15.03.2019

Когда пасха в м году. А. П. Чехов. «На страстной неделе». Страстная неделя перед Пасхой


© depositphotos.com

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Пасха 2017 года: какого числа православная Пасха

Традиционно этим светлым праздником завершается , который в нынешнем году проходит с 27 февраля по 15 апреля, и во время которого православные придерживаются строгих ограничений в еде, стараются очиститься от грехов, переосмыслить свою духовную жизнь.

Сам же праздник светлой Пасхи неизменно сопровождается ароматами сдобной выпечки, нарядными пасхальными куличами, крашеными яйцами, символичными фигурками кроликов и ягнят, торжественными церковными всенощными службами, традициями ходить друг к другу в гости и христоваться со словами "Христос Воскрес!" - "Воистину Воскрес!"

Пасха 2017 года: как исчисляется дата праздника

© depositphotos.com

Наверняка тебя не раз интересовал вопрос: почему Пасха празднуется в разное время и от чего зависит, какого числа Пасха в 2017 году? Ведь праздник Воскресения Господня ежегодно всегда приходится на разные даты. Например, в прошлом году он отмечался уже в теплом мае, Пасха в 2017 году приходится на число 16 апреля, а в 2018 году этот день очень ранний - 8 апреля.

Оказывается, дата Пасхи зависит от состояния небесных тел, а именно - Луны и Солнца. Днем Пасхи было выбрано первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после . Из этого следует, что Пасха 2017, как и в другие года, является переходящим церковным праздником и не привязана к традиционному календарю, а потому отмечается в разное время. И диапазон празднования Воскресения Христова в разные годы может быть от 4 апреля по 8 мая.

От того, какого числа православная Пасха в 2017 году, зависят все остальные переходящие церковные праздники в году: Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Ведь они рассчитываются в зависимости от даты Пасхи 2017. Поэтому, чтобы лучше ориентироваться в датах, не пропустить важные дни и великие события, желательно иметь под рукой православный церковный календарь на 2017 год.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Дата католической и православной Пасхи 2017

Примечательно, что обычно православная и католическая Пасха отмечается в разные дни. Причина в том, что эти церкви производят летоисчисление по разным календарям. Православные христиане - по юлианскому, а католики - по григорианскому. А вот Пасха 2017 - православная и католическая - совпадает и празднуется в нынешнем году один и тот же день, 16 апреля.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Когда будет православная Пасха в 2017 году? Какого числа? Ответ: 16 апреля 2017 года.

В 2017 году православные, католики, протестанты будут отмечать Светлое Христово Воскресение одновременно – 16 апреля 2017 по новому стилю. На всех языках прозвучит в этот день ликующее: «Христос Воскресе!». Такое единодушие бывает — увы! — нечасто. Даты Главного праздника у православных и католиков редко совпадают, к тому же она является непостоянной.

Дата Пасхи: почему она меняется каждый год?

Ответ на этот вопрос скрыт в глубине веков, и он обнаруживает истинный смысл пасхальной радости.

Песах – означает «миновать»

Слово Пасха произошло от слова Песах, что в переводе с иврита означает «проходить мимо, миновать». Три тысячи лет назад, когда евреи готовились к исходу из Египта, Бог послал египтянам последнюю казнь: гибель первенца в каждом доме. Жилища евреев, помеченные кровью жертвенного ягненка, Ангел смерти не тронул, пролетел мимо. — Смерть миновала! Это было в ночь на 14 Авива.

Авив – «месяц зеленых колосьев» — начало весны по иудейскому календарю. Первое число месяца – новолуние, а 14 число – день полнолуния. В этот день народ ушел из египетского плена в Землю Обетованную и получил от Господа заповедь: «Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу, Богу твоему…». (Исх. 12,2)

Праздник Песах – это память евреев о том, как смерть миновала их семьи, как они, сплотившись, обрели свободу. Совершается он каждый год в пасхальное полнолуние – 14 Авива (позже месяц стали называть Нисан). Дата была подвижной, связанной с лунным циклом и не зависела от дня недели.

Воскресение Христово и еврейский Песах.

События, связанные с Распятием и Воскресением Иисуса Христа разворачивались во время этого иудейского праздника.

Накануне Песаха все иудеи собираются на праздничную трапезу - седер: горькие травы, зажаренный однолетний агнец, пресный хлеб напоминает великий исход из Египта, ставший рождением еврейской нации. Иисус Христос в свой последний седер – на Тайной Вечери — установил Таинство Причастия. «Примите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мк. 14, 22-24). Причастие рождает новое, духовное родство – христианство. В нем нет наций, а есть братья и сестры во Христе. Вместо еврейского Песаха на Тайной Вечери готовилась христианская Пасха – искупление кровью Спасителя.

В ночь пасхального полнолуния 14 нисана и последующий день Христос был схвачен и распят на Голгофе. Вечером этого страшного для христиан дня иудеи праздновали свою Пасху, а через день – утром 16-го нисана Он, воскресший, явился женам-мироносицам. Сорок дней появлялся Христос среди своих учеников, чтобы укрепить в них веру в свое Воскресение.

Христос Воскресе! – а значит, и мы не умрем, но будем жить вечно. Спаситель Крестной смертью искупил людские грехи, а Восстанием из гроба показал путь в вечную жизнь. Вот источник пасхальной радости: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос.13.14).

Правила вычисления даты христианской Пасхи.

Триста лет спорили христиане о том, когда отмечать Воскресение Христово. Нужно было сохранить последовательность важнейших событий: Распятие, смерть, иудейская Пасха, Воскресение. Они произошли в пасхальное полнолуние, которое и взяли за основу расчетов. На Никейском соборе 325 года было решено праздновать главный праздник:

  • После весеннего равноденствия (21 марта)
  • После пасхального полнолуния (1-го весеннего)
  • В первое воскресение после пасхального полнолуния
  • После иудейской пасхи.

Чтобы не отступать от евангельских событий, дату Пасхи связали с иудейским праздником. А через него — с подвижными лунными циклами – поэтому каждый год она разная: в интервале от 7 апреля (н.ст.) до 8 мая (н.ст.).

Почему христиане не отмечают Пасху в один день?

Больше тысячи лет Светлое Воскресение было одним для всех христиан. На основе Юлианского календаря ученые создали Александрийскую пасхалию – систему определения дат Пасхи. Она позволила вычислить Великий индиктион – период в 532 года, через который повторяются все даты – своего рода вечный календарь.

Однако в 16 веке Католическая Церковь перешла на новый стиль. Этот календарь оказался непригодным для православного мира. Воскресение Христово в григорианской пасхалии выпадает на дни или раньше еврейской Пасхи, или в один день с ней. А это значит, праздновать Воскресение прежде Распятия – т.е. искажать сокровенный смысл главного праздника.

Несмотря на это, более 2 млрд. людей на планете (католики и протестанты) отмечают Христово Воскресение по новому стилю. Верность решениям Никейского собора (старому стилю) сохранили в России, Сербии, Грузии, в Иерусалиме и на Афоне. Всего 310 млн. человек. Но только перед Православной Пасхой зажигается Благодатный Огонь в пещере Гроба Господня и принимает его Православный патриарх А, значит — «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).


  1. Пасхальное Богослужение.

Крестный ход . В ночь с субботы на воскресение начинается пасхальная служба. В половине двенадцатого люди выходят из храма со свечами и совершают крестный ход (так жены-мироносицы подходили к гробу Господню). Процессия со свечами останавливается перед закрытыми дверями храма и священник в первый раз провозглашает: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» — отвечает многоголосый хор из темноты. Двери распахиваются настежь. Всех охватывает необъяснимая радость – праздник начался!

Артос. (в переводе с греческого – хлеб). На службе в эту ночь освящается артос – круглый хлеб с изображением Креста или Воскресения. Этот обычай связан с первыми трапезами учеников после Вознесения Христа. Апостолы чувствовали Его присутствие за столом. На место, где Он восседал раньше, они ставили Ему хлеб. Выходя из-за стола, они поднимали этот хлеб со словами «Христос Воскресе!». В знак присутствия Христа, артос стоит в церкви до субботы, а потом раздается верующим «во исцеление недугов». Эта святыня хранится в доме и хранит дом от болезней и бед. Вкушается натощак.

Освящение куличей и яиц. В корзинке каждого верующего на этой службе – одни и те же продукты – сдобные куличи и крашеные яйца. Их освящение – символ перехода от постной пищи к скоромной, а также единения всех христиан, ведь в праздничные дни все вкушают эту пищу.

  1. Приветствие.

В течение сорока дней, до праздника Вознесения, звучит приветствие: «Христос Воскресе!» и ответ: «Воистину Воскресе!». Восклицания утверждают веру в то, что Христос — Бог, способный изменить законы естества и дать нам вечную жизнь. Эти приветствия как нельзя лучше выражают пасхальную радость.

Принято также христосоваться – три раза целовать друг друга в щеку. В этом обычае выражается родство людей во Христе: мы не чужие друг другу, а братья и сестры по духу, имеющие одного Отца Небесного.

Примета (они являются скорее суеверием, чем символом духовного явления). Муж и жена не христосуются на глазах у всех людей, чтобы от недобрых глаз спастись и разлуки избежать.

  1. Разговение.

Сорок восемь дней продолжался пост, когда не благословлялась скоромная пища. Вот настал момент, когда можно ее употреблять! Сначала освященное яичко. Крашеные яйца – символ праздника: ими разговляются, их дарят, ими играют в битки.

После яиц едят кулич: срезают верх и режут его на ломти поперек. Макушку возвращают на место – и так каждый день в течение Светлой седмицы. Верх кулича, покрытый глазурью, съедает глава семьи перед началом важной работы (например, сева). На ломти можно намазывать творожную пасху.

Есть поверье, что в Светлую седмицу Христос испытывает сердца людей. В нищенском одеянии Он может прийти в гости. Надо быть готовым угостить каждого посетителя.

Примета. Чтобы избавиться от ссор, всем членам семьи надо собраться вокруг праздничного стола и вместе отведать пасхальные блюда.

  1. Колокола.

На протяжении Светлой Седмицы звонят во все колокола; любой человек может подняться на колокольню и возвестить о Воскресении Христовом. Этот звон обладает силой исполнить желания, произнесенные от сердца: «Хритсос Воскрес, а моей семье здоровья, дому достатка, земле – урожая. Аминь». Кто-то просит здоровья, кто-то успеха в работе, а кто-то жениха или невесту.

  1. Пасхальные сувениры

На Пасху принято посещать всех далеких родственников дарить открытки и приносить символические подарки.

  • «Писанки» — искусно раскрашенные яйца: сваренные вкрутую, деревянные, сделанные из драгоценных металлов.
  • Пасхальные корзинки, украшенные кружевами, с праздничной салфеткой на дне и с яйцами, сладостями, фигурками птичек внутри.
  • Подставки для яиц: из картона, из проволоки, связанные крючком и красиво разукрашенные.
  • Свечи в виде яйца, кулича, с восковым кружевами и надписью «ХВ»
  1. Игры с «крашенками»

Самым популярным развлечением были и остаются игры с крашеными яйцами.

  • «Битки». Противники бьются носиками яиц, у кого оно раскололось, тот должен расстаться со своим яйцом. Победитель собирает наибольшее количество трофеев.
  • «Катанки». На горизонтальной поверхности устанавливается наклонный желоб, по которому пускают яйцо. Если оно, скатившись на одеяло, сталкивается с другими яйцами, то его владелец становится победителем. Надо умело направлять движение яиц. Больное число участников увеличивает азарт и веселье.
  • «Кучки». Возле каждого игрока имеются по две кучки песка. Кто-нибудь прячет в одну их них крашеное яйцо. Побеждает тот, кто угадает, где оно спрятано.

Из других пасхальных развлечений на Руси любимыми были качели, вокруг которых собирались все соседи. Катание на качелях – обряд овевания – ветром сдуваются грехи.

  1. Солнце играет

Утром после пасхального богослужения природа дарит людям свое чудо: ликование солнца при появлении его на небосводе. Если встречать восход солнца на возвышении: на крыше, горе, холме, можно увидеть, как «солнце пляшет». Диск меняет свою форму: то круглый, то треугольный, то в виде яйца; движется влево — вправо; вверх – вниз, переливается всеми цветами, как огненный шар выплескиваются лучи. Тот, кто увидит на Пасху восход, не будет знать беды весь год. Это явление обещает также обильный урожай.

Как нельзя праздновать Пасху 2017?

  • Праздник продолжается семь дней – Светлая Седмица. Абсолютно нельзя в это время ругаться, злиться, злословить, обижаться и портить другим радостное настроение. Без помощи Божьей это сделать трудно. Поэтому накануне праздника (лучше всего, в Чистый Четверг) надо исповедаться и причаститься всем верующим людям.
  • Все праздничные дни, а Светлое Христово Воскресение в первую очередь, служат для того, чтобы человек отвлекся от земной суеты, порадовался земной жизни и поблагодарил Бога за этот дар. Поэтому большим грехом считается работать в церковные праздники по хозяйству и по дому. Помощь больным, уход за маленькими детьми, обязанности по службе грехом не считаются.
  • Во дни Пятидесятницы (от Пасхи до Троицы) отменяются коленопреклоненные молитвы. Это постановление Церковного собора подчеркивает исключительный характер этого времени.
  • Во всю пасхальную седмицу в церкви не служат панихид и не поминают мертвых: все живы у Господа. На кладбище ходить в это время тоже не стоит, а тем более крошить на могилках освященную пасхальную еду. Усопших начинают поминать на Радоницу – на девятый день после Воскресения Христова.
  • На Святой Неделе нельзя венчаться. Это праздник духовный, поэтому Церковь не благословляет устраивать во время него свою личную жизнь. И пренебрегать этим запретом не стоит.
  • Нельзя выбрасывать в помойное ведро и на землю остатки освященной еды – их надо сжигать или закапывать в землю.

Пасхальное застолье – самое торжественное из всех праздников. Его главным украшением являются: кулич, творожная пасха, крашеные яйца.

Красное яйцо – символ возрождения жизни, поэтому без него праздник представить невозможно. Покраску яиц производят в четверг. Разноцветные яйца укладываются на зеленую травку из проросших зерен.. Красных яиц должно быть больше, т.к. именно в красный цвет впервые окрасилось яйцо, когда Мария Магдалина поднесла его императору Тиберию в подарок с вестью о Воскресении Христа. «Я поверю в это, если яйцо в твоих руках покраснеет», — ответил император – и оно заалело.

Пасхальный кулич символ тела Христова, хлеб жизни. Тесто на него ставят вечером с четверга на пятницу. Его нужно долго (не менее часа!) вымешивать, — это требует и времени, и сил, а их в эти дни всегда не хватает. Поэтому хочется предложить проверенный рецепт «Александрийского кулича», он не требует длительного вымешивания, но дает отличный результат.

  • Яйца (5 шт. + 2 желтка) взбиваются с сахаром(0,5 кг); добавляется мягкое сливочное масло (250г) и разведенные в молоке дрожжи (сухие – 25г); молоко берется топленое – 0,5л. Опара (без муки!) перемешивается и играет 10-12 часов в теплом месте.
  • Затем в нее добавляются соль (0,5 ч.л.); изюм (100г) и цукаты (100г.), вымоченные в коньяке; ванильный сахар (15г.), мука (1,5 кг). Вымешивается мягкое тесто (10-15 мин.) руками, смоченными в постном масле. Тесто разложить по формам, смазав маслом только дно, выстоять 1-1,5 часа. Выпекать при t = 180 градусов, покрыть глазурью, украсить посыпкой.

Творожная пасха – символ Голгофы и Гроба Господня. Сегодня это блюдо не так популярно, т.к. для него требуется особая форма: четырехгранная призма с буквами «ХВ» на внутренней стороне.

Самая простая (сырая) пасха готовится последовательным растиранием всех компонентов, причем, только в одну сторону – от этого зависит её вкус. Сначала свежий сухой творог (0,5 кг) тщательно растирается, потом добавляется треть стакана сахара, затем вводится размягченное масло (100г) и в последнюю очередь сметана (150г). Всю массу помещают в форму, застланную марлей, кладут сверху гнет и оставляют на сутки в прохладном месте. После снятия формы и марли, пасху украшают изюмом и цукатами.

Традиционные мясные блюда пасхального стола – холодец (студень), индейка фаршированная (или любая другая птица), баранина (в напоминание о жертвенном агнце), ветчина. Горячие блюда на стол подавать было не принято. Диетологи советуют людям, постившимся длительное время, начинать разговение несколькими глотками хорошего вина, а из мясных блюд выбрать холодец, как наиболее щадящую пищу для желудка. После длительных говений лучше чередовать постную и скоромную пищу маленькими порциями.

Пасха 2017: красивые картинки.

Красивые картинки на Пасху 2017:

Мария, г.Тюмень

Какого числа нужно праздновать Пасху в 2017 году?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какого числа православный праздник Пасхи в этом году? Она совпадает с католической и еврейской, и обычно в этом случае переносится на неделю вперед? Может, есть примеры подобного совпадения как в наши, так и в дораскольные времена. Или учения, толкования святых отцов на эту тему. Помогите разобраться.

В 2017 году православные празднуют 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11-17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ - «прохождение мимо»), также - Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ) - древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. В этот день мы торжествуем избавление через Христа пасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни.

В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4 – 5).

Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.

Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13 - 14). Ветхозаветная

Пасха, как и нынешний праздник Песах (еврейская Пасха), праздновалась в память Исхода из Египта.

Название праздника Пе́сах (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) - «миновал», «прошёл мимо» связано с событием, когда, совершая последнюю из десяти казней египетских, Бог убил в Египте всех первых по старшинству детей, и у людей и у животных, кроме первенцев иудеев, жилище которых он различил по условному знаку (крови агнца на косяке двери) и прошёл мимо: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его».Исх. 12:12-30

В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-28, Чис. 9:1-14).

После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому во исполнение библейского предписания иудеи в Песах едят опресноки и горькие травы.

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа.

Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3).

Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192).

Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье.

Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии.

Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.

Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.

В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования.

Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.

В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта.

В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии.

В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь.

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года.

Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости.

В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года.

20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь.

В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а не переходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь.

В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Чехословацкая и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе. Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х. G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы.

Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Основание = остаток от (11 G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание; Полнолуние = Новолуние + 14;

Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи.

Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь.

Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, - поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, - ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни "Возстану бо и прославлюся" подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, "веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых", начинают в 12 часов ночи.

При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи, "Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до половины "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: "И нас на земли сподоби".

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня.

В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца христиане дарят друг другу как символ чудесного появления на свет из гробницы - Воскресения Христова.

По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.

Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.

В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях, и всегда со словами "Христос воскресе!".

Символ единства перешёл к куличам и пасхам (не путать с названием праздника «Пасха»). На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ».

Символом Пасхи является ягнёнок, в форме которого в России обычно испекают пирог.

В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка). Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, "веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху".

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Затем священнослужители поют стихи:

"Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его"

"Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня".

"Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся".

"Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь".

На каждый стих певцы поют тропарь "Христос воскресе".

Затем предстоятель или все священнослужители поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Певцы оканчивают "И сущим во гробех живот даровав".

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Начинается богослужение пасхальной утрени. В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест.

Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - "Христос воскресе". Оному же отвещавшу - "Воистину воскресе". Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением "Христос воскресе!" с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его "говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34).

В кратких словах "Христос воскресе!" заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!" должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи.

О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: "Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу".

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе.

Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Разговление в праздник Пасхи как правило, семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу.

Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.

Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени.

Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста.

Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане.

В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий.

По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи.

Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время.

Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо "Царю Небесный" - "Христос воскресе" (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

Традиционные пасхальные игры:

На полу нужно освободить ровное пространство, установить деревянный или картонный желобок, с которого запускают яйца. На пути яйца раскладывают всевозможные маленькие игрушки и сувениры. Дети по очереди катят яйца по желобу и забирают себе ту игрушку, с которой сталкивалось их яйцо.

Все дети любят искать сюрпризы. Запрячьте заранее декоративные яйца либо шоколадные киндер-сюрпризы по всей квартире, дому или саду, смотря, где вы собираетесь отмечать праздник Пасхи. Соберите детей вместе и предложите им найти яйцо-сюрприз. Если детишек много, разделите их на две команды, и пусть каждая отыщет как можно большее количество яиц, которые потом распределит между собой. Если детишки ищут по отдельности, постарайтесь, чтобы каждый малыш нашел-таки свой сюрприз и не остался без подарка.

Издавна существует традиция "чокаться" друг с другом яйцами. Яйца берут в руки тупым либо острым концом от себя и ударяют им об яйцо соперника. Выиграет то, что яйцо останется целым.

Пригласите двух игроков, либо если желающих много, разделите их на две команды. Каждому вручите по большому бутафорскому яйцу или теннисному мячику, обернутому белой бумагой. На некотором расстоянии от места, где участники будут стартовать, поставьте по корзинке, тарелке либо тазику. Участники должны зажать "яйцо" между ногами, добежать до корзинки и уронить "снести" туда яйцо. Какая команда или участник справятся быстрее со всем запасом "яиц", тот и выиграет.

В предпасхальные дни душа каждого из нас наполняется весенним теплом, ждет какого-то чуда или праздника. Убранству стола и кушаньям именно в этот праздник уделяется особое внимание, как будто сама весна радостная накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

Традиции празднования Светлого Христова Воскресения до сих пор имеют свою актуальность.

Булочки пасхальные

Ингредиенты:

Молоко для узора 100 миллилитра,

Молоко для глазури 100 миллилитра,

Коричневый сахар 60 грамм,

Сухие дрожжи 15 грамм,

Сливочное масло 60 грамм,

Яичные желтки 2 штуки,

Соль 1 чайная ложка,

Мука для теста 450-500 грамм,

Мука для узора 3 столовой ложки,

Сахарная пудра 3 ст. ложки,

Изюм или смородина,

Растительное масло 1 чайная ложка.

Пасхальные булочки по популярности уступают куличами и твороженным пасхам, однако они также являются символами светлого праздника Пасхи.

Как пиготовить?

Растворяйте дрожжи и сахар (1 ч. л) в теплой молоке. Хорошенько перемешивайте и положите теплое место, до появления пузырьков (по времени около 15 минут). Далее добавьте соль, топленное сливочное масло, желтки и перемешивайте. После добавляем тростниковый сахар (коричневый сахар). Маленькими частями добавьте просеянную муку и замесите мягкое тесто. Помойте изюм, залейте кипятком и оставьте в покое 15 минут. После обсушите. Сухой изюм перемешивайте с небольшим количеством муки. Далее изюм перемешивайте с тестом и на 40-50 минут поставьте в теплом месте, можно в мультиварке с режимом хранение тепла. По истечении этой времени тесто будет готово для выпечки пасхальных булочек. Сформируйте колобки из подошедшего теста и дайте и "отдохнут" 15-20 минут. Пока колобки «отдыхают» приступайте к приготовлению смеси для узора. Для этого следует перемешивать молоко (3 столовой ложки), муку и растительное масло (1 чайная ложка). Удобным вам способом нарисуйте на поверхностях булочек крестики. Разогревайте духовку до температуры 200 градусов и отправьте туда противен с булочками на 20-30 минут.

Для приготовления глазури надо перемешивать горячие молоко с сахарной пудрой. Смажьте глазурью горячие булочки, сразу после духовки.

Пасха творожная

Ингредиенты:

Творога (9% и выше) 600 грамма,

Сметана (20%) 200 грамм,

Сливочное масло 100 грамм,

Сахарный песок 100 грамм,

Желтки 4 штуки, - ванильный сахар 1 чайная ложка,

Изюм 100 грамм, - цукаты 100 грамм.

Творожные пасхи наравне с куличом и крашенными яйцами являются символами праздника Пасхи. Многие люда часто путают творожные пасхи с куличами, однако эти две праздничные блюда коренным образом отличаются друг от друга. Кулич - это мучное изделия, выпечка, а пасхи приготавливают только из творога.

Праздничные творожные пасхи по способу приготовления разделяются на два вида - сырые и вареные. По размерам сырые пасхи меньше чем вареные (сырой творог портится быстрее). По форме творожные пасхи схоже с усеченными пирамидами.

Для приготовления праздничной пасхи используют специальные формы, песочницы. Лучшими считаются деревянные песочницы, однако в наши дни в магазинах продаются только пластмассовые.

Из вышеперечисленных ингредиентов получается пасха высотой 15-16 сантиметра с диаметром в нижней части примерно 15-16 см.

Творожные пасхи принадлежат к категории блюд "сладкие десерты". Вкусовые качества творожной пасхи в основном засвистит от качества творога. Творог обязательно должен быт свежий, натуральный с жирностью больше среднего. Самый лучший вариант - это домашний творог.

Вареная творожная пасха с изюмом и цукатами

Приготовьте все необходимые ингредиенты. Первым делом помойте цукаты и изюм. Выложите на бумажной полотенце, чтобы они до использования полностью сушились. Далее протрите творог на дуршлаге с мелкими отверстиями, или на сетке.

Для приготовления требуется кастрюля с толстым днищем, в противном случае придется приготовить пасху на водяной бане. Главное, чтобы во время варки творог не сгорел.

Сливочное масло нарежьте на мелкие кубики. В кастрюлю с протертым творогом добавьте сметану, сливочное масло, сахарный песок, ванильный сахар и желтки. Хорошенько перемешивайте и ставьте на огонь.

На слабом огне, постоянно перемешивая, подогревайте творожную массу. Творожная масса должно стать жидким и однородным. Продолжайте подогревать до появления пузырьков. Помните! До кипячения нельзя довести. Сразу после появления первых пузырьков возьмите кастрюлю с плиты и остужайте творожную массу до теплого состояния.

Для охлаждения можно использовать тазик с холодной водой. В теплую творожную массу добавьте изюм с цукатами и перемешивайте. Имейте в виду, что после заполнения песочницы сывороток будет стекать, поэтому песочницу размещайте в глубокой тарелочке.

Замочите марлю, служите в два слоя и застелите эту марлю в песочнице. Марля должен быть таких размеров, чтобы края зависли по бокам песочницы. Постарайтесь застелить марлю таким образом, чтобы складки совпали с углами песочницы.

При отсутствии песочницы можно использовать пластиковую бутылочку. Для этого из бутылки отрежьте горловину, до середины (где диаметр имеет наибольший размер), а на днище сделайте отверстия, чтобы дать возможность творожной массе освобождаться от сыворотка. После этого заполняйте песочницу творожной массой. Весящими концами марли укройте поверхность творожной массы и придавите тарелкой. Ставьте сверху груз, гнет (бутылку с водой или пакет молока). Вместе с грузом песочницу отправьте в холодильник и поддержите там минимум 12 часов. Далее доставайте из холодильника песочницу с пасхой, удалите груз и разверните марлю. Накройте поверхность пасхи тарелкой и переверните песочницу. Вытащите пасху из песочницы и аккуратно удалите марлю. Все, заварная творожная пасха готов.

Чтобы пасха получилось нежной, надо замените сахарный песок сахарной пудрой.

Приготовление сырой творожной пасхи

Ингредиенты:

Творога 2 кг.

Сметана 400 грамм,

Сливочное масло 300 гр.

Яйцо 4 штуки,

Соль по вкусу.

Протрите творог через мелкое сито, лучше 2 раза. В отдельной посуде перемешивайте 3 яйца, сливочное мало и сметану. Ставьте кастрюлю на слабый огонь и перемешивая доведите до кипения.
Залейте горячую массу в кастрюлю с протертым творогом. Туда же добавьте одно яйцо и посолите по вкусу. Перемешивайте до получения однородной массы. Далее застелите песочницу мокрой марлей и залейте творожную массу, так как описано выше (рецепт приготовления творожной пасхи с цукатами и изюмом). Сверху поставьте груз и отправьте в холодильник на 12 часов.

Пасхальные яйца

Сегодня мы познакомим вас с традиционными способами покраски яиц в домашних условиях. Для покраски пасхальных яиц можно использовать не только краски и красители, но и нитки, ткани, бумагу, резинки и много других подручных средств.

Коротко о натуральных красителях, которые являются самыми главными для покраски пасхальных яиц.

Информация: Пред покраской любым видом красителя, хорошенько с мылом помойте и сушите яйца.

Луковая шелуха - оттенки коричневого цвета Это самый распространенный и безвредный краситель пасхальных яиц. Использование луковой шелухи в качестве красителя является самым простым и не трудоемким способом покраски.

С помощью этого метода получаются разные оттенки коричневого цвета, в зависимости от концентрации, количества шелухи в воде.

Залейте шелуху холодной водой и на слабом огне кипятите 30-40 минут. Чем больше шелухи, тем насыщенная получится краска. Можно (но не обязательно) процедит и в дальнейшем использовать только жидкость, без шелухи. После этого размещайте в кастрюлю с красителем яйца и сварите в 15-20 минут.

Для получения мраморного узора добавьте в кастрюлю с красителем немного растительного масла.

Крапива - светло-зеленый цвет. Тоже натуральный и безвредный краситель.

Для приготовления этого красителя можно использовать сушеную крапиву.

Состав красителя: сушеная крапива 5-6 столовых ложек, вода 0.5 литра, уксус (9%) одна столовая ложка. Приготовление этого красителя схоже с красителем из луковой шелухи. Прокипятите крапиву в воде 15-20 минут. Процедите отвар и добавьте уксус. Краситель готов. Вкладывайте яйца в краситель и варите на слабом огне 15 минут. Доставайте готовые яйца и дайте остыть 30 минут.

При испарении жидкости во время кипячения следует добавить воду. Яйца постоянно должны быть полностью в жидкости.

Куркума: золотисто-жёлтый цвет. В случае куркумы краситель предварительно не готовят. Добавьте в кастрюлю с 0.5 литром воды 2 столовую ложку куркумы, столовой ложки уксуса выкладывайте яйца. Сварить на слабом огне до готовности яиц. Если желаете получить оранжевый цвет, добавьте побольше куркумы.

Свекла: разовый цвет. В свежо выжатый свекольный сок положите горячие отваренные яйца и оставьте на ночь. Для более насыщенного цвета сварите яйца прямо на свекольном соку.


Фиалка: фиолетовый цвет

Замочите цветы фиалки кипяченой водой и дайте отстоятся 30 минут. Далее выложите в кастрюлю с красителем горячие вареные яйца и оставляйте на ночь. Чтобы получить лавандовый цвет добавьте в кастрюлю немного лимонного сока.

Краснокочанная капуста: синий цвет

Разрежьте краснокочанную капусту и залейте водой (0.5 литра), добавьте 5-6 столовой ложки белого уксуса и оставьте настояться в течение ночи. Утром сварите в этом растворе яйца до готовности. Совет: Для того чтобы на яйце во время варки не образовались трещины, их надо пред варкой подержат при комнатной температуре около часа, а в жидкость для варки добавить 1-2 чайную ложку соли.

Популярные способы украшения пасхальных яиц

Способ № 1

Чтобы на поверхности яйца получались узоры или рисунки, надо использовать вспомогательные подручные материалы. Для получения узоров похожие на листья, используйте зелень (петрушка, кинза) или маленькие листья и цветки других растений, по желанию. Замочите листики, прикрепите к поверхности яйца и замотайте марлей или наденьте капроновый чулок. Далее красить как обычные яйца, используя одну из красителей из списка выше. На фотографиях показаны как следует выкладывать листья и результат после окраски.

Способ № 2

Интересные узоры получаются с применение обычных банковских резинок или изоляционной ленты. Пред варкой туго обмотайте яйцо несколькими резинками или изоляционной лентой. Из изоляционной ленты можно нарезать ромбики или другие узоры. Окунайте яйца в краситель и после окрашивания уделите резинки и ленту. Чтобы получить разноцветные узоры, удалите некоторые из резинок или добавьте другие (это зависит от вашей фантазии) и окунайте яйцо в другой краситель.

Способ № 3

Куриное яйцо положите в середине лоскута шёлковой ткани. Для этой цели хорошо подойдут старые мужские галстуки. Плотно заверните яйцо в ткани. Поверх шёлка оберните яйцо в ткань из хлопка (лоскуты старой наволочки белого цвета). Оберните ткани нитью или резинками, чтобы во время варки яйцо не меняло свое положение. Варить обернутые шёлком яйца надо в обычной воде с добавлением уксуса. Кипятите воду, добавьте уксус и сварите яйца на слабом огне примерно 20 минут. После варки достаньте обернутые яйца и переложите на дуршлаг. Дождитесь до полного остывания и аккуратно освобождайте яйца от ткани. Украшенные этим способом яйца получаются невероятно красивыми.

Способ № 4

Замочите яйца в воде и обваляйте в тарелочки с рисом. Крупинки риса прилипнут к скорлупе. Аккуратно заверните яйцо марлей так, чтобы все крупинки риса оставались между скорлупой и марлей и окрашивайте один из выше предложенных способов.

Способ № 5

Чтобы получить двухцветные яйца следует их предварительно сварить и охлаждать. Для двухцветной покраски лучше использовать купленные в магазине пищевые краски. Сначала яйцо целиком окрасьте одним цветом (соблюдая инструкции по применению красителя из обложки), а потом наполовину окунайте в емкость с краской другого цвета.

Информация: Если вы красили яйца синтетическими красками, не используйте их в пище.

Куличи пасхальные

Россия... кулич, Польшя... бабки и маковницы, Италия... пастьера, Голландия... паасброд.

Рецепт приготовления пасхального кулича

В большой посуде соединить 0,5 стакана чуть тёплого молока, дрожжи, добавить столовую ложку муки и щепотку сахара. Хорошо всё перемешать и оставить на 20-30 минут подходить в тёплом месте.

Подготовим яйца. Понадобится 8 желтков и 2 яйца целиком. Желтки с яйцами хорошо взбить вилкой. Когда опара увеличится в 2 раза, добавить в неё 1 стакан сметаны комнатной температуры, взбитые яйца, 1.5 стакана сахара, щепотку соли и 2/3 части просеянной муки.

Замесить однородное тесто, по консистенции как на густые оладьи. Накрыть тесто хлопковым полотенцем и оставить подходить в тёплом месте на 1.5-2 часа до увеличения объёма в 2 раза. Затем добавить в тесто мягкое сливочное масло, 2-3 горсти изюма и постепенно ввести оставшуюся муку. Тесто должно быть не густым. Количество муки может немного варьироваться, так как оно зависит от размера яиц и густоты сметаны. Готовое тесто опять поставить подходить до увеличения объёма в 2 раза.

Тем временем подготовим формы. Необходимо вырезать из пергамента основания и стенки. Бумажки для стенок должны быть выше формы на 5-6 см. Для одной порции теста понадобится 4-5 форм для выпекания, объёмом 750 мл. Пергамент для дна и стенок смазать растительным маслом, вложить в формы и наполнить формы готовым (подошедшим 2 раза) тестом на 1/3 объёма. Затем оставить их расстояться на 10-15 минут. Поставить формы в разогретую до 180 °С духовку, выпекать 55-70 минут. Готовность проверять деревянной шпажкой.

Взбить 1 белок, затем добавить готовую сахарную глазурь и взбивать до устойчивых пиков - это будет помадка для смазывания куличей. Тёплые куличи смазать помадкой и присыпать декоративной сахарной посыпкой. Пасхальный кулич готов.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в "Полном православном молитвослове для мирян" и в брошюре "Как вести себя на кладбище", выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему: - Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть. Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».


Сергей Есенин

Пасхальный благовест

Колокол дремавший Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу Сонная земля.
Понеслись удары К синим небесам,

Звонко побежала Резвая волна.
Тихая долина Отгоняет сон,

Где-то за дорогой Замирает звон.

Как определяется дата Пасхи?


Дату празднования Пасхи можно определить только, используя Пасхалию. Этот метод берет за свою основу дату Ветхозаветной Пасхи, когда была осуществлена самая последняя и жестокая египетская казнь. Следующее воскресенье за этим днем в солнечном календаре и является днем христианской Пасхи. Важно знать, что для того чтобы определить когда будет Пасха требуется использовать григорианский, юлианский или александрийский календарь.


В Пасхалии существует определенное правило, благодаря которому понимание определения даты Пасхи становится легче. Чтобы узнать, когда будет Пасха нужно знать когда будет весеннее равноденствие. Затем определить первое полнолуние после этого дня и найти ближайшее за полнолунием воскресение. Это число и будет праздником Великой Пасхи.


Полнолуние и равноденствие при определении даты Пасхи являются не астрономическими явлениями, а датами, вычисленными с помощью Метонова цикла.


Когда Пасха в 2017 году у православных?


Не стоит отчаиваться, если метод определения Пасхи непонятен. Даты уже давно были вычислены и сейчас можно без всяких затруднений узнать, когда будет Пасха в 2017 году у православных. Праздник Воскресения Христова в 2017 году отмечается 16 апреля. Неделя перед Пасхой называется Страстной и считается самой тяжелой во всем Великом посте.


Праздник Светлой Пасхи является пышным окончанием Великого поста, длительность которого 48 дней. Во время поста человек должен очищаться духовно, молиться, кушать только легкую растительную пищу и отказываться от дурных мыслей. А в день Светлой Пасхи обычно накрываются столы с различными мясными и праздничными блюдами. Традиционно на столе в день Пасхи должны присутствовать кулич, яйца и пасха. Хорошо если они были освящены в церкви во время ночного богослужения.


Католическая Пасха в 2017 году


Очень редко случается такое, что католическая и христианская Пасхи совпадают. И 2017 год стал именно таким. Католическая Пасха в 2017 году празднуется 16 апреля. Богослужения в церкви начинаются заранее с четверга. Подготовка к католической Пасхе схожа с православной. Люди готовят праздничные блюда, красят и украшают яйца. Чистота должна быть как в мыслях верующих, так и в доме. Люди приглашают друг друга отметить этот великий праздник.


Еврейская Пасха в 2017 году


В Иерусалиме праздник Пасхи считается одним из главных праздников. Иудеи верят, что именно в этот день, называемый Песах был спасен весь их народ. Праздник Пасхи у евреев отмечается масштабно с соблюдением всех традиций. Не зря же Иерусалим является центром для всех паломников, верующих в Бога. Еврейская Пасха в 2017 году отмечается всю неделю в апреле с 11 по 17 число.


Помимо накрытых столов, молитв и богослужений принято в этот день помогать малоимущим и угощать едой бедных.


Ежегодно христиане всего мира с нетерпением ожидают главного церковного праздника – Воскресения Христова, и каждый раз это событие приходится на разные дни. Для вычисления его даты были разработаны целые методики, благодаря которым мы знаем, какого числа будет Пасха не только в 2015 году, но и в последующие десятилетия.

Инструкция

Точный день «торжества всех торжеств», как называют Пасху в православной традиции, вычисляют по лунному календарю. Точкой отсчета принято считать ближайшее к весеннему равноденствию полнолуние. Первое воскресенье после него и будет днем великой радости.

Так как равноденствие наступает 20 или 21 марта, то дата Пасхи оказывается в промежутке от 4 апреля до 8 мая. Решение о привязке празднования к солнечному и лунному циклу было принято в 325 году на I Вселенском Соборе. До этого Воскресение Христово ежегодно отмечали 14 Нисана по иудейскому календарю.

Этого числа восточные церкви совершали празднество в воспоминание о страданиях Христа на кресте, которое называлось Пасха крестная, а уже на следующие сутки – Пасху Воскресения. Естественно, заветная дата не всегда выпадала на воскресный день, поэтому торжество часто отмечали в будни.

Чтобы как-то упорядочить годичный круг богослужений, епископы установили новые правила расчета Пасхи, в основе которых используется юлианский календарь. Таким образом, они достигли единовременности праздников по всем церквам.

В 2015 году мы Воскресение Христово 12 апреля по новому стилю. За последнее столетие в этот день Пасха выпадала дважды: в 1931 и 1936 году. Данное число находилось по формуле, выведенной еще в IV веке. Она учитывает множество факторов, среди которых: празднование в воскресный день, дата весеннего равноденствия и первого полнолуния после него.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди