитать губкой. Незаметно вылейте на стол небольшое количество воды: «Ой, водичка пролилась! Давай мы сейчас вытрем лужицу! Посмотри, лужа становится все меньше и меньше. И вот стол снова сухой. Водичка впиталась в губку. Давай ее выжмем». Предложите ребенку вытереть воду самостоятельно при помощи губки. Таким образом, с помощью простых игр-манипуляций малыш познает разные свойства жидкости: впитывание, перетекание из одного резервуара в другой, осваивает понятия «мокрый – сухой».

Развиваем ручки и пальчики

Постепенно совершенствуются движения рук, что позволяет ребенку использовать предметы как орудия. Уже в 10 месяцев малыш координирует действия рук, когда каждая рука выполняет свою задачу: например, одной рукой он поднимает куклу, а другой – держится за опору. В этот период он более активно помогает при одевании: снимает носок, засовывает ногу в ботинок.

Предлагайте малышу большие предметы. Стройте вместе с ним башни из кубиков или строительного конструктора, научите нажимать на клавиши игрушечного пианино.

Тренировка мелкой моторики и развитие чувствительности пальцев влияют на интеллектуальную деятельность ребенка и развитие речи. Продолжайте устраивать крохе уроки рисования, лепки из пластилина.

Игра «Сюрприз в банке» . В небольшие емкости (подойдут пластиковые контейнеры для хранения продуктов) насыпьте крупу, в каждую емкость – разную. Крупа может быть любая: гречка, рис, пшено, манка, а также бобовые – фасоль или горох. Это будут сенсорные «ванночки» для маленьких ручек. Пусть малыш запустит руку в каждую банку и пошевелит там рукой, посмотрит, как сыплется крупа сквозь пальцы.

После ознакомления с игрой усложните задание. В каждую банку с крупой заройте по небольшой игрушке. Покажите ребенку, как надо разрывать крупу, чтобы найти сюрприз. Малыша может надолго увлечь такое занятие. Эта игра очень полезна для тренировки чувствительности пальцев. Кроме того, манипуляции с крупой обладают массажным эффектом, активизирующим рецепторы пальчиков и ладошек ребенка. Занятие должно проходить под присмотром взрослых, чтобы малыш не ел крупу или не вдохнул ее.

Упражнение «Шнурочки-узелочки». Вам понадобятся разноцветные шнурки. Несколько шнурков оставьте без изменений, а на некоторых завяжите по 4–5 узелков. Предлагайте крохе для ощупывания и изучения то гладкие, то узловатые шнурочки, чтобы он учился сравнивать полученные ощущения.

Во время купания. Приготовьте 2–3 небольшие губки или мочалки (желательно разной фактуры). Покажите ребенку, как нужно сжимать губку, чтобы потекла вода. Малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью. Усиливая или ослабляя нажим, кроха учится координировать свои действия и укрепляет кисти рук.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с песком, пальчиковая гимнастика – выполнение специальных упражнений для пальчиков в игровой форме, массаж ручек: поглаживание и растирание каждого пальчика, ладоней и кисти, перебирание четок из бусин и пуговиц. Перекладывание орехов, камешков, фигурных макаронин, ватных палочек помогает малышу в совершенстве освоить «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами).

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками, а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Первые слова

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь.

Горячее и холодное. Позвольте малышу потрогать внешнюю сторону чашки с очень теплым чаем (теплым, а не горячим, чтобы ребенок не обжегся) и скажите: «Горячо! Чай горячий!», а затем кубик льда: «Холодно! Лед холодный». Вместо этих предметов можно использовать стаканы с теплой и холодной водой, горячую кашу и холодное молоко и т.д. Важно иллюстрировать эти понятия по очереди: например, сначала горячее, затем холодное.

Вверх – вниз. Медленно поднимайте ребенка в воздух, а затем опускайте его на землю, приговаривая: «Полетели вверх!», «Опустились вниз!». Положите кубик на шкаф, затем снимите его на пол, покачайте ребенка на качелях.

Большой – маленький. Положите большой мяч рядом с маленьким, покажите ребенку в зеркале, что мама большая, а малыш – маленький.

Мокрый – сухой. Сравните влажную губку с сухим полотенцем, только что вымытые волосы ребенка – с вашими сухими волосами.

Ребенок в возрасте 10 месяцев хорошо произносит цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет.

Поощрять ребенка к разговору не менее важно, чем рассказывать что-либо ему. Если даже вы еще не разбираете ни одного произнесенного им слова, внимательно слушайте лепет и отвечайте: «Ах, как интересно!» или: «Думаешь, это так?», тем самым поощряя кроху на новые речевые эксперименты.

Посадите малыша к себе на колени и раскройте книгу. Прочтите стишок, небольшой рассказ или просто расскажите, что нарисовано на картинке, чем занимаются персонажи. Попросите ребенка показать названный предмет. Если на картинке животное, расскажите, как оно «разговаривает». Например, гусь – «га-га», собачка – «ав-ав», кошка -«мяу- мяу». Попробуйте установить связь между невнятными словами ребенка и теми предметами, которые они могут обозначать. Когда вам трудно перевести, что у вас просит ребенок, показывайте на возможные предметы («Ты хочешь мячик? Бутылочку? Пирамидку?»), предоставляя ему шанс ответить утвердительно. Вероятно, вы оба не раз будете близки к отчаянию, прежде чем просьбы ребенка станут более понятными, но если вы будете продолжать вести себя как переводчик, то это ускорит языковое развитие малыша. В то же время, кроха будет чувствовать удовлетворение от того, что его стараются понять.

Используя упрощенные взрослые выражения вместо детской речи, вы поможете ребенку быстрее начать говорить правильно: «Саша хочет бутылочку?» – это лучше, чем «Сяся хо ба-ба?».

Побуждайте ребенка отвечать либо словами, либо жестами, предлагайте ему выбор: «Ты хочешь хлеб или крекер?», «Ты хочешь надеть пижаму с мишкой или с машинкой?», а затем предоставляйте ему возможность жестом или голосом определить свой выбор, который затем вы должны назвать.

Малыш способен выполнять несложные просьбы и указания. В этом возрасте кроха может выполнить только одну простую команду. Вместо того чтобы попросить: «Пожалуйста, подними ложку и дай ее мне», попробуйте сформулировать просьбу в несколько этапов: «Пожалуйста, подними ложку», а когда ребенок это сделает, добавьте: «А теперь дай ложку маме».

Поощряйте вашего ребенка произносить слова, когда он использует невербальные средства общения (показывая, издавая неразборчивые звуки), чтобы выразить свое желание. Попросите его: «Скажи маме, что ты хочешь». Малыш затрудняется с ответом? Предложите ему выбор, например: «Ты хочешь мячик или грузовик?». Если вы по-прежнему получите невербальный ответ, назовите предмет сами: «Ах, ты хочешь мячик!», а затем передайте ему мяч.

Постарайтесь в следующий раз – таким же терпеливым и нетребовательным способом – активизировать ребенка на произношение звуков и слов.

Важные достижения десятого месяца:

  • ребенок переступает вдоль опоры, залезает на невысокие предметы, садится и встает из любого положения;
  • координирует движения, способен одной рукой держать игрушку, другой – держаться за опору;
  • быстро и ловко берет мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • наблюдая за взрослыми, подражает их жестам, выражениям лица, звукам;
  • обогащается понятийный словарь, лепет становится разнообразнее (новые слоги, звуки, звуковые сочетания);
  • начинает осознавать некоторые понятия: «горячо – холодно», «сухой – мокрый», «большой – маленький» и т.д;
  • любит изучать свойства разных предметов;
  • понимает и выполняет некоторые просьбы;
  • осознанно произносит первые слова: «мама», «папа», «баба» и др.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди