02.05.2019

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры. Игровое занятие «Домашний лимонад». «Развитие сенсорных способностей посредством


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово

«Развитие сенсорных способностей посредством

нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

подготовила

педагог дополнительного образования

Червова Юлия Николаевна

Кемерово 2016

Пояснительная записка

Цель моей работы по выбранной теме - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

Задачи, поставленные мной при работе по выбранной теме:

Изучить психолого-педагогическую литературу по сенсорному развитию.

Определить уровни развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Выявить условия развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.

«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание развивает зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, кинестетическое и другие виды восприятий.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю изучение возможностей дидактических игр в развитии сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель моей профессиональной деятельности – подобрать систему дидактических игр, позволяющую эффективно развивать сенсорные способности дошкольников, и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении.

Для достижения поставленной цели мной была разработана программа кружковой работы «Познавайки», которая является частью Основной общеобразовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агеева Наталья Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

Описание методической системы

Воспитатель:

Агеева Наталья Васильевна

2013 г.

Обоснование актуальности проблемы :

В соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и другие внешние свойства предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета, другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Однако только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю изучение возможностей дидактических игр в развитии сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель моей профессиональной деятельности – подобрать систему дидактических игр, позволяющую эффективно развивать сенсорные способности дошкольников, и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении.

Для достижения поставленной цели мной была разработана программа кружковой работы «Познавайки», которая является частью Основной общеобразовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.

Цель: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игр.

Задачи:

  1. Познакомить детей с сенсорными эталонами.
  2. Развивать мелкую моторику рук ребенка.
  3. Создавать у детей эмоционально-положительное настроение.
  4. Развивать интерес к продуктивной деятельности.
  5. Активизировать в речи слова, обозначающие сенсорные эталоны.

Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие, технологии проблемного обучения, интерактивные технологии, технологии ИКТ, игровые и экспериментальные.

Применяю такие методы, как: динамические паузы, релаксация, психогимнастика для снятия утомления; пальчиковые игры; физкультминутки; дыхательная гимнастика; проблемные ситуации, опыты, эксперименты, моделирование, игровые ситуации.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего и среднего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Основной формой деятельности является дидактическая игра (игра с правилами).

Использую следующие виды дидактических игр:

  1. Игры - забавы
  2. Настольно – печатные
  3. Словесные
  4. Музыкальные

Обязательным элементом дидактических игр являются:

  1. Познавательный вопрос, проблемная ситуация
  2. Выделение игровых задач
  3. Наличие правил
  4. Действия играющих
  5. Подведение итогов игры

Организация дидактических игр осуществляется мной в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:

Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения дошкольников определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

Выбор места;

Определение количества играющих;

Подготовка необходимого дидактического материала;

Подготовка к игре самого воспитателя;

Подготовка к игре дошкольников;

Проведение игры:

Ознакомление дошкольников с содержанием игры;

Объяснение хода и правил игры;

Правила игры:

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения дошкольников;

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре;

От дошкольников требуется: умение общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

База реализации программы : МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.

Сроки реализации : 01.09.2011г.- 31.08.2013г.

Программа разделена на II блока :

I блок рассчитан для реализации в 1 младшей группе (2-3 года);

Участники: воспитанники 1 младшей группы (25 детей), родители, педагоги.

II блок рассчитан для реализации во 2 младшей группе (3-4 года).

Участники: воспитанники 2 младшей группы (26 детей), родители, педагоги.

Этапы деятельности для каждого блока:

I. Подготовительный этап – подбор диагностического материала – методик для выявления уровня развития сенсорики детей дошкольного возраста.

II. Констатирующий этап – диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуально), заполнение протоколов, выявление исходного уровня развития сенсорики у детей дошкольного возраста.

III. Формирующий этап – подбор серии дидактических игр для развития сенсорики у воспитанников, проведение коррекционно-развивающей работы.

IV. Контрольный этап – выявление итогового уровня развития сенсорики после проведения дидактических игр и упражнений с детьми.

V. Заключительный этап (обобщающий) – сравнительный анализ итоговых данных, формулировка выводов.

констатирующем и контрольном этапах в I блоке (1 младшая группа) мной были использованы следующие диагностические методики: методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка .

По каждому заданию фиксировалось:

Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Для выявления уровня сенсорного развития на констатирующем и контрольном этапах во II блоке (2 младшая группа) мной были использованы следующие диагностические методики:

Диагностика №1 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов величин»;

Диагностика № 2 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов цвета»;

Диагностика № 3 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов форм».

Оборудование:

Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).

Результаты проведения диагностики представлены в Приложении 1.

Формирующий этап

На формирующем этапе в I блоке (1 младшая группа) мной была использована система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний дошкольников первой младшей группы о цвете, форме, величине (Приложение 2).

На формирующем этапе во II блоке (2 младшая группа) мной была использована программа дидактических игр Т.П. Высоковой «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». На её основе мной был разработан перспективно-тематический план проведения дидактических игр и упражнений для детей 2 младшей группы (Приложение 3).

Контрольный этап

После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников в сравнении с данными констатирующего этапа.

Дети показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины (Приложение 4).

Заключительный этап

Таким образом, данные, полученные в ходе реализации программы кружковой работы, подтверждают факт, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития у дошкольников. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в сенсорном развитии очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний и умений дошкольников от систематического использования дидактических игр. По данным, полученным в ходе реализации программы, можно утверждать, что дидактические игры повышают сенсорную культуру дошкольников и развивают сенсорное восприятие.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Дидактические игры для малышей», «Первые шаги в освоении сенсорных эталонов». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития сенсорного восприятия ребенка в детском саду и семье. Дидактические игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Результатом деятельности является разработанная программа кружковой работы по сенсорному развитию дошкольников 2-4 лет с использованием дидактических игр. Опыт моей работы используется педагогами МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Назиной Л.А. и Тищенко О.И. (1 и 2 младшие группы).

В настоящее время мной разрабатывается III блок, предназначенный для детей среднего дошкольного возраста.

Литература

  1. Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
  3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 – С.398
  4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – С.391
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. – С.536
  6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. – С. 315
  7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459
  8. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
  9. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М. , 1997. – С. 412
  10. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302
  11. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87
  12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
  13. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
  14. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2002. – С.371
  15. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.,1997. – С.418
  16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
  17. Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. - М., 1997. – С. 452
  18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381
  19. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95
  20. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95
  21. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. – С.528

Квадратный, фиолетовый, высокий…

Развитые сенсорные способности - залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях.
В ряду способностей, обеспечивающих успех деятельности не только школьника, но и будущего музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место (сенсорный - от лат. sensus - чувство, ощущение). Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать нюансы формы, величины, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Фундамент развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями.Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Формирование эталонов

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Синий, голубой, зеленый...

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Круг, квадрат, овал...

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Широкий, узкий, совсем узенький...

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Обучение способам обследования

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.

Красный или вишневый?

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов - это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового).

Круглый или овальный?

Обучение ребенка обследованию формы предмета - это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор - прямоугольный, тарелка - круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д.На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием - предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Маленький или короткий?

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности - когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке - когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.

ТАТЬЯНА ГОРИВАЛОВА, психолог

ПРОСТЕЙШИЕ ТЕСТЫ

«НАЙДИ КВАДРАТ» Выявление способности к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением десяти четырехугольников, среди которых пять совершенно одинаковых квадратов и пять четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или, наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если ребенок сможет отыскать все квадраты, это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

«ЧТО НЕ ДОРИСОВАНО?» Оценка целостности восприятия.

Заранее подготовьте или нарисуйте 10 необычных карточек: стул без одной ножки, часы без одной стрелки, портфель без ручки, зайца с одним ухом и т. д. Покажите ребенку эти картинки и попросите его назвать недостающую деталь. Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков. Хороший результат для ребенка шести-семи лет, если он найдет и назовет все недостающие детали приблизительно за полторы минуты.

«ЗАКРАСЬ ФРУКТЫ» Определение способности цветового восприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением разных фруктов и цветные карандаши многих оттенков. Ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть предложены изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВОКРУГ НАС

Ребенок усваивает представления о цвете, форме и величине предметов не в течение одного дня, а обучение идет не по команде родителей и не методом чтения лекций. Существуют красочные пособия, обучающие игры, занимательные истории, песенки, стихи, загадки. Большую помощь - вам и ребенку - могут оказать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей целого, а с выделением измерений предмета - длины, высоты и ширины. Поскольку нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно учить ребенка сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами измерения предмета носят относительный характер: зависят от его положения в пространстве.
Статья предоставлена журналом "Мой кроха и Я"

Пояснительная записка

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Проблема сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста задержкой психического развития на сегодняшний день актуальна, так как в дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их подготовленность к обучению в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно – обоснованных путей сенсомоторного развития детей с умственной отсталостью легкой степени.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по сенсорному развитию и мелкой моторике у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В качестве авторского практического материала мною представлен конспект родительского собрания-практикума. Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (для детей с умственной отсталостью легкой степени) при непосредственном участии родителей, при взаимодействии с учителем-дефектологом, музыкальным руководителем.

Правовые основы организации родительского собрания: разработано в соответствии с ФГОС ДО, «Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. (Допущено Министерством образования и науки РФ, 2010г.);«Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (Допущено Министерством образования РФ, 2005г);«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10, СанПиН 2.4.1. 2791-10 (Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 – 10), Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ, 2010 г.).

Форма проведения: собрание-практикум.
Цель: повышение компетентности родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в вопросах сенсомоторного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
— познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
— познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях;
— создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.
Участники: Родители воспитанников, учитель-дефектолог, воспитатели.
Материал и пособия: 1стол – подносы с крупами (манная, гречневая), 2 стол – пуговицы разных размеров и цветов, крышки от пластиковых бутылок, 3 стол – контейнеры с крупами. Бумажные лепестки и сердцевины цветов, окрашенные в различные цвета (игра «Собери цветок»). Рамки и вкладыши плоскостных геометрических фигур (игра «Рамки и вкладыши»). Дорожки, наполненные различным природным материалом (камешки, песок, шишки и т.д.), с пришитыми пуговицами и т.д. (дидактическая игра «Тактильные дорожки»). Куб «Логика». Мешочек, геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д. (дидактическая игра «Чудесный мешочек»).
Аппаратное обеспечение:
Мультимедийное оборудование, магнитофон.
Программное обеспечение:
Microsoft Office PowerPoint 2007
Использование технологий:
Использование презентации (Microsoft Office PowerPoint 2007) для повышения уровня восприятия информации.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей.
2. Разработка сценария.
3.Подготовка необходимого оборудования и материала для оформления групповой комнаты.
4. Подготовка презентации «Виды сенсорного оборудования».
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
Доклад учителя-дефектолога на тему «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
Презентация «Виды сенсорного оборудования».
2. Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста (практикум для родителей).
3. Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
4. Подведение итогов собрания. Рефлексия.

Основная часть
Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Предварительно мы с вами провели анкетирование, что бы выяснить имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие, считаете ли вы необходимым сенсорное развитие и воспитание наших детей. Исходя из итогов анкетирования, мы совместно с педагогами решили поговорить сегодня об этом.

2. Доклад учителя-дефектолога на тему «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения», формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.). Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающее пространство. Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Уважаемые родители! Перед нами стоит серьезная задача развития детей дошкольного возраста, в частности сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении любых манипуляций с предметами.

Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (Ответы родителей). Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей являются песок, вода и строительный материал.

Игры с песком и водой – это не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.

Играя с природным материалом, с кубиками, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, они развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представления о понятиях «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий», начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги.

Развитие игр с природным и строительным материалами не может быть осуществлено одинаковыми, раз и навсегда установленными приемами и способами, однообразными дидактическими играми, не продуманной развивающей средой, без учета индивидуального развития каждого ребенка. Развивающие занятия также не могут проводиться без игровой мотивации, без обновления игрового материала, без новизны и неожиданности.

Мы создали в группе соответствующую предметно-развивающую среду, оборудовали центр песка и воды, дидактический стол с нанизывающимися на стержень кольцами, кубиками, шариками, пирамидками, с деревянными грибами разной высоты на подставках, разнообразный строительный материал, сенсорные настенные модули.
Дети с удовольствием играют за песочным столом, где разместилась «Киндер-страна» со своими жителями – маленькими песочными человечками.

В емкости с водой «прячутся» водяные человечки, на остальной территории хозяйничают тряпичные игрушки с секретом «Кругленок», «Квадратенок» и «Треугольничек».

Вашему вниманию мы хотим представить презентацию «Виды сенсорного оборудования».

3. Презентация «Виды сенсорного оборудования».
Игры для формирования элементарных математических представлений.
Игры для развития слуха, зрения, обоняния, осязания.
Игры на развитие мелкой и общей моторики.
Игры на развитие эмоционально – волевой сферы.
Игры на развитие сенсорных эталонов.

4. Игра – как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста (практикум для родителей).
Воспитатель. Уважаемые родители! Сейчас мы предлагаем вам поиграть с нами так, как мы играем с детьми на занятиях.
Игра «Собери цветок».
Цели:
1. Формирование и развитие сенсорных эталонов.
2. Правильное соотношение, узнавание, называние цвета.
3. Развитие зрительно-кинестетических связей.
4. Развитие мелкой моторики.
Варианты игр:
1. «Найди и покажи такой же».
2. «Подбери по цвету»
3. «Составь цветок».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий.
Игра «Рамки и вкладыши».
Цели:
1. Формирование и развитие восприятия сенсорных эталонов.
2. Развитие тактильных ощущений.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие произвольного внимания.
5. Развитие зрительного внимания.
6. Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
Варианты игр:
1. «Открой и закрой окошки во всех домиках».
2. «Обведи пустые окошки в домиках».
3. «На что похожи окошки».
4. «Закрась обведенные окошки», «Заштрихуй обведенные окошки».
Дидактическая игра «Тактильные дорожки».
Цели: активизация психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие) путем ощупывания, хождения по дорожкам. Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой и общей моторики.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цели: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка. Учить определять и называть их форму, цвет, материал, размер, подбирать по тождественным признакам.
Куб «Логика».
Цели: освоение метода мыслительных операций, учиться действовать на основе собственного опыта, изучать эталоны формы, цвета, размера, учиться сопоставлять и подбирать по форме и размеру.

5. Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Игра «Песочница» на кухне.
Педагог подводит родителей к столу с подносами с крупой.
Учитель-дефектолог. Возьмите дома плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу (манную, гречневую). Предложите ребенку порисовать пальчиком по крупе. Попробуйте вместе нарисовать какой-нибудь сюжет. Или ребенок рисует, а вы отгадываете, что он нарисовал. Затем меняетесь ролями. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка. И плюс ко всему способствует развитию фантазии и воображения. Попробуйте сейчас сами порисовать. Если что-то не получается, можно легко это исправить.
Игра «Мозаика из пробок».
Педагог подводит родителей к следующему столу, где разложены пуговицы и пробки.
Учитель-дефектолог. Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Попробуйте вместе с ребенком выложить какой-нибудь узор. Предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Педагог предлагает родителям сложить узоры из пуговиц и пробок.
Игры с крупами.
Родители подходят к столу с крупами в контейнерах.
Учитель-дефектолог. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. В глубокую емкость насыпаем любую крупу и запускаем в нее руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребенку можно предложить отделить фасоль от гороха – опять-таки ее Величество Сенсорика! Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребенку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, большим и безымянным…получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну, а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее.

6. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия
Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).
А теперь, уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи. На мольберте прикреплен контур домика без окошек, у каждого из вас есть цветные квадратики – окошки. Если вы полностью удовлетворены содержанием собрания и узнали что-то полезное для себя, то прикрепите желтый квадратик, если частично – синий, а если не удовлетворены – черный.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу!
Решение родительского собрания:
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках сенсомоторного развития детей.
2. Поддерживать интерес детей к играм и материалу по сенсорному развитию в детском саду и дома.
3. Домашнее задание для родителей: пополнить домашние игры атрибутами, сделанными в семейном кругу и предоставить фотоотчет в группу для оформления группового альбома «Очень умелые ручки».

Учитель-дефектолог: Мы благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что все у нас получится. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.

Список источников

1. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .
2. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.
3. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1996.
4. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/д: Феникс, 2007.
5. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001.
6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
7. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста» — М: Учитель, 2014.
8. Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» — М: Аркти, 2008.
9. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
10. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста из опыта работы» М – Детство – пресс, 2011.
11. Лиханова Т.И. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. М: Сфера, 2012.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди