20.04.2019

Посажение на коня. Казачьи традиции: Посажение на коня. Чужих детей не бывает


3 марта 1987 года на 95-м году жизни в Нью-Йорке скончался казак Фёдор Иванович Елисеев (1892-1987) - полковник, кубанский казак, участник Первой мировой войны, Гражданской войны. Фёдор Иванович Елисеев родился 11 ноября 1892 г. в станице Кавказской Кубанского казачьего войска в казачьей семье. В 1910 поступил на военную службу вольноопределяющимся в 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Чепеги полк. 1910 успешно сдал вступительный экзамен в Оренбургское казачье училище. Окончил училище взводным портупей-юнкером с двумя золотыми жетонами за джигитовку и гимнастику, выпущен 1913 в чине хорунжийего в 1-й Кавказский Наместника Екатеринославского Генерал-Фельдмаршала Князя Потёмкина-Таврического полк ККВ, базирующийся в г. Мерве (Туркестанского ВО). С началом Первой мировой 25 августа 1914 выступил с полком через Баку, Елисаветполь, Тифлис, Александрополь и Персию в Турцию на Кавказский фронт. Непрерывно в строю: младший офицер сотни, полковой адъютант. В середине февраля 1917 года был командирован в Петроград для представления на службу в Собственный Его Императорского Величества Конвой. Революцию застал в Петрограде по этой причине вынужден был вернутся в свой 1-й Кавказский полк. В середине апреля 1917 года по мобилизационному плану 5-я Кавказская казачья дивизия под командованием генерала Томашевского была переброшена из-под Карса в Финляндию Западном фронте, командир сотни. Был награждён шестью боевыми орденами до ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом включительно. По возвращении казачьих частей на Кубань - активный участник восстания против большевиков в Кавказском отделе Войска в марте 1918 г, командир конного отряда. Потерпев неудачу, восставшие рассеиваются. Елисеев конспиративно пробирается в Ставрополь. С освобождением города частями полковника А. Г. Шкуро 8 июля 1918 поступает к нему в отряд и начинает свою боевую работу в Белом движении. 13 сентября 1918 г. командир сотни в Корниловском конном полку ККВ; помощник командира полка Н. Г. Бабиева, с 26 декабря 1918 г. есаул, с 2 февраля 1919 г. командир того же полка, со 2 мая 1919 г. в распоряжении штаба Кубанского казачьего войска, с 18 октября 1919 г. командир 2-го Хопёрского полка, с ноября 1919 г. - Сводно-Хопёрского полка, с 6 февраля 1920 г. командир 1-го Лабинского полка, с 20 февраля и с 26 марта 1920 г. одновременно командующий 2-й Кубанской казачьей дивизией. Полковник (19 апреля 1919 г.; одновременно с чином войскового старшины). Взят в плен 25 апреля 1920 г. под Сочи, содержался в лагере в Екатеринбурге, откуда совершил побег в Олонецкую губернию. 30 августа 1921 г. переходит границу с Финляндией. Атаман Финляндско-Кубанской станицы, работа на лесопильной фабрике… В октябре 1924 г., получив визы, вместе со своими казаками он отбывает во Францию. В 1925-1926 гг. - организатор и главный участник джигитовки под руководством генерал-лейтенанта Шкуро в Париже и по странам Европы. В г. Виши полковник Елисеев назначается представителем Кубанского войскового атамана генерал-майора В. Г. Науменко, начальником армейской рабочей группы РОВС, активно помогает Русскому зарубежному союзу военных инвалидов генерала-от-кавалерии Н. Н. Баратова. В 1930-1933 гг. в Париже Обществом ревнителей Кубани под руководством Ф. И. Елисеева были выпущены три номера иллюстрированного журнала «Кубанское Казачество» (около 100 стр.) и журнал «Россия» № 7, посвящённый Кубанскому казачьему войску (свыше 50 гравюр и фотографий, 50 стр.), в котором приняли участие атаманы Краснов, Богаевский, Науменко и другие казачьи деятели. С 1933 по 1939 гг. - руководитель группы джигитов в «кругосветном турне» по Индии, на островах Ява, Борнео, Филиппинах, в Индокитае, Бирме, Сиаме, Малайе, Сингапуре и других странах. С 1937-1938 гг., жил в Шанхае, был назначен представителем Кубанского атамана на Дальнем Востоке для установления и поддержания связи с главой Дальневосточной эмиграции атаманом Г. М. Семеновым. В 1939 г. на о. Суматра Елисеева застает Вторая мировая война. Как офицер союзной армии по Первой мировой он вступает офицером во Французский Иностранный легион в Индокитае, участвует в боях с японцами. В апреле 1945 г., прикрывая отход батальона легионеров и спасая раненого товарища, сам дважды раненый, попадает в плен. После освобождения в 1946 г. возвращается во Францию. За боевые отличия в Легионе Елисеев награждался девять раз, в том числе орденом Круа де Герр (Военного Креста) 2-й ст. с золотой звездой на ленте. Генерал Сабаттье, Командующий Французскими войсками в Китае в приказе от 09.04.1945 года, награждая Военным Крестом 2-й степени с золотой звездой на ленте, Елисеева Феодора, Лейтенанта 5-го пех. полка Иностранного Легиона Французской армии, отмечал «Офицер… исключительного хладнокровия, своим спокойствием и презрением к опасности вызывал восхищение среди подчинённых во время ежедневных боев… Тяжело контуженный 2-го апреля 1945 года, он командовал взводом легионеров в арьергарде, прикрывая отход батальона под жестким и близким огнём противника. Числить без вести пропавшим». В 1947-1948 гг. работал с группой джигитов в Голландии, Швейцарии и Бельгии. Когда он слез с седла, ему было 56 лет.

Возрастное посвящение, которое происходит в три года называется в народе „сажанием на коня”. Этот обычай очень и очень древний, несмотря на то, что сегодня традиция возрастных посвящений разрушена, и все же во многих селах остались
рассказы об этом обряде. Семья принимает мальчика как будущего мужчину.

Утром мама и отец обращаются в молитвах к Богам нашим родным, приглашают их прийти в гости. С сегодняшнего дня Коляда Божич отдает свое опекунство над ребенком Симарглу, Богу земного огня. Его наши предки видели и как крылатой собакой, и как крылатого коня. Конем он прилетал к людям тогда, когда нужна была его магическая сила, когда человек делал переход с одного состояния в другой. Когда коня приводили на двор к ребенку, Симаргл проникал в сознание коня и сам посвящал мальчика, проявляясь через кожу коня огнем, и через его рот - паром, дыханием.

После молитв и прославлений - обязательное омывание ребенка, мама купает его в душистых травах. Травы должны быть мужские. Во время купания мама приговаривает на здоровье сына, ум, мужество. Для этого действия должна быть приготовлена одежда: вышитая рубашка и мужские штаны (шаровары, и т.п.). Вышивка должна быть ярко красная, защитная, лишь одежда без пояса! Подпоясывание ребенка происходит в семь лет, и это значит, что теперь ребенок идет на обучение.

Мать провожает сына из дома, а перед тем, возле Покутья стелет тулуп на лаву, на тулуп отец посыпает зерно и деньги, под лаву ставит плуг, оружие, уздечку от коня и книгу. Вместе все обращаются в молитвах к Сварогу и Ладе, Ярилу и Перуну, особые молитвы к Симарглу, чтобы опекался ребенком, помогал воспитывать их сына.
Бабушки кладут на вышитый рушник каравай и, держа над головой внука, благословляют его на счастливую судьбу и мужественный мужской характер.

После всех молитв отец берет сына за руку, снимает из тулупа и спрашивает, желает ли он настоящим воином стать, защитником рода своего? Если ребенок с радостью отвечает да, тогда праздник продлевается. Отец ведет сына за руку на двор, где Божат, или дедушка держит за уздечку коня. Сзади ребенка обязательно идет кто-то из женщин: мать или Божатка с хлебом на вышитом рушнике. Перед посвящением, отец трижды кланяется дому, как храму, и сын также, и целуют каравай. После чего, все женщины их благословляют на обрядодейство.

Нужно, чтобы все были празднично одеты и ощущали всю важность каждой минуты обряда. Теперь женщины остаются за порогом дома, а в двор выходят лишь мужчины. Возле коня, должна собраться вся мужская часть рода. Сын должен ощущать, что он сейчас герой и центр всех событий. Теперь, когда все ждут, отец, подбодрив сына, берет его на руки и садит на коня, говоря: а ну казаче, покажи, из какого ты рода племени, и гордиться ли мне тобой, как вырастешь, славу принесешь роду нашему? Когда мальчик сядет на коня, отец берет за повод коня и трижды проводит коня с сыном вокруг дома.

Очень важно в настоящее время говорить (программировать) сына на мужские качества.

1 -ый круг -
вокруг дома, вы учите и программируете его, как хозяина дома: „хороший хозяин из тебя будет, работящий и богатства имеешь вдоволь и семью будешь иметь добрую. Жену умную, хозяйку добрую, и деток много, чтобы род наш множился и плодился, и много нас было».

2 -ой круг -
вокруг дома, вы учите его как воина, защитника рода своего: „Вот растешь ты у меня сильным воином, честью и славой покрытый путь твой. И гордится тобой весь род и народ наш. Добрый воин,сын мой, смелый и отважный. Ловкий в оружии всяком”.

3 -ий круг -
вокруг дома - идет наука мужчины ведающего. „Умный ты у меня сын, и читать, и писать, и знаний много уметь и знать должен. Так как ум - это, прежде всего, что мужчина должен развивать в себе. И еще Богов любить. С умом все сладится, а с любовью к Всевышнему всегда тебе благословение будет от предков и Богов наших”.

Объезжая вокруг дома, смотрите, как ребенок реагирует на ваши слова, какие ему больше к сердцу придутся, а какие - меньше. Речь ваша должны быть четкая и громкая. Четко и громко проговаривайте каждое слово, так, чтобы ребенок их хорошо слышал. Не спешите наговорить много, должно быть вдоволь: ни мало, ни много. Нужно употреблять лишь утверждающие слова. Без частицы «не», «нет», избегайте таких слов. Например, скажете: не боишься, сознание ребенка воспримет - боишься.
Отрицательные слова: „чтоб ты у меня не был бездельником и.т.д” в таких важных моментах нельзя говорить. Все должно быть лучше всего в настоящем и будущем времени, и очень положительное: „трудолюбивый у меня сын (Ярослав) и будешь таким”.

Перед тем, как снимать его с коня, нужно, чтобы все мужчины, которые в жизни были успешными, похвалили его мужество. Отец должен позвать маму, чтобы и она высказала сыну свою радость, от того, что он у нее такой крепкий и сильный. Присутствие мамы в этот момент очень важно, ведь это признание женственностью - мужества.

Теперь, отец снимает сына, все мужчины говорят какой он мужественный казак, и спрашивает, желает он еще на коне ездить или нет? Если ребенок говорит, что да, значит, все обстоит благополучно, вы воспитали на данном этапе прекрасного будущего мужчину. Если же он боится и говорит нет, не разочаровывайтесь, но подумайте что было не так, чего он испугался. Не показывайте сыну своего недовольства, это плохо ляжет на его подсознание, и в будущем, он будет бояться испытаний. Наоборот, поддержите его силой своего духа, скажите, что это было легко и весело.

Дальше, все мужчины готовят обрядовый костер во дворе, где стоит ваша Божница. Сын должен активно участвовать в подготавливание костра. С молитвами, старший в роде, или отец разжигает огонь, призывая Симаргла прийти к его дому и взять под опеку сына. В огонь ложится пожертвование Богам. Сначала молоко с медом, а потом - каравай, который испекли бабушки.

Вся семья обращается к Богам, молясь за счастливую судьбу сына, чтобы помогли ему получить славу и честь. От рода пожертвование ложатся в огонь. Старший в роде призывает предков помогать внуку, опекаться им и поддерживать в сложную минуту. Свою молитву говорит и мальчик. После действия над огнем, мать приглашает всех к столу. Отец ведет сына за руку к дому, гости одаривают ребенка, приговаривая хорошие пожелания.

Казаки из станицы «Нагайбакская» в Челябинской области рассказали, как они проводят обряд посвящения ребенка в казаки.

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и города Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню.

Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества А.Васильев открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни отцу Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ А. Егоров. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

По словам атамана станицы Уйской А.Чвалова, были времена, когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй. Этим пользовались родители. Они могли проводить обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми. Проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне. Отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков » - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам.

Особый колорит внесли гости из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина К. Крылов: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями». Чему присягали, тому и служим.

А. Васильев, атаман станицы «Нагайбакская»

Обычай «посажения на коня» (посвящения в казаки), символизировавший принятие ребёнка в казачью общину, существовал у казаков еще издревле. По традиции, этот обряд совершался, когда мальчику исполнялся год, или когда прорезывался первый зуб. В этот же день казачонку крёстный «подрезал чуб» - срезал прядку волос, которая на протяжении всей жизни казака хранилась за иконой и потом клалась в гроб. Сегодня церемонию проводят в возрасте 4-6 лет.

Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков.

По материалам газеты «Казачий вестник»

Присоединяйтесь к новостному каналу газеты « Молодой дальневосточник XXI век» на

4 мая 2015, впервые за многие десятилетия, последовавшие за Гражданской войной в России, в Пятигорске провели обряд посажения казачат на коня. Об этом рассказывает портал "Благословенный Кавказ".

На праздник, который посвятили 70-летию Великой Победы, приехали казаки из казачьих обществ, действующих на территории Пятигорской епархии: региона Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Пригласили кунаков из КБР и КЧР.

Обряд был распространен еще в Древней Руси для боярских, княжеских детей и их дружинников, отметили организаторы. У казаков он сохранился без изменений почти до наших дней. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук казака, он ребенком уже был казаком. Обычай посажения на коня остается актуальным и сегодня. Ведь это - первое испытание будущего защитника Отечества. Прикосновение к истокам, слияние с родными традициями и обычаями. Возможность почувствовать себя равным старшим братьям-казакам.

Местом проведения праздника стала гора Машук. В организации участвовали Горячеводская казачья община, Пятигорская епархия и мэрия столицы Северо-Кавказского округа.

По решению оргкомитета всем гостям был предписан казачий дресс-код: мужчинам - национальные рубахи или рубахи с длинными рукавами, головные уборы в виде папах либо форменные фуражки. Женщин пропускали только в длинных юбках и блузках с длинными рукавами и убранными волосами.

Казаки, люди православные, каждое серьезное дело начинают с молитвы. Так же было и в этот день. На поляне была установлена походная часовня, в которую принесли ковчег с мощами великомученика и Победоносца Георгия.

Молебен перед cвятыней совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении казачьего духовенства Пятигорской епархии. Особо помянули вождей и воинов, и всех отдавших свои жизни на фронте и в тылу ради Победы.

"Мы помним о подвиге наших предков, защитивших народ от страшной угрозы уничтожения, и сегодняшний праздник становится очень важным свидетельством того, что от крепкого корня Великой Победы появляются новые побеги. Мы не придумываем что-то новое, а обращаемся к тысячелетнем опыту народа", — отметил архиерей.

По окончании богослужения состоялось вручение наград отличившимся казакам, а затем начался сам обряд посажения на коня. Посвящение прошли более ста казачат Горячеводской общины возрастом от одного года до десяти лет. Под казачьи песни отец, дед или крестный отец сажали казачат в седло. На них впервые одевали казачью шашка и папаху. Сделав почетный круг, казачата получали благословение стариков и атамана.

Завершением праздника стала показательная джигитовка.

Православие.Ru

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне - отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу - кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди