09.02.2019

Мужской народный головной убор. Русские народные головные уборы. Головные уборы русского севера


Эти животные - одиночки, самцы чаще всего обитают сами по себе, самки же чаще с лосятами. Иногда самцы присоединяются к самкам с детенышами, образуя небольшим стада, но это случается редко.

Что едят лоси?

Лось питается растительностью, так как это животное травоядное. А из-за особенностей мест обитания, коими является болотистая местность, а так же заросли ивняков по берегам рек и озёр, а в лесотундре - березняки и осинники. Основным видом пищи для лося является древестно-кусстарниковая растительность произрастающая в данных местах.

Летом - лось питается в основном в ночное время, объедая: кустарники, листья, свежие побеги, кору деревьв, мох, лишайники, грибы, плоды растений, ягоды - бруснику, чернику, малину, травы - кипреей, щавель. Любит сохатый и грибы - белые, моховики, подберезовики.


Помимо этого лоси поедают растения растущие вблизи от водоемов: калужницы, кубышки, кувшинки, хвощи. так как летом пища более обильная, лоси стараются есть в прок, в день съедая до 35 килограмм.

Зимой - лось питается преимущественно в дневное время суток: ест хвою, ветки деревьев, обгрызают кору. для того что бы насытиться, лосю необходимо много еды, однако в зимний период еды мало, животное с трудом находит 12-15 кг.


Помимо растительности лосю необходима соль, которую он ищет на солонцах, более того зимой ему приходится слизывать соль с шоссейных дорог.
Лось по праву является украшением наших лесов. Это большое, гордое и красивое животное! Но этих лесных красавцев становится все меньше и меньше.

Из-за необдуманного отстрела животное было занесено в Красную книгу. Но благодаря охране, начатой с 1920 года, вид удалось сохранить и расселить в Западной Европе. В настоящее время в России живёт обитает около 730 тысяч особей, а всего на Земле - порядка полутора миллионов.

Задумайтесь люди, им и так не просто живется в условиях дикой природы. Прекратите безумный отстрел.

Лось — самый крупный представитель в семействе Оленевых. Он также является самым высоким после жирафа копытным животным. Но если жираф достигает такой высоты за счет длинной шеи, то лось истинный великан. На лосей испокон веков охотились, но отношение к этому зверю было не чисто потребительским, а почтительным. Среди американских индейцев носить имя Лося считалось почетным.

Лось (Alces alces).

Среди прочих оленей лось резко выделяется своей внешностью. В первую очередь бросается в глаза его огромный размер — длина тела может достигать 3 м, высота лося переваливает за 2 м, вес составляет 500-600 кг. Туловище лося относительно короткое, а вот ноги очень длинные. Мордой лось тоже не похож на собратьев. Голова у лося большая и тяжелая, морда длинная, большая верхняя губа немного нависает над нижней. Рога у лося характерной формы: основание рога (ствол) короткий, от него вперед, в стороны и назад полувеером расходятся отростки, ствол соединен с отростками уплощенной частью — «лопатой». За эту форму лось получил прозвище «сохатый».

У некоторых лосей под горлом свисает складка кожи, так называемая "серьга".

Впрочем форма рогов варьируют у лосей из разных регионов. Их размер также зависит от возраста лося: чем старше животное тем шире размер «лопаты» и тем больше на ней отростков. У лосей рога носят только самцы. Окраска лосей однотипная — темно-бурая с более светлым брюхом и ногами.

Лось чрезвычайно редкой белой окраски.

Копыта лося, по сравнению с другими оленями, очень широкие. Такая форма копыт необходима животным для передвижения по вязкому грунту болот, что для такого великана непросто. Длинные ноги позволяют лосю без труда передвигаться в густых зарослях леса, по топким берегам рек и глубокому снегу.

При необходимости лось легко развивает скорость 30-40 км/час.

Ареал его распространения огромен. Он встречается на территории Европы, Азии и Северной Америки от границы тундры на севере до лесостепных районов на юге. В доисторические времена лоси составляли основу питания первобытных людей наряду с оленями, турами (первобытными быками) и мамонтами. Сейчас во многих частях своего ареала лоси уничтожены. Например, в Западной Европе их можно встретить лишь в Скандинавских странах.

Громадный лось в лесу может быть незаметным.

Лоси сугубо лесные животные. С одной стороны они тяготеют к густым и непролазным лесам, с другой — часто вынуждены кормиться на опушках и в зарослях по берегам рек. В Северной Америке лоси нередко посещают и населенные районы.

Лось забрел на автомобильную стоянку (США). Фото наглядно показывает реальные размеры зверя.

Лоси ведут одиночный образ жизни и даже во время гона не образуют больших скоплений. Питаются лоси в основном ветками деревьев и кустарников. В некоторых лесопитомниках лоси являются вредителями потому, что могут за зиму начисто объесть пару гектаров молодых сосен.

Особенно по нраву лосям ветки ивы, березы, осины и сосны.

Летом лоси охотно поедают траву, грибы и даже водоросли. Лоси вообще неравнодушны к водной растительности, они с удовольствием посещают водоемы, где не только прячутся от летнего гнуса, но и пасутся. За порцией водорослей лось может даже нырнуть, хотя обычно длинноногому сохатому достаточно просто нагнуть шею.

Лось кормится в водоеме.

Брачный период у лосей начинается в августе- сентябре. Самцы начинают глухо реветь. На их зов приходят самки. Лоси редко образуют большие скопления во время гона, они также не устраивают изнуряющих боев между самцами.

Обычно после нескольких таких боданий слабый уступает место более сильному сопернику.

Самки рожают одного (реже двух) лосят в апреле-мае. Как у всех оленей лосята первую неделю жизни предпочитают отлеживаться под каким-нибудь кустиком (хотя и могут ходить), только потом они начинают сопровождать мать.

Самка лося с теленком.

Интересно, что длинноногие лосята первое время не могут дотянуться до травы и пасутся на коленях.

Молодой лось пасется на коленях.

Однако малыши быстро растут и скоро начинают питаться наравне с матерью. Живут лоси 20-25 лет, но в природе обычно погибают раньше. Естественных врагов у лосей много. Крупные размеры лося не отпугивают хищников, а скорее даже привлекают. Ведь убив одного такого гиганта можно обеспечить себя кормом на много дней вперед. Главными врагами лосей являются волки и медведи. Если крупный медведь может сражаться с лосем на равных, то волки противопоставляют сохатым ловкость и многочисленность. В одиночку волк не отважится бороться с лосем, но стая волков представляет серьезную опасность. Часто волки придерживаются тактики загнать (измотать) лося, выгнать его на открытое пространство и окружить.

Стая волков поймала лося.

Сохатому трудно держать круговую оборону, особенно если борьба происходит на льду водоема. Здесь печальную службу несут лосю его ноги. Длинноногие лоси на льду совершенно беспомощны и могут просто сломать себе конечности (даже и без участия волков). Совершенно иначе выглядит картина, когда лось находится в чаще. Здесь он часто принимает глухую оборону: прикрыв тыл каким-нибудь деревом или зарослями кустарников лось защищается от нападающих ударами передних ног. Эти фирменным ударом лось способен раскроить череп волку и легко может защититься от медведя. Поэтому хищники избегают встречаться с лосем «лицом к лицу». На лосят могут нападать пумы и рыси. Для лосей большую опасность представляет зимняя бескормица, некоторые животные погибают зимой от истощения.

Для человека лось также желанная добыча. Мясо лося по вкусу напоминает говядину, но как всегда главной причиной охоты на него становится человеческое тщеславие. Рога лося, добытые с живого зверя, считаются почетным трофеем. А часто даже не рога, а простая фотография с добытым трофеем, становится целью этой охоты. Мало кому известно, что грозный и могучий сохатый легко приручаем. В зоопарках, кстати, лоси встречаются редко. Лосей трудно содержать потому, что они потребляют много веточного корма, обеспечить которым зверей нелегко. Также лоси чувствительны к перегреву, поэтому их не содержат в зоопарках жарких стран. А вот в Печоро-Илычском заповеднике в 50-60-х годах проводились эксперименты по одомашниванию лося. В отличие от большинства бредовых экспериментов советской эпохи, эти попытки были весьма успешны. В течение короткого времени удалось создать лосиную ферму, все питомцы которой были абсолютно ручными и управляемыми. Оказалось, что для приручения лося достаточно просто кормить его молоком.

Маленькие лосята настолько привязываются к человеку, что просто воспринимают его как свою маму.

В ходе эксперимента обнаружилось еще одно необычное качество лосей — они обладают феноменальной памятью. Лось, выкормленный человеком, помнит своего воспитателя всю жизнь! Были случаи, когда лоси, воспитанные людьми, уходили в лес, но при встрече спустя много лет взрослые дикие животные узнавали человека и отзывались на кличку! Спрашивается, зачем нужен человеку одомашненный лось? Оказалось, что и в этом вопросе есть много открытий. Лось может быть не только источником мяса, его также можно доить. Молоко лосих жирностью превосходит коровье, а самцов можно использовать в качестве упряжных животных. Звучит смешно? Но не торопитесь с выводами. Ведь одомашненные лоси предназначались вовсе не для средней полосы, а для глухих таежных районов, где традиционному животноводству не место. Использовать лосей для передвижения по глубокому бездорожью оказалось выгоднее, чем лошадей. Но эксперименты не получили достойного продолжения. Как водится руководство страны решило, что гонять вездеходы и прокладывать железные дороги в вечной мерзлоте правильнее, чем возится с живыми существами. А вот в США лосиные фермы существуют и поныне.

Мужской головной убор сегодня выступает в роли практичного и стильного предмета гардероба, то есть при помощи него защищаются от погодных условий, а также подчеркивают свой индивидуальный стиль. Еще несколько веков назад при помощи таких изделий мужчины подчеркивали свой социальный статус, принадлежность к тому или иному роду, чин и даже возраст. Некоторые старинные мужские головные уборы не утратили актуальности и сегодня.

Видоизменялись и проходили этапы трансформации по мере смены власти, моды и приоритетов. Сегодня население России возрождает дух патриотизма и знания касаемо национального российского костюма, поэтому многие славянские головные уборы снова возрождаются. Конечно, носить национальные головные уборы и прочие предметы гардероба в обычной жизни мужчинам не приходится, но знать свои обычаи и историю важно.

Головные уборы с фото и историей происхождения

Любой мужской головной убор на Руси предполагают свою индивидуальную историю возникновения, форму и внешний вид, традиции и обычаи. Специалисты отмечают, что история и разновидности русских головных уборов - это интереснейший предмет для изучения и исследований. Сегодня многие страны и государства на праздниках и международных торжествах презентуют свои национальные костюмы, в том числе и Россия, богатая своими старинными моделями головных уборов.

Колпак

Этот головной убор возник еще много столетий назад, а само слово имеет тюркское происхождение. Традиционный головной убор славянских мужчин колпак предполагал конусообразную заостренную форму, а шили его преимущественно из белоснежного шелка и атласа. Декорировали русские колпаки жемчугом, отделкой по краю натуральным мехом, драгоценными камнями.

Носили колпаки и богатые мужчины (колпаки из бархата и дорогого натурального меха), и простой народ (колпаки из шерсти и дешевого меха). Упоминания о колпаке уходят еще в 1073 г., когда этот головной убор украшал голову Изборника Святослава. Позже люди стали носить колпаки комнатные, спальные, уличные и парадные на все случаи жизни. Это, пожалуй, самый древний мужской головной убор на Руси.

Тафья

Еще один позаимствованные от татар мужские головные уборы древней Руси - это модели шапок тафья. Согласно летописям тафью носили еще в 16 столетии, а поверх нее мужчины надевали колпаки. Речь идет о маленькой аккуратной шапочке, которой прикрывали только область макушки. Изначально тафью стали носить мусульманские народы и евреи, которые прикрывали голову во время молитв.

Второе название тафьи - скуфья, шапочку сравнивали с тюбетейкой по форме и предназначению. Богатые мужчины украшали тафью нитями шелка и золота. Изначально, придя с Востока, тафья стала домашним головным убором знати, сам Иван Грозный несмотря на запреты церкви, надевал тафью во время молитв. Чаще всего тафью изготавливали под заказ из темных мягких материалов.

Мурмолка

Мрмолка стала разновидностью русского колпака в 17 столетии, это была низкая четырехугольная шапка с суконной верхушкой черного, зеленого или красного цвета, а также основой из парчи или бархата. Мурмолку носили только представители знати - бояре, дьяки и купцы.

В зимний сезон мурмолку отделывали натуральным мехом, широкой полосой выворачивая наружу. По центру лицевой стороны шапки делила небольшой надрез, чтобы шапка не стесняла голову.

Четырехугольная шляпа

Этот головной убор получил популярность в допетровское время, ее относят к третьему роду головных уборов времен Ивана Грозного.

Шапка отделывалась по краю меховым околышком из бобра, соболя или лисы. Как и в случае с колпаком, на шапке делали прорехи и дополнялись пуговицы, на каждой прорехе по 6 пуговиц. Такого рода шапки предпочитали преимущественно представители знати.

Горлатные шапки

Четвертым родом мужских головных уборов при царе Иване Грозном были горлатные шапки, которые получили такое название, потому что изготавливались из горлышек соболя, лис и куниц. Визуально шапка напоминала расширяющийся постепенно цилиндр высотой с мужской локоть, верхушку которого оформляли бархатом, парчой. И если колпак к верху постепенно сужался, то горлатная шапка напротив расширялась.

В эти времена мужчины сначала надевали тафью на макушку, далее надевали колпак, после чего дополняли образ знатного человека горлатной шапкой. Также было принято носить эту шапку на сгибе левой руки, особенно если снимали головной убор в знак приветствия. Именно с этих пор пошла поговорка «шапочное знакомство». В домах у мужчин предполагался нарядно расписанный болванец, на который по возвращению накидывали шапку.

Ушанка (малахай)

Еще один вид головного убора кочевых народов Руси, в дальнейшем эту модель головного убор переняли и другие народы и страны. Сегодня ушанку носят мужчины в армиях, военные и милиционеры, а также простые граждане. Второе название такого головного убора - малахай, она родом из калмыцких степей.

Шапка округлой формы должна была переходить в длинные наушники с завязками, благодаря которым скрывались от мороза.

Грешневик (гречник)

Еще один вид старинного мужского головного убора, который пришел в конце 12 столетия от монголо-татар. Изготавливали шапку из шерстяного поярка, а из-за визуальной схожести с верхушкой гречневого пирога получила такое название. Позже шапка высотой около 8 см в форме столбика стала популярной среди московских извозчиков, особенно если рассматривать период начала и середины 19 столетия.

Нравятся ли Вам старинные уборы?

Да Нет

Вывод

Любой головной убор славянских мужчин скрывал под собой особую историю возникновения или перенятия от других народов. В силу частых набегов монголо-татар, именно эти народы обусловили появление таких видов уборов, как тафья, малахай, мурмолка и колпак. Из указанных головных уборов выше первые 4 модели относятся к периоду правления прославившегося на весь мир царя Ивана Грозного.

Публикации раздела Традиции

Самые необычные головные уборы русских жён

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице - о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин - в материале портала «Культура.РФ».

Женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фотография: narodko.ru

Кокошник. Фотография: lebrecht.co

Женский праздничный костюм. Брянская губерния. Фотография: glebushkin.ru

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой - повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной - Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма - клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички - головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Кика рогатая

Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX - начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» - «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» - ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

Кика копытообразная

Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX - начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики - в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого - основных цветов воронежского женского костюма - шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода - это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Сорока тульская

Праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Костюм крестьянки Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что - сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому - тульская сорока.

Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части - крылья и заднюю - хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.

Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор «сборник». Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Женский костюм с головным убором «сборник». Орловская губерния, кон. XIX в. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» - невнятно разговаривать, а в переносном смысле - «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов - Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

Кокошник псковский (шишак)

Женский праздничный головной убор - «Кокошник». Псковская губерния, конец XIX века. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Женский праздничный костюм. Псковская губерния. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника - свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка - поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.

Тверской «каблучок»

Женские головные уборы - «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова . Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок - убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.

Haute Couture по-русски: головные уборы из уникального собраниия Российского Этнографического музея. Каждый из подобных предметов делали русские мастерицы своими руками в течение нескольких лет. Расшивали перламутром, бисером, позументом. Не жалели ни атласа, ни шелка. Одевали по праздникам и передавали от матери к дочери.


“Венок”. Пензенская область, конец XIX века.

Девичий головной убор. В основе убора обруч из картона, обшитый с лицевой стороны бархатом и шелком, а с изнанки - холстом. Очелье украшено шелковыми лентами, позументом, бисером и перьями петуха. К задней части прикреплены розовые ленты, спускавшиеся по спине и украшавшие косу. Этот головной убор одевали в праздничные дни.


“Сорока”. Тульская губерния, конец XIX века.



Головной убор молодых женщин, который нередко был и свадебным. Его носили только по большим праздникам до рождения первого ребенка. "Сорокой" называется верхняя шапочка с бисерной поднизью. Среди других 11 частей - "опушина задняя", "опушина передняя", воланы из разноцветных шелковых лент, "косицы" из хвоста селезня, "пушки".


“Кокошник”. Псковская губерния, начало XIX века.



Головной убор на жесткой основе с "ушками" и "ряской", расшитый золотой и серебряной нитями, украшенный вставками из стекла и блестками. Такой головной убор был известен под названием "кика новгородская" и бытовал в среде русской знати еще в ХVII в. В конце ХIХ в. он сохранялся в некоторых деревнях северо-запада, его надевала молодуха на второй день свадьбы.


Праздничный “кокошник”. Калужская губерния, конец XVIII века.



Головной убор из парчи, расшитый рубленым перламутром. Его очелье украшено 41 перламутровой "шишкой", символом плодородия. Такие кокошнки в конце ХVIII - первой половине ХIХ в. носили женщины состоятельных купеческих семей г. Торопца


Кокошник. Олонецкая губерния, вторая половина XIX века.

Шапочка с вытянутым вперед очельем и лопастями, прикрывающими уши, - праздничный головной убор молодой женщины. Шапочка обшита позументом из золотных нитей. Налобная и задняя части унизаны перламутром. На лоб спускается густая перламутровая сеточка.


“Гречневик”. Алтайский округ, конец XIX века.

Мужской головной убор: высокий цилиндр с широкими полями, украшенный полосами красного сукна, шелковыми лентами, бахромой, пуговицами и бисером. Бытовал в качестве праздничного или головного убора жениха.


"Волосник". Москва, XVII век.



Женский головной убор: тафта, пряденые золото-серебряные нити, цветные шелковые нити. Извлечен при раскопках некрополя у стен собора Симонова монастыря в Москве.


Женский головной убор, XVII век.



Женский головной убор, расшитый жемчугом и предеными золотыми нитями. Ткань - рубчатый шелк типа репса.


Диана Чанкселиани

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди