28.04.2019

Посажение на коня. Казачьи традиции. «Посажение на коня». Воспитание настоящего казака


С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина – казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года – «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому — «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне – не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» — не промолчит такой казак, а обязан высказать — что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» — можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне – отметим главное — с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» — так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу – кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры – нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

Казаки из станицы «Нагайбакская» в Челябинской области рассказали, как они проводят обряд посвящения ребенка в казаки.

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и города Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню.

Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества А.Васильев открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни отцу Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ А. Егоров. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

По словам атамана станицы Уйской А.Чвалова, были времена, когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй. Этим пользовались родители. Они могли проводить обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми. Проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне. Отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков » - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам.

Особый колорит внесли гости из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина К. Крылов: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями». Чему присягали, тому и служим.

А. Васильев, атаман станицы «Нагайбакская»

Обычай «посажения на коня» (посвящения в казаки), символизировавший принятие ребёнка в казачью общину, существовал у казаков еще издревле. По традиции, этот обряд совершался, когда мальчику исполнялся год, или когда прорезывался первый зуб. В этот же день казачонку крёстный «подрезал чуб» - срезал прядку волос, которая на протяжении всей жизни казака хранилась за иконой и потом клалась в гроб. Сегодня церемонию проводят в возрасте 4-6 лет.

Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков.

По материалам газеты «Казачий вестник»

Присоединяйтесь к новостному каналу газеты « Молодой дальневосточник XXI век» на

В конце мая в поселке Пригородном впервые прошел казачий обряд Посажение на коня. Юные казаки пусть и прошли его несколько позже положенного возраста, но сделали это достойно.

В качестве организаторов выступили Межрегиональная молодежная казачья организация «Есаул» (Председатель Правления Дмитрий Гнедаш), Пригородное хуторское казачье общество (атаман Игорь Никитин) и Оренбургское городское казачье общество (атаман Сергей Слепов). Для Оренбургского регионального отделения МО МКО «Есаул» и ОГКО нынешнее проведение обряда уже второе, в первый раз это было в прошлом году на Большой поляне в Зауральной роще города Оренбурга. Но главными действующими лицами 26 мая были казаки, которые воспитываются в 5 «К» казачьем кадетском классе Пригородной СОШ №1.

Погода с самого утра жаркая, солнце высоко, а на лазурном небе ни единого облачка. Сама природа дарит всю теплоту и заботу, которая только может быть. Гнедой уже бьет копытом по прогретому песку школьной площадки. Ждет юных седоков.

Родители – волнуются, дети – в ровном строю ждут своей очереди. Мальчики один за другим седлают коня, помогает им в этом атаман. Он им за крестного отца стал. Папы и мамы казаков принимают сыновей с клятвой растить достойных казаков, настоящих воинов.

— Люб ли вам казак? – спрашивает каждый о своем сыне у других родителей и гостей.

– Люб, – отвечают они, и мальчик отправляется в строй.

Не остались без внимания и девочки – казачки. Обряд посажения, конечно, они не проходили, но на жеребце прокатились.

Как и положено, обряд получился семейным. Родители подготовили для ребят столы со вкусностями. Обед удался на славу. В большом семейном кругу юные казаки отобедали, да угостились чаем и тортами.

На этом праздничный день у казачат не закончился. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки стали радостным событием, как для детей, так и для взрослых. Судья соревнования Павел Демидов строго следил за соблюдением правил техники безопасности. А казачата старались метко целиться и попадать «в яблочко». Показавшие лучшие результаты среди детей и среди взрослых получили грамоты.

Весь день в школе работала выставка фотографий, где можно было познакомиться с работой, которую проводили казаки МО МКО «Есаул» в течение года с момента создания. А также, посмотреть и почитать книги, которые хранятся в казачьей библиотеке молодежной организации.

День закончился всеобщим построением, где детям подарили Святое Евангелие и памятные сувениры. Классному руководителю — воспитателю Елене Никитиной (природной донской казачке) была вручена награда – «За славу и честь казачью». В поощрение за огромное дело в воспитании молодых казаков, в назидание казакам взрослым.

Казачьему роду нет переводу!

Екатерина Гнедаш

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне - отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу - кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

4 мая 2015, впервые за многие десятилетия, последовавшие за Гражданской войной в России, в Пятигорске провели обряд посажения казачат на коня. Об этом рассказывает портал "Благословенный Кавказ".

На праздник, который посвятили 70-летию Великой Победы, приехали казаки из казачьих обществ, действующих на территории Пятигорской епархии: региона Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Пригласили кунаков из КБР и КЧР.

Обряд был распространен еще в Древней Руси для боярских, княжеских детей и их дружинников, отметили организаторы. У казаков он сохранился без изменений почти до наших дней. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук казака, он ребенком уже был казаком. Обычай посажения на коня остается актуальным и сегодня. Ведь это - первое испытание будущего защитника Отечества. Прикосновение к истокам, слияние с родными традициями и обычаями. Возможность почувствовать себя равным старшим братьям-казакам.

Местом проведения праздника стала гора Машук. В организации участвовали Горячеводская казачья община, Пятигорская епархия и мэрия столицы Северо-Кавказского округа.

По решению оргкомитета всем гостям был предписан казачий дресс-код: мужчинам - национальные рубахи или рубахи с длинными рукавами, головные уборы в виде папах либо форменные фуражки. Женщин пропускали только в длинных юбках и блузках с длинными рукавами и убранными волосами.

Казаки, люди православные, каждое серьезное дело начинают с молитвы. Так же было и в этот день. На поляне была установлена походная часовня, в которую принесли ковчег с мощами великомученика и Победоносца Георгия.

Молебен перед cвятыней совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении казачьего духовенства Пятигорской епархии. Особо помянули вождей и воинов, и всех отдавших свои жизни на фронте и в тылу ради Победы.

"Мы помним о подвиге наших предков, защитивших народ от страшной угрозы уничтожения, и сегодняшний праздник становится очень важным свидетельством того, что от крепкого корня Великой Победы появляются новые побеги. Мы не придумываем что-то новое, а обращаемся к тысячелетнем опыту народа", — отметил архиерей.

По окончании богослужения состоялось вручение наград отличившимся казакам, а затем начался сам обряд посажения на коня. Посвящение прошли более ста казачат Горячеводской общины возрастом от одного года до десяти лет. Под казачьи песни отец, дед или крестный отец сажали казачат в седло. На них впервые одевали казачью шашка и папаху. Сделав почетный круг, казачата получали благословение стариков и атамана.

Завершением праздника стала показательная джигитовка.

Православие.Ru


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди