27.02.2019

Интерактивная работа с родителями в детском саду. Интерактивные формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Родительское собрание «Развитие творчества у детей. Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций





Цель: Создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста и предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.














Алгоритм организации мероприятия с родителями: 1. Определение и выбор темы по результатам анкетирования. 2. Постановка цели и задач. 3.Изучение научно-методической литературы по теме 4. Составление сценария мероприятия и разработка проекта решения. 5.Проведение предварительной работы (индивидуальная беседа с активными участниками, приглашение или объявление с вопросами предстоящей встречи, изготовление буклетов, памяток, подготовка оборудования, материалов, наглядностей, презентаций, оформление фотовыставок, рисунков детей по теме). 6.Проведения мероприятия.


Интерактивная площадка 1. Предварительная работа: - подбор участников - воспитатели-родители; воспитатели-родители- дети; - выбор темы по запросу родителей; - определение цели, задач; - ознакомление с темой и условиями, правилами работы в группе; - подбор необходимого оборудования и основных вопросов. 2. Проведения. - разделение участников на микро группы; - выбор мастера в группе; - сообщение темы, обсуждение проблемы; - выбор своего пути решения проблемы; - практическая деятельность, реализация выбранных путей; - выступление от каждой группы с презентацией результата деятельности; - принятие общего решения; 3. Рефлексия. - что произвело на вас наибольшее впечатление? - что вам помогала в процессе выполнения задания, а что мешало? - если бы вы играли или выполняли это задание ещё раз, что бы вы изменили?


Наиболее часто используемые интерактивные формы работы Ролевые игры Это тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций. Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Условия – те же правила, но временные, вырабатываемые лишь для данной конкретной игровой ситуации. Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований: - правила должны быть просты; - игра должна охватывать всех (не должно быть таких ситуация, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей); - игра должна быть интересна для всех; - игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников (доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека); - задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех; равенства требует и способ привлечения к выполнению задания. Ролевые игры предполагают определенное поведение в предлагаемых условиях.


Наиболее часто используемые интерактивные формы работы - выбор инициативой группы, которая выполняет всю организационную работу; - выбор проблемы-негатива (явления, качества), которое предстанет в качестве «обвиняемого»; - формулировка темы предстоящего «судебного разбирательства»; - распределение ролей для проведения процедуры «судебного заседания»: кто ведет судебный процесс, кто письменно фиксирует аргументы, кто «обвиняемый», «прокурор», «адвокат», «свидетели обвинения и защиты», «присяжные заседатели»; - подготовка ролей, поиск необходимой информации в периодической печати и литературе, отбор ярких и убедительных фактов для выступления с учетом специфики выполняемой роли. Сам ход ролевой игры имитирует ход судебного заседания (сценарий см. в книге «Азбука форм воспитательной работы»). После окончания ролевой игры целесообразно провести коллективный ее анализ по вопросам: Что получилось в игре? Почему? Что не получилось? Почему? Согласуется ли Ваше мнение с решением суда? и др. Примерные сценарии ролевых игр других сюжетов можно найти в книге «50 сценариев классных часов». М., 2002 (Байкова Л.А. Технология подготовки и проведения ролевой игры).


Ролевая игра «Суд над …» Ролевая игра «Суд над …» - это вид имитационной игры. Она проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни общества (проституция, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (жадность, лень, лживость и т.п.), безнравственными поступками (предательство, воровство). Ролевая игра требует достаточно длительной и серьезной подготовительной работы, которая состоит в следующем:


Выбор инициативой группы, которая выполняет всю организационную работу; - выбор проблемы-негатива (явления, качества), которое предстанет в качестве «обвиняемого»; - формулировка темы предстоящего «судебного разбирательства»; - распределение ролей для проведения процедуры «судебного заседания»: кто ведет судебный процесс, кто письменно фиксирует аргументы, кто «обвиняемый», «прокурор», «адвокат», «свидетели обвинения и защиты», «присяжные заседатели»; - подготовка ролей, поиск необходимой информации в периодической печати и литературе, отбор ярких и убедительных фактов для выступления с учетом специфики выполняемой роли. Сам ход ролевой игры имитирует ход судебного заседания (сценарий см. в книге «Азбука форм воспитательной работы»). После окончания ролевой игры целесообразно провести коллективный ее анализ по вопросам: Что получилось в игре? Почему? Что не получилось? Почему? Согласуется ли Ваше мнение с решением суда? и др. Примерные сценарии ролевых игр других сюжетов можно найти в книге «50 сценариев классных часов». М., 2002 (Байкова Л.А. Технология подготовки и проведения ролевой игры).


Драматизация Это инсценирование, разыгрывание по ролям содержания познавательного материала (как на уроках, так и вне их). Требования к драматизации: ролями могут наделяться живые персонажи и любые неживые предметы и феномены из любой области знания, Сценарий драматизации существует, но не является жестким, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.


Ток – шоу В переводе с английского языка шоу – смотреть - зрелище (яркое эстрадное представление; нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект), ток – говорить, разговаривать, значит ток-шоу – разговорное представление, разговорное зрелище. По своей сути ток-шоу – это дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить участников в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями сверстников, других участников, с общепринятыми нравственными требованиями.


Процесс подготовки к ток-шоу включает решение следующих организационных задач: - выявление актуальной нравственной проблемы, Краткая, лаконичная формулировка темы для обсуждения; - выбор ведущего ток-шоу (можно из числа учащихся, родителей или педагогов), который будет направлять ход обсуждения; - определение способа ведения дискуссии: * рассказ человека в маске, «история маски»; * демонстрация фрагмента кино- или видеофильма; * прочтение содержания ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; * инсценировка ситуации и т.д.; - выработка правил ведения дискуссии: * порядок и последовательность выступлений определяет ведущий; * любое мнение должно быть аргументировано фактами, примерами (из жизни, литературы, кинофильмов); * каждый имеет право на свое особое мнение;


При любом варианте проведения ток-шоу следует включать в него следующие структурные компоненты: - вступительное слово ведущего (ведущих), раскрывающего актуальность рассматриваемый проблемы, значимость ее решения; - ознакомление присутствующих с выработанными правилами участия в обсуждении - предложение аудитории основных дискуссионных вопросов; - представление разных точек зрения; - обращение к аудитории с уточняющими, конкретизирующими вопросами с целью внесения ясности в позиции оппонентов; - анализ целей, мотивов поведения «героев» ситуации, выдвижение различных вариантов выхода из конфликта, способов решения проблемы, поиск оптимального нравственного обоснованного решения.


Условия результативности ток-шоу: - наличие у участников реальной потребности в решении конкретной нравственной проблемы. Задача педагога в том, чтобы ее актуализировать, сформулировать и предложить участникам для обсуждения; - создание доверительной, благожелательной атмосферы в процессе обсуждения; - сотрудничество педагога и участников (детей, родителей) при планировании, подготовке, проведении ток-шоу и анализе его результатов; - соответствие рассматриваемой нравственной проблемы уровню актуального развития детей (родителей), их жизненному опыту.


Театр-экспромт Театр-экспромт называется так потому, что в нем на глазах у зрителей может разыграться спектакль неожиданного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто из участников до самого представления не знает, кто будет исполнять какие роли, Узнают об этом только на самом мероприятии. Театр-экспромт снимает страх и психологическую скованность воспитанников (их родителей), способствует улучшению психологического климата в коллективе(детском, семейном и др.).


Театр-экспромт Во время подготовки инициативная группа составляет сюжет театрального представления и карточки с обозначением на них всех ролей предстоящего спектакля. При проведении мероприятия карточки раздаются (или распределяются по жребию) присутствующим. Актеры, получившие роль, поочередно приглашаются за кулисы. Сюжет, предложенный для театрального экспромта, должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей и зрителей. Могут разыгрываться сказки, детективные истории, легенды, притчи, отрывки фантастических историй, бытовые сюжеты. Составленный заранее текст произносится «за кадром». Слыша текст, актеры выходят на сцену и играют роль. Эта форма может использоваться как элемент мероприятия или иметь самостоятельное значение.


Родительский клуб 1.Цель: создание системы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и родителей. 2.Задачи: - Повысить педагогическую культуру родителей. - Приобщать родителей к участию в жизни ДОУ путём поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы. - Повысить потенциал семьи. 3. Знакомство родителей с правилами взаимодействия участников Клуба: - Уважение мнения каждого участника. - Активная работа всех членов Клуба. - Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме. - Обсуждение проблемы, а не личности!!! - Взаимная помощь и поддержка. - Говорим только от себя и за себя. - Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.


4.Постановка проблемы или темы для обсуждения. 5.Определение предполагаемого результата совместной деятельности. 6. Обсуждение путей получения результата. 7.Обмен семейным опытом по теме. 8.Знакомство с новой информацией по обсуждаемой теме. 9.Рефлексия (анкетирование или игра «Вопрос-ответ»). 10.Выработка коллективных решений.


Мастер-класс Цель: Расширить представления родителей о приёмах формирования у детей определённых качеств. 1.Анкетирование родителей с целью выявление проблемы, определение темы мастер-класса. 2.Постановка цели, задач. 3.Проектирование сценария; предполагаемого результата. 4.Подготовка оборудования, наглядного материала, составления презентации. 5. Проведение мастер-класса: - сообщение темы и цели мастер-класса; - предоставление опыта «Мастера» (родителя педагога) по проблемной теме, с использованием презентации, наглядного материала; - включение родителей в совместную деятельность (игровую или продуктивную) для приобретения и закрепления представленного опыта (работа в микро группах); - представление созданного продукта каждой микро группой. 6. Рефлексия.


Конференция Цель: Обмен и пропаганда опыта успешного семейного воспитания. 1.Предварительная работа: - Оказание помощи родителям в подготовке сообщений по выбранной теме; - Оформление выступлений (доклад, презентации, видеоролики); - Оформление помещений, выставки детских работ, семейных газет, творческих работ по теме; - Оформление пригласительных билетов и их вручение родителям. 2. Проведение конференции: - знакомство с повесткой конференции; - слушание выступающих с просмотром презентаций и видеороликов; - дискуссия по теме; - подведение итогов обсуждаемой темы; -принятие решений; -совместный концерт детей, сотрудников, родителей; - вручение рекомендаций, памяток родителям.


Деловая игра Цель Задачи Предварительная работа: - изучение научно – методической литературы; - составление сценария; - подготовка необходимых материалов. (видеоролик, презентация, игрушки). Проведение деловой игры: -психогимнастика (вхождение в тему); -просмотр видеоролика; -решение кроссворда по теме; -определение темы игры; -обсуждение проблемы; -разыгрывание ситуаций, подготовленных педагогом для определения эффективных приёмов воспитания или выхода из проблемной ситуации; - подведение родителей к выбору эффективного способа решения проблемной ситуации; -фиксирование полученной информации в продуктивной деятельности (создание книги, альбома, портрета, рекомендации, памяток и т.д.). Рефлексия.


Совместный досуг 1.Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями. 2.Задачи: 1.Содействовать сплочение родительского коллектива, во влечение пап, мам в жизнедеятельность группы, детского сада. 2.Формировать доброжелательные и доверительные отношения. 3.Предварительная работа: - разучивание стихотворений, изготовление подделок, рисунков, выпуск газет; - составление сценария досуга; - подготовка атрибутов; - домашнее задание (например: блюда дары осени) для родителей; - подготовка призов, грамот. 4. Проведение мероприятия по сценарию, где участвуют и дети и родители. 5. Подведение итога с вручением наград или организованным чаепитием.

Наталья Веселкова
Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что для успешной реализации Программы должна быть обеспечена «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей , охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность». Важнейшим способом реализации сотрудничества является их взаимодействие , в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса . Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ . Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Наш детский сад работает по программе «Радуга» (Т. И Гризик. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон/.-М.: Просвещение, 2011). По целевым установкам программы можно выделить три основных направления взаимодействия с семьями воспитанников :

*мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей, родительские кружки (клубы, мастер-классы и т. п. ;

*мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники, досуги, экскурсии, традиции («Встречи с интересными людьми » и т. п.);

*мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей . Сюда относятся выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике, дидактические альбомы («Моя семья» , «Домашние любимцы» и т. п., домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п.

В своей деятельности мы используем интерактивные формы сотрудничества с родителями , позволяющими вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. «Интерактивный » - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то , что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Применение интерактивных родителей . Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Так по первому направлению, предусмотренному программой «Радуга» , в нашем ДОУ мы организуем Дни открытых дверей, которые дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители , а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду , увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями . Родители , наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

Для эффективного сотрудничества с родителями , в своей деятельности мы используем такую форму работы , как мастер-класс, позволяющий обогатить практический опыт родителей , а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей . Так в нашей младшей группе мы провели мастер – классы : «Играем пальчиками – развиваем речь» , где родители познакомились с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка и с этапами её проведения.

В преддверии праздника «Масленица» был проведен мастер-класс «Тряпичная кукла – закрутка» . Дети совместно с родителями изготавливали самодельную куклу – закрутку, познакомились с различными видами тряпичных кукол – оберег.

Для привлечения родителей к совместному сотворчеству с детьми, мы провели мастер-класс «Новогодняя игрушка» , на котором познакомили родителей с различными технологиями изготовления новогодних игрушек, что позволило родителям организовать совместную деятельность с детьми дома.

Важное место в нашей работе с родителями занимают родительские собрания . Собрания всегда проходят в нетрадиционной форме с использованием компьютерных презентаций и интерактивных игр по темам , таких, как «Дом, который построим мы!» , «Вот и стали мы на год взрослее» .

По второму направлению для создания ситуации приятного совместного досуга мы организуем проведение праздников : «Осень в гости к нам пришла» , «Новогодняя сказка» , «Праздник весны» и мн. др. В результате - формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми , устанавливаются эмоциональные контакты.

Также в нашей группе проводится большая работа по проектной деятельности. В совместной работе с родителями и детьми созданы такие проекты, как : «Цветущий сад» , «Птицы – наши друзья» , «9 мая -День Победы» , «Удивительный мир магнитов» , «23 февраля – День защитника Отечества» , «Огород на подоконнике» и др.

Традиционным у нас стало проведение ежегодных акций : «Подари книгу детям» , «Помоги братьям нашим меньшим!» , «Бессмертный полк» и др. Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями , способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы.

Родители нашей группы стали незаменимыми участниками всех трудовых дел : начиная с ремонта, покраски и заканчивая уборкой территории, посадкой цветов и деревьев, созданием чудесных зимних городков на участке. И все это они делают вместе с детьми. В рамках таких трудовых дел у нас ежегодно проводится акция «Подари ребенку зимнюю сказку» . Это и трудовое воспитание , и бережное, заботливое отношение к природе, и уважение к труду взрослых, и любовь к своим детям.

Рассматривая третье направление, хотелось бы рассказать о совместной продуктивной деятельности родителей и детей . В нашей группе проводятся такие выставки, как : «Новогодняя игрушка нашей семьи» , «Домик для друзей» , «Дары осени» , «Моя любимая игрушка» , «Праздничная ёлка» и т. д. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы , которые вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.

Совместно с родителями выпущены фотогазеты «Мамы разные важны, мамы всякие важны» , «Чего не должно быть на дорогах» , «Мой папа-самый лучший» , «Есть такая профессия - Родине служить » и мн. др.

В своей работе с родителями мы применяем памятки в форме буклетов . Эта форма удобна тем что родители могут , получив буклет, не только прочитать имеющийся в нем материал, но и применить его на практике, поиграть со своими детьми в предложенные игры дома, на прогулке, в транспорте.

С начала 2015 года был создан групповой сайт в интернете , где мы – педагоги, выкладываем фотографии и видеофильмы с участием наших воспитанников , консультации для родителей , устраиваем конкурсы, предлагаем мастер – классы на разные темы. Преимущества этого сайта : родители могут следить за жизнью своих детей в группе, могут получать информацию в форме педагогических советов, за детьми не всегда приходят сами родители (в силу своей занятости, а через общение в интернете можно всё узнать о текущих событиях в группе, пообщавшись с педагогами и другими родителями . Родители , благодаря этому сайту, знают, как правильно организовать игровую деятельность детей в домашних условиях . На наш взгляд, без такой формы работы с родителями просто нельзя обойтись в XXI веке.

Показателями результативности работы с родителями стали следующие : увеличилось количество родителей , заинтересованных проблемами воспитания , о которых ранее не задумывались (на 25%) ; стали читать педагогическую литературу (на 50%) ; хотели бы принимать участие в жизни детского сада (на 55%) ; хотят получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме (на 35%, хотят получать информацию о воспитании своих детей на родительских конференциях (на 25%)

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов , привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей .

Интерактивные формы и методы работы с родителями в ДОУ.

Из опыта работы заведующего ДОУ №4 г. Шахтерска

Мельниковой Ольги Федоровны

Если мы у родителей всегда встречаем больше любви к своим детям, нежели у детей к родителям, то это грустно, вместе с тем и естественно. Кто же не любит больше свои надежды, нежели свои воспоминания.

Иосиф Этвеш

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В государственных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Интерактивные методы работы – это методы взаимодействия участников между собой, где происходит активизация познавательной деятельности участников, совместное решение значимых задач, способность взаимодействовать или находиться в состоянии диалога.

Словарь терминов и понятий

Интер… (приставка) – образует существительные и прилагательные с тем же значением, что "между", "меж" (например, интервидение – Международная телевизионная организация).

Активный – деятельный, энергичный, развивающийся, усиленно действующий.

Интерактивный – содержащий активное действие между чем-либо, кем-либо.

Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением; совокупность приемов и средств произведения (действия и т.д.).

Ин… (приставка) – образует понятие со значением "противоположный".

Интро – (в отличии от "ин" и "интер") – (от лат. Intro) – движение внутрь.

Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие) – термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга и всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия; организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация (объединение усилий участников) и конкуренция (столкновение целей, интересов, позиций, мнений).

Наиболее часто используемые интерактивные формы работы:

    Ролевые игры. Это тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций.

    Деловые игры. Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений.

    Дискуссия. Способ организации совместной коллективной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи и нахождение правильного ответа.

    Аукцион. Как известно, аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
    Как интерактивную форму, аукцион можно проводить не только в молодежном коллективе, но и в родительском. При этом, аукцион может быть педагогический, психологической, правовой и т.д.
    Аукцион направлен:
    - на выявление у участников интереса к знаниям на заданную тему;
    - на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;
    - на развитие способности слушать окружающих и вносить существенные дополнения в их ответ (мысли).

    Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация «Семейного клуба».Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствует формированию активной жизненной позиции, укреплению института семьи, передачи опыта в воспитании детей. В работе этого клуба принимают участие педагоги, различные специалисты ДОУ (медработники, логопед, хореограф, педагоги дополнительного образования), а также родители воспитанников.

На базе нашего детского сада мы организовали Семейный клуб «Жемчужины здоровья». Наших родителей интересуют многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. При подготовке к заседаниям клуба обязательно ориентируемся на запросы родителей. Стержнем работы клуба является активное обсуждение проблем и задач, участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию, делятся опытом.

Целью нашей работы стало: п овышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

Задачи:

    обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;

    оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;

    учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;

    привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

    расширить спектр средств и способов работы с родителями.

За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Формы заседания клуба различны:

Семинары-практикумы;

Круглые столы;

Тренинги;

Конференции;

Педагогические гостиные;

Игры с педагогическим содержанием и др.

При подготовке к заседанию клуба проводим анкетирование, с целью выявления знаний родителей по данному вопросу, запроса участников и получения дополнительной информации от них. В конце раздаем памятки, рекомендации по теме. Диалогическая фора проведения с использованием игр, жестов, практических заданий, обмен опытом и мнениями позволяют раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы. Родители делятся опытом, обсуждают и решали проблемные ситуации. В конце заседаний каждому из присутствующих вручаем памятки с рекомендациями. Родителям предлагаем видеоролики, мультемедийные презентации, а также фото альбомы групп. С большой выдумкой относятся родители к оформлению коллажей и составление своего генеалогического древа. Одной из интерактивных форм работы с родителями являются разнообразные тематические акции, которые стали у нас уже традиционными. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование экологической культуры: «Добра», «Счастливой семьи», «Георгиевская ленточка», «Если с другом вышел в путь!», «Цветы для зимнего сада», «Украсим елку», «Птичья столовая». Также нами были проведены родительские конференции: «Семейные праздники и традиции», «Советы родителям будущих первоклассников».

Отличной и интересной формой взаимодействия с семьями является организация разнообразных фотовыставок, которые направлены на ознакомление родителей с жизнью группы, деятельностью их детей. По нашей рекомендации родители оформили индивидуальные портфолио достижений своих детей «Наши звездочки», «Путь к успеху», которые получились очень интересными и эстетически оформленными. Большое значение мы придаем организации выставок семейного творчества. Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени. Самая популярная и любимая родителями форма работы – досуговая - концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители более охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, причины трудностей во взаимоотношениях.

Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно не потому что, хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Методическая копилка Семинар для педагогов

«Интерактивные формы взаимодействия с родителями ДОУ»

(15.02.2018)

Подготовила старший воспитатель

МБДОУ детский сад «Радуга»

Липицина Н.В.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В государственных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Интерактивные методы работы – это методы взаимодействия участников между собой, где происходит активизация познавательной деятельности участников, совместное решение значимых задач, способность взаимодействовать или находиться в состоянии диалога.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия; организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация (объединение усилий участников) и конкуренция (столкновение целей, интересов, позиций, мнений).

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

  • обмен опытом
  • выработка общего мнения
  • формирование умений, навыков
  • создание условия для диалога
  • группового сплочения
  • изменения психологической атмосферы.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Интерактивные формы сотрудничества с родителями , позволяет вовлечь их в процесс воспитания и обучения, развития и познания собственного ребенка.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

— это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых участник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

— процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

— диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

— каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение участников;

— исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

— формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

— формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

Формы организации

  1. Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
  2. Отличной и интересной формой взаимодействия с семьями является организация разнообразных фотовыставок . Такая совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени.
  3. Самая популярная и любимая родителями форма работы – досуговая — концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители более охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, причины трудностей во взаимоотношениях.

Беседа с педагогами : в какой роли находятся ваши родители при организации досугов, праздников, развлечений?

  1. Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Различают следующие формы дискуссии:

  • круглый стол — самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
  • симпозиум — обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
  • дебаты — обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.Начало формы

Конец формы

  1. Дни открытых дверей , дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители , а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду , увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями . Родители , наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
  2. Мастер-класс , позволяющий обогатить практический опыт родителей , а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей . Так в нашей младшей группе мы провели мастер – классы : Самым простым является привлечение к проектной деятельности. Например: «Играем пальчиками – развиваем речь» , где родители познакомились с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка и с этапами её проведения.
  3. Акции :

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями , способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы.

Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

Беседа с педагогами : какие акции можно провести с родителями?

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов нравственного и патриотического воспитания.

Таким образом , взаимодействие семьи и детского сада — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди