07.03.2019

Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь? Как понять, любишь ты человека или нет? Любовь и влечение


Любовь. Как много чувств и эмоций связано с этим простым словом. У каждого человека. Сколько людей, столько и разнообразия любви в нашем мире. Ведь каждый чувствует и видит её в своих красках и в своих оттенках и в результате не каждый знает, как понять, любишь ты человека или нет?. Ведь чувство это люди порой не могут описать словами, не могут нарисовать на картине, не могут сыграть на музыкальном инструменте, не могут станцевать… А если кому-то и удавалось это сделать – они показали лишь маленькую частичку своего великого чувства.

Как понять, что любишь человека по-настоящему

¨ Волнение. При появлении любящего человека ты начинаешь беспричинно волноваться. Вследствие этого ты можешь уронить чашку или увидеть дикое дрожание своих рук. Ты не можешь связать слова в одно предложения;

¨ Пигментация кожи. Не зная того, ты можешь чувствовать неловкость и покраснеть. Даже стоя в прохладном помещении. Но у каждого человека пигментация кожи индивидуальна и проявления её индивидуальны. Твои щеки могут покраснеть, могут покраснеть только уши, можешь наоборот побледнеть перед всеми;

¨ Разговоры и мысли. Не знаешь, как понять, любишь ты человека? Ты влюблена, если постоянно говоришь о своем объекте обожания. Его образ не покидает твои мысли. Когда примеряешь тот или иной наряд – обязательно думаешь, понравится ли ему. Представляешь разные ситуации с Вашим участием в главной роли;

¨ Общение. Когда ты разговариваешь с ним – тебе нравится его голос. Ты пишешь ему очень часто, иногда даже слишком. Ждешь ответа на самые глупые сообщения, даже на те, в которых нет текста. В разговоре чаще используешь слово «Мы», а не «я» и «он». Редко, когда называешь его по имени. «Примеряешь» на себя его фамилию;

¨ Магнит. Тебя всю, без остатка, постоянно тянет к нему. Понять, любишь ты человека, можно по тому, что ты все время норовишь быть там, где и он. Вы часто встречаетесь «случайно» в разных местах. Иногда ты просто не понимаешь, как могла произойти эта встреча, но твое сердце знает, какими путями следует ходить;

¨ Отдача. Ты хочешь подарить всё своему любимому. Тебя ничего не тревожит, кроме Вашего общего счастья и его удовольствия. Ты готова на любые жертвы ради благополучия в отношениях, и на любые его прихоти ты реагируешь с достоинством.

Понять, что любишь человека, можно с помощью народной мудрости. Одна из них гласит, что при влюбленности люди часто ссорятся, но когда влюблены, ссоры становятся редким явлением. Требуется немало сил, чтобы любовь оставалась в Ваших сердцах, но еще больше сил необходимо распознать эту любовь. Не упустить шанс любить одного единственного, человека, который станет для тебя всем миром. Любите и будьте любимы!

Как понять, что это: любовь, симпатия или влюбленность?

Если поинтересоваться у любого человека, что же все-таки означает слово «любовь», наверняка определений этому слову будет великое множество. Любовью можно определить отношение к родине, к любимой еде, к окружающим предметам, любимым животным и так далее. Однако наиболее распространенная ассоциация со словом «любовь» - эмоциональное состояние человека и проявление чувств. Понять, любишь ты человека, сложно. Любовь или привычка? Симпатия или страсть?

Симпатия

Чувство симпатии можно испытывать долгое время, однако она больше характерна для друзей. Именно поэтому нужно определиться, на чем именно основана любовь к избраннику. Есть ли в вас готовность поддерживать человека, помогать ему в нелегкие минуты жизни? Если у вас есть общие интересы и мировоззрение, наверняка вы будете испытывать к человеку симпатию, которая после может перерасти в что-то более серьезное.

Сексуальное влечение

Если вы ощущаете, что в присутствии избранника испытываете сексуальное влечение, возбуждаетесь, то, скорее всего, вы пылаете к нему страстной любовью и вам предстоит понять, что любишь человека или нет. Чаще всего любовь является следствием поиска чего-то нового, ярких эмоций и приключений.

Совокупность общности интересов

Сочетание общности интересов и сексуального влечения скорее всего говорит о том, что вы испытываете к избраннику романтическую любовь. Это самый замечательный период отношений, но, как показывает практика, долгим такой период ожжет быть лишь у юных пар.

В серьезных отношениях страсть далеко не ведущая эмоция. Понять, что любишь человека или пока еще нет, поможет уровень вашего желания. С вашей стороны будет нелепо признаться в любви человеку только из-за полового влечения к нему. Такая «любовь» не сулит ничего хорошего. Ради блаженства в постели вам придется терпеть от любимого буквально все.

Друзья, любовники и единомышленники одновременно

Как известно, любви без дружбы не бывает. Поэтому для настоящей любви очень важно стать партнеру другом, любовником и соратником одновременно. Причем желание стать друг другу больше чем любовники, должно быть обоюдным. Стремление к вечной любви, когда партнеры готовы хранить ее вечно – вот настоящая любовь.

Зависимость

Как понять, любишь ты человека, и не попасть в зависимость к человеку? Нужно суметь избежать эмоционального садизма. Если вы считаете, что рядом с вами хоть кто-нибудь да обязан находиться – это признаки ложной любви.

Ревность

Ревность никогда не приводит к настоящим чувствам. Ревнивцы в большинстве своем – лишь эгоисты, которые хотят властвовать над партнером.

Как понять, что это любовь

Аристотель предложил глубокий анализ любви. Он знал, как понять, что любишь человека. Когда мы испытываем счастье от присутствия другого человека, сказал он, это всего лишь расположение к нему. Истинная любовь проявляется тогда, когда мы очень стремимся к кому-то, кто отсутствует, и хотим, чтобы этот человек был рядом. Далее, истинная любовь выражается как в привязанности, так и в интимных отношениях, а не только в одной привязанности.

Любовь - это психологически важная потребность. Если бы вы подсчитали, сколько часов люди тратят на то, чтобы сделать себя привлекательными для противоположного пола, флиртуя, назначая свидания, ухаживая, устраивая бракосочетания, занимаясь сексом и мечтая о любви или сексе, то в сумме они бы составили существенный процент жизни многих людей. Если вы сюда добавите прослушивание музыки, рассматривание произведений искусства и любование красотой, то эта доля составила бы намного больше.

Понять, любишь ты человека, можно по сексуальному желанию. Фрейд сказал, что внутри каждого человека находится животное, содержащее в себе свойственные животным порывы к необузданному сексу. Если бы животное внутри нас когда-нибудь вырвалось бы на свободу, все закончилось бы хаосом и разрушением общества.

Как оценить свою любовь

Понять, любишь ты человека или нет, поможет наш тест. Ваша потребность в любви очень высока, если любое из следующих утверждений в принципе верно:

1. Чтобы добиться любви, вы тратите значительное количество времени по сравнению со знакомыми примерно такого же возраста.

2. У вас было много сексуальных контактов со многими партнерами.

3. Вам трудно контролировать ваши сексуальные порывы.

4. По сравнению с большинством ваших знакомых вы посвящаете гораздо больше времени общению с прекрасным.

Ваша потребность в любви невысока, если любое из следующих утверждений в принципе верно:

1. Вы уделяете немного времени сексу или мыслям о нем.

2. Вы полагаете, что секс отвратителен.

Инструкция

Проанализируйте чувства и эмоции, которые вы испытываете. На первых порах это будет сделать довольно сложно, ведь переполняют бурные позитивные эмоции, он пребывает в состоянии эйфории, которая может резко сменяться и тоской, если чувства не взаимны, или что-то в идет не так, как хочется.

Оцените трезво, на каком месте для вас счастье и удобство партнера. Влюбленный человек чаще всего думает о себе, о том, что с любимым ему хорошо, а одному - плохо. Настоящие сильные чувства, в отличие от влюбленности, заставляют вас думать прежде всего о счастье, удобстве, благополучие любимого.

Заметьте, как вы ведете себя, если у партнера возникают трудности и проблемы. Всегда ли вы готовы помочь ему, отложив важные дела на потом? Влюбленный человек порой эгоистичен. Его эйфория заметно снижается, когда возникают проблемы, или любимому нужна помощь. Любовь проверяется испытаниями, трудностями, проблемами, через которые партнеры проходят вместе.

Отличным средством свои чувства являются расстояние и время. Это не значит, что вы должны без причин перестать общаться с объектом своих чувств. Но если возникает ситуация, что ему или вам необходимо уехать далеко на какое-то время, не печальтесь. Знайте, что настоящая выдержит любую разлуку, а если чувства поверхностны, то они рано или поздно утихнут и при частых встречах.

Задумайтесь об искренности своих чувств, если вас переполняют слишком бурные эмоции. Особенно это касается молодых людей. Иногда бывает так, что, будучи отвергнутыми, юноши впадают в сильную депрессию и даже думают о самоубийстве. Причина этого - отнюдь не несчастная любовь, а надуманная влюбленность, похожая на опьянение. Ради истинной любви не умирают, ради нее живут.

Попробуйте поискать в любимом . Даже если вы их не видите, они все-равно есть, как и у других людей. Попросите вам помочь в этом деле близкого человека. Влюбленность тем, что вы не видите у партнера недостатков. Если вы замечаете отрицательные черты второй половины, но готовы мириться с ними и помогать их исправлять, то это говорит о том, что вы испытываете более сильные чувства.

Не забывайте о том, что любовь - не то чувство, над которым не надо трудиться. Любовь нужно беречь и хранить, совершенствуя отношения с дорогим человеком. Любовь можно сравнить с работой над собой и над своими чувствами. Если вы готовы соединить свою жизнь с любимым , принимая и относясь с уважением не только к нему, но и к его родне, к его увлечениям и хобби, к его достоинствам и недостаткам, то, можно поздравить вас, вы испытываете глубокое, сильное и облагораживающее душу чувство.

Наш внутренний мир - это целая Вселенная, где сплетаются самые разные и противоречивые чувства и эмоции. Очень часто, мы даже не осознаем то, что происходит в нас самих, и, путая истинное с ложным, принимаем желаемое за действительное. Так и страсть мы иногда принимаем за любовь, тратя огромные силы на то, чтобы добиться того человека, которого, по сути, и не любим на самом деле. Забавно, правда? Или грустно? Но как понять любишь или нет, и осознать, что именно этот человек - тот единственный, который послан нам свыше? И можно ли это понять вообще? Знаете, психологи справедливо считают, что это вполне возможно. Просто надо заглянуть в свою душу и... честно поговорить самим собой. Подойдите к зеркалу, когда дома никого нет. Лучше всего, возьмите стул и сядьте - разговор то предстоит долгий и непростой. Сначала просто помолчите и попытайтесь сконцентрироваться. А, затем, смоделируйте несколько вполне реальных жизненных ситуаций.

Ситуация первая: "Неожиданно в моей жизни появляется кто-то, кто, в материальном плане, может дать мне во стократ больше, чем тот человек, который сейчас рядом со мной. Что я буду делать?". Только не врите сами себе, если действительно стремитесь понять любите вы или нет. Поверьте, когда чувства настоящие - никаких сомнений у вас не возникнет, конечно, никто не мечтает о райской жизни в шалаше, но уйти от того, кого по-настоящему любишь из-за денег, просто невозможно!

Ситуация вторая: "Мой любимый тяжело заболел, может быть, он останется инвалидом на всю жизнь, вся ответственность за семью теперь падает на меня. Уходить или нет?". Вы сами понимаете, каким должен быть ответ на вопрос. "И в радости, и в горе", так, кажется, говорят?

Ситуация третья: "Мой единственный говорит, что больше меня не любит и просит развод. Отпустить или нет?". Знаете, настоящая любовь не может быть эгоистичной, она - жертвенна. Если вы искренне почувствуете, что способны, как бы вам не было больно, отпустить любимого, значит, вы действительно любите его.

Вы хотите сказать, что предложенные ситуации экстремальные и понять любишь или нет можно куда более простыми средствами? К сожалению, нет. Проверить, подлинность чувств можно только, пройдя жизненные испытания, рука об руку со своим любимым. Знаете, это как экзамен, который показывает, насколько глубоко и полно вы освоили тот или иной предмет. И, напоследок, еще один совет. Пытаясь разобраться в своих чувствах, не слушайте окружающих. Конечно, у вас есть и друзья, и родители, и коллеги, которые обязательно захотят вам дать массу советов. Но, как, как говорят хорошие банкиры, у каждого своя кредитная история, и история любви у каждого своя. Только вы сами, и никто другой можете найти верный способ, как понять любишь или нет и найти свою дорогу к счастью.

В течение жизни любовь посещает нас неоднократно, и всегда в разном обличье. Часто мы готовы поверить, что встретили свою судьбу, а потом терпим поражение и разочаровываемся. Как понять, любишь ты человека или нет? Этим вопросом задаются многие, ведь от него зависит счастье.

А если я сомневаюсь?

Многие думают, что сам факт сомнений свидетельствует об отсутствии любви. Дескать, если любишь, то такие вопросы в голову не приходят. На самом деле это не так. Ещё Декарт утверждал, что сомнения свидетельствуют о том, что мы мыслим, а значит, существуем.

Сомнения исключены в тех случаях, когда мы охвачены страстью или страдаем от неразделенной любви. Если бже бурные эмоции успокоились, люди испытывают потребность дать оценку своему состоянию, осознать то, что они испытывают по отношению к другому человеку.

А чувства всегда противоречивы. Вот только что избранник казался самым лучшим, единственным и неповторимым, но вдруг его неосторожное слово больно ранило, в душе поднялась обида, и появились сомнения. Так и возникает потребность понять, любишь ты человека или нет на самом деле. Получить ответ очень важно. Сомнения не дают строить отношения, затормаживают развитие событий. Ведь ? Конечно, от того, есть ли между супругами настоящая любовь.

С глаз долой – из сердца вон?

Одним из самых надёжных способов проверки чувств оказывается, к сожалению, разлука. После взаимных обид и бурных ссор настолько накаляются, что они решают расстаться хотя бы на время. И вот тут возможны два варианта. Либо после расставания вы почувствуете облегчение и через несколько дней и думать забудете о бывшем возлюбленном. Вы, возможно, будете недоумевать, если и так все прекрасно, и жизнь расцветает новыми красками без них.

Либо вы начнете тосковать, вспоминая время, проведённое вместе, слова любимого, его объятия. Если вы чувствуете настоятельное желание немедленно бежать к нему и все простить, то не стоит сомневаться: он именно тот, кто вам нужен.

К сожалению, может случиться и так, что вы начнёте мучиться без вашего избранника по причине того, что зависимы от него. В этом случае ваши страдания будут носить негативную эмоциональную окраску. Иными словами, вы будете чувствовать ненависть и раздражение от того, что вас тянет к этому человеку. А настоящая любовь связана с положительными эмоциями.

Что подскажет сердце?

Часто можно слышать советы довериться своему сердцу. Но как это сделать? Как отличить множество мнений от настоящего? Услышать голос души нам мешают попытки рационализировать то, что происходит. Так что стоит попытаться на время отключить оценку и прислушаться только к эмоциональной составляющей. Просто опишите для себя, что вы чувствуете.

Нередко люди допускают ошибку, считая любовь чем-то постоянным и неизменным. На самом деле, чувства, которые мы испытываем, могут меняться. Это зависит от обид, от настроения и иногда даже от усталости. И лишь где-то в глубине души, куда не так-то просто заглянуть, живёт настоящая любовь, которую не могут изменить ни расставания, ни предательства, ни чужие мнения.

Самым лучшим способом понять, любишь ты человека или нет, является беседа. Откровенный позволит вам лучше понять друг друга и открыть новые грани не только в своём партнёре, но и в себе. Беседа поможет освободиться от обид и высказать то, что вас тревожит.

Предоставьте такую возможность и вашему партнёру. Не стесняйтесь описывать ваши чувства, но только делайте это бережно, чтобы ненароком не нанести душевную рану. Прежде чем что-то сказать, ставьте себя на место другого человека. Если вы были искренни, то ваши сомнения растают, а вслед за ними уйдёт и раздражение, и останется только настоящее.

Любовь – это то, благодаря чему мы можем , она даёт возможность вместе с избранником. Она прибавляет сил и делает нас добрее. Но за любовь нужно сражаться, отвоёвывая ее у обид и бытовых проблем. А для этого требуется решительность и вера в то, что вы нашли своё счастье.

  • Друзья! Тема следующей статьи « » - категория: . Чтобы не пропустить её, вы можете подписаться на рассылку on line журнала по электронной почте.

Три банкрота

Как это ни печально признавать, но неспособность любить является общим диагнозом для всего человечества. Чтобы убедиться в этом, совсем не обязательно заглядывать в душу всем и каждому. Даже самый поверхностный взгляд на историю любого народа, да и на мировую историю в целом, приводит к неутешительному выводу: люди гораздо более склонны обижать и мучить друг друга, чем - любить. Войны, революции, кровавые междоусобицы, убийства, насилие… На этом историческом фоне сам разговор о любви к ближнему может показаться возвышенной идеей, так и не осуществленной на практике.

Но не одна только история дает повод к подобному пессимизму. Литература также представляет нам целый ряд героев, чья неспособность любить является их главной художественной характеристикой. Тут и молодой повеса Евгений Онегин, с холодной легкостью отвергший искреннее и чистое чувство провинциальной девушки, а после невесть с чего вдруг застреливший своего лучшего друга. Тут и отважный Григорий Александрович Печорин, с помощью нехитрой, но подлой интриги похитивший несчастную черкесскую княжну, которая надоела ему спустя четыре месяца и вынуждена была жизнью заплатить за романтические забавы скучающего искателя приключений.
Но если отсутствие способности к любви у этих двух героев русской литературы еще можно как-то попытаться объяснить схожестью их характеров и общей наклонностью к скуке, то третий персонаж, которого бы хотелось упомянуть в этой связи, напрочь вываливается из подобного объяснения. Жизнерадостный прохиндей Остап Бендер - кипучий, деятельный и не склонный к рефлексии - в отношениях с женщинами, как это ни странно, в точности повторяет «подвиги» своих литературных предшественников, упомянутых выше. Сначала, подобно Печорину (влюбившему в себя Мери, а затем бросившему ее), великий комбинатор позорно убегает от полюбившей его дочери старого ребусника, а после (как и опомнившийся к концу романа Онегин) безуспешно пытается напомнить оставленной им девушке о ее былой любви.
Два самых известных литературных меланхолика и веселый жулик оказались удивительно похожи в своей неспособности любить. В чем же тут дело? Почему столь разные типы людей в важнейшей сфере своего бытия оказываются так одинаково и фатально несостоятельными?
Рассуждать об этом с различных точек зрения можно довольно долго. Однако если обратиться к христианству, ответ на такой вопрос найти совсем несложно.

Как теряют любовь

В Евангелии Христос ясно говорит, что потеря любви является прямым следствием уклонения человека от исполнения заповедей Божиих: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (). Очень важно понять, что само слово «беззаконие» в отношении заповедей имеет не юридический смысл по принципу: ты нарушил закон, Бог тебя за это накажет. Христианство говорит совсем о другом, духовном законе, который правильнее было бы сопоставить с законами физики, химии, биологии и любой другой естественной науки. Ведь если человек, нарушая законы собственной природы, попытается сесть на раскаленную плиту, лизнуть железо на морозе или выпить серной кислоты, то вряд ли кому-либо придет в голову назвать печальные, но вполне естественные последствия такого беззакония - наказанием Божиим. То же самое происходит, когда человек пренебрегает духовными законами своего бытия. В сущности, все заповеди Евангелия как раз и являются такими законами, а вовсе не какими-то формальными и внешними по отношению к человеку требованиями. Нет, в заповедях Господь лишь открывает нам принципы здорового существования нашей духовной природы, некую норму человечности, при соблюдении которой человек не будет вредить собственному естеству. Ну, в самом деле, разве вызовет у кого-то протест утверждение о том, например, что зависть или обида наносят вред, и прежде всего - самому завистнику или обиженному? Или что гневливый человек сам себе укорачивает жизнь? Да любая, даже самая далекая от христианства психологическая школа безоговорочно подтвердит сегодня истинность этих мыслей! Поэтому слова «грех» и «беззаконие» в Евангелии означают нарушение принципов нормального человеческого существования, которое неизбежно влечет за собой страдание, разрушение, смерть.
В общем-то, все заповеди лишь выявляют различные грани главного призыва Евангелия, который, наверное, известен любому культурному человеку - любите друг друга (Ин. 34:13 ). Ведь на того, кого любишь, не станешь гневаться, ему не будешь завидовать, простишь ему любую обиду и никогда не станешь его осуждать. Таким образом, в заповедях изложены не какие-то отвлеченные истины - пускай и возвышенные, - а принципы деятельного проявления той самой любви, которой нам так не хватает в нашей жизни. Но что же происходит, если человек нарушает эти принципы? Об этом нетрудно догадаться по нехитрой аналогии: а что бывает, когда человек нарушает законы физики и пытается разжечь костер посильнее, усердно поливая его водой? Ответ очевиден: огонь погаснет. Ровно то же самое происходит и с любовью в сердцах тех людей, которые нормой своей жизни сделали нарушение закона любви, то есть - грех.
И если внимательно рассмотреть литературные истории жизни Онегина, Печорина и Остапа Бендера, то причину их неспособности к любви увидеть совсем несложно.
Так, по словам Пушкина, бедный Евгений самые чистые и естественные порывы молодости потратил на сомнительные похождения и бесконечные любовные интрижки:

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.

За восемь лет такой беспорядочной жизни Онегин довел себя до весьма печального состояния, когда женщина перестала быть для него тайной, желанной целью и радостным открытием:

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.

Еще страшнее выглядит внутренняя жизнь Печорина, вернее, то, что он сам сделал с этой своей жизнью. Ведь не так уж и лицемерит Григорий Александрович, когда, рисуясь перед княжной Мери, проговаривает свое жизненное кредо: «Я был готов любить весь мир, - никто меня не понял: и я выучился ненавидеть». Здесь герой честно признает любовь ко всему миру - нормальным состоянием здорового, неиспорченного человека. Правда, вину за утрату этого своего здорового состояния Печорин пытается полностью переложить на окружающих. Но путь этот тупиковый и бесплодный. Ведь если мою душу искалечили другие люди, то, значит, и приводить ее в порядок должен не я, а они. Собственно, именно такой вывод и делает лермонтовский герой: «…если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви». Поставив способность к любви в зависимость от нравственности окружающих, «герой нашего времени» полностью отсек для себя возможность исцеления и пришел в поистине ужасное состояние, когда страдания другого человека, да и сама жизнь его становятся лишь забавой, топливом для эмоций, хоть как-то теребящих его ледяное сердце: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость».
Счастье - как насыщенная гордость! Бедный Печорин… Если бы он только знал, что гордость в принципе ненасыщаема и никогда не удовлетворится тем состоянием, в котором находится человек, сколь бы высоко он ни вознесся! По учению Церкви, нет более страшного нарушения закона любви, чем гордость, медной стеной отделяющая человека от всего мира, от других людей и от Самого Бога. Чтобы убедиться в истинности этого утверждения, достаточно просто перечитать страшные строки из дневника Печорина, приведенные выше.
Ну а неутомимый охотник за денежными знаками Остап Бендер лишил себя способности к любви иным методом, не менее разрушительным, чем блуд или гордость. На что же этот симпатичный литературный герой потратил весь пыл своей энергичной натуры, куда употребил таланты, которыми так щедро наделили его авторы? Об этом лучше всего сказал сам великий комбинатор в претенциозной эпитафии самому себе: «Он любил и страдал. Любил деньги и страдал от их недостатка». Вполне откровенный и точный диагноз. Любовь к деньгам в христианской традиции носит название сребролюбия. А о том, какую разруху производит сребролюбие в душе человека, прямо сказано в одном из посланий апостола Павла: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые… сами себя подвергли многим скорбям ().
В эту короткую цитату полностью укладывается вся трагикомическая история не только Остапа Бендера, но и многих других. История людей, которые в погоне за деньгами растратили свои многочисленные способности и энергию молодости, не создали семьи, не приобрели друзей… Ведь даже деньги, которые Бендер в конце концов сумел получить, не согрели его душу и не принесли счастья. Потому что не может стать счастливым тот, кто не способен любить.
Конечно, все эти герои не более чем плод писательской фантазии. Но ведь в том и притягательность настоящей литературы, что в образах вымышленных героев она показывает нам такие состояния человеческой души, на которые уже вполне реально отзывается наше сердце, наша совесть, наш жизненный опыт. И если быть с собой до конца честным, то многое из того, что лишило любви Онегина, Печорина и Остапа Бендера, мы в той или иной мере найдем и в своей жизни.

Как животное или - как Бог?

«Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть», - когда-то сказал Монтень. К сожалению, этот тезис как нельзя более уместен в разговоре о любви в случаях, когда под этим словом подразумевается все что угодно: бурная страсть, физическое влечение, мимолетная симпатия или просто какое-то неопределенное томление в душе. Учиться любви, имея о ней столь смутные представления, - столь же неблагодарный труд, как разгадывать , в котором отсутствуют не только ответы, но и вопросы.
В целом слово «любовь» ассоциируется у современного человека с некими бурными переживаниями, радостью или слезами, трепетом и замиранием сердца, одним словом - с сильным эмоциональным волнением. И действительно, тот, кто хоть однажды был влюблен, знает это состояние, когда в любимом человеке вдруг сосредотачивается весь смысл твоего существования. Но куда же девается это волнение страстей спустя некоторое, иногда совсем непродолжительное время? Почему так часто со скандалом делят имущество муж и жена, которые еще совсем недавно жить не могли друг без друга?
Жизнь очень сложная штука, но все же, наверное, не последнюю роль в таких разочарованиях и семейных драмах играет как раз неправильное понимание людьми важнейшего вопроса: что такое любовь? Ведь если понимать любовь как эмоцию, то неизбежно придется признать, что, подобно всем прочим чувствам, она очень изменчива, неустойчива и зависима от множества внешних и внутренних факторов нашей жизни. Не выспался - и уже не до чувств. Переел - снова не до них. Пасмурная погода за окном, больной зуб, случайно сказанное слово, косой взгляд, падение уровня сахара в крови - все эти вещи, как и великое множество других, здесь не названных, постоянно влияют на наши чувства. И если ставить свою любовь к ближнему в зависимость от многообразных обстоятельств жизни, то сохранить такую любовь-эмоцию окажется невероятно трудной задачей.
К тому же эта любовь обладает одной не очень симпатичной характеристикой: нам свойственно испытывать ее либо к тем, с кем хорошо нам, либо к тем, кому хорошо с нами. Но стоит даже приятному нам человеку выразить хотя бы легкое недовольство в наш адрес, как сразу же вместо любви к нему в душе вспыхивают совсем другие эмоции. А уж если мы узнаем, будто этот человек сделал нам какую-нибудь откровенную гадость - тут уж только держись! Тогда начинается такая «любовь», которая для несчастной бесприданницы Ларисы Огудаловой заканчивается приговором: «Так не доставайся ж ты никому!» и пулей в сердце, для пылкой Кармен - ножом в груди, а для Дездемоны - смертью от рук ревнивого мужа. В общем, с любимыми, которые вместо удовольствия начали доставлять неудобства, очень часто все происходит по схеме известной фольклорной истории, когда некий хозяин любил свою собаку лишь до тех пор, пока она не съела у него кусок мяса. Можно было бы, конечно, списать все эти печальные события на бурную фантазию драматургов, да вот беда - реальные уголовные хроники всех газет мира во все времена переполнены подобными трагедиями.
Именно такую любовь, сведенную к эмоции, Христос решительно отвергает, говоря ученикам: …если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? ().
Любовь-эмоция почти не отличается от инстинктов животного. Поэтому нормой человеческой любви Христос объявляет нечто неизмеримо более высокое и требующее от людей существенного волевого и нравственного усилия: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ().
Но любить своего врага, руководствуясь эмоциями и чувствами, уже не получится, поскольку чувства эти будут прямо противоположными любви. И здесь кроется одно из главных отличий любви христианской от всех прочих ее пониманий и трактовок: евангельская любовь обязательно предполагает жертвенность. А жертвой в данном случае должен стать отказ от таких естественных человеческих чувств, как неприязнь и отвращение, которые мы обычно испытываем к своим врагам. Занятие это нелегкое и даже болезненное, но ведь и цель его безмерно высока: уподобиться в любви уже не животному, но - Богу.

«Проблема расширенного эгоизма»

Ну вот, похоже, и найдены нужные слова: любовь - как жертвенность, способность к самоотдаче. Казалось бы, вот оно - христианское понимание любви! Но и тут нас подстерегают скрытые опасности. Оказывается, жертвенность вполне возможна и при отсутствии любви к ближнему. Не зря ведь апостол Павел предостерегает христиан от подобного перекоса в восприятии Евангелия: если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ().
Возникает закономерный вопрос: а что же, собственно, может стать для меня причиной самопожертвования, если не моя любовь к ближнему? Ответ на это - тема для отдельного большого разговора, поэтому ограничимся здесь лишь одним его аспектом, который можно было бы условно назвать «проблемой расширенного эгоизма».
Дело в том, что, вкладываясь в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек потихоньку начинает любить в нем именно этот свой вклад, а точнее - себя самого в любимом. В итоге получается такая вот расширенная любовь к себе, пусть даже в нее будут включены мой муж или моя жена, мои дети, моя собака. Но в центре подобного отношения всегда будет этот злосчастный общий знаменатель - «мое». Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира и уничижающую все, что находится за этой границей.
Убедительный пример такого расширенного эгоизма, принимаемого за любовь, можно увидеть в знаменитой сказке французского писателя Экзюпери, когда Маленький принц объяснял ничейным розам, в чем их отличие от его любимого цветка: «Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы еще ничто… Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра… Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя».
Логика Маленького принца здесь предельно ясна: чем больше самого себя вкладываешь в то, что любишь, тем больше оснований считать это своим. А все остальное можно спокойно считать «ничем», поскольку оно ведь еще ничье. Неудивительно, что бедные розы смутились, услышав эту декларацию любви-собственности. Конечно, Маленький принц - удивительно светлый и добрый герой, пожалуй, даже один из самых светлых во всей мировой литературе. Но в данном случае его понимание любви, к сожалению, не очень сильно отличается от жизненной философии генеральского денщика - персонажа одного из очерков Н. Лескова. Этот денщик делил все человечество на две неравные части: к одной он относил себя и своего барина, к другой - всю прочую «сволочь». Подобным образом и любовь-собственность заставляет человека автоматически делить весь мир на «мы» и «они». И тогда, чем бы он ни жертвовал во имя подобной любви, эта жертва неизбежно будет принесена им лишь себе самому.
Христианство предполагает совершенно иной принцип отношения к окружающим, когда основанием для любви к ближнему является вовсе не наша собственная мера жертвенности по отношению к нему, а безмерность жертвы Христа за все человечество. Чтобы эта мысль стала более понятной, можно рассмотреть ее на примере отношения героя сказки Экзюпери к чужим розам. Маленький принц по-детски наивно определил их как «ничто», поставив ничьим цветам в упрек тот факт, что ради них еще никто ничем не пожертвовал*. Но христиане знают, что Христос пострадал за каждого человека, а следовательно: каждый из людей - Его, потому что для Бога нет беспризорных цветов. Христиане призваны в каждом человеке видеть Христа и почитать в любом случайном встречном образ Божий. При таком мировоззрении разделение людей на своих и чужих по какому-либо признаку становится попросту невозможным. Вот как пишет об этой «неразборчивости» христианской любви : «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».

Любовь - не эмоция

На расстроенном рояле даже самый выдающийся исполнитель всех времен и народов не сможет толком сыграть и банального «Чижика-пыжика». Все его мастерство, весь обширный репертуар, экспрессия и выразительность игры окажутся бесполезными, если инструмент не будет должным образом настроен. То же самое вполне справедливо и в отношении человеческой души: она тоже нуждается в правильной настройке, без которой все наши мысли, слова и действия могут оказаться фальшивыми.
Христианская любовь к ближнему - это не чувство, и даже не действие, а именно такая настройка, а вернее, устроение человеческой души, когда в ней живет постоянная готовность отнестись к любому человеку, как к Самому Христу. Ведь в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (). Каждый человек, как бы ни был он плох и неприятен нам, призван к бытию Богом, любим Им, несет в себе Его образ. И для желающих исполнить христианскую заповедь о любви к ближнему прежде всего необходимо так настроить свои ум и сердце, чтобы в любом человеке за всеми его индивидуальными несовершенствами видеть этот образ Божий, помнить о том, что он - такое же любимое Богом создание, как и ты сам. Лишь на почве подобного устроения души способна прорасти та любовь, о которой говорит Евангелие. Практический же рецепт такой настройки можно увидеть в творениях святых отцов, всю свою жизнь употребивших на освоение этой непростой науки - любить ближнего.
«Воздавай почтение ближнему как образу Божию - почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви - не плоть и кровь, не влечение чувств, - Бог», - говорит .
В чем же на деле должно быть выражено такое душевное устроение, объясняет другой святой - : «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя».
Вот, собственно, и все. Нетрудно увидеть, что никаких сверхъестественных ухищрений и неисполнимых требований здесь нет. И прежде всего нужно научиться так любить самых близких своих людей - мужа, жену, детей, родителей… Не потому, конечно, что они - наши родственники. Просто именно с ними мы общаемся гораздо больше, чем с остальным человечеством, и где же еще осваивать христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.
Конечно, в приведенных здесь цитатах отцов описано лишь самое начало стяжания любви к ближнему. Путь же ее совершенствования бесконечен, поскольку человек призван уподобиться в ней Самому Богу. Но без этого драгоценного начала весь остальной путь окажется для нас безнадежно закрыт.


*Мы понимаем, что такая трактовка образа Маленького Принца может вызвать неоднозначную реакцию и многим не понравится. Однако из уважения к позиции автора мы не стали подвергать текст редактуре и убирать из него это сравнение, что не означает, что редакция разделяет данную позицию. – Ред.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди