25.03.2019

Методика наблюдения за агрессивным. Протокол наблюдения за агрессивным ребенком. Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса


Никто
Методики выявления агрессивности личности

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык» , а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности . Но, в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности , которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности

(Схема наблюдения за ребенком)

Ребенок :

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен , можно лишь в том случае, если в течение длительного времени (не менее чем шесть месяцев) в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности , необходима помощь специалиста - психолога или врача.

Кроме того, можно использовать схему наблюдения, разработанную Лаврентьевым Г. П. и Титаренко Т. М. (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992) . Данные критерии помогут воспитателю или учителю выявить агрессивность у ребенка в группе детского сада или в классе и в дальнейшем выработать свою стратегию поведения с ребенком, а так же помочь ему адаптироваться в детском коллективе.

Критерии агрессивности у ребенка

(Схема наблюдения)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Затем баллы суммируются.

Высокий уровень агрессивности - 15-20 баллов .

Средний уровень агрессивности -7-14 баллов .

Низкий уровень агрессивности - 1-6 баллов .

Оценка агрессивности (тест А. Ассингера)

Методика позволяет выявить агрессивность личности самого педагога по отношению к окружающим в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса, уровень корректности при социальных контактах.

Инструкция : Вам предлагается 20 вопросов, описывающих различные жизненные ситуации . К каждому вопросу предлагается три варианта ответов. Выберите один вариант - тот, который больше всего вам подходит. На бланке для ответов, напротив номера вопроса, обведите букву соответствующую выбранному ответу.

1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Как вы ведете себя в критических ситуациях?

а) внутренне кипите;

б) сохраняете полное спокойствие;

в) теряете самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным и завистливым;

б) дружелюбным;

в) спокойным и независимым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) примете ее с некоторыми опасениями;

б) согласитесь без колебаний;

в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

а) выдадите ему «по первое число» ;

б) заставите вернуть;

в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите мужа (жену, если он (она) вернулся с работы позже обычного?

а) «Что это тебя так задержало?» ;

б) «Где ты торчишь допоздна?» ;

в) «Я уже начал (а) волноваться».

7. Как вы ведете (вели бы) себя за рулем автомобиля?

а) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост» ;

б) вам все равно, сколько машин вас обошло;

в) мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными;

б) легкомысленными;

в) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если вам не все удается?

а) пытаетесь свалить вину на другого;

б) смиряетесь;

в) становитесь впредь осторожнее.

10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения» ;

б) «Надо создать им возможности для организованного и культурного отдыха» ;

в) «И чего с ними столько возятся?» .

11. Что вы чувствуете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?

а) «И зачем только я на это нервы тратил?» ;

б) «Видно, его физиономия шефу приятнее» ;

в) «Может быть, мне удастся это в другой раз» .

12. Как вы, смотрите страшный фильм?

а) боитесь;

б) скучаете;

в) получаете искреннее удовольствие.

13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание :

а) будете нервничать во время заседания;

б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;

в) огорчитесь.

14. Как вы относитесь к участию в спортивных играх и соревнованиях?

а) обязательно стараетесь выиграть;

б) цените удовольствие вновь почувствовать себя молодым;

в) очень сердитесь, если не везет.

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) стерпите, избегая скандала;

б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?

а) поговорите с учителем;

б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника» ;

в) посоветуете ребенку «дать сдачи» .

17. Какой, по-вашему, вы человек?

а) самоуверенный;

б) пробивной;

в) средний.

18. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

а) «Простите, это моя вина» ;

б) «Ничего, пустяки» ;

в) «А повнимательнее быть вы не можете?» .

19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

а) «Когда же наконец будут приняты конкретные меры!» ;

б) «Надо бы ввести телесные наказания» ;

в) «Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели» .

20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое из перечисленных животных вы предпочтете?

а) тигра или леопарда;

б) домашнюю кошку;

в) медведя.

Бланк для ответов

Номер вопроса 1 2 3 Номер вопроса 1 2 3

1 а б в 11 а б в

2 б в а 12 а б в

3 в б а 13 в а б

4 в а б 14 б а в

5 в б а 15 а б в

6 в а б 16 а в б

7 б а в 17 в а б

8 б а в 18 а б в

9 б в а 19 в б а

10 б а в 20 б в а

Обработка результатов :

Подсчитайте количество обведенных вами ответов по столбцам. Количество ответов во втором столбце (под цифрой 2) умножьте на 2, количество ответов в третьем столбце (под цифрой 3) умножьте на 3; сложите эти произведения и прибавьте к ним количество ответов, обведенных в первом столбце (под цифрой 1) . Полученная сумма является вашим итоговым баллом, который подлежит интерпретации.

Интерпретация :

35 и менее баллов - вы чрезмерно миролюбивы. Возможно, это обусловлено недостаточной уверенностью в себе, в своих силах и возможностях. Почему вы считаете, что всегда и во всем уступать - это хорошо? Вам не помешает быть немного решительнее и настойчивее в отстаивании своих интересов.

36-44 балла - у вас нормальный уровень агрессивности . Вы не подавляете окружающих, но и не позволяете им садиться себе на шею. Это хорошая основа для успешной работы с людьми.

45 баллов и более - вы излишне агрессивны . На работе вы любите придерживаться принципа «дружба дружбой, а служба службой» и не останавливаетесь при необходимости применять жесткие меры. Может, иногда можно было бы и помягче? Высокие результаты - это, конечно, важно, но и они будут достигнуты, если коллеги и дети любят и уважают вас, а не боятся.

Если по семи и более вопросам вы набрали по 3 очка (ответы обведены в крайнем правом столбце) и менее чем по семи вопросам - по 1 очку (ответы обведены в крайнем левом столбце) - взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Своим поведением вы можете спровоцировать нежелательные конфликтные ситуации.

Если же по семи и более вопросам вы получили по 1 очку и менее чем по семи вопросам - по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессии , просто вы слишком тщательно подавляете их.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Рассмотрим подробнее основные направления работы.

Работая с агрессивными детьми , специалисты, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях :

Информирование о проблеме (что такое агрессивность , каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих, об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка );

Обучение эффективным способам общения с ребенком : обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми , а также приёмами регуляции психического равновесия; обучение родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты - сообщений» , исключение угроз и приказов, работа с интонацией; отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; помощь семье в плане выработке единых требований и правил воспитания;

Информирование родителей может проходить :

В индивидуальных беседах;

В виде лекций;

В виде сообщений на родительских собраниях;

На встречах в «Семейном клубе» и т. п. ;

В виде наглядной информации.

Информационный материал для родителей :

Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно , чем дети,которые воспитывались иначе.

Таким образом, формирование агрессивных тенденций , которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями :

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Определено, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых , особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности , обычно воспринимают эту форму поведения.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности . В ряде исследований было установлено что :

а) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей , воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность , которая будет проявляться в более зрелые годы;

б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности , вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность ;

в) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей , как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение .

Важно обратить внимание родителей на причины возникновения агрессивности детей .

На формирование агрессивности влияют следующие факторы :

1. Негативизм матери, отсутствие родительской любви (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие) .

2. Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым.

3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование) .

4. Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость) .

5. Отсутствие заботы родителей об основных потребностях ребенка (сон, еда, общение) интересы ребенка игнорируются.

6. Несогласованность требований родителей. - У ребенка нет четких норм поведения.

7. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец) . Неспособность постоять за себя и ребенка.

8. Острая травма или утрата, травматические обстоятельства которой запомнились; долгое расставание с близкими людьми в раннем возрасте.

9. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.

10. Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье, чрезмерное внимание (развитие этой сферы за счет других) .

11. Чрезмерная стимуляция сексуальности, телесный контакт.

12. Личностные особенности родителей : раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.

13. Скука, недостаток стимулов.

14. Иногда агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни (адаптация к новым возрастным требованиям, переезд или необходимость посещать детский сад; жестокость к братьям и сестрам в попытке сохранить любовь матери).

15. Отсутствие возможности побыть одному.

16. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения (например – лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности .

Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.

17. Врожденные физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию .

18. Различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 месяцев.

Специалистами выделен синдром трудного темперамента, при котором ребенка нелегко воспитывать.

Помните, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети . Основная роль в воспитании агрессивных детей отводится матери.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ

Коррекционную работу с детьми необходимо начинать с проведения наблюдения и диагностических исследований с целью выявления причин агрессивности и нарушений в эмоциональной и личностной сфере. На основе полученных результатов разрабатывается коррекционная программа.

Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:

Наблюдение

Интервью

Проективные методики

Тесты

Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям. Во-первых, это возможность получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программ исследования. Во-вторых, наблюдение можно использовать, когда психологическая информация не может быть получена никакими иными методами.

В данном случае наблюдение представляет собой метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами диагностики.

В психологической практике в зависимости от того, какой степени точности информацию необходимо получить психологу используются неструктурализованное и структурализованное наблюдение.

При нестуктурализованном наблюдении заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению. Оно не имеет строго плана, заранее определены лишь объект и ситуация наблюдения. Иными словами, психолог выделяет конкретного ребенка, за которым будет вестись наблюдение, и определяет ситуацию, в которой происходят те или иные события.

Понятно, что поведение ребенка в целом невозможно охватить наблюдением. Поэтому обычно составляется самая простая схема наблюдения. Выделяются основные его элементы. В качестве такой схемы можно использовать подход, основанный на принципах, заключенных в разработках С.Розенцвейга, который считал, что критическая или фрустрирующая ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей.

При другом, стуктурированном наблюдении, заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций, которые в наибольшей степени интересуют психолога. В этом случае специальный план записи или фиксации результатов наблюдения составляется еще до начала сбора информации.

Определить характер нарушений поведения и их психологические причины можно, используя в работе с детьми такой метод, как интервью. Модель интервью, его содержание и направленность вопросов определяется той методологической и теоретической схемой, которой придерживается психолог в работе с детьми.

Одним из примеров психоаналитической модели интервью может служить разработанный А.Адлером «Индивидуальный психологический опросник». Он был сформулирован для того, чтобы определить биологические, психологические, социальные условия формирования стиля жизни, в рамках которого возникают нарушения личного развития и поведения, для понимания и оказания помощи и преодоления проблем детей, а также для того, чтобы выявить психологические механизмы, позволяющие ребенку справляться с негативными ситуациями.

Компактным примером диагностического интервью может служить схема, предложенная Н. Мак-Вильяме, которая включает в себя следующие шкалы:

Демографические данные;

Текущие проблемы и их состояние;

Личная история;

Младенчество и детство;

Латентый период;

Подростковый и юношеский период

Текущие представления (ментальный статус)

Заключение и выводы

Примером интервью в теории социального научения может служить разработанная А.Бандурой и Р.Уолтерсом «Анкета подростка»

Она была создана для выраженности физической, вербальной, косвенной агрессии и враждебности подростков против родителей и ближайшего окружения.

Схема бесед с подростками имеет полуструктурированный характер, т.е. задаются стандартные вопросы в заранее установленном порядке. Используются вопросы «открытого» типа, что позволяет респонденту отвечать, насколько он хочет и выражать свои отношения и чувства в той мере, в какой он сочтет нужным.

Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики:

Одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Методика в основном проводится в режиме взаимодействия «психолог- ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика РНЖ является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третья – это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях исходя их того, что хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»

Методика проводится по стандартной процедуре. Вначале необходимо установить доверительный контакт с ребенком и лишь потом сообщить ему о характере задания.

Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке.

Богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка дает тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные6 отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование семьи и беседы после рисования. Также как и в «ДДЧ» процесс рисования дает психологу большую информацию о взаимоотношениях и микроклимате в семье исследуемого ребенка.

Уровень агрессивности лучше всего определяется с помощью методики «Тест руки». Данный тест создан американским психологом Э.Вагнером в 1961 году. Методологическим обоснованием «Теста руки» является предложение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать и реальное поведение.

Основная диагностическая ценность методики состоит в выявлении актуальных и доминирующих потребностей, мотивов и конфликтов личности, кроме того она позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать предрасположенность личности к открытому агрессивному поведению.

Открытое агрессивное поведение описывалось Э.Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. С этой точки зрения понятие агрессивности включает в себя три необходимых и взаимосвязанных компонента:

Намеренность

Применение насилия, а не просто угрозы

Наличие телесных повреждений, или каких либо негативных последствий у потерпевших.

Стимульный материал «тест руки» представляет собой 9 карточек с изображениями кисти руки человека в различных положениях, десятая карточка пустая. Карточки предъявляются в определенной последовательности в фиксированной последовательности.

Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – «Опросник Басса-Дарки». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А.Бассом и А.Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

Опросник Басса – Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Склонность к раздражению

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Кроме того, выделяется восьмой индекс – чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Используя эту методику можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессии.

Для измерения силы и выраженности агрессивной мотивации используется методика Д.Ольвеуса. Д.Ольвеусом были разработаны две методики. Первая – это «Опросник агрессии для подростков». Он состоял из пяти отобранных с помощью факторного анализа субшкал:

Вербальной агрессии

Физической агрессии

Импульсов агрессии

Торможения агрессии

Позитивного самоотчета (для контроля тенденции к социально желательным ответам)

Своеобразие этого опросника состояло в том, что его вопросы акцентировали внимание на часто встречаемых и типичных для возраста 12-16 лет формах агрессивного поведения, а именно – вербальном протесте по отношению к взрослым и физическом соперничестве со сверстниками.

Для подтверждения прогностической надежности данной методики была разработана дополнительная проективная методика. Ее стимульный материал представлял собой четыре неоконченных рассказа в каждом из которых взрослый мужчина создавал для подростка ситуацию фрустрации и некоторой угрозы, за что, однако, последний был ответственен. От испытуемого требовалось ответить на три вопроса, касающихся предложенной ситуации, и после этого придумать окончание истории. Категории анализа за содержание ответов включали в себя ряд субкатегорий, группировавшихся в соответствии с двумя противоположными мотивами – агрессивной тенденцией и тенденцией торможения агрессии.

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.



18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность -7-14 баллов.

Низкая агрессивность -1-6 баллов.

Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

Как помочь агрессивному ребенку

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение “взрываются” и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева - недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые - родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на “подвернувшегося под руку” или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу “извержения” гнева, наша “копилка”, пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может “лопнуть”. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут “осесть” внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям. К. Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме - вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В.Оклендер. В своей книге “Окна в мир ребенка” (М., 1997) она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6-7 лет) обычно испытывают облегчение.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше “зреть” и охватит большее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликтной ситуации.

Подготовительную группу детского сада посещали две подружки - две Алены: Алена С. и Алена Е. Они были неразлучны еще с ясельной группы но, тем не менее, без конца ругались и даже дрались. Однажды, когда психолог зашел в группу, он увидел, что Алена С., не слушая пытавшегося утихомирить ее воспитателя, швыряет все, что подвернется ей под руку, и кричит, что всех ненавидит. Приход психолога оказался как нельзя более кстати. Алена С., которая очень любила заходить в психологический кабинет, “дала себя увести”.

В кабинете психолога ей предоставили возможность самой выбрать себе занятие. Сначала она взяла огромный надувной молоток и изо всех сил стала бить им по стенам и по полу, потом вытащила из коробки с игрушками две погремушки и с восторгом стала греметь ими. На вопросы психолога о том, что же произошло и на кого она рассердилась, Алена не отвечала, но на предложение порисовать вместе с удовольствием согласилась. Психолог нарисовал большой дом, и девочка воскликнула: “Я знаю, это наш детский сад!”

Дальнейшая помощь взрослого не понадобилась: Алена стала рисовать и пояснять свои рисунки. Сначала появилась песочница, в которой расположились маленькие фигурки - дети группы. Рядом возникла клумба с цветами, домик, беседка. Девочка рисовала все новые и новые мелкие детали, как будто оттягивая тот момент, когда надо будет нарисовать что-то важное для нее. Через какое-то время она нарисовала качели и сказала: “Все. Больше рисовать не хочу”. Однако, послонявшись по кабинету, она снова подошла к листу и подрисовала на качелях маленькую-премаленькую девочку. На вопрос психолога, кто же это, Алена сначала ответила, что не знает сама, но потом добавила, подумав: “Это Алена Е.. Пусть покатается. Я ей разрешаю”. Затем она долго раскрашивала платье своей соперницы, нарисовала ей сначала бант в волосах, а потом даже корону на голове, объясняя при этом, какая Алена Е. хорошая и добрая. Но потом художница внезапно остановилась и ахнула: “Ах!!! Алена упала с качелей! Что же теперь будет? Платье-то как испачкала! (платье закрашивается черным карандашом с таким нажимом, что даже бумага не выдерживает, рвется). Мама и папа будут ее ругать сегодня, а, может быть, даже побьют ремнем и поставят в угол. Корона свалилась, укатилась в кусты (нарисованную золотую корону постигает та же участь, что и платье). Фу, лицо грязное, нос разбит (красным карандашом закрашивается все лицо), волосы растрепались (вместо аккуратной косички с бантиком на рисунке появляется ореол из черных каракулей). Вот дурила, кто же с ней, с такой, играть теперь будет? Так ей и надо! Нечего командовать! Раскомандоваласъ тут! Подумаешь, воображала! Я тоже умею командовать. Пусть вот теперь идет мыться, а мы не такие грязные, как она, мы играть будем все вместе, без нее”. Алена, вполне удовлетворенная, рисует рядом с поверженным врагом группу детей, окруживших качели, на которых сидит она, Алена С. Затем вдруг пририсовывает рядом еще одну фигурку. “Это Алена Е.. Она уже вымылась, - объясняет она и спрашивает, - “Можно я уже пойду в группу?” Вернувшись в игровую, Алена С., как ни в чем ни бывало, присоединяется к играющим ребятам.

Что же произошло на самом деле? Вероятно, во время прогулки две неразлучные Алены, как всегда, вели борьбу за лидерство. На сей раз симпатии “зрителей” были на стороне Алены Е. Выразив свой гнев на бумаге, ее соперница успокоилась и смирилась с происходящим.

Безусловно, в данной ситуации можно было воспользоваться и другим приемом, главное, чтобы ребенок получил возможность приемлемым способом освободиться от переполняющего его гнева.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру “Обзывалки” (см. с. 84). Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу - беспрепятственно провести занятие может так называемый “Мешочек для криков” (в других случаях - “Стаканчик для криков”, “Волшебная труба “Крик”” и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом он “избавляется” от своего крика на время занятия. После занятия дети могут “забрать” свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое “Мешочка” учителю на память.

В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Воспитатель или учитель, видя, что дети “распетушились” и уже готовы вступить в “бой”, может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Понятно, что в классе во время урока ребенок не может пинать консервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик может завести, например, “Листок гнева” (рис. 2). Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять,

Рис. 2. “Листок гнева”:

разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

Однако чаще всего конфликтные ситуации возникают на переменах. Тогда с детьми можно проводить групповые игры, (некоторые из них описаны в разделе “Как играть с агрессивными детьми”). Ну, а в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие.

Правда, многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с пистолетами, ружьями и саблями, даже игрушечными. Некоторые мамы не покупают сыновьям оружия вовсе, а воспитатели запрещают приносить его в группу. Взрослым кажется, что игры с оружием провоцируют детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявлению жестокости. Однако ни для кого не секрет, что даже если у мальчиков нет пистолетов и автоматов, большинство из них все равно будет играть в войну, используя вместо игрушечного оружия линейки, палки, клюшки, теннисные ракетки. Образ воина-мужчины, живущий в воображении каждого мальчишки, невозможен без украшающего его оружия. Поэтому из века в век, из года в год, наши дети (и не всегда это только мальчики) играют в войну. И кто знает, может быть, это и есть безобидный способ выплеснуть свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно запретный плод особенно сладок. Настойчиво запрещая игры с оружием, мы тем самым способствуем возбуждению интереса к этому виду игры. Ну, а тем родителям, которые все-таки выступают против пистолетов, автоматов, штыков, можно посоветовать: пусть попробуют предложить ребенку достойную альтернативу. Вдруг получится! Тем более, что существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из “Киндер-сюрпризов”. Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.

Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, - настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струёй воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными детьми, которое условно можно назвать “работа с гневом”. Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди