04.03.2019

О богослужении в день христова воскресенья. Пасха - это лучший праздник



«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Голосовые поздравления с Пасхой отправить на мобильный

Жить желаю с верой в сердце,
Все отбросив опасения.
Поздравляю нынче вас
Я с Христовым Воскресением.

Утром рано в храм спешите,
Освятить на завтрак снедь.
Близких вместе соберите,
Чтобы выпить и поесть.

Разговеться пожелаю
Непременно я с умом.
Запивать куличик вкусный
Лишь церковным вам вином. ©

Положительных эмоций
Нынче вам желаю.
С днем Христова Воскресения
Я вас поздравляю.

Вера будет пусть по жизни
Путеводной вам звездой.
С ней всегда идите смело
За заветною мечтой.

Счастья вам, любви взаимной,
Здравия для всех родных.
Кротости, смирения в сердце,
Благ вам всяческих земных. ©

Пост закончился, ура!
Пасху праздновать пора!
На столе кулич и яйца,
Будем дружно разговляться.

Ликованию нет предела,
Возгласим «Христос воскрес!»
Пожелаем всем здоровья,
Божьей милости с небес. ©

Поздравление мужу

В день Христова Воскресения
Поздравляю, муж, тебя.
Правильной и благородной
Будет в жизни пусть стезя.

Верь в мечту, проси у Бога
Силы, кротости, любви.
И тогда, конечно, сможешь
К цели значимой прийти.

Обнимаю тебя крепко.
Милый, я тебя люблю.
О твоем благополучии
Бога каждый день молю. ©


Папе

В день пасхальный поздравляю,
Папочка любимый.
Силами небесными
Будь всегда хранимый.

Пусть Христово Воскресение
Принесет здоровье.
Жить желаю радостно
И не знать злословия.

Мира, счастья, понимания,
Радости, терпения,
Светлого, весеннего
Только настроения. ©

Пусть кулич ваш будет сладким,
Пышным и красивым.
А хозяин в добром доме –
При деньгах, счастливый.

Будут пусть в ассортименте
Сало и колбаска.
Жизнь пусть будет ваша
Доброй, словно сказка.

Пожелаю вам тепла,
Мира и везения.
Поздравляю в день большой
Христова Воскресения! ©

Маме

Я несу кулич сегодня
Мамочке любимой
В день, когда он наделен
Магией и силой.

Праздник Пасхи принесет
Свет и обновление.
Я целую троекратно
В это воскресенье.

Не болей, мой светлый ангел,
Будь всегда красивой.
Освященное яйцо
Съешь и будь счастливой. ©

Светлый праздник Воскресения
Принесет вам счастье пусть.
Светом ярким, благодатным
Озарит вас солнца луч.

Вам гармонии желаю,
Понимания, добра,
Сострадания и веры,
Радости, в душе - тепла.

Поцелую вас три раза
В знак большой своей любви.
Попрошу у неба нынче:
«Всех, Господь, благослови». ©

Душевные голосовые открытки с Пасхой

Сегодня миром отмечаем
Мы Воскресение Христа.
Я в день пасхальный пожелаю
Согласия вам и добра.

Пусть вера ваша будет сильной,
Поможет путь преодолеть.
Желаю только с оптимизмом
Вам в даль прекрасную смотреть.

Благополучия в семье вам,
Успехов в праведном труде.
Всегда пусть будут в теле силы,
Поможет ангел вам в беде. ©

На красивом новом блюде -
Крашенки и куличи.
В храме мы молиться будем,
Зажигать огонь свечи.

Освятим куличик, яйца,
Чтобы нас Господь хранил.
Вам желаем улыбаться,
Каждый миг чтоб добрым был.

С Пасхою. Родные люди,
Чудо есть! Христос Воскрес!
Пусть добро впредь с вами будет,
Мир и счастье до небес! ©

Колокольный звон с утра
Всех оповещает –
Пасхи светлой нынче день
В мире наступает.

Поцелую вас сегодня
И скажу «Христос Воскрес».
Радость пусть и ликованье
Вас поднимут до небес.

Душу вам открыть желаю
Для добра, большой любви.
Пусть в терпении и счастье
Протекают ваши дни. ©

Сегодня праздник православный.
День не простой, а самый главный.
Не нужно ссориться, ругаться.
Есть добрый повод улыбаться.
Минуют пусть вас все невзгоды,
Пусть дарят счастье дни и годы.
А если все же загрустите,
Свою вы горечь отпустите.
Христос воскрес! Вот это радость!
И грусти больше не осталось! ©

Пасха пусть приносит в дом
Счастье, мир, добро.
Пусть уютно будет в нём,
Радостно, тепло.

Освещает пусть вас всех
Божий свет с небес.
Да прибудет к вам успех,
Ведь Христос Воскрес!

С Христовым Воскресеньем,
С великим светлым днем!
Любви, удачи, счастья,
Чтоб искупаться в нем.

Дел праведных и чистых,
Дорог всегда прямых,
Всех благ земных на свете.
И пусть Господь хранит.

Поздравляю с этим светлым праздником. И в этот день воскресный хочется пожелать блага и добра. Пусть на душе будет тепло и спокойно, над головой будет мирное небо, а рядом - любимые и веселые родные и друзья. Пусть этот праздник подарит понимание, гармонию и радость. Желаю, чтоб все сожаления и обиды ушли прочь, а остались только любовь и счастье.

Праздник Пасхи пусть наполнит
Душу светом и теплом.
Смех, улыбки самых близких
Озаряют пусть ваш дом.

Пусть негаснущей надежды
В сердце искорка живет,
А еще желаю сил вам,
Веры, счастья круглый год.

Пусть этот праздник Светлой Пасхи
Согреет миром и добром.
Пусть будут все всегда здоровы,
А остальное всё пройдем.

В день Воскресения Господня
Поверьте в силу всех чудес.
Для исполнения желаний
Пусть упадет звезда с небес.

Христос воскрес, Христос воскрес!
Ликуют небо, солнце, лес.
Большое чудо, в этот час
Мы с Пасхой поздравляем вас.

Пусть будет мирным ваш очаг,
Пусть будет смелым каждый шаг,
Здоровье будет и везение.
С Господним Светлым Воскресением!

Пришло Святое воскресенье,
И возвестил нам благовест:
Во имя вечного спасенья
Христос воскрес. Христос воскрес!

Хранимы будьте небесами,
Живите много-много лет.
Иисус в душе навеки с вами,
Он сбережет от зла и бед.

Желаем светлых дней пасхальных,
Ведь это чудо из чудес.
Забудьте про свои печали -
Христос воистину воскрес!

Разукрашены яички,
Куличи освящены.
За окном поют синички,
Радуясь теплу весны.

Солнышко с утра сияет
В яркой синеве небес.
Все друг друга поздравляют
С праздником. Христос воскрес!

В день Христова Воскресенья
Я хочу вам пожелать,
Чтоб над всей вашей семьею
Была Божья благодать.

Мир в душе, достаток в доме,
Жизнь - в гармонии с собой,
Фото всей родни в альбоме,
В семьях - счастье и покой.

Берегите своих близких,
Не держите зла в себе,
Пусть вас бережет Всевышний
От обид и лжи в судьбе.

Христос воскрес! Пусть колокольный звон
Разбудит всех своей чудесной песней.
Пусть Бог хранит ваш светлый теплый дом,
И жизнь пусть будет капельку чудесней.

Пусть будет мир и в сердце, и в душе,
Пусть друг в беде протянет сразу руку.
Пусть вся семья однажды в тишине
Порадуется искренне друг другу.

Пусть небеса в делах благословят,
А от гостей дом будет слишком тесен,
Пусть счастьем ангельским глаза ваши горят.
Христос воскрес! Воистину воскресе!

Пусть Пасха принесет тепло,
Удачу, радость и достаток,
Чтоб сердце пело и цвело,
И каждый миг был очень сладок!

Пускай Христово воскресение
Подарит каждому из нас
Любовь, цветное настроение
И блеск счастливых, ярких глаз!

В одной из газет Ленинградской области, (PROотрадное, городок Отрадное) мне предложили вести постоянную рубрику "Духовные беседы". Эта работа представилась мне интересно, и я счел возможным опубликовать эти статьи на ресурсе "Проза.ру". Возможно эти материалы будут интересны читателям: (Данила Бестужевский - мой псевдоним, Мстислав Данилец - мой сын, помогает мне в работе над материалами этой рубрики)
Свет Христова Воскресения:
«В День Воскресения, просветимся люди...»
Праздник Светлого Христова Воскресения в 2012 году отмечается 15 апреля. Для православных христиан Пасха Христова - главное событие года. В ряду всех христианских праздников Пасха есть высочайший, радостнейший и торжественнейший - праздник праздников и торжество торжеств.
К такому событию, как Пасха, надо готовиться. И подготовка эта заключается в борьбе с грехами, осознании и преодолении их. И если это происходит, тогда действительно Пасха - это истинная радость, награда человеку.
Именно поэтому, готовясь к светлому и радостному празднику, мы вновь обратимся к настоятелю Храма Иоанна Милостивого в городе Отрадное, протоиерею Василию Стойкову.

Данила Бестужевский: Добрый день, отец Василий. Действительно, Светлое Христово Воскресенье для православных в полном смысле этого слова является «Праздником – праздников». Преподобный Серафим Саровский говорил: «…любой земной царь в награду своим подданным раздает подарки, так и Бог верующим дает особый, благодатный подарок. Вот такой благодатный подарок от Бога мы получаем в празднике Пасхи». Расскажите, пожалуйста, о сущности праздника Пасхи и его значении в жизни христианина?
Протоиерей Василий Стойков: Значение праздника Пасхи тесно связано с историческим событием – Воскресением из мертвых Богочеловека Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя мира. Об этом преславном событии и о многократных явлениях воскресшего Христа согласно повествуют все четыре евангелиста.
Воскресение Христово является основанием христианской веры, Святой апостол Павел говорит, что если бы Христос не воскрес, то тщетна была бы вера наша (1 Кор. 15, 14, 17), но «Христос воскрес, первенец из умерших». (1 Кор. 15,20), и потому «во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его». (1 Кор. 22-23) Таким образом, воскресение Христово дарует несомненную надежду на общее воскресение в конце миробытия.
Вот почему так радостен праздник Пасхи Христовой, который, по православной традиции, продолжается на протяжении сорока дней, до другого праздника – Вознесения Господня. Но и на этом не завершается прославление воскресшего Господа. По существу каждый воскресный день посвящен «Воскресению Христову», что подтверждает важнейшую значимость этого неукоснительного исторического события, как залога вечной жизни.
Что же касается самого празднования, то оно ярко выражается в содержании и звучании пасхальных песнопений, которые проникнуты глубоким убеждением победы жизни над смертью: «В день Воскресения, просветимся, люди: Пасха ныне Господня. Пасха, ибо от смерти к жизни и от земли к небесам Христос Бог привел нас воспевающих Ему песнь победную». «Пасха священная явилась нам ныне: Пасха новая святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная: Пасха – Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха отверзающая нам райские двери: Пасха освящающая всех верных».
По всем пасхальным песнопениям красной нитью проходит жизнеутверждающющее свидетельство о том, что Воскресение Христово – это действительно величайшее событие, дарущее людям полноту жизни со Христом.

Данила Бестужевский: Пасхальные торжества преисполнены большого смысла. Богослужения в этот день по-особенному торжественны и красивы, Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Протоиерей Василий Стойков: В пасхальном богослужении гармонично сочетаются песнопения и священнодействия. Оно начинается тихогласным пением священнослужителей в алтаре при закрытых Царских вратах. Стихира эта звучит так: "Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небеси и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Поется он 3 раза и при пении в третий раз (громогласно) зажигают свет в алтаре, открывают Царские врата и начинают пасхальный крестный ход, сопровождаемый пением той же стихиры. При возвращении к храму, при закрытых дверях на паперти после начального возгласа священнослужители троекратно поют тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем поет хор. Звучит первое приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе» и продолжается служба в храме с многочисленными пасхальными приветствиями при каждении молящихся.
В конце пасхальной утрени читается «Огласительное слово святителя Иоанна Златоустого». Затем происходит христосование священнослужителей в алтаре.
Во время совершения Литургии, обычно после чтения Евангелия, оглашается Пасхальное послание Святейшего Патриарха, а при окончании Литургии – пасхальное приветствие правящего Ахиерея. По заамвонной молитве совершается освящение артоса, а после Литургии – освящение яиц, куличей и «сырной пасхи».
Радуясь величайшему Празднику, верующие христосуются друг с другом, и с освященными пасхальными яствами расходятся по домам.

Данила Бестужевский: В день Святой Пасхи заканчивается Великий пост. Православный люд отмечает светлый праздник с большой радостью. Что же будет уместным в этот день?

Протоиерей Василий Стойков: Действительно, на Пасху церковный устав разрешает вкушать скоромную пищу. Однако не следует забывать о том, что пост, будучи временем приготовления к Пасхе, должен был принести соответствующие плоды духовные.
Пост святой Четыредесятницы, заканчивается в пятницу на шестой седмице Великого поста. В этом году между завершением последнего и началом Страстной седмицы два двунадесятых праздника – Благовещение Пресвятой Богородицы, которое совпадает с Лазаревой субботой, и далее Вход Господень в Иерусалим. Оба эти праздника, имеют важное общецерковное значение, особенно значимы для нашего прихода.
Дело в том, что на означенный Господний праздник в 1999 году была совершена последняя Литургия во временном богослужебном помещении по Заводской улице, 9.А на праздник Благовещения, который в том году совпал с Великой Средой в новом храме были совершены первые всенощная служба и Литургия. И тогда подвиг поста сочетался с трудом по ремонту, который позволил начать здесь богослужебную жизнь. Многие прихожане, которые принимали участие в ремонтных работах в поте лица своего, удостоились великой радости встречать первое празднование Пасхи в своем храме.
Вообще нужно сказать, что степень пасхальной радости бывает различной. И это в определенной мере зависит от того, каким образом готовил себя человек к встрече Светлого Христова Воскресения, какого нравственного совершенства он достиг посредством подвига поста, молитвы покаяния, исправления и совершенных добрых дел. Правда, в огласительном слове на Пасху святой Иоанн Златоуст призывает и постившихся и не постившихся возрадоваться в день Пасхи. Но само собой разумеется, что хотя Праздник праздников доставляет общую радость, однако, не подлежит сомнению, что очистившиеяся воздержанием и покаянием, более глубоко переживают и ощущают пасхальные торжества. Весьма поучительно в связи с тем утверждение святого преподобного Иоанна Лествичника. Он говорит, что чревоугодник высчитывает, сколько дней осталось до Пасхи и заранее заготавливает снеди, чтобы ублажить свою плоть скоромными яствами за пасхальной трапезой, а подвизающийся в посте, наоборот, помышляет о том, какие добрые дела еще нужно совершить, чтобы надлежащим образом почтить Праздник.
Пасхальная радость – это радость одухотворенная, а не плотская, не приземленная. Поэтому и пасхальная трапеза должна соответствовать духу пасхального торжества. При разговлении неуместна неумеренность в пище. Если мы постепенно входили в пост, исполняя требования подготовительного периода к Великому посту, то и выходить из поста надлежит тоже постепенно, чтобы не повредить своему здоровью и, главное, не растерять тех положительных результатов, которые достигли в подвиге поста с его духовно-нравственной составляющей.
Пасхальная радость усугубляется, когда ты делишся с родными, близкими, соседями, знакомыми и особенно с теми людьми, которые нуждаются в том, чтобы к ним было обращено братское внимание и милосердие.
Народная мудрость гласит «Дорого яичка, ко Христову дню» А это означает, что наши благочестивые предки издревле заботились о том, чтобы окружающие их люди не только духовно радовались, но и не были лишены пасхальной трапезы. Поэтому они щедро делились своим достатком с ближними, давая тем самым пример своим потомкам.
День Пасхи, конечно, не должен ограничиваться заботой о снеди. Обязательно необходимо посетить вечерню, чтобы снова и снова вдохновляться пасхальными песнопениями и прославлять воскресшего Господа, творящего чудеса и светом воскрешения Своего просвещающего род человеческий.

Данила Бестужевский
Празднование Светлого Христова Воскресенья продолжается не один день Продолжением дня Пасхи становится Пасхальная (светлая) неделя, длящаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно. Какие особенные богослужения и иные события сопровождают это время?

Протоиерей Василий Стойков: Каждый день Святой седмицы продолжает пасхальное торжество, многократно повторяя пасхальные песнопения. После Литургии совершается крестный ход. Все службы совершаются при открытых Царских вратах и открытых диаконских дверях.
Святая седмица является сплошной, поэтому в среду и пятницу разрешается вкушать скоромную пищу. На период от Пасхи до праздника Пятидесятницы (Святой Троицы) отменяются земные поклоны.
В пятницу к пасхальным песнопениям присоединяется «Последование в честь Пресвятой богородицы ради её «Живоносного Источника». В связи с этим совершается освящение воды.
В субботу после Литургии при целовании Святого Креста верующим раздают артос, который был освящен на Пасху.

Данила Бестужевский: Итак, нас ждет поистине Великий праздник и встретить его надлежит подобающе. Отец Василий, можно ли буквально несколькими словами напутствовать людей к этому празднику?

Протоиерей Василий Стойков: В пасхальные дни следует наполнить свою душу основных содержанием пасхальных гимнов, одним из которых является стихира: «В день Воскресения просветимся торжеством обнимем друг друга и скажем: братья и так воспоем: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах жизнь даровав».
Неисчерпаемым источником пасхальной радости является Сам воскресший Христос, благодатная близость Которого к нам особенно ощущается в дни Святой Пасхи.
Искренне желаю, чтобы Пасха, «двери райские нам отверзающая» преисполнила наши сердца благодатной духовной радостью и укрепляла нашу веру, надежду и любовь на всех направлениях нашего жизненного пути.

Подготовил Данила Бестужевский
Фото: Мстислав Данилец

Светлый день Христова Воскресенья
К нам пришел, ликуя и звеня
Сердце наполняется весельем
Я поздравить вас спешу, мои друзья!

Read 1132 times

Tagged under

  •   

Related items (by tag)

  • Природа нежным трепетом полна

    Природа нежным трепетом полна, мерцают звезды в глубине небес.
    Царит над грешным миром тишина. Христос воскрес! Воистину воскрес!

  • Пусть благодать в душе царит

    Пусть благодать в душе царит
    и щедрость сердца не увянет!
    Господь спасет и сохранит
    и благоденствие подарит!
    С Праздником Пасхи!

  • Пусть разнесется по миру: Воскресе!
    Будем всегда мы с надеждою вместе.
    С Верой в любовь, в золотые года.
    Вместе. Сегодня. Сейчас. Навсегда.

  • Пусть солнцем расцветёт весна

    Пусть солнцем расцветёт весна,
    Пусть праздник Пасхи будет светлым!
    Пусть будет хлеб, глоток вина,
    Пусть год на всходы будет щедрым!!!

  • Сегодня ярче светит солнце

    Сегодня ярче светит солнце,
    Сильнее ветер бьёт в оконце,
    И крик несётся до небес:
    Христос воистину Воскрес!

  • Огонь пылающих свечей

    Огонь пылающих свечей,
    Повсюду запах куличей:
    Сегодня, посланный с небес,
    Сын Божий – Иисус воскрес!
    И в этот теплый славный день
    Я вас хочу поздравить:
    Давайте будем вместе петь,
    Давайте будем Бога славить!

  • Ликуют птицы, журчат ручьи

    Ликуют птицы, журчат ручьи
    Христос воскресе, услышьте вы!
    Настала Пасха, пришла весна
    Душа торжественна и светла!
    Спешу поздравить, и всех вам благ!
    Христос воскресе! Да будет так!

  • С Пасхой поздравляю, всех вам благ желаю! Кто заглянет в гости – кагором угощаю!

    С Пасхой поздравляю, всех вам благ желаю!
    Кто заглянет в гости – кагором угощаю!

  • Сегодня светлое Христово воскресенье
    И я друзья, хочу вам пожелать
    Любви и веры, доброты, терпенья
    Коль в сердце Бог, нельзя нам унывать!

  • Верьте, верьте в чудеса

    Верьте, верьте в чудеса,
    Ведь без этого нельзя
    Мир стоит не на китах
    На любви и чудесах
    Любит всех Христос на равных
    Для него нет самых главных
    Пусть поможет Вам во всем
    С праздником! Со светлым днем!

  • Пасха - это лучший праздник

    Пасха - это лучший праздник!
    И не нужен нам бумажник.
    Счастье видится в глазах.
    Праздник снова в небесах.

    Песни, что поём мы звонко.
    Свет земной и смех ребенка.
    На душе сейчас весна
    Вторят радость голоса.

    И от края и до края
    Счастье, о котором знаем.
    Пасха! Пасха! Гость небес!
    Все кричат: Христос воскрес!

  • Проснулась я и слышу

    Проснулась я и слышу -
    Весна стучит в окно!
    Капель несется с крыши,
    Везде светло-светло!
    И кажется - не птицы,
    А Ангелы летят.
    О том, что скоро Пасха,
    Они нам возвестят!

  • Наступает праздник Пасхи

    Наступает праздник Пасхи,
    Чувства добрые несет,
    В душах наших, словно в сказке,
    Благостный переворот.
    Мы с надеждой смотрим в небо,
    Ждем счастливых перемен,
    Наполняет сердце нега,
    И уходит грусти тень.
    Папочка, Христос Воскресе!
    От невзгод тебя храни,
    Солнца, света в поднебесье
    В этот и другие дни!

  • В праздник Пасхи, день святой и светлый

    В праздник Пасхи, день святой и светлый,
    Поздравляю, мама, я тебя.
    Пусть обходят стороною беды,
    Пусть Иисус Христос хранит тебя!
    В праздник Пасхи, с крашенками,хлебом,
    С милой мамой сядем за обед.
    Ей скажу я: "Мам, Христос воскресе!"
    А в ответ: "Воистину воскрес!"

  • Детки милые мои

    Детки милые мои,
    С Пасхой поздравляем!
    Говорим: "Христос Воскрес!"
    Куличи всем дарим!
    Пусть добро приходит в дом,
    Прочь все неувязки!
    Счастья, радости, любви,
    В светлый праздник Пасхи!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди