25.03.2019

Социальное неравенство мужчин и женщин. Гендер и ты: как общество конструирует половые различия. Мартышке - куклу, мартышонку - мяч


Среднее значение Глобального индекса гендерного разрыва (Global Gender Gap, GGG) в 2017 г. составило 68%. Показатель увеличился впервые с момента, как Всемирный экономический форум (World Economic Forum) начал следить за разницей в социальном положении мужчин и женщин.

GGG - это индекс неравноправия между мужчинами и женщинами в 144 странах мира. Для определения GGG используются четыре ключевых сектора: здоровье , образование , участие в политике и участие в экономике .

Хотя в среднем в отслеживаемых странах показатели здоровья мужчин и женщин практически не отличаются (разрыв преодолён на 96%), в том, что касается участия женщин в политике и экономике, разрыв «остаётся большим», сообщается в новом отчёте.

«При сохранении имеющихся тенденций, - указано в документе, - существующий гендерный разрыв может быть полностью преодолён в 106 странах ровно за 100 лет. В прошлом году аналогичный прогноз составлял 83 года».

С учётом продолжающегося расширения экономического гендерного разрыва, продолжают эксперты, «теперь он может быть полностью преодолён только через 217 лет». В то же время достичь образовательного равноправия можно всего за 13 лет.

В этом году показатели GGG уменьшились в 60 странах. Это означает, что ситуация с равноправием мужчин и женщин в этих государствах ухудшилась.

При расчёте GGG данные используются таким образом, что 0,000 означает «абсолютное неравноправие» , а 1,000 - «абсолютное равноправие» между мужчинами и женщинами . Поэтому «худшими» оказываются страны с наименьшим GGG .

Ниже мы приводим список из 15 стран, в которых гендерный разрыв в этом году оказался максимальным. Россия в этот список не попала: по показателям гендерного неравноправия наша страна находится на 71 месте из 144, что не так уж плохо, но и не так уж хорошо. Индекс России - 0,696. Сразу за Россией следует Гана, а перед нею - Доминиканская республика. Украина , обогнав Россию ровно на 10 пунктов, занимает 61 место (0,705). Казахстан стоит на 52-м (0,713). Соединённые Штаты - на 49-м (0,718). Израиль - на 44-м (0,721). Далеко вперёд по обеспечению равноправия полов вырвалась Белоруссия , её место - 26-е (0,744). А лучшими в мире в плане гендерного равноправия оказались Исландия (1 место , 0,878), Норвегия (2-е , 0,830) и Финляндия (3 , 0,823). Интересно, однако, что четвёртое место занимает бедная аграрная Руанда (0,822).

Перейдём к худшим.

15 худших с точки зрения гендерного равноправия стран

130. Катар. 0,626. В этой стране мужчин-специалистов и мужчин-технических работников в три раза больше, чем женщин. Женщин в парламенте нет. Но ситуация с доступом женщин к высшему образованию постепенно выравнивается.
Эмир Катара Шейх Та́мим бин Хамад бин Хали́фа Аль Та́ни (араб. الشيخ تميم بن حمد آل ثاني‎, англ. Tamim bin Hamad al-Thani).

131. Турция. 0,625. Подавляющее большинство законотворцев, руководящих работников и менеджеров - мужчины, однако законы требуют равной оплаты труда мужчин и женщин. На позициях министров женщин практически нет.

Бывший министр внутренних дел Турции Мераль Акшенер (тур. Meral Akşener).

132. Мавритания. 0,614. Законы в этой стране не обязывают работодателей платить мужчинам и женщинам одинаковую заработную плату за одну и ту же работу. Кроме того, у женщин в браке и после развода нет таких прав, как у мужчин.

Президент Мавритании Мохаммед ульд Абдель Азиз (араб. محمد ولد عبد العزيز‎, фр. Mohamed Ould Abdel Aziz).

133. Кот-д’Ивуар. 0,611. За последние 50 лет ни одна женщина не была главой государства. В то же время среди владельцев бизнеса, администраторов и юристов в Кот-д’Ивуар женщин больше, чем мужчин.

Женщины в Кот-д’Ивуар.

134. Египет. 0,608. В этой стране нет законов о недискриминации, если речь идёт о найме женщин на работу. Также закон не требует, чтобы оплата труда была равной. Права мужчин и женщин в браке и после развода различаются.

Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) с президентом Египта Абдул-Фатта́хом Саи́д Хусе́йн Хали́л Ас-Си́си (араб. عبد الفتاح سعيد حسين خليل السيسي).

135. Иордания. 0,604. В кабинете министров практически нет женщин. Равная оплата труда не прописана законодательно. Избирательные права женщины получили только в 1974 г.

136. Марокко. 0,598. Дочери в этой стране не получают прав наследования, и руководителем государства никогда не была женщина.

137. Ливан. 0,596. Закон в этой стране не требует равной оплаты труда, а у дочерей нет прав на наследство. В парламенте и в кабинете министров практически нет женщин.

Президент Ливана Мише́ль Наи́м Ау́н (араб. ميشال نعيم عون‎).

138. Саудовская Аравия. 0,584. Впервые женщины получили право голосовать и выставлять свою кандидатуру на муниципальные выборы в 2015 г. В этом году женщинам впервые разрешили водить автомобиль.

139. Мали. 0,583. В этой стране нет законов о недискриминации в области трудового законодательства. Также закон не требует, чтобы оплата труда была равной. Дочери обладают лишь частичными правами наследования. Женщины ограничены в правах, касающихся использования, управления и владения землёй.

140. Иран. 0,583. Женщины имеют лишь частичный доступ к финансам. Кроме того, жительницы Ирана поражены в правах владения и управления землёй и имуществом.

Лидер Ирана Аятолла Сеййи́д Али́ Хосейни́ Хаменеи́ (перс. سید علی حسینی خامنهای).

141. Чад. 0,575. Женщины в этой стране имеют куда меньше шансов получить образование. Главой государства женщина никогда не была.

142. Сирия. 0,568 Подавляющее большинство рабочей силы (равно как и тех, кто обладает политической властью) - мужчины. Закон не требует равной оплаты труда, а дочери не могут вступить в права наследования.


Президент Сирии Баша́р Ха́фез аль-А́сад (араб. بشار حافظ الأسد).

143. Пакистан. 0,546. Дискриминирующее трудовое законодательство, отсутствие требований равной оплаты труда. Главой государства женщина была только однажды: речь идет о Беназир Бхутто (урду بینظیر بھٹو‎, синдхи بينظير ڀٽو), убитой в 2007 г.

144. Йемен. 0,516. Главой государства женщина также никогда не была. Закон не требует равной оплаты труда, и женщины имеют лишь частичный доступ к распоряжению финансами.

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

Гендерное неравенство

Характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группыданном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.

Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.

Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.

Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.

Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.

Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.

© Н. К. Радина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерное неравенство" в других словарях:

    Гендерное неравенство … Термины гендерных исследований

    Права человека в Исламской Республике Иран - Ситуация с правами человека в Иране подвергается критике как со стороны иранцев, так и со стороны международных правозащитных организаций, активистов, писателей и неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам… … Википедия

    Феминизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    Феминист

    Феминистское движение - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Феминистка - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Мужской шовинизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Невероятные факты

"Ни одно общество не относится к женщине также, как к мужчине". К такому выводу пришла программа развития организации объединенных наций в 1997 году.

Более 60 лет назад, в 1948 году генеральная ассамблея ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, в которой указывалось, что каждый человек, независимо от пола, имеет право на одни и те же свободы. Однако, доклад 1997 года о развитии человека говорит о том, что ни одно государство не преуспевает в достижении этой цели.

Причем уровень "неуспеваемости" в каждой стране свой, но все же страны Северной Европы, такие, как Швеция, Норвегия и Исландия, это государства, в которых уровень гендерного неравенства наименьший.

В развивающихся странах, однако, женщины часто сталкиваются с несправедливостью, которую, порой трудно понять.

В этой статье мы совершим кругосветное путешествие для того, чтобы изучить 10 примеров гендерного неравенства.


Профессиональные препятствия

Женщины десятилетиями боролись за то, чтобы занять свое место на работе наравне с мужчинами, и эта борьба еще не закончена. По самым последним статистическим данным переписи населения США, женщины зарабатывают лишь 77 процентов того, что зарабатывают мужчины за тот же объем работы. В дополнении к этому гендерному разрыву в оплате труда, очень редко можно встретить женщин на руководящих должностях в крупных компаниях. Женщины, которые уходили в декретный отпуск, часто не могли восстановиться на рабочем месте, поскольку сталкивались с дискриминацией или устаревшими представлениями о том, что женщина уже ничего не может достичь, если она забеременела и стала матерью.

Также стоит отметить, что такие традиционные женские рабочие места, как преподавание и уход за детьми, являются одними из самых низкооплачиваемых должностей. Все-таки у работающих женщин есть одно преимущество перед другими женщинами из некоторых стран, которым запрещается даже выходить из дома.


Ограниченная мобильность

Саудовская Аравия является наиболее ярким примером ограниченной женской мобильности: в этой стране женщинам не разрешается водить автомобиль и ездить на велосипеде по дорогам общественного пользования. Строгие исламские законы в стране запрещают женщинам покидать свои дома без разрешения мужа, поскольку это потенциально может привести их к контакту с незнакомыми мужчинами.

Хотя Саудовская Аравия – это единственная страна, которая запрещает женщинам водить автомобиль, в некоторых других странах у женщин, к примеру, есть ограничения на выезд из государства, причем даже женщины в развитых странах могут пожаловаться на ограниченную подвижность. Несмотря на то, что у этих женщин есть законное право сесть за руль или лететь на самолете, они сами предпочитают не выходить из дома вечером из-за опасности изнасилования или нападения.


Насилие

В 2008 году генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) сообщил, что каждая третья женщина в мире была избита, изнасилована или подвержена другому виду насилия в своей жизни. Как в развитых, так и развивающихся странах, насилие в отношении женщин в форме изнасилования, жестокого обращения или даже убийства является настолько повседневным рутинным поведением, что подобные события редко освещаются в СМИ. В зонах конфликта, изнасилование женщин и детей часто используется как орудие войны.

В некоторых странах насилие в браке даже не рассматривается как преступление, в других же государствах есть законы, которые требуют присутствия определенного числа мужчин – свидетелей для того, чтобы в суде признали, что факт изнасилования действительно имел место быть. Даже в развитых странах показания женщин об изнасиловании часто подвергаются сомнениям. Из-за стигмы отчетности любых форм насилия, нам никогда не дано будет узнать масштабы этой проблемы.


Аборты и детоубийства

Вы часто можете услышать от будущих родителей, что им не важно, кто у них родится, мальчик или девочка, главное, чтобы ребенок был здоровым. В некоторых странах, таких как Китай и Индия, ребенок мужского пола более ценится, чем девочки, поэтому данное предубеждение заставляет родителей выражать крайнюю обеспокоенность тем, кто у них родится. Благодаря достижениям в области генетического тестирования, родители могут узнать, кто у них родится, при этом, если они не получают предварительного уведомления, они могут на вполне законных условиях убить ребенка. В результате в вопросе соотношения полов в некоторых странах наблюдается перекос, к примеру, в Индии в 2001 году на 1000 мальчиков приходилось 927 девочек. Женских эмбрионов и новорожденных девочек, которых убивают, иногда называются в мире "пропавшие женщины".


Ограниченное право на собственность

В некоторых странах, таких как Чили и Лесото, женщины не имеют прав на владение землей. Во всех документах фигурируют только мужские имена, будь то отец или муж женщины. Если один из этих мужчин умирает, то у женщины нет никаких юридических прав на землю, на которой она жила и работала всю жизнь. Часто вдовы остаются без крова, поскольку семья ее умершего мужа выгоняют их из своих домов. Поэтому многие женщины были в "опасных" браках, потому что они могли потерять жилье.

Такие ограничения прав особенно остро чувствуются в сельской местности, где основной и доминирующий вид деятельности – это сельское хозяйство. Женщины могли провести всю свою жизнь, возделывая и собирая культуры только за право жить на этой земле, которое они теряли, как и социальную защиту, если отец или муж умирал или уходил.


Феминизация бедности

Как уже упоминалось выше, женщины в некоторых странах не имеют прав на владение землей, на которой они работают или живут. Помимо того, что женщины, "наделенные" такими правами, не только подвергаются насилию в браке, это явление также относится к феномену, который экономисты называют "феминизация бедности". Более 1,5 миллиарда людей в мире живут менее, чем на один доллар в день, причем большинство из этих людей – женщины.

Организация Объединенных Наций часто приводит статистику о том, что женщины выполняют две трети работы в мире, получают 10 процентов мирового дохода и владеют всего 1 процентом средств производства. Женщины могут остаться без средств производства, это мы уже обсуждали выше, когда говорили о лишении ее прав на землю, но неспособность отстоять свое право на землю увековечивает порочный круг нищеты. Рассмотрим случай, когда женщине приходится самой управлять фермой. Земля является основным фактором для залога безопасного кредитования со стороны финансовых ассоциаций или кооперативов, это же, в свою очередь, означает, что женщина не может претендовать на кредиты, которые позволили бы ее семье расширить свой бизнес. Без финансовой поддержки женщины не могут обновить оборудование, расширить производство или идти в ногу с конкурирующими фермерами. Многие женщины-предприниматели оставались ни с чем и жили в нищете из-за ограниченного доступа к основным законным правам.


Доступ к здравоохранению

Во многих странах беременные женщины могут направиться в любую больницу, уверенные в том, что получат помощь. Однако, судя по всему, эта роскошь предоставляется только женщинам в развитых странах. По данным Всемирной организации здравоохранения одна женщина умирает при родах каждую минуту. Это более 500000 смертей в год, многие из которых можно было предотвратить, если бы женщинам разрешалось покидать свои дома при необходимости лечения, и если бы роды у нее принимали квалифицированные специалисты.

Роды – это лишь один пример того, как женщины получают неравный доступ к медицине. Другим примером является рост числа женщин, инфицированных ВИЧ/СПИДом. На протяжении многих лет мужчины составляли основную часть новых случаев инфицирования, однако, в странах Африки в настоящее время половину инфицированных составляют женщины. Одна из причин этого роста могут быть законы, которые вынуждают женщин оставаться в браке, даже если их мужья регулярно имеют связи на стороне, которые и могут принести вирус в брак.


Свобода вступать в брак и разводиться

В США любовь (и ее отсутствие) является предметом для основной идеи романтических комедий или бесед за коктейлем. В других странах любовь совсем не обсуждается, когда речь заходит о браке. Во многих государствах молодые девушки вынуждены выходить замуж за мужчин, которые вдвое, а то и втрое их старше. По данным ЮНИСЕФ, более, чем одна треть женщин в возрасте 20-24 лет, состоящих в браке, вышли замуж до достижения ими 18-летнего возраста, что является минимальным возрастом в большинстве стран для вступления в брак. Таким образом, невесты-дети – это рождение детей в раннем возрасте, что увеличивает вероятность осложнений во время родов и риск заражения ВИЧ/СПИДом.

Когда женщина хочет выйти замуж без любви, ее возможности ограничены во многих странах. В некоторых государствах суды автоматически предоставляют опеку над детьми отцам, и часто лишают женщин возможности получать какую бы то ни было финансовую поддержку. Однако, в таких странах, как Египет, у женщин даже нет права подавать в суд. В то время, как мужчинам дается развод сразу после устного отказа от жены, женщины сталкиваются с препятствиями на протяжении многих лет для того, чтобы развестись. По этой причине многие женщины во всем мире годами живут в обреченных браках.


Участие в политической жизни

Аналитики часто утверждают, что многие из вопросов, освещенных в данном списке, могли быть решены, если бы женщины имели более высокий уровень участия в политической жизни. Несмотря на то, что женщины составляют половину населения земного шара, они занимают лишь 15,6 процента мест в парламентах всего мира. Отсутствие женщин прослеживается на всех уровнях власти – местном, региональном и национальном. Но почему же так важно, чтобы женщины принимали участие в политике? Исследования, которые изучали женщин на руководящих должностях в Боливии, Камеруне и Малайзии, обнаружили, что когда женщины могли принимать участие в формировании приоритетных статей расходов, они были более склонны инвестировать средства в семью, общественные ресурсы, здравоохранение, образование и искоренение бедности, чем мужчины, которые чаще инвестируют в военную промышленность. Некоторые страны экспериментировали с системой квот для увеличения количества женщин в политике, хотя эти системы часто критикуют женщин в политике просто потому, что они женщины, независимо от их квалификации.


Доступ к образованию

Большинство детей, которые сейчас не ходят в школу, девочки. Причем две трети неграмотных людей в мире также женщины. Когда речь заходит о женском образовании, то его не всегда можно получить, поскольку в развивающихся странах девочек часто забирают из школы для того, чтобы они помогали заниматься домашними делами, их также могут забрать из школы отцы, если посчитают, что пришло время отдавать их замуж, или же в семье слишком мало денег для обучения двоих детей и поэтому предпочтение отдается мальчику.

Этот разрыв в уровне образования становится еще более удручающим, когда проведенные исследования говорят о том, что образование девочек является ключевым фактором в вопросах ликвидации нищеты и содействия личностного развития. Девушки, которые оканчивают школу, с меньшей вероятностью вступят в брак в раннем возрасте, более вероятно обретут семью с меньшим количеством детей, а также будут более здоровыми. Эти женщины также зарабатывают больше и инвестируют в свои семьи, обеспечивая, таким образом, своим дочерям возможность получить образование. На самом деле, решение проблемы неравенства в сфере образования сможет помочь решить многие другие проблемы из этого списка.


Есть старый и очень жизненный анекдот: "Женщина только тогда сравняется с мужчиной, когда сможет пройтись по улице, лысая, пьяненькая, с пивным брюшком, и при этом полностью уверенная в своей неотразимости".

Наше поколение привыкло слышать, что все люди должны быть непременно равны. Но если отказаться от этого стереотипа XX века и попытаться посмотреть на это не предвзято очень легко может возникнуть вопрос: нужно ли женщине равняться с мужчиной? Разница, которая существует между полами, совершенно естественна, у нас разное жизненное предназначение.

Равенства между полами не существует в природе и поэтому бороться за равенство - бессмысленно. Да, по Конституции все люди равны, но политические права - это совершенно другое. Все мы, и мужчины, и женщины, имеем право пойти на выборы и торжественно отдать свои голоса за понравившегося кандидата. Все мы имеем право на получение пенсии по достижении определённого количества лет, на проживание там, где нам нравится. Но те блага, которые даёт Конституция, вовсе не превращают женщину в мужчину.

Все предыдущие века женщина оставалась женщиной. Она была матерью, занималась домом и семьёй, и это - огромная работа и ответственность. Недаром современные женщины хотят её избежать, потому что проще каждый день по восемь часов заниматься какой-то определенной работой на производстве, чем работать в своём доме и в своей семье с утра до поздней ночи. У женщины-домохозяйки нет ни выходных, ни праздников, минимум 12 часов в сутки она занята, и занята так, что никакому работающему мужчине и не снилось. Это он отработал, пришёл и лёг на диван, а домохозяйке прилечь некогда. Именно потому, что домашняя работа была достаточно серьёзной и тяжёлой, все предыдущие века существовало чёткое разделение: мужчина содержал семью, защищал, охранял, зарабатывал деньги, а женщина имела возможность выполнять свой женский труд в семье. Женщина не роптала, потому что её содержали, о ней заботились, она могла заниматься своими детьми и домашними делами, больше ни на что не отвлекаясь.

Сейчас, благодаря так называемой эмансипации, все мы стали как бы равны, все мы имеем право делать одно и то же, но на деле получается, что женщина "имеет право" делать мужскую работу (зарабатывать деньги, защищать, охранять), и при этом она должна обслуживать семью. Иными словами, она делает всё то же самое, что делала и в предыдущие века, плюс ту работу, которую ей навязли так называемым равноправием. Но никаких положительных плодов от подобного равноправия на самом деле не существует.

Кто-нибудь может возразить мне, и сказать: женщина сейчас имеет право быть президентом. А разве в прошлом было мало королев и княгинь, которые правили своими народами? Кстати, правящих королев в истории гораздо больше, чем женщин-президентов. Например, в таких мировых державах, как СССР-Россия или США женщин-президентов, или генеральных секретарей, не было ни одной. В век равноправия у власти всё равно оставались мужчины.

Современная женщина полна иллюзий, что она свободна, и заявляет, что только в наше время она может быть кем угодно: "Захочу - буду светской львицей, захочу - шахтёром" - как написала мне одна из оппонентов. Вот только на деле она, эта современная женщина, уже не сможет быть ни тем, ни другим. На шахтёра у неё сил не хватит, на светскую львицу не хватит воспитания. Женщина лишь занимается самообманом, потому что ей с детства внушали полтора последних века, что она должна бороться "за право выбора". Мне такие фразы кажутся какой-то странной инфантильностью. Вспоминается старый советский фильм "Девчата", где одна девушка, выросшая в детдоме, попадает во взрослую жизнь и заявляет: "Что хочу теперь - то и делаю: хочу халву ем, хочу - пряники". Сейчас подобная инфантильность присутствует в подавляющем большинстве взрослых людей. Так их воспитывали весь XX век, вырабатывая и у женщин и у мужчин иллюзию, будто сейчас у них больше выбора, чем было раньше. На самом деле женщина могла прекрасно урабатываться в любое время: женщины-шахтёры существовали и в 18 веке, например, в Англии. Только тогда они становились шахтёрами из горькой нужды, если никто из мужчин не мог обеспечить им и их детям достойное существование. Отличие нашего времени от всех предыдущих эпох лишь в том, что сейчас быть только домохозяйкой для женщины стало "не престижно", и даже унизительно. Слово "домохозяйка" стало синонимом "неудачницы". Мужчина уже не хочет содержать женщину, а сам норовит пристроиться так, чтобы его кто-нибудь содержал. При таком положении, женщине приходится брать на себя мужскую работу. Н.С. Лесков ещё в 1870 году, в своём романе "На ножах", описал то, что в наше время стали считать достижением: "...значение женщины в так называемый "наш век" едва ли возвеличено тем, что ей, разжалованной царице, позволили быть работницей!"

Итак, своё "право на труд" женщины отстояли, как бы ни абсурдно это звучало. Теперь они могут прибавить к своему домашнему труду ещё и труд на каком-нибудь заводе. Но даже такой свободы показалось мало. За что ещё можно бороться современной женщине? Вот за аборты, например. То есть, за право женщины не быть женщиной и убивать своих ещё нерождённых детей. Или можно бороться за право женщины сделать пластическую операцию и создать иллюзию того, что она - мужчина (мужчины, кстати, сейчас тоже активно борются за право не быть мужчинами). Всё это - результат современного воспитания. Если в XIX веке женщина ещё была - прекрасный пол, то сейчас, постоянно сравнивая её с мужчиной, общество её подводит к тому, что она - какой-то недочеловек. Из прекрасного пола она превратилась в нечто презираемое. Со знака плюс она ухнула сразу на знак минус, и поэтому некоторые неразумные девочки хотят поменять пол, чтобы во что бы то ни стало "соответствовать званию человека". Если бы они захотели что-то подобное в XIX веке - их сочли бы сумасшедшими. А теперь они не сумасшедшие, они - продукт современного менталитета. И в результате, при прогрессировании "равноправия" всё общество стало относиться к женщине пренебрежительно, перестало уважать её женскую домашнюю работу, перестало уважать в женщине мать. Неуважение материнства началось вместе с всеобщей трудовой повинностью, когда женщина во что бы то ни стало должна была идти на производство, работала до семи месяцев беременности, и освобождали её от работы только на два последних месяца. Отпуск по беременности и родам был очень небольшой: 56 дней до родов и 56 дней - после, чтобы по максимуму можно было задействовать женщину на производстве. Только в 80-е годы советские женщины получили право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Женщина обязана была бросить ребёнка в какие-нибудь ясли, и вернуться на производство, иначе она теряла стаж, а подчас и саму работу. Подобное неуважение материнства длилось почти весь XX век. И современная женщина, оставаясь женщиной, ощущает себя недочеловеком, если только она не сделала себе карьеру ибо семья и дети - это никакая не карьера. Ещё в XIX веке она гордилась собой, перед ней мужчина снимал шляпу. А сейчас кто снимет перед ней шляпу?

Современная женщина может быть даже более унижена, нежели наложница в гареме. В гареме жёны какого-нибудь султана жили, одеваясь в шелка и драгоценности, в неге и довольстве, сытые и толстые. Попробовал бы кто-нибудь проявить неуважение к жене султана - тут же оказался бы на колу, или на плахе. Как раз неуважение - это признак современности, когда женщину могут толкнуть, избить, оттеснить от трамвая, чтобы проскочить самому, обругать, отпихнуть её от места и сесть самому. Это совершенно невероятное поведение для 19 века или предшествующих веков, потому что тогда так вели себя с женщинами только негодяи. Но сейчас это нормально, и женщины порой даже гордятся этим. Я помню, как одна моя знакомая искренне говорила, что она гордится, что ей не уступают место в транспорте, потому что это для неё свидетельствует о том, что её "считают за человека". Вот такое извращённое понятие о гордости свойственно современной женщине.

Мужчина и женщина не могут быть равны. У каждого своя работа. Женщина не должна делать мужскую работу, мужчина не будет рожать детей. Есть особенности пола, которые даны человеку, и в попытках это изменить нет смысла.

Мне могут возразить тем, что хотя в XIX веке были некоторые слои населения, у которых женщины занимались только домашней работой (большинство горожан, например), но вот среди сельских жителей, которых в любой стране большинство, женщина вынуждена была участвовать в сельскохозяйственных работах. Но крестьянство тоже было очень разное. Были хорошие хозяева, которые не выгоняли своих женщин в поле. А вот среди крестьянских низов - плохих хозяев, пьяниц, бездельников, которые не могут или не хотят организовать работу правильно, разделить труд - у таких крестьян женщины вынуждены были работать на более тяжёлой сельскохозяйственной работе. В нормальной семье пока мужчина в поле - женщина должна готовить ему обед, иначе он останется голодный. Вся суть в том, что должно быть разделение труда. Если мужчина не в состоянии руководить своим хозяйством, если не может поставить его так, чтобы было нормальное разделение труда, то семья уже не будет полноценной. Как женщина будет рожать и воспитывать детей, если она вынуждена пахать в поле? Её ждёт участь жены из фильма "Поселенцы" (реж. Ян Труэль, Швеция, 1972 год), где глава семьи, у которого никак не складывалось собственное хозяйство в Швеции, решил в корне поменять жизнь и увёз всю семью в Америку. Но в Америке он точно так же не может создать хорошего хозяйства, или не хочет ничего менять в образе жизни, к которому привык. Его жена трудится наравне с ним, продолжая рожать детей, надрывается и умирает раньше времени. Даже на плодородной, благодарной земле, где можно жить гораздо лучше, человек не может организовать должное разделение труда - и в результате гробит женщину, как более слабое и неприспособленное к таким двойным нагрузкам существо.

Нормальная крестьянская семья не будет выгонять женщину на сельхозработы, потому что у неё достаточно много обязанностей по дому. Какой кулак свою жену погонит в поле? Он предпочтёт, чтобы жена приготовила ему еду, сшила новую одежду, содержала в порядке дом и детей. Но почему именно в крестьянской среде мы часто видим такое явление, как женщина на тяжёлых полевых работах? Мужчина более обеспеченных классов традиционна женился взрослым человеком, когда он уже получил хорошую должность или организовал своё дело, иными словами, приобрёл устойчивое положение в обществе, которое гарантировало бы его семье хорошую жизнь. Но в крестьянской традиции брак совершался совсем по-другому. Когда мальчику исполнялось 12-13 лет, ему шили штаны - и он считался женихом, у девочки проходили первые месячные - она уже невеста. Таких подростков их тут же женили и каким этот мальчик вырастет мужем и хозяином - никто не знал: может быть работягой, а может быть - пьяницей. Результат такой традиции - большой процент нерадивых хозяев в деревне, которые не могут достойно содержать семью и вся тяжесть труда в таких семьях ложится на женские плечи. В других сословиях женщина будет работать, только если потеряла кормильца.

Вернёмся к ХХ веку. При всеобщей уравниловке появляются различные проблемы. Пока женщина остаётся матерью и хранительницей семейного очага, воспитывает детей, а мужчина работает - всё нормально. Конечно, есть и была масса мужчин, которые не могут содержать семью, и тем не менее стремится всё равно её создать. Ничего хорошего в таком случае не получается. Сейчас, в настоящее время, такое видишь очень часто. Мужчина не может или не хочет обеспечивать семью. При таком положении, женщина вынуждена работать, и работать очень много. А женщина учится на своих и чужих ошибках и думает: "Зачем мне это надо? Зачем мне семья, когда придётся тащить на себе мужа и детей, и плюс к этому ещё работать на нескольких работах, чтобы всех их достойно содержать?" В результате современная семья, созданная на основе равноправия полов становится очень недолговечной. По сведениям из Демоскопа, на 1000 зарегистрированных браков в 2012 году приходится 529 зарегистрированных разводов Каждый третий ребенок рождается вне брака. Семья становится не нужна, а из-за этого разваливается и всё общество.

В чём корень бед? Некоторые говорят: "Бабы виноваты, они заняли все руководящие должности". На деле мы видим, что императриц в предшествующие века было гораздо больше, чем нынешних женщин президентов и в этом наше равноправие отнюдь не прогрессирует, зато прогрессирует в другом - мужчине всё чаще лень содержать семью и он взваливает на женщину кроме её собственных ещё и свои обязанности. Семья для женщины становится бессмысленной и очень тяжёлой и потому она всё чаще от неё отказывается. Мужчина перестал выполнять свою функцию руководителя семьи, человека, который должен содержать жену и детей и обеспечить разделение труда. Он больше не хочет "в поте лица своего добывать хлеб" - и женщине самой приходится его добывать, потому что хлеб нужен, а добывать его больше некому.

Мужчина сейчас часто не заводит семью, потому что не хочет нести даже маленькую ответственность за неё. Ему гораздо больше нравятся беспорядочные отношения, он норовит пристроиться так, чтобы женщина его содержала. Но такие мужчины были во все времена, и просто не женились. И общество их осуждало. А теперь, при "равноправии" такое поведение как бы нормально.

Поскольку мужчина, по своим физиологическим особенностям, всё равно нуждается в женщине, он будет стремиться к сексу, но при этом стремиться избежать ответственности за семью. Такое желание получило отражение в современном искусстве (кино, книги, музыка) и средствах массовой информации. Женщине старательно внушают всеми возможными путями, что ей нужен секс, и что семья тоже существует ради удовлетворения физиологической потребности в сексе, а вовсе не для продолжения рода. Полноценная, настоящая семья отходит в прошлое, ребёнка, если он всё-таки родится, будет вынуждена растить и воспитывать одна мать, а это тяжело и денежно. Отсюда идёт стремление женщин к тому, чтобы им разрешили аборты. Всё чаще в отношениях мужчин и женщин на первое место ставится секс. Женщине внушают: это нужно "для здоровья", "для того, чтобы быть полноценной женщиной", "чтобы подруги не смотрели как на неудачницу", "чтобы все уважали"... И женщина, как существо, которому свойственно подчиняться, соглашается и сама себе уже начинает внушать, что ей "нужен секс". И если она секса не имеет, то начинает скрывать это, стесняться и комплексовать. Этой податливости есть и логическое объяснение: женщина создана для семьи, в ней всё ещё живо стремление иметь мужа, мужчину, на которого можно опереться, быть продолжательницей человеческого рода. Она может не осознавать этого, но в ней ещё не окончательно убито её первейшее предназначение - быть женой и матерью. Ей подсознательно нужна хоть какая-то семья, а значит, хоть какие-то отношения.

Понятие семьи слишком часто заменяется понятием "секс". Наверное, такой разгул гомосексуализма сейчас - тоже результат необходимости секса: семья не нужна - нужен половой партнёр, а сексом лучше заниматься с кем-то бесплодным, не обременяя себя детьми. Да, у гомосексуалистов иногда возникает странное желание взять чужого ребёнка на воспитание. Но подоплёка этому - вовсе не то, что мужчина-гомосексуалист хочет почувствовать себя матерью, или женщина хочет, не рожая сама, получить ребёнка. Скорее всего, это просто стремление вырастить ещё одного гомосексуалиста, с которым можно будет заниматься сексом.

Отойдём от темы гомосексуализма и вернёмся к так называемой "свободе" современной женщины.

Главное заблуждение нашего времени: считать, что женщина сейчас свободна впервые за всё время существования человечества, а до этого она была чуть ли не в рабстве. Заблуждение, что якобы она была несвободна, а сейчас - свободна. Именно сейчас женщину со всех сторон пытаются заставить делать то, что ей всегда было чуждо. Её убеждают, что она должна заниматься свободным сексом без семьи и брака, что она должна делать аборт и убивать своих нерождённых детей, убеждают что она должна сама себя обеспечивать, а заодно и обеспечивать мужа, обязательно работать, обязательно делать карьеру, иначе будет выглядеть в глазах других людей неудачницей. Даже в таком мощном средстве воздействия на умы, как кино, очень часто даётся презрительный взгляд на домохозяйку, потому что она не кандидат наук и не бизнес-леди. Женщина начинает сама себе казаться ущербной из-за того, что она ради семьи и детей бросила карьеру скрипачки или научного работника.

Борьба за право женщины быть "как мужчина", на которую всё ещё кто-то призывает - это, по сути, унижение женщины. Мы и так все равны перед Богом, и в равной степени будем отвечать за свои поступки, хорошие и плохие. Иное дело, что у нас разное предназначение. Женщина испокон веков была помощницей мужчины, матерью и воспитательницей его детей, хранительницей домашнего очага, вдохновительницей на подвиги. Мужчина знал, что за его спиной есть крепкий тыл, дом, в котором его ждут, а его обязанность этот дом защищать, обеспечивать материально, беречь и хранить. Женщина гордилась мужчиной, мужем, точно так же, как мужчина гордился женщиной - женой и помощницей, матерью своих детей, благодаря которой его род не прерывается. Мужчина проливал кровь на полях сражений, женщина проливала кровь, рожая его детей. Мужчина делал открытия, изобретал новые машины для облегчения жизни, женщина каждодневно берегла его дом и воспитывала новых мужчин, которые становились помощниками своих отцов. И мужчина, и женщина трудились, и делили плоды своего труда, и понимали необходимость друг друга. Сейчас этого почти не осталось, и поверить в то, что женская эмансипация добилась чего-то хорошего и полезного для человечества - я не могу. Эмансипация женщин привела лишь к тому, что сейчас женщины и мужчины перестали быть нужными друг другу во всём, кроме секса. Это не просто печально, это самая настоящая катастрофа, которую почему-то принято считать "победой" и "благом".

Увы, у современной женщины нет выбора, она уже поставлена в такие условия, когда ей легче не быть женщиной. Не могу сказать, что это приятно и хорошо. Лично я не желаю делать то, что делают мужчины: участвовать в выборах, заниматься политикой, руководить кем бы то ни было, служить в армии и т.д. Мужчина - по природе своей лидер, так пусть им и остаётся. Если мужчина в современном мире не может выполнять роль лидера - это его проблема, я не собираюсь его подменять. Если мужчины так ослабели, что не могут быть первыми - значит, пусть мобилизуются и научатся снова тому, что успели забыть. И вот когда мужчины снова научатся быть мужчинами - женщины смогут стать женщинами. Только на таких условиях у нас есть шанс избежать полной деградации человеческого общества.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди