19.02.2019

Образовательный портал. Упражнение «Добрые слова»


Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений, подготовку детей к обучению в школе.
Материал может быть использован педагогами – психологами, воспитателями и старшими воспитателями дошкольных учреждений.

Пояснительная записка

Актуальность. Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение не возможно. В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).
«Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр
с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника»(3,с.47). Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
Учитывая эти факты, составлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Дорожка к школе». Это не стандартные обучающие занятия, а комплекс игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту.
Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;
Развитие познавательных психических процессов;
Развитие волевых качеств личности;
Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог;
Развитие мелкой моторики рук;
Повышение мотивационной готовности детей к школе.
Разработка системы работы, с родителями в данном направлении.
Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из 10 занятий, направленных на развитие интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе.
Занятия могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один раз в неделю. Длительность занятия - 30 минут.
Новизна. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Цикл коррекционно-развивающих занятий

Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в предмете стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Это различение возможно в том случае, если у ребенка развито умение дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать, анализировать и сравнивать.

Цель школьного обучения состоит в усвоении знаний. Поэтому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребенка умственного труда.

В связи с этим мы разработали цикл коррекционно-развивающих занятий способствующих развитию психических процессов дошкольника, формированию у него предпосылок учебной деятельности.

Занятие № 1

I . Постановка руки

Учитель. К нам в гости пришла кукла Маша. Она большая модница. Мы сегодня станем модельерами и сошьем ей много красивой одежды. Без чего мы не сможем сшить ей одежду? В помощь вам загадка.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

Дети . Иголка.

Дети выполняют упражнение "Вдень нитку в иголку".

У . А сейчас начнем вышивать. Дети вместе с учителем ниткой пишут букву а, а буквы о, у - самостоятельно.

Посмотрите, какие буквы более похожи?

Д . Буквы а и у.

У . Почему?

Д. Они построены из одинаковых элементов.

II . Знакомство с новым звуком [и] и буквой и

Дети произносят слово иголка, находят в ней звук [и]. Далее следует конструирование буквы и из бумажного конструктора.

У . На калитку посмотри, Ну совсем как буква и. Между двух прямых досок Одна легла наискосок.

III . Танцевальная пауза "Буги-вуги"

IV .

На доске - картинки, на которых изображены платья, варежки, ботинки, шуба, шапка, юбка.

У . Как одним словом можно все это назвать?

Д . Одежда.

У . Назовите головной убор.

Д . Шапка.

V . И гра на развитие слуховой памяти

Дети по цепочке называют головные уборы. Первый говорит - берет, второй - берет, кепка, третий - берет, кепка, шляпа...

У . Назовите обувь.

Д . Ботинки.

VI . Игра на развитие быстрой реакции

Выходят два человека. По очереди называют разные виды обуви; выигрывает тот, кто последним назовет вид обуви.

У . Назовите верхнюю одежду.

Д . Шуба.

VII . Пространственная ориентировка

У . Какой вид одежды находится первым по счету?

Д . Платье.

У . Справа?

Д . Варежки.

У . Слева от шубы?

Д . Ботинки.

У . Перед юбкой?

Д . Шапка.

У . Между варежками и шубой? .

Д . Ботинки.

У . Последним?

Д . Юбка.

У . Предпоследним?

Д . Шапка.

VIII . Игра на внимание

IX . Развитие речи

У каждой девочки - платье. Все они разные. Задача: описать платье по плану: цвет, длина, рукава, воротник, украшения.

X . Подвижная игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем"

Ребенок (водящий) выходит, а остальные дети договариваются какое движение они будут выполнять. Входит водящий.

В . Здравствуйте! Где вы были? Что вы видели?

Д . Что мы видели не скажем. А что делали - покажем.

Дети могут выполнять утреннюю гимнастику, лепить снежную бабу, греть руки, пилить или рубить дрова.

XI . Математика. Знакомство с цифрами 1 и 2

У . У нашей Катюшки прямо на макушке Не жуки, не птички держат две косички.

Учитель показывает детям картинки с изображением двух девочек: у одной из них один бант, у другой -два.

Сколько бантов у первой девочки?

Д . Один.

У . Как это можно записать?

Дети обводят цифру 1.

У . А у второй девочки сколько бантов?

Д . Два.

У . Как это записать?

Дети обводят цифру 2.

У . Послушайте стихотворение про цифры.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра 2,

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Положите столько квадратов, сколько бантов у первой девочки.

Дети выполняют задание.

Ниже положите столько кружков, сколько бантов у второй девочки.

Дети выполняют задание.

Чего больше, квадратов или кружков?

Д . Кружков.

У . Какое число больше: 1 или 2?

Д . Число 2.

XII . Развитие мышления

У каждого ребенка по одной варежке, вторая варежка - на доске. Задача ребенка: из множества варежек выбрать одну (свою пару).

XIII . Домашнее задание

У . Нарядите куклу Машу - нарисуйте какой-нибудь наряд и опишите его.

Занятие № 2

I . Обучение грамоте. Упражнение в слышании звуков и кодировании их символами

Учитель . Мы сегодня отправимся в лес... А вот за чем мы отправимся в лес, вы узнаете из загадки.

Маленький Тимошка:

Голова да ножки.

Подрастет немножко -

Попадет в лукошко.

Дети . Гриб.

У . Сколько звуков в слове гриб!

Д . Четыре.

У . Положите на стол столько кружков, сколько звуков в этом слове.

Дети выполняют задание.

Какой знакомый звук вы услышали?

Д . Звук [и].

У. Где он находится?

Д . В-середине слова.

II . Постановка руки

Дети рисуют гриб по клеточкам и сравнивают его со вторым грибом.

У . Чем отличаются грибы?

Д . Один больше.

У одного гриба шляпка в крапинку.

У . Один - гриб, два - грибы.

Учитель знакомит детей с понятиями - один, много.

III . Знакомство с буквой ы и звуком [ы]

Дети конструируют букву из бумажного конструктора, затем учитель читает им стихотворение об этой букве.

У. А бедняжка буква ы

Ходит с палочкой, увы.

IV . Игра на внимание

У . Если услышите в слове звук [ы],

Сразу в ладоши похлопать должны.

Слова для предъявления: стол, столы, мысли, пилка, игры, прыщ.

V . Развитие тактильной памяти. Повторение пройденных букв. Развитие внимания

У . Давайте собирать грибы.

Угадал букву - нашел гриб.

Дети берут букву, с закрытыми глазами угадывают ее, затем читают про нее стихотворение. В результате этой работы на доске появляются грибы с написанными буквами.

На доске .

VI . Знакомо то с грибами

Учитель называет грибы, дети хором повторяют названия грибов по слогам, хлопая в ладоши.

VII . Игра на внимание

Дети играют в игру "Что изменилось?"

VIII . Подвижная игра

У . Мы с вами заблудились и вышли па опушку леса. На опушке стоит домик медведя.

У медведя дом большой, он глядит в свое окошко.

Зайка но лесу бежит, в дверь к нему стучится.

Тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой!

Зайка, зайка, поспешай, лапку мне скорей подай.

Дети играют в игру "У медведя дом большой", поют и показывают движения.

IX . Ра звитие речи

Дети показывают и озвучивают кукольный спектакль-сказку "Маша и медведь".

X . Подвижная игра "У медведя по бору"

У . Медведь оказался добрым, показал нам дорогу домой, и по дороге он нам рассказал об очень интересных грибах, которые бывают разного цвета, и их можно есть даже сырыми. Они и называются... Как они называются?

Д . Сыроежки.

У . Вдоль лесных дорожек много белых ножек.

В шляпах разноцветных, издали приметных.

Выбирай, не мешкай - это сыроежки.

XI . Развитие мышления

На доске картинки с изображением сыроежек: розовой, голубой, зеленой.

У . Как по-разному можно расположить сыроежки? Дети выполняют задание.

XII . Игра на внимание

Дети играют в игру "Пять движений".

XIII . Математика. Пространственные отношения. Числовой ряд

У . Мы веселые ребят,

Очень дружные опята.

Выглянуло солнце только,

Мы на пнях родимся бойко.

Учитель вывешивает на доску рисунок, на котором изображены опята.

В какой кучке опят больше?

Д .В третьей.

У . Поставь числа но порядку.

Дети выполняют задание: 1, 2, 3.

Какое число находится слева от числа 2?

Д . Число 1.

У . Справа от числа 2?

Д . Число 3.

У . Какое число стоит последним?

Д . Число 3.

У . А предпоследним?

Д . Число 2.

XIV . Домашнее задание

У . Мы сегодня с вамп ходили в лес и узнали много грибов. Каких? Дома попробуйте найти картинку какого-нибудь гриба и описать его.

Занятие № 3

I . Ход занятия

Учитель. Стоит красивый большой дом,

Много окон ярких в нем.

Там одежда, продукты, книжки,

Мебель, часики, штанишки.

Дети . Это ма-га-зин.

У . Прохлопайте, сколько частей в слове магазин.

Дети выполняют задание.

Если слышите в слове звук [м], то хлопните в ладоши. Мышь, самолет, пароход, дом, стол, смола, смех.

- Звук [м] обозначается буквой м. Дети "собирают" слова с буквой м.

Хорошо известно всем, где метро, там буква м.

Учитель раздает газетный текст, задача детей - вычеркнуть все буквы м. Затем дети читают слоги.

II . Игра "Есл и нравится тебе, то делай так…. "

Мы пришли в отдел "Продукты". Здесь нам надо купить... А что нужно купить, вы узнаете, составив слово из букв с, о, л, м, а. Что у вас получилось?

Д . Масло.

У . А теперь упражнение для постановки руки. Нарисуйте точно такой же кусок масла. Дети выполняют задание.

Вот отдел "Игрушки". Перечислите игрушки.

Дети смотрят на картинки и перечисляют игрушки.

Д . Клоун, мяч, улитка, танк, слон, лодка.

У . Запишите первую букву из названия каждой игрушки.

Дети пишут: к, м, у, т, с, л, затем играют в игру "Лавата".

Мы пришли в отдел "Одежда". Давайте нарядим куклу. На доске большая кукла и разная одежда.

У . Надеваем одежду... Головные уборы... Обувь...

Дети перечисляют вещи.

III . Подв ижная игра "Последний выбывает"

Дети танцуют под музыку вокруг определенных предметов. Когда музыка заканчивается, дети стараются схватить какой-нибудь предмет. Кому не достался предмет - выбывает.

Мы в отделе "Письменные принадлежности".

То я в клетку, то в линейку,

Написать по мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я...

Д . Тетрадь.

У . В этой маленькой коробке

Ты найдешь карандаши.

Кисти, скрепки, ручки, кнопки.

Что угодно для души.

Д . Пенал.

У . Из земли взято - деревом зажато,

Бери в руки, пиши для науки.

Д . Карандаш.

У . Есть добрая вещица у меня.

Нельзя мне без нес прожить и дня.

Помогает мне во всем,

Но живет своим умом.

Занимательная штучка,

А зовется она...

Д . Ручка.

Дети "покупают" за монеты письменные принадлежности. Работа над составом чисел.

Внимание, отдел "Мебель". Здесь мы поиграем в игру "Я знаю названия мебели". Расскажите, какая мебель стоит у вас в комнате, и опишите ее: форма, размер, цвет, материал, назначение.

Дети выполняют задание.

В завершение давайте сыграем в игру "Я знаю пять названий..."

Дети перечисляют по пять названий продуктов, игрушек, одежды, мебели, электротоваров, банных принадлежностей, школьных принадлежностей, хозяйственных вещей.

Занятие № 4

I . Ход занятия

Учитель . Сегодня мы отправимся в лес и будем наблюдать за растениями. Что такое растения?

Дети . То, что растет.

У . Растения бывают высокие, средние, низкие. Итак, в путь! Но прежде выполним графический диктант.

Дети "пишут" диктант.

Вот мы и в пути. Чтобы идти не было скучно, отгадайте загадку.

Весной зеленит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

Д . Дерево.

У . Какие деревья вы знаете?

Дети перечисляют деревья. Учитель вывешивает на доску картинки с изображениями деревьев.

На доске:

Что "лишнее"?

Д . Ель.

У . Почему?

Д. Это хвойное дерево.

У . Найдите слова, которые соответствуют этим схемам.

На доске:

Д . К первой схеме подходят слова дуб, ель. - Ко второй - осина, сосна.

II . Игра "Бе жит, бежит по лесу зайчишка..."

У . Что общего у всех деревьев?

Д . Один ствол, высокие.

У . Теперь игра "Пифагор" (развитие мышления). Найдите закономерность.

На доске:

Д . Одна елочка, два дерева, одна елочка, два дерева.

III . Игра "Наш лохматый, серый песик "

У . Я на розу так похож.

Только вот не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

Д . Шиповник.

У . Шиповник - это дерево?

Д . Нет, это кустарник.

У . Чем отличается кустарник от дерева?

Д . У кустарника много стволиков, у дерева - один.

Дерево выше кустарника.

У . Какие еще кустарники знаете?

Д . Черная, белая, красная смородина.

У . Положите перед собой четыре черных кружка. Белых положите на один больше, чем черных. Сколько белых?

Д . Пять.

У . Ниже положите красные кружки: их должно быть на один меньше, чем белых. Это сколько?

Д . Это четыре.

У . Каких кружков поровну?

Д . Черных и красных.

У . Докажите.

Д . 4+ 1 =5; 5- 1 =4.

Дети играют в игру "Съешь ягодку". Дети решают примеры, которые написаны на обратной стороне ягодки, если решили верно, значит, "съели" ягодку.

IV . Подвижная игра "Третий лишн ий"

Дети встают ларами по кругу. Звучит музыка, все гуляют под ручку. Два водящих, один догоняет другого. Убегающий становится в любую пару, появляется "третий лишний", ему надо убегать.

У . Отгадайте загадку.

Только тронь - и отдернешь ладонь.

Обжигает трава, как огонь.

Д . Крапива.

У . Крапива - это что: дерево, кустарник или...

Д . Трава.

У . Чем отличается трава от кустарника?

Д . У нее нет ствола, она маленькая...

У . Какие еще травы вы знаете?

Д . Подорожник, мята...

У . Цветы относятся к травам?

Д . Да.

У . Посмотрите на доску и скажите, чем похожи листья.

На доске:

Дети перечисляют сходства. - Запомните расположение картинок. Запомнили?

Д . Да.

Учитель убирает картинки и просит детей нарисовать листочки по памяти.

В конце занятия дети играют в игру "Растительное домино".

У . Дома выучите наизусть стихотворение.

Елка, елка, колкая иголка.

Где ты выросла? В лесу.

Что ты видела? Лису.

Занятие № 5

Ход занятия

Учитель . Как взялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела-ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

Дети. Пила.

Составьте из букв это слово. Запишите его квадратиками.

Дети выполняют задание.

Переставьте буквы в этом слове так, чтобы получилось новое слово.

Дети выполняют задание.

У . Какое слово получилось?

Д . Липа.

У . Сколько частей в слове?

Учитель вывешивает на доску картинки с изображением инструментов и игрушек.

Что на этих картинках "лишнее"?

Д . Игрушки.

У . Как назвать одним словом предметы, изображенные на остальных картинках?

Д . Инструменты.

У . Для чего нужны инструменты?

Дети парами, взявшись руками крест-накрест, "пилят дрова" и говорят стихотворение.

Д . Запилила пила, зажужжала,

Как пчела, отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала, начинай сначала.

У . Отгадайте загадку.

Сам он худ, голова с пуд,

Как ударит - крепко станет.

Д . Мо-ло-ток.

У . У вас на столах лежит игра "Пифагор". Соберите из частей молоток. Дети собирают.

Внимание, игра "Хлоп". Учитель стучит молотком по столу. Если стукнет один раз, то дети хлопают в ладоши, если два раза - то прыгают, если три раза - то приседают.

Слушайте следующую загадку.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску лезу,

А по мне все тук да тук.

Посмотрите на доску. Сколько там нарисовано гвоздей.

Д . Девять.

У . Посчитайте от I до 9 и от 9 до 1.

Дети выполняют задание.

Теперь игра "Муха". Угадайте, какое число спряталось в "клетке".

Д . Это цифра 9.

У . Придумайте примеры с этой цифрой.

Следующая загадка.

Замечательный дружище,

Деревянная ручища,

Да железный обушок.

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете -

Каждый день с ним на работе.

Д . Топор.

У . С помощью топора можно сделать много всяких вещей. Посмотрите на доску. Там много картинок, составьте по ним рассказ.

Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам "Скворечники".

Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась, в доске увяз.

Д . Отвертка.

У . У нас соревнование! Разделитесь на команды. Каждой команде нужно завинтить гайку. Победит тот, кто быстрее это сделает.

Дети выполняют задание.

Вспомните, о каких инструментах мы говорили.

Д . О пиле, молотке, гвоздях, топоре, отвертке.

У . Какие еще инструменты вы знаете?

Дети перечисляют.

Посмотрите, на доске вы видите картинки, на которых изображены предметы, о которых мы говорили. Запомните, в каком порядке они расположены.

На доске:

Дети запоминают. Учитель переставляет картинки и просит детей сказать, что изменилось.

ЗАНЯТИЕ № 6

Ход занятия

Учитель . Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда матрешка

Упадет сама в траву.

Дети. Яблоко.

У . Составьте схему слова яблоко.

Дети выполняют задание.

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой и ее "секретами".

Буква я в конце стоит, Закрывает алфавит. Дети повторяют стихотворение.

Подвижная игра "Яблочко".

Дети стоят в кругу. Звучит музыка, и дети передают яблоко друг другу. Музыка замолкает, у кого осталось яблоко, тот выходит из игры.

После этой игры дети составляют из слогов слова - игра "Домино".

Вы хорошо справились с заданием, а сейчас нам нужно проверить диктант, его написал Незнайка.

Дети выполняют задание, потом играют в игру "Если нравится тебе, то делай так...", се цель - развитие двигательной памяти.

Вспомните все, что вы знаете о лесе, луге, поле, огороде, саде.

Дети вспоминают, затем играют в игры "Лото", "Что где растет".

Обведите по шаблону яблоко и заштрихуйте его.

Дети выполняют задание.

Какие красные яблоки у вас получились, просто загляденье, давайте теперь составим яблоко из разрезанных частей.

Дети составляют яблоко из "Танграма".

У . Какое число следует за числом 5?

Д . Число 6.

У . Как число 6 можно представить?

Д . 5+ 1,4 + 2,3 + 3.

У . Как распределить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.

Д . Одной девочке отдать яблоко вместе с корзиной.

Выводы

В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему.

В отличие от дошкольника, школьник стоит перед необходимостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям.

Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л.И. Божович).

Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.

Разработанный нами цикл коррекционно-развивающих занятий поможет ребёнку-дошкольнику приобрести систему знаний в соответствии с программой, поможет сформировать предпосылки готовности к школьному обучению.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 13.05.2015

    Понятие и компоненты интеллектуальной готовности к школьному обучению, критерии ее оценки. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Разработка коррекционно-развивающих занятий для улучшения памяти, внимания, мышления, речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2012

    Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми по овладению социальными знаниями, умениями. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Роль использования театрализованных игр, упражнений в формировании социальных навыков.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста. Индивидуальная логопедическая работа по устранению сопутствующих недостатков речи. Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий. Профилактика заикания.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Изучение познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР 1 уровня, задачи, содержание и методика занятий по их развитию.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Теория развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста, работа по их формированию у детей. Оценка уровня развития детей подготовительной к школе группы детского сада. Результаты опытно-экспериментальной работы.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2010

    Определение особенностей описательной речи дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи. Разработка и оценка эффективности комплекса логопедических занятий по развитию описательной речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2014

    Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, его значение в формировании других психических функций. Методы диагностики и комплекс занятий. Эффективность коррекционно-развивающего обучения.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления. Описание программы занятий для развития мышления средствами нетрадиционного рисования.

(модификация психологической игры Щепелевой Н. П. )

Базарова Ольга Германовна,
педагог-психолог федерального государственного
казенного общеобразовательного учреждения
«Санкт-Петербургский кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»

Групповая сплоченность - необходимое условие осуществления и эффективности работы группы, в частности, класса. Наличие сплоченности в группе позволяет ее участникам высказывать собственное чувства и мнение, обсуждать спорные вопросы, конструктивно относиться к критике, что является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позиции участников. Создание в группе комфортного эмоционального микроклимата способствует уверенности всех ее членов, повышает мотивацию к деятельности учебного или творческого характера. Один из наиболее эффективных способов создания подомного микроклимата - игровые технологии.

Данная психологическая игра рассчитана на 4 занятия по 45 минут. Целесообразно проводить после окончания начальной стадии формирования группы (класса).

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи:

1. Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

2. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.

3. Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

4. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Материалы:

— небольшой мячик;

— макеты материков (5 штук);

— карточки для жребия;

— ватман с изображением голубой планеты;

— музыка;

— материалы, необходимые для рисования;

— ручки у каждого участника;

— карточки с названиями чувств;

— памятки с названиями чувств и эмоций для обозначения морей и океанов;

— макеты островов

Этап игры

Длительность (мин.)

Занятие 1. Создаем материки

Вступление

Упражнение: «Поменяйтесь местами те, кто…»

Упражнение: «Создаем материки»

Презентация материков

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Рефлексия

Занятие 2. Называем моря и океаны

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Упражнение «Покажи чувство»

Упражнение «Называем моря и океаны»

Упражнение «Добрые слова»

Рефлексия занятия

Занятие 3. Создаем острова

Приветствие. «Приветствуем своих»

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Упражнение «Создаем острова»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Рефлексия занятия

Занятие 4. Я, и мы, и все, кто рядом

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

Упражнение «Оживим планету»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Упражнение

Рефлексия занятия

ЗАНЯТИЕ 1. СОЗДАЕМ МАТЕРИКИ

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.

Ребята, что вы ожидаете от занятия? (ответы кадет)

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто …»

Перед началом упражнения убрать один стул из круга.

Ведущий: « Сейчас мы с вами немного подвигаемся. Сделаем это так: водящий (сначала это буду я) стоит в центре круга и предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого зеленые глаза", — и все, у кого зеленые глаза, должны поменяться местами. При этом водящий должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, становится новым водящим».

Общие признаки: поменяйтесь местами те, у кого есть сестры; ... любит мороженное; … умеет плавать; … у кого есть собака; … учится в 5 классе; … любит рисовать.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали друг о друге?

Основная часть. Упражнение «Создаем материки»

Ведущий показывает слайд № 2 презентации: «Как вы думаете, на что это похоже? ». После ответов кадет ведущий запускает визуальные эффекты в презентации.

Ведущий: « Что же это теперь? Да, это ПЛАНЕТА». Затем вывешивает заготовленный заранее ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта.

Ведущий: «Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что существуют сотни планет, которым имена не дали, и среди них есть такие, что их даже в теле-скоп трудно разглядеть. Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете».

ЭТО ПЛАНЕТА ВАШЕГО ВЗВОДА.

Так называет сегодняшнее наше занятие и проект, который мы создадим в течение трех занятий. Чтобы лучше выполнить этот проект, нужно разбиться на группы.

Участники разбиваются на 5 групп при помощи карточек жеребьевки.

Ведущий: «На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково их количество - это зависит только от вашей фантазии.

Ребята, большинство из вас познакомились друг с другом только в этом учебном году. Общаясь, вы узнали и продолжаете узнавать друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.

В Кадетском корпусе главной вашей работой является учеба. Следующий материк - МАТЕРИК УЧЕНИЯ.

У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, игры, книги, фильмы, коллекционирование - это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ.

Вы любите развлекаться: играть, смотреть фильмы - у нас будет МАТЕРИК РАЗВЛЕЧЕНИЙ.

Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ.

А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.

Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и ваших друзей, знакомых».

ВКЛЮЧИТЬ ТРЕК № 1

Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты (3 минуты).

Презентация материков

По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Материки размещаются на планете.

Ведущий: «Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕГО ВЗВОДА. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом».

Заключительная часть. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Ведущий: «Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Церемония проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий кадет, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!».

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Рефлексия занятия

4. Узнали ли для себя что-то новое на занятии?

ЗАНЯТИЕ 2. НАЗЫВАЕМ МОРЯ И ОКЕАНЫ

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Кадеты сидят в кругу. Ведущий пожимает руку сидящему слева и говорит: «Здравствуй!». Рукопожатие передается дальше по кругу, пока не вернётся к ведущему. Делать это нужно как можно быстрее, ведущий засекает время на секундомере (первый круг может быть тренировочным). В заключение все хором говорят «Здравствуйте!».

Основная часть

Ведущий: «На прошлом занятии мы создавали планету вашего взвода, и вы наполняли ее материками. На вашей планете появились материки общения, учения, развлечения, интересов и мечты. Посмотрите, что получилось. Но материки омываются океанами и морями. В нашей жизни такими океанами-морями являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение каждого и всех вместе, Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее? Умеете ли вы передавать и узнавать чувства другого человека?»

Упражнение «Покажи чувство»

Ведущий: «Передайте с помощью мимики и жестов то чувство, название которого написано на карточке».

Кадеты по очереди показывают чувства на выбранной ими карточке, остальные пытаются отгадать.

Упражнение «Называем моря и океаны»

Ведущий: «А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы испытываете, находясь во взводе, общаясь с друзьями и товарищами. Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на планете 52 взвода».

Кадеты самостоятельно разбиваются на 5 групп. Группы совещаются, выбирают названия чувств, подчеркивая их на памятках. Затем по одному человеку от группы делают надписи на планете.

Упражнение «Добрые слова»

Ведущий. «Как много, я думаю, интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес. Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг».

Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные.

Ведущий : «Посмотри на своего соседа справа, а он пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова:

«Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.

Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимете настроение своим друзьям. А если у друга замечательное настроение, то и вы испытываете приятные эмоции».

Рефлексия занятия

1. Какое настроение было у вас во время занятия?

2. Что понравилось больше всего?

3. Было ли что-то, что не понравилось?

ЗАНЯТИЕ 3. СОЗДАЕМ ОСТРОВА

Приветствие. Упражнение «Приветствуем своих»

Каждый из участников получает записку, в которой написано название племени: «мумба», «тумба» или «юмба». Никто не должен говорить, какое слово у него написано. Далее ведущий объявляет, что эти три группы различаются способами приветствия: члены племени «мумба» «дают пять», «тумба» кланяются, а «юмба» прикасаются друг к другу ногами (например, пятками). Цель участников игры - найти «своих» и собраться вместе. Говорить ничего нельзя, можно только приветствовать друг друга. Побеждает та группа, которая соберется первой.

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Кадеты сидят на стульях и передают по кругу мяч. Тот, у кого в руках мяч, называет имя соседа, сидящего слева и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву его имени. Если кадет затрудняется подобрать позитивное качество, то группа и ведущий помогают.

Памятка «Черты характера»

Аккуратный
Активный

Артистичный
Благородный
Благосклонный
Быстрый
Вежливый
Веселый
Внимательный
Волевой
Гениальный
Гибкий
Голосистый
Гордый

Дальновидный
Деликатный

Деятельный

Дисциплинированный
Добродушный
Доброжелательный

Душевный

Естественный

Единомышленник

Единородный

Единственный
Жалостливый
Железный характер
Заботливый
Звонкоголосый

Идейный
Изящный

Инициативный
Интересный
Искренний

Исполнительный

Компанейский

Конкурентоспособный

Контактный
Красивый

Креативный

Культурный

Ласковый

Ловкий
Любопытный
Милый

Миролюбивый
Молодец
Мужественный
Надежный

Наблюдательный
Напористый
Настойчивый

Невозмутимый

Нежный
Необычный
Новый
Опрятный
Отважный

Ответственный
Отзывчивый
Открытый
Отчаянный

Порядочный
Правдивый
Преданный
Работящий
Радостный
Разумный
Самостоятельный
Сердечный
Стойкий
Счастливый
Талантливый
Терпеливый
Трудолюбивый

Уважительный
Удачливый
Умный
Упорный
Фантазер
Физически сильный
Храбрый
Хранитель тайн
Человеколюбивый
Чудесный
Чуткий
Шаловливый
Щедрый
Эмоциональный

Юморной
Юркий

Упражнение «Создаем острова»

Кадеты выполняют данное задание в мини-группах. Участники команды должны помочь определиться каждому, вспомнить его лучшие умения. Затем острова наклеиваются на материк.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия занятия

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?
  3. Было ли что-то, что не понравилось?
  4. Чем это занятие было полезным для вас?

ЗАНЯТИЕ 4. «Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ»

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

При выполнении данного упражнения участники не должны разговаривать или обмениваться жестами. Кадеты сидят на стульях. Ведущий называет число, которое меньше, чем число кадет. Задача участников заключается в том, чтобы быстро встало столько человек, сколько назвал ведущий.

Упражнение «Оживим нашу планету»

Ведущий. «Ребята, посмотрите на планету 52 взвода. Из созданного проекта видно, что жизнь во взводе бьет ключом, она наполнена достижениями и успехами.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит музыка.) 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это.

Поверните ваши листочки и веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в класс. Потянитесь немного и откройте глаза.

Давайте же теперь заселим и оживим нашу Планету. Изобразите свое растение на чистой заготовке. Напишите на нем свое имя.

Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое растение на Планете, где ему более всего удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало обласканным и озаренным светом. Итак, планета вашего класса и наполняется жизнью. Это здорово!»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Ведущий: « Я думаю, что в вашей жизни найдутся еще люди, которым следует сказать, что они вам нравятся. Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это «спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашего взвода».

Затем кадеты отвечают на вопросы; чьи имена поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях, кто на самом деле является для них примером или просто советчиком и помощником?

«Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она существует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям».

Звучит музыка.

«В течение всех встреч вы открывались и друг другу, и нам, взрослым»

Рефлексия:

1. Что нового вы узнали на занятиях? Чем занятия были для вас полезными?

2. Что вас удивило?

3. Что было приятно? Что было неприятно?

Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!»

Место проведения: Минск, Мележа 1, удобные тренинговые залы нашего центра и партнеров.

В течение ноября можно присоединиться в действующие группы.

Сегодня всё более заметен кризис классической системы образования, которая готовит детей к дню вчерашнему, всё больше попыток создать альтернативные системы обучения (частные школы, домашнее обучение и т.п.). Мы предлагаем доступный по цене и времени вариант, дающий необходимую «добавку» ребенку, чтобы использовать школьную среду, как полезную для формирования практического опыта.

Самый основной вопрос для родителей сегодня - как подготовить ребёнка к тому, что будет завтра. Мир стремительно меняется, на наших детей обрушивается огромный массив информации. Дети перестают читать, не умеют фокусироваться, трудно общаются в реальном мире. Появление новых технологий сводит на нет эффективность вчерашней системы образования.

Мы сами небезразличные родители, потому ищем решение.

Наш продукт - годовой цикл детских и молодежных развивающих занятий под общим брендом-названием «Смелей!» . Он построен на анализе воспитания творческих личностей, изучении опыта развития человечества, формирующих определенные навыки успешного человека. Данный подход позволяет не просто сделать набор «модных» тем занятий, собрав их в один цикл, но сформировать гармоничный системный комплекс знаний, навыков и умений.

Практической основной данного цикла послужил наш многолетний опыт работы с детьми в формате детских выездных лагерей, краткосрочных игровых занятий, детских и подростковых тренингов. Мы работаем в этой сфере уже более 10 лет, являемся одной из первых компаний в этом сегменте рынка.

Цель занятий: подготовить ребенка к самостоятельной жизни в стремительно меняющемся мире, за счет освоения необходимых навыков всех 6 исторических этапов развития и переходов между ними. В результате ребенок сможет не только реагировать на изменение жизненных обстоятельств, но и заранее предполагать эти изменения, действовать на опережение, самостоятельно определяя своё будущее.

Цикл будут вести 6 тренеров, имеющие разнообразный педагогический и психологический опыт и участвующие в регулярной тренерской работе нашего центра по созданию этого цикла. Кроме них также будут привлекаться на отдельные занятия внешние специалисты, прошедшие наш отбор и подготовленные к этой работе. При этом у каждой группы будут свои кураторы - пара тренеров, которые будут закреплены за конкретной группой и сопровождать процесс обучения детей.

Формат программы: 7 учебных блоков (месяцев), каждый из которых состоит из 8 занятий по 1часу 20 минут и 1 выездного занятия (вне рамок центра). Наличие выездных регулярных занятий (раз в месяц) по разным темам является одной из «фишек» этого цикла, позволяя выстраивать мостик между обучающим пространством центра и реальностью.

Программа цикла отличается для трех возрастных групп:

Возраст указан примерно, в зависимости от психологического возраста возможно определение ребенка в группу старше/младше.

Размер групп: не более 15 детей в группе.

Расписание занятий будет сформировано исходя из заявок.

Возможны форматы по дням недели (уточнять для каждой возрастной группы):

  • вторник, четверг;
  • суббота (2 пары).

Возможны форматы по времени смотрите в программах для разных возрастных групп.

Выездные занятия будут проходить по согласованию в выходной день в течение учебного блока (месяца).

Форматы указаны предварительно, просьба отправляя заявку указывать все приемлемые для вас варианты в примечании.

Высылайте заявки, менеджер обязательно свяжется с вами в ближайшее возможное время!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди