14.03.2019

Дети в 11 мес. Развитие детей в одиннадцать месяцев. Программа развития ребёнка


В этой статье:

В 11 месяцев физическое развитие ребенка характеризуется следующими показателями: девочки весят от 6,9 до 11,2 кг при росте от 67,7 до 77,8, а масса мальчиков составляет от 7,6 до 11,7 кг при росте от 69,9 до 79,2 см.

Некоторые одиннадцатимесячные дети уже пробуют делать первые шаги без поддержки родителей, но большинство начинает шагать на месяц или два позже. Очень важно проявить терпение и не настаивать на том, чтобы ребенок пробовал ходить самостоятельно, поспевая за результатами других малышей.

Нужно понимать, что каждый ребенок развивается по индивидуальной программе и обязательно пойдет сам, когда будет к этому готов. Задача родителей - поддержать и приободрить 11-месячного малыша, помочь ему вырасти уверенным в себе человеком.

Независимо от того, позволяет ли физическое развитие ребенку в 11 месяцев ходить без поддержки, необходимо будет позаботиться о том, чтобы в поле его доступности ничего не представляло опасности.
В этом возрасте даже те малыши, которые не научились ходить, активно перемещаются по квартире на четвереньках, изучая все, что попадается им на пути.

Нужно подумать о том, чтобы малыш не имел доступа к электроприборам, розеткам, бьющимся, режущим приборам, а также химическим средствам. При этом все опасные предметы нужно не просто убрать так, чтобы малыш их видел, но не мог достать, а на время удалить их из поля зрения, избегая лишних запретов и капризов крохи, желающего получить свое.

Интересно следить за тем, как протекает развитие ребенка, наблюдая за игрой, в которой, используя два предмета, он обязательно одному из них отведет роль ведущего инструмента. В этом возрасте кроха уже способен понимать, что есть средством и какой может быть результат при его использовании. Игрушка, используемая в качестве инструмента, в глазах малыша представляется средством, тогда как эффект от действий - не чем иным, как результатом. Так формируются причинно-следственные связи в сознании ребенка.

Детям интересно наблюдать за тем, как разные инструменты и их использование могут давать разные результат, причем как приятный, так и не очень. Родители должны постоянно
контролировать процесс исследования дома ребенком, следить за тем, чем он играет, в случае опасности деликатно переключая его на другое занятие.

В этом возрасте малыши с удовольствием принимают участие в играх, основанных на «общении». Это может быть совместное пение или танцы с родителями, но больше всего кроха в 11 месяцев любит играть с игрушками, заставляющими его думать. Это могут быть игрушки-вкладыши, всевозможные пирамидки или же простые коробочки разных размеров, которые можно открывать и закрывать.

В поисках понимания и общения

В 11 месяцев развитие ребенка требует постоянного общения. Крохе важно добиться понимания, поэтому он с удовольствием лепечет со взрослыми и детьми, окружающими его, наблюдая за эффектом и наслаждаясь звуками собственного голоса.

Если у крохи
хорошее настроение, то он может «говорить» часами, меняя интонации, тембр и громкость голоса. Если же кроха чувствует раздражение, то по большей мере молчит либо показывает недовольство специфическими интонациями.

В 11 месяцев кроха уже пробует повторять за взрослыми. Он внимательно вслушивается в звуки и слова и пробует их произнести на свой лад. Частично ребенок уже понимает и неплохо повторяет самые простые слова, демонстрируя навыки перед людьми, которым доверяет.

Одиннадцатимесячный
кроха уже пробует проявлять первые признаки самостоятельной личности, но связь с родителями в этом возрасте, особенно с матерью, по-прежнему остается очень крепкой. Если малыш встречается с незнакомыми людьми, он старается спрятаться за родителей, в присутствии которых чувствует себя в безопасности.

Излишне привязанных к родителям детей нужно уже в этом возрасте постепенно приучать к обществу родственников или друзей. Это нужно по большей мере для того, чтобы можно было время от времени слегка облегчить родителям жизнь.

Зрение, слух и тактильные ощущения

Каждый взрослый человек знает, что чем дальше предмет, чем более маленьким он кажется. Например, для взрослого не составит труда сопоставить размеры предметов, которые находятся вблизи или вдалеке от него. Умение осознавать расстояние и правильно определять размеры величин называют постоянством величин.

Психологи придерживаются мнения, что у 11-месячного ребенка это умение развивается самостоятельно, тем не менее некоторые упражнения для совершенствования навыков не помешают.

Если понаблюдать за крохой, то уже можно заметить первые признаки, подтверждающие появление понятия о постоянстве величин. Так, например, большой пес, который находится на другой улице, все равно вызывает у ребенка страх, тогда как крошечный щенок прямо перед ним заставляет его хохотать от восторга.

В этом возрасте малыши уже знакомы с внешним видом целого ряда предметов, о чем спешат сообщить своим поведением взрослым. Так, например, малыш не поймет, почему ему предлагают пить из чашки, перевернутой вверх дном. Его интеллектуальное развитие уже позволяет ему понимать, в каком положении должна находиться чашка, чтобы из нее получилось пить.

В 11 месяцев совершенствуется и звуковое развитие ребенка. Малыши чутко реагируют на звуки, пытаются обнаружить их источники, даже если для этого нужно развернуться на 180 градусов. Ребенок знает, как звучат голоса членов его семьи, по интонациям делает вывод о настроении близких и соответственно реагирует.

Ребенок в этом
возрасте с огромным удовольствием занимается наполнением всевозможных емкостей, а также учится сопоставлять схожие на его взгляд предметы друг с другом.

Достаточно много времени дети в 11 месяцев посвящают забрасыванию всевозможных предметов в коробку по примеру того, как это делали родители, собирая его игрушки. Не удивляйтесь, если в ближайшее время не найдете ключей или расчески. Скорее всего, они в какой-нибудь коробке, куда малыш будет сбрасывать все, что попадется под руку.

Основные навыки одиннадцатимесячного крохи

Психическое развитие 11-месячного ребенка позволяет ему на некоторое время концентрировать внимание на игре, игрушке либо каком-то действии, которое он может выполнять многократно. Со временем, когда кроха отшлифует определенные навыки, он сможет выполнять действия без ошибок.

Например, малыш может много раз пробовать карабкаться и слезать с дивана, пока не научится это делать быстро и хорошо. Так же кроха может освоить строительство башни из более чем трех кубиков, гордо демонстрируя умения близким.

Способность концентрироваться лишний раз подтверждает, что психика ребенка развивается, поэтому, если кроха сосредоточен на совершенствовании какого-либо навыка, не стоит ему в этом мешать. Ниже приведен перечень остальных навыков, приобретенных к этому возрасту.


В какие игры играть с малышом?

Учитывая, что кроха с большим удовольствием повторяет действия родителей, в 11 месяцев можно поиграть с ним в игры, построенные именно на этом. Например, можно предложить малышу сделать уборку вместе с мамой, предоставив ему маленький веник или мини-швабру. Также можно время от времени давать крохе поручения и обязательно хвалить его за их выполнение. Простые указания отнести грязную футболку в машинку или протереть стол вызовут у малыша восторг
и будут восприняты как новая интересная игра.

Обязательно нужно продолжать как можно чаще выводить 11-месячного ребенка на улицу, в том числе и в парки, где гуляют его сверстники. В этом возрасте уже можно начинать работать над социальной адаптацией крохи, предлагая ему «вливаться» в детский коллектив.

Конечно же, не забывайте играть в игры, развивающие мелкую моторику, например с кинетическим песком или мелкими крупами, бусинами и пуговицами. Но обязательно под присмотром взрослых, чтобы кроха случайно не проглотил задействованные в игре элементы.

Вот уже совсем скоро исполнится год с того момента, как малыш впервые увидел этот мир. К 11 месяцам ребенок прошел огромный путь и продолжает совершенствовать приобретенные навыки как в физическом, так в эмоциональном и в личностном плане. Изменился не только его рост и вес, 11-ти месячный малыш вполне способен порадовать родителей первыми, пусть и односложными, но уже вполне осмысленными словами. Кроме того, именно в этом возрасте большинство детишек делают свои первые самостоятельные шаги. Кроха продолжает активно развиваться и закреплять уже освоенное.

В 11 месяцев малыш уже очень активен и любознателен, он радует маму своими потешными выходками и первыми простыми словечками

Физическое развитие

Разумеется, основным достижением ребенка в 11 месяцев становятся его попытки самостоятельно ходить . Родителям рекомендуется всячески стимулировать такие пробы, придерживая кроху за ручки или подманивая к себе на близком расстоянии, буквально в два-три шажка малыша. Если карапуз ничего не испугается, будь то неожиданное падение или чувствительный удар об угол мебели, то он будет продолжать попытки пойти и к тому моменту, когда ему исполнится год, будет уже достаточно уверенно переставлять ножки.

Тем не менее, если у вашего ребенка в 11 месяцев ходить не получается, это никоим образом не является поводом для расстройства или тревоги, особенно если при этом малыш активно ползает и встает на ножки при любом удобном случае. Более того, активное ползание принесет маленькому исследователю гораздо больше пользы. Известный педиатр Е.О. Комаровский даже посвятил этой теме один из своих видео-уроков, в котором отдельно отметил, что слишком раннее хождение малыша может плохо отразиться на развитии его ручек. Кроме того, во время ползания намного меньше шансов упасть и ушибиться, а вся мускулатура активно работает и развивается.

Развитие ребенка в этот период характеризуется подвижностью и активностью. Ребенок 11 месяцев на 30 сантиметров выше, чем был при рождении и теперь пытается удовлетворить свой интерес, стараясь достать туда, куда раньше дотянуться не было возможности.

Особенности роста и веса 11-ти месячных детишек приводятся в таблице:


- Я уже совсем большой!

Представленная выше таблица отнюдь не эталон и ваш почти уже годовалый малыш вполне может быть выше, ниже или иметь меньший вес. Гораздо большее внимание следует уделить тому, насколько 11-ти месячный ребеночек развит и что умеет. Таблица же нужна скорее для того, чтобы у родителей была возможность самостоятельно оценить, насколько их малыш соответствует «среднему арифметическому».

Психическое развитие

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Ребенок в 11 месяцев развит настолько, что ему уже удается выражать свои мысли и желания первыми простенькими словами. К примеру, вся еда для него сейчас «ам-ам». Так он выражает свое желание поесть. Он уже знает несколько подобных слов и повторяет новые вслед за взрослыми.

Для ребенка в 11 месяцев понятно уже довольно много из того, что говорят взрослые (подробнее в статье: ). Он отзывается на просьбы: возьми, брось, кушай, дай, покажи. Может качать головой «да» или «нет», он способен быть настойчивым и повторять, пока не добьется результата. Сделав что-нибудь, уже ожидает от родителей похвалы. Когда взрослые играют с малышом, он старается порадовать их или рассмешить своими действиями. Он может хлопать в ладошки и громко вскрикивать. Он уже осознает, что «ку-ку» и «идет коза рогатая» - это веселые игры.

Кроха становится все смышленее: он может использовать один предмет, чтобы столкнуть со стола другой, до которого не дотягивается или перевернуть корзину с игрушками, стремясь достать все и сразу. В этом возрасте малыш уже проявляет первые признаки простеньких сюжетных игр: может покачать куклу, покормить зайку и т.д.

Кроха учится анализировать и делает первые попытки манипулирования родителями. Он уже знает: если заплакать, мама придет быстрее, будет ласковее и возьмет на ручки, поэтому частенько начинает хныкать нарочно. Слезы при этом отсутствуют, а в глазках легко заметить намек на хитринку.

К 11 месяцу у ребенка может сохраняться страх перед незнакомцами, при этом нарастает тревожное предчувствие разлуки с родителями - это состояние и ощущения, которые испытывает малыш при их отсутствии. Это чувство достигает своего пика к 1,5 годам и ослабевает к 3-м. Боязнь незнакомцев возникает в связи с тем, что ребенок научается воспринимать объекты и людей в «постоянстве», эмоционально привязываясь к одному человеку или нескольким значимым людям.

Сводная таблица умений:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Малыш может самостоятельно стоять без опоры около 3-7 секунд, балансируя руками. С успехом пытается совершать первые шаги. Держась за руку взрослого человека, уверенно ходит.
Действия с предметами Все действия с игрушками и объектами носят целенаправленный характер: катает мяч, снимает и надевает кольца со стержня, втыкает втулки в отверстия и др.
Речь и контакты В речи появляются первые слова-обозначения, сочетания слогов с подражанием звуками (дай, би-би, ав-ав). По просьбе взрослого дает любой предмет, выполняет разученные действия.
Интеллект Хорошо управляет своими действиями, способен мысленно организовывать информацию, которая поступает извне.

Тесты на развитие детей в 11 месяцев

Уровень развития ребенка в 11 месяцев может быть разным, ведь все дети тоже разные, у каждого из них свои способности. Но тем не менее, есть ряд показателей, которые помогут родителям определить, не отстает ли их малыш от своих ровесников:

  • В этом возрасте малыш уже уверенно садится, может самостоятельно стоять у опоры и активно ползает на четвереньках.
  • Покажите ребенку коробочку с игрушкой внутри. Попробуйте открыть и закрыть ее несколько раз. Затем незаметно уберите и спрячьте игрушку. Снова покажите малышу коробочку. Он должен заметить, что игрушки внутри больше нет и выразить удивление.
  • Ребенок 11 месяцев от роду уже должен стараться использовать по назначению некоторые предметы: пить из чашечки, кушать ложкой, подносить расчесочку к голове (рекомендуем прочитать: ). Он будет охотнее пытаться повторять эти действия за взрослыми.
  • Попробуйте показать малышу, как строить башню из кирпичиков. Хорошо, если у крохи получится положить друг на друга хотя бы 2 или 3 кирпичика. Не стоит подгонять события и собирать с малышом пирамидку, а вот надевать на палочку большие кольца у него уже получится.
  • Малыш уже может различать предметы по общим признакам - например, можно попросить его найти из нескольких игрушек машинки или куклы и он должен показать их пальчиком.

Сон и бодрствование

В этом возрасте малыш все еще должен спать не менее 13-ти часов. Из этого времени 10–12 часов должно приходиться на ночной сон. Дневной сон малыша разбит на два равных периода - примерно по 1,5–2 часа каждый. Непосредственное время тихого часа для каждого малыша определяется индивидуально, соответственно общему распорядку. Промежутков времени, в которые малыш бодрствует, пока три и они продолжаются по 3–4 часа каждый, на них приходятся все игры, кормления и прочие мероприятия. Благодаря такому режиму дня ребенка у мамы тоже достаточно времени для отдыха и восстановления сил для других важных дел.

За время бодрствования осуществляются прогулки на свежем воздухе, развивающие игры и занятия, кормление, гимнастика, уход и массаж. Если на плановые занятия гимнастикой времени не хватает, необходимую физическую нагрузку ребенок вполне может получить, ползая длительное время по квартире.


Не стоит переживать, если не получается каждый день делать с ребенком гимнастику - его собственная активность во время игр сможет обеспечить нужный уровень физических нагрузок

Как кормить детей в 11 месяцев?

Кушает малыш пять раз в день с промежутками около четырех часов. К этому возрасту время прикормов подошло к концу и малыш может кушать за общим столом при условии, что приготовленная еда будет не жареной, а сваренной или тушеной. Кроме того, еда для малыша не должна быть слишком соленой или сладкой, не приветствуется обилие приправ. Перевод ребенка в 11 месяцев на «взрослую еду» может стать неплохим поводом для того, чтобы пересмотреть питание всей семьи, ведь маме намного проще будет не готовить ребенку отдельно, а просто измельчать часть приготовленной для всей семьи пищи.

Всего за сутки малыш на 11 месяце жизни съедает 1–1,2 л. пищи (без учета жидкости). Управляется кроха с таким объемом за 5 приемов пищи и его питание так и останется 5-ти разовым приблизительно до двух лет. Со всеми основными продуктами питания он уже познакомился, единственное, с чем следует быть осторожными – это аллергены (цитрусовые, манго, помидоры).

Ребенку 11-ти месяцев свойственно доводить маму до отчаяния своим нежеланием есть, придется запастись терпением. Чаще всего потерю аппетита в этом возрасте связывают с режущимися зубками, но для некоторых малышей отказ от еды - своего рода демонстрация характера.

Попробуйте покормить малыша в игровой форме: одновременно его и его любимого мишку, зайку или плюшевую лягушку. Украшайте блюда так, чтобы малышу было интересно. С помощью специальной силиконовой формы есть возможность даже омлет сделать для ребенка в форме звездочки или сердечка.

Примерный рацион питания

  • 6:00 - грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл;
  • 10:00 - каша (170 грамм), 1/2 желтка, фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);
  • 14:00 - протертый суп из овощей 50 мл, пюре из овощей 150 грамм, мясное пюре (или рыбное 1-2 раза в неделю) - 60 грамм, хлеб 10 грамм, фруктовый сок 50 мл;
  • 18:00 - детский кефир - 150 мл, творог (50 грамм), печенье (5-10 грамм);
  • 22:00 - грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Ближе к году новорожденные уже становятся полноценными личностями, со своими привычками и предпочтениями. Для 11-го месяца характерны изменения поведения, проявление самостоятельности и яркое проявление характера и собственного мнения.

К 11 месяцу вес малыша может варьироваться от 8 до 12 кг при росте 70-80 см, однако это общие показатели, и они могут незначительно колебаться, что не является причиной для волнений. Так как кроху уже сложно носить на руках, постарайтесь делать это как можно реже, исключительно в крайних случаях, например, когда ребенок упал, или его что-то беспокоит.

Количество зубов и питание

В 11 месяцев практически все малыши имеют 6 и больше зубов, что позволяет максимально разнообразить рацион их питания. Если раньше вы предлагали грудничку перетертое пюре и измельченные каши, то с 11 месяца следует окончательно отказаться от такого варианта питания. Развитие пищеварительной системы уже полностью завершено, к тому же наличие зубов и достаточно крепкие десны позволяют крохе без труда пережевывать небольшие кусочки. Замените пастообразные и кремовые блюда следующими видами пищи:

  • мясные и рыбные паровые котлетки или тефтели;
  • отварные овощи, порезанные кубиками или полосками;
  • обычные супы;
  • фрукты в целом виде – яблоки, персики, груши, сливы, бананы, абрикосы, виноград (без косточек) и пр.;
  • молочные продукты – творожки и йогурты с кусочками ягод;
  • не перетертые молочные каши из риса или гречки;
  • соки, компоты, кисель и прочие виды напитков из натуральных фруктов.

Если какой-то продукт не вызывает симпатии малыша, не стоит насильно заставлять его есть. Лучше всего откажитесь от использования такого компонента на время, а через неделю-две предложите ребенку это блюдо опять. Проявляя настойчивость, вы можете навсегда отбить охоту к определенным ингредиентам, лучше вводить продукты в рацион постепенно.

Сон малыша

Есть два мнения. Подстраиваться под режим сна ребенка в 11 месяцев или подстраивать этот режим под себя.

Если вы считаете, что не следует нарушать биологический ритм деток, как рекомендуют многие педиатры, поскольку, вмешиваясь в систему функционирования организма, вы создаете для него стрессовую ситуацию, что не очень хорошо сказывается на дальнейшем поведении и формировании нервной системы, тогда вставайте с малышом с утра вместе с ним, занимайтесь домашними делами, а спать ложитесь пораньше, чтобы у вас была возможность полноценно отдохнуть. И напротив, когда ребенок «сова», т. е. поздно встает и долго играется, не отказывайте себе в удовольствии утром понежиться в кровати подольше, это позволит вам без усилий играть с малышом до поздней ночи.

Есть другое мнение по этому вопросу, которое говорит о том, что режим сна и бодрствования — это просто привычка. Причем, как для взрослых, так и для детей. Если вы склоняетесь к этому мнению, то вам необходимо будет пытаться медленно сдвигать часы засыпания. Если вы хотите, чтобы он лег спать пораньше, то его стоит или чуть пораньше разбудить, в течение дня двигать дневные сны или делать так, чтобы ребенок больше устал в течение дня. Насколько это реально сделать в вашем случае, покажет только практика. Главное помнить о том, что это необходимо делать крайне аккуратно и во всем требуется мера, чтобы не мучить ребенка и себя, пытаясь четко выстроить ему график сна.

Развитие речевого аппарата

Развитие речевого аппарата к 11 месяцу уже практически завершено, малыш уже может произносить слоги, кто-то уже умеет говорить отдельные слова, но есть и исключения. Если раньше ребенок произносил звуки неосознанно, то теперь определенно четко может назвать отдельные предметы (звуками, слогами или даже словами) и приветствуют знакомых соответственными именами или звуками – мама (ма), папа (па), еда (ням).

В это время стоит активно знакомить ребенка с новыми словами и явлениями, используя для обучения не только картинки и книжки, но и интерактивные игрушки, которые воспроизводят звуки или слова, главное следить, чтобы слова были корректны в произношении.

Стоит разговаривать с ребенком нормальным человеческим языком, машина, а не бибика, яблоко, а не ням-ням. Ребенок должен слышать чистую правильную речь, новые слова в правильном и полном произношении. Стоит рассказывать ему о том, что вы делаете, что он видит. Учить его соотносить слова и изображения в детских книжках.

Двигательный аппарат

Двигательный аппарат к 11 месяцу уже вполне окреп, поэтому примерно в это время вы можете стать свидетелями первых самостоятельных шагов крохи. До этого малыш уже свободно передвигался вдоль опоры и прогуливался по территории манежа, сейчас же он может попробовать сделать шаги по квартире. Многие детки после первого раза падают и начинают плакать, временно прекращая предпринимать попытки вольной ходьбы. Это нормально, не заставляйте малыша повторять эксперимент, но способствуйте проявлению интереса к этому. Стоя в одной стороне комнаты, покажите ребенку новую игрушку и предложите пройтись за ней, если маленький хитрюга подползет к вам на четвереньках, отойдите в другую сторону, предварительно приподняв малыша на ножки, тем самым показывая ему, что именно вы от него хотите. Постепенно малыш проявит самостоятельность, и вы с сожалением вспомните то время, когда желали, чтоб он быстрее начал ходить.


Есть мнение, что в возрасте около года дети уже все прекрасно понимают и умеют делать собственные выводы, что позволяет им успешно манипулировать взрослыми. К примеру, заметив, что на плач родители приходят значительно быстрее, нежели при попытке обратить на себя внимание посредством агукания, кроха может плакать специально.

В некоторых книгах рекомендуют не бежать сломя голову к ребенку, а немного выждать момент, поскольку впоследствии это может привести к постоянным капризам малыша, который будет крайне нетерпелив. Это совсем не означает, что нужно игнорировать малыша, просто не реагировать на крик и плач молниеносно. Как относится к этому мнению, решать вам.

Для 11 месяцев характерно стремление малыша познавать мир самостоятельно, не ограничивайте его в этом. Разрешите передвигаться по всей квартире, предварительно обезопасив ее от электрических шнуров и острых углов. Конечно, вы не сможете и не должны полностью ограждать его от падений и ушибов, однако предупредить частоту травм вам вполне по силам.

Только пробовав предметы на вкус и на ощупь, ребенок может понять, что такое горячо, холодно, сладко, кисло и так далее. Например, поднесите кроху к горячей плите и объясните, что дотрагиваться до нее нельзя, поскольку получится ожог, так как это горячо.

Ребенок в этом возрасте может кидать все на пол со стола, так как его увлекает сам процесс, ведь это взрослый знает законы физики и знаком с законом притяжения, а для малыша это явление — новинка!

Чтобы ребенку проще было адаптироваться к окружающему миру и лучше развиваться, в 11 месяцев следует обеспечить его общением со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Малышу это будет не только интересно, но и крайне полезно, так как будут закладываться первые навыки социального общения, что поможет крохе в будущем находить общий язык с незнакомыми людьми, что значительно упростит его вливание в новый коллектив в детском саду, в школе и в дальнейшем в жизни.

В 11 месяцев , для этого приучать его к такому предмету следует еще с полугода, хотя детей, которые с такого возраста приучаются к горшку, можно встретить очень редко. Чаще всего приучить ребенка к горшку к данному времени не удается, но ничего страшного, можно заняться данным вопросом сейчас.

Что умеет малыш в этом возрасте

Ребенок в этом возрасте может уметь:

  • ходить за ручку или с поддержкой, вставать, садиться;
  • есть с помощью ложки, обмазываясь при этом едой с головы до ног;
  • указывать на предметы, иметь предпочтения к отдельным игрушкам;
  • произносить первые слова, слоги, обозначать звуками предметы или действия;
  • пытается копировать действия детей или взрослых;
  • откликается на обращение к нему.

Помните, что все детки развиваются по собственному графику, и если ваш малыш к 11 месяцу еще не умеет ходить или не начал разговаривать, это вовсе не значит, что его развитие отстает, просто определенные навыки у него проявятся немного позже.

Просмотры: 2 045

Вашему малышу уже 11 месяцев. Он многому научился за этот небольшой период своей жизни. Он уже достаточно вырос и окреп физически. Произошли изменения и в его психическом развитии. Он вот-вот может сказать свои первые слова и сделать первые уверенные шажки. Но ему еще многое предстоит узнать. Развитие 11-месячного малыша продолжается.

За одиннадцатый месяц жизни ребенок может прибавить в весе около 350-400 граммов. И таким образом вес в конце 11го месяца составляет 9-11 килограммов(±1 килограмм). Рост малыша увеличивается приблизительно на 1,5 сантиметра и уже к концу месяца он будет 73-77 сантиметров (± 3 сантиметра).

Навыки и умения

В одиннадцать месяцев ребенок должен уже хорошо и ровно стоять, опираясь на что-нибудь или держась за руку. Он уже более уверенно может передвигаться вдоль стены или дивана. Некоторые малыши в этом возрасте уже начинают ходить сами, правда еще на небольшие расстояния, например от шкафа к кровати или от дивана к столу. Для удержания равновесия они обычно берут в ручку игрушку.

В 11 месяцев ребенок может сесть из стоячего положения.

Дети в таком возрасте уже должны быстро и уверенно ползать. Могут долгое время сидеть ровно. Ребенок уже способен хватать и держать в ручках предметы, даже очень мелкие. Хорошо держит ложку и даже пытается с ее помощью кушать, может пить из кружки, которую тоже держит самостоятельно.

У многих деток уже выросли первые зубки. Обычно в таком возрасте уже есть по 2 центральных резца снизу и сверху. Но не стоит расстраиваться и переживать, если зубов еще совсем нет. До 1 года это нормально. Если первые признаки роста зубов не будут проявляться после годика, следует проконсультироваться с врачом-педиатром.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок начал «разговаривать». Но теперь это не просто имитация звуков. Он понимает, о чем он лепечет и вкладывает смысл в свои слова. Например, если он хочет кушать, он говорит «ама-ама». Всю еду он называет также. Важно разговаривать с малышом и таким образом учить его новым словам.

Теперь кроха также понимает, что люди вокруг него становятся ласковее и охотнее откликаются на его зов, если он заплачет. Ребенок научился этим пользоваться и часто может захныкать нарочно. При этом слез в глазках совершенно не будет.

В одиннадцать месяцев ребенок уже хорошо понимает требования взрослых – «дай», «возьми», «покажи», «кушать» и так далее. Охотно откликается на эти просьбы, а выполнив, ждет, что его похвалят. В этаком возрасте поведение ребенка очень показное. Малыш стремиться понравиться взрослым, хочет вызвать у них улыбку и смех. Любит играть в «прятки». Но уже хорошо понимает, что это игра. Поэтому много балуется и не так серьезно воспринимает. В 11 месяцев дети осваивают уже другой вид игр – простейшие ролевые. Малыши любят вести себя как мама, например, начинают кормить куклу или ругать ее или, наоборот, играют с ней.

Тест на развитие ребенка

В 11-месячном возрасте ребенок должен хорошо сидеть самостоятельно, активно ползать и стоять, опираясь на что-нибудь. Он должен держать сам кружку и уметь пить из нее. Малыш уже должен хорошо освоить пользование ложкой. Стараться кушать с ее помощью без мамы. Если дать ребенку расческу, он должен хорошо понимать ее назначение и показать это, пытаясь сам себя расчесать.

Ребенок уже отслеживает простейшие причинно-следственные связи. Если показать малышу предмет, а потом спрятать его, он удивиться его пропаже и будет пытаться отыскать.

Можно уже начинать игры с кубиками или пирамидками с колечками. Кроха должен уметь насадить несколько колечек на штырек или собрать башенку из 3-4 кубиков.

Питание

В 11 месяцев малыш уже может есть пищу, которую едят остальные члены семьи. Конечно же, она должна быть хорошо перетерта и измельчена в блендере. Так же еда должна содержать минимальное количество соли и сахара, а также нельзя приправлять ее специями. Готовить пищу нужно на пару, варить или тушить ее. Многие продукты ребенок уже попробовал к этому возрасту. Но все же стоит быть аккуратными с такой пищей, как томаты, цитрусовые, какао, мед, орехи, грибы. Потому что они могут вызвать у малыша аллергию. Питание ребенка должно быть полезным и простым. Отдавайте предпочтение кашам, овощам, супчикам, творожкам, мясу и рыбе на пару.

Суточная норма пищи 11-месячного ребенка составляет примерно 1,1-1,2 литра не учитывая жидкость. Кормить нужно 5 раз в сутки. Такой режим питания сохраняется у малыша приблизительно до двух лет.

Некоторые дети в 11 месяцев все еще остаются на грудном кормлении. Обычно мама кормит кроху дважды – утром и вечером. Если вы хотите отучить ребенка от груди к одному году, то в 11 месяцев начинайте кормить его только 1 раз вечером перед сном. Но, если таких планов нет, то можно и дальше кормить молоком по требованию малыша.

Отдых и бодрствование

Ночной сон ребенка стал более ровный и спокойный. Он все меньше просыпается для того, чтобы покушать ночью. А некоторые и вовсе могут проспать всю ночь напролет. Дневной сон состоит из двух периодов примерно по два часа каждый. У каждого малыша устанавливается свой индивидуальный режим. Все детки разные. Кто-то спит больше днем, кто-то днем совсем не любит спать. Мамы не должны силой укладывать малышей. Нужно подстраиваться под кроху. Иначе это может нарушить аппетит и плохо сказаться на его настроении. Тем не менее режим дня должен быть у всех детей.

Как родители должны помогать развиваться малышу

Родители должны всячески помогать и способствовать умственному и физическому развитию своего чада.

Малыш начинает говорить. Поэтому маме и папе нужно постоянно разговаривать с ним. Если слова, которые сказал ребенок не совсем понятны, необходимо все равно выяснять, что имел в виду малыш. Помогать ему правильно произносить новые слова, показывать, как они выглядят. Поиграйте с ребенком в простую игру: спрячьте несколько предметов, а затем показывайте их ребенку, называя каждый. Вещи должны быть простыми, те, которые окружают малыша в повседневной жизни – книжка, кукла, машинка, кружка, очки и так далее. Рассказывайте, для чего нужен каждый предмет, показывайте, что с его помощью можно сделать. Так ребенок быстрее запомнит и сами слова и назначение этих предметов. Играйте карточками, читайте вместе сказки с картинками.

Научите малыша простым действиям «дай-возьми», «привет-пока». Проиграйте с ним ситуации с использованием этих действий. Слова говорите медленно, немного растянуто, чтобы ребенок успевал запомнить не просто сами движения, а именно их смысл.

Детки в таком возрасте очень любят «помогать» маме готовить еду. Если вы будете рассказывать и показывать малышу что и как вы готовите, будете давать ему что-то попробовать на вкус, давать возможность положить какой-то ингредиент, это тоже будет способствовать развитию малыша.

Не всегда плохая речь связана с отсталостью малыша. Возможно, причиной является слабо развитая челюсть. Поэтому хорошо давать детям грызть что-нибудь тверденькое, например, яблоко, морковку или сухарь.

Развивайте мелкую моторику рук ребенка. Это также способствует развитию речи. Проделайте с малышом следующие упражнения.

  • Насыпьте в одну мисочку крупу или горох, а затем пересыпьте руками в другую мисочку. Малыш должен повторить. Такое же упражнение можно сделать и с водой или мелкими предметами, например, с пластмассовыми уточками или рыбками, во время водных занятий. Такие приемы помогают укрепить слабые ручки крохи, а также учат лучшей координации в движениях.
  • Порисуйте с малышом в муке или крупе. Насыпьте на плоскую поверхность муку и разрешите ребенку поиграться в ней ручками, покажите, как можно рисовать пальчиком
  • Лепите с ребенком. Для этого занятия хорошо подойдет специальное тесто для лепки, которое можно купить в магазине или сделать самим. Оно более безопасно, чем пластилин, потому что ребенок постоянно тянет ручки в рот. Лепите простые фигурки – колбаски, горошки, блинчики.
  • Найдите браслет или кольцо, в которое с легкостью будет проходить ваша рука. Покажите малышу как его надевать сначала на свою руку, а затем дайте то же самое сделать ребенку с его рукой. Помогите, если у него не получается. Через несколько занятий он легко сможет попадать ручкой в браслет самостоятельно.
  • Рисуйте с ребенком карандашами. Используйте наборы с небольшим количеством цветов. Пока этого достаточно.

В 11 месяцев не все дети начинаю ходить. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Позвольте вашему малышу находиться в удобном для него положении «на четвереньках» столько времени, сколько ему это будет необходимо. Длительное ползание не вредит ребенку. Наоборот, как выяснили многочисленные исследования, дети, которые много ползали, начинают раньше говорить, у них более прямая и ровная спинка. Нельзя специально заставлять ребенка ходить. Продолжайте развивать мышцы спины и укрепляйте позвоночник крохи с помощью массажей, гимнастик и вскоре он сам пойдет. Не забывайте также брать малютку на руки. Он все еще нуждается в материнском тепле и эмоциональной близости.

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди