11.04.2019

Кукольный дом пьеса. Помощь, пришедшая от фру Линде. Генрик Bailo Ибсен - Кукольный дом читать онлайн


Рождению «новой драмы» способствовали великие драматурги рубежа XIX и XX веков - А. П. Чехов и М. Метерлинк, Б. Шоу и А. Стриндберг. Отцом нового литературного направления по праву считается норвежский драматург Генрик Юхан Ибсен (1828-1906). Он признан великим национальным драматургом, выведшим норвежскую литературу на первые ступени европейской культуры. Суть новаторства Ибсена в создании пьесы-дискуссии, при помощи которой герои добираются до истины.

Самое замечательное произведение Ибсена

Героями произведений Ибсена являются не исторические личности, а реально существующие люди со своими проблемами, о которых не принято было говорить. Сказал об этом Ибсен. «Кукольный дом» - первая пьеса, так взбудоражившая общество. Каждое произведение этого драматурга было событием: «Пер Гюнт», «Грета Габлер», «Дикая утка» и самая знаменитая его пьеса, которая шла и идет, без преувеличения, на всех сценах мира - «Кукольный дом». Нору играли все великие актрисы. О значимости этого произведения говорит тот факт, что рукопись данной пьесы ЮНЕСКО включило в 2001 году в список «Память мира». Это высокая честь, которую по праву заслужил норвежский драматург Генрик Ибсен. «Кукольный дом» заставил говорить о бездушии общества, о его лицемерии. Это сейчас, в наше время эмансипация достигла того, что четыре военных министра стран Европы - женщины. А тогда сам факт, что куколка-игрушка заговорила, да еще бросает в лицо мужу обвинения и заявляет, что у нее есть святое право не только перед ним и детьми, но и перед собой, произвели эффект разорвавшейся бомбы.

Феминизм

Чем же так популярна героиня пьесы, что в ее честь даже назван астероид? Надо понимать, что в современной Ибсену Европе женщина не обладала практически никакими правами. Поэтому именно здесь возникло такое общественно-политическое движение, как феминизм. Это борьба женщин против дискриминации по признаку пола, за равные социальные права с мужчинами. Ибсен «Кукольный дом» написал, основываясь на реальных событиях. А они были таковы, что, описанные в драматическом произведении, воспринялись современниками как гимн феминизму.

Оглушительное впечатление

Переполох, вызванный новой пьесой, был настолько велик, дискуссии так остры, что в некоторых собраниях вывешивали объявления с просьбой не говорить о «Норе». Генрих Ибсен «Кукольный дом» выпускал и под названием «Нора», потому что центральной темой является трагедия молодой женщины, носящей это имя. Спорили о пьесе все, потому что, с одной стороны, «Нора» заставила общество обсуждать бесправие женщин, с другой, никто, даже горячие поклонники пьесы, не могли оправдать ее уход от детей. Это осуждалось всегда и везде. И не спасал героиню тот факт, что за минуту до счастливого разрешения страшной ситуации муж забрал у нее детей и запретил с ними общение. И Норе он разрешил остаться в семье, только чтобы «не выносить сор из избы».

Сюжет взят из жизни

Ибсен «Кукольный дом» написал в 1879 году. Драматург не задумывал его как какой-то вызов общественному мнению, тем более как какой-то программный документ, как его восприняла часть общества, особенно движение феминисток. В действительности Ибсен «Кукольный дом» написал с натуры.

Историю своей жизни Ибсену рассказала поклонница его таланта, 19-летняя Лаура Килер. Познакомились они на почве творчества, так как Лаура, потрясенная силой личности главного героя ранней пьесы Ибсена «Бранд», написала ее продолжение. Именно Ибсен посоветовал ей посвятить себя литературе, в результате чего женщина стала популярной детской писательницей.

Реальная история

Выйдя замуж за человека порядочного, молодая женщина, по условиям того времени, становилась просто женой и реально никак не могла помочь мужу, который очень плохо переносил денежные затруднения, вплоть до приступов ярости, которая сказывалась на домашних. На ком же еще? Работая без устали, чтобы избежать безденежья, адъюнкт (стажер, помощник профессора) Виктор Килер заболевает туберкулезом. Вплоть до диагноза повторяет историю женщины в своей пьесе Ибсен. «Кукольный дом» написан под сильным личным впечатлением - ничто в нем не надумано. Чем эта пьеса и взбудоражила общество - люди узнавали себя. Лаура любит мужа и хочет всеми силами помочь ему. В этом месте необходимо сделать отступление. У Виктора очень богатый отец. Сын воспитан так, что, находясь на грани жизни и смерти, не может и, по условиям общества, не должен обращаться к отцу. Как русский человек, все равно какой: советский или послеперестроечный (правда, с этим поколением посложнее будет) - с его ментальностью может понять, почему отец не помогает сыну, почему женщина, совершившая во имя спасения любимого человека неженский поступок, так порицаема обществом? Чем и был в этой истории потрясен Ибсен. «Кукольный дом» и дальше повторяет историю Лауры. Заручившись поддержкой на тот момент влиятельного друга, она берет ссуду, увозит мужа на юг, где он полностью восстанавливает свое здоровье.

Неоцененная жертвенность

Чтобы и в дальнейшем ничто не тревожило рядом находящегося мужчину, женщина берет еще одну ссуду, но, зарабатывая тайком, как и Нора, на проценты по ссуде, сохраняя тайну, которая сама по себе может подорвать любое здоровье, женщина заболевает. Поручители становятся неплатежеспособными. Правда выходит наружу. Надо ли говорить, что муж чуть-чуть ей посочувствовал, но потом стал на сторону общества. У будущей писательницы забирают детей, признают душевнобольной и превращают ее в изгоя общества. Правда, постепенно все нормализовалось, Лаура Килер стала зарабатывать деньги литературной деятельностью и выплатила постепенно все долги. И представьте, муж ее простил!

Заводные куклы

Генрих Ибсен «Кукольный дом» заканчивает по-другому. Хэппи-энда там нет. Нора уходит в неизвестность, а на вопрос мужа о том, смогут ли когда-нибудь они воссоединиться, отвечает, что это, скорее всего, было бы чудом, потому что надо преодолеть то, что преодолеть нельзя.

Люди, которые счастливо прожили какое-то время, нажили детей, были, в сущности, чужими друг другу. Вот о чем писал Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого заключено в его названии, сделал тщательно замалчиваемое обществом явью. Нельзя сказать, что все люди в западном мире живут по принципу "человек человеку чужой", но личности, подобные Норе, внутренне богатые, имеющие понятия о человеческих ценностях, редки. В кукольном доме живут куклы, лишенные страстей и сострадания.

Узаконенная неискренность

Вслух об этом сказано впервые в пьесе «Кукольный дом». Ибсен содержание своей «Норы» ничем не украшал. В жизни муж Лауры сначала ей очень сочувствовал. В драматическом произведении Хельмер, муж главной героини, ни на секунду не проникся к ней состраданием, он сразу осудил ее, назвал свою певунью-пташку лгуньей, лицемеркой и преступницей.

И это он, а не суд забирает у нее детей. В пьесе необходимо было заострить ситуацию, что и сделал Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого состоит в том, что семья оставалась семьей, а муж ласковым и любящим только до первой крупной неприятности. О совместном преодолении и вопрос не возник, хотя Нора ни на минуту не сомневалась в муже.

Пьеса начинается подготовкой к Рождеству и Новому году, самому радостному событию для большинства людей. Все прекрасно в этой семье - муж получил новую должность директора банка. В принципе, главный герой очень непорядочный человек - первым он сокращает школьного товарища, который теперь ему неровня, а когда-то были на ты, да и в прошлом у Крогстада имелись грешки. Но это именно тот человек, у которого Нора взяла ссуду для оздоровительной поездки на юг. Кроме того, чтобы эти деньги получить, женщине необходимо было поручительство. И Нора подделала подпись собственного отца, который никогда не дал бы ей денег. Разве это нормально? Причем папаша уже умирал. Деньги на проценты по ссуде Нора, слывшая в семье мотовкой, собирала, отказывая себе во всем, да еще и подрабатывала.

Новые герои

По сюжету появляется старинная подруга главной героини фру Линне. Некоторые литературоведы считают именно ее воплощением жертвенности. Она отказалась от большой взаимной любви к Крогстаду во имя спасения больной матери и маленьких братьев, которым необходимо было дать образование. Она и сейчас готова, будучи вдовой, заботится о Крогстаде и четырех его маленьких детях, оставшихся без матери. Именно она уговаривает счастливого человека забрать отосланное к мужу Норы письмо, в котором обозленный Крогстад рассказал все о ссуде и подделке векселя. Но письмо уже ушло. Тогда порядочный человек следом шлет другое, с которым присылает расписку Норы. Надо оговорить, что проницательная фру Линне не любила Хельмара, знала всю историю и хотела открыть глаза подруге на непорядочность ее мужа. Праздничная вечеринка закончилась, семейство Норы вернулось домой, муж прочитал письмо, и наступила кульминация пьесы, которую построил в форме диалога драматург-новатор Г. Ибсен. «Кукольный дом» заканчивается обличительной речью Норы - у нее на глазах муж дважды как хамелеон менялся. Сначала из ласкового барина он превратился в чужого, злобного врага, а получив расписку, снова хотел восстановить все как было. Но слова были сказаны, Нора, поняв его фальшь, уходит. Так заканчивает пьесу Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого было изложено выше, действительно стал для современников пьесой-потрясением. Она совершенно заслужено попала в список «Память мира».

Генрик Ибсен

Кукольный дом

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Адвокат Хельмер.

Нора, его жена.

Доктор Ранк.

Фру Линне.

Частный поверенный Крогстад.

Трое маленьких детей четы Хельмер.

Анна-Мария, их нянька.

Служанка в доме Хельмера.

Посыльный.

Действие происходит в квартире Хельмера.

Действие первое

Уютная комната, обставленная со вкусом, но недорогой мебелью. В глубине, в средней стене, две двери: одна, справа, ведет в переднюю, другая, слева, в кабинет Хельмера. Между этими дверями пианино. Посредине левой боковой стены дверь, ближе к авансцене окно. Около окна круглый стол с креслами и диванчиком. В правой стене, несколько подальше вглубь, тоже дверь, а впереди изразцовая печка; перед нею несколько кресел и качалка. Между печкой и дверью столик. По стенам гравюры. Этажерка с фарфоровыми и прочими безделушками, книжный шкафчик с книгами в роскошных переплетах. На полу ковер. В печке огонь. Зимний день. В передней звонок. Немного погодя слышно, как дверь отпирают. Из передней в комнату входит, весело напевая, Нора, в верхней одежде, нагруженная ворохом пакетов и свертков, которые она складывает на стол направо. Дверь в переднюю остается открытой, и там виднеется посыльный, принесший елку и корзину, которые он отдает служанке, отворившей дверь.

НОРА. Хорошенько припрячь елку, Элене. Дети не должны увидеть ее раньше вечера, когда она будет украшена. (Посыльному, вынимая портмоне.) Сколько?

ПОСЫЛЬНЫЙ. Пятьдесят эре!

НОРА. Вот крона… Нет, оставьте себе все.

Посыльный кланяется и уходит. Нора затворяет дверь в переднюю, снимает с себя верхнее платье, продолжая посмеиваться тихим, довольным смехом. Потом вынимает из кармана мешочек с миндальным печеньем и съедает несколько штучек. Осторожно идет к двери, ведущей в комнату мужа, и прислушивается.

Да, он дома. (Снова напевает, направляясь к столу.)

ХЕЛЬМЕР (из кабинета) . Что это, жаворонок запел?

НОРА (развертывая покупки) . Он самый.

ХЕЛЬМЕР. Белочка там возится?

ХЕЛЬМЕР. Когда же белочка вернулась?

НОРА. Только что. (Прячет мешочек с печеньем в карман и обтирает себе губы). Поди сюда, Торвальд, погляди, чего я накупила!

ХЕЛЬМЕР. Постой, не мешай. (Немного погодя открывает дверь и заглядывает в комнату, держа перо в руке.) Накупила, говоришь? Все это?.. Так птичка опять улетала сорить денежками?

НОРА. Знаешь, Торвальд, пора же нам наконец немножко раскутиться. Это ведь первое рождество, что нам нет нужды так стеснять себя.

ХЕЛЬМЕР. Ну и мотать нам тоже нельзя.

НОРА. Немножко-то можно! Правда? Самую чуточку! Тебе ведь положили теперь большое жалованье, и ты будешь зарабатывать много-много денег.

ХЕЛЬМЕР. Да, с нового года. Но выдадут мне жалованье только через три месяца.

НОРА. Пустяки! Можно занять пока.

ХЕЛЬМЕР. Нора! (Подходит и шутливо берет ее за ушко.) Опять наше легкомыслие тут как тут. Ты представь себе, сегодня я займу тысячу крон, ты потратишь их на праздниках, а накануне Нового года мне свалится на голову черепица с крыши – и готово.

НОРА (закрывая ему рот рукой) . Фу! Не говори таких гадких вещей.

ХЕЛЬМЕР. Нет, ты представь себе подобный случай, – что тогда?

НОРА. Если бы уж случился такой ужас, то для меня было бы все равно – есть у меня долги или нет.

ХЕЛЬМЕР. Ну, а для людей, у которых я бы занял?

НОРА. Для них? А чего о них думать! Ведь это же чужие!

ХЕЛЬМЕР. Нора, Нора, ты est женщина! Но серьезно, Нора, ты ведь знаешь мои взгляды на этот счет. Никаких долгов! Никогда не занимать! На домашний очаг, основанный на займах, на долгах, ложится какая-то некрасивая тень зависимости. Продержались же мы с тобой, храбро до сегодняшнего дня, так уж потерпим и еще немножко, – недолго ведь.

НОРА (отходя к печке) . Да что же, как хочешь, Торвальд.

ХЕЛЬМЕР (за нею) . Ну, ну, вот птичка и опустила крылышки. А? Белочка надулась. (Вынимает портмоне.) Нора, как ты думаешь, что у меня тут?

НОРА (оборачиваясь, живо) . Деньги!

ХЕЛЬМЕР. Вот тебе! (Подает ей несколько бумажек.) Господи, я ведь знаю, мало ли в доме расходов на праздниках.

НОРА (считая) . Десять, двадцать, тридцать, сорок. Спасибо, спасибо тебе, Торвальд. Теперь мне надолго хватит.

ХЕЛЬМЕР. Да, уж ты постарайся.

НОРА. Да, да, непременно. Но поди сюда, я тебе покажу, что я накупила. И как дешево! Гляди, вот новый костюм Ивару и сабля. Вот лошадка и труба Бобу. А вот кукла и кукольная кроватка для Эмми. Простенькие, но она все равно их скоро поломает. А тут на платья и передники прислуге. Старухе Анне-Марии следовало бы, конечно, подарить побольше…

ХЕЛЬМЕР. А в этом пакете что?

НОРА (вскакивая) . Нет, нет, Торвальд! Этого тебе нельзя видеть до вечера!

ХЕЛЬМЕР. Ну-ну! А ты вот что скажи мне, маленькая мотовка, что ты себе самой присмотрела?

НОРА. Э, мне ровно ничего не надо.

ХЕЛЬМЕР. Разумеется, надо! Назови же мне теперь что-нибудь такое разумное, чего бы тебе больше всего хотелось.

НОРА. Право же, не надо. Или послушай, Торвальд…

ХЕЛЬМЕР. Ну? Н о р а (перебирая пуговицы его пиджака и не глядя на него) . Если уж ты хочешь подарить мне что-нибудь, так ты бы… ты бы…

ХЕЛЬМЕР. Ну, ну, говори же.

НОРА (быстро) . Ты бы дал мне деньгами, Торвальд. Сколько можешь. Я бы потом, на днях и купила себе на них что-нибудь.

ХЕЛЬМЕР. Нет, послушай, Нора…

НОРА. Да, да, сделай так, милый Торвальд! Прошу тебя! Я бы завернула деньги в золотую бумажку и повесила на елку. Разве это не было бы весело?

ХЕЛЬМЕР. А как зовут тех пташек, которые вечно сорят денежками?

НОРА. Знаю, знаю, – мотовками. Но сделаем, как я говорю, Торвальд. Тогда у меня будет время обдумать, что мне особенно нужно. Разве это не благоразумно? А?

ХЕЛЬМЕР (улыбаясь) . Конечно, то есть если бы ты в самом деле могла придержать эти деньги и потом действительно купить на них что-нибудь себе самой. А то и они уйдут на хозяйство, на разные ненужные мелочи, и мне опять придется раскошеливаться.

НОРА. Ах, Торвальд…

ХЕЛЬМЕР. Тут спорить не приходится, милочка моя! (Обнимает ее.) Птичка мила, но тратит ужасно много денег. Просто невероятно, как дорого обходится мужу такая птичка.

НОРА. Фу! Как можно так говорить! Я же экономлю, сколько могу.

ХЕЛЬМЕР (весело) . Вот уж правда истинная! Сколько можешь. Но ты совсем не можешь.

НОРА (напевает и улыбается) . Гм! Знал бы ты, сколько у нас, жаворонков и белочек, всяких расходов, Торвальд!

ХЕЛЬМЕР. Ты маленькая чудачка! Две капли воды – твой отец. Только и хлопочешь, как бы раздобыть денег. А как добудешь – глядь, они между пальцами и прошли, сама никогда не знаешь, куда их девала. Ну что ж, приходится брать тебя такой, какова ты есть. Это уж в крови у тебя. Да, да, это в тебе наследственное, Нора.

НОРА. Ах, побольше бы мне унаследовать от папы его качеств!

ХЕЛЬМЕР. А мне бы не хотелось, чтобы ты была другой, чем ты есть, мой милый жавороночек! Но слушай, мне сдается, ты… у тебя… как бы это сказать? У тебя какой-то подозрительный вид сегодня.

НОРА. У меня?

ХЕЛЬМЕР. Ну да. Погляди-ка мне прямо в глаза.

НОРА (глядит на него) . Ну?

ХЕЛЬМЕР (грозя пальцем) . Лакомка не кутнула сегодня немножко в городе?

НОРА. Нет, что ты!

ХЕЛЬМЕР. Будто уж лакомка не забегала в кондитерскую?

НОРА. Но уверяю тебя, Торвальд…

ХЕЛЬМЕР. И не отведала варенья?

НОРА. И не думала.

Генрик Ибсен

Кукольный дом

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Адвокат Хельмер.

Нора, его жена.

Доктор Ранк.

Фру Линне.

Частный поверенный Крогстад.

Трое маленьких детей четы Хельмер.

Анна-Мария, их нянька.

Служанка в доме Хельмера.

Посыльный.


Действие происходит в квартире Хельмера.

Действие первое

Уютная комната, обставленная со вкусом, но недорогой мебелью. В глубине, в средней стене, две двери: одна, справа, ведет в переднюю, другая, слева, в кабинет Хельмера. Между этими дверями пианино. Посредине левой боковой стены дверь, ближе к авансцене окно. Около окна круглый стол с креслами и диванчиком. В правой стене, несколько подальше вглубь, тоже дверь, а впереди изразцовая печка; перед нею несколько кресел и качалка. Между печкой и дверью столик. По стенам гравюры. Этажерка с фарфоровыми и прочими безделушками, книжный шкафчик с книгами в роскошных переплетах. На полу ковер. В печке огонь. Зимний день. В передней звонок. Немного погодя слышно, как дверь отпирают. Из передней в комнату входит, весело напевая, Нора, в верхней одежде, нагруженная ворохом пакетов и свертков, которые она складывает на стол направо. Дверь в переднюю остается открытой, и там виднеется посыльный, принесший елку и корзину, которые он отдает служанке, отворившей дверь.


НОРА. Хорошенько припрячь елку, Элене. Дети не должны увидеть ее раньше вечера, когда она будет украшена. (Посыльному, вынимая портмоне.) Сколько?

ПОСЫЛЬНЫЙ. Пятьдесят эре!

НОРА. Вот крона… Нет, оставьте себе все.


Посыльный кланяется и уходит. Нора затворяет дверь в переднюю, снимает с себя верхнее платье, продолжая посмеиваться тихим, довольным смехом. Потом вынимает из кармана мешочек с миндальным печеньем и съедает несколько штучек. Осторожно идет к двери, ведущей в комнату мужа, и прислушивается.


Да, он дома. (Снова напевает, направляясь к столу.)

ХЕЛЬМЕР (из кабинета) . Что это, жаворонок запел?

НОРА (развертывая покупки) . Он самый.

ХЕЛЬМЕР. Белочка там возится?

ХЕЛЬМЕР. Когда же белочка вернулась?

НОРА. Только что. (Прячет мешочек с печеньем в карман и обтирает себе губы). Поди сюда, Торвальд, погляди, чего я накупила!

ХЕЛЬМЕР. Постой, не мешай. (Немного погодя открывает дверь и заглядывает в комнату, держа перо в руке.) Накупила, говоришь? Все это?.. Так птичка опять улетала сорить денежками?

НОРА. Знаешь, Торвальд, пора же нам наконец немножко раскутиться. Это ведь первое рождество, что нам нет нужды так стеснять себя.

ХЕЛЬМЕР. Ну и мотать нам тоже нельзя.

НОРА. Немножко-то можно! Правда? Самую чуточку! Тебе ведь положили теперь большое жалованье, и ты будешь зарабатывать много-много денег.

ХЕЛЬМЕР. Да, с нового года. Но выдадут мне жалованье только через три месяца.

НОРА. Пустяки! Можно занять пока.

ХЕЛЬМЕР. Нора! (Подходит и шутливо берет ее за ушко.) Опять наше легкомыслие тут как тут. Ты представь себе, сегодня я займу тысячу крон, ты потратишь их на праздниках, а накануне Нового года мне свалится на голову черепица с крыши – и готово.

НОРА (закрывая ему рот рукой) . Фу! Не говори таких гадких вещей.

ХЕЛЬМЕР. Нет, ты представь себе подобный случай, – что тогда?

НОРА. Если бы уж случился такой ужас, то для меня было бы все равно – есть у меня долги или нет.

ХЕЛЬМЕР. Ну, а для людей, у которых я бы занял?

НОРА. Для них? А чего о них думать! Ведь это же чужие!

ХЕЛЬМЕР. Нора, Нора, ты est женщина! Но серьезно, Нора, ты ведь знаешь мои взгляды на этот счет. Никаких долгов! Никогда не занимать! На домашний очаг, основанный на займах, на долгах, ложится какая-то некрасивая тень зависимости. Продержались же мы с тобой, храбро до сегодняшнего дня, так уж потерпим и еще немножко, – недолго ведь.

НОРА (отходя к печке) . Да что же, как хочешь, Торвальд.

ХЕЛЬМЕР (за нею) . Ну, ну, вот птичка и опустила крылышки. А? Белочка надулась. (Вынимает портмоне.) Нора, как ты думаешь, что у меня тут?

НОРА (оборачиваясь, живо) . Деньги!

ХЕЛЬМЕР. Вот тебе! (Подает ей несколько бумажек.) Господи, я ведь знаю, мало ли в доме расходов на праздниках.

НОРА (считая) . Десять, двадцать, тридцать, сорок. Спасибо, спасибо тебе, Торвальд. Теперь мне надолго хватит.

ХЕЛЬМЕР. Да, уж ты постарайся.

НОРА. Да, да, непременно. Но поди сюда, я тебе покажу, что я накупила. И как дешево! Гляди, вот новый костюм Ивару и сабля. Вот лошадка и труба Бобу. А вот кукла и кукольная кроватка для Эмми. Простенькие, но она все равно их скоро поломает. А тут на платья и передники прислуге. Старухе Анне-Марии следовало бы, конечно, подарить побольше…

Рассмотрим пьесу, созданную Ибсеном в 1879 году. Опишем ее краткое содержание. - то произведение, о котором идет речь. Действие этой пьесы происходит в Норвегии, современной Ибсену. Недорого обставленная и уютная квартира Торвальда Хельмера, адвоката, а также Норы, его жены, возникает перед нами в пьесе "Кукольный дом". Краткое содержание по главам этого произведения начинается следующим образом.

Подготовка к Рождеству

С улицы в дом входит Нора, которая приносит множество коробок с собой. Это подарки для Торвальда и детей на елку. Муж вокруг жены любовно суетится, обвиняет ее - его бабочку, белочку, жаворонка, куколку, птичку - в мотовстве. Но Нора возражает, что в это Рождество им не повредит немного мотовства, ведь Хельмер с нового года начинает исполнять обязанности директора банка, и они не будут экономить на всем, как в прошлые годы.

Что сделала для Хельмера Нора?

Нора и после рождения 3-х детей остается красавицей. Хельмер, поухаживав за ней, удаляется в свой кабинет. Фру Линде, давняя подруга Норы, входит в гостиную. Она только что с парохода. Давно не виделись женщины - практически 8 лет, и подруга за это время похоронила мужа, с которым брак оказался бездетным. А Нора, казалось бы, беззаботно порхает по жизни. Но это не так. В первый год замужества, когда ее муж ушел из министерства, он был вынужден, кроме своей основной работы, брать на дом деловые бумаги и до позднего вечера сидеть над ними. В результате Хельмер заболел. Доктора сообщили, что лишь южный климат может его спасти. Всей семьей они провели целый год в Италии. Довольно крупную сумму, необходимую на поездку, Нора взяла якобы у своего отца. Однако на самом деле ей помог один господин. Нора получила их под расписку взаймы и теперь выплачивает регулярно проценты, тайком от мужа прирабатывая.

Планы фру Линде из пьесы "Кукольный дом"

Краткое содержание по действиям последовательно раскрывает события произведения. Ибсен далее рассказывает о том, что фру Линде хочет вновь поселиться в их городе. Хельмер, вероятно, ее сможет устроить в банке у себя. Он составляет сейчас штатное расписание и в кабинете разговаривает с Крогстадом, своим поверенным, которого хочет уволить. Место, таким образом, освобождается. Оказывается, что фру Линде немного знакома с Крогстадом.

Увольнение Крогстада

Хельмер действительно его увольняет. Этим событием продолжается краткое содержание пьесы "Кукольный дом". Супруг Норы не любит людей, репутация которых подмочена. Крогстад в свое время (Хельмер учился с ним вместе) совершил подлог. Он подделал на денежном документе подпись. Однако суда смог избежать, выкрутившись из трудного положения. Ненаказанный порок, как считает Хельмер, сеет семена разложения вокруг. Людям, подобным Крогстаду, следует запретить иметь детей. Ведь из них вырастут с таким воспитателем лишь преступники.

Просьба Крогстада

Однако выясняется, что подлог совершила и Нора. На заемном письме давшему ей деньги на Италию Крогстаду она подделала подпись отца, к которому обратиться не могла, поскольку он лежал в то время при смерти. Документ, более того, датирован днем, когда его не мог подписать отец Норы, поскольку уже умер к тому времени. Крогстад, прогоняемый с работы, просит Нору, чтобы она за него заступилась, ведь он себя прекрасно зарекомендовал в банке. Теперь же все его карты спутало назначение нового директора.

Угрозы бывшего поверенного

Не только лишь за темное прошлое хочет его уволить Хельмер, но и за то, что он назвал его на "ты" несколько раз по старой памяти. Нора просит мужа за Крогстада, однако ее супруг, не принимающий ее всерьез, отказывает. Тогда Норе угрожает разоблачением Крогстад. Он говорит, что расскажет Хельмеру, откуда та достала деньги для путешествия в Италию. Ее муж узнает, кроме того, и про совершенный ею подлог. И на сей раз ничего от Норы не добившись, Крогстад шантажирует обоих супругов. Хельмеру он посылает письмо, содержащее прямую угрозу - если выплывет наружу история с подлогом его жены, ему не удержаться на посту директора банка.

История с доктором Ранком

Продолжаем описывать краткое содержание. "Кукольный дом" уже приближается к финалу, который весьма интересен. Нора мечется, ища выход. Она сначала кокетничает с доктором Ранком, другом семьи. Тот в нее тайно влюблен, однако обречен на смерть - у доктора наследственный сифилис. Ради Норы Ранк готов на все. Он предлагает ей деньги, но выясняется, что Крогстад хочет иного. Трагически заканчивается история доктора Ранка. Хельмеры получают по почте от него открытку с черным крестом, который означает, что Ранк у себя дома заперся и не принимает больше никого: он умрет там, не пугая своим видом друзей.

Что же делать Норе? Разоблачение и позор пугают ее, лучше уж покончить с собой! Однако Крогстад предупреждает, что бессмысленно совершать самоубийство, ведь ее память будет опозорена в этом случае.

Помощь, пришедшая от фру Линде

С неожиданной стороны приходит помощь - от фру Линде, подруги Норы. Она объясняется в решающий момент с Крогстадом. Дело в том, что их связывала в прошлом любовь, однако фру Линде вышла замуж за другого, так как у нее на руках оставались двое младших братьев и старуха мать, а у Крогстада финансовое положение было непрочным. Фру Линде теперь свободна: ее муж и мать умерли, а братья встали на ноги. Теперь она готова выйти замуж за Крогстада. Тот обрадован, что его жизнь постепенно налаживается. Он находит наконец и верного человека, и любовь. Крогстад отказывается от шантажа. Однако уже поздно - письмо его находится в почтовом ящике Хельмера. И Крогстад решает: путь Нора узнает, чего Хельмер, с его предрассудками и ханжеской моралью, стоит на самом деле.

Поведение Хельмера после прочтения письма

Прочитав письмо, супруг Норы чуть ли ни бьется в истерике от праведного гнева, охватившего его. Опишем вкратце его мысли и эмоции, составляя краткое содержание. "Кукольный дом", надо сказать, - произведение с весьма напряженным конфликтом.

Хельмер негодует. Его жена - преступница? Именно из-за нее достигнутое столь тяжелым трудом благополучие семьи распадается! Им не избавиться от требований Крогстада до конца дней! Супруг Норы решает, что он не позволит жене портить детей. Они будут отныне отданы няньке на попечение. Хельмер же, ради соблюдения внешних приличий, позволит своей супруге остаться в доме, однако они будут теперь жить раздельно.

Решение Норы

Посыльный в этот момент приносит письмо от Крогстада, персонажа пьесы "Кукольный дом". Краткое содержание его следующее: в нем говорится, что тот от своих требований отказывается и возвращает заемное письмо. Мгновенно меняется настроение Хельмера. Все будет, как прежде! Однако Нора, которую он привык считать послушной игрушкой, вдруг восстает. Она решает уйти из дома. К ней привыкли относиться как к куколке, которую приятно ласкать. Нора и раньше это понимала, но любила своего мужа и потому прощала ему. Но теперь дело иное. Нора надеялась на чудо, на то, что, как любящий муж, Хельмер возьмет на себя ее вину. Теперь она своего супруга не любит, как раньше ее не любил Хельмер. Они - чужие. А по-прежнему жить означает прелюбодействовать, продавать себя за деньги и удобства.

Хельмера ошеломляет решение Норы покинуть "кукольный дом". Краткое содержание пьесы не останавливается подробно на чувствах героев. Однако отметим, что Хельмер довольно умен для того, чтобы понять, что чувства и слова ее серьезны. Он надеется, что супруга изменит свое решение, и они когда-нибудь воссоединятся. Хельмер готов сделать все для того, чтобы это произошло. Однако решение Норы окончательно.

На этом завершается драма "Кукольный дом", краткое содержание которой вы только что прочитали. Рекомендуем прочесть текст в оригинале - произведение по объему небольшое. Ведь художественных особенностей пьесы не может передать ее краткое содержание. "Кукольный дом", безусловно, стоит того, чтобы ознакомиться с ним в оригинале.

Генрик Юхан Ибсен

«Кукольный дом»

Современная Ибсену Норвегия. Уютная и недорого обставленная квартира адвоката Торвальда Хельмера и его жены Норы. Сочельник. В дом с улицы входит Нора, она приносит с собой множество коробок — это подарки на ёлку для детей и Торвальда. Муж любовно суетится вокруг жены и шутливо обвиняет её — его белочку, бабочку, птичку, куколку, жаворонка — в мотовстве. Но в это Рождество, возражает ему Нора, немного мотовства им не повредит, ведь с нового года Хельмер вступает в должность директора банка и им не будет нужды, как в прошлые годы, экономить буквально на всем.

Поухаживав за женой (она и после рождения трёх детей — ослепительная красавица), Хельмер удаляется в кабинет, а в гостиную входит давняя подруга Норы фру Линде, она только что с парохода. Женщины не виделись давно — почти восемь лет, за это время подруга успела похоронить мужа, брак с которым оказался бездетным. А Нора? Она по-прежнему беззаботно порхает по жизни? Если бы так. В первый год супружества, когда Хельмер ушёл из министерства, ему приходилось, кроме основной работы, брать деловые бумаги на дом и сидеть над ними до позднего вечера. В результате он заболел, и доктора сказали, что спасти его может только южный климат. Они всей семьёй целый год провели в Италии. Деньги на поездку, довольно крупную сумму, Нора якобы взяла у отца, но это неправда; ей помог один господин… Нет, нет, пусть фру Линде ничего такого не думает!.. Деньги взяты взаймы под расписку. И теперь Нора регулярно выплачивает проценты по займу, прирабатывая тайком от мужа.

Фру Линде опять поселится здесь, в их городе? Чем она будет заниматься? Хельмер, наверное, сможет устроить её у себя в банке, как раз сейчас он составляет штатное расписание и разговаривает в кабинете с поверенным Крогстадом, собираясь его уволить, — место освобождается. Как? Фру Линде с ним немного знакома? Ага, понятно, значит, они жили в одном городе и иногда встречались.

Торвальд Хельмер действительно увольняет Крогстада. Он не любит людей с подмоченной репутацией. В своё время Крогстад (Хельмер с ним вместе учился) совершил подлог — подделал подпись на денежном документе, но суда избежал, сумев из трудного положения выкрутиться. Но это же ещё хуже! Ненаказанный порок сеет вокруг семена разложения. Такому человеку, как Крогстад, нужно бы запретить иметь детей — с таким воспитателем из них вырастут только преступники.

Но подлог, как выясняется, совершила и Нора. Она подделала на заёмном письме Крогстаду (именно он дал ей деньги на Италию) поручительскую подпись отца, обратиться к которому она не могла — в то время он лежал при смерти. Более того, документ датирован днём, когда отец его подписать не мог, потому что к тому времени уже умер. Прогоняемый с работы Крогстад просит Нору, чтобы она замолвила за него слово, он прекрасно зарекомендовал себя в банке, но назначение нового директора спутало все его карты. Хельмер хочет уволить его не только за тёмное прошлое, но даже за то, что он по старой памяти несколько раз назвал его на «ты». Нора просит за Крогстада, но не принимающий её всерьёз Хельмер отказывает. Тогда Крогстад угрожает Hope разоблачением: он расскажет мужу, откуда она взяла деньги для поездки в Италию. Кроме того, Хельмер узнает и про её подлог. Ничего не добившись от Норы и на сей раз, Крогстад откровенно шантажирует обоих супругов: он посылает письмо Хельмеру с прямой угрозой — если история с подлогом Норы выплывет наружу, тому на посту директора банка не удержаться. Нора мечется в поисках выхода. Сначала она кокетничает с другом семьи доктором Ранком. Тот тайно в неё влюблён, но обречён на смерть, — у него наследственный сифилис. Ранк готов ради Норы на все и дал бы ей деньги, но к этому времени выясняется, что Крогстаду нужно иное. История доктора Ранка заканчивается трагически — супруги Хельмеры получают от него по почте открытку с черным крестом — крест означает, что доктор заперся у себя дома и никого больше не принимает: там он и умрёт, не пугая друзей своим видом.

Но что все-таки делать Hope? Позор и разоблачение страшат её, уж лучше покончить с собой! Но неумолимый Крогстад предупреждает: самоубийство бессмысленно, в таком случае будет опозорена её память.

Помощь приходит с неожиданной стороны — от подруги Норы фру Линде. В решающий момент она объясняется с Крогстадом: в прошлом их связывала любовь, но фру Линде вышла за другого: на руках у неё оставались старуха мать и двое младших братьев, финансовое же положение Крогстада было непрочным. Теперь фру Линде свободна: умерли мать и муж, братья по-настоящему встали на ноги — она готова выйти за Крогстада, если ему ещё нужна. Крогстад обрадован, его жизнь налаживается, он наконец-то находит и любовь, и верного человека, он отказывается от шантажа. Но уже поздно — его письмо в почтовом ящике Хельмера, ключ от которого имеется только у него. Что ж, пусть Нора узнает, чего стоит на деле её Хельмер с его ханжеской моралью и предрассудками! — решает Крогстад.

В самом деле, прочитав письмо, Хельмер едва ли не бьётся в истерике от охватившего его праведного гнева. Как? Его жена — его пташка, его птичка, жаворонок, его куколка — преступница? И это из-за неё благополучие семьи, достигнутое таким тяжёлым трудом, идёт теперь на распыл! От требований Крогстада им не избавиться до конца дней! Хельмер не позволит Hope портить детей! Отныне они будут отданы на попечение няньке! Для соблюдения внешних приличий Хельмер позволит Hope остаться в доме, но жить теперь они будут раздельно!

В этот момент посыльный приносит письмо от Крогстада. Тот отказывается от своих требований и возвращает заёмное письмо Норы. Настроение Хельмера мгновенно меняется. Они спасены! Все будет, как прежде, даже ещё лучше! Но тут Нора, которую Хельмер привык считать своей послушной игрушкой, неожиданно восстаёт против него. Она уходит из дома! Уходит навсегда! Сначала отец, а потом и Хельмер привыкли относиться к ней, как к красивой куколке, которую приятно ласкать. Она это понимала и раньше, но любила Хельмера и прощала ему. Теперь дело иное — она очень надеялась на чудо — на то, что Хельмер как любящий муж возьмёт её вину на себя. Теперь она больше не любит Хельмера, как прежде Хельмер не любил её — ему просто нравилось быть в неё влюблённым. Они — чужие. И жить по-прежнему значит прелюбодействовать, продавая себя за удобства и деньги.

Решение Норы ошеломляет Хельмера. Он достаточно умён, чтобы понять — её слова и чувства серьёзны. Но неужели же нет никакой надежды, что когда-нибудь они воссоединятся? Он сделает все, чтобы они не были больше чужими! «Это было бы чудо из чудес», — отвечает Нора, а чудеса, как она убедилась на опыте, случаются редко. Решение её окончательно.

События происходят в Норвегии. В начале повествования, читатель видит уютную квартиру адвоката Торвальда Хельмера и его жены Норы. На улице праздник. Домой вернулась Нора. У неё в сумке подарки для детей. Муж полушутя обвиняет её в расточительстве. Но жена говорит, что с Нового года он становится директором банка, и у них теперь будет всё, что нужно.

Хорошо поужинав, Хельмер уходит к себе в кабинет, а Нора встречается с подругой дома. Они не виделись почти восемь лет. Поэтому им есть о чём поболтать. Подруга жены Хельмера, фру Линде хочет остаться в городе. Ей нужна работа, и она надеется, что Хельмер устроит её к себе в банк. Как раз он уволил одного сотрудника.

Торвальд действительно увольняет сотрудника банка Крогстада. В своё время он подделал документы, но избежал суда. И всё же такой сотрудник должен быть уволен, по мнению Хельмера. На самом деле подделку совершила Нора. Тогда ей нужны были деньги на лечение мужа, и она решилась на преступление. Крогстад грозит Норе разоблачением, если она не попросит мужа оставить его в банке. Однако Хельмер узнаёт о преступлении Норы и Коргстад начинает открыто шантажировать обоих супругов. Он готов рассказать о подлоге и Хельмеру не удастся удержаться в кресле директора банка. Нора ищет выход, но все попытки напрасны. Она решает, что лучшим выходом из положения, может стать самоубийство. Но Коргстад предупреждает Нору, что этим ничего не добиться, так как будет опорочена её память.

Помощь пришла со стороны. Фру Линде когда-то связывала любовь с Коргстадом. Она приходит к нему и предлагает себя в жёны, если ещё нужна. Он обрадовался, что жизнь начинает приобретать яркие краски и отказывается от шантажа семьи Хельмеров. Но уже поздно. Он послал письмо Хельмеру, и теперь хочет посмотреть на что, то способен, со своими моральными принципами.

Хельмер, прочитав письмо, начинает биться в истерике от гнева. Он не может поверить, что его жена совершила подлог. Хельмер понимает, что от шантажа Коргстада им никогда не избавиться. Он решает оставить жену в доме, но только ради приличия.

В это время приносят другое письмо от Коргстада. Он отказался от своих требований и возвратил расписку Норы. У Хельмера поднимается настроение, и он считает, что всё теперь станет на свои места. Однако Нора уходит сама из его жизни. Она разлюбила Хельера. Нора ждала, что её муж примет справедливое решение, но не будет так жесток с ней. Теперь она понимает, что они чужие люди и бросает его.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди