13.02.2019

Такая разная любовь. Виды любви в различных культурах. Межличностное влечение, любовь и интимность в разных культурах. Опрос и его результаты


Любовь - самое прекрасное чувство, которое способен испытывать человек. Мы повсеместно ощущаем его.

Однако, не смотря на всю романтичность данного чувства, общество оказывает большое влияние на то, как человек оценивает свои переживания и как проявляет свои чувства. Узнаем как представители различных культур воспринимают любовь!

Исследования о любви в разных культурах

Учеными было проведено несколько интересных психологических исследований, которые показали разницу в восприятии любви для жителей западных и восточных стран мира .

Так, группа исследователей во главе с психологом Робертом Левайном провели опрос студентов из 11 стран мира и задавали им один и тот же вопрос: "Предположим, что мужчина (или женщина) обладает всеми теми качествами, которые Вы бы хотели видеть в человека рядом. Смогли бы Вы связать себя узами брака с ним (или с ней), если при этом Вы не влюблены в него (нее)? "

Интересно, что ответ на этот, как могло бы показаться вполне понятный вопрос, был неоднозначным.

Так, большинство студентов, из западных стран мира и стран где преобладает западная культура, дали отрицательный ответ. А вот молодые люди из восточных стран, большее предпочтение отдают наличию у партнера необходимых качеств, а романтические отношения отодвигают на задний план.

Кроме того, исследователи сравнили отношение к романтической любви, ярким примером, хоть и печальным, является история о Ромео и Джульетте, среди студентов США, Японии и Германии.

Данное исследование показало, что самым пылким и страстным отношением к любви обладает молодежь Германии, а японские студенты придерживаются более консервативных взглядов, которые к романтике относятся крайне посредственно. Среди американцев мнения разделились, и они заняли промежуточную позицию.

Что такое любовь для разных культур?

Романтическая любовь - это сильные внутренние переживания индивида. Зачастую она толкает человека на необдуманные и импульсивные решения.

Брак, который начинается с подобных пылких отношений, нередко становится камнем преткновения между членами семей влюбленных. Наплевательское отношение на мнение других по поводу собственных чувств - это суть романтической страстной любви.

В таких романтических отношениях влюбленные погружаются в мир друг друга, не видя других. Данная модель вполне подходит для представителей западной культуры.

Восточная же культура, не может позволить себе столь импульсивных решений. Соответственно романтика отходит у них на второй план. Им куда более важно как другие члены семьи или социальной группы оценят их выбор.

Среди представителей восточной культуры самый большой процент договорных браков. Причем стоит отметить, что пару из жениха и невесты могут построить еще задолго до их вступления в законный брачный возраст.

Так, влюбленный европеец спрашивает у себя: "Что я чувствую?", а китаец "Что подумают другие?"

При исследовании различных аспектов любви, ученые обнаружили, что молодые азиаты зачастую классифицируют свои отношения как дружескую любовь, практически не воспринимая романтичной любви, которая за счет страсти толкает людей на неоправданные риски.

Но и среди представителей Востока есть различия в восприятие любви.

Любовь по-китайски

В Китае существует такое понятие как "ган куинг" . Оно обозначает важные и близкие для человека взаимоотношения.

Данное понятие не имеет практически ничего общего с западным представлением о романтической любви. Ведь "ган куинг" не подразумевает под собой сексуального влечения к человеку. Данное чувство зарождается тогда, когда один человек что-то делает или чем-то помогает другому человеку.

Так, проявлением любовь по-китайски может проявляться как в починке мебели или помощи в учебе. Очень часто брачные отношения в Китае строятся именно на этом чувстве. И только после этого дополняют его сексуальными отношениями и другими "атрибутами западной любви".

Любовь по-корейски

А вот проявление любви по-корейски отличается от понимания данного чувства их соседями. Так, в Корее самым ценным чувством, считается "джунг" - чувство , которое зарождается между людьми на протяжении длительного времени. Корейцы считают, что "джунг" намного сильнее и теснее связывает людей между собой, нежели страстная романтическая любовь.

Интересно, что это же чувство может возникать между людьми, которые испытывают неприязнь друг к другу. Ведь страстное чувство непринятия другого человека также устанавливает связь между людьми.

Любовь по-японски

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» — эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ» ; самое близкое по значению слово — зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Интересно, но именно таким образом в глазах молодого поколения различные культуры формируют представление об "идеальной" любви. На самом деле не важно, какую именно любовь Вы испытываете, главное - это то, что она есть в Вашей жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Классификация форм любви

2. Истоки и эволюция понятия любви

3. Значение любви

4. Любовь по Фромму

4.1 Любовь -- ответ на проблему человеческого существования

4.2 Любовь между родителями и детьми

4.3 Объекты любви

Список литературы

Введение

Что такое любовь?

Любовь -- чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь -- одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.

Этимология

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и «кровь», «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав.). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

Основы понимания любви Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

1. Классификация форм любви

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке: «эрос» (др.)-- стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.

§ «филиа» (др.-греч.)-- любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

§ «сторгэ» (др.-греч.) -- любовь-нежность, особенно семейная;

§ «агапэ» (др.-греч.) -- жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве-- любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

§ «Людус» -- любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

§ «Мания» (от греческого «мания» -- болезненная страсть) -- любовь-одержимость основа которой -- страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».

§ «Прагма» -- рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля-- эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три-- агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

1. Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь(лат.amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

2. Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения,единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

1. Жалости, преобладающей в родительской любви;

2. Благоговения (pietas), преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;

3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

2. Истоки и эволюция понятия любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения -- в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения -- в христианской агапэ.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч.) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос -- есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу. Тем не менее существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, мог иметь различные значения.

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. Вообще в средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae) Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.

3. Значение любви

Эрих Фромм, в своих работах, предложил сберечь слово «любовь» только для особенного вида единения между людьми, которое, по его мнению, «имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тясячелетий истории Запада и Востока», единения, которое он считает зрелым(единственным разумным и удовлетворительным) «ответом на проблему человеческого существования». Фромм выделяет такую любовь из других форм любви, которые, по его мнению, являются незрелыми.

Сознание человека может породить дихотомии. Основная экзистенциальная дихотомия -- это проблема существования: человек осознает, что он смертен, так стоит-ли жить, и если жить, то как? История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос Зрелый и плодотворный ответ на этот вопрос и есть любовь.

В историю религии навсегда вошли такие имена учителей человечества как Будда, Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса) и многие другие. В философии широко известны такие имена как Гегель, Маркс, Толстой, Ленин и многие другие.

Л.Н.Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:

Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, - тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, - и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, - того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его.

4. Любовь по Фромму

любовь сексуальность сублимация фрейд

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь -- это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

4. 1 Любовь -- ответ на проблему человеческого существования

Человек -- это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос».

И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви». Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза -- это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм». «Активная форма симбиотического союза -- господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм». «Гитлер поступал прежде всего как садист по отношению к народу, но как мазохист -- по отношению к собственной судьбе…».

«В противоположность симбиотическому союзу любовь -- это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь -- это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»."Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний".

4. 2 Любовь между родителями и детьми

Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни -- и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви». Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов ребёнку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать; любить даже более ценно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек переживает счастье единения, слиянности. Более того, он чувствует, что способен вызывать любовь своей любовью, -- и ставит эту возможность выше той, когда любят его. Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая -- «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»

В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

4. 3 Объекты любви

Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь -- это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви», однако это не любовь, а симбиотический союз.

Таким образом любовь -- это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

Список литературы

1.Болонь Жан-Клод История любовных побед от античности до наших дней. М., Текст, 2010. ISBN 5-7516-0803-3

2.Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. М.: Республика. -- 1994. -- 368 с.

3.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. -- СПб: Питер, 2001. -- 752 с.

4.Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. -- Ростов н/Д. 2005. -- 76 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография и основные философские взгляда Эриха Фромма. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе "Искусство любви": любовь как ответ на проблему существования, любовь между родителями и детьми. Объекты любви.

    реферат , добавлен 03.05.2005

    Поиск любви и привязанности как путь, используемый для получения успокоения от тревожности. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью в работах З. Фрейда. Типы любви и различия видов любимого объекта. А. Шопенгауэр о ничтожности и страданиях жизни.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии в эпоху возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви. Механика эроса Зигмунда Фрейда. Искусство любви Эриха Фромма.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2006

    Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви Зигнумда Фрейда и Эриха Фромма.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2006

    Философия любви: анализ темы любви в литературных и философский источниках. Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии и литературе. Псевдолюбовъ и ее формы. Результаты анкетирования людей разных полов и возрастов.

    реферат , добавлен 07.11.2007

    Сущность понятия любви в различных научных системах. Аналитический обзор основных психологических теорий любви. Сущность этого понятия с точки зрения философии. Анализ представлений о различных видах любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Истоки зарождения и эволюция понятия любви, попытки объяснить ее природу и смысл. Особенности видов и уровней любви. Отличия любви от влюблённости. Взгляды Аристотеля, Бэкона, Декарта, Канта, Фихте на вечное чувство. Любовь глазами женщин и мужчин.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    Сущность суждений Эриха Фромма о любви, иерархия ценностей и их связь с состоянием культуры и общества. Основные "проблемы" современного человека и их решение. Понятие любви как товара, ее невротические формы и роль женщины в современной культуре.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2010

    Любовь как философская категория, направления и особенности ее исследования, типология видов. Виды отношений, которые, как правило, называются любовью: родственные и не родственные. Истоки и эволюция понятия любви, оценка ее роли и значения в жизни.

    реферат , добавлен 21.10.2013

    Философский смысл любви. История философских размышлений о любви. Любовь в античной философии. Первое понимание любви в Мифе об андрогинах, из уст одного из персонажей диалога Платона "Пир". Понимание страсти у Аристотеля. Христианское понимание любви.

Любовь как культурная универсалия

Любовь и ненависть – одни из сильнейших чувств человека. Половое влечение является основой возрождения жизни на Земле. Если же подойти исключительно с духовной точки зрения, то не случайно именно любовь – главное, всеобъемлющее чувство, на котором строится христианская этика.

Из этих диаметрально противоположных представлений о любви можно увидеть, сколь широк диапазон этого чувства. Сложился целый ряд концепций любви, основанных на результатах исследований. Одни ученые полагают, что любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной из основополагающих человеческих эмоции. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. Если такие человеческие качества, как стыдливость, представляются детерминированными отчасти генетически, то между стилем любви и генетическими факторами такой взаимосвязи обнаружить не удалось. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.

Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Верно, любовь - это тайна. Но, как мне представляется, вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования.

Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовидное и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - по крайней мере пока - невозможно.

Известный философ Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви» выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание. «Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины».

Способность любви давать предполагает достижение «высокого уровня продуктивной ориентации», в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. «Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить», - считает Фромм.

То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. «Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим».

Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. «Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность». Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. «Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, в качестве средства для моих целей».

«Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание». Фромм рассматривал любовь как один из путей познания «тайны человека», а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет «объектами»: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. «Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях», - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом «любовь» будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию – религию Любви.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал «эротической любовью», любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.

«Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием «влюбленности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми», – пишет Эрих Фромм. Но тут, как мне кажется, он сам, в свою очередь, несколько путает понятия «влюбленность» и «страсть». Влюбленность чаще всего – чувство «я-центрическое», чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет.

Любовь поражает человека глубже влюбленности, она проникает во все самые потаенные уголки его души, заполняет всю ее – и поэтому дольше живет в человеке и больше меняет его.

Не-эгоизм и двуцентричность любви – это, видимо, ее основа основ, ее самое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, который отличает ее от влюбленности.

В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.

· Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение ("Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга").

· Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много ("Мне нравится играть в любовь со всеми").

· Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность ("Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания").

· Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям ("Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь").

· Агапе, или жертвенная любовь, - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные ("Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)").

· Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе ("Мой любимый (моя любимая) – мой лучший друг").

Таким образом, единого определения любви, как и единой классификации этого понятия, не существует. В разные времена различными исследователями предлагались различные трактовки как самого понятия, так и вариативные классификации предмета. На наш взгляд, это происходит именно из-за высокой полисемичности понятия любовь и еще большего количества значений у ее синонимов. Таким образом, широкое поле человеческих чувств находит свое отражение в линвистической сфере.


Литература

1. Василев С. Психология любви. М., 2002.

2. Гэри. Ф. Келлер Основы современной сексологии (Gary F. Kelly. SEXUAULITY TODAY. The Human Perspective. Sixth edition). СПб., 2000.

3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М., Просвещение, 1989.

4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.


Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.


Ценности» методические рекомендации по изучению проблемы: 5.1.1. Лекция для студентов (текст см. Приложение 1.) Тема: «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей». План: 1. Понятие «свобода». 2. Эволюция понятия «свобода» в контексте европейской культуры. 3. Взаимосвязь философского, педагогического и культурологического аспектов понятия. 4. Свобода – ...

Пронизана чувством любви, представления о которой постепенно расширялись и трансформировались, достигая в позднейших стихах глобально космических масштабов. Говоря о концептосфере слова «любовь» в творчестве Ахматовой надо сказать о индивидуальности и в то же время непосредственной связи с общеязыковыми, общенародными представлениями, репрезентируемыми в словесных выражениях. Данная концептосфера...

... ? (2) если пространство и время - условия всякого бытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия? Проблемы сознания в истории философии Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Теории происхождения сознания: 1. Религиозная (сознание дано...

Повседневность захламлена и запущена. Но никак не меньше ему нужны пламенные носители веры и смысла, ибо только взятое в духовном измерении оно обретает единство. Цивилизационный процесс имеет два взаимосвязанных аспекта: инструментально-практический, инфраструктурный, призванный обеспечить единое экономическое, информационное, правовое пространство, и духовно-ценностный, призванный сообщить...

  • Маслова О.В.
  • Джидарьян И.А.

Ключевые слова

NOTIONS OF LOVE / VALUE-MEANING ASPECT OF LOVE / CROSS-CULTURAL STUDY / CENTRAL AFRICAN REPUBLIC / PASSION / FRIENDSHIP / PATIENCE / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ЛЮБВИ / КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РОССИЯНЕ / ЦЕНТРАФРИКАНЦЫ / СТРАСТЬ / ДРУЖБА / ТЕРПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы - Маслова О.В., Джидарьян И.А.

Предметом изучения в представленном исследовании является ценностно-смысловой аспект любви в разных культурах. На примере жителей Центральной Африканской Республики (ЦАР) и России проверялась гипотеза о влиянии культуры на содержание представлений о любви . В исследовании приняли участие 50 пpeдстaвитeлeй ЦАР и 50 россиян. Группы были уравнены по половому составу (в кaждoй былo 25 жeнщин и 25 мужчин) и сопоставимы по возрасту. В качестве методик использовался авторский опросник «Представления о любви » и классический ассоциативный эксперимент. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что представления о любви даже в столь далеких друг от друга культурах имеют заметно больше общего, чем различий. В представлениях о любви как россиян, так и жителей ЦАР превалирует идеализация данного чувства, рассмотрение его как созидательной и возвышающей человека силы, способной преодолевать разные трудности. Общим является также связь с самоотдачей и со смыслом жизни. Данные ассоциативного эксперимента подтверждают эту общность, поскольку в обеих группах любовь ассоциируется со страстью , дружбой и терпением . В то же время данные исследования показывают, что концепт любви у россиян в большей степени амбивалентен: любовь у них ассоциируется не только со светлыми, условно позитивными чувствами и отношениями, но и со страданием, самопожертвованием, они охотнее соглашаются с условно отрицательными высказываниями о любви. А представления о любви жителей ЦАР в большей степени связаны с религиозными чувствами и ее действенными составляющими.

Похожие темы научных работ по психологии, автор научной работы - Маслова О.В., Джидарьян И.А.,

  • Лингвокультурологическая характеристика концепта "love" в современной англоязычной музыкальной культуре

    2018 / Куламихина Ирина Валентиновна, Федорко Полина Дмитриевна
  • Традиции эстетики любви и дружбы в русской речевой коммуникации

    2014 / Дементьев Вадим Викторович
  • Классики о любви: современный взгляд

    2018 / Джидарьян Инна Аршавировна, Маслова Ольга Васильевна
  • Своеобразие реализации темы любви в произведениях русских писателей второй половины ХХ века (А. Проханов, А. Битов, В. Михальский, В. Белов)

    2017 / Евдокимова Марина Петровна
  • Любовь в менталитете современной студенческой молодежи Китая

    2017 / Лю Цунъин

This research focuses on the value-meaning aspect of love in different cultures. In this study, we looked at people from Central African Republic (CAR) and Russia, and tested the hypothesis on how much influence a culture has on the way love is viewed. 50 people from Central African Republic and 50 people from Russia took part in this research. Groups had equal gender representation (25 females and 25 males in each group) and comparable age. As a methodology, we used our questionnaire “Notions about love” and classical associative experiment. Comparative analysis of the data showed that notions of love even in such distant cultures have many more similarities than differences. In both groups (Russia and CAR), the idealization of this feeling (love) prevails. Love is seen as a power that helps people create, grow and overcome obstacles. Another similarity is that both groups associate love with dedication and the meaning of life. Data from the associative experiment confirms this commonality, because in both groups, love is associated with passion , friendship and patience . At the same time, the results of this experiment show that concept of love is ambivalent among the Russians: they associate love not only with positive feelings, but with suffering and selfsacrifice. Russians are more likely to agree with relatively negative statements about love. Notions about love among people from Central African Republic is mostly associated with religion and action-related components.

Текст научной работы на тему «Представления о любви и культура: результаты эмпирического исследования»

researches with use of a polygraph at the organization of psychological work with staff of criminal and executive system]. Ryazan, 2012, 72.

9. Svobodnyi F. K. Poligraf v deiatel"nosti pravookhranitel"nykh organov: problemy i perspektivy primeneniia. . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk state university, no. 2(314) (2008): 119 - 124.

10. O poriadke provedeniia psikhologicheskogo i psikhofiziologicheskogo issledovanii v ugolovno-ispolnitel"noi sisteme . Indications of FSIN of Russia from 7.18.2011, no. 7-13191-01.

11. Ushatikov A. I., Kazak B. B. Psikhologiia deiatel"nosti lichnosti i kollektiva sotrudnikov penitentsi-arnykh uchrezhdenii . Ryazan, 1999, 198.

Received 14.03.2016, accepted 17.04.2016.

УДК 159.9.072.432

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И КУЛЬТУРА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

О. В. Маслова1 @1, И. А. Джидарьян2" @2

1 Российский университет дружбы народов

2 Институт психологии Российской Академии наук @1 [email protected]

@[email protected]

Предметом изучения в представленном исследовании является ценностно-смысловой аспект любви в разных культурах. На примере жителей Центральной Африканской Республики (ЦАР) и России проверялась гипотеза о влиянии культуры на содержание представлений о любви. В исследовании приняли участие 50 представителей ЦАР и 50 россиян. Группы были уравнены по половому составу (в каждой было 25 женщин и 25 мужчин) и сопоставимы по возрасту. В качестве методик использовался авторский опросник «Представления о любви» и классический ассоциативный эксперимент. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что представления о любви даже в столь далеких друг от друга культурах имеют заметно больше общего, чем различий. В представлениях о любви как россиян, так и жителей ЦАР превалирует идеализация данного чувства, рассмотрение его как созидательной и возвышающей человека силы, способной преодолевать разные трудности. Общим является также связь с самоотдачей и со смыслом жизни. Данные ассоциативного эксперимента подтверждают эту общность, поскольку в обеих группах любовь ассоциируется со страстью, дружбой и терпением. В то же время данные исследования показывают, что концепт любви у россиян в большей степени амбивалентен: любовь у них ассоциируется не только со светлыми, условно позитивными чувствами и отношениями, но и со страданием, самопожертвованием, они охотнее соглашаются с условно отрицательными высказываниями о любви. А представления о любви жителей ЦАР в большей степени связаны с религиозными чувствами и ее действенными составляющими.

Ключевые слова: представления о любви, ценностно-смысловой аспект любви, кросс-культурное исследование, россияне, центрафриканцы, страсть, дружба, терпение.

Для цитирования: Маслова О. В., Джидарьян И. А. Представления о любви и культура: результаты эмпирического исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 114 - 119.

Среди большого многообразия человеческих чувств и эмоций вряд ли можно назвать другое, более значимое для людей, чем любовь. Однако в психологии феномен любви долгие годы оставался за рамками исследовательской проблематики, лишь изредка оказываясь предметом специального внимания ученых. Наука уклонялась от его изучения, предоставив это мастерам искусства и литературы . По образному выражению Я. Сутти, для психологов характерно «бегство от нежности», которое Г. Олпорт объясняет боязнью ученых показаться излишне эмоциональными, сентиментальными и личностно пристрастными . Любовь, безусловно, представляет большие трудности для эмпирических исследований. Тем не менее наука, как бы эта задача ни казалась труднораз-

решимой и чуть ли не фантастической, не могла от нее полностью отказаться и рано или поздно должна была подойти к ее решению. Систематическое проведение эмпирических исследований любви началось в 80-е гг. прошлого столетия, которые сегодня прочно связываются с началом формирования в мировой психологической науке нового научного направления, получившего название позитивной психологии . О. Ценг в обзоре работ, посвященных изучению любви, отмечает, что большинство исследований проведено в рамках различных теоретических концепций и для измерения различных состояний любви и близких отношений . Феномен любви в большинстве работ определяется в терминах межличностных отношений: привлекательности, симпатии, пре-

данности и пр., - и большинство исследований направлены преимущественно на изучение эмоционально-поведенческих и когнитивно-поведенческих аспектов любви.

Усиление межкультурного взаимодействия в современном мире, а также увеличение числа смешанных браков способствуют возрастанию актуальности кросс-культурных исследований любви.

В исследовании Buss (1988) были проанализированы факторы, обуславливающие возникновение влюбленности. На основе опроса 10 тысяч респондентов, представляющих 37 культур, было выявлено, что все исследованные мужчины выше, чем женщины, оценили значение физической привлекательности, также они предпочитали более молодых женщин. А женщины в 36 из 37 культур выше, чем мужчины, оценили финансовую состоятельность, амбиции и трудолюбие (29 из 36) и предпочитали мужчин более старшего возраста. Установленное сходство гендер-ных различий в выборе партнера у представителей разных культур автор связывает с эволюционным отбором. Этот же вопрос (качества, влияющие на выбор партнера) был рассмотрен в работе Hatfield & Sprecher (1995), где сравнивались студенты из США, России и Японии. Авторы подтвердили вывод Buss о большей значимости физической привлекательности для мужчин, также ими была показана специфика выбора в разных культурных группах. Так, американцы выше, чем русские, ценят экспрессивность, открытость, чувство юмора, а русские предпочитали эти качества больше, чем японцы. Японцы меньше других культур ценят доброту и понимание, способность быть хорошим собеседником, а также физическую привлекательность и статус. В ряде работ рассматривалось отношение к любви и романтическим связям и значение любви для брака. Simmons, von Kolke & Shimizu (1986), исследуя американцев, немцев и японцев, выявили, что романтическая любовь выше ценится в менее традиционных культурах, с менее выраженными родственными связями. Levine, Sato, Hashimoto & Verma (1995) на основе исследования студентов из 11 стран (Индии, Пакистана, Таиланда, Мексики, Бразилии, Японии, Гонконга, Филиппин, Австралии, Англии, США) выявили, что в индивидуалистических культурах любовь считается необходимым (а иногда и достаточным) условием для заключения брака, а ее исчезновение - достаточным основанием для развода. Не случайно в странах, где романтическая любовь ценится выше, более высокие показатели разводов и ниже рождаемость. Культурные различия в отношении к любви и браку зарегистрированы также в исследованиях Furnham (1984), Murstein, Merighi & Vyse (1991), Dion & Dion (1993), Ellis et al (1994). Представители разных культур по-разному определяют любовь и романтические отношения и придают им разное значение .

Эти исследования, показавшие как сходства, так и различия в отношении к любви, свидетельствуют о том, что есть ядерный элемент страстной любви, заложенный в каждой культуре (возможно, он имеет эволюционную основу). Но то, как он проявится, зависит от культурного контекста . Dion & Dion

(1993) внимательно рассмотрели культурные различия и сделали вывод о том, что большинство культурных вариаций романтической любви можно объяснить индивидуализмом/коллективизмом культуры. Например, пары в коллективистических культурах должны пройти непростой путь отделения от семьи и сообщества, прежде чем они смогут стать близкими друг другу. Однако совсем не просто все многочисленные различия объяснить только вариабельностью культур .

Д. Мацумото на основе информации, собранной в кросс-культурных исследованиях, высказал сомнение в валидности популярных двухкомпонентной (Berscheid &Hatfield) и трехкомпонентной (Sternberg) теорий любви и выдвинул гипотезу о том, что концепты любви различаются в разных культурах .

Нам близка подобная точка зрения, и выдвинутая ученым гипотеза представляется убедительной. В соответствии с этой гипотезой мы попытались сравнить представления о любви в двух различающихся культурах и ответить на вопрос - одинаковы ли компоненты и психологическое значение любви в этих культурах?

В исследовании Э. Коянонго, проведенном под нашим руководством, приняли участда 100 чeлoвeк: 50 пpeдстaвитeлeй ^игральной Африканской Pe-спублики (ЦАР) и 50 россиян. Группы были уравнены по половому составу (в каждой было 25 жeнщин и 25 мужчин) и сопоставимы по возрасту. Все респонденты - работающие в разных сферах люди. Был при-мeнен опросник «Представления о любви» , направленный на выявление ценностно-смыслового аспекта любви и включающий в себя 26 высказываний о любви, принадлежащих выдающимся представителям разных эпох и народов (У. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, О. Бальзак, Вольтер, Л. Толстой и др.). Также был проведен ассоциативный экспepимeнт на слово «любовь», когда необходимость быстрого ответа обычно снижает уровень осознанности ответов. Обе методики предъявлялись на родном для респондентов языке. Для этого опросник был переведен на французский язык.

По шкалам опросника,

По стeпeни согласия с oтдeльными утвeр-жданиями опросника (по средним значениям и рангам),

По структурe прeдстaвлeний о любви.

Для выделения структуры пpeдстaвлeний - ядра и периферии - данные ассоциативного эксперимента были обработаны по схеме П. Вepжeсa .

В целом все испытуемые - как центрафриканцы, так и россияш - рассматривают любовь как возвышающую человека силу, как источник всeгo доброго и свeтлoгo, пpoявлeниe уникального и лyчшeгo в чeлoвeкe. Они склонны идeaлизиpoвaть дaннoe чувство, рассматривать ero в сooтвeтствии с пpeдстaв-лeниями клaссичeскoй литературы как о даком poмaнтичeскoм идeaлe, созидательной силe, способной пpeoдoлeвать различные трудности. Общим в пpeдстaвлeниях и россиян, и центрафриканцев явля-

ется также ее связь с самоотдачей, служением и жизнью в другом, умением отдавать, а также со смыслом жизни (таблица 1). Однако применение статистического и-критерия Манна-Уитни показало, что значения по шкалам «Любовь - возвышающая человека сила» и «Любовь - самоотдача», отражающие степень согласия с ними респондентов, у центрафриканцев значимо выше, чем у россиян. Менее всего обе группы считают любовь помехой и неконструктивным чувством (таблица 1).

Наиболее приоритетными (высокоранговыми) для обеих групп оказались высказывания: «Любовь -

творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого», «Любовь - желание сделать счастливым другого», «Где любовь - там и Бог». Наименьшую степень согласия в обеих группах получили утверждения: «Любовь - помеха в жизни», «Любовь - игра, в которой все плутуют», «Любовь -всего-навсего скверная шутка, которую природа шутит с людьми, чтобы добиться продолжения рода», а также «Любовь - это все дары - в костер, и всегда -задаром», они заняли самые последние ранги.

Таблица 1. Результаты статистического сравнения двух групп по шкалам опросника «Представления о любви»

Table 1. The results of statistical comparison of the two groups within the scales of the questionnaire "Notions about Love"

Шкала Ср. балл ЦАР Ср. балл россиян P - level

«Любовь - помеха» (max = 32) 20,46 22,86 0,17

«Любовь - самоотдача» (max = 36) 32,78 28,04 0,000

«Любовь как возвышающая человека сила» (max = 36) 34,52 30,1 0,001

Данные исследования показывают также, что с наиболее позитивными и нравственно возвышенными высказываниями о любви представители ЦАР согласны в большей степени, чем россияне. Так, они в большей степени, чем россияне, согласны с такими высказывания о любви: «Любить глубоко - это значит забыть о себе» ф < 0,05), «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь» ф < 0,001), «Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого» ф < 0,05), «Сострадание - высшая стадия любви, а возможно - и сама любовь» ф < 0,001), «Любовь долго терпит, надеется, всему верит, все переносит, не мыслит зла...» ф < 0,05) и др. Респонденты из России, напротив, значимо сильнее, чем центрафриканцы, согласились с некоторыми условно отрицательными утверждениями о любви, такими как: «Любовь -помеха в жизни» ф < 0,01); «Любовь - торжество воображения над разумом» ф < 0,001); «Любовь зла, полюбишь и козла» ф < 0,05). Это свидетельствует о их меньшей романтизации значения любви (таблица 2).

Дальнейший анализ полученных данных - через сравнение рангов, которые получили пункты опросника в обеих исследованных группах, - позволил расширить и более объемно раскрыть межгрупповые различия.

Остановимся на сопоставлении наиболее принимаемых (самых высокоранговых по степени согласия) утверждениях о любви в исследованных группах (таблица 2). Самым разделяемым (наиболее высокоранговым) высказыванием для центрафриканцев является утверждение «Где любовь - там и Бог», в то время как для россиян наиболее приоритетным является «Любовь - это желание сделать счастливым другого». Одновременно центрафриканцы в большой степени, чем россияне, согласны с высказыванием «Любить - значит жить жизнью того, кого лю-

бишь», в то время как россияне скорее не согласны с ним. Если у первых оно занимает 4 место, то у вторых - только 22-е. Также намного важнее для представителей ЦАР оказалось утверждение «Любовь способна низкое прощать и в доблести пороки превращать...». Оно получило у них ранг 2,5, а у россиян только 10.

В свою очередь ряд пунктов опросника занимают более высокие места (ранги) в иерархии в группе россиян, чем в группе центрафриканцев. Это касается таких высказываний: «Любовь - желание сделать счастливым другого» (1-й ранг у россиян и 6-й - у ЦАР), «Любовь - великий учитель» (2,5 и 9 ранги соответственно), «Любовь подобна всему на свете и ни на что не подходит» (6 и 15 ранги). Россияне гораздо в большей степени согласны с тем, что «Любовь -торжество воображения над разумом», чем центраф-риканцы (8 и 22 ранги соответственно).

Рассмотренные выше содержательно-смысловые различия, как и сходства россиян и центрафриканцев по данным опросника, были дополнены в нашем исследовании результатами ассоциативного эксперимента. Для обработки и анализа его данных был применен структурный подход Абрика и схема П. Вержеса, позволившая выявить «ядро» и «периферию» представлений о любви у респондентов рассматриваемых групп . Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 2. Сравнение принятия в1>1ск";ш>1в;11шй o любви цeнтpaфpикaнцами и рoссиянами Table 2. The agreement with statements about love by the Russians and the people from CAR

ЦАР Россияне

Выскaзывaниe ср. ср ср. ср P - level

знач. ранг знач. ранг

Любовь - игра, в которой всегда плутуют. 2,52 23 2,90 20,5 0,097454

Любить глубоко - это значит забыть о себе. 3,40 16,5 2,90 20,5 0,036643*

Любить - значит жить жизнью того, кого любишь. 4,12 4 2,78 22 0,000000**

Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого 4,08 5 3,50 2,5 0,012757*

и светлого.

Любовь - это не когда люди смотрят друг на друга, а когда они 4,16 2,5 3,34 8 0,000141**

смотрят в одном направлении.

Где любовь - там и Бог. 4,48 1 3,42 5 0,0000**

Любовь - желание сделать счастливым другого. 4,02 6 3,64 1 0,067057

Любовь - помеха в жизни. 1,90 26 2,62 25 0,0025**

В любви - вся жизнь моя и вера. 2,94 18 3,18 13 0,313977

Сострадание - высшая стадия любви, а возможно - и сама любовь. 3,72 10,5 2,94 18 0,000547**

Любовь - всего-навсего скверная шутка, которую природа шутит с людьми, чтобы добиться продолжения рода. 23,5 0,039234*

Любовь - самая сильная из всех страстей, потому что она 3,98 7 3,48 4 0,012506*

одновременно завладевает головою, сердцем и телом.

Любовь - мистический огонь. 3,48 14 3,08 15 0,030250*

Любовь - великий учитель. 3,74 9 3,50 2,5 0,136027

Вся прелесть любви - в переменах. 3,40 16,5 3,06 16 0,147291

В любви самое интересное - это победа и разрыв; все остальное - 2,84 19 2,48 26 0,199471

канитель.

Любовь - это единственный разумный и удовлетворительный 3,66 12 2,92 19 0,002808**

ответ на вопрос о смысле человеческого сществования.

Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом 3,56 13 3,34 8 0,435613

существе.

Любовь - это умение приносить дары 2,74 20 3,22 12 0,053739

Любовь - торжество воображения над разумом. 2,56 22 3,34 8 0,000465**

Всякое препятствие любви только усиливает её. 3,72 10,5 3,02 17 0,002325**

Любовь способна низкое прощать и в доблести пороки 4,16 2,5 3,28 10 0,000117**

превращать...

Любовь подобна всему на свете и ни на что не подходит. 3,44 15 3,36 6 0,633279

Любовь долго терпит, надеется, всему верит, все переносит, не 3,90 8 3,24 11 0,011777*

мыслит зла.

Любовь зла, полюбишь и козла. 2,60 21 3,10 14 0,039234*

Любовь - это все дары, все в костер, и все задаром. 2,44 24 2,68 23,5 0,269821

В «ядро» представлений о любви, характеризующее наиболее устойчивые и распространенные суждения о любви, у центрафриканцев вошли: любовь, чувства, нежность, уважение и умение отдавать (таблица 3), в то время как у россиян в области ядра оказались: семья, доверие, надежда, страдание, страсть, самопожертвование и дружба (таблица 4). Как видим, что у обеих групп любовь ассоциируется, прежде всего, с эмоциями и отношением к другому. Но сами эмоции - очень разные по тональности. У центрафриканцев - они более спокойные (нежность, уважение), чем у россиян (страсть, страдание, самопожертвование). Для россиян любовь связана с семьей и с серьезными отношениями (доверие, дружба, надежда, самопожертвование). Т. е. «ядро» представлений о любви у россиян получилось более амбивалентным, чем у центрафриканцев.

Периферии представлений о любви также различаются в двух группах. У центрафриканцев гораздо

больше понятий, характеризующих действенную составляющую любви: служить другому, поддерживать другого, быть привязанным, отдаться полностью, пожениться, верить, прощать. У россиян ядро представлений о любви, связанное с семьей и с самопожертвованием, в периферии конкретизируется в главном элементе семьи - детях, а также в понятиях, обозначающих важные в семейной жизни психологические качества и условия крепкой семьи -терпение, понимание, ответственность, преданность, взаимность. В переферии у центрафриканцев есть высказывание «Бог - это любовь и любовь - это Бог», что связано с уже отмеченной выше их большей религиозностью. В переферии россиян содержится и «романтический» компонент представлений о любви: любовь - это сказка.

Таблица 3. Результаты ассоциативного эксперимента к слову «любовь» в группе центрафри-канцев

Table 3. The results of the associative experiment with the word-stimulus "LOVE" in the group of people from Central African Republic

^ Ср. ранг Частота < 1,84 > 1, 84

> 5, 44 любовь (19; 1,68), чувства (8; 1,5), нежность (7; 1,71), уметь делиться (6;1,83), уважение (6; 1,66) быть привязанным (7; 2,28), терпение (7; 2,14), прощение (7; 1,85)

< 5, 44 сердце (4; 1,75), поддерживать другого (2; 1,5), дружба (2; 1,5) отдаться полностью (3; 2,66), служить другому (4; 2,5), Бог - это любовь и любовь - это Бог (4; 2,25), страсть (4; 2), верить (2; 2), верность (3; 2), пожениться (3; 2)

Таблица 4. Результаты ассоциативного эксперимента к слову «любовь» в группе россиян Table 4. The results of the associative experiment with the word-stimulus "LOVE" in the group of Russians

ранг Частота" < 1,73 > 1, 73

> 3, 75 доверие (9; 1,44), семья (7; 1,42), надежда (5; 1,4), страдание (5; 1), страсть (4; 1,5), самопожертвование (4; 1,5), дружба (4; 1)

< 3, 75 понимание (3; 1,66), терпение (3; 1,33), преданность (3; 1), дети (3; 1) взаимность (2; 4), любовь (2; 3), ответственность (2; 2), белое (2; 2), сказка (2; 2,5)

Показательно, что только 3 ассоциации являются общими для обеих групп. Это - страсть, дружба и терпение. Невольно напрашивается аналогия с теорией Р. Стернберга, в которой выделяются 3 стороны любви - страсть, интимность (понимаемая как теплота, близость, откровенность, взаимопомощь) и преданность (т. е. намерение, несмотря на трудности, поддерживать отношения) . Общая для обеих исследованных групп ассоциация дружба предполагает интимность (в понимании Р. Стернберга), а терпение является ключевым условием преданности. Таким образом, результаты проведенного нами ассоциативного эксперимента подтверждают справедливость трехкомпонентной модели любви Р. Стерн-берга.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что представления о любви в столь далеких друг от друга культурах во многом схожи. В целом все испытуемые - как центрафриканцы, так и россияне - рассматривают любовь как возвышающую человека силу, как источник всего доброго и светлого в человеке. Они склонны идеализировать данное

чувство, рассматривать его как романтический идеал, созидательную силу, способную преодолевать различные трудности. Общим в представлениях и россиян, и центрафриканцев является ее связь с самоотдачей, а также со смыслом жизни. Обе группы респондентов связывают любовь со страстью, дружбой и терпением.

Однако выявлены и различия. Представления центрафриканцев о любви в большей степени связаны с религиозными чувствами и ее действенными составляющими. А представления о любви россиян в большей степени амбивалентны: любовь у них ассоциируется не только с условно положительными чувствами и отношениями, но и со страданием и самопожертвованием. Россияне значимо сильнее, чем центрафриканцы, согласились с некоторыми условно отрицательными утверждениями о любви («Любовь -помеха в жизни»; «Любовь - торжество воображения над разумом»; «Любовь зла, полюбишь и козла»). Вероятно, это одно из проявлений «загадочной антиномичности» и «двойственности» русской души, о которой так ярко писал Н. Бердяев .

Литература

1. Бердяев Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.

2. Джидарьян И. А. Оптимизм: проблемы теории и методов изучения // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 25 - 35.

3. Джидарьян И. А., Беловол Е. В.. Маслова О. В. Разработка методики изучения представлений о любви // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 111 - 119.

4. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.

5. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2002.

6. Селигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006.

8. Tomlinson J. M., Aron A. The Positive Psychology of Romantic Love // Positive Psychology of Love. Ed. Hajjat M., Cramer D. USA: Oxford university press, 2013. P. 3 - 12.

9. Tzeng О. C. S. Measurement of Love and Intimate Relations: Theories, Scales, and Applications for Love Development, Maintenance, and Dissolution. Westport, CT. 1993.

10. Verges P. L"Evocation de l"argent: une methode pour la definition du noyau central d"une re presentation // Bulletin de Psychologie. 1992. T. XLV. № 405. P. 203 - 209.

Маслова Ольга Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), [email protected].

Джидарьян Инна Аршавировна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института психологии Российской Академии наук, [email protected].

Статья поступила в редколлегию 08.02.2016 г., принята к печати 26.04.2016 г.

NOTIONS ABOUT LOVE AND CULTURE: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY

Olga V. Maslova1" @1, Inna A. Dzhidaryan2" @2

1 Peoples" Friendship University of Russia

2 Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences @1 [email protected]

@2 [email protected]

This research focuses on the value-meaning aspect of love in different cultures. In this study, we looked at people from Central African Republic (CAR) and Russia, and tested the hypothesis on how much influence a culture has on the way love is viewed. 50 people from Central African Republic and 50 people from Russia took part in this research. Groups had equal gender representation (25 females and 25 males in each group) and comparable age. As a methodology, we used our questionnaire "Notions about love" and classical associative experiment. Comparative analysis of the data showed that notions of love even in such distant cultures have many more similarities than differences. In both groups (Russia and CAR), the idealization of this feeling (love) prevails. Love is seen as a power that helps people create, grow and overcome obstacles. Another similarity is that both groups associate love with dedication and the meaning of life. Data from the associative experiment confirms this commonality, because in both groups, love is associated with passion, friendship and patience. At the same time, the results of this experiment show that concept of love is ambivalent among the Russians: they associate love not only with positive feelings, but with suffering and self-sacrifice. Russians are more likely to agree with relatively negative statements about love. Notions about love among people from Central African Republic is mostly associated with religion and action-related components.

Keywords: notions of love, value-meaning aspect of love, cross-cultural study, Central African Republic, passion, friendship, patience.

For citation: Maslova O. V., Dzhidaryan I. A. Predstavleniia o liubvi i kul"tura: rezul"taty empiricheskogo issledovaniia . VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2016): 114 - 119.

1. Berdiaev N. Sud"baRossii . Moscow: Soviet writer, 1990, 346.

2. Dzhidaryan I. A. Optimizm: problemy teorii i metodov izucheniia . Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal, 34, no. 1 (2013): 25 - 35.

3. Dzhidaryan I. A., Belovol E. V., Maslova O. V. Razrabotka metodiki izucheniia predstavlenii o liubvi . Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal, 35, no. 1 (2014): 111 - 119.

4. Matsumoto D. Chelovek, kul"tura, psikhologiia. Udivitel"nye zagadki, issledovaniia i otkrytiia . Saint-Petersburg: Praim-Evroznak, 2008, 668.

5. Allport G. Stanovlenie lichnosti: izbrannye trudy . Moscow: Smysl, 2002, 461.

6. Seligman M. Novaia pozitivnaia psikhologiia . Moscow: Sofiia, 2006.

7. Boniwell I. Positive Psychology in a Nutshell. A balanced introduction to the science of optimal functioning. London: PWBC, 2006.

8. Tomlinson J. M., Aron A. The Positive Psychology of Romantic Love. Positive Psychology of Love. Ed. Hajjat M., Cramer D. USA: Oxford university press, 2013, 3 - 12.

9. Tzeng О. C. S. Measurement of Love and Intimate Relations: Theories, Scales, and Applications for Love Development, Maintenance, and Dissolution. Westport, CT, 1993.

Любовь - это чувство, которое люди испытывают повсеместно. Однако общество всегда оказывает влияние на то, как люди называют свои переживания, чего они ждут и как строят близкие взаимоотношения. В разных культурах определение «идеальной любви» варьируется. В Европе, например, «настоящей любовью» традиционно считаются шекспировские страсти в духе Ромео и Джульетты. Романтическая (страстная) любовь-влечение между двумя человеческими особями - важный, подчас даже решающий стимул для заключения брака в западном обществе. В то же время есть общества, которые не одобряют романтической любви, не считают ее идеалом и даже осуждают ее.

Психолог Роберт Левайн и его коллеги обследовали студентов в 11 странах и спрашивали их: «Предположим, что мужчина (женщина) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не влюблены в этого человека?» Исследователи обнаружили, что в западных культурах и там, где были распространены западные ценности (в США, Бразилии, Англии и Австралии), подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно, а минимальное значение брак по любви имел для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде).

Исследователи также сравнили установки по отношению к романтической любви среди студентов колледжей в Германии, Японии и США. Они обнаружили, что участники эксперимента из Германии придерживались самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. Американцы заняли промежуточную позицию.

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе - это бурное личное переживание; человек погружается во внутренний мир своего партнера и, порой какое-то время даже не замечает друзей и семью. Решение о том, с кем устанавливать отношения, жениться или выходить замуж человек чаще всего принимает лично. А вот в восточных коллективистских культурах человек, когда чувствует любовь, должен обязательно учитывать пожелания семьи и других членов группы, к которой он принадлежит. В действительности браки часто устраиваются по расчету, и семьи сами составляют пару жениха и невесты, порой еще задолго до того, как они войдут в брачный возраст.

Влюбленный европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?». Китаец же прежде всего задастся вопросом: «Что скажут другие люди?». При изучении различных видов любви исследователи обнаружили, что молодые азиаты по сравнению с западными сверстниками, чаше идентифицируют свои чувства с дружеской, а не романтической любовью, т.е. с тем стилем любви, который меньше всего нарушает сложную сеть существующих отношений в семье и обществе.

Так, у китайцев существует понятие «ган куинг», обозначающее близкие и важные для человека взаимоотношения. Оно отличается от западных представлений о романтической любви, в которой обязательно подразумевается сексуальная подоплека (влечение партнеров). «Ган куинг» зарождается, когда мы просто помогаем другому человеку или что-то делаем для него; например, «романтическим актом» можно считать починку водопроводного крана или помощь в учебе.

Любовь по-корейски отличается от любви по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие «джунг». «Джунг» связывает людей намного прочнее, чем страстная любовь. Пока пары чувствуют сильную любовь-страсть друг к другу, между ними нет «джунг» - это чувство требует времени и многочисленных взаимных усилий. Интересно, что «джунг» вызывается как позитивными, так и негативными взаимоотношениями, например между конкурентами, которые с неприязнью относятся друг к другу. «Джунг» с течением времени может усилиться и между ними, так как люди будут ощущать существование какой-то странной связи друг с другом. Она отдаленно напоминает наше понятие любви-ненависти.

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди