Мама влияет на ребенка, это уже доказано. Все мамины эмоции оказывают влияние на ребенка, как во время беременности, так и после. И эта связь очень сильна, пока мама кормит ребенка грудью.
Дело в том, что ребенок полностью считывает с мамы ее эмоциональный фон. Вот как собаки чувствуют, когда их боятся, так и дети чувствуют маму. Хоть немного вы встревожились, а ребенок уже это почуял, и давай себе переживать, но даже еще больше чем вы, потому что он не знает о причинах вашей тревоги ничего, у него просто тревожный фон от вас. А потом еще и молоко поел с вашими гормонами стресса, и снова нервничает.
Если вернуться на много столетий назад, в пещерное время, люди жили рядом, кучно, в пещерах. Мама была на вытянутую руку от ребенка, и на любой его сигнал она отзывалась, брала на руки, давала грудь. Но если вдруг случалась опасная ситуация - землетрясение, или мамонты пришли. Встревоженная мама быстро, молча, брала ребенка на руки и они куда-то убегали. И веками закладывался этот механизм в генотипе человека - во время опасности всего два варианта действий - либо бить, либо бежать, иначе не спасешься. В современное же время, как только прием родов стал происходить в больничных стенах (а раньше это делали бабки-повитухи, и это происходило в доме роженицы), сама атмосфера роддома, а иногда и отношение медперсонала к мамочке изначально действуют как стресс, а потом еще начинают пугать разными диагнозами маму, или типа, он у вас голодный, молока не хватает, если смесь не возьмете, мы лялю под капельницу заберем, или вообще в реанимацию. А стресс у мамы зашкаливает, молоко пропадает, и от этого еще больше стресса! Представляете, как сильно мама влияет на ребенка , и эмоционально и физически.
А ребенок то не знает где он родился - в пещере, где мамонты ходят рядом, или в перинатальном центре! Его генотип диктует информацию, и ребенок родившись, реально знает как все должно быть, у него есть определенные ожидания в отношении матери - она защитит, накормит, согреет и будет рядом. А что в итоге - зачастую мамы сразу рядом нет, кормит не она, и никто не защищает! А потом, когда мама приходит, то у нее сплошной стресс. И у ребенка срабатывает та древняя информация из генома - мамонты пришли! И если мама горюет или плачет над ребенком - мамонты не уходят вообще! Они круглосуточные просто! И ребенку не понятно почему мы не спасаемся, если так опасно... И только мама может мамонтов прогнать! Объясните ребенку, что вы в безопасной пещере, что вы рядом, что вам с ним ничего не угрожает. А это получится только если мама успокоится сама.
Вот так вот все бывает грустно там в голове у малышей, и самое главное, что у них нет чувства времени. Ребенок не знает, когда закончится мамин стресс и поэтому маме нервничать - «себе дороже» называется. Думайте о ребенке, ему страшнее. Поэтому деть может висеть на груди - часто и долго, но не потому, что молоко типа "плохое", а потому что хочет успокоиться.
Но вы скажите, как не нервничать, когда диагнозы сыпятся от медиков. Ну во-первых, окончательный диагноз можно поставить лишь с полугода, а до этого многое просто компенсируется за счет ГВ и качественного ухода. Во-вторых, если реально что-то надо лечить, то это нужно просто принять, принять без условий, нам же нужен здоровый ребенок! Вот как солнце встает по утрам, и вы это принимаете, как бы не хотелось еще поспать, так и тут, болезнь и ее лечение нужно просто принять, без условий, и не рвать себе сердце желанием уйти домой, когда вы с лялей находитесь в больнице. Жизнь продолжается и в стенах стационара, и спокойная, уверенная мама нужна ребенку здесь и сейчас, тогда не будет ни мамонтов ни землетрясений, и у всех крепкие нервы и здоровая психика.
Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.
Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.
Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.
Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.
В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.
Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.
Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.
1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.
Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.
Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.
Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.
Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.
И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.
Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.
Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.
Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.
Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.
Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.
Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.
Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.
Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.
Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.
Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.
2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.
В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.
Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.
Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.
Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.
Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.
Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.
Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.
Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.
Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.
На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.
А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».
При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.
Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.
Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.
осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.
Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.
Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.
Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».
Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.
И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.
Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.
Эмоциональная нестабильность кормящей матери в первую очередь плохо сказывается на здоровье малыша.
Кормление грудью – большая ответственность
Если женщина решила кормить своего малыша грудью, то ей следует тщательно следить за своим здоровьем и образом жизни. Погрешности в питании кормящей матери негативно сказываются на качестве грудного молока, от чего в первую очередь страдает малыш. Недостаток в грудном молоке ключевых витаминов и микроэлементов приводят к тому, что малыш плохо растет и развивается. При этом малютка будет часто болеть, и все от того, что его организм будет недополучать ценные питательные компоненты и биологически активные вещества.
Однако соблюдение принципов рационального питания и здоровый образ жизни, это еще не все требования к кормящей матери. Одно из главных рекомендаций врачей для молодых мам – это всячески избегать стрессов. Ни в коем случае не стоит недооценивать негативное воздействие стресса на организм. При эмоциональных напряжениях в организме человека происходят изменения на биохимическом уровне. В этот процесс вовлечена эндокринная и высшая нервная деятельность – главные «оркестранты», регулирующие протекание всех процессов в органах и системах. Поэтому при стрессе страдает практически весь организм, в том числе негативные изменения отражаются и качестве грудного молока.
Гормоны стресса и грудное молоко
Как известно, грудное молоко вырабатывается под действием гормона пролактина. Стресс на пролактин не оказывает никакого действия, и сам процесс выработки молока не нарушается. Однако при стрессе вырабатывается повышенное количество гормона адреналина, который в свою очередь подавляет выработку окситоцина. Окситоцин регулирует процесс вытекания молока из груди, и при низких его концентрациях в крови этот рефлекс временно нарушается.
Кроме того, гормоны стресса способны проникать в грудное молоко, а затем и в организм малыша. Самое неприятное, к чему они могут привести, это расстройства пищеварения у младенцев. Часто при эмоциональной нестабильности у кормящей матери малыш страдает от повышенного газообразования в кишечнике – кишечной колики, которая причиняет крохе сильную боль. При коликах малыш сильно беспокоится, громко плачет, сучит ножками и отказывается от приема пищи. В этой связи лечение кишечных колик у малышей начинается с психологической беседы с кормящей мамой, которой следует избегать стрессов, ведь именно стрессы матери могут быть пусковым механизмом развития кишечных колик у малышей.
Справляемся со стрессом
Если причиной вашего стресса являются бытовые проблемы, мелкие конфликты в семье и прочие незначительные обстоятельства, то справиться с эмоциональной напряженностью можно самостоятельно, предварительно устранив источник стресса. Если же причина перепадов настроение находится глубже, и вы не в состоянии с этим справиться, то немедленно обращайтесь за помощью к квалифицированному психологу. И лучше с этим не откладывать, ведь так вы в первую очередь позаботитесь о своем малыше.
- если у вас снизилась лактация, то не стоит по этому поводу переживать, ведь это явление временное, и вскоре все восстановиться;
- не переохлаждайтесь. В комнате пусть будет тепло, пейте теплый (или горячий) чай, молоко, это только способствует лактации и помогает успокоиться. Особенно хорошо при стресса принимать теплые ванны с успокаивающими эфирными маслами;
- Избегайте яркого света, и обеспечьте себе дома максимальный комфорт: удобное кресло, любимая музыка (негромко) и т.д.;
- почаще прикладывайте ребенка к груди, и как можно больше времени находитесь рядом с ним. Покачивание малыша в кресле оказывает успокаивающее действие, как на малютку, так и маму;
- избегайте длительного чувства голода. Питайтесь часто и небольшими порциями. При голоде также вырабатывается адреналин, который блокирует выработку окситоцина;
- не стоит быть к себе слишком требовательной. Откладывайте свои дела на потом, и главным образом сосредоточьтесь на своем здоровье.
Как справиться с коликами?
Как уже упоминалось выше, при эмоциональной нестабильности кормящей мамы у малыша могут возникнуть колики. Справиться с этой проблемой помогут натуральные препараты, изготовленные на основе экстрактов растений – так называемые Карминативумы. Одним из таких средств является немецкий препарат Карминативум Бебинос, в состав которого входят экстракты фенхеля, кориандра и ромашки. Издавна фенхель использовали для борьбы со вздутием и метеоризмом. Экстракт кориандра выступает в роли эффективного спазмолитика, а ромашка оказывает выраженный противовоспалительный и успокаивающий эффект на ребенка.
Карминативум Бебинос выпускается в форме капель, не содержит сахара и обладает приятным вкусом. Так что дети его принимают с удовольствием.
Информация для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников. Карминативум Бебинос: РС №UA/8686/01/01 от 09.08.2013. Другая информация внизу страницы по сноске: (1).