05.03.2019

Социально психологический тренинг на тему жизненные ценности. Тренинг для подростков: Семейные ценности. Задание «Лилипуты и великаны»


Юлия Федорова
Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни»

Цель : формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности .

Задачи :

1. Сформулировать собственные жизненные ценности .

2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь .

3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей .

Целевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 10-16 лет.

Ожидаемый результат : воспитанники закрепят знания о человеческих ценностях , особенно важных и необходимых.

Используемый материал : по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей , CD – проектор, ноутбук, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности.

План занятия :

1. Приветствие : упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

2. Вводная часть : просмотр видиоролика,

3. Основная часть : игра «На что потратить свою жизнь »

4. Заключительная часть : беседа «Ценности жизни »

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия : упражнение «Пожелание»

“Без ценностей человек уносится потоком,

как дерево в бушующих водах моря”

О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

1. Приветствие : Упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

Воспитанники сидят в кругу. Ведущий держит в руках предмет (мяч, шарф, яблоко) .

Сейчас я предлагаю поздороваться друг с другом. Но, здороваться мы будем не просто так, а следующим образом. Вы видите у меня в руках мяч. Сейчас мы будем перебрасывать его друг другу. При этом надо будут поздороваться с тем, кому мы бросаем этот мячик, назвать его имя и отметить, то необычное и интересное, что вы в нем сегодня заметили, может что – то изменилось в его внешности, или одежде, или в поведении?

Ваше обращение обязательно должно начинаться словами : «Здравствуй…., сегодня ты…» . Например : «Здравствуй Даша. Сегодня у тебя красивая прическа. Это тебе очень идет».

2. Вводная часть : просмотр видеоролика «Наши жизненные ориентиры . На что потратить эту жизнь

Беседа по ролику :

Вам понравился ролик?

Какие чувства он вызывает?

Сегодня речь пойдет о ценностях нашей жизни . И тема нашего занятия «Ценности жизни » .

Что такое ценности ?

Ценность - это важность , значимость, полезность чего либо.

Виды ценности :

здоровье,

материальная обеспеченность,

благополучие близких,

признание (уважение окружающих, популярность,

интересная работа,

качественное образование,

развлечения, отдых, хобби,

творчество

На что бы вы променяли свою жизнь ?

3. Основная часть : Игра «На что потратить свою жизнь » .

Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить свою жизнь ?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей .)

Правила игры : Слайд.

1. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор : “потратить” жетоны или “сэкономить”.

2. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

3. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

4. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

5. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей :

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности .)

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша, на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж, действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем) . (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой . (2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи , за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни . (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы :

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения : “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает . Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни , позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях .

4. Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать : “Я отдал жизнь недаром : я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно” . Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то . Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали : “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать : у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни ! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном : не продавайте свою жизнь дешево . Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

5. Подведение итогов

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре ?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей , на ваш взгляд, не являются ценностями для других ?

4. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека ?

(В иерархии ценностей , т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы, лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих .)

6. Рефлексия : Упражнение «Пожелание» : воспитанники пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и кладут их в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Используемая литература

1. Хаткевич О. А. Переходный возраст. – Минск : Изд. ООО “Красико - принт”, 2003

2. И. С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками : занятия , игры, тесты. – Москва : Изд. “Первое сентября”, 2003

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Усть­Удинский районный Дом детского творчества
Сообщение по теме: «Жизненные ценности»

По ВР Орлова В.С.
Подготовила методист

ноябрь 2016 г.
Тема тренинга: «Жизненные ценности»
Задачи тренинга:
1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику
жизненных ценностей.
2) Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень
важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни
вообще.
3) Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными
поколениями.
Разминка:
Игра фруктовый салат: Ведущий тренинга спрашивает у трех первых
частников тренинга, какой у них самый любимый фрукт, (например яблоко,
апельсин, киви) следующих участников ведущий называет по цепочке. Когда
ведущий произносит слово «Фруктовый салат» яблоки меняются местами с
яблоками, апельсины с апельсинами итд.
Упражнение на разогрев: «Делимся по признаку»
Пояснение: один человек выходит за дверь, группа тем временем
договаривается о том, по какому признаку она делиться и расходиться на две
подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача
вошедшего угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При
желании упражнение можно повторить несколько раз.
Инструкция №1: Сейчас один из вас выйдет за дверь и войдет только тогда,
когда мы его позовем.
Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (Участник доброволец выходит)
Инструкция группе: сейчас вы все должны будете разделиться на две части.
Но разделить вас сможет только какой­то один признак, например, «мальчики
и девочки», или «светлые и темные волосы». Инструкция добровольцу: в твое
отсутствие группа поделилась, по какому ­ то признаку. Твоя цель – угадать
этот признак и назвать его.

Отлично вы хорошо справились с этим упражнением с чем я вас и поздравляю
мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество!
Если быть хоть чуточку наблюдательней, можно открыть много интересного
вокруг себя. Наблюдайте за собой и другими,
вам легче будет избежать неприятных ситуаций.
Следующее упражнение позволит нам поближе познакомиться с темой
сегодняшнего занятия – «Жизненные ценности»
Пояснение: Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что
для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не
можем себя помыслить? Что для нас по­ настоящему важно и значимо?
Реквизит: лист А ­4 с изображением ромашки цветные карандаши ножницы.
Инструкция: каждому из вас предстоит сделать ромашку ромашка должна
состоять из центра (круг) надписи на лепестках 6 штук в сердцевине
напишите «Я». Хорошо пойдем дальше будем делать надписи на лепестках.
На каждый вопрос вы должны будите ответить а, ответ записать на лепесток,
вопросы: «Без чего я не был бы я?», «Что мне особенно дорого, ценно и важно
в жизни?», «Без чего я себя не представляю», «Кого я больше всего люблю»,
«Что я больше всего люблю делать», «Моя мечта?». На лепестках, например,
могут быть написаны: какие­то важные вам люди: родители, друзья; важные
чувства, любовь, понимание, ваше хобби, учеба, какие­то очень важные для
вас вещи: плеер, чей­то подарок. На эту работу время около 5­7 минут.
Вырежьте ромашку.
Инструкция №2: Давайте теперь сядем в круг. Посмотрите, пожалуйста, все
на свои ромашки. Какие у вас получили красивые и непохожие друг на друга.
(Ведущий со своей ромашкой)
Мы по очереди будем аккуратно отрывать лепестки цветка, без которых мы с
вами можем прожить в этой жизни и нужно оставить 1­2 лепестка без которых
мы не представляем своей жизни.
Анализ упражнения:
Какого вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с
тем, что для вас ценно? Что вы сейчас чувствуете? Как вам без всего того, что
вам дорого? Как вы думаете, что за лепесточки были на наших ромашках?

Что же вам не хотелось от себя отрывать? МЫ с вами при помощи этого
упражнения узнали что для нас ценно. Какие еще ценности есть у людей, но
вы их не назвали? Свобода, любовь, дружба, здоровье, семья.
Если такая ценность как здоровье была упомянута, переходим к ее
обсуждению.
Как вам кажется, почему вы забыли про здоровье? (выслушиваем ответы
детей). Не потому ли что, когда оно есть, мы о нем даже не вспоминаем. Но
стоит ему испортиться, как это сразу становиться для нас значимо.
Какие виды поведения, по вашему, вредят здоровью? (вредные привычки)
Упражнение «Клиника по пересадке органов»
Ребята: представьте себе что, вы являетесь хирургами медицинской клиники.
У вас в больничном отделении лежат 4 пациента: 1­ старый профессор,
разрабатывающий вакцину против рака, его работа уже близка к завершению;
2­ шестнадцатилетняя беременная девушка сирота; 3­ мать двух детей, муж
которой недавно погиб в автомобильной катастрофе; 4­ известный актер.
Всем им необходима пересадка почки, без этой пересадке они погибнут, но
сейчас в клинику была доставлена только одна почка. Вам за 10 минут нужно
решить кому из пациентов операция необходима. Важные правила:
Нельзя принимать решения голосованием;
С групповым решением должен согласиться каждый из участников.
Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
Каждый должен в ходе дискуссии высказать свое мнение;
Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
Упражнение «Конфликт ценностей»
Ребята деляться на подгруппы, обсуждение каждой ситуации.

Ситуация 1. Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в
следующем году ему поступать вуз. А сын, между тем тратит много времени
на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2. Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их
дочь одевается слишком вызывающе и пользуется косметикой.
Ситуация 3. Родители и дедушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на
юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит
на репетициях своей начинающей рок­группы.
Ситуация 4. Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят
поздно вечером под окнами. Подростки не считают, что они в чем­то
виноваты.
Вопросы:
Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
Какая в основе поведения подростков? (список ценностей)
В чем выражается конфликт ценностей вопросе, который вы слышали?
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности детей и
взрослых?
Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с
другом. Отказаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не
устраивает. Это ведь наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали
в самом начале нашего занятия). Единственным способом из подобного
противоречия является поиск некого третьего, нейтрального для обеих
конфликтующих сторон варианта. Это может быть компромисс или решение,
построенное на взаимоуважении ценностей друг друга.
Рефлексия: Что запомнилось на занятии, что нового вы узнали.

Тренинговое занятие
«Жизненные ценности, или искусство жить достойно»
Цели:
1.Помочь студентам понять, что такое настоящие жизненные ценности, помочь расставить приоритеты в жизненных ценностях.
2.Способствовать формированию нравственной культуры, позитивного отношения к жизни, к своей личности.
Предварительная подготовка: проведение анкетирование студентов «Что ценно в моей жизни»
Форма классного часа: час общения
Ход классного часа.
1.Час общения начинается с рассказа психологом притчи (показ видеоролика)
Притча полная банка камней.
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.Психолог: - Как вы думаете, о чем рассказывает видеоролик?
- О чем мы сегодня с вами поговорим?
Психолог: сегодня мы поговорим с вами о жизненных ценностях (слайд 1)
- Мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос, а что такое «жизненные ценности»? (слайд 2)
-Вы видите высказывания двух великих людей о жизненных ценностях, как вы их понимаете? (слайд 3)
Психолог: В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
- О чем это стихотворение?
- у всех ли людей одинаковые ценности? От чего это зависит, как вы думаете?
Психолог: действительно, мы с вами каждый выбираем, какими нам быть: добрыми или злыми, правдивыми или лживыми, милосердными или жестокими.
Среди студентов наше техникума в том году был проведен опрос «Что для меня ценно в жизни» И я думаю, что вам интересно будет узнать результаты этого опроса.
-Как вы думаете, какая жизненная ценность у наших студентов расположилась на первом месте, втором, третьем? (слайд 4)
Психолог: мы с вами ознакомились с результатами опроса, а какие ценности главными являются в вашей жизни? Предлагаю отметить это на колесе жизни. Перед вами листочки с изображением ценностей отметьте на них ваши сегодняшние ценности (беседа по полученным результатам)
Психолог: как вы думаете, поменяются ли ваши жизненные ценности через десять лет, когда у вас будут свои семь и дети, будет свой бизнес и карьерный рост? (ответы студентов)
Психолог: а сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Аукцион ценностей»
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность.
(раздать каждому учащемуся жетоны, заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей)
Правила игры.
Жетоны можно «потратить» или «сэкономить».
Выбрать можно одну вещь или никакую, но не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов».
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Итак, предлагаю сделать выбор.
Первая пара ценностей:
Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
Новый автомобиль. (1 жетон)
Следующая пара:
Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Затем:
Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара:
Хорошее образование. (2 жетона)
Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее:
Здоровая семья. (2 жетона)
Всемирная слава. (3 жетона)
Потом:
Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше:
Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:
Чистая совесть. (2 жетона)
Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:
Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
Возможность заново пережить (повторить) любое одно событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры.
Ответьте на следующие вопросы:
Трудно ли было сделать вам свой выбор? Почему?
Какой покупкой вы более всего довольны?
Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
Психолог: у каждого свои собственные жизненные ценности. Но главное, какими бы они не были, они должны быть значительными, не вредить другим людям и нести собой добро. Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать.
Основы воспитания закладываются в семье, но каждый человек может и должен воспитывать себя сам.
Психолог: говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Может быть, на Кавказе считать не умеют? Или эти приписки на могильных плитах делались с определенным смыслом? Если так, то какой смысл вложен в эти надписи?
Психолог: Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали
насыщенность жизни человека и то, какие ценности были главными в его жизни. Давайте и мы будем задумываться над тем, какие ценности мы ставим во главу своей жизни, и каким путем мы их достигаем.

Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

I. Вступление
Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
Разминка для тренинга “Зоопарк”
Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

II.Основная часть:
Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Мозговой штурм».
Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
Упражнение «Скульптура семьи».
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
Упражнение «Семейные истории».
Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
Участникам раздаются бумага и маркеры.
Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

III.Заключительная часть.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.

Мастер-класс

на тему:

«Ценности. Их роль

в жизни человека»

Составитель: Попова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог МБОУ Наро-Фоминской сош №9

Т ема : «Ценности. Их роль в жизни человека».

Цели: - осознание участниками собственных жизненных ценностей; повышение уровня коммуникативной компетенции; формирование умения сотрудничать; сплочение коллектива.

Задачи:

- создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

Формирование представления о различных способах и средствах общения;

Активизация процесса познания себя и окружающих.

Оборудование: распечатка к упражнению «Моя Вселенная», набор карточек для игры «Цена и ценность», ленточки для браслета дружбы, цветочки 2-х цветов, шарик-трансформер, записки-пожелания.

Технологии: коммуникативно-диалоговые технологии, ИКТ.

Ход занятия.

  1. Знакомство. Разминка.
  1. Упражнение «Пропой свое имя». (слайд 1)

Цель: создание эмоционального положительного настроя.

Я рада приветствовать вас. Сейчас мы с вами познакомимся, пропев свое имя, и, передавая по кругу шарик. А теперь я прошу вас выбрать цветочек того цвета, который вам нравится. (Участники распределяются на группы)

2. Повторение правил. (слайд2)

Давайте оговорим правила, по которым мы сегодня будем работать:

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Искренность.

5. Безоценочность суждений.

6. Активность.

7. Правило «стоп».

  1. Упражнение «Моя Вселенная»

Цель: дать возможность участникам посмотреть на свою жизнь со стороны и одновременно изнутри.

Инструкция. Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует «галактику своей жизни» со всеми ее «планетами» и «звездами».

Посмотрите, когда мячик вернулся ко мне, он поменял свой цвет. Так и в нашей жизни мы видим других снаружи, не всегда вспоминая про внутренний мир.

Перед вами «ваша вселенная». Каждый из вас – центр этой вселенной. Закончите предложения и расскажите о вашей вселенной».

Комментарий. По желанию участники, выбрав роль астронома могут рассказать всем о «планетах» своей «жизненной галактики». (по одному участнику от каждой команды)

II. Основная часть. (слайд 3)

Тема нашей встречи «Ценности. Их роль в жизни человека».

Увидев ваши работы, можно сказать, что вселенная у каждого получилась своя.

1. «Эпиграф».

Обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске: «Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности. Каждый человек – центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров. Э. Канетти»

  1. Упражнение «Жизненные ценности».

Цель: повышение уровня саморегуляции, самоконтроля, определение своих жизненных ценностей, соотнесение их с жизненными ценностями подростков.

Работа с таблицей:

Инструкция: Ведущий зачитывает основные ценности взрослых. (работа в подгруппах)

А сейчас давайте посмотрим, какие же ценности существуют, для начала мы познакомимся с ценностями взрослых (слайд 4)

Давайте же подумаем, как мы можем обозначить эти ценности для подростков (работа в группах).

Ценности взрослых

Подросток

Слава, успех

Старается выделиться хорошим или плохим

Деньги

Стремится иметь много денег, дорогих вещей

Дружба

Имеет много друзей

Любовь

Дорожит отношениями с родственниками

Творчество

Любит придумывать, создавать новое

Спорт

Занимается спортом

Искусство

Любит слушать музыку, рисовать и т.п.

Природа

Любит бывать среди природы, путешествовать

Польза

Стремится приносить пользу, радость окружающим

  1. Упражнение «Список ценностей». (слайд 5)

Цель: определение своих жизненных ценностей.

Сейчас я предлагаю вам немного подумать и решить, какие ценности для вас очень важны, а какие можно отодвинуть на второй план. И поставить рядом с каждой ценностью, указанной в вашем листочке ее номер в порядке убывания по значимости.

Предлагается список ценностей, из которого необходимо выбрать важные для себя и записать, расставить номера значимости рядом:

Комментарий. По желанию участники, могут познакомить окружающих со списком ценностей. (по одному участнику от каждой команды)

  • Интересная учёба;
  • Признание со стороны других;
  • Материальный достаток;
  • Семья;
  • Друзья;
  • Удовольствие и развлечение;
  • Здоровье;
  • Доброта;
  • Честность;
  • Творчество.
  1. Упражнение «Цена и ценность»

Цель: показать принципиальное отличие того, что имеет цену, от того, что принято называть ценностью.

Фабула: идут торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца. Он говорит: «Продай мне, я дам тебе хорошую цену». В ответ он услышит либо «Продаю», либо «Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену».

(работа в подгруппах)

Я предлагаю вам продать ту вещь или предмет, который обозначен на карточке. Подумайте, сможете ли вы продать ее мне и за какую цену?

  1. Кошка, живущая у вас десять лет;
  2. Килограмм шоколадных конфет;
  3. Семейный фотоальбом;
  4. Ручка, которую подарил лучший друг;
  5. Красный шерстяной шарф;
  6. Пишущая машинка, доставшаяся от дедушки.

Дискуссия.

- Почему одно продается легко и спокойно, а другое владелец не может продать, как бы его ни упрашивали? (слайд 6)

Вывод: оказывается, есть понятие «цены» и «ценности», отмечаются их сущностные признаки:

Цена - все то, что имеет денежную стоимость.

Ценность - все то, что значимо для жизни человека.

В чем же заключается самая важная ценность?

(это наша ЖИЗНЬ) (слайд 7)

  1. Подведение итогов.

Подходит к концу наше занятие. За это время мы узнали друг друга, научились многим способам правильного общения. Мне бы очень хотелось, чтобы своими новыми познаниями вы поделились со своими друзьями.

1. Упражнение «Браслет дружбы». (слайд 8)

Цель: способствовать формированию дружеских отношений с участниками через включение в совместную творческую деятельность.

Инструкция:

Перед вами лежат ленточки. Возьмите их со своего стола и подарите любому человеку с пожеланием чего-то доброго, хорошего.

Итог: Пока мы вместе, рядом, чувствуем плечо и поддержку друзей, мы будем делать добрые дела и помогать друг другу. И это тоже очень ценно.

2. Упражнение «Мне сегодня …..» (слайд 9)

Спасибо вам за вашу откровенность!

Но время приближается к завершению нашей встречи, и я предлагаю её закончить так:

Каждый участник продолжает фразу, высказывая своё отношение к занятию, тому, что понравилось или вызвало чувство дискомфорта.

Анкета «Обратная связь»

1. Имя участника _____________________________________________

2. Дата занятия _______________________________________________

3. Степень включенности: 012345678910

4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________

5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.):__________________________________________________________________________________________________________________________

Литература.

  1. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. (Программа уроков психологии для младших подростков) С.-Пб., РЕЧЬ, 2007.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Психологические игры и упражнения, часть1-4 ) М., ГЕНЕЗИС, 2010.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. (Уроки психологии в средней школе) М., ГЕНЕЗИС, 2012.
  4. Щуркова Н.Е. Игровые методики: классное руководство. М., ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ, 2002.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди