19.05.2019

Проект на тему: ЗОЖ в детском саду. Средняя группа


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ №51 Комбинированного вида г.Улан-Удэ

ПРОЕКТ

Здоровьесберегающие технологии

« Мы за здоровый образ жизни!»

Воспитатель высшей кв. категории

г.Улан-Удэ 2014г.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Мы за здоровый образ жизни!”

Заведующая МАДОУ

51

Будаева Елена Станиславовна

Адрес

г. Улан-Удэ, улица Гастелло д. 6 “А”

Руководитель проекта

Богданов Пётр Витальевич

Разработчики проекта

Воспитатель: Богданов Пётр Витальевич

Цель проекта

Приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления в ДОУ

Срок реализации проекта

Октябрь – ноябрь – 2014г

Ожидаемые результаты

Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”;

Ресурсное обеспечение

Разработка программы оздоровительных мероприятий и досугов.

Изготовление нестандартного оборудования

Введение

Одной из ведущих задач основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В МБДОУ “Дюймовочка” работа по оздоровлению ведется постоянно. Наш проект, организованный в январе 2012г. - феврале 2013 г. – практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образование.

Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы. В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение.

В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.

Физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.

Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации.

Введенные в воспитательно - образовательный процесс “Минутки шалости”, “Минутки тишины” и “Гимнастика маленьких волшебников” стали достоянием всего коллектива. Теперь в каждой возрастной группе подобраны картотеки пальчиковогоигротренинга, динамических пауз, а также психогимнастики, релаксации.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.

Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.

Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:

Профилактическое:

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя);

2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);

3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).

4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей

Организационное:

1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;

3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника

4. Обеспечение психологического комфорта.

Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:

Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;

Элементы оздоровительного самомассажа;

Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);

Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска).

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

Задачи:

Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.

Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни.

Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основедоверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Пути реализации проекта :

Тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;

Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);

Экскурсии;

Спортивные соревнования;

Беседы;

Игры, эстафеты, викторины, конкурсы;

Консультации для родителей;

Выставка детского творчества;

Ожидаемый результат:

Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни

Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении

Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями
- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”

Создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный;

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;

По содержанию: социально-педагогический

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Цель

Приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ


Принципы реализации проекта


Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья

Принцип природосообразности – формирование у дошкольников стремление к здоровому образу жизни


Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, неправленых на укрепление здоровья.


Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методовпо оздоровлению детей.

Принцип дифференциации - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.


Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни


Задачи


Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей .

Повышать профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни

Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Дети

Бережное отношение к своему здоровью

Повышение интереса к физкультуре и спорту


Представления о здоровом образе жизни


Повышение профессионального мастерства педагогов в здоровьесбережении

Воспитатели


Пополнение спортивного оборудования в группах


Компетентность в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни


Повышение интереса к здоровому образу жизни


Родители


Взаимодействие с педагогами и инструктором по физической культуре по вопросам физического воспитания детей


Активное участие в жизни ДОУ и реализации проекта


Пути

Организация и обеспечение физкультурно – оздоровительной работы

Внедрение в оздоровительные мероприятия “Гимнастику маленьких волшебников

Приобщение детей к здоровому образу жизни

Создание здоровой среды в детском саду, в которой не только дети и педагогический коллектив, но и родители станут приверженцами и активными субъектами ЗОЖ

Ресурсное обеспечение проекта


Нестандартное оборудование

Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов


Подбор методической литературы

Физкультурный зал, спортивная площадка.


Программа оздоровительных мероприятий и досугов.


Интеграция образовательных областей

Физическая культура

Развитие физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровье

Формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье.

Безопасность

Формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности.

Социализация

Развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности.

Познание

Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.

Художественная литература

Использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области.

Художественное творчество

Удовлетворение потребности детей в самовыражении в продуктивной деятельности.

Музыка

Использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.

Формирование представлений и навыков ЗОЖ


Воспитанники ДОУ

Медсестра

Родительские собрания

Семья

Педагоги

Педагогика сотрудничества


Оздоровительная работа.

Изучение программ, инноваций


Анкетирование


Планирование работы с детьми


Инструктор по физкультуре

Консультативные пункты

Оборудование предметно – развивающей среды


Совместная работа

Участники проекта

Воспитатели


Дети

0000000000

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

Родители

Медсестра


Перечень здоровьесберегающих технологий, применяемых в педагогическом процессе МАДОУ “Детский сад №51”

Виды

Место в режиме дня

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Минутки шалости

Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи ежедневно для всех возрастных групп

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Динамические паузы

В перерывах между непосредственно образовательной деятельностью

5 – 7 мин для всех возрастных групп

Воспитатели

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей для всех возрастных групп

Все педагоги

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно

Воспитатели,

учитель-логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно 3 – 5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшей группы

Все педагоги

Дыхательная гимнастика

Все педагоги

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после дневного сна 5 – 7 мин

Воспитатели

Корригирующая гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Инструктор по физической культуре

Гимнастика маленьких волшебников”

Со 2 младшей группы на физкультурных занятиях, после дневного сна

Технологии обучения здоровому образу жизни

Игротерапия

В свободное время во второй половине дня. Время проведения зависит от задач, поставленных педагогом

Самомассаж

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Воспитатели, инструктор

Точечный массаж

Проводится в любое удобное для педагога время со старшей группы

Воспитатели

Игровой массаж

Со средней группы на физкультурных занятиях и во время динамических пауз

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю 25 – 30 мин со старшего возраста

Воспитатели, педагог-психолог

Этапы реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

Сроки

I этап Аналитический

Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ.

Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование.

Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ.

Октябрь 2014г.

II этап Организационный

Планирование и прогнозирование работы

Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ.

Наличие планов:

Спортивных досугов и развлечений.

Консультаций для родителей и педагогов.

Октябрь 2014г.

Разработка содержания развлечений и досугов

Конспекты спортивных развлечений и досугов

Подбор дидактического материала, литературы.

Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни.

Обогащение предметной развивающей среды.

Подбор и изготовление нестандартного оборудования.

Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах.

ноябрь 2014г.

III этап Практический

Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям.

Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами.

Картотека подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!”

Буклеты: “Дыхательная гимнастика”

Нетрадиционное физкультурное оборудование.

Спортивный праздник “Слава Армии Российской”

2015г.

Подведение итогов

Распространить опыт в сфере здоровьесбережения

Оформление выставки “Мы здоровью скажем “Да”

Презентация проекта “Мы за здоровый образ жизни”

День здоровья в детском саду “Здоровым будь!”

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Примечание

Воспитатели, специалисты ДОУ

1.Тест для воспитателей на педагогическую компетентность на тему “Физическое воспитание дошкольников”

2. Консультации для воспитателей

«Физкультминутки и их место в режиме дня»,

«Использование нестандартного оборудования»

3. Пед. совет. Тема «Быть здоровым – мое право»

4 Презентация пособий нетрадиционного оборудования

5. Знакомство с программой «Гимнастика маленьких волшебников»

1. Кустова Л.И.

2. Богданов П.В

3. Гончарова О.Г.

Все воспитатели

Родители

1. Анкетирование: «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

2. Консультации: «Иммунитет», «Играем – пальчики развиваем»

3. Буклеты: «Дыхательная гимнастика»

3. Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да»

1. Богданов П.В.

2. Гончарова А.Г.

3. Воспитатели всех групп

1 младшая группа

1. «Минутки шалости», «Гимнастика маленьких волшебников»

2.Развлечение «Научим Хрюшу умываться»

3. «День здоровья»

Ежедневно

1 Все воспитатели

2. Физ. руководитель

2 младшая группа “А”

1. «Гимнастика маленьких волшебников», «Минутки шалости», «Минутки тишины»

2. Целевая прогулка по участку «В здоровом теле – здоровый дух»

3. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»

4 НОД «Физическая культура» по мотивам сказок «В гостях у сказки»

4. «День здоровья»

Ежедневно

1. Все воспитатели

2. Физ. руководитель

2 младшая группа “Б”

2. Развлечение «Путешествие в страну здоровья»

3. Чтение художественной литературы: сказки о пользе физкультуры и спорта.

4. «День здоровья»

Ежедневно

1. Все воспитатели

2.Физ. руководитель

Средняя группа “А”

1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников»

2. Сказка – беседа «Кто такие микробы?»

3. Гимнастика для глаз по мотивам Корнея Чуковского»

4. Развлечение «Зимнее путешествие колобка»

5. Беседа: «Полезные продукты»

6. «День здоровья»

Ежедневно

1. Все воспитатели

2. Физ. руководитель

Средняя группа “Б”

1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников»

2. Беседа: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

3. Игры – ситуации: «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол», «Чаепитие»

4. Зимние забавы: Народные игры на свежем воздухе

5. «День здоровья»

Ежедневно

1. Все воспитатели

2. Физ. руководитель

Старшая группа

1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников»

2. Чтение художественной литературы «Сказки и рассказы о пользе физкультуры и спорта»

3. Прогулка: «Ледяной секретик»

4. Спортивный праздник «Слава Армии Российской»

5. Викторина «О спорте»

6. «День здоровья»

Ежедневно

1. Все воспитатели

2. Физ. руководитель

Подготовительная группа

1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников»

2. Спортивное развлечение «Разноцветные мячи»

3. Чтение художественной литературы: сказки и рассказы о пользе физкультуры и спорта.

4 Беседа «Мое здоровье»

5. Спортивный праздник «Дошколята – будущие защитники отечества

6. Викторина «Олимпийская викторина»

7. «День здоровья»

Ежедневно

1. Все воспитатели

2. Физ. руководитель

Заключение

Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.

Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.

В проекте мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения:

- “Минутки шалости”,

- “Минутки тишины”,

- “Гимнастика маленьких волшебников”. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:

- соблюдение профилактики простудных заболеваний;

- закаливание детей;

- подведение детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими;

- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;

- прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

Благодаря совместной проектной деятельности мы смогли:

- расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;

- усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;

- повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни;

- создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Список литературы

    Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 2002 2.

    Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28.

    Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006

    Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

    Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007

    Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003.

    Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007

    Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004

    Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г №2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”.

    Шорыгина Т.А. “Беседыо здоровье”. Москва, 2004.

    Материалы интернет рессурсов ; ;

Девиз проекта: «Быть здоровым - здорово!»
Тип проекта: информационно - практика - ориентированный
Выполнение проекта
1 этап: Подготовительный.

  • Формирование проблемы.
  • Определение задач.
  • Изучение методической литературы по данной теме.

2 этап: Основной.

  • Организация работы над проектом.

3 этап: Заключительный.

  • Анализ результатов проекта.
  • КВН: «Быть здоровым - здорово!»

Продукт проекта: оформление книги: « О здоровье всерьез!»»

Проблема: «Недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья»

Обоснование проблемы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Приобщение здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется заинтересованность к правильному поведению, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в проектной деятельности детей.

Система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья и сформировать укрепляющие здоровье привычки, пока вредные еще не приобретены, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ станут неотъемлемой частью бытия.

Цель:

  • Заинтересовать детей и родителей в понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.
  • Создать книгу « О здоровье всерьез!»
  • Сроки проведения: ноябрь 2012- апрель 2013г.
  • Возраст детей: 6-7лет.
  • Промежуточный результат:


Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым - здорово!
Презентация проекта.

Задачи

  • Развивать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей, желание заботиться о своем здоровье.
  • Заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
  • Воспитание у всех участников проекта активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.

Ожидаемые результаты для педагога:

  • Создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения здоровья, воспитание и развитие личности.

Для детей:

  • Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических, нравственных качеств.
  • Выработка форм поведения детей, помогающая избежать опасности для жизни и здоровья детей.

Для родителей:

  • Сформировать активную жизненную позицию у участников проекта направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.

Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.

  • Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения;
  • Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг и интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети подготовительной группы и их родители).
  • Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 этап: Реализации.
Этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая культура», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка», которая осуществлялась в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

Работа с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность:
Тема «Тема «Цветок здоровья».
Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя современные здоровье сберегающие технологии Непосредственно Образовательной Деятельности (крио - терапии, арттерапии, сказка- терапия).

Тема «Микробы»
Цель: Формировать представление детей о микробах, способах их распространения и передачи, познакомить со способами защиты организма от болезней. Уточнить представления о роли физкультуры и закаливания в борьбе против микробов и вирусов.

Тема: «Путешествие в страну ОБЖ»
Цель: Закрепить понятие ОБЖ, формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях, обобщить знания о правилах техники безопасности в быту и правилах поведения на улице.

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Цель: расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Тема: «Здоровье и питание»
Цель: расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья и вести здоровый образ жизни.
свой организм.

Тема: «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет»
Цель: Познакомить детей с органами дыхания, функцией легких у человека. Формировать осознанное отношение к выполнению упражнений на растягивание, расслабление и дыхание. Дать детям возможность самостоятельно принять решение по защите своего организма от вредного дыма.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Ежедневная профилактическая работа:
Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение)гимнастика пробуждения, проветривание, закаливание,физкуль минутки, подвижные игры.

Беседы:

  • Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
  • «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Как помочь себе и другому?», «Как устроено наше тело?», «Почему люди болеют?», «Как работает наш организм?», «Кто и как заботится о твоём здоровье?», «Как создать хорошее настроение?», « Если хочешь быть здоров?»
  • «Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
  • Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки)

Игры:

  • Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Больница».
  • Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею - не умею», «Угадай, кто позвал», «Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены», « Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», « Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно» и другие.
  • Подвижные игры: «Тишина», «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перитягивание каната», « Спорт для мальчиков и девочек», « Опасные ситуации», «Чей кружок быстрей соберется».
  • Игры на развитие двигательного творчества: «Придумай - покажи». «Зарядка веселых мышат». «Зеркало». «Угадай - повтори», « Делай как я».
  • Игры-драматизации: инсценировка отрывков: К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе». «Овощной карнавал». «Хрюша и Степашка».

Рассматривание иллюстраций
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.
Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В.Радченко «Олимпийский учебник», С.Прокофьев «Румяные щеки2, М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие - крепкие зубки», А. Кутафин «Вовкина победа», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».
Изготовление листовок: «Правила здорового образа жизни!».

Работа с родителями:

  • Консультации «Здоровый образ жизни семьи», «Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника», «Плоскостопие» и друге.
  • Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
  • Памятки для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей», «Здоровье - главное богатство человека»,« Дыхательная гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», « Гимнастика для глаз», «нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки». «Быть здоровым - это здорово!».
  • Картотека «Подвижные игры».
  • Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья детей»
  • Выпуск газеты: «В здоровом теле - здоровый дух»
  • Выставка книг для детей и родителей о ЗОЖ.

Совместная деятельность родителей и детей:
Выставка рисунков: « Быть здоровым - здорово!»
Оформление книги: «О здоровье всерьез!»

Показатели эффективности:

  • Снижение заболеваемости среди детей.
  • Знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье.
  • Умение детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
  • Сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.

Промежуточный результат:

  • Проведение с детьми КВН «Быть здоровым - здорово!»
  • Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым - здорово!»
  • Презентация проекта.

Продукт проекта:

  • Оформление книги: « О здоровье всерьез!»

Наталья Зубкова
Проект «Здоровый образ жизни в детском саду»

Проект по теме : "Здоровый образ жизни в детском саду .

1. Проект реализован : воспитателем группы №8 – Зубковой Н. В.

3. Вид проекта : познавательно-игровой

по количеству детей.

4. Участники проекта : дети средней группы №8, воспитатели группы, родители воспитанников.

5. Срок проекта : долгосрочный – 3 месяца.

I ЭТАП : Разработка проекта .

1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта .

3. Перспективное планирование проекта

4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

5. Заранее родителям сообщена тема и дано задание по теме «Здоровый образ жизни в семье » .

Предполагаемые результаты проекта :

Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы ;

Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы ;

Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья .

Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников .

Формирование у детей и родителей желание и стремление вести здоровый образ жизни .

План работы над проектом :

Сбор информации : подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины, знакомство с методической литературой по вопросам здоровый образ жизни .

Работа с детьми : упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно» , «Плохо – хорошо» , «Чистота и здоровье » , «Личная гигиена» , «О здоровой пище » , «Кто спортом занимается» .

Закаливающие процедуры : бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла, умывание, воздушные ванны, хождение по дорожке здоровья .

Самостоятельная деятельность : подготовка и оформление в котором собраны дидактические игры , спортивные упражнения на все виды мышц, физ минутки, загадки о спорте, пословицы о здоровье иллюстрации со всеми видами спорта, режимные моменты, веселая зарядка и т. д.

Работа с родителями : выставка познавательной литературы по физическому

развитию детей и укреплению здоровья детского организма , консультации, памятки, папки-передвижки.

II ЭТАП : Практический

Работа с детьми.

Ежедневная профилактическая работа :

Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшения осанки, плоскостопия)

Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья »

Воздушное контрастное закаливание.

Облегчённая одежда в группе

Прогулки каждый день с подвижными играми

Хождение босиком до и после сна

Закаливание хождение по массажным дорожкам до и после сна.

Фитонциды- лук, чеснок.

Психогимнастика.

Сказкатерапия

Пальчиковая гимнастика

Музыкатерапия

Физминутки.

Подвижные и спортивные игры со всей группой.

Динамические паузы.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Беседы :

«Как нужно сохранять и заботиться о своем здоровье .

«Чистота - залог здоровья » .

«Микробы в жизни человека » .

«Личная гигиена» .

«О пользе здоровой пищи » .

«Почему нужно есть в детском саду »

«Витамины я люблю-быть здоровым я хочу »

«Вкусно и полезно»

«Овощи и фрукты - полезны для здоровья

«Витамины это здорово »

«Разнообразные продукты питания »

«Молочные продукты»

«Я расту здоровым »

«Если хочешь быть здоров - закаляйся

«Бережём своё здоровье »

«Уроки Айболита»

«Мой любимый вид спорта»

«Соблюдаем режим дня» .

«Как устроен мой организм» .

«О правильном питании и пользе витаминов» .

Ознакомление с литературой :

К. Чуковский «Доктор Айболит» , Ю. Тувим «Овощи» ,О. Короткина «Суп не ест, не любит каши» , Н. Егоров «Редиска, тыква, морковка, Э. Машевская «Апельсин» , А. Крылов «Как лечили петуха»

Стихотворения о здоровье

А. Барто «Девочка чумазая» , «Я расту»

К. Чуковский «Мойдодыр» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» .

Загадки и пословицы о здоровом образе жизни

Игровая деятельность :

Подвижные игры : «Солнышко и дождик» ,"Воробышки и автомобиль», Озорной мяч», «Кошки - мышки» .

Дидактические и развивающие игры : «Чудесный мешочек» , «Узнай и назови овощи» , "Угадай на вкус», «Мяч в ворота» ,»Полезные продукты», «Хорошо - плохо» , «Бывает -не бывает» ,

«Опасно не опасно» , «Вредно или полезно» .

Дидактические упражнение : «Найди два одинаковых овоща» , «Что лишнее?» , «Угадай» ,

Игры-драмматизации : инсценировка отрывков К. Чуковского «Мойдодыр» , «Айболит» , «Федорено горе» .

Сюжетно ролевые игры : «Поликлиника» , «Аптека» , «Детский сад » , «Больница» , «Готовим обед» , «Собери овощи» , «Овощной магазин» .

III ЭТАП : Подведение итогов проекта .

В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни » были получены следующие результаты :

У детей средней группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни .

Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья , самостоятельно овладели методикой полоскания рта, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.

Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению : бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.

Снизились показатели заболеваемости детей.

Воспитательная ценность проекта :

У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в оздоровительных процедурах .

Познавательная ценность проекта :

У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни .

Расширилось представление о оздоровительных мероприятиях .

Проявилось творчество и фантазия при изготовлении спортивного уголка.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении :

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровый образ жизни , направленный на охрану и укрепление здоровья дошкольников .

Актуальность:

Воспитание здорового ребёнка — наиглавнейшая задача взрослых. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.

Цель проекта:

Задачи проекта:

1) Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.

2) Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3) Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Тип проекта: познавательно-информационный, физкультурно-оздоровительный.

Продолжительность проекта : 2 недели

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап: Организационно — подготовительный

1. Диагностика детей по выявлению уровня знаний о здоровом образе жизни.

2. Составление перспективно-тематического планирования по формированию здорового образа жизни.

Второй этап: Практический

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий.

2. Формы работы: индивидуальные, групповые беседы с родителями и детьми; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; спортивные, подвижные, пальчиковые, дидактические игры и физкультминутки.

Третий этап: Заключительный

1.Мониторинг детей.

2. Итоговый продукт проекта: информационная выставка детско-родительских работ «Что такое здоровье».

3.Защита педагогического проекта.

Первый этап: Организационно – подготовительный.

Перед проведением проекта провели опрос воспитанников средней группы для выявления знаний детей о здоровом образе жизни при помощи «метода трех вопросов» (Приложение 1)

Составлено перспективно-тематическое планирование для средней группы по формированию здорового образа жизни.

Второй этап: Практический.

Перспективно — тематическое планирование для средней группы по формированию здорового образа жизни:

с 29 января по 2 февраля
Тема Цель Содержание и формы работы с детьми
«Советы доктора Воды» Познакомить детей со свойствами воды и необходимости её в жизни человека. Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют воду в повседневной жизни.

Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”;

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

— НОД:

«Правила гигиены».

«Помоги Зайке сберечь здоровье».

Самомассаж ладошек, пальчиковая гимнастика.

Д\и «Купание куклы»; «У кого пена выше и пышнее?».

— Чтение литературы:

К.И.Чуковского «Мойдодыр»;

«Девочка Чумазая» А.Барто.

С/р игры «Поликлиника», «Больница».

Физкультурные занятия в зале, подвижные игры.

— Помощь в сборе информации по теме проекта.

С 5 по 9 февраля
«Если хочешь быть здоров» Способствовать формированию у ребенка потребности быть здоровым.

Развивать представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья человека.

Развивать диалогическую речь — самостоятельно, грамматически правильно и полно отвечать на вопросы.

— НОД:

«В здоровом теле — здоровый дух»

Показ презентаций о различных видах спорта. Рассматривание иллюстраций о спорте, фотографий спортивных комплексов.

Д\и «Поиграем носиком». «Кому что нужно?».

Игра-имитация «Мы спортсмены».

— Пальчиковые, артикуляционные гимнастики.

— Рисование «Спортивные снаряды».

— Физкультурные занятия в зале, подвижные игры.

Чтение : «Волшебный морж», «Зарядка и Простуда»Шоргина Т.А..

— консультация для родителей

13 — 14 февраля
«Разговор о правильном питании» Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания. — НОД : « Фрукты, овощи полезны взрослым и детям».

— Разучивание пословиц, поговорок.

Д\и «Чем не стоит делиться?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты».

— Консультация для родителей:

«Что такое правильное питание?»

С/р игра «Овощной магазин».

Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита».

— Совместная деятельность при оформлении памятки «Что такое хорошо и что такое плохо».

Физкультурные занятия в зале, подвижные игры.

Изготовление родителями творческой презентации на тему «Здоровый образ жизни в нашей семье».

ЗАЩТА ПРОЕКТА Обобщение знаний о здоровье. Гостевой обмен опытом с подготовительной группой: младшая рассказывает о здоровье и просит помощи у больших детей подписать плакаты для выставки.

Оформление выставки «Что такое здоровье»

Третий этап: Заключительный.

Защита педагогического проекта «Здоровячок»

1. Презентация семейных коллажей родителями вместе с детьми. (Приложение 2).

2. Выступление детей: стихи, показ пальчиковой гимнастики «Зима», музыкальной зарядки «Зимняя зарядка», демонстрация выставки «Что такое здоровье»

3. Защита мини презентаций, выполненные совместно с родителями, на тему «Здоровый образ жизни в нашей семье» (Приложение 3)

Планируемы результаты:

1. У детей будут устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни.

2. Дети будут самостоятельно проявлять инициативу к движению: бегать, прыгать, играть с мячом, ползать, лазать в зале и на улице.

3. Установить партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации совместного проекта.

Приложение 1

Методика-опрос «Три вопроса»

Что мы знаем об Что мы хотим Как мы можем
— почему дети в группе часто болеют?

Почему надо хорошо кушать?

Еда бывает вкусная и не вкусная?

Почему надо заниматься спортом?

Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть?

Микробы вредны для здоровья?

Зачем мыть руки с

Зачем ходить

Босиком по коврикам-массажерам?

Почему зарядка

бывает разная?

Для чего нужно

закаляться?

Почему люди

Как можно защититься от болезней?

Какую пользу приносят полезные продукты

организму человека?

Почему человеку помогает спорт от болезней?

Какая пища бывает самая полезная?

Как укрепить свое здоровье?

- спросить у родителей;

В энциклопедии;

В книгах;

В журналах;

Спросить у врача;

Спросить у друзей, знакомых.

— наблюдения;

— прогулки;

— подвижные игры;

— дидактические игры;

— закаливание;

— утренняя гимнастика;

— спортивные праздники,

развлечения;

Приложение 2

Конспект защиты педагогического проекта

«Здоровячок»

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Дети садятся на стулья.

Ведущий: Дорогие друзья, мы рады вас приветствовать на творческой презентации проекта «Здоровячок». (1 слайд)

Целью нашего проекта является: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

1)Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.

2)Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно – оздоровительных мероприятий.

3)Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Ведущий: Как же мы решали поставленные задачи? На это вам ответят дети!

МОНТАЖ:

1. Физкультурой занимаюсь,

Чтобы быть красивой.

И всегда всем улыбаюсь,

Чтобы быть счастливой.

2. Чтоб красивой, стройной быть,

Обруч надо мне крутить,

На скакалочке скакать,

В игры разные играть.

3. Чтоб расти и закаляться

Не по дням, а по часам,

Физкультурой заниматься

Надо всем, ребята, нам!

Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку -
Утром сделаем зарядку!

По порядку стройся в ряд!
На зарядку все подряд!

Левая! Правая!
Бегая, плавая,
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми.

3 – 4 слайд: Ритмическая гимнастика «Зимняя зарядка»

Дети выполняют утреннюю гимнастику.

Ведущий: А также, каждое утро выполняли пальчиковые и артикуляционные гимнастики!

Пальчиковая гимнастика: «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

(Дети присаживаются на стулья)

(5 — 6 слайд: Физкультурные занятия в зале, подвижные игры на улице)

— Систематически проходили прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, физкультурные занятия. К тому же была составлена картотека подвижных игр.

ВЕД. Ребята, скажите, а что вы изобразили на своих плакатах?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ о содержании плакатов: спортивные снаряды, предметы гигиены, правильное питание, прогулки на свежем воздухе.

Показ слайдов, отражающих процесс создания проекта.

ВЕД . Ребята, а кто вам подписал плакаты? (ответы детей помощи подготовительной группы, о том, как мы рассказали им о здоровье)

Слайд Гостевой обмен опытом.

ВЕД . С ребятами проходили беседы по темам: «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой»

Мы читали вместе книги. Ребята, какие книги мы читали? «Волшебный морж», «Зарядка и Простуда»Шоргина Т.А.; Стихотворения: «Мойдодыр» К. Чуковский; «Девочка Чумазая» А.Барто.

Играли в игры: «Что полезно, а что нет», «Чем не стоит делиться?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию».

Ребёнок:

Соблюдай режим дня -
Это важно для тебя.
Вовремя ложись спать,
Чтобы утром бодрым встать.

Ребёнок:

Кушай овощи, дружок,
Будешь ты здоровым!
Ешь морковку и чеснок,
К жизни будь готовым!

(8, 9 слайд)

(10 слайд)

Ведущий: Наши ребята не только в детском саду ведут здоровый образ жизни, но и дома соблюдают правила гигиены, занимаются спортом, правильно питаются. И они вместе с родителями приготовили мини проекты на тему: «Здоровый образ жизни в нашей семье!».

Презентация детско – родительских, творческих работ: «Здоровый образ жизни в нашей семье!».

ВЕДУЩИЙ.

Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.

План проекта.

1. Анализ ситуации.

2. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуальность целевого проекта.

3. Выявление проблемы.

4. Цель, задачи педагогического проекта.

5. Стратегия, методы, принципы реализации проекта.

6. Программа реализации проекта

Изучение нормативно - правовой базы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • материалы ФГТ,
  • Проект закона об образовании,
  • Конвенция по правам ребёнка.

7. Рабочий план реализации проекта.

8. Предполагаемые результаты

9. Дальнейшее развитие проекта

10. Список используемых источников.

11. Приложение.

Здоровье-это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень.

1. Анализ ситуации.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

Здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье-это радостное отношение к трудностям.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

2. Актуальность проблемы.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
- Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
- Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
-Т онкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие:с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования.С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

3. Выявление проблемы.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

4. Цель проекта.

1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью. 3.повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольниковс учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи проекта:

Образовательные:

Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

Научить элементарным приемам сохранения здоровья

Воспитательные:

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

5. Условия реализации проекта:

1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.

4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Методы реализации:

1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;

2. Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);

3. Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов, опыта деятельности ГБОУ СОШ №29, продуктов деятельности детей и педагогов;

4. Мониторинг

6. Программа реализации проекта.

Нормативно-правовая и документальная база

Программы формирования здорового образа жизни дошкольника являются:

  • Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) 2.9.;
  • Конвенция по Правам ребёнка.

7. Рабочий план реализации проекта.

ЭТАПЫ

Подготовительный

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;

Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;

Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

Анализ научно-методической литературы;

Разработка программы «Здоровье»;

Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;

Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа «Здоровье»)

ЭТАП II

Прогностический

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;

Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;

Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);

Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;

Изменение режима деятельности ДОУ;

Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;

Ожидаемый результат.

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.

ЭТАП III

Практический

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;

Разработать и внедрить рабочую программу «Здоровячок» с элементами валеологии;

Разработать валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;

Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;

Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

Организация кружка «Здоровячок»;

Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);

Организация логопедической работы с детьми;

Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.

Ожидаемый результат.

Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.

ЭТАП IV

Заключительный

Цель: Совершенствование результатов проекта.

Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;

Развивать познавательную активность дошкольников;

Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

Повторная диагностика;

Обобщение опыта педагогов;

Отчёт о проделанной работе;

Ожидаемый результат

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

1-ый этап – накопление знаний

Консультация для педагогов «Подвижные игры и упражнения с детьми на природе»

Сентябрь

Знакомить педагогов с различными играми на природе.

Социологическое исследование семей воспитанников ДОУ

Выявление неблагополучных семей

Консультация для педагогов «Профилактика ОРВИ у детей дошкольного возраста»

Продолжать знакомить педагогов со способами профилактики простудных заболеваний

Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание»

Выяснить, какую роль играет физическое развитие в семейном воспитании

Знакомить педагогов с новыми технологиями и методиками, помогающими сохранить здоровье детей

Анкетирование родителей «О здоровье детей»

Выяснить, какими знаниями обладают родители о ЗОЖ

Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?»

Познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями

2-ой этап - практический

Физкультурно-оздоровительные досуги «Краски осени», «На зарядку становись»

Сентябрь

Повышать двигательную активность, формировать двигательные умения и навыки

День здоровья «Спорт и мы»

Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье; профилактика заболеваний

Досуг «Туристы»

Формировать положительное отношение к физкультуре и спорту

Консультация для родителей подготовительной группы «Компьютерная зависимость»

«День здоровой семьи» для родителей и детей старшей и подготовительной групп

(«Весёлые старты»)

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

Физкультурно-оздоровительный досуг для детей младшей и средней групп «Новогодние приключения Колобка»

Прививать любовь к физическим упражнениям

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к ЗОЖ средствами физкультуры и спорта»

Формировать понимание значения и

необходимости спорта и физкультуры

Опыт работы «Формирование привычек к ЗОЖ у младших дошкольников»

Опыт работы «Профилактика простудных заболеваний как одно из средств формирования ЗОЖ дошкольников»

Консультация для педагогов «Организация правильного питания дошкольников как основа ЗОЖ»

Помочь понять, что здоровье зависит от

правильного питания

Фотостенд для родителей «Культура здоровья»

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

Открытые занятия «Огородные приключения Витаминчика», «Как победить грипп?»

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем; знать несложные приёмы самооздоровления; прививать любовь к физическим упражнениям

Музыкальное развлечение «Будьте здоровы!»

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих близких

Ширма для родителей «Здоровый быт – здоровый ребёнок»

Консультация в родительские уголки «Надо ли говорить с детьми о ПАВ»

Повышение уровня культуры в вопросах ЗОЖ

Консультация для родителей «Оздоровление детей в детском саду»

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

Детская конференция «Для чего нужно вести здоровый образ жизни» (из опыта детей подготовительной группы и первоклассников)

Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлятьрадость от участия в конференции

Вечер подвижных игр с детьми младшей и средней групп

Праздник «Зимняя Олимпиада» с детьми старшей и подготовительной групп

Музыкально-спортивное развлечение, посвящённое Дню Защитника Отечества

Физкультурный досуг «Масленица»

Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в конференции

Досуг «Чемпионы среди нас» (ко дню Космонавтики)

Консультация для педагогов «Как оздоровить детей летом»

Знакомить педагогов с летне-оздоровительной работой.

3-ий этап – презентация проекта

Познавательный праздник для детей и родителей «Если хочешь быть здоров!»

Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой

Создание медиа-коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе.

Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения

8. Прогнозируемые результаты.

Дети должны знать

Здоровье и здоровый образ жизни

Сущность понятия “здоровье”.

Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.

О роли правильного питания.

Значение гигиенических процедур для здоровья.

Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.

Соблюдать правила питания

Выполнять гигиенические процедуры

Спорт – это жизнь

О роли двигательной активности в повышении работоспособности.

Правила закаливания организма.

О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.

Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.

Выполнять доступные виды закаливания.

Твой выбор

Полезные и вредные привычки.

Привычки укрепления здоровья.

О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.

Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.

Саморазвитие

Знать самого себя и свои возможности.

Способы взаимодействия с людьми.

Качества, достойные человека.

Черты характера людей.

Виды давления.

Причины неуверенности в себе.

Оценивать самого себя.

Отстаивать свою точку зрения.

Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном.

Говорить “нет” в опасных ситуациях.

Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

Находить друзей по интересам.

9. Дальнейшее развитие проекта.

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления

10. Список используемых источников.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Конвенция по правам ребёнка.

3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

4. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

5. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

6. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

7. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

8. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001

9. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

10. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

11. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди