26.04.2019

Добра та речь, где про баньку да печь! Традиции русской бани


Умильный не обманул – лес вдоль реки стоял крепкий, сосновый, пахнущий сухим мхом и покрякивающий на ветру стройными вековыми стволами. От границы поля до воды было около километра, так что особо опасаться за бор не стоило: деревня в семь дворов не способна разорить такие заросли ни на дрова, ни на хозяйственные постройки даже если очень постарается. Лумпун оказался вполне приличной речушкой: метров пять шириной, с прозрачной водой и песчаным дном, над которым шастала рыбья мелочь. Андрею сразу захотелось на рыбалку – но он даже не представлял, имелись ли в шестнадцатом веке такие простые вещи, как леска или рыболовный крючок? Хотя – крючок всегда у кузнеца заказать можно, а вместо лески – тонкую бечеву использовать. Грузило добыть можно точно – раз пищали есть, должен быть и свинец.

Старательно отворачиваясь от моховиков и маслят – что он тут с ними делать станет? – Матях прошел пару километров вдоль берега, потом отвернул назад к деревне, остановился на краю желтого поля ржи.

– Мое поместье! – торжественно произнес он и прислушался к происходящему в душе.

Ничего. Как чувствовал себя двадцатилетним сержантом-срочником, так и остался. Хотелось домой. Обнять маму, подпоить и потискать Верку из квартиры напротив, погонять «Формулу 1» на компьютере, завалиться в ночной клуб. Дать в лоб какому-нибудь лоху, вообразившему себя крутым Рэмбо. В душе постоянно сохранялось такое чувство, что до приказа осталось всего полгода. Вот-вот служба закончится – и тук-тук, замелькают елочки за окнами скорого поезда.

Андрей тряхнул головой, двинулся вдоль поля до ближайшей межи и повернул к Порезу. Он и так часов пять погулял. Конец лета на дворе. Скоро стемнеет.

Правда, время сержант рассчитал все-таки плохо, и когда дошел до дома, то действительно начало смеркаться.

– Батюшка! – разглядела его с крыльца Лукерья. – Мы ужо затревожились. Варька баню стопила, как велено, свечи жжет. Как тебя по отчеству величать, боярин?

В первый миг Андрей удивился, что женщина чуть не в полтора раза старше его собирается обращаться по имени-отчеству, собрался было отмахнутся – но вовремя спохватился. Все-таки не просто сосед он здесь, а боярин. Хозяин. И Лукерья, кстати, его рабыня, как это не странно звучит. Боярин Умильный подарил.

Именно по имени боярина он отчество и выбрал:

– Андрей Ильич! – В случае чего всегда можно сказать, что не вспомнил отца своего, а в честь спасителя своего назвался.

– Так ступал бы париться, Андрей Ильич. Справы на тебе никакой, а вода остывает.

– Так, за домом, батюшка. Промеж яблонь, дабы, не дай Бог, пожар, так на дом бы не перекинулось…

Оказалось, что баню с дороги не видать из-за дома, заслонявшего ее вместе со всем садом своей громадиной. Подсвеченная изнутри дверь выделялась ярким прямоугольником, и сержант в очередной раз удивился, какими яркими кажутся в темноте свечи. В предбаннике он скинул поясной набор, разделся, прихватил свечу и прошлепал босыми ногами в парилку. Тут было не то, чтобы жарко, но продолговатая печь со вмазанным посередине котлом давала достаточно тепла, чтобы всласть расслабиться и пропотеть. Но стоило ему вытянуться на полке, как громко хлопнула входная дверь. Матях приподнялся на локтях, кляня себя за то, что не взял оружия и окидывая взглядом помещение. Два деревянных ковша, три бадьи, кадушка, корыто. Бадьей кое-как можно попробовать отмахаться, коли противник один и без копья или меча…

Но внутрь быстро просочились две обнаженные фигуры, причем обе были Андрею уже достаточно знакомы.

– Э-э… Вы чего? – хрипло поинтересовался он, прикрывая руками срам. Между тем «срам», не видевший женского тела уже неведомо сколько месяцев, отчаянно пытался выбраться, вытянуться, напрягался изо всех сил, норовя выглянуть хоть краешком плоти.

– Это мы, – бодро сообщила Варя, словно это хоть что-то объясняло, и чем-то плеснула на печь возле трубы. Послышалось грозное шипение, помещение заволокло клубами кисло пахнущего пивом пара, и теперь в бане стало действительно жарко.

– Сейчас пропарим… – Лукерья зашелестела веником, придвинулась ближе, решительно уложила не знающего, как поступить, сержанта на полку, прошлась горячили листьями по самой коже. – Варя, ты посмотри, межа-то как вкопана. Мы тут осторожненько…

Андрей почувствовал, как ветки веника щекотят мошонку, касаются его мужского достоинства, уже готового взорваться от долгого воздержания и столь нечеловеческих издевательств.

– Андрей Ильич, – Варя приблизилась вплотную, скользнула по плечу розовыми сосками крупных, но хорошо удерживающих форму девичьих грудей, потянула его с полки. – Ты и меня веничком парни…

Она развернулась к Матяху спиной, наклонилась, едва не отпихнув еще прохладной розовой попкой, и сержант более выдержать не смог. Отдавшись извечным инстинктам, одним сильным ударом он ломанулся к зовущей плоти, и если бы промахнулся – то, наверное, все равно пронзил бы крестьянку насквозь. Варя взвыла, заскребла ногтями сырую стену – но молить о пощаде было поздно. Андрей не смог бы сейчас остановиться даже под страхом смерти, он бился вперед раз за разом, чувствуя, как все внизу живота словно каменеет, твердеет, становится бесчувственным – пока вдруг не взорвалось жарким блаженством, отнимающим все силы до последней капли.

Матях отступил, осел на полок, не имея больше возможности ни смущаться, ни наслаждаться, ни радоваться – и им тут же завладела Лукерья:

– Счас пару добавим… От хорошо… И веничком, веничком…

Истома сменялась теплом, тепло – удовольствием. А его тем временем пару раз слегка простегали березовыми ветками, окатили, перевернули, снова высекли и окатили. На этот раз он смог перевернуться сам.

– Межи совсем не видно… – тихо спела пышнотелая женщина и что-то быстро прошептала девушке на ухо. Та хихикнула, придвинулась ближе, горячей водой полила Андрею на голову, навалилась на грудь, заодно прижав к доскам правую руку:

– Ай, боярин, бороды еще совсем нет. Но мы волосы помоем, волосы почистим, волосы причешем…

Под ее прибаутками Матях почувствовал, как к его мужскому достоинству опять кто-то проявляет живой и вполне осязаемый интерес. И последнее быстро откликается взаимностью. Но грубо отталкивать занимающуюся волосами девушку он не мог. Тем более, что никаких неприятных чувств пока не испытывал. Скорее, наоборот. Хотя, конечно, интереса к Лукерье не проявлял. Но и не шарахался. Андрей вообще быстро перестал понимать – его ласкают или насилуют?

Впрочем, один из главных органов тела, как нередко бывает, имел на этот счет собственное мнение, и вскоре волна наслаждения опять прокатилась снизу вверх, сметая глупые мысли. Варя плеснула на печь еще пива, они с хозяйкой начали поочередно охаживать вениками друг друга, обливаться. А когда спустя некоторое время снова вспомнили про помещика, Матях почти полностью пришел в себя.

– Ты смотри, как растет… – кивнул девушке Лукерья, с нахальной непосредственностью поглаживая мужское достоинство молодого человека.

– А чего ему вянуть… – не дожидаясь, пока с ним сотворят чего-нибудь еще, Андрей спрыгнул с полки, обнял Варвару, посадил ее на свое место, не спеша огладил одну грудь, вторую, скользнул ладонью вниз, промеж ног. Стряпуха жалобно пискнула, но противиться не посмела. Сержант развел ей колени, так же неспешно вошел и начал короткими сильными ударами пробиваться к неизвестной, но желанной цели, одновременно гладя волосы, касаясь кончиками пальцев сосков, плеч, губ. Теперь настала очередь девушки стонать от бессилия и наслаждения, и ощущение бесконечной власти над ней позволило опять взорваться безмерной сладостью и утонуть в блаженной неге.

Немного придя в себя в третий раз, Матях торопливо ополоснулся и вышел из парилки прочь. Он понял, что такого «мытья» долго выдержать не сможет. Здоровья не хватит. С трудом различая в темноте дорогу, он дошел до крыльца, поднялся, нырнул в сени, на ощупь повернул налево, нашел топчан и вытянулся на нем во весь рост.

Свеча в дверях появилась, когда он почти задремал.

– Щучьи головы принести, Андрей Ильич? – узнал он Варин голос.

– Неси, – поднялся Матях, тряхнул головой, отгоняя сон. – И топчан мне постелить вели.

– Сделаю, Андрей Ильич, – послушно кивнула девушка, и в голове сержанта внезапно появилась веселая, задорная мысль:

«А хорошо быть помещиком…».

Баня в России почиталась во все времена и являлась местом своеобразным, особенным. Еще в древние времена не обходился ни один дом без пусть маленькой, но своей баньки . Не зря уже давно существует поговорка:

Хозяин на селе тот, у кого баня лучше.

В бане не только принимались ванны и происходили гигиенические процедуры: в них лечились, рожали детей и умирали. Именно в бане девушки гадали на суженого. Да и деревенские знахари нередко проводили там свои мистические обряды. А еще, согласно популярным сказаниям, обитает в бане своеобразный «банный » дух в виде малорослого нечёсаного старичка-банщика, который может любого грешника запарить до смерти. А посему в бане люд старался не только не ругаться, но и говорить тихо. Однако время шло, и от всевозможных суеверий баня отмылась, став главным борцом за чистоту русского люда. Даже в наши дни, при наличии в каждом доме коммуникаций и удобств, баня остается непременным атрибутом истинно русской души.

Немного истории

Когда именно появилась первая русская баня, и кто именно ее придумал - доподлинно неизвестно. Это важное изобретение приписывается всему русскому народу в целом. Упоминание бани в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет » про славянские бани говорится:

Диво видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье.

О таких чудесах, согласно «Повести временных лет», поведал апостол Андрей удивленным римлянам. И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Славяне мылись раз, а то и два в неделю, для них баня имела сакральный смысл. В Европе же в это время банная культура была полностью забыта.


А. Васнецов. Общественные бани в Москве в XVII веке, 1922 год

Известно наверняка, что первоначальные бани топили «по-черному ». Это означает, что у печей в них не предусматривался дымоход и вся сажа и дым выходили через щели и окна самой баньки. После многократных протопок такие сооружения приобретали черный цвет стен, за что и получили свое название. Сейчас о таком виде парного удовольствия помнят разве что историки. Все остальные привыкли считать традиционной баню с печкой, обложенной камнями и дымоходом. Кроме того, такая банька должна быть снабжена предбанником и удобными деревянными полками для лежания. Изменилось многое, но то, что настоящая баня должна быть из деревянного сруба, осталось неизменным. Именно это помогает в современных банях не утратить то чувство единения с природой, которое и было заложено в нее изначально.

Баня и русская армия

Знаменательную роль сыграла баня в русской армии, особенно во время военных походов. В конце XIX века в России среди армейских чинов разразились огромные споры. Спорили, так ли уж необходима солдату парилка, не пора ли заменить походные бани на европейские душевые. Недорого и эстетично. Спор взялся разрешить лекарь Михаил Гусев , который готовился к защите степени доктора медицины. Гусев набрал две группы добровольцев, заставив их в течение трех месяцев жить по расписанию: принимать пищу в указанные часы, но главное - регулярное посещение бани. Эксперимент доказал, что русская баня - мощный источник здоровья. Все добровольцы за три месяца прибавили в весе, укрепились физически, но главный аргумент: ни один из них «не заболел даже легким недугом ».

«Сандуновские» бани

До революции в Москве было 2 млн. жителей и порядка полусотни больших общественных бань. Две бани, хлудовские и сандуновские, ревностно сражались за право называться царь-баней. И все же Москва отдавала предпочтение сандуновским. Они были старше, имели больший статус. Неслучайно московские свахи традиционно, чтоб у молодоженов семейная жизнь сложилась, рекомендовали невесте накануне свадьбы обязательно в «сандунах» попариться, водой из серебряной шайки себя облить.

Неимоверно высоко статус «сандунов» поднял Фёдор Шаляпин . Он «сандуны» не просто обожал, он в них распевался. И публика, узнав банное расписание кумира в дни его посещения бани, как на концерт ломилась. Кто же откажется бесплатно услышать лучший бас мира? «Сандуны» превращаются в огромный центр «помывки» не только московского и российского, а в какой-то мере мирового масштаба. Все говорили, что там был какой-то особенный пар. Вот Шаляпин говорил, что именно в «сандунах» пар очень хорошо влияет на его голосовые связки . Он после бани очень хорошо поет, чувствует себя отлично. Будучи в Париже, он как-то сказал, что хорошо было бы сюда русские бани привезти, потому что они очень полезны.


«Сандуны» всякому клиенту угодить умели. Так, они первыми из московских бань начали у себя принимать богатых дам с их любимыми собачками. И пока барышни в недрах «сандунов» нежили себя многочисленными процедурами, их гувернантки купали собачек в тазиках с ароматной водой. «Сандуны» привлекали клиентов целебным паром, а также самой чистой в Москве водой, которую очищали выписанные из-за границы фильтры немецкого производства. Мягкая вода «сандунов» позволяла хорошо промыть голову.

Знаменитые «Хлудовские» бани

Хлудовские бани, как и «Сандуны», превратились в своеобразные клубы, где встречались люди высшего света, оговаривая и решая порой сложнейшие дела. Привлекали посетителей и прекрасные рестораны, открытые при банях. Здесь можно было заказать самое редкое вино, самое изысканное блюдо. Лучшие повара Москвы трудились на кухне, ублажая посетителей.


Главным конкурентом Сандунов всегда считались находившиеся в Театральном проезде Центральные (или как их ещё называли - Китайские, по прежнему названию Театрального проезда, пролегавшего вдоль стен Китай-города) Хлудовские бани

При банях традиционно существовали прачечные. Пока клиент мылся, его белье могли постирать, погладить, просушить, подштопать подкладку. Поэтому возле бань всегда можно было видеть мостки и полощущих белье женщин. Хлудовские бани сумели сказать слово, при этом принципиально новое. Они первые в Москве открыли прачечную механическую, где стирку вели машины.

Русская баня - мощный источник здоровья

Даже в наши дни традиционная медицина признает положительное влияние водяного пара на отдельные органы человеческого организма. В прошлые же времена в основном только и лечились травами и настойками, которые для лучшего эффекта назначались совместно с процедурами в жаркой русской баньке. Помимо лечения, баня - это отдых для души. Она расслабит ваше тело и очистит вашу душу. В настоящей баньке, под треск горящих дров и ароматный травяной запах пара, по-настоящему задумываешься о бытии. Так было всегда, так осталось и в наши времена.

Традиции русской бани

Как уже говорилось выше, в русской бане принято не только мыться и париться, но и создавать все условия для отдыха души и тела. И именно для этого было придумано немало традиций. Основную из них знают, конечно, все - это знаменитые парные веники. Их применение, виды и особенности использования - тема для отдельного разговора. Существуют книги и отдельные тренинги по правильному составлению и применению веников в банях. Современные врачи также весьма благосклонно относятся к подобной терапии, соглашаясь с народом в том, что таким образом из организма выбивается любая хворь. Но каждый любитель посетить баню наверняка имеет свой собственный способ применения парного веничка, которым будет делиться с вами неохотно, ведь это почти профессиональный секрет. А использование различных травяных сборов? Настоями поливают горячие угли и обрызгивают стены. Сушеные травы развешивают по углам для целебного аромата. Таким образом, вы объединяете отдых с оздоровлением всего организма.

Традиционная русская баня - это не просто заведение, где можно вымыться. Баня - это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. А тот, кто не любит русскую баню, просто ни разу в ней по-настоящему не был.

Блуд на Руси (Устами народа) - 1997 Манаков Анатолий

В БАНЕ (рассказ)

В БАНЕ

(рассказ)

Фроська тихо вошла в баню и нерешительно остановилась. Барин лежал на диване животом вниз, а две девки, Мелашка и Наташка, тоже голые, стоя с боков, по очереди ожесточенно хлестали его мокрыми березовыми вениками по распаренной, багрово-красной спине.

Барин блаженно жмурился и одобрительно крякал при особенно сильных ударах. Наконец, он подал им знак остановиться и, громко отдуваясь, опустил широко раздвинутые ноги.

Квасу, - хрипло сказал он.

Быстро метнувшись в угол, Наташка подала ему ковш. Напившись, барин заметил тихо стоявшую у двери Фроську и поманил ее пальцем. Медленно переступая мокрыми ногами по скользкому полу и стыдливо прикрывая наготу руками, она приблизилась и стала перед ним, опустив глаза. Ей было стыдно еще и оттого, что их обоих без тени смущения разглядывают стоявшие рядом девки, отнюдь не стыдясь своей наготы.

Новенькая! Хороша, ничего не скажешь! Как зовут? - скороговоркой бросил барин, ощупывая ее живот, ноги, зад.

Фроська, - тихо ответила она и вдруг вскрикнула от неожиданной боли: барин крепко защемил пальцами ее левую грудь.

Наслаждаясь ее упругостью, он двигал рукой вверх и вниз, перебирая пальцами вздувшуюся между ними поверхность груди, туго обтянутую гладкой и нежной кожей. Фроська дернулась, отскочила назад, потирая занывшую грудь. Барин громко засмеялся и погрозил пальцем. Вторя ему, засмеялись угодливым смехом Мелашка и Наташка.

Ну, ничего, привыкнешь, и не то еще будет, хихикнула Наташка и метнула озорными глазами на барина. А он, улыбаясь, запустил себе между ног руку, почесывая и пребирая все свои мужские принадлежности, имеющие довольно внушительный вид.

Ваша, девки, задача, - обратился он к Мелашке и Наташке, - научить Фроську всей нашей премудрости. Пока же пусть смотрит и ума набирается. А ну, Мелашка!

Мелашка вышла на свободную от лавок середину помещения и, согнувшись, уперлась руками в пол. Он подошел к ней, громко похлопал по мокрому ее заду с отливающей белизной упругой кожей и, вдруг заржал как конь. От охватившего его вожделения лицо его налилось кровью, рот перекосился, дыхание стало громким, прерывистым, а полусогнутые колени дрожали. Плотно прижавшись к крутому заду девки, он снова заржал, но уже победно.

Мелашку тоже, видимо здорово разобрало, она сладостно стала стонать и помогать барину. Наташка смотрела на эту живую картину, целиком захваченная происходящим действием, большие ее глаза расширились, рот приоткрылся, а трепетное тело непроизвольно перегибалось в такт движений тел барина и Мелашки. Она как бы сама принимала барина на месте подружки.

А Фроська, вначале ошеломленная, постепенно стала реально воспринимать окружающее ее очень откровенное бесстыдство действий перед нею голых барина и девок. Она знала что это такое, но так близко и откровенно видела половой акт между мужчиной и женщиной впервые. Когда барин прилип к Мелашке, Фроська от смущения отвернулась, но любопытство пересилило и она искоса кинула быстрый взгляд, а увидев, что на нее никто не обращает внимания, стала смотреть на них во все глаза. Не испытав еще на себе всю полноту мужской ласки, она воспринимала это сначала спокойно, затем стала чувствовать какое-то сладостное томление, и кровь горячими струями разлилась по всему телу, дыхание стало прерывистым, для нее все перестало существовать.

Вдруг барин судорожно задергался, его глаза закатились и он со стоном выдохнул из груди воздух.

Все! - молвил он расслаблено и тяжелой походкой направился к лавке. Мелашка выпрямилась, блаженно потянулась и тоже села на лавку.

Наташка, водки, - приказал барин.

Та юркнула в предбанник и принесла на подносе водку, стакан и миску соленых огурцов. Барин налил себе полный стакан, выпил залпом и захрустел огурцом. Затем налил снова и поманил Мелашку. Она подошла и тоже привычным залпом осушила поданный ей стакан, за ней ту же порцию проглотила и Наташка.

Иди сюда, - приказал барин Фроське, наливая ей водки.

Фроська взяла стакан и, одолев первый глоток, закашлялась.

Ничего, научится, - произнес барин и налил себе еще полстакана.

Девицы угодливо подхихикивали, с хрустом жуя огурцы. Барин запел: Барыня, барыня, сударыня ты моя Мелашка стала ему вторить, и Наташка, подбоченившись одной рукой и вскинув другую над головой, медленно пошла по кругу, виляя крутыми бедрами и притоптывая в такт босыми ногами. Постепенно темп песни стал нарастать и вместе с ней движения девки стали быстрее, ее стройное тело с гибкой тонкой талией извивалось в непристойных движениях, которыми якобы она, барыня, якобы отдастся мужчине. Руками она как бы обнимала воображаемого партнера, а низом живота подмахивала навстречу ему, и одновременно выбивала дробь ритма.

Эх, поддай! Сиськами потряси, - воскликнул барин и еще быстрее повел песню.

Наташка стала подпрыгивать на месте, поводя белыми плечами, ее полные упругие чаши слегка отвисших грудей, заколыхались из стороны в сторону, дразняще покачивая тугими, крупными горошинами розовых сосков.

Давай жару! - не выдержал барин и сам пустился в пляс.

Темп пляски стал бешенный, теперь плясали под один голос Наташки, хлопая ладошками то поверху, то понизу живота. Вдруг она взвизгнула и прижалась к барину, схватив его за шею другой рукой, а он, обхватив девку обеими руками, впился страстными поцелуями в ее шею, схватил и понес ее к скамейкам. Наташка отдавалась умело и страстно. Фроська и Мелашка снова во все глаза наблюдали за происходившим, а Мелашка (вот нахальная девка) подошла к ним сбоку и, встав на колени, стала в упор рассматривать. Охваченная непреодолимым влечением, к ней присоединилась и Фроська, завороженная невиданным ею зрелищем.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

4.6. Месть Кримхильды-Хельхи и месть княгини Ольги Прибывшие послы убиты Воины, сгоревшие в подожжённом зале или подожжённой бане Прибыв ко двору Кримхильды, бургундские короли с вормсской дружиной располагаются во дворце гуннов. «Отвёл покои Этцель для знатных

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.6. Месть Кримхильды-Хельхи и месть княгини Ольги Прибывшие послы убиты Воины сгорают в подожженном зале или подожженной бане Прибыв ко двору Кримхильды, бургундские короли с вормсской дружиной располагаются во дворце гуннов. «Отвел покои Этцель для знатных пришлецов.

Из книги Тайна жрецов майя [с иллюстрациями и таблицами] автора Кузьмищев Владимир Александрович

Из книги Чудо света на Руси под Казанью автора Носовский Глеб Владимирович

3. Библейский рассказ о Моисее, сотворившем источник, и мусульманский рассказ об Ибрахиме, из-за которого был сотворен ключ Зам-Зам, - это два варианта одного и того же сюжета Хотя на первый взгляд библейское и мусульманское повествования различны, однако стоит

автора Носовский Глеб Владимирович

9.1. Рассказ Геродота Геродот рассказывает об интересном видении, данном Гиппию, вождю персов. Речь идет о вещем сне. Перед началом Марафонской битвы «Гиппий, сын Писистрата… вел варваров (то есть персов - Авт.) к Марафону. В МИНУВШУЮ НОЧЬ ГИППИЙ ВИДЕЛ ТАКОЙ СОН. ЕМУ

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

6.1. Рассказ Геродота Мы уже цитировали Геродота, сообщившего, что молодой персидский царевич Камбис обещал своей матери «перевернуть Египет вверх дном», как только возмужает. Далее говорится следующее.«И вот, помня об этом (обещании - Авт.) Камбис, когда возмужал и вступил

Из книги 5000 храмов на берегу Иравади автора Можейко Игорь

Рассказ о пагодах Больше всего в Пагане пагод. Их тысячи, и они исключительно разнообразны. От метровых крошек до великанов, ростом с Ананду, от новеньких, кирпичик к кирпичику, до груд кирпича, в которых с трудом можно угадать первоначальную форму пагод. От известных на

автора Валаев Рустем

Юность Рассказ) Вам, славной украинской девушке, я посвящаю этот рассказ о нашем путешествии по астраханской степи. Вы, вероятно, помните о нем столько же, сколько и я. Неизвестным осталось вам лишь одно обстоятельство. Обстоятельство, из-за которого ваша жизнь могла тогда

Из книги Алмаз - камень хрупкий автора Валаев Рустем

Без промаха (рассказ) Оскар Ларсен, розовощекий двадцатисемилетний детина с голубыми глазами и копной золотых волос, зачесанных на косой пробор, работал в Стокгольме шофером ночного такси. Это занятие с четким, раз навсегда установившимся ритмом жизни было не слишком

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Рассказ таксиста Как-то М.Хеземанну потребовалось отправиться в город Линкольн. Договорился с таксистом, поехали. Дорога предстояла длинная, разговоры были неизбежны. Слово за слово, Хеземанн сказал, что приехал в Розуэлл в поисках новой информации по катастрофе 1947 года.

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Тайны русской водки. Эпоха Михаила Горбачева автора Никишин Александр Викторович

Глава первая «В кабаке и бане усе равны дворяне…» «Не пошла я нынче замуж, Не пошла – не каюся. С милым другом наживуся, С пьяницей намаюся». Частушка Рассуждения Горбачева о «сухом законе» не желают слушать. С позиций августа 2013 года – ну и что? Какое нам дело, пили или

Из книги Живущие дважды автора Голубев Анатолий Дмитриевич

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Лора Олсон, Светлана Адоньева.
Издательство: Новое литературное обозрение.

Рассказ как наставление Наш следующий пример дает прекрасную иллюстрацию ситуации разговора между умудренным опытом собеседником и несведущими интервьюерами, а также показывает сложность и подвижность динамического контекста подобной коммуникации. В интервью 2005

Из книги Зарубки на сердце автора Васильев Виктор Николаевич

МАРУСИН РАССКАЗ Дядя Коля повел нас своим путем – напрямик на деревню Ляды. Шли то полем, то лесом. То по тропинке, то по тележной до-роге. Шли медленно, так как вначале корова мотала головой, упрямилась. Потом ничего, разошлась. Мы почти не разговаривали. Только изредка

"Банник", В. Корольков

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытьё.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из неё.
В. Высоцкий

ДОБРА ТА РЕЧЬ, ГДЕ ПРО БАНЬКУ ДА ПЕЧЬ!

Помните: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? «Дух» этот не что иное, как способность к сохранению и быстрому восстановлению здоровья у русского народа, закалённость и устойчивость к заболеваниям. Испокон веков иноземцы, описывая в своих путешествиях по нашим землям, удивлялись и изумлялись нашим банным обычаям. Жар парилки, душистый пар, нещадное хлестанье вениками и прыжки в ледяную прорубь или сугробы снега приводили их в ужас и восторг!

Официальная история считает временем появления у восточных славян парных бань V в. н.э. «В их стране холод до того силён, что они выкапывают себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В этот погреб приходит человек с семьёй и приносит дрова и камни. Затем разводит огонь и раскаляет камень на огне докрасна. Когда камень раскалится сильно, его обливают водой, так что распространяется пар, и нагревается жильё до того, что снимают одежду. И в таком жилье остаются они до весны…» (Ибн Русте, Книга дорогих ценностей, 1.4.1.3).

Любовь к бане у русского человека прослеживается на протяжении столетий. Ни у одного народа нет такого количества пословиц и поговорок о бане, такого богатейшего банного фольклора. Банная процедура – это некое священнодействие, магический ритуал. Опытные парильщики надевают шапки и рукавицы для защиты от сильного жара в парной, готовят особые травяные настои по известным им одним рецептам, устилают пол сеном, развешивают ароматные пучки трав по стенам, натирают тело парящегося мёдом или солью с редькой, целебными маслами и всевозможными растираниями. Как дирижёр оркестра парильщик ведёт действо от этапа к этапу, наддавая пар в парной кипятком с квасом, пивом хреном, горчицей, кофе, травяными отварами и настойками. («Поддай парок да лезь на полок!» ). Установив загодя около бани большие кадки со снегом или ледяной крошкой, раскалённые обнажённые тела парящихся со смехом и уханьем погружаются в сугроб или прорубь.

Пожарче натопить баню, взобраться на полок, попариться и хорошенько пропотеть – приём настолько укоренившийся, что является более предпочтительным в народе, чем всякое другое лекарство. И в самом деле, нет такого внутреннего органа или системы в человеке, на которые бане не оказывала бы благотворного влияния («На пару да баньке сорок болезней выходит» ). Укрепляется нервная система, нормализуются обменные процессы, улучшается состояние позвоночника и суставов, повышается интенсивность работы почек, регулируется кровяное давление, улучшается тонус кровяных сосудов, активизируется деятельность эндокринной системы и половых органов, происходит ингаляция, через усиленное потоотделение организм очищается от шлаков. Простуда, застой крови, горячка, ломота, ушибы и запойное пьянство одинаково требуют бани. Бани улучшают функции сальных и потовых желез, делают эластичной, упругой кожу.

Русская баня – это совмещение несовместимых начал восточной Аюрведы: огня, воды, камня, дерева, воздуха. Парадоксальное сочетание обжигающего жара, нещадного массажа и ледяного душа (могучих раздражителей капилляров) - блестящая идея стимуляции естественных защитных и целительных механизмов человека. Баланс первоэлементов является одним из краеугольных камней философии. Если эти элементы находятся в равновесии, то существует всеобщая гармония. Этот баланс поддерживает нормальную жизнедеятельность человека, дисбаланс же приводит к болезням. Вот и сердце любой бани, её каменка, осмысливается в качестве жилища банного духа, является неким животворящим комплексом, где из огня, воды, дерева, камня, воздуха происходит творение жизни и судьбы человека. Силы названных стихий, взаимодействуя друг с другом, создают в парной гармоничную, уравновешенную среду, называемую Ладом. Организм человека налаживается, очищаясь и восстанавливаясь.

Как говорят в народе: «Душистый пар не только тело, но и душу лечит» . Баня – это не только чистота. Это и гармонизация самих себя, и оздоровление, и профилактика болезней, и терапия, и массаж, и прогрев. «На щеках горит румянец, синь в глазах, в крови пожар!» - недаром так говорят о человеке, буквально помолодевшем после бани. Везде и всегда телесная чистота была способом гармонизировать своё бытие, стать угоднее Богам, приблизиться к совершенству. Гармония души и стремление к божественному не мыслились без гармонии тела и без движения к собственному совершенству. Омовение связывалось с ритуальной, религиозной чистотой. Если ты чист телесно, то, значит, чист мыслями, намерениями и душой. Главная цель парилки в бане – не очищение тела, а расслабление и тела, и души человека, его возрождение. Ключевое слово здесь – «возрождение». Именно это и происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания. Баня предлагает спокойные эмоциональные впечатления на всех уровнях бытия. Баня расслабляет, восстанавливает душевное спокойствие. После бани некуда спешить. Мысли и настроение поднимается выше повседневных дел и забот. Тело становится гибким, мышцы мягкими, всё существо лёгким. («В бане помылся – что заново родился!» ).

Из века в век бани приготовляются накануне больших праздников: в случае родин, перед именинами и венцом, с дороги и в путь, не говоря уж о еженедельных субботних банях. Здесь властвует Круговорот, стирающий грань между жизнью и смертью, бытиём и небытиём, Явью и Навью. Традиционно в крестьянском обиходе баня – место иномирное, нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдалённость её от дома, у христиан – отсутствие в помещении бани икон, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное» , очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.

Русская баня неразрывно связана с массой религиозных и земледельческих обрядов. Служила она в основном для обрядов очищения. Сюда ходили очищать не только тело, но, прежде всего, душу во все переломные моменты человеческой жизни от рождения до омывания покойника. Ритуальность посещения бани проявляется в обязательности омовения в определённых ситуациях: в начале века мылись обязательно перед праздниками, перед севом (было принято выезжать для мытья в бане к Перунову (в эпоху двоеверия – Ильину) дню независимо от этапа работы), мыться не только еженедельно по субботам, но и «в дорогу», и «с дороги», и по завершении больших работ. Считается, что вымыться необходимо успеть «до коров», то есть до прихода стада в деревню, до заката. Баня также была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лён, пряли, кружева плели, вязали, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые члены рода работали вместе несколько дней подряд. В ритме работы пели песни, рассказывали предания и сказки, загадывали загадки. В начале века в бане выполняли некоторые грязные работы («Здесь же и куделю мнут»). Сейчас в бане часто стирают.

«ДУХ ПАРНОЙ, ДУХ СВЯТОЙ!» О ХОЗЯИНЕ БАНЕ - БАННИКЕ

Русские люди придают бане истинно религиозное значение. Только у русского народа есть божество банного пространства, отвечающее за чистоту телесную и духовную. Можно предположить, что баня была настолько важным элементом культуры славян, что это потребовало особого божества – банника .

Банник – дух, хозяин банного пространства, божество языческое. Лишь с усилением христианства в эпоху двоеверия оно было дискредитировано и сведено до уровня нечистой силы. Баннику чужды и враждебны атрибуты и символика христианства. Поэтому в баню не входят с крестом, не вешают в ней икон, в день банных процедур не ходят в церковь. Входящий в баню оставляет за её порогом также и обереги от нечистой, вредоносной силы, тем более, что «хозяин» таковой не является. Тем самым вошедший высказывает своё доверие баннику, полностью отдаваясь его власти, вновь и вновь возвращаясь к былой вере, вере Предков.

Известно поверье, что банник заводится в бане после того, как там побывала роженица, как в ней появляется на свет ребёнок. В другом варианте – после того, как хозяин с хозяйкой занялись любовью в помещении новой бани. Если хозяева полюбятся баннику, то они всегда будут здоровы, черпая в мытье в бане невероятную энергию. Хорошая хозяйка и пол в бане выскоблит, выбелит, замки и петли смажет, а выходят хозяева из бани не спиной, а лицом – в знак уважения баннику. Однако ж если баня редко топится, запущена и замусорена, не ремонтируется и не убирается, то банник в отместку нерадивым хозяевам во время мытья не добавляет, а убавляет здоровья.

Каково же происхождение духа бани? Безусловно, основным фундаментом поверий о «хозяине» бани является страх: вполне реальная угроза угореть в дыму или задохнуться в раскалённом пару, ошпариться кипятком или сгореть при пожаре. Исследователи связывают происхождение банника с домовым и культом Предков. Был ли домовой первичным образом или домовой и банник равнозначны по происхождению? Большинство сходятся во мнении, что банник и домой – равноправные духи, имеющие одни корни. Некоторые связывают происхождение банника с духами Огня: каменка осмысляется как вместилище магического огня, но она же при этом и жилище банника. Образ коварного голого длинноволосого старика (обитающего у печки или в печке-каменке) ближе всего в олицетворению жара, морока, душащего человека, жгущего его. Часто коварный «хозяин» бани именуется крестьянским чёртом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня – «уже прямо-таки обиталище чертей», говорили в начале ΧΙΧ в. в Ярославской губернии.

Исследователь Т. А. Бернштам пишет: «Поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом. Банник не был просто разновидностью домового, его происхождение сложнее – в нём участвовали и дух воды, и духи-предки, и духи огня, поскольку в бане ритуальная роль приписывалась огню». Записана и такая легенда: «На небе у Бога были андели. Их было много. Жили ладом, хорошо. Потом о чём-то застырили промеж собя – это анделы и Бог-то. Бог-то взял и спихнул их с неба. Ну, они полетели вниз, на землю. Кто куда упал, тот таким и доспелся. Новой упал в лес, доспелся лешим, новой в баню – так банник, а другой на дом – тот суседка; на мельницах живут мельники, на гумне и ригах – рижники. В воде опеть же водные черти. А один упал в чан с пивом, баба наживила, ну там хмельник живёт». (Фольклор Приангарья/ Пред. и публ. Запорожца В.В.//Живая старина, №2.2000).

Объединив разные сведения о происхождении банника, можно объяснить характер этого персонажа следующим образом: банник – это дух, Предок, но с течением времени этот персонаж переосмыслялся, и стал в итоге представителем пограничья, порога, места перехода. Вот и не высказывает доброжелательности к людям, страж границы, более всего напоминая Бабу-Ягу, также охраняющую границу и проявляющуюся изредка благожелательную натуру, но в основном – вредоносную.

Стараясь не разгневать сурового охранника, крестьяне пытались договориться с ним, принося ему жертвы. «Когда впервые топят баню, бросают на печь сверху соль. Это, несомненно, жертвоприношение баннику», - писал Д. К. Зеленин. Чаще всего угощали «хозяина» бани куском ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью или ставили блюдце с молоком. Ну, а если требовалось его особое расположение, то приносили в дар чёрную курицу, обязательно задушенную (не зарезанную). Так поступали в центральной части России и в северных районах. А вот крестьяне Сибири, к примеру, и не пытались задобрить банника – здесь он однозначно враждебен человеку.

Часто банника представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. В «Новой Абевеге русских суеверий» мы можем найти следующее описание внешности «банного хозяина»: «Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом… Когда банник видим, то предстаёт чаще всего в страшном обличье: это чёрный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми он душит или «запаривает» парящегося. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); он превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) и даже в веник, уголь (Арх.), банник принимает образы нескольких знакомых мужиков, маленьких человечков, женщины с длинными волосами и чего-то лохматого, а также может быть невидимым. В представлениях сибиряков банник имеет только антропоморфный облик: персонаж никогда не принимает облика животных или неодушевлённых предметов. Голос может быть скрипучим или походить на голос знакомых людей. Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала ΧΧ в. также «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.)». Иногда воплощение банника – камень из каменки или сама каменка.

В поверьях русских крестьян существует банник женского родабанница, байниха, обдериха. «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там ещё хлещутся, парятся, это никто как банница». Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая. Показывается в виде кошки и живёт под полком. Её основная забота – обдирать кожу с нарушителей банных запретов и развешивать её на каменке сушиться. Зашедшему в полночь в баню обдериха настойчиво «давается» замуж и грозит ободрать кожу в случае отказа. Поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига – демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без обережного заговора. Шишига принимает образ знакомой или родственницы и зовёт с собой париться, может запарить до смерти. Ещё один обитатель банного пространства – банная бабушка : дух, мифическое существо, обитающее в бане; «хозяйка» «бани-целительницы и бани-восприемницы», дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Упоминания о ней в материалах ΧΙΧ-ΧΧ вв. немногочисленны. Появление в бане банной бабушки, сверхъестественной знахарки и повитухи, иногда непосредственно связано с родами: она как бы приглядывает за роженицей и ребёнком и обычно доброжелательна к слабым и больным. «Баня парит, баня правит, баня не исправит», - говорили крестьяне.

Упоминаются в рассказах и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра. По распространённым поверьям, банник подкидывает взамен похищенного ребёнка чурку, полено, принимающее человеческий облик. Мать обычно не замечает подмены, долгие годы мучаясь с «ребёнком», который не переставая плачет, просит есть, совершенно не растёт.

По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может быть связан свои местопребыванием и с каменкой – сложенной из больших камней банной печью: «У банника волосы растрёпаны, за каменкой сидит» (Арх.) Обретается он и за каменкой, и в каменке, и под каменкой (во всяком случае, именно оттуда чаще всего раздаётся его голос, вой, хохот и свист). На ней сушит он свою шапку-невидимку, сюда засовывает нарушителя банных запретов, отсюда летят в провинившегося раскалённые камни. Иногда его присутствие обнаруживается в венике, и поэтому в народном фольклоре веник часто изображается живым существом («Маленький, мохнатенький, всех людей перебил, и царю не спустил…» ).

Ещё одним местом пребывания банника в народных верованиях служит порог бани (порог – пограничье Яви и Нави). Повсеместно распространён был запрет: нельзя не только стоять или сидеть на пороге, но даже прикасаться к нему. Однако ж, при некоторых гаданиях в бане девушки, желая получить самое точнее предсказание судьбы, становились именно на порог бани, таким образом оказываясь одновременно в двух мирах, в двух измерениях: одной ногой в Яви, другой – на границе банного пространства, Нави.

Банник – исконный обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ» ). Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку. Вредить по-крупному (обдирать кожу, запаривать до смерти, душить) банник начинает только тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трех смен парящихся. Банник может наказать человека за постройку бани в месте, неугодном баннику, за появление в бане в пьяном виде, за ругань в бане, за поторапливание супруга в бане или из предбанника, за похвальбу и за распущенное поведение. Для наказания нарушителей запретов банник пользуется различными формами расправы: бьёт по плечу, сводит с ума, лишает речи, засовывает головой в каменку, разбрасывает забытые вещи. Ещё банник мог так закрыть дверь, что хоть снаружи топором руби – не откроешь. Козни банника могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат за собой солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили её на крестьянина. Тот лежит ни жив, ни мёртв и читает молитву: «Да воскреснет Бог». А они услышали и ему в ответ: «Да растреснет лоб». Он читает дальше: «Да расточатся враги Его». А они: « Да раскачается осина». И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит – и кожа на нём. Банники пропали. Утром проснулся, глядь – а на нём лежит рогожа» (Новг.)

Вот ещё пример из литературы: «… Вдруг Дуняша вздрогнула от чужого прикосновения к самой ложбинке между крыльями лопаток. Прикосновение было жарким и сухим – будто скребли тихонько скрученным березовым листом с остренькими коготками. Постепенно и толкало к самой каменке. А там, в горящем чреве, блестели тусклым светом чьи-то глаза. Дуняша застонала от надвигающейся неизбежности и попробовала сбросить со спины напиравший берёзовый лист. Только острая боль пронзила её до самой последней жилочки. Она пробовала отбиваться от шарящих по всему телу липких пальцев, но попадала только в пустоту… Вдруг ожил банный ожег, которым так удобно мешать угли в каменке, застучал опалённым концом своим по полу и наискось пересёк дверное пространство. Он метался в нём, не давая просунуть руку и коснуться спасительной границы между жизнью и смертью. Веки налились тяжестью, и разом пропал тусклый свет, струившийся из узкого банного оконца. Дуняша разобрала только, как чьи-то сильные руки сдавили ледяным обручем грудь, ухватили за ноги и поволокли куда-то. Кожа липла к полу и было невыносимо больно, когда отставала она в быстром движении… «Напарилась, девка?» - только и спросил дед Василий. «Ты, знать, напроситься забыла? Кто ж в первый-то жар лезет!? Не любит банный хозяин шибко смелых. Самое ведь его это время. Он тоже грязь с себя должен снять и расправиться. А ты ему помешала».

Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны. Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные «хозяева» очень любят париться и моются в «четвёртый» ли «в третий пар», то есть после трёх или двух смен побывших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте.

Банник поддерживает отношения дружбы и добрососедства с подобными ему мифическими существами. На лёгкий пар к нему не прочь заглянуть овинники, лешие, домовые, именуемые в эпоху двоеверия одним словом – «черти».

Кроме уроков как договориться с банником, в каждом роду из поколения в поколение передавались и «поверенные» средства защиты от не в меру разгулявшегося банного «хозяина». И наилучшей защитой, конечно же, служит строгое соблюдение банных правил. Следующее средство защиты – камень, его бросают в баню. От хорошего удара наотмашь банник может исчезнуть. Спугнуть банника может голос другого человека из-под окошка. Несмотря на то, что христианские обереги (крест, молитва, упоминание Господа) считались крестьянами универсальными средствами против любой нечистой силы, против банника они практически не действуют. По народному убеждению, уж если попал баннику под горячую руку, надо бежать из бани без оглядки и звать на подмогу домового: «Батюшка, выручи!»

Однако банник иногда проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей – хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. В противоборстве человека с враждебными мифическими существами банник всегда банник всегда оказывается на его стороне. «К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: «Укрой меня в ночи, пусти ночевать». – «Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?» - «Ну вот и спасибо». – «Ступай с Богом». На другое утро этот мужик и рассказывает: «Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь я вот его задушу!» Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться. Долго боролись, а всё не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали» (Новг.). «Нет злее банника, нет его добрее» , - говорят крестьяне. «Господин-хозяин, оборони меня!» - просит девица у банника помощи от утопленника. «Обдериха-матушка, спрячь меня!» - кричит девица, за которой гонятся кости. Существенна для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживается в поверьях и рассказах о нём) связана с двойственным восприятием самой бани.

По поверьям Олонецкой губернии, у банного «хозяина» шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что получивший такую шапку мог стать колдуном после Вознесения. В другом варианте необходимо было прийти в баню во время христовой заутрени и, найдя там банника, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать как можно быстрее в церковь. Если успеть добежать прежде, чем банник проснётся, то будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьёт. Ещё в одном поверье нужно было в ночь на Пасху пробраться с горячей свечой в баню, снять со спящего банника шапку и тут же надеть её на себя. Но горе похитителю, если свеча вдруг погаснет – ждёт его мучительная смерть. Отсюда и выражение «погасла жизнь как свеча»… Согласно верованиям крестьян, есть у банника и «беспереводной» целковый. Чтобы получить его, нужно спеленать чёрную кошку и в полночь бросить её в баню с приговором: «На тебе ребёнка, дай мне беспереводной целковый!» Но затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза (Воронеж).

В общем, с банником лучше подружиться, снискать его расположение и париться в бане на здоровье!

Напоследок несколько слов о практической стороне банной процедуры

БАННЫЕ ПРЕМУДРОСТИ. «Банный веник душу тешит да тело нежит»

  • Идеальные дрова для топки – это берёзовые, можно лиственничные (берёзовые лучше, т.к. выделяют меньше угарного газа. В зимнее время хороши дрова дубовые. Для дурного дела топят осиновыми дровами. Общее правило – дрова должны быть хорошо просушены.
  • Если в помещении бани присутствует какой-то посторонний запах, то избавиться от него можно следующим образом: на нагретые камни выплёскивается время от времени небольшие порции горячей воды с добавленными в неё несколькими каплями нашатырного спирта. После этого баню нужно тщательно проветрить.
  • Целебный пар из отваров трав без запаха гари можно получить следующим образом: на раскалённые камни сначала надо плеснуть немного чистой горячей воды, а затем, секунд через 5, подать горячей воды с отваром. Через одну-две минуты повторить.
  • Утолять жажду в бане лучше всего горячим травяным и витаминным чаем, небольшими порциями. Употребление большого количества жидкости даёт серьёзную нагрузку на почки и сердце. Нежелательно употребление крепкого чая, пива. Крепкий алкоголь категорически запрещён. После бани идеально традиционное русское чаепитие: с самоваром, мёдом, баранками, вареньем.
  • Перед заходом в парилку не следует мочить голову и мыться с мылом.
  • Для достижения баланса энергий и Лада лучше, если парильщик и парящийся разнополые (например, муж парит жену и наоборот). Замечательно, когда в баню идут всей семьёй вместе с детьми.
  • Если необходимо удалить тяжёлый, влажный пар в парной, то можно это сделать наплескав холодной воды на пол: пар начнёт конденсироваться на холодном полу и стекать конденсатом по водостоку.
  • Веник из осины срывают и готовят 12 августа, его сушат отдельно от других веников. Им правят любую порчу и гадают на жизнь и смерть.
  • Нельзя приходить в баню на полный желудок, однако ж, и на голодный принимать банные процедуры также нельзя. В идеале – лёгкий перекус (овощи и фрукты) за час перед баней.
  • Рецепт антисептического отвара: измельчить (5-10 мм) отдельно друг от друга мяту, чабрец, шалфей, лист эвкалипта. Смешать в равных частях травы до получения однородной смеси, поместить в эмалированную кастрюлю, залить 1,5 – 2 литра кипятка и варить на огне. Как только смесь закипит, уменьшить нагрев до минимума, закрыть крышкой и томить 1 час. Охладить отвар не снимая крышки, процедить через марлю и разлить по ёмкостям. Хранить в подвале или холодильнике не более полутора месяцев. Обычно его используют первым, до других отваров, для дезинфекции помещения парной и самого парильщика.
  • Рецепт витаминного чая: 20 г сушёных плодов шиповника, 10 г сушёных плодов рябины, 5 г сушёных листьев душицы, 5 г сушёных листьев чабреца, 200 мл. воды. Плоды измельчить, залить кипятком и варить 5 минут, затем добавить душицу и чабрец, настаивать в течение 10 минут. Можно добавить мёд.
  • Липовый веник (особенно «на цвету») прекрасно устраняет головную боль, проводит мягкую «гимнастику» для почек (мочегонный эффект), ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее действие. При простудных заболеваниях ему нет равных! Прекрасный вариант – комбинированный веник липы на цвету и дуба. Заготавливают липу в период цветения, в зените лета – в июне-июле. Во всех случаях заготовки (общее для всех типов веников) ветки для веников срезают с деревьев, расположенных не ближе 1 км от оживлённых автомагистралей и 2-3 км от промышленных зон. Свежесрезанные веточки необходимо в течение часа подвалять в затенённом уголке леса, избегая прямых солнечных лучей. Веточки нельзя перевозить в плотно упакованном состоянии, так как они могу перегреться, что приведёт к осыпанию листьев.

Что взять с собой в баню?

Думаю, эти красивые картинки ярче слов скажут о том, .

Как правильно париться в бане?

  • Разденьтесь в раздевалке, грязное бельё уберите в пакет (вы же взяли чистое бельё). Налейте себе из термоса ягодно-травяной настой, который вы запарили заранее дома, и поставьте кружку в шкафчик остывать.
  • Наденьте шлёпки и шапку на голову.
  • Прежде чем идти в баню рекомендую каждому собрать мыльные принадлежности (шампунь, мыло, маски, мочалки и т.д.) в пакет. Это удобнее - сумку в моечном отделении можно вымочить, а пакет не жалко выбросить.
  • Возьмите с собой в моечное отделение пакет с мыльными принадлежностями, клеёнкой, полотенцем для парной и веник. Обдайте кипятком лавку и постелите клеёнку - здесь вы сможете посидеть и почиститься.
  • Если вы пришли с веником, то возьмите таз, помойте его с мылом и запарьте веник тёплой водой. От горячей воды веник может быстро облететь.
  • Вымойтесь под тёплым душем.
  • Вытритесь.

6. Первый заход:

  • Положите бамбуковую подстилку на нижнюю полку. Температура повышается от пола к потолку, а влажность наоборот. Поэтому через 2 минуты поднимитесь на среднюю полку. Не снимайте тапочек, как некоторые «банщицы» могут делать - избегайте риска подцепить грибок. Для первого раза достаточно 5 минут. Не вставайте резко, чтобы избежать сосудистых спазмов.
  • По выходу облейтесь холодной водой под душем или из тазика. Если вы новичок, то лучше начать с прохладной воды. Если есть бассейн, то после обдавания водой окунитесь и поплавайте несколько минут.
  • Запарьте молотый кофе кипятком и сделайте скраб всего тела и лица.
  • Вытритесь насухо и нанесите мёд на всё тело.
  • Закутайтесь в полотенце и отправляйтесь в комнату отдыха или раздевалку, где не спеша выпейте остывшую чашку ягодно-травяного настоя. Расслабьтесь и посидите 10 минут. Налейте ещё одну кружку остывать для следующего отдыха.

7. Второй заход:

  • Перед заходом в парную смойте мёд с тела тёплой водой.
  • Возьмите в парную оранжевые перчатки (скрабы) для рыбы, и, расстелив большое полотенце на средней полке, ложитесь на спину.
  • Полежите 5 минут, дайте распариться телу.
  • После начните чистить всё тело скрабами, начинай с ног. На первый взгляд скрабы кажутся очень жёсткими, но именно с распаренного тела они лучше всех щёток удаляют роговой слой.
  • Вытрите лицо и нанесите на лицо и тело питательную маску. Я делаю сметану с какао и сухим молоком (1:1:1).

8. Третий заход:

  • Перед заходом в парную смойте маску с тела тёплой водой.
  • Разведите эфирные масла в воде (ковшике или стаканчике).
  • Выйдите и возьмите веник. В парной полейте водой с эфирными маслами камни и веник. Попросите кого-нибудь вас попарить с обеих сторон.
  • По выходу облейтесь холодной водой.
  • Вытрите лицо и нанесите на лицо и тело другую маску на ваш выбор. Я использую домашнее биостимулирующее средство с пантогематогеном.
  • В комнате отдыха снова выпейте кружку настоя и отдохните.

9. Четвертый заход:

  • Перед заходом в парную смойте маску с тела тёплой водой. И помойте голову и всё тело. Сделать это лучше перед последним заходом в парную.
  • Возьмите горький тёмный шоколад и отправляйтесь в парную. Положите ближе к печке шоколадку, чтобы она растаяла.
  • В парной расстелите полотенце, лягте. Прогрейтесь в течение 5 минут.
  • Попросите кого-нибудь вас попарить веником.
  • По выходу облейтесь холодной водой.
  • На ещё влажное лицо и тело нанесите шоколад.
  • В комнате отдыха снова выпейте кружку настоя и отдохните.
  • После отдыха смойте шоколадную маску горячей водой без мыла. Примите контрастный душ: горячая-холодная вода по 15-30 секунд. Достаточно 2-3 подхода. Заканчивайте обязательно холодной.
  • Соберите банные вещи и выходите одеваться в раздевалку.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди