19.03.2019

Феноменальная память. Методы запоминания информации — Станислав Матвеев. Для запоминания четырёх основных островов Японии:
. Станислав МатвеевФеноменальная память: Методы запоминания информации


Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Станислав Матвеев
Феноменальная память: Методы запоминания информации

© Матвеев С., 2012

© Издание, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2013

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2013

Матвеев С.

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Теплым летом 2008 г. я посмотрел документальный фильм о Даниэле Таммете1
Адрес официального сайта: http://www.optimnem.co.uk/. – Здесь и далее прим. ред.

Молодой англичанин производил в уме сложнейшие арифметические действия. Для него не составляло труда, например, возвести число 37 в четвертую степень или же разделить 13 на 97 с точностью до пары десятков цифр после запятой.

Меня это поразило. Я с детства интересовался цифрами и сам мог довольно быстро складывать и умножать, но далеко не в таких масштабах.

Из фильма я узнал, что в марте 2004 г. Даниэль воспроизвел по памяти 22 514 знаков, следующих после запятой в числе π2
Число π (пи) обозначает отношение длины окружности к ее диаметру. Представляет собой бесконечную непериодическую десятичную дробь. π = 3,141592653589793238462643…

Из всех удивительных способностей Даниэля – помимо прочего он полиглот и способен неплохо освоить иностранный язык за одну неделю – эта впечатлила меня больше всего. Я был в шоке: неужели возможно запомнить столько цифр?

В картине говорилось, что Таммет – савант3
Савантами называют людей с отклонениями в развитии (как правило, аутистов), демонстрирующих экстраординарные способности в различных сферах интеллектуальной и творческой деятельности. В частности, саванты отличаются выдающейся памятью.

Чьи сверхспособности проявились еще в детстве в результате тяжелого приступа эпилепсии.

После просмотра той ленты меня в течение нескольких месяцев не оставляла мысль: хорошо бы научиться запоминать множество цифр, как это делает Даниэль. Однако, понимая, что необыкновенные умения Таммета обусловлены не чем иным, как его болезнью, я заинтересовался: а может ли человек с хорошим физическим здоровьем и обычной памятью сам в себе развить такие способности?

Однажды при очередных поисках в Интернете я встретил понятие «мнемотехника». Оказывается, существуют определенные приемы и методики, которые позволяют лучше запоминать информацию. Совокупность этих способов и есть мнемотехника. Данное слово произошло от греческого «мнемоника» (искусство запоминания).

С этого момента я начал постепенно погружаться в изучение различных приемов и методик, совершенствующих память. На первых порах я не возлагал на них особых надежд, не имея очевидных доказательств их действенности.

Но спустя два месяца мне удалось запомнить до 120 знаков числа π, через неделю я довел этот результат до 250, а еще через две недели я уже помнил полтысячи знаков после запятой в числе π.

Тогда-то мне стало ясно, что в этих техниках что-то есть. И я решил исследовать всю доступную информацию по теме развития памяти, а впоследствии и по таким темам, как нейрофизиология, интеллект, головной мозг.

Я изучил, наверное, все хоть как-то относящиеся к теме развития памяти статьи и сайты в русском и зарубежном сегментах Интернета. Параллельно я тренировал свою память, используя самые разные объекты запоминания: стихи, иностранные слова, исторические даты, игральные карты. Получая все новые знания и постоянно упражняясь, я отбрасывал неэффективные техники и тестировал новые.

В 2011 г. я установил рекорд России по воспроизведению знаков после запятой в числе π. Мне удалось запомнить 8332 знака. Это было нелегко, но то, что поначалу казалось фантастикой, стало реальностью. Из человека, который удивляется чудесам, я превратился в того, кто эти чудеса творит.

В этой книге я делюсь самым существенным из приобретенного мной за последние два-три года опыта. Вы познакомитесь с наиболее эффективными техниками запоминания, и они помогут вам совершить квантовый скачок в развитии памяти. Так что перед вами – своего рода практическое руководство по развитию памяти. Каждую технику, каждую методику, о которой я рассказываю, следует не только внимательно изучить, но и применять на практике.

Теоретическая информация сведена в данной книге к минимуму и служит обоснованием приемов запоминания, которым вам предстоит научиться. Я не стремился уделять много внимания научным исследованиям в области изучения памяти, несмотря на то что они вызывают большой интерес. Не хотелось подробно писать и о том, каким образом работает человеческий мозг (как он функционирует, до конца не знают даже ученые), хотя этот вопрос занимает всех, у кого есть голова на плечах. Ведь как ни важны информация и знания, не они, а реальные действия напрямую влияют на нашу жизнь, изменяя ее к лучшему. Я убежден: любой может повторить мое достижение, рекорд Даниэля Таммета или установить новый рекорд в области запоминания.

Действуйте!


Станислав Матвеев

Часть I. Немного о памяти

1. Клетки и сети

Память не сосредоточена в какой-либо определенной части мозга. Наши воспоминания раскиданы по его обоим полушариям. Правда, есть определенные участки мозга, которые отвечают за отдельные функции памяти. Например, мозжечок контролирует двигательную память, миндалина – эмоциональную, а гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную.

В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток – нейронов. У новорожденных их намного больше, но со временем клетки, которые не задействуются, отмирают. Каждая клетка соединена с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе работы нашей памяти: процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых межклеточных контактов.

Прочность и доступность нейронной сети зависят от того, насколько часто она используется. Вот почему, многократно повторяя одно и то же действие, мы добиваемся большей устойчивости нейронных сетей и, соответственно, получаем все более высокие результаты. Кроме того, чем активнее мы тренируемся, тем меньше нейронов требуется раз от разу для выполнения этого действия.

2. Что мешает запоминать и помнить?

Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера. Давайте разберемся, какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать.

Фактор № 1 Неверие в собственные силы

Эта психологический барьер. Большинство людей настолько не верят в свою способность запоминать, что даже не пытаются удержать в памяти новую информацию.

Я проводил небольшой эксперимент со своими друзьями. Писал на листочке 30-значное число и спрашивал: «Сколько времени тебе потребуется для запоминания этого числа?»

И часто получал такие ответы:

«Ты имеешь в виду все эти 30 цифр?»

«Думаю, я никогда не запомню».

«Да на это уйдет полгода!» и т. д.

Самое интересное, что никто из моих товарищей и не попробовал запомнить предложенное число. Почему же люди не верят в себя?



Неверие коренится в негативном опыте. Иногда те, кого однажды подвела память, начинаются сомневаться в себе, и каждый новый провал в памяти укрепляет в них убеждение, будто они безнадежно забывчивы.

Изредка бывает и наоборот: люди довольны своей памятью и не считают нужным ее улучшить. Так или иначе, как бы вы ни хотели развить свою память, одного желания недостаточно. Необходимо действовать: напрягать мозг, заставлять его переваривать «пищу для ума».

Когда вы захотите что-либо запомнить, просто постарайтесь это сделать, приложив соответствующие усилия и поверив в свои возможности. И вы обязательно добьетесь успеха.

Расскажу случай из своей жизни.

До того как я начал интересоваться темой развития памяти, я не очень хорошо запоминал имена. При знакомстве с новыми людьми я почти всякий раз им говорил, что у меня плохая память на имена (тогда я еще думал, что я один такой). И это убеждение работало как самосбывающееся пророчество: в большинстве случаев я имена забывал.

Потом я подумал: даже если мне трудно запомнить, как зовут новых знакомых, зачем говорить, что у меня плохая память на имена? Можно же эту фразу просто не произносить. Я стал обращать больше внимания на самого человека, на его имя и – Аллилуйя! – стал лучше запоминать имена.

Для того, кто тренирует свой мозг, нет ничего невозможного. Impossible is nothing!4
«Невозможное возможно». Слоган рекламной кампании Adidas до марта 2011 г.

Цените свой мозг и свою память. И никогда не говорите: «У меня плохая память!»

Фактор № 2 Отсутствие интереса

Наличие интереса к усвояемой информации играет важную роль в запоминании. Для того чтобы новые сведения отложились в памяти, они должны быть вам интересны. Не думаю, чтобы я открыл Америку, но это фактор, о котором многие забывают.

Запоминание малоинтересной, непонятной или тем более отталкивающей информации – процесс весьма мучительный и неэффективный. Если вам нечем заполнить свой досуг, попробуйте попрактиковаться в запоминании того, что вас совершенно не занимает, и вы увидите, что практически потеряли время.



Чтобы облегчить работу памяти, надо превратить запоминаемую информацию в занимательный и интересный материал. Один из вариантов – обратиться к тому, кто хорошо разбирается в соответствующей тематике. Беседа со специалистом, способным высказываться в яркой и доходчивой форме, поможет вам по-новому воспринять сведения, которые необходимо запомнить.

Недаром так называемые двоечники и троечники любят, когда сложную тему им объясняет отличник. Редко кто надеется на учебник. Информация, полученная в ходе диалога, становится более интересной и доступной для понимания и, следовательно, легче усваивается.

Другой полезный совет я почерпнул из работ Брайана Трейси5
Автор книг и аудио– и видеопрограмм по вопросам развития личности и бизнеса, президент консалтинговой компании Brian Tracy International.

На случай, если нужно выучить что-то тягомотное и невразумительное, Трейси рекомендовал тщательно изучить тему. Когда прояснятся все вопросы, включая нюансы, возникнет и интерес. Вы увлечетесь, и тогда запоминание пойдет быстрее.

Именно этим советом я воспользовался в институте при сдаче «Теоретической механики». Я погрузился в ее дебри на шесть дней во время сессии, и результат был налицо. Мне открылись новые грани этой сложной науки, и ее усвоение в конце концов оказалось совсем не бесперспективным и унылым занятием.

Если информация, которую вы хотите запомнить, представляется вам скучной или непонятной, вы должны сами позаботиться о том, чтобы она стала удобоваримой!

Фактор № 3 Неиспользование усвоенной информации

Согласно различным оценкам, люди забывают до 80 % информации, полученной за последние 24 часа.

Однако есть выход. Вы можете значительно снизить этот показатель, многократно воспроизводя заученную информацию и применяя ее в самых различных жизненных ситуациях.



На самом деле человек помнит практически все – но только на уровне подсознания. Осознанно он способен задействовать лишь незначительную часть того, что хранится в его памяти. Повторение повышает вероятность осознанного вспоминания. Другими словами, повторение обеспечивает более высокий уровень запоминания.

Предлагаю вам несколько способов, которые позволят превратить повторение заученной информации в живое и полезное дело.

Это, наверное, самый простой и наиболее часто применяемый способ. Он хорош еще и тем, что дает возможность глубже вникнуть в предмет разговора. Как в анекдоте: «пока объяснял, сам все понял».

2. Запишите своими словами то, что запомнили.

Этот способ предполагает элементарный пересказ в письменной форме. Его преимущества в том, что моторика рук и визуальное восприятие облегчают запоминание.

3. Напишите статью на основе усвоенного материала.

Статья – дело серьезное! Надо не только пересказать, но и, возможно, проанализировать усвоенную информацию. Это сложная задача, но не исключено, что статья впоследствии сослужит вам добрую службу в профессиональной и творческой судьбе.

4. Попробуйте мысленно донести информацию до 5-летнего ребенка.

На этот раз придется изъясняться просто и ясно. Чтобы воображаемый малыш вас понял, ищите яркие определения и сравнения и стремитесь облекать одну и ту же мысль в самые разные формы.


Используйте эти приемы, чтобы закрепить приобретенные знания!

Фактор № 4 Неправильное питание

Неправильное питание влияет на весь человеческий организм, включая и его центральный орган управления – мозг.



Для того чтобы клетки мозга хорошо работали, им нужно соответствующее питание. Но часто мы об этом забываем, к тому же вред, который причиняет мозгу ненадлежащая пища, не сразу ощутим.

Между тем дефицит необходимых микроэлементов замедляет процессы передачи электрохимических импульсов от одной клетки к другой. В результате мы начинаем страдать от таких симптомов, как плохое самочувствие, упадок сил, невнимательность, ослабление памяти, замедленные реакции. Поэтому необходимо уделять больше внимания тому, что вы едите.

Старайтесь, чтобы в вашу пищу в достаточном количестве входили магний, цинк, селен, хром, витамины B2, B6 и B12, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3 и Омега-6. Они содержатся в таких продуктах питания, как цельнозерновые изделия, зеленые яблоки, орехи, клубника, помидоры, виноград, черная смородина, брокколи, шпинат, тыквенные семечки, рыба (лосось, скумбрия, сардина, сельдь), оливковое масло.

Фактор № 5 Употребление алкоголя и курение

Алкоголь нарушает происходящие в мозгу процессы, в результате чего нервные клетки перестают получать кислород. Они отмирают и с помощью специальной жидкости (поступление в мозг именно этой жидкости и вызывает головные боли с похмелья) выводятся из организма с мочой.

Профессор Жданов6
Владимир Георгиевич Жданов, профессор Сибирского гуманитарно-экологического института, президент Международной ассоциации психоаналитиков, один из учредителей Международной академии трезвости.

В одной из своих лекций о вреде алкоголя сказал: «Алкоголь приводит к тому, что мозги мы спускаем в унитаз».

По разным оценкам, только один грамм алкоголя убивает около 200 нейронов, там самым ухудшая память. А одна пол-литровая бутылка пива уничтожает более 5000 нейронов. Как обнаружили датские ученые в 80-х годах прошлого века, четыре года умеренного потребления алкоголя 85 % случаев приводит к уменьшению объема мозга.

Я алкоголь не употребляю вообще, даже «по праздникам». И пусть небольшие дозы хорошего вина полезны для здоровья (это показывают некоторые исследования), мозгу вино наносит один лишь вред.



Никотин, как известно, нарушает мозговое кровообращение, что в свою очередь чревато ухудшением памяти. Курить я никогда не пробовал (разве что кальян, от которого впоследствии отказался), табачный дым переношу с трудом. Считаю, что, если ты живешь по-настоящему насыщенной жизнью, не нужны ни алкоголь, ни табак, ни какие-либо другие средства, изменяющие сознание.

Постарайтесь свести употребление этих наркотиков к минимуму, а лучше вообще от них отказаться. Мощный скачок в развитии интеллектуальных способностей возможен только тогда, когда мозг и организм в целом хорошо функционируют.

Фактор № 6 Плохой сон

Недосыпание способно обернуться недостаточной ясностью мышления, замедлением мыслительных процессов, ослаблением внимания и концентрации. Это означает, что плохой сон часто может служить причиной ухудшения памяти.

Как считают американские ученые, сон предназначен в первую очередь для того, чтобы дать возможность мозгу обработать и «складировать» полученную ранее информацию. Поэтому продолжительность сна должна зависеть от объема этой информации: чем больше узнал, тем дольше спишь. Чем дольше спишь, тем больше помнишь.

Таким образом, сон помогает мозгу навести порядок в памяти и укрепить ее для того, чтобы она работала с большей производительностью в часы нашего бодрствования.

Вот что вы можете сделать для улучшения сна:

1) снизить потребление сахара и кофеина;

2) избегать чрезмерного употребления алкоголя;

3) уменьшить яркость монитора вашего компьютера, а также освещения в помещении, где вы находитесь;

4) отдыхать днем для снятия усталости и улучшения настроения.



Со временем вы убедитесь в том, что полноценный сон благотворно сказывается на памяти.

Все вышеперечисленные факторы представляют собой непреодолимую преграду на пути развития памяти. Ее необходимо устранить – это самый первый и самый важный шаг к тому, чтобы раскрыть огромный потенциал вашего мозга.

Мало того, осознание пагубности этих факторов и их устранение высвободят мощную энергию, которую вы сможете направить на достижение поставленной цели. Чем быстрее вы избавитесь от каждого из препятствий, тем раньше начнете замечать прогресс в запоминании.

Это легко. Если только не сидеть сложа руки!

3. Мифы о памяти

Измышлений о памяти, так же как и о многих других явлениях, существует множество.

Почему так происходит?

Под влиянием нечестного маркетинга и неверных идей формируется большое количество теорий, которые полностью или практически полностью опровергаются на практике. Отсутствие практического опыта порождает массу заблуждений. И всегда найдутся те, кто верит безосновательным утверждениям доктринеров. Если люди не осознают, почему они плохо запоминают имена и числа, многие будут покупать таблетки, якобы улучшающие память. Когда есть спрос – есть предложение!

Тот, кто решил развить свою память, должен знать, какие из общепринятых представлений о памяти на самом деле не более чем миф.

Миф № 1 Существуют пределы памяти

Как я уже говорил, в памяти человека хранится практически весь его опыт, но вспоминается лишь очень малая часть.



На сегодняшний день нет доказательств того, что память безгранична. Вместе с тем попытки нейрофизиологов найти границы памяти тоже не увенчались успехом.

В ходе эксперимента, проведенного в Канаде, испытуемым давали увидеть более 10 000 фотографий людей в течение нескольких дней. После этого им показали те же фотографии, но уже вперемешку с новыми снимками. Узнаваемость изображений составила 85–90 %. Эти результаты говорят о том, что человеческая память обладает колоссальной вместимостью.

Вы можете и сами убедиться в этом.

Каждый день в течение двух месяцев записывайте по два самых важных события минувшего дня. Вкратце расскажите о событии как таковом и зафиксируйте его участников и время.

Через пару месяцев просмотрите свои записи. Вы будете удивлены тем, как много, оказывается, вы помните.

Или же начните по порядку извлекать воспоминания из памяти, и вы одно за другим вытянете из нее множество таких событий, о которых вы вроде бы уже и думать забыли.

Так что не стоит беспокоиться по поводу того, что ваша память когда-нибудь исчерпается. Это всего лишь миф.

Миф № 2 Возраст влияет на память

Многие люди считают, что, после того как им исполнится 40 лет, нет смысла развивать память, так как ее ухудшение неизбежно. Такое убеждение только оправдывает их бездействие.

На самом деле это далеко не так. Более того, если начиная со среднего возраста вы не будете заставлять свой мозг напрягаться, возрастет вероятность снижения умственной деятельности.

Безусловно, возрастное ослабление внимания – это реальность. Но оно отнюдь не означает полной деградации памяти, просто скорость запоминания и уровень концентрации внимания ниже в возрасте 60–80 лет, чем в 20–30 лет.



Чтобы избежать возрастных изменений, надо постоянно держать мозг в форме. А если вы сможете устранить все вредоносные факторы и пользоваться техниками эффективного запоминания, не исключено, что ваша память с годами будет только крепнуть. Вот почему развитие памяти и занятия мнемотехникой очень важны в любом возрасте.

Миф № 3 Лекарства способны улучшить память

Многие люди думают, что лекарственные препараты могут сыграть важную роль в укреплении памяти.

Очевидно, однако, что употребление таблеток не поможет с первого взгляда запоминать номера телефонов или целые страницы текста. Иначе бы люди вообще перестали жаловаться на проблемы с памятью. Но раз этого не происходит, логично предположить, что не так уж все и радужно?



Дело в том, что медикаменты оказывают на память лишь косвенное воздействие, а непосредственно влияют только на происходящие в голове процессы – кровообращение, связь между нейронами, обмен веществ в клетках и пр. Например, глицин, гинкго билоба, фенотропил положительно действуют на мозг, но напрямую не влияют на память. Большинство препаратов, применяемых для укрепления памяти, являются психотропными, а не мнемотропными.

Поэтому не стоит надеяться на то, что трехмесячный курс приема лекарств снабдит вас острой и надежной памятью. Чем пить различные препараты и уповать на их помощь, лучше помогите себе сами!

Миф № 4 Мы используем мозг на 10%

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что в интеллектуальной деятельности человека задействована только часть мозга – от 3 до 10 % нервных клеток.

Но давайте задумаемся:

1) если бы 90 % нервных клеток нашего мозга действительно не использовались, мозг не был бы столь уязвим. Между тем повреждение практически любой области мозга чревато потерей каких-либо способностей и функций. Даже небольшие повреждения способны нанести серьезный удар по нашему ментальному здоровью;

2) мозг потребляет 20 % всей энергии, поступающей в тело. С точки зрения эволюции было бы невыгодно иметь орган, который потребляет такое количество энергии, но сам используется только на 10 %;



3) клетки мозга, которые длительное время не работают, дегенерируют. Если бы 90 % из них и вправду бездействовали, это не могло бы ускользнуть от внимания патологоанатомов.

На самом деле нужно оперировать не количественными категориями (процент задействованных клеток), а качественными (как используется мозг). Надо просто-напросто спросить себя: «Как добиться эффективного использования мозга?»

Задавая правильные вопросы, вы будете получать правильные ответы.

А на вопрос «Сколько нервных клеток мозга использует человек?» есть только один верный ответ: столько, сколько нужно для решения определенной задачи!

Станислав Матвеев

Приветствую Вас!

Меня зовут Станислав Матвеев.

Я - эксперт по развитию памяти и эффективному

обучению. Рекордсмен 2011 года по

запоминанию, воспроизвел по памяти 8332

В данном руководстве представлены основные

виды методик и техник, с помощью которых

можно гораздо лучше запоминать информацию.

Данная брошюра особенна будет полезна

людям ранее незнакомым с техниками

запоминания или имеющим о них слабое

представление. Возможно, даже те, кто

используют в повседневной жизни техники запоминания, найдут для себя

полезные знания.

Так же приглашаю посетить мой проект – zapomnivse.com. На нём вы

сможете найти больше полезных материалов по развитию памяти и других

интеллектуальных навыков.

Желаю успехов в освоении техник запоминания!

С уважением,

Станислав Матвеев

Станислав Матвеев

h#p://zapomnivse.com

Техника АКРОНИМ

Акроним - вид аббревиатуры, образованной начальными звуками (НАТО, вуз, НАСА, ТАСС). Фактически, акроним представляет собой слово, являющееся сокращением, которое можно произнести слитно (в

отличие от аббревиатуры, которую произносят «по буквам», например: КГБ – «ка-гэ-бэ»).

Как запомнить цвета радуги

Акронимы

БАМ - Байкало-Амурская магистраль

ВУЗ - высшее учебное заведение

комсомол - ком мунистический со юз мол одёжи

НАТО - Организация Североатлантического договора (N orth A tlantic T reaty O rganization )

РАН - Российская академия наук

БАК - Большой адронный коллайдер

Акростихи

Классификация в биологии.

Ц арский т ерем к то о ткроет, с разу р ыцарем в ернется.

Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид

Цвета радуги.

К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан.

Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый

Атмосфера. (от нижнего слоя)


С тарые м едведи и грают э тюды.

Стратосфера, мезосфера, ионосфера, экосфера

Слово «лазер» - это акроним. Расшифровывается, как 


Усиление Света путем Вынужденной Эмиссии Излучения 


(L) light (A) amplification (S) stimulated by the (E) emission of (R) radiation Станислав Матвеев

h#p://zapomnivse.com

Техника МНЕМОФРАЗА

Мнемофраза – искусственно придуманная фраза, которая помогает быстрее запомнить определенную

информацию. Чаще всего используется школьниками и студентами для запоминания правил, исключений, констант, формул.

Как запомнить правила

Русский язык

Уж замуж невтерпёж - для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» - для запоминания слов с ы после ц

Надеваю одежду, одеваю - Надежду - употребление «одевать» и «надевать».

Горению творца поклоняйся - употребление корней «гар»-«гор», «твар»-«твор» и «клан»-«клон».

ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ? - глухие согласные

Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа! - звонкие согласные

И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу - падежи русского языка

Физика

Три закона Ньютона:

не пнёшь - не полетит

как пнёшь, так и полетит

как пнёшь, так и получишь

Геометрия

Биссектриса - это крыса (бегает по углам и делит их пополам)

Медиана - это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам)

Алгебра

Римские цифры: Мы (M) Дарим (D) Сочные (C) Лимоны (L), Хватит (X) Всем (V) И (I) ещё останется.

Запомните это важное правило из химии: кислоту добавляем в воду.


«Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!» или «Чай с лимоном»

(здесь нужно представить, как в чай вы кладёте дольку лимона) Станислав Матвеев

h#p://zapomnivse.com

Техника МНЕМОСТИХ

Мнемостих – искусственно придуманный стих, который помогает легче запоминать определенную

информацию. Техника похожа на мнемофразу. Если их сравнивать, то мнемостих сложнее придумать, но с

ним легче запоминать.

Как запомнить число Пи

Пи (число) – 3,1415926…

Нужно только постараться

И запомнить всё, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

E (число) – 2,718281828459…

Длины слов кодируют первые цифры числа:

Мы порхали и блистали,

но застряли в перевале:

Глаголы

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть.

Вы запомните, друзья.

Их на -Е спрягать нельзя.»

Для запоминания четырёх основных островов Японии:


«Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю! За твою Сикоку я тебя Кюсю»

Станислав Матвеев

h#p://zapomnivse.com

Техника НЕОБЫЧНАЯ БУКВА

Необычная буква – приём, который используется для запоминания ударений, правописаний слов и

иногда формул. Суть техники в яркой визуализации элемента информации (буквы, знака в формуле) для

его лучшего запоминания.

Как запомнить ударения в словах

Представляем слово, в котором мы хотим запомнить правильное ударение, словно оно написано на

доске. Выделяем вниманием букву, в которой на слове нужно ставить ударение, и визуализируем её

необычными способами (огненная, ледяная, большая, металлическая, кирпичная, мокрая, красная, желтая

Пример

Ломо ть – представляем вторую букву «О», горящую огнем.

О бнял – буква «О» большая и кирпичная.

Станислав Матвеев

Феноменальная память: Методы запоминания информации

© Матвеев С., 2012

© Издание, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2013

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2013

Матвеев С.

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Теплым летом 2008 г. я посмотрел документальный фильм о Даниэле Таммете. Молодой англичанин производил в уме сложнейшие арифметические действия. Для него не составляло труда, например, возвести число 37 в четвертую степень или же разделить 13 на 97 с точностью до пары десятков цифр после запятой.

Меня это поразило. Я с детства интересовался цифрами и сам мог довольно быстро складывать и умножать, но далеко не в таких масштабах.

Из фильма я узнал, что в марте 2004 г. Даниэль воспроизвел по памяти 22 514 знаков, следующих после запятой в числе π. Из всех удивительных способностей Даниэля – помимо прочего он полиглот и способен неплохо освоить иностранный язык за одну неделю – эта впечатлила меня больше всего. Я был в шоке: неужели возможно запомнить столько цифр?

В картине говорилось, что Таммет – савант, чьи сверхспособности проявились еще в детстве в результате тяжелого приступа эпилепсии.

После просмотра той ленты меня в течение нескольких месяцев не оставляла мысль: хорошо бы научиться запоминать множество цифр, как это делает Даниэль. Однако, понимая, что необыкновенные умения Таммета обусловлены не чем иным, как его болезнью, я заинтересовался: а может ли человек с хорошим физическим здоровьем и обычной памятью сам в себе развить такие способности?

Однажды при очередных поисках в Интернете я встретил понятие «мнемотехника». Оказывается, существуют определенные приемы и методики, которые позволяют лучше запоминать информацию. Совокупность этих способов и есть мнемотехника. Данное слово произошло от греческого «мнемоника» (искусство запоминания).

С этого момента я начал постепенно погружаться в изучение различных приемов и методик, совершенствующих память. На первых порах я не возлагал на них особых надежд, не имея очевидных доказательств их действенности.

Но спустя два месяца мне удалось запомнить до 120 знаков числа π, через неделю я довел этот результат до 250, а еще через две недели я уже помнил полтысячи знаков после запятой в числе π.

Тогда-то мне стало ясно, что в этих техниках что-то есть. И я решил исследовать всю доступную информацию по теме развития памяти, а впоследствии и по таким темам, как нейрофизиология, интеллект, головной мозг.

Я изучил, наверное, все хоть как-то относящиеся к теме развития памяти статьи и сайты в русском и зарубежном сегментах Интернета. Параллельно я тренировал свою память, используя самые разные объекты запоминания: стихи, иностранные слова, исторические даты, игральные карты. Получая все новые знания и постоянно упражняясь, я отбрасывал неэффективные техники и тестировал новые.

В 2011 г. я установил рекорд России по воспроизведению знаков после запятой в числе π. Мне удалось запомнить 8332 знака. Это было нелегко, но то, что поначалу казалось фантастикой, стало реальностью. Из человека, который удивляется чудесам, я превратился в того, кто эти чудеса творит.

В этой книге я делюсь самым существенным из приобретенного мной за последние два-три года опыта. Вы познакомитесь с наиболее эффективными техниками запоминания, и они помогут вам совершить квантовый скачок в развитии памяти. Так что перед вами – своего рода практическое руководство по развитию памяти. Каждую технику, каждую методику, о которой я рассказываю, следует не только внимательно изучить, но и применять на практике.

Теоретическая информация сведена в данной книге к минимуму и служит обоснованием приемов запоминания, которым вам предстоит научиться. Я не стремился уделять много внимания научным исследованиям в области изучения памяти, несмотря на то что они вызывают большой интерес. Не хотелось подробно писать и о том, каким образом работает человеческий мозг (как он функционирует, до конца не знают даже ученые), хотя этот вопрос занимает всех, у кого есть голова на плечах. Ведь как ни важны информация и знания, не они, а реальные действия напрямую влияют на нашу жизнь, изменяя ее к лучшему. Я убежден: любой может повторить мое достижение, рекорд Даниэля Таммета или установить новый рекорд в области запоминания.

Действуйте!


Станислав Матвеев

Часть I. Немного о памяти

1. Клетки и сети

Память не сосредоточена в какой-либо определенной части мозга. Наши воспоминания раскиданы по его обоим полушариям. Правда, есть определенные участки мозга, которые отвечают за отдельные функции памяти. Например, мозжечок контролирует двигательную память, миндалина – эмоциональную, а гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную.

В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток – нейронов. У новорожденных их намного больше, но со временем клетки, которые не задействуются, отмирают. Каждая клетка соединена с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе работы нашей памяти: процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых межклеточных контактов.

Прочность и доступность нейронной сети зависят от того, насколько часто она используется. Вот почему, многократно повторяя одно и то же действие, мы добиваемся большей устойчивости нейронных сетей и, соответственно, получаем все более высокие результаты. Кроме того, чем активнее мы тренируемся, тем меньше нейронов требуется раз от разу для выполнения этого действия.

2. Что мешает запоминать и помнить?

Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера. Давайте разберемся, какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать.

Фактор № 1 Неверие в собственные силы

Эта психологический барьер. Большинство людей настолько не верят в свою способность запоминать, что даже не пытаются удержать в памяти новую информацию.

Я проводил небольшой эксперимент со своими друзьями. Писал на листочке 30-значное число и спрашивал: «Сколько времени тебе потребуется для запоминания этого числа?»

И часто получал такие ответы:

«Ты имеешь в виду все эти 30 цифр?»

«Думаю, я никогда не запомню».

«Да на это уйдет полгода!» и т. д.

Самое интересное, что никто из моих товарищей и не попробовал запомнить предложенное число. Почему же люди не верят в себя?

Неверие коренится в негативном опыте. Иногда те, кого однажды подвела память, начинаются сомневаться в себе, и каждый новый провал в памяти укрепляет в них убеждение, будто они безнадежно забывчивы.

Изредка бывает и наоборот: люди довольны своей памятью и не считают нужным ее улучшить. Так или иначе, как бы вы ни хотели развить свою память, одного желания недостаточно. Необходимо действовать: напрягать мозг, заставлять его переваривать «пищу для ума».

Когда вы захотите что-либо запомнить, просто постарайтесь это сделать, приложив соответствующие усилия и поверив в свои возможности. И вы обязательно добьетесь успеха.

Расскажу случай из своей жизни.

До того как я начал интересоваться темой развития памяти, я не очень хорошо запоминал имена. При знакомстве с новыми людьми я почти всякий раз им говорил, что у меня плохая память на имена (тогда я еще думал, что я один такой). И это убеждение работало как самосбывающееся пророчество: в большинстве случаев я имена забывал.

Потом я подумал: даже если мне трудно запомнить, как зовут новых знакомых, зачем говорить, что у меня плохая память на имена? Можно же эту фразу просто не произносить. Я стал обращать больше внимания на самого человека, на его имя и – Аллилуйя! – стал лучше запоминать имена.

Для того, кто тренирует свой мозг, нет ничего невозможного. Impossible is nothing! Цените свой мозг и свою память. И никогда не говорите: «У меня плохая память!»

Фактор № 2 Отсутствие интереса

Наличие интереса к усвояемой информации играет важную роль в запоминании. Для того чтобы новые сведения отложились в памяти, они должны быть вам интересны. Не думаю, чтобы я открыл Америку, но это фактор, о котором многие забывают.

Запоминание малоинтересной, непонятной или тем более отталкивающей информации – процесс весьма мучительный и неэффективный. Если вам нечем заполнить свой досуг, попробуйте попрактиковаться в запоминании того, что вас совершенно не занимает, и вы увидите, что практически потеряли время.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Матвеев, Станислав Сергеевич (род. 7 августа 1990, Чебоксары) - российский эксперт в области развития памяти, тренер, предприниматель. Автор книги "Феноменальная память". Используя мнемотехнику, 17 мая 2011 года воспроизвёл по памяти 8332 знака после запятой числа пи и вошёл в книгу рекордов России .

Библиография

  • Станислав Матвеев. Феноменальная память: Методы запоминания информации. - М .: Альпина Паблишер , 2015. - 153 с. - (4-е изд.). - ISBN 978-5-9614-4883-2 .

Напишите отзыв о статье "Матвеев, Станислав Сергеевич"

Ссылки

  • - официальный сайт Станислава Матвеева
  • Ролик рекорда на

Примечания

К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Матвеев, Станислав Сергеевич

Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди