25.04.2019

Где каин и авель нашли жен. Откуда взялись жены у детей Адама и Евы 


Библия не сообщает конкретно, кем была жена Каина. Единственным возможным ответом является, что жена Каина была его сестрой или племянницей. В Библии не указан возраст Каина в момент убийства Авеля (Бытие 4:8). А так как они оба возделывали землю, то, скорее всего, уже были взрослыми мужчинами и, возможно, имели собственные семьи.

Адам и Ева имели и других детей кроме Каина и Авеля.

Тот факт, что после убийства Авеля Каин опасался за свою жизнь, указывает, что в это время были и другие дети, а может даже и внуки Адама и Евы.

  1. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Таким образом, жена Каина была дочерью или внучкой Адама.

  1. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Поскольку Адам и Ева были первыми (и единственными) людьми, то их детям приходилось вступать в брак друг с другом. Бог запретил внутрисемейные браки значительно позже, когда людей было достаточно для того, чтобы устранить потребность в таких браках.

  1. Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.
  2. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
  3. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
  4. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
  5. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
  6. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу , не открывай наготы ее.
  7. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
  8. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
  9. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.
  10. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.
  11. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
  12. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.
  13. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

Кровосмешение людей с похожей генетикой часто приводит к генетическим отклонениям у их потомков. Вероятность генетических отклонений повышается, если отец и мать имеют одинаковые генетические проблемы (например, брат и сестра). У супругов из разных семей возможность совпадения генетических дефектов минимальна. На протяжении веков человеческий генетический код стал чрезвычайно «загрязненным», ведь генетические дефекты накоплялись, видоизменялись и передавались от поколения к поколению. Так как Адам и Ева не имели генетических дефектов, это позволило им и первым поколениям их потомков владеть намного лучшим здоровьем, чем мы имеем зараз. Дети Адама и Евы, если даже и имели генетические дефекты, то очень незначительные, то есть, внутрисемейные браки были безопасными для них. Нам трудно представить, что жена Каина была его сестрой, но сначала, так как Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, у второго поколения людей просто не было другого выбора, как только вступать в брак с братьями и сестрами.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления – каинитов и сифитов, подробно перечисляя их родословную (книга Бытия, стихи 4:17, 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного потопа, таким образом к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош - человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснять, кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы

Согласно каноническому ветхозаветному тексту, только после изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы начали рождаться дети. Но утверждение, что способность к размножению стала следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, она называлась лишь словом «жена». Адам нарек ее Евой (евр. Хавва - жизнь,), и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель стал пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного – первых людей (Адама и Евы) - во множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь: Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину, во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: “Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его”. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру».

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен и человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и в цивилизованных странах такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась бы выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой-близнецом, либо же с сестрой-близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин, пожелав жениться на ней, пошел на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются точки зрения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событии в становлении человечества – переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина, скорее всего, также женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, тоже мог жениться на одной из своих сестер - Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия: «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета – мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин, и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические экзегеты видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии трактования, которой придерживаются большинство отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми - потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, представляется вполне допустимым.

Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления - каинитов и сифитов - подробно перечисляя их родословную (смотри книгу Бытия, стих 4:17 - 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного Потопа, к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош, человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснить кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы Согласно каноническому ветхозаветному тексту, дети у Адама и Евы начали рождаться только после изгнания их из сада Эдемского. Но утверждение, что способность к размножению стало следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу, словом «жена». Адам нарек ей имя Ева (евр. Хавва, жизнь,) и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного - первых людей (Адам и Ева), в множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь - Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: „Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его“. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру.»

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен, и между тем человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и среди очень цивилизованных стран такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре, Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой близнецом, либо же с сестрой близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин пожелав жениться на ней, решился на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются мнения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына, Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событие в становлении человечества - переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина скорее всего так же женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, так же мог жениться на одной из своих сестер. Так, Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.»

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия. «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета - мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют Ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические толкователи видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии толкования, которой придерживаются большинство Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, может быть вполне допустимо.

Была ли она женой, о которой всех больше говорили за всю историю?

Мы даже не знаем имени жени Каина, но она обсуждалась на процессе Скоупс, упоминалась в кинокартинах “Наследуйте ветер” и “Контакт” и не сходила с языков во многих странах по всему свету в течение столетий.

Скептически настроенные по отношению к Библии люди не раз использовали вопрос о жене Каина пытаясь дискредитировать книгу Бытия как подлинную историческую запись. К большому сожалению, большинство христиан так и не смогли дать адекватный ответ на этот вопрос. В результате, мир часто видит их неспособными защитить Писание как авторитетный источник и, таким образом, Христианскую веру.

Например, на историческом процессе Скоупс 1925 года в Теннеси, Вильям Дженнингс Брайан - истец, выступающий за христианскую веру, не смог ответить на вопрос о жене Каина , заданный юристом Клоренс Дарроу. Рассмотрите следующую выдержку из записи допроса Брайана:

В - Открыли ли Вы, где Каин нашёл свою жену ?

О - Нет, я оставил это для агностиков.

В - Вы так и не нашли ответа?

О - Я никогда не пытался его найти.

В - Вы никогда не пытались его найти?

В - В Библии написано, что Каин нашёл жену, не правда ли? Были ли другие люди на Земле в то время?

О - Я не могу сказать.

В - Вы не можете сказать. Принимали ли Вы это когда-нибудь в своё рассмотрение?

О- Это меня никогда не волновало.

В - Каин нашёл себе жену, и ни о ком другом записей не было.

О - Так говорится в Библии.

В - И откуда взялась Вы не знаете.

Мировая пресса широко освещала этот процесс, и то, что было услышано, отложило отпечаток на христианстве до сегодняшнего дня - христиане не могут защитить Библию!

В настоящее время тот же пример был приведён Карлом Саганом в его книге “Контакт” (которая была в списке бестселлеров Нью Йорк Таймс) и использовался в одноимённом фильме, поставленном по этой книге. В книге мы читаем описание того, как выдуманный персонаж Элли не могла получить ответы на свои вопросы от жены священника, которая являлась руководителем дискуссионной группы в церкви:

«Элли никогда прежде не читала Библию всерьёз... Поэтому за выходные, предшествующие первому занятию, она прочитала, пытаясь быть объективной, то, что казалось наиболее важной частью Ветхого Завета. Она сразу заметила, что там было два разных, взаимно противоречащих друг другу рассказа Творения... и не смогла разобраться точно, на ком же женился Каин».

Саган умно поставил обычные вопросы (включая вопрос о жене Каина ), которые часто задаются христианам в попытке предположительно “доказать”, что Библия полна противоречий и не может быть защищена. Правда такова, возможно, что большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! Однако ответы ЕСТЬ .\! Но в силу того, что в церквях недостает учений апологетов, особенно по отношению скептиков к книге Бытия, большинство верующих в церкви не способны быть “...готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.” (Первое послание Петра 3:15)

Почему это важно?

Многие утверждают, что Каин мог найти себе жену лишь при условии, что на Земле при_ сутствовали другие “расы” людей, которые по своему происхождению не являлись потомками Адама и Евы. Для многих людей этот вопрос является камнем преткновения в принятии книги Бытия и записи о том, что в начале истории на Земле были только один мужчина и одна женщина. Сторонники Евангелия должны быть способны доказать, что все человеческие создания являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) - так как только потомки Адама и Евы могут быть спасены. Таким образом, верующим необходимо рассматривать вопрос о жене Каина и ясно показывать, что она была потомком Адама и Евы.

Чтение Библии:

Книга Бытия 4:1 - Книга Бытия 5:5 Один из наиболее часто задаваемых вопросов: “Где Каин нашёл свою жену?” Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам сначала нужно обратиться к первоисточнику - информации, касающейся значения Евангелия.

Первый человек

“Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили” (Послание к Римлянам 5:12).

Мы читаем в 1 Послании к Коринфянам 15:45, что Адам был “первым человеком”. Бог не начал с создания целой “расы” людей. Библия ясно говорит, что ТОЛЬКО потомки Адама могут быть спасены. В главе 5 Послания к Римлянам читаем, что мы грешим, потому что Адам согрешил. Наказание смертью, которое получил Адам за своё непослушание, перешло на всех его потомков.

Адам был главой человечества, поэтому когда он “пал”, мы, его потомки тоже “пали”. Таким образом, мы все отделены от Бога. Конечным результатом греха было бы вечное отделение нас от Бога в нашем грешном состоянии. Однако радостно осознавать, что для нас есть путь возвращения к Богу!

Человек принёс в мир грех и смерть, поэтому всему человечеству, а это все потомки Адама, был нужен безгрешный Человек, который мог бы искупить наказание за грех и вытекающую отсюда смерть Однако Библия указывает,что “все согрешили” (Послание к Римлянам 3:23). Каково же было разрешение этого вопроса?

Последний Адам.

Бог позаботился о пути нашего спасения из потерянного состояния. Павел объясняет в 1 Послании к Коринфянам, что Бог послал другого Адама! Сын Бога стал совершенным человеком, но в то же время нашим родственником! Он назван “последним Адамом” (1 Послание к Коринфянам 15:45), потому что он занял место первого Адама. Он стал новым главой, и так как был безгрешен, смог заплатить наказание за грех: “Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Коринфянам 15:21, 22). Христос принял смерть (наказание за грех) на Кресте, пролив свою кровь (без пролития крови не бывает прощения - Послание к Евреям 9:22), чтобы все те, кто доверились Ему в этом, раскаялись в своих грехах непослушания (в Адаме) и были воссоединены с Богом. Таким образом, только потомки Адама могут быть спасены.

Все являются родственниками

Согласно Библии, все люди - грешники, и мы все родственники (Деяния 17:26: От одной крови Он произвёл род человеческий для обитания по всему лицу земли), Евангелие понятно лишь на основе того, что все люди живущие и когда-либо жившие (за исключением первой женщины) - являются потомками первого мужчины - Адама. Если бы это не являлость правдой, то Евангелие невозможно бы было объяснить или защитить.

Таким образом, вначале был только один человек, - созданный из праха земного(Книга Бытия 2:7). Это также значит, что жена Каина была потомком Адама. Она не могла произойти от другой “расы” людей и поэтому была одним из потомков Адама.

Первая женщина

В Книге Бытия 3:20 читаем: “И нарёк Адам имя жене своей - Ева, ибо она стала матерью всех живущих”. Другими словами, все люди, кроме Адама, - потомки Евы, она была первой женщиной.

Ева была сотворена из ребра Адама (книга Бытия что 3:21-24), это было уникальное явление. В Новом Завете Иисус (Евангелие от Матфея 19:4-6) и Павел (Послание к Ефесянам 5:31) используют это историческое и единовременное событие как основание для брака между одним мужчиной и одной женщиной.

Также в Бытие 2:20 говорится, что когда Адам посмотрел на животных, он не мог найти себе помощника, подобного ему. Всё это делает весьма очевидным тот факт, что с самого начала присутствовала только одна женщина – жена Адама. Не могло быть “расы” женщин.

Следовательно, если христиане не могут защитить факт, что все люди (включая жену Каина) могут проследить свою родословную до Адама и Евы, то как же они могут понять и объяснить Евангелие? Как они могут оправдать факт послания миссионеров к каждому племени и нации? Поэтому каждому необходимо уметь ответить на вопрос о жене Каина, проиллюстрировав тем самым, что Христиане могут защитить Евангелие и всё, чему оно учит.

Жена Каина.

Кем был Каин?

Каин был первым ребёнком Адама и Евы, о котором написано в Писании (Бытие 4:1). Он и его братья Авель (Бытие 4:2) и Сиф (Бытие 4:25) были частью ПЕРВОГО поколения детей, когда-либо рождённых на Земле. Несмотря на то, что в Писании упоминаются только трое сыновей, у Адама и Евы были и другие дети.

Братья и сёстры Каина

В Бытие 5:4 мы находим утверждение, подводящее итог жизни Адама и Евы: “Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.” Во время своей жизни у Адама и Евы было множество детей мужского и женского пола. Еврейский историк Флавий написал: “Число детей Адама и Евы согласно тому, что говорит древняя традиция, было тридцать три сына и двадцать три дочери”.

Писание не даёт точного числа детей, рождённых Адамом и Евой, но учитывая продолжительность их жизни (Адам жил 930 лет - Бытие 5:5), логично будет предположить, что их было много! (Помните, как сказал Господь: “Плодитесь и размножайтесь”. (Бытие 1:28)

Жена

Если мы обратимся к Писанию, не принимая в расчёт предубеждения и другие идеи, то когда в самом начале было лишь первое поколение людей, и братья вынуждены были вступать в брак со своими сёстрами, иначе не было бы других поколений! Нам неизвестно, когда женился Каин, не даются подробности о других браках и детях, но ясно, что жена Каина была его сестрой или другим близким родственником. ("И познал Каин жену свою, и она зачала и родила Еноха..." - Бытие 4:17).

Возражения:

Законы Бога

Многие сразу же отвергают заключение о том, что сыновья и дочери Адама и Евы вступали в браки друг с другом, основываясь на законах, запрещающих браки между близкими родственниками. Некоторые говорят, что нельзя вступать в брак с родственником. Вообще-то, если вы вступаете в брак не с родственником, то он не человек! Жена родственна мужу ещё до брака, потому что ВСЕ люди - потомки Адама и Евы, все от одной крови. Закон, запрещающий близким родственникам вступать в брак не появился до времени Моисея (Левит 18-20). Основываясь на том, что брак соединял одного мужчину и одну женщину на всю жизнь (Бытие 1 и 2), в самом начале не было нарушения закона Бога (до времени Моисея), когда браки заключались между близкими родственниками (даже братьями и сёстрами).

Заметьте, что Авраам женился на своей сестре по отцу (Бытие 20:12) . Позже законы Бога запретили такие браки, но это произошло только четыреста лет спустя, во время Моисея.

Биологические уродства

Сегодня по существующим законам родные братья и сёстры (а также братья и сёстры по одному из родителей) не могут вступать в брак друг с другом и иметь детей.

Это правда, что дети от брака между братом и сестрой подвергаются риску иметь отклонения от нормы. Между прочим, чем ближе родство супругов, тем выше риск проявлений аномалий у потомства. Это легко понять обычному человеку, не вдаваясь в подробные объяснения. Каждый получает набор генов от своих отца и матери. К сожалению, сегодня гены содержат очень много ошибок (из-за греха и Проклятия), и эти ошибки проявляются по-разному. Например, некоторые отращивают волосы, чтобы скрыть то, что у них одно ухо расположено ниже другого; возможно, у кого-то нос находится не совсем посередине лица; у кого-то подбородок не совсем обычной формы и т.д. Давайте признаем, что причина, по которой мы зовём друг друга нормальными, является наше согласие так считать.

Чем ближе родство двух людей, тем выше возможность наличия одинаковых ошибок в их генах, полученных от одних и тех же родителей. Поэтому у брата и сестры, скорее всего, будут одинаковые ошибки в их генетической информации. Ребёнок, рождённый от брака брата и сестры, наследует один набор генов от каждого родителя. Поскольку скорей всего гены будут нести одинаковые ошибки, нарушения дублируются, и результатом будут уродства среди потомства.

Наоборот, чем дальше родство родителей, тем выше вероятность того, что их гены не будут нести одинаковых ошибок. Дети, наследующие один набор генов от каждого из родителей, скорее всего, получат хороший ген в каждой паре с плохим геном. Обычно хороший ген берёт верх, и уродство (по крайней мере, серьёзное) не возникнет. Например, вместо полностью деформированных ушей будут лишь несколько искривлённые уши. (Тем не менее, в целом человеческая раса медленно деградирует, с каждым поколением накапливая все больше мутаций).

Однако этот факт сегодняшней жизни не относится к Адаму и Еве. Первые два человека были созданы совершенными. Всё, созданное Богом, было “весьма хорошо” (Бытие 1:31). Это значит, что их гены были совершенны и без ошибок! Но когда грех вошёл в мир (из-за Адама - Бытие 3:6), Бог проклял мир и совершенное Творение начало дегенерировать, подвергаться смерти и тлеть (Римлянам 8:22). За продолжительный период времени этот процесс проявил себя во всякого рода искажениях генетического материала всех живущих.

Но Каин принадлежал к первому поколению детей, когда-либо рождённых. Он (как и его братья и сёстры) получил от Адама и Евы фактически совершенные гены, поскольку последствия греха тогда были ещё минимальными. В такой ситуации брат и сестра могли вступать в брак (основываясь на том, что один мужчина берёт в жёны одну женщину, что и является браком (Евангелие от Матфея 19:4-6)) без всякой вероятности проявлений уродств среди потомства.

Ко времени Моисея (около 2500 спустя) дегенеративные ошибки накопились в таком количестве среди человечества, что было необходимо для Бога внести законы, запрещающие браки между братьями - сёстрами (и близкими родственниками) (Левит 18-20).

(Также к тому времени на Земле уже было множество людей, поэтому не было необходимости для близких родственников вступать в брак.)

Из всего сказанного можно выделить три взаимосвязанные причины для введения законов, запрещающих родственные браки:

1. Как мы уже обсудили, возникла необходимость защиты от потенциальной возможности увеличения уродств среди потомства.

2. Законы Бога были орудием для сохранения сильной, здоровой еврейской нации, что и было целью Бога.

3. Эти законы защищали индивидуумов, семью и общество в целом. Физиологическое разрушение, вызванное , должно было быть сведено до минимума.

Каин и земля Нод

Некоторые утверждают, что строки Бытия 4:16–17 указывают на то, что Каин пошёл в землю Нод и там и нашёл себе жену. Исходя из этого они приходят к выводу, что на Земле существовала другая раса людей, не состоящая из потомков Адама и Евы, к которой и принадлежала жена Каина. "И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох".

Из того, что утверждалось выше, ясно, что ВСЕ человеческие существа, включая жену Каина, являются потомками Адама. Однако этот отрывок НЕ говорит, что Каин пошёл в землю Нод и нашёл жену. Кальвин комментирует эти стихи так: “Из контекста мы можем понять, что Каин, до убийства своего брата, был женат; в противном случае Моисей написал бы что-нибудь о женитьбе Каина.”

Каин был женат ДО того, как он пошёл в землю Нод. Он не нашёл жену там, а “познал” (имел сексуальные отношения) свою жену.

Кого боялся Каин?

(Бытие 4:14)

Некоторые утверждают, что на Земле было много людей, отличных от потомков Адама и Евы, в противном случае Каину не надо было бы бояться людей, желающих убить его из-за того, что он сделал с Авелем.

Во-первых, причиной, по которой кто-либо и хотел погубить Каина из-за убийства Авеля, было их близкое родство! Во-вторых, Каин и Авель родились задолго до того, как произошла смерть Авеля. Бытие 4:3 утверждает: "Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар ГОСПОДУ".

Заметьте “спустя несколько времени”. Мы знаем, что Сиф родился, когда Адаму было 130 лет (Бытие 5:3), и Ева видела в нём замену для Авеля (Бытие 4:25). Поэтому период времени от рождения Каина до смерти Авеля может составлять 100 лет или больше, что даёт достаточно времени для других детей Адама и Евы вступать в браки

Ко времени убийства Авеля число потомков Адама и Евы могло быть значительным, включая несколько поколений.

Откуда произошла технология?

Некоторые утверждают, что для того, чтобы Каин пошёл в землю Нод и построил город, он должен был иметь большое количество знаний и умений, которые уже были в той земле, благодаря другим “расам”. Потомки Адама и Евы были очень разумными людьми. Нам известно, что Иувал создал такие музыкальные инструменты, как гусли и свирель (Бытие 4:21), а Тувал-Каин ковал медь и железо (Бытие 4:22). Из-за широкого распространения доктрины эволюции многие люди считают, что их поколение наиболее развитое из всех, существующих когда-либо на планете. Факт наличия сверхзвуковых самолётов и компьютеров не делает нас самыми интеллигентными или мудрейшими. На самом деле современная технология результат накопления знаний.

Нельзя забывать, что наши умы много потеряли за 6 000 лет (со времён Адама) Проклятия. Мы сильно деградировали по сравнению с людьми прежних поколений. Мы весьма далеко не так интеллигентны и изобретательны, как были дети Адама и Евы. Писание показывает то, что можно назвать развитой технологией с самого начала.

У Каина были знания и талант для постройки города!

Заключение

Одна из главных причин затруднений христиан с ответом на вопрос о жене Каина является то, что они обращаются к современному миру (и проблемам, связанным с браками между близкими родственниками), а не к ясной исторической записи, данной нам Богом. Вместо того чтобы понять истинную историю мира, записанную в Библии, и все изменения, произошедшие из-за греха, они пытаются объяснить Книгу Бытия исходя из современной ситуации. Они берут за основу своих убеждений не Писание, а светские взгляды на Библию, и поэтому не видят ответов на простые вопросы.

Книга Бытия - свидетельство Бога, который присутствовал во время всех исторических событий. Это Слово Того, кто знает всё и является свидетелем прошлого, на которого можно положиться. Таким образом, когда мы берём Книгу Бытия за основу понимания истории, мы можем понять события, которые казались бы таинственными без Писания. Если теория эволюции правдива, то для науки возникает ещё большая проблема, чем вопрос о жене Каина. Как человек мог произойти в результате мутаций (ошибок), если этот процесс ведёт к появлению уродств в детях? Простой факт рождения человеческого потомства без крупных отклонений является доказательством Творения, а не эволюции.

Миссия “Ответы в Бытие” стремится прославлять Бога как Создателя и подтверждать правдивость Библейской истории как первоисточника и истории всего мира и человечества.

К реальной истории принадлежит и то, что неповиновение Адама принесло смерть, страдание и отделение от Бога. Мы видим результаты вокруг себя. Но радостно сознавать, что Бог позаботился и об этом.

“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. (Евангелие от Иоанна 3:16)

Иисус Христос - Создатель, совершенно безгрешный понёс смертную казнь и отделение от Бога, чтобы искупить грех человека. Поэтому: "Верующий в Него не судится, а не верующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия" (Евангелие от Иоанна 3:18).

Ссылки и примечания

Два вопроса по книге Бытие:

  1. Почему в Библии дважды повествуется о происхождении человека: один раз в шестой [Быт. 1:23-29], а второй раз – седьмой день творения [Быт. 2:2-8] и [Быт. 2:15-24]?
  2. Почему отличается создание/сотворение человека в шестой и седьмой дни творения?

Владимир

Священник Михаил Самохин

Здравствуйте, Владимир!

Некоторые исследователи считают, что во время Ездры, при редактировании книг Ветхого Завета, были соединены два рассказа о сотворении человека: более краткий и, поясняющий его, более подробный.

***

Бог создал Адама и Еву, первых людей. У них родились дети, Каин и Авель, затем Каин убил брата. В качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле» («и пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою»).

Откуда взялась его жена?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

В Библии говорится: «Адам родил сынов и дочерей» (Быт. 5:4-5).
Адам жил 930 лет. Исследователи Библии утверждают, что если бы Каин был так долговечен, как его отец, и женился в трехсотлетнем возрасте, то он имел бы к тому времени 100000 невест, из которых мог бы выбрать себе жену.
Конечно, легко могло случиться, что невестой Каина оказалась бы его сестра, племянница или кузина. В те времена, когда род людской еще не был так захвачен грехом, близкое родство не представляло собою угрозы вырождения, предотвращенной позже законом Моисея.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему большинство заповедей даны Богом через отрицание? Ведь, казалось бы, проще и понятнее вместо фразы «не убий» использовать «сохрани жизнь», вместо «не укради» – «живи честно» и так далее.

Сергей

Здравствуйте, Сергей!

То, что Вы имеете в виду, дополнил Иисус Христос в Новом Завете, в Нагорной проповеди, в частности. Это большая высота, планка здесь сильно поднята по сравнению с Ветхим Заветом, откуда и идут все эти заповеди. Но большинству людей, чтобы дорасти до большего, сначала доступнее и понятнее ограничения через отрицание чего-то недолжного, нежелательного (между прочим, детей именно так и воспитывают с самого начала, да и множество взрослых Ветхий Завет еще отнюдь не переросло).

Все 10 заповедей, по сути, сводятся к следующему: не делайте другим того, чего самим себе не хотите. Иисус говорит иначе: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).

***

В книге Чисел (14:18) сказано: «Господь карает детей за грехи отцов, карает внуков и правнуков». В книге пророка Иезекииля (18:20) сказано: «Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».

Эти два утверждения не противоречат ли друг другу? Если да, то какое из них истинное?

Мария

Священник Филипп Парфенов

Дорогая Мария!

Безусловно, истинное утверждение второе. Бог есть любовь, в свете христианского откровения, и Он никому не желает зла, но всем желает спасения.

Другое дело, что от родителей в наследство детям могут передаваться какие-то изъяны в их здоровье или дурные предрасположенности, склонности. Это известные вещи на уровне генетики. Они наблюдались и в древности, и тогда их объясняли «карой» Бога или проклятием. Христианский взгляд не может удовлетвориться подобным объяснением, но в таком случае скорее призывает к ответственности родителей за их собственную жизнь, которая, если погрязает в грехах, то может пагубно влиять на их детей (мы все так или иначе друг с другом связаны, и тем более родители с детьми).

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

В Евангелии от Марка (3 глава) читаем: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя». Конечно, я знаю продолжение («…кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»), но все-таки меня волнует вопрос: неужели у Господа нашего Иисуса Христа могли быть братья и сестры? И дальше, в 6 главе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем».

Пожалуйста, объясните!

Екатерина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Екатерина!

Братьями у евреев назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и дальние родственники. Упоминаемые в Евангелии братья Христа не были родными Его братьями – это дети праведного Иосифа от первого брака, также братьями Его называются дети Марии Клеоповой, которую евангелист Иоанн Богослов называет сестрой Богородицы (Ин., 19:25).

***

Какая у Иисуса Христа была профессия? Я знаю, что Он был плотником, но в Священном Писании сказано только, что Он был сыном плотника: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф.13:55). Как тогда узнали, что Иисус был плотником, раз об этом не сказано прямо?

Дарья

Здравствуйте, Дарья!

Вопрос о профессии Христа имеет разные предположения. Известный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) писал, что греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик».

Священник Антоний Скрынников

Как бы то ни было, нужно сказать, что в те времена дети чаще всего продолжали дело своих родителей, и если святой Иосиф был плотником (в русском варианте), то логично предположить, что Христос был с детства обучен этому ремеслу.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

В чем причина негативной оценки предательства Христа в руки Пилата, инкриминируемое евреям, осуществившееся через предательство Иуды? Ведь не предай Иуда Иисуса первосвященникам, не умри Тот на кресте за грехи, не осуществились бы ветхозаветные пророчества о мессии (Пс. 21, Ис. 53 и др.), не реализовался бы Божественный проект спасения человечества. Умер бы Иисус глубоким старичком где-нибудь в провинции Галилеи, почитаемый за пророка (как признавали его апостолы (Лк. 24:19)), и не было бы христианства.

Не должны ли мы, по логике мышления, быть благодарны евреям и лично Иуде? Простите, если звучит несколько кощунственно, но так выходит.

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Во-первых, история не знает сослагательного наклонения – «если бы» не случилось того-то, могло ли произойти другое – и т.д. Мы исходим из того, что случилось, а не что могло бы случиться при разных предполагаемых вариантах (а умножать всякие дополнительные предположения можно до бесконечности, сами понимаете).

Во-вторых, промысл Бога чаще всего проявляется таким образом в истории людей, что, попуская какое-то зло, Он в дальнейшем обращает его к благим последствиям. Зло от этого не перестаёт быть злом самим по себе; люди, его совершающие, грешат и несут свою долю ответственности за грехи, но Бог в конце концов готов простить всех и спасти всех…

Наглядная библейская история, изображающая одну из таких ситуаций, - это судьба праведного Иосифа, сына патриарха Иакова. У Иосифа было одиннадцать братьев, они его недолюбливали и ему завидовали за его красоту и другие способности. Однажды они сговорились убить его, а отцу сообщить, что брата растерзали звери. В последний момент они не убили его, а продали в рабство. Иосиф попал в Египет, скоро возрос в служебном положении, потом был оклеветан, посажен в тюрьму, затем оправдан, и в итоге стал вторым человеком в стране после фараона.

На его родине однажды начался голод вследствие неурожая, а в Египте были хлебные запасы. Семейство Иакова двинулось из земли Ханаанской в Египет, чтобы спастись от голодной смерти. Там они встречаются с Иосифом, своим братом, который в итоге спасает всё семейство. Братья боялись, естественно, что он станет им мстить за прошлое, но Иосиф уверяет: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло, но Господь обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей…» (Быт. 50, 20).

Иосиф – один из ярких прообразов Христа в Ветхом Завете (он даже вспоминается на богослужении Страстной седмицы, в Великий понедельник). Насколько Иуда или Пилат сами понимали, что они делали, или же они были своеобразными орудиями Промысла, как братья Иосифа, и не более того? Это другой вопрос, и тут могут быть разные точки зрения. Поступки, которые они совершали, никак не могут быть одобрены в любом случае, это очевидно.

Рассудите сами: нужно ли вообще делать зло каждому из нас, чтобы вышло добро?.. Вряд ли Вы ответите на этот вопрос положительно. Бог за нами постоянно исправляет ситуацию, ремонтирует всё вокруг. Но если бы люди жили в большей степени добра и любви, то Богу потребовались бы, соответственно, менее радикальные способы исправлять ситуацию и вмешиваться в неё! Есть небезосновательное мнение, которое выражали некоторые святые отцы, что Бог воплотился бы даже в том случае, если человечество и не отпало бы через Адама и Еву. Просто тогда история людей была бы совершенно иной! Впрочем, это опять-таки из серии «если бы…».

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:1-5).

Вопрос: а что должен был сделать Павел, если бы он знал, кто пред ним? Терпеть удары по губам и отвечать одновременно? Как же он смог бы ответить?

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий!

Апостол Павел, находясь в синедрионе, мог не узнать первосвященника. Узнав же, он сам сказал, что действовать ему следовало несколько мягче. Прежде всего потому, что апостол имел миссионерскую цель. А оскорбление старшего и наиболее уважаемого в собрании человека очень плохо способствовало бы миссионерству. Поэтому апостол и извинился, сославшись на Священное Писание.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему священнослужители и богословы говорят, что толковать Писание самому нельзя? А как же фраза Христа: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»? Чтобы что-то превзойти, нужно досконально знать этот предмет и понимать.

Да и отвечать на Суде у Бога будем по одному, каждый за свои помыслы и слова, а не с толкователями Священного Писания. Можно ли ответить Богу: «Это такой-то святой сказал»?

Алексей

Здравствуйте, Алексей!

Позвольте встречный вопрос: можно ли ответить Богу на суде: «Ну и что? А я вот так считаю!» Толкование Священного Писания – это еще и научная работа, это исследование. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо хотя бы ознакомиться с тем, что сделали другие люди в этом же направлении. Вот такими людьми являются православные богословы. Это профессионалы в своей области.

Кроме того, неверное толкование Священного Писания иногда является грехом. Вспомните искушение Христа в пустыне от диавола.

С уважением, священник Николай Гулейко

***

Не из Библии ли фраза: «Нет жалости к не знающему жалости»?

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

В Новом Завете есть фраза: «Суд без милости не оказавшему милости», но относится это только к ожидающему нас Суду Божию, а не к нашему отношению к окружающим нас людям. В отношении к окружающим мы должны руководствоваться словами Спасителя: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами».

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди