15.04.2019

Конспект нод для дошкольников с нарушением зрения. Нод по развитию зрительного восприятия "встреча с волшебницей зимой" для детей с нарушением зрения подготовительно к школе группы. Динамическая пауза с зрительной гимнастикой


Конспект НОД для дошкольников с нарушением зрения

Пахниц Людмила Михайловна, воспитатель МБДОУ № 3, г. Батайск
Описание материала: Вашему вниманию предлагается конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы с нарушением зрения. В конспекте просматривается взаимосвязь в работе воспитателя и дефектолога. Он будет интересен педагогам, которые умеют или учатся работать в паре, не мешая друг другу и поддерживая интерес детей к деятельности.

Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушением зрения «Путешествие капельки»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Цель: Продолжать формировать представления о свойствах воды.
Образовательные: С помощью опыта выяснить, что означает выражение «выйти сухим из воды». Развивать умение анализировать и делать простейшие выводы, устанавливать причинно- следственные связи. Активизировать словарь детей. Развивать творческое воображение и умение создавать сюжетный рисунок с помощью одного трафарета.
Коррекционные: Уточнение пространственных представлений в процессе ориентировки на микро- и макроплоскости. Активизация зрительных функций: фиксации взора, прослеживающей функции глаза. Развитие осязательного восприятия при нахождении заданного объекта на ощупь. Развитие умения слышать и различать различные шумы и звуки в окружающей действительности
Воспитательные: воспитывать волевые качества, честность в процессе выполнения заданий.
Предшествующая работа: эксперименты и игры с водой,игры с игрушкой «Капелькой»
Используемые методики и литература: ТРИЗ, Воскобович, экспериментирование из книги «Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Материал для занятия: игрушка «Капелька», коврограф Воскобовича с «Разноцветными квадратами», магнитофон с аудиозаписями дождя, ливня, шума водопада, звуки машин, тренажер-сетка, подвешенная от потолка до пола, прищепки, картонные «капельки», чашка с водой, тазы с водой, стаканы, на дне которых прилеплен пластилин, салфетки, шприцы с краской, шампунь, ложечки, игрушка-лазар, сухие бассейны с гречкой, силуэты капельки из линолеума, картона, пластмассы, бумага, фломастеры, песочные часы на 5 мин.

Ход деятельности:

Организационный момент:
Воспитатель, расставив руки в стороны, читает закличку « Моя крыша не течет, под ней барыня живет… (в это время дет и подставляют под «крышу»- ладонь взрослого один палец)… раз, два, три, лови! (взрослый сжимает ладонь, дети стараются успеть убрать палец, чтобы их не поймали).
Воспитатель: ребята, а что может течь по крыше?
Ответы детей
Воспитатель: наша озорница-Капелька тоже могла бы течь по крыше. Кстати, кто-нибудь видел ее сегодня в группе?
Дефектолог: мне показалось, что она мелькнула за одним из «Разноцветных квадратов» (Воскобович). И начала она свой путь с синего квадрата, потом поднялась на 2 квадрата вверх, 4 квадрата влево, 2- вниз, и 1 вправо.
Дети прослеживают путь и отвечают, за каким квадратом спряталась Капелька.
Дефектолог: Ну надо же, она опять убежала!
Воспитатель: прислушайтесь, может быть вы услышите звук Капельки?(Включает магнитофон)
Дефектолог: давайте «нарисуем» водопад на нашей сетке. Мальчики возьмут капельки и прищепки около шкафа, а девочки - на подоконнике.
Дети выполняют задание.
Когда дети почти все выполнили задание, воспитатель «нечаянно» обливает дефектолога водой из чашки, извиняется. ребята, скажите, а быть мокрым это хорошо или плохо? (используется методика ТРИЗ)
Дети: летом это хорошо, потому что не жарко. Плохо, потому, что может выпачкаться одежда…
Воспитатель: а можно ли выйти сухим из воды? Хотите я вам докажу, что можно. Пройдемте в нашу лабораторию. Пока воспитатель беседует с детьми, дефектолог располагает на столах тазы с водой, стаканы, на дне которых прилеплен пластилин, салфетки.
Воспитатель: оторвите кусочек салфетки. Она сейчас сухая или мокрая? Прикрепите ее на дно стакана. Аккуратно, не наклоняя стакана, опустите его в воду, держа за дно. Поднимите стакан. Попробуйте салфетку. Какая она? Почему?
Дети отвечают
Воспитатель делает вывод: салфетка остается сухой, так как воздух, попавший в стакан, защитил ее и она не намокла.
Дефектолог: подскажите мне, пожалуйста, какого цвета вода? Докажите мне это.
Ответы детей. Дети набирают в стаканы воды и виден пластилин на дне.
Воспитатель: давайте превратим простую воду в цветную. Что нам для этого может понадобиться? Приступайте к работе. А вечером, я покажу вам, что может получиться, если в цветную воду добавить немного шампуня. А сейчас помогите привести в порядок нашу лабораторию.
Дефектолог: лазаром рисует на стене различные геомнтрические фигуры. Дети прослеживают глазами и называют увиденное. Последнюю рисует капельку.
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли о нашей Капельке. Куда же она подевалась?
Дефектолог: она, наверное в очередной раз спряталась. Теперь в наших сухих бассейнах. Искать нужно только такую капельку. Показывает и дает детям пощупать образец капельки из линолеума.
Воспитатель: молодцы ребята, отыскали капельку. А теперь с помощью капельки попробуйте нарисовать картинки. Но у нас для этого немного времени. Песочные часы могут перевернуться только один раз.
Дети, используя силу капель как трафарет, обводят его, рисуя мышку, цветок, шарики, и другие картинки.
Воспитатель: ребята, что мы сегодня узнали с помощью капельки? Молодцы! Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч

Конспект подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшей группы, по теме: «Развитие зрительного восприятия. Игрушки».

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения.

Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

(Старшая группа.)

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.

Коррекционно-развивающие:

1) Формировать целенаправленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением игрушек;

2) Активизировать зрительные функции с помощью зрительной гимнастики;

3) Развивать зрительное внимание;

4) Совершенствовать умение различать наложенные изображения.

5) Развивать мелкую моторику;

6) Развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно – воспитательные:

1) Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки формата А5 «Игрушки» (матрёшка, кукла, плюшевый медведь, машинка, мяч, пирамидка); наложенные изображения (5 объектов); сетка; прищепки; иллюстрация Буратино; маркеры; мультифоры; картинки к игре « Игра в бинокль» (на каждого ребенка); карточки с оттенками цветов (в конвертах на каждого ребенка); схема выкладывания игрушки из геометрических фигур (на каждого ребенка); ориентир для зрительной гимнастики.

Ход занятия:

1) Организационный момент:

Дети встают в круг.

Учитель-дефектолог: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Учитель-дефектолог: Проходите за столы, садитесь. Не забывайте, что нужно сидеть правильно, спину держать ровно.

Посмотрите ребята, к нам в гости пришел Буратино, и пришел он не с пустыми руками. Посмотрите, что нам принес Буратино! Это конверт, с интересными заданиями про игрушки. Только сам он их выполнить не смог. Давайте мы поможем Буратино!

Дети:- Давайте.

2) Основная часть:

Задание 1: Дидактическая игра «Загадки»

Учитель-дефектолог: Буратино очень любит отгадывать загадки. Только не всегда отгадывает их правильно. Он будет очень рад, если вы поможете ему правильно их угадать. Послушайте внимательно загадку. Узнайте, о каких игрушках говорит Буратино.

Педагог читает загадку.

Учитель-дефектолог: Арина, о какой игрушке говорит Буратино в загадке?

Арина: - Матрёшка

Учитель-дефектолог: Правильно! Арина, пройди за сетку, найди матрёшку.

Прикрепи её на сетку, чтобы всем ребятам было видно.

Загадки:

1) Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка друзья? (Кукла)

2) Кто не ест душистый мёд

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это- плюшевый…. (медведь)

3) Есть кабинка, кузовок, Откидной на нём борток, Есть колёсики и шинки У игрушечной ... (Машинки) 4) Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
( Мяч)

5) Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
6) Любит наряжаться свечка

А всего одна игрушка. В разноцветные колечки.
(Матрешка) Надевай скорее, ну же:

Снизу- шире, сверху - уже.

(Пирамидка)

Учитель-дефектолог: - Ребята, а что это такое? Как можно назвать одним словом?

Дети: -игрушки

Учитель-дефектолог: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с загадками Буратино.

Задание 2: «Дидактическая игра «Найди игрушку» (наложенное изображение)

- Учитель-дефектолог: Ребята, наши игрушки любят играть в прятки. Буратино часто не может их найти! Мы ему сейчас поможем. Возьмите на краю стола картинку положите перед собой посмотрите внимательно, найдите и обведите ту игрушку, которая вам больше всего понравилась.

Учитель-дефектолог: -Саша, ты нашел свою игрушку?

Саша: -Да

Учитель-дефектолог: -Какая у тебя игрушка?

Саша: пирамидка.

Учитель-дефектолог: -Возьми маркер, обведи пирамидку по контуру.

Учитель-дефектолог:- Настя, какую игрушку ты будешь искать?

Настя:- матрёшку.

Учитель-дефектолог: Возьми маркер, обведи матрёшку по контуру.

Учитель-дефектолог: Вот видишь Буратино, какие ребята молодцы, нашли все игрушки.

Задание 3: Зрительная гимнастика « Игрушки»

Учитель-дефектолог: Теперь, ребята, наши с вами глаза немного отдохнут.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика:

Посмотрите, в магазине Движения глазами влево - вправо,

Все игрушки на витрине: вверх- вниз за ориентиром

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят. Сомкнуть веки,поморгать ( Проводится два раза )

Задание 4: Дидактическая игра « От темного, к светлому»

Учитель-дефектолог: -Ребята, игрушек бывает очень много и все они разного цвета. Буратино принес для вас мячики разных цветов (оттенков), чтобы вы с ними поиграли. Возьмите на краю стола карточки с мячиками, разложите их от самого темного к самому светлому. Справа – налево.

Учитель-дефектолог: Смотрите, наш гость немного устал. Давайте мы пройдем на ковер и тоже немного отдохнем.

Физминутка: «БУРАТИНО»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Потянуться руками вверх, 2 раза нагнуться, развести руки в стороны, встать на носочки) Проводится 2 раза.

Учитель-дефектолог: А для того, чтобы помочь Буратино со следующим заданием, нужно подготовить наши пальчики.

Задание 5: Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят : кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальчики .)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Проводится два раза

Задание 6: Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур игрушку»

Учитель-дефектолог: - Ребята, посмотрите, Буратино ещё очень любит рисовать. Он пробовал нарисовать портрет своего друга Мишки. Посмотрите что у него получилось (на доску вывешиваю схему из геометрических фигур).

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, у вас на столах есть точно такие же портреты Мишки, пододвиньте их к себе поближе рассмотрите их. Скажите, из каких геометрических фигур состоит Мишка?

Дети: Квадрат, круг, овал, треугольник.

Учитель-дефектолог:- Ребята, посмотрите, туловище у Мишки из какой фигуры состоит?

Дети: - из квадрата.

Учитель-дефектолог: - Из какой фигуры состоит голова у Мишки?

Дети: - из овала.

Учитель-дефектолог: -Ребята, а какие части (детали) у Мишки мы с вами забыли отметить?

Дети: - уши, глаза, мордочка, лапы.

Учитель-дефектолог: -Правильно! Из какой геометрической фигуры они состоят?

Дети: - из круга.

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, по размеру все ли эти детали одинаковые?

Дети:- Нет. Глаза состоят из маленьких кругов, уши и лапы из средних кругов, мордочка из большого круга.

Учитель-дефектолог: Молодцы! Ребята, у вас на тарелочке лежат геометрические фигуры, возьмите их. Выложите из геометрических фигур точно такого же Мишку.

Итог занятия:

Учитель-дефектолог: Ну, вот мы и выполнили все задания Буратино.

Только прежде чем он уйдет, давайте вспомним, как мы ему помогали?

Дети: Мы отгадывали загадки, находили игрушки, обводили игрушки по точкам

Учитель-дефектолог: Правильно ребята! Скажите мне, с какими игрушками мы сегодня играли? (Дети перечисляют)

Учитель-дефектолог: -Ребята, а как нужно обращаться с игрушками?

Дети: бережно, аккуратно, не бросать их на пол, не ломать.

Учитель-дефектолог: Ребята, вы все молодцы! Выполнили все задания Буратино, помогли ему. Теперь он знает, как играть с игрушками и как с ними обращаться.

Буратино благодарит вас за работу, и говорит вам До свидания!

Елена Кондракова

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы с нарушением зрения

на тему: «Я и мои друзья»

Программное содержание:

Коррекционно обучающие задачи.

1. Обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба».

2. Закреплять умение детей тактильно обследовать предметы на ощупь, соотносить и находить одинаковые, определять характер поверхности предметов.

3. Закреплять навыки ориентировки.

Коррекционно развивающие задачи.

1. Развивать у детей сохранные анализаторы

2. Развивать зрительные функции, зрительное внимание.

3. Развивать социальные чувства, доброжелательные отношения.

Коррекционно воспитывающие задачи.

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, сопереживания, желания прийти на помощь.

2. Создание положительно-эмоционального настроения.

3. Воспитание желания довести начатое дело до конца.

Речевые задачи.

1. Расширение словаря, активизация речи.

Интеграция.

Познание, социализация, здоровье, коммуникация, художественное слово, музыка.

Оборудование: аудио кассета с записью песен Шаинского, магнитофон, попугай игрушка, ткань «речка», тактильные дощечки с разной поверхностью, тарелочки с семенами фасоли, тыквы, массажные шарики, дидактические игры «Тактильное дерево», «Тактильный тренинг», мешочек, игрушка колобок, резиновые мячи разной поверхности, тарелочка с бананом, шоколадом, апельсином, шкатулка, сердечки.

Ритуал начала занятия

Звучит песня «Улыбка», муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Дети, к нам в гости прилетел попугай, с острова дружбы. Он интересуется

знаем ли мы, что такое дружба? Что значит настоящий друг?

Кеша предлагает нам поиграть в игру.

Игра «Да-да-да – нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить?

(да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(да-да-да)

Мы научимся играть?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

(нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

Ну а споры разрешать?

Будем крепко мы дружить?

Дети, а у вас есть друзья? А как надо обращаться к другу? Ответы детей.

Давайте покажем Кеше, какие мы дружные.

Психоэтюд.

Главное вместе, Дети идут по кругу, держатся за руки

Главное дружно. Руки кладут на плечи друг другу

С сердцем горячим внутри. Руки на сердце

Нам равнодушных, Грозят пальчиком

В жизни не нужно

Злобу, обиду с детсада гони. Руки в кулачок, выбрасывают «обиду»

Дети, попугай Кеша приглашает нас на остров Дружбы.

На острове дружбы

Мир и покой.

Здесь всем помогают

И дружат с тобой!

«Слуховой диктант»

Но, чтобы попасть на остров Дружбы, нам надо построить тактильные мостики. Слушайте внимательно и выкладывайте их. Первая дощечка с мягкой поверхностью, вторая ребристая, третья неровная.



Ну, вот мы и на острове. Смотрите, кто-то оставил нам записку. Это Золушка, она уехала на бал, и просит нас помочь перебрать семена.

Поможем Золушке?

Давайте разогреем наши пальчики, чтобы они хорошо поработали.

Пальчиковая гимнастика с помощью шаров ежиков (метод Су – Джок терапии)

Я мячом шары катаю

Взад вперед его гоняю.

Вот так, вот так.

А теперь его сожму

И немного отдохну.


Игра «Сортировка семян».

Дети сортируют семена по цвету. Вот и справились с заданием, сделали доброе дело. Золушка оставила нам в благодарность маленькое сердечко.

Глазки устали, я приглашаю вас на лесную полянку. Давайте посмотрим, где зажгутся огоньки.


Зрительная гимнастика на электрифицированном тренажере.

Дети прослеживают глазами включающиеся огоньки.

«Тактильный тренинг»

На полянке мы увидели одного гномика в красном колпачке. Его братишки убежали в лес и перепутали свои подушечки. У каждого гнома по две подушечки. Надо помочь гномикам найти пару каждой подушке. Возьмите по две подушке с ленточками, старательно тактильно обследуйте каждую, найдите на ощупь такую же и прикрепите к ней заколочку такого же цвета, что и ленточка.

Дети выполняют задание и говорят, чем заполнена подушечка (песком, крупой, фасолью и т. д.)

Помогли гномикам, сделали доброе дело и получили второе сердечко.

Давайте отдохнем.



Физминутка

Мы глазами миг-миг-миг.

Мы плечами чик-чик-чик.

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.

Мы ногами топ-топ-топ.

Раз присели, два привстали,

Словно Ванькой-встанькой встали.

Повернулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Стук в дверь. Дети пришло письмо от доктора Айболита. Он просит, срочно прислать лекарство для больных обезьянок. А какое это лекарство, мы должны узнать по вкусу.

Игра «Угадай на вкус»

Дети с закрытыми глазами пробуют шоколад, лимон, банан. И решают, какое лекарство подойдет обезьянкам. Конечно банан. И получают еще одно сердечко.


Игра «Подбери листочки к ветке»

Дерево дружбы растет во дворе

Ветер раскинул листву детворе.

Каждый листочек вы рассмотрите,

На нужную ветку его прикрепите.

Опять нужна наша помощь. Поможем дереву надеть листву? Дети подбирают каждой веточке дерева, нужные листочки, сравнивая поверхность. Листочки с ворсистой поверхностью прикрепляют на ворсистую веточку. Листики с колючей поверхностью на колючую ветку. Листья с шершавой – на шершавую, а с ребристой на ребристую.

Какого цвета листочки на верхней ветке справа? Где находятся желтые листики? Какие листочки на нижней ветке справа? Какие листья на верхней ветке слева? Молодцы! Справились и с этим заданием, и дерево дарит нам четвертое сердечко!

Дети, а как вы понимаете пословицу «Человек без друга, что дерево без корней». Рассуждения детей.



Динамическая пауза с зрительной гимнастикой.

Дружит с солнцем ветерок, Руки и взор вверх

А роса с травою. Присели взор вниз

Дружит дерево с листвой. Встать, руки вверх и развести в стороны

Дружим мы с тобою. Взяться за руки и улыбнуться друг другу

Игра «Помоги колобку выручить друзей»

Дети тихо, кто-то опять зовет нас на помощь. Да это же колобок. Его друзья не могут выбраться из мешка. Опишите друзей колобка, какие они. Дети тактильно на ощупь определяют. Мягкий, пушистый из ниток. Твердый, круглый, гладкий. Мягкий, ворсистый, резиновый. Шершавый, твердый и т. д.

Сколько друзей у колобка? Колобок дарит нам пятое сердечко.



«Песочная терапия»

А где у нас находится сердце? Приложите руку. Слышите, как оно стучит? Для чего человеку нужно сердце? У вас дети добрые сердца. Да сердце дано человеку, чтобы любить своих родных, близких людей и друзей. Давайте нарисуем свои сердца на песочке и оставим их на острове Дружбы.


А теперь пора возвращаться в садик. Закройте глаза и произнесите слова: «Вокруг себя повернись и в детском садике очутись!»

Рефлексия

Ребята, вот мы и вернулись с острова Дружбы. Какие добрые поступки мы с вами совершили? Я теперь точно знаю, что в нашей группе живут дружные ребята, которые всегда могут прийти на помощь. Попугай Кеша подарил нам шкатулку «Дружбы». Положим туда сердечки и скажем, какие должны быть друзья.




Кулаева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по познавательному развитию РиОМ для детей старшей группы с нарушением зрения "Наши глаза"
Дата публикации: 02.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по познавательному развитию (РиОМ) для детей старшей

группы с нарушением зрения «Наши глаза»

Цель: закрепление знаний о роли глаз в жизни человека и животных.

Задачи: Познавательное развитие

Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека и некоторых животных. -

Познакомить со строением глаза.

Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по

охране зрения, познакомить с приёмами первой медицинской помощи при травме глаз.

Дать детям представления об очках и объяснить их назначение и применение.

Речевое развитие

Продолжать учить делать умозаключения, рассуждать.

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать желание бережно относиться к своему зрению.

Оборудование: платок; картинки: орёл. сова, муравьи. филин, пчела, крот, глаза человека;

мешочек с игрушками и предметами.

Ребята, отгадайте загадки

«Живут два друга, Глядят в два круга.

Живёт мой братец за горой, Не может встретиться со мной.

На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят»?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете: Для чего нужны человеку глаза?

Ответы детей.

Предложить детям надеть тканевые очки и рассказать, что они ощущают.

Пройти с закрытыми глазами по группе.

Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Разберёмся вместе дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз.

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

Править быстрым самолётом.

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя.

Будет Николай танкистом.

А Сергей парашютистом.

Станет снайпером Илья...

Но для этого друзья.

Кроме знания и умения

Вам необходимо зрение.

Рассказ педагога. Воспитатель привлекает внимание детей к экрану интерактивной доске

(презентация «Строение глаза»)

Воспитатель: Природа оберегает глаза – они расположены в специальных углублениях –

глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед

глазами появится опасность, веки закрываются. На лице видна только небольшая часть

глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам

видны: белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть

разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие – зрачок. С помощью

зрачка мы видим свет и изображения предметов.

Воспитатель:

В небе над полем, он часто кружится.

Видит добычу и тут же садится.

Мышку в траве моментально найдет,

В лапки подхватит и в лес унесет.

Он и цыплят у хохлаток ворует.

В темном лесу этот хищник ночует.

Зрение острое, слух не подвел,

Звать эту птицу, конечно.....

Дети: Орел.

Воспитатель: (презентация птицы, строение глаз птиц) Самое острое зрение у орла. А сова

видит даже ночью. Она легко находит себе пищу в темноте, ловит мышей. Предлагаю вам

вместе с совой (на экране сова показывает упражнения гимнастики для глаз) сделать

зрительную гимнастику:

В лесу темно. Все спят давно.

Только совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись! осмотрела все кругом –

За добычею бегом!

Воспитатель: Известно, что животные видят не так, как человек. Вы помните песенку

«Оранжевое небо, оранжевое море...»! Оказывается, сказочный оранжевый мир

существует не только в песенке. В оранжевом свете видят мир ящерицы. Я буду вам

загадывать загадки, а вы называйте животного и скажите, в чем отличие как видим мы и

В лесу у пня

Суета, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет (Муравьи даже днём видят звёзды.)

Живёт в лесу, ухает как разбойник.

Люди его бояться, а он людей боится. (Филин видит только в темноте.)

Зажужжала, как пила Золотистая....(пчела)

(Пчёлы воспринимают красный цвет так же, как и чёрный, и поэтому никогда не

опыляют красные цветы.)

Лабиринт подземный зная

И запасы умножая,

В норку он зерно несёт-

Важный, гладкий, слепой... (крот).

На экране появляется изображение правильно отгаданного животного.

Воспитатель: У слепого крота глаза вообще заросли кожей. Они ему не нужны. Крот

почти всё время проводит без света под землёй. Бывают и слепые люди. Как вы думаете,

что заменяет им глаза?

Ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте на ощупь узнать, что лежит в « волшебном рукаве» (Вызывает

по очереди несколько детей.

Дети называют животного, которого определили).

Воспитатель: Глаза человека напоминают строение фотоаппарата. У человека зрачок

круглый. А у козы – с поперечным прямоугольным зрачком. Словно коза всё время

щурится! А зрачок кошки на свету превращается в узкую щель. Люди видят своими

глазами одно целое изображение, то есть в мозге у них отражается единая картина. У рыб

глаза обычно расположены по бокам головы, поэтому у них – две разные картинки. Также

по бокам головы расположены глаза зайца, кролик. У человека зрение тоже очень острое.

Но он не всегда заботится о нём, забывает ухаживать за глазами

Воспитатель: На столе разложены карточки. Выберите то, что на ваш взгляд полезно для

Дети выбирают карточки.

Воспитатель: Обьясните, почему вы выбрали эту карточку?

Ответы детей: Для глаз полезно умывание, есть морковку, загорать на солнце в солнечных

очках, летом носить бейсболку с большим козырьком, закрывающим глаза от солнца,

играя в хоккей, прикрывать лицо маской и т. д.)

Воспитатель: А что вредно для глаз?

близко смотреть телевизор, долго играть в компьютерные или видеоигры, бегать с

палками, карандашами и т. д.

Воспитатель: Знаете ли вы о том, что надо делать, чтобы не заболели глаза, а зрение было

всегда хорошим?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нужно сделать,если почувствовали усталость в глазах?

Дети с педагогом выполняют зрительную гимнастику.

1. Зажмурь изо всех сил глаза, затем быстро открой их. Повтори это 4 – 6 раз.

2. Поглаживай в течение одной минуты веки кончиками пальцев.

3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх направо – вниз. Повтори упражнения

4. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за кончиком указательного пальца, медленно

приближая его к носу, а потом так же медленно отводя обратно. Упражнение повтори 5 – 6

5. Посмотри в окно. Найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение одной

Воспитатель: Если у человека плохое зрение, какой предмет ему поможет? Для каких

целей люди используют очки?

Ответы детей: При плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений

Воспитатель: А если вы получили травму – что делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю составить список правила первой помощи при

травме глаз. Вы будете мне диктовать, а я буду записывать в альбом: - если попала

соринка, удалите её носовым платком от виска к переносице; - при ушибе приложите к

глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой.

Воспитатель: У нас получился альбом с полезными советами. Я предлагаю после занятия

странички нашего альбома украсить цветными рисунками.

В заключении, хочу ещё раз напомнить вам правила, которые помогут вам сохранить

Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Береги свои глаза».

Прислушайся! Когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

“Храните, как зеницу ока! “

И чтоб глаза твои дружок,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице.

Глаз поранить очень просто.

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй

Лёжа книгу не читай.

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд.

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко.

Не держи учебник близко.

И над книгой каждый раз

Не сгибайся как от ветра –

От стола до ваших глаз

Должно быть сорок сантиметров.

Я хочу предостеречь.

Нужно всем глаза беречь!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия
для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
с использованием элементов здоровье сберегающей технологии В. Ф. Базарного.

Тема: «Мы весну встречаем»

Программное содержание:
Коррекционно - образовательные: Углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Расширять зрительную реакцию на признаки весны. Учить подбирать слова – определения к существительному. Совершенствовать навыки ориентировки в микро пространстве.

Коррекционно - развивающие: Развивать у детей зрительный анализ, внимание, динамическое восприятие, зрительно - поисковую деятельность, осязательную чувствительность, слуховое восприятие, пространственное мышление. Совершенствовать зрительно – моторную координацию: развивать сопряжённые движения глаза и руки. Обогащать словарь за счёт проговаривания признаков весны, названий птиц и их признаков, названий цветов, пространственных терминов. Активизировать зрительные функции – функции аккомодации, фиксации взора, прослеживания.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, познавательный интерес, бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

Методы и приёмы:
Словесные (вопросы к детям, объяснение, уточнение, напоминание, поощрение, художественное слово);
Наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
Практические (постановка задания, планирование его выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корригирование обучения для полного достижения цели).

Время реализации образовательной деятельности – 30 минут.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, акустические системы; схема зрительной траектории (вертикальная); офтальмотренажёр, бабочка, прикреплённая к палочке; сенсорно – дидактическая подвеска; панно 1,5*1,5.м. с фланелевой поверхностью; вертикальная ковролиновая плоскость оформленная виде матрицы (три ряда, три столбика), аналогичная матрица на нижней горизонтальной плоскости (на полу), конторки.

Материал: Фонограмма мелодий Ф. Мендельсона «Весенняя песня», П. И. Чайковский «Времена года. Весна», «Звуки природы (голоса птиц);
Демонстрационный материал: набор картинок птиц в цветном изображении; два набора цветов – первоцветов; набор цветных силуэтных картинок с характерными признаками весны на фланелевой основе для составления панно.
Раздаточный материал: картинки в цветном изображении двух времён года (зима и весна), силуэты солнца (из жёлтой бархатной бумаги, металлической фольги); цветные силуэты бабочек, схема - образец украшения бабочки и набор цветных геометрических фигур.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Организационный момент (создание эмоционального настроя, объявление темы)
Дети входят в коррекционный зал под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня».
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Это весна!
Педагог: А что вы знаете об этом времени года? (выслушиваются ответы детей)
- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?
Дети: Весне.

II. Основная часть.
1.Педагог: Вы очень много знаете о весне, и предлагаю всем вместе отправиться в гости к Весне, дорогу нам укажет «волшебный лучик». (Дети встают в ряд, фиксируют взглядом «волшебный лучик», движущийся по схеме зрительной траектории, расположенной на стене).
Педагог: Ребята, обратите внимание на экран. Вас встречает лучший друг Весны – солнышко. Подберите слова - определения к слову «солнышко». Солнышко какое?
Дети: Солнышко яркое, золотое, тёплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе и др.
Педагог: Молодцы!

2. Дидактическая игра: «Подбери к картинке солнышко».
Педагог: На столах лежат две картинки с изображением разных времён года. Узнали? Назовите времена года, изображённые на картинках.
Дети: На одной картинке изображена весна, а на другой – зима.
Педагог: Положите свои картинки так, чтобы картинка с изображением весны лежала с правой стороны, а зимняя картинка с левой стороны. У вас также лежат кружочки – солнышки из жёлтой бархатной бумаги и металлической фольги. Нужно потрогать эти два солнышка и определить, какое солнышко надо расположить на весенней картинке, а какое на зимней.
Итак, расскажите, как вы выполнили задание.
Дети: Солнышко гладкое, холодное поставили к картинке зимы, а солнышко жёлтое, яркое, тёплое, шершавое поставили к весне.
Педагог: На одинаковой высоте вы расположили на картинках солнышки? (выслушиваются ответы детей).
Посмотрите на экран и проверьте, так ли у вас расположены солнышки.
Вывод: Солнце – это источник тепла. Зимой, лучи от низко стоящего солнца падают косо, тогда, как лучи от высоко стоящего солнца падают прямее и согревают сильнее. Значит, солнышко в зимнее время, где находится?
Дети: Низко.
Педагог: А на картинке, где изображена весна?
Дети: Высоко.

3. Дидактическое упражнение: «Весна пришла, птиц позвала».
Педагог: Что за шум? Что за гам? Ребята, чьи звуки вы слышите?
Дети: Это голоса птиц.
Педагог: Верно! Это прилетели птицы. Сейчас мы проверим, каких перелётных птиц вы знаете. На подвеске и по всему периметру зала расположены картинки с изображением птиц. Вам необходимо найти и снять картинки с изображением перелётных птиц. (Картинки размещены так, чтобы ребёнок на пальчиках мог дотянуться до картинки и снять).
Весны не бывает без птиц! Так какие же птицы прилетают весной? Картинки, с какими перелётными птицами вы выбрали?
Дети: Грач, скворец, аист, кукушка, ласточка, соловей и др.
Педагог: Аня, как ты догадалась, что это скворец (ласточка, грач и т. д.) (Дети называют признаки опознания птиц).

4. Игра «Сугроб тает» (Чтение стихотворения сопровождается действиями детей)

Вышло солнце из - за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть - чуть
И ручьём пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробе,
Догони его, попробуй!

Дети медленно опускают руки.
Дети-ручейки по одному отбегают от «сугроба».
Лёгкий бег детей по залу

5. Дидактическая игра: «В день весенний солнце светит, распускаются цветы»
Педагог:
Вырос высокий цветок на полянке
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

На вертикальной плоскости стены представлена матрица, состоящая из трёх рядов и трёх столбиков. Цветы – первоцветы заняли определённые места. На горизонтальной плоскости, на плоскости пола вы видите такую же матрицу, но только без цветов. Это весенняя полянка. Набор аналогичных цветов разложен рядом. Вам предстоит по заданным координатам отгадать цветок, из предложенного набора цветов выбрать соответствующий и расположить его на горизонтальной плоскости (на весенней полянке) с учётом координат.

6.Физкультминутка «Бабочка» (используется офтальмотренажёр и бабочка, укреплённая к палочке).
Педагог:
Полянок в весеннем лесу очень много
Давайте – ка дальше ребята пойдём.
Проснулась и бабочка от зимнего сна
И к нам прилетела в гости друзья.
Предлагаю вам занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксируйте взор на бабочке и проследите глазами траекторию её полёта, голова при этом остаётся неподвижной.
Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьётся. следят глазами за бабочкой по красному овалу офтальмотренажёра;
следят глазами за бабочкой по синему овалу офтальмотренажёра;
следят глазами за бабочкой по короткой полоске офтальмотренажёра;
следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра);

Дети кружатся

7. Дидактическое упражнение: «Укрась бабочку» (Детям предлагается схема - образец украшения бабочки).
Педагог: Предлагаю украсить бабочек. На столе представлены наборы разноцветных геометрических фигур для украшения бабочки. Выберите соответствующие украшения, цвет пообдерите самостоятельно по желанию. Расположите свои украшения так, чтобы они соответствовали схеме и приклейте их. (Используется приём взаимопроверки)
- Есть ли дети, которые допустили неточности при украшении бабочки?

8. Дидактическая игра: «Составь весеннюю картинку по образцу».
Педагог: Зная приметы весны, предлагаю составить на фланелеграфе панно с изображением весеннего пейзажа. Составлять панно вы будете по картинке – образцу. Для вас подготовлены цветные силуэты предметов, среди которых есть лишние не относящиеся к данному времени года. Будьте внимательными! (Под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Весна» дети составляют панно).

III. Заключительная часть (совместное подведение итога, рефлексия)
Педагог:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какие задания были для вас трудными?
- Какие задания понравилась больше всего?
Ура! Весна уже пришла –
Капель на улице слышна.
Кап-кап, кар-кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!
Ребята, перед вами лежат солнышки, если вам понравилось наше занятие, выберите весёлое солнышко, если не понравилось грустное. Объясните свой выбор. (Дети выбирают солнышки и объясняют свой выбор).


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди