На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.
Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.
Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.
В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда - необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.
На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.
Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций {Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами).
В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а нескольких).
Повышаются требования к детям. Воспитатель добивается от детей четкости и внятности произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая растущее у детей осознание особенностей речи, педагог привлекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенки», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).
В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных по множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.
Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсальна для упражнения детей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе подбирают более трудные слова: туфли - туфель, сапоги - сапог, тапочки - тапочек, валенки - валенок, сандалии - сандалий.
Эту же игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленные и неодушевленные существительные изменяются по-разному.
На столе что? - Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).
На столе кто? - Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).
Кого вы видите? - Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).
Что вы видите? - Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).
Кого не стало? - Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).
Чего не стало? - Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).
Упражнение для усвоения категории винительного падежа можно включить в игру-драматизацию «День рождения куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.
Что они подарили Кате?
Миша подарил мячик, Коля - маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.
Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согласуй его с существительным.
С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.
- Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?
- Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?
- Зеленая трава. А как можно сказать про дерево? Какое оно? Как сказать про ведро? Какое оно?
Более сложное задание - подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.
- Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать красный?
- Голубое небо. Про что еще можно сказать голубой! (Платье, блюдце, ведро.)
- Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?
Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа.
Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.
Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)
Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое.)
Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шершавый.)
Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.
Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?
Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?
Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?
Учить детей правильно употреблять несклоняемые имена существительные помогают серии картинок из альбома О. И. Соловьевой «Говори правильно».
Показывается первая картинка.
Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто.)
А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?
Вторая картинка.
Что нарисовано? (Шкафчик.) В нем висят пальто. Много пальто. (Образец.) "
Сколько пальто в шкафу? (Много пальто.) А здесь сколько пальто? (Три пальто) и т. д.
А. М. Бородич предлагает прием отраженной речи с формулировкой вопроса, с которым можно обратиться к персонажу игры:
Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»
Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»
Попроси Машу: «Расскажи о споем пальто».
Становлению грамматической стороны речи способствует художественная литература, содержащая образцы конструкций предложений, употребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др.
На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» можно увидеть употребление ребенком разных форм глагола:
Не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;
Плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выгоню, не выгонишь;
Лиса - дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпросила; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;
Заяц - плачет, горюет, лапками слезы вытирает;
Стали жить да поживать.
Использование прямой речи: Идет старый медведь.
О чем, заинька, плачешь?
Как же мне, медведюшка, не плакать.
Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Нет, не выгонишь.
Нет, выгоню.
Даже без специального обучения, слушая или пересказывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам.
Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.
Приведем пример игры на употребление глаголов.
Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).
В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг , пожалуйста, на бочок!»
Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.
Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет какую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.
Требует специальных упражнений разноспрягаемый глагол хотеть. Для его усвоения используются игры («Что вы хотите делать?» - «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» - «Хочу». - «Мы хотим плясать» и т. д.), игр вые упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» - «Хотим». - «Оля, ты хочешь?» - «Хочу»).
Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посуду? Вы хотите поставить на стол хлеб?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников
М м алексеева в и яшина.. методика развития речи и обучения родному языку.. учебное пособие для студентов средних..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Предмет методики развития речи и задачи курса
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным н
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания
Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик
Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов - Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необхо
Развитие методики в России
В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни ребенка содержатся в трудах С. Полоцкого (1
Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Развитие словаря.
Овладение словарным запасомсоставляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают пре
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Отмотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятель
Программа развития речи
Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.
Современные программы
Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда, речь воспитателя;
- обучение родной речи
Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидактике1. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений
Понятие словарной работы и ее значение
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря пони
Общие вопросы методики словарной работы
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть мето
Подбери посудудля куклы».
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).
Игровое правило. Отобрать ну
Методы словарной работы
Введение новых слов в словарь
Закрепление и активизация словаря
Методы
Возраст
Методы
Возраст
Методика словарной работы в возрастных группах
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, де
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
Грамматика- это наука о строе языка, о его законах! Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти систем
В морфологии.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
Именами существительными обозначают предметы, вещи
В словообразовании.
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с по
В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и п
Исправление грамматических ошибок.
Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуще
Методика формирования морфологической стороны речи
Младший дошкольный возраст.
К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваиваю
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и
Методика формирования синтаксической стороны речи
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
Речь трехлетних детей ситуа
Методика формирования способов словообразования
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соо
Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.
Из материалистического уче
Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики с
Этапы обучения правильному звукопроизношению
.
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
I этап- подготовительный,предпо
Методика обучения звукопроизношению на занятиях Четвертый год жизни
Содержание и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей*
На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспр
Пятый год жизни
Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специальные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения - звуко
Формирование звуковой выразительности речи
Важным качеством детской речи является выразительность.
«Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение инто
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватнос
Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования
Беседа как метод обучения диалогической речи
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружа
Приемы обучения рассказыванию
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Уша
Пересказ литературных произведений
Пересказ- осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для о
Рассказывание по игрушкам
В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками нося
Виды занятий по игрушкам.
1. Описание игрушки- связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображен
Рассказывание по картине
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздей
Рассказывание из опыта
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рас
Творческое рассказывание
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать сод
Связные высказывания типа рассуждений
Методика обучения связным высказываниям типа рассуждений практически не разработана.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием дост
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Су
Методика художественного чтения и рассказывания детям
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.
Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.
Методика заучивания стихотворении
Вметодике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление споэтическими произведениями, развитие умен
Построение занятия по заучиванию стихотворения.
Вначале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится небольшая беседа, свя
Использование художественной литературы вне занятий
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с
Сущность подготовки к обучению грамоте
Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Чтен
Ознакомление со словом
При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
С термином «слово» дет
Ознакомление со словесным составом предложений
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и специального обучения изучались С. Н. Карповой1. При стихийном ф
Ознакомление со слоговым строением слова
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с э
Ознакомление со звуковым строением слова
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.
Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания
Подготовка к обучению письму
Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к характеристике процесса овладения навыком письма.
Этот процесс представляет собой слож
2 слайд . Темп физического развития ребенка этого возраста примерно одинаков: Рост мальчиков сейчас в среднем - 100,3 см. Средний рост девочек - 99,7 см. Масса тела в группах мальчиков около 16 кг, девочек – 15,5 кг. Средняя прибавка в росте за год (т.е. к 5 годам) составит 5-7 см, в массе тела - 1,5-2 кг.
3 слайд . Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим нам необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому, например, на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.
4 слайд . Зрение развито очень хорошо. Однако легко может развиться близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. При частом повторении эти изменения могут закрепиться. Поэтому важно следить за тем, чтобы ребенок рисовал, читал, смотрел книги при хорошем освещении.
5 слайд . У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, дошкольники очень чувствительны к шуму. Если жизнь ребенка протекает в шуме 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. К примеру, падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему нужно вести активную борьбу с шумом: приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.
6 слайд . Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста очень далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Важно наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие.
7 слайд . В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Дети могут самостоятельно расправить свою постель, помочь взрослым накрыть на стол. Задача – совершенствовать эти навыки.
8 слайд . У ребенка появляется большой интерес к ровесникам. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Появляются лидеры в группах.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Общение со сверстниками занимает в очень большое место в жизни ребенка. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть.
9 слайд . Изменяется и общение детей со взрослыми. На первое место выходит познавательный мотив. Возраст 4-5 лет называют возрастом почемучек. Ребенок в этом возрасте задает ежедневно чуть ли не сотни вопросов. Его интересует абсолютно все: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы, особенности человеческих взаимоотношений и просто суть вещей. Важно не отмахиваться от этих вопросов ребенка. Дети, не получающие от взрослых ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается очень важной его похвала. На замечания дети реагируют с большой обидой. Такая повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
10 слайд . Улучшаются произношение звуков и дикция. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Обогащается словарный запас детей до 2000 слов. В речи появляются простые распространенные предложения и сложные, это дает возможность развитию связной речи. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Размеры детских рассказов к удивлению таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24-25 слов).
11 слайд . Ребенок различает и называет различные свойства предметов и объектов:
- Цвет, форму, величину предметов, вкус, запах, звук, качества поверхности;
- Формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник и многоугольник);
- О семи цветах спектра, белом и черном;
- О параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине);
- О пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу);
- О времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.).
12 слайд . Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
13 слайд . Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, в связи с этим время проведения образовательной деятельности увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой. В средней группе на занятия отводится 15-20 минут. Перерывы между занятиями 10 минут. В день проводится 2 занятия.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Средний дошкольный возраст – какой он? МБДОУ детский сад № 4 г орода Арзамаса Подготовила воспитатель Маурина С.Ю.
Анатомо-физиологические особенности Средняя прибавка в росте за год составит 5-7 см, в массе тела - 1,5-2 кг. Рост – 100,3 см Масса – 15,9 кг Рост – 99,7 см Масса – 15,4 кг
Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому необходимо следить за позой ребенка во время работы за столом – рассказать и показать, как правильно сидеть.
При рассматривании иллюстраций за плохо освещенным столом, при работе с различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение. Мышцы глаза при этом меняют форму хрусталика. Зрение портится – развивается близорукость. Важно следить за тем, чтобы ребенок рисовал и рассматривал книги при хорошем освещении!
У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, очень чувствительна к шуму. Если жизнь детей постоянно протекает на фоне шума, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Важно проводить «активную борьбу с шумом»: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.
Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Важно наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие.
Культурно-гигиенические навыки В этом возрасте ребёнок самостоятельно: Моет руки; Умывается; Одевается и раздевается; Расправляет кровать. Но ему ещё трудно, и он ещё учится: Чистить зубы и полоскать горло; Расчёсывать волосы; Поддерживать порядок в комнате, игровом уголке; Помогать взрослым накрывать на стол. Важно не столько количество самостоятельно выполняемых ребенком процедур, сколько качество выполнения.
Общение со сверстниками Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-4 человека. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Появляются лидеры в группах.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Проявляется повышенная обидчивость на замечания. Общение со взрослыми Ведущим становится познавательный мотив. Это проявляется в многочисленных вопросах: «Почему? Зачем? Для чего?»
Развитие речи Улучшается дикция, произношение звуков; Словарный запас обогащается до 2000 слов; Появляются простые распространенные предложения и сложные; Дети могут составить небольшой рассказ и даже сочинить сказку (24 – 25 слов).
Ребенок различает и называет различные свойства предметов и объектов: Цвет, форму, величину предметов, вкус, запах, звук, качества поверхности; Формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник и многоугольник); О семи цветах спектра, белом и черном; О параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); О пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); О времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.). Восприятие
Изобразительная деятельность Рисунок становится предметным и детализированным; Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей; Совершенствуется лепка; Дети рисуют основные геометрические фигуры; Вырезают ножницами; Наклеивают изображения на бумагу; Используют при рисовании нетрадиционные материалы и способы; Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
Расписание образовательной деятельности
Спасибо за внимание!
Этап психического развития от 3 до 6-7 лет.
Специфика.Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.
Динамика.Выделяют три периода:
Младший дошкольный возраст (3 - 4 года),
Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет),
Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет).
Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(англ. preschool age ) - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.); средний Д. в. (4-5 лет) и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры , поскольку именно - данного возраста.
В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры ). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами .
Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности , хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.
Д. в. - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением . Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.
Д. в. - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания (см. , ). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. .
Д. в. - сензитивный период для развития многих человеческих способностей , усвоения знаний и умений . Поэтому дошкольное обучение и воспитание - традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет . (Е. О. Смирнова.)
Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students , kindergarten students , preschool students , а также early childhood - раннее детство (с достижения 1 г. до 6 лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос. психологии делением на периоды.
Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Смотреть что такое "дошкольный возраст" в других словарях:
Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет; средний дошкольный… … Википедия
Дошкольный Возраст - этап психического развития от 3 до 6 7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования … Психологический словарь
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Этап психического развития в отечественной психологической периодизации, занимающий место между раним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6–7 лет. В Д. в. выделяют три периода: младший Д. в. (3–4 года); средний Д … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Дошкольный возраст - период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 4 года), средний (4 5 лет) и старший (5 7 лет) Д. в. Дошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
дошкольный возраст - ikimokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo kūdikystės pabaigos iki mokyklinio amžiaus pradžios. Skiriamas lopšelinis (2–3 metai) ir darželinis (4–6 metai) ikimokyklinis amžius. atitikmenys: angl … Sporto terminų žodynas
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - один из начальных этапов онтогенеза, в котором выделяют три периода: младший Д. в. (от 3 до 4 лет), средний Д. о. (от 4 до 5 лет) и старший Д. в. (от 5 до 6 7 лет). Д. в. имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального… … Психомоторика: cловарь-справочник
Дошкольный возраст - Период детства с 3 до 6 (7) лет (соответствует в возрастной периодизации первому детству). Наиболее важной физиологической особенностью с позиций последующего обучения ребенка в школе следует считать завершение структурного формирования головного … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
- (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
ДОШКОЛЬНЫЙ - ДОШКОЛЬНЫЙ, дошкольная, дошкольное (пед.). Относящийся ко времени до поступления ребенка в школу. Дошкольное обучение. Дошкольный возраст. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Возраст - I Возраст Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью… … Медицинская энциклопедия
Книги
- Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 , Воронкевич О.. Предлагаемое издание содержит сменный дидактический материал для оформления групповых раздевалок встаршей группе детского сада и входит в комплект авторских пособий "Добро пожаловать в…
Возраст от четырех до пяти лет - это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические особенности развития
В среднем физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.
Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка
В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.
Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.
Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4-5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Общение со сверстниками и взрослыми
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.
В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые не замечают эти возрастные особенности детей 4-5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.
Эмоциональные особенности
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.
Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.
Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4-5 лет.
Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.
Обучение детей 4-5 лет
Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4-5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.
При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4-5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
Воспитание
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас - объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.
Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
Роль дошкольных учреждений
Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4-5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4-5 лет - родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.
Семья - это главное
По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями - первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.
Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4-5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи - важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.