20.03.2019

У него железное лицо и веки. ВИЙ - КТО ОН? Самостоятельное решение проблемы


И неудивительно: в области глаз слой эпидермиса очень тонкий - всего лишь полмиллиметра. Кроме того, вокруг глаз почти нет сальных желез, "мягкой прокладки" из подкожной жировой клетчатки и очень мало мускулов, поддерживающих ее упругость. Коллагеновые волокна ("арматура" кожи) располагаются здесь в виде сетки, поэтому кожа век легко растяжима. А из-за рыхлости подкожной клетчатки еще и склонна к отекам. Вдобавок она постоянно находится в движении: глаза мигают, щурятся, "улыбаются". В результате кожа вокруг глаз подвергается особенной нагрузке.
Поэтому начнём разбираться со строением лица именно с этой области

Анатомия зоны вокруг глаз

Веки и периорбитальная область представляют собой единый комплекс, состоящий из множества анатомических структур которые подвергаются изменениям в ходе хирургической манипуляции

Кожа век - самая тонкая на теле. Толщина кожи век менее миллиметра.

В отличие от других анатомических областей, где под кожей лежит жировая клетчатка, прямо под кожей век лежит плоская круговая мышца глаза, которая условно делится на три части: внутреннюю, срединную и наружную.
Внутренняя часть круговой мышцы глаза находится над хрящевыми пластинками верхнего и нижнего век, срединная над внутриорбитальным жиром, наружная находится над костями орбиты и вплетается вверху в мышцы лба, а внизу - в поверхностную мышечно-фасциальную систему лица (SMAS).
Круговая мышца глаза защищает глазное яблоко, осуществляет моргание, несет функцию "слезного насоса".

Опорно-связочный аппарат век осуществляет опорную функцию и представлен тонкими полосками хряща - тарзальными пластинками, боковыми кантальными сухожилиями и многочисленными дополнительными связками.
Верхняя тарзальная пластинка расположена на нижнем краю верхнего века под круговой мышцей глаза, и имеет обычно 30 мм в длину и 10 мм в ширину, она прочно соединяется с внутренней частью круговой мышцы глаза, апоневрозом мышцы поднимающей верхнее веко, мышцей Мюллера и конъюнктивой. Нижняя тарзальная пластинка расположена на верхнем краю нижнего века, обычно имеет 28 мм в длину и 4 мм в ширину, к ней прикрепляется круговая мышца, капсулопальпебральная фасция и конъюнктива. Боковые кантальные сухожилия расположены под круговой мышцей глаза и прочно с ней связаны. Они соединяют тарзальные пластинки с костными краями орбиты.

Под круговой мышцей также лежит глазничная перегородка - тонкая, но очень прочная мембрана, она одним краем вплетается в надкостницу костей окружающих глазное яблоко, другим краем вплетается в кожу век. Глазничная перегородка удерживает внутриобитальный жир внутри орбиты.

Под глазничной перегородкой находится внутриорбитальный жир, который выполняет функцию амортизатора и со всех сторон окружает глазное яблоко.
Порции верхнего и нижнего внутриорбитального жира делятся на внутреннюю, центральную и наружную. Рядом с верхней наружной порцией находится слезная железа.

Мышца, поднимающая верхнее веко - открывает глаз и находится в верхнем веке под подушкой жира. Эта мышца прикреплена к верхнему тарзальному хрящу.
Кожа верхнего века обычно прикреплена к мышце, поднимающей верхнее веко. В месте прикрепления кожи к этой мышце при открытом глазе образуется складка на верхнем веке.
Эта супраорбитальная складка у разных людей очень разная. У выходцев из Азии, например, она выражена слабо или ее вовсе нет у европейцев же, она выражена хорошо.

1 - Мышца Мюллера,
2 - Мышца поднимающая верхнее веко
3 - Верхняя прямая мышца
4 - Нижняя прямая мышца
5 - Нижняя косая мышца
6 - Кости глазницы
7 - Край глазницы
8 - SOOF - подглазничный жир
9 - Глазничная связка
10 - Глазничная перегородка
11 - Внутриорбитальный жир
12 - Капсулопальпебральная фасция
13 - Нижняя претарзальная мышца
14 - Нижняя тарзальная пластинка
15 - Верхняя претарзальная мышца
16 - Верхняя тарзальная пластинка
17 - Конъюнктива
18 - Связки
19 - Мышца, поднимающая верхнее веко
20 - Глазничная перегородка
21 - Внутриорбитальный жир
22 - Бровь
23 - Бровный жир
24 - Кости глазницы

За этими структурами находится само глазное яблоко, которое кровоснабжается и иннервируется через заднюю часть глазницы.
Мышцы, которые двигают глаз, прикреплены одним концом к глазному яблоку и лежат на его поверхности, а другим прикреплены к костям орбиты.
Нервы, управляющие мышцами, являются маленькими веточками лицевого нерва и входят в круговую мышцу глаза, со всех сторон с ее наружных краев.

Анатомические структуры нижнего века и средней зоны лица тесно связаны между собой, а изменения в анатомии средней зоны влияют на внешний вид нижнего века. В дополнение к порциям периорбитального жира, два дополнительных слоя жировой ткани существуют в средней зоне лица.

Под наружной частью круговой мышцы глаза лежит - подглазничный жир (SOOF). Самая большая толщина SOOF находится снаружи и сбоку.
SOOF находится глубже поверхностной мышечно-апоневротической системы лица (SMAS) и окутывает большую и малую скуловые мышцы.
В дополнение к SOOF, скуловая жировая прослойка - скопление жира в виде треугольника или т.н. "малярный" жир расположен под кожей, над SMAS.

Старение средней зоны лица часто сопровождается опущением скуловой жировой клетчатки, в результате которого на лице становятся заметны скуловые или так называемые "малярные" мешки.

Главной поддерживающей структурой средней зоны лица является - глазнично-скуловая связка, которая идет от костей практически по краю глазницы к коже. Она вносит свой вклад в формирование скулового "малярного" мешка и видимого с возрастом разделения веко - щека.


Идеальные пропорции глаза

Как правило, хороший эстетический результат получается только тогда, когда пропорции глаза и век находятся в соответствии с пропорциями лица. Снаружи веки и параорбитальная область представлены множеством анатомических образований.

Глазная щель сформирована краем верхнего и нижнего век. Если измерить глаз, то он обычно имеет 30-31 мм по-горизонтали и 8-10 мм по-вертикали.

Наружный угол глазной щели обычно располагается на 2 мм выше внутреннего угла глазной щели у мужчин и на 4 мм у женщин, формируя угол наклона 10-15 градусов, т.о. глазная щель немного наклонена снаружи внутрь и сверху вниз.
Однако положение наружного угла глаза может изменяться в связи с возрастом, на него может влиять наследственность, раса, пол.

Край верхнего века обычно приблизительно на 1,5 мм закрывает радужку, а нижнее веко - начинается сразу под нижним краем радужки.

Нормальное положение (выступание) глазного яблока относительно костных стенок орбиты отмечено у 65% населения, и оно колеблется от 15 до 17 мм.
Глубокопосаженные глаза имеют выступание меньше чем 15 мм, а выпуклые глаза имеют выступание больше чем 18 мм.

Размер радужки приблизительно одинаков у всех людей, но форма склеральных треугольников (треугольников белого цвета между радужкой и углами глаза) может меняться.
Обычно, носовой склеральный треугольник меньше бокового, и имеет более тупой угол.
С увеличивающейся слабостью века и возрастом, эти треугольники теряют форму, особенно боковой склеральный треугольник.

Горизонтальная складка в верхнем веке сформирована апоневрозом мышцы поднимающей верхнее веко, который вплетается в кожу, проходя через круговую мышцу глаза.
Избыточная кожа и мышца, нависают над складкой, которая является неподвижной линией. Обе верхние складки век и количество нависающей над ними кожи имеют различия у людей разной расы, на них оказывают влияние пол и возраст.

Складка верхнего века у европейцев - приблизительно на 7 мм выше края века по линии, проведенной через центр зрачка у мужчин и на 10 мм выше края века - у женщин. В нижних веках, есть аналогичные складки, которые находятся на 2-3 мм ниже края век. Обычно складки нижних век более заметны в молодом возрасте и менее заметны с возрастом. У азиатов складка верхнего века или находится ниже - не более чем на 3-4 мм выше края века или отсутствует.

Отличия женского и мужского глаза также проявляются еще в нескольких моментах: наклон глазной щели (снаружи внутрь и сверху вниз) у мужчин менее выражен, чем у женщин, костные структуры над глазом более наполнены и сама бровь обычно шире, расположена ниже и менее изогнута.


Возрастные изменения верхних и нижних век

Основными признаками молодых век являются гладкий контур, простирающийся от брови до верхнего века и от нижнего века до щеки и средней зоны лица. Разделение веко-щека находится по краю глазницы и - обычно на 5-12 мм ниже края нижнего века, кожа натянута, и ткани наполнены. От внутреннего угла глазной щели до наружного угла глазной щели горизонтальная ось глаза имеет восходящий уклон.

Напротив, с возрастом, глаза кажутся полыми, с четкой границей между бровью и верхним веком, нижним веком и щекой. У большинства людей, глазная щель с возрастом становится меньше и(или) округляется за счет смещения как верхнего так и нижнего века вниз. Разделение веко-щека находится значительно ниже края глазницы, 15-18 мм от края нижнего века и уклон от внутреннего угла глазной щели до наружного угла глазной щели становится нисходящим. Что придает глазам более грустный вид.

Юное верхнее веко обычно имеет минимальную избыточную кожу. Дерматохалязис или избыточная кожа - кардинальная особенность стареющего верхнего века.

Постоянное сокращение мышцы окружающей глаз, наползание провисающих тканей лба и потеря эластических свойств кожи приводят к образованию т.н. "гусиных лапок" - веерообразных морщин, расположеных у наружного угла глаза и тонких морщин под нижним веком.

Юное нижнее веко имеет гладкую непрерывную зону перехода между веком и щекой без выпирания орбитального жира, углублений или пигментации.
С возрастом, происходит прогрессивная скелетонизация орбиты (становится более виден рельеф костей вокруг глаза), поскольку подкожный жир, покрывающий орбитальную оправу атрофируется и мигрирует вниз. Это смещение жира вниз приводит к потере выпуклости щеки.
Также, на нижнем веке может появиться пигментация (потемнение кожи) или т.н. "круги под глазами" с или без infraorbital углублений.
"Мешки" или "грыжи" век могут быть вызваны орбитальным ослаблением глазничной перегородки, которая растягивается и приводит к выпячиванию орбитального жира.

Увеличение длины (по высоте) нижнего века

Носослезная борозда и скуловая борозда, появляющиеся с возрастом, могут придавать области глаз неэстетичный вид. Атрофия внутриорбитального жира, связанная со старением, может сделать глаза впалыми и придать им скелетонизированный вид.
Множество морщин вокруг глаза может отражать потерю эластичности кожи.


Старение век. Причины и проявления

Основными причинами возрастных изменений в области век являются растяжение и ослабление связок, мышц и кожи лица под действием гравитационных сил - притяжения. Упругость связок лица ослабевает, они удлиняются, но остаются прочно фиксированными к костям и к коже.
Следовательно, в наиболее подвижных зонах с минимальной фиксацией связок к коже сила тяжести оттягивает ткани книзу с образованием выпячиваний. Их заполняют глубокие жировые ткани, как например, "жировые грыжи" нижнего или верхнего века.
Там же, где связки прочнее удерживают кожу и мышцы, возникают углубления или борозды - рельефные складки.

В области верхних век эти изменения могут выглядеть как нависание кожи и жировой клетчатки в области наружных углов глаза (наружные "мешки" - Рис. 1) и внутренних углов глаза (внутренние "мешки" - Рис. 2), нависание только кожи над всей глазной щелью или только снаружи (дерматохалязис - Рис. 3), опущение всего верхнего века (птоз - Рис. 4).

В области нижних век эти изменения могут выглядеть как опущение нижнего века (обнажение склеры - Рис. 5), увеличение нижней порции мышцы окружающей глаз (гипертрофия orbicularis oculi - Рис. 6), появление "мешков" под глазами, когда внутриглазничный жир не удерживается более внутри глазницы круговой мышцей глаза и глазничной перегородкой, теряющими свой тонус ("жировые грыжи" - Рис. 7, Рис. 8).

Классификация возрастных изменений век

Возрастные изменения в области нижних век развиваются в течение долгого времени и могут быть классифицированы в следующие четыре типа:

I тип - Изменения ограничены областью нижних век, может наблюдаться ослабление тонуса мышцы, окружающей глаз и выпирание орбитального жира.

II тип - Изменения выходят за границы нижних век, может наблюдаться ослабление тонуса мышцы окружающей глаз, ослабление тонуса кожи и появление ее избытка, небольшое опущение тканей щеки и появление разделения веко-щека.
III тип - Изменения затрагивают все граничащие с веками ткани, опущение вниз тканей щек и скуловой области, усиливающие разделение веко-щека, скелетонизация глазницы - становятся видны кости орбиты, происходит углубление носогубных складок.
IV тип - Дальнейшее опущение разделения веко-щека, углубление носослезных борозд, появление т.н. "малярных" или скуловых "мешков", опущение наружных углов глаза и обнажение склеры.

Эта классификация помогает решать проблемы, характерные для каждого типа возрастных изменений в области век.

Классификация демонстрирует, что старение области нижних век и средней зоны лица неотъемлемо связано друг с другом, а омоложение одной области без другой, в ряде случаев, может привести к недостаточному или неудовлетворительному результату.
Важно отметить, что одним из краеугольных моментов этих изменений является реальная и очевидная потеря объема тканей в области век и щек, и только его восстановление может, подчас, улучшить ситуацию.

«Дамы «разворачивались» пред ним, изгибались, показывая все свои округлости, делали масленые глазки, прискорбно спрашивали:
«Антон Павлович, отчего вы так грустно пишете о любви?»
Покашливая, пощипывая бородку, он отвечал неожиданными вопросами:
«Вы бывали в Миргороде?»
«Это — где?»
«В Полтавской губернии. Помните Гоголя «Миргород»?»
«Ах, значит, это не выдумал Гоголь?»
«Гоголь никогда ничего не выдумывал».
«А… а «Вий»?

Повесть «Вий» по всем своим характеристикам могла бы прекрасно смотреться в « ». Здесь вам и романтический мистический ужастик, и украинский колорит, и заложенная в повествование, ирония…
Но «Вий» был написан позже и издан в другом сборнике — «Миргород» — в 1835 году.

В это время — после «Вечеров…» и «Невского проспекта» — Гоголь уже заслуженно считался одним из лучших российских писателей. Однако от цензуры «надежду русской литературы» никто не освобождал.
Так, в оригинальном варианте «Вия» Хома, глядя на черты покойной панночки, «видел что-то страшно-пронзительное» и «чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнётенном народе» . Упоминание об «угнетённом народе» цензорам не понравилось, и в окончательном варианте песня стала «похоронной» .

Зато, благодаря цензуре, «Вий» обогатился новым эпизодом. В первом варианте повесть заканчивалась смертью неудачливого философа. Но потом цензура вымарала в сборнике две страницы «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», которая как раз следовала за «Вием». В результате, чтобы не перевёрстывать, Гоголь дописал заключительный разговор друзей Хомы — Халявы и Тиберия Горобца («Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы» ).

Также при переделке писатель уже сам изменил ещё один эпизод. В первом варианте Хома убивает ведьму и бросает её не глядя, поэтому, приехав отпевать панночку, не узнаёт покойницы (оставляя связать концы с концами догадливому читателю). В новом варианте он видит «омоложение» ведьмы и догадывается, с кем придётся иметь дело.

Свою повесть писатель предварил примечанием: «Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал» .
Здесь Гоголь, конечно, лукавит, хотя похожие сюжеты действительно распространены в фольклоре многих стран и существуют они в массе вариаций.

В одних рассказах герою надо провести три ночи у гроба одержимой бесами царевны. После всех сопутствующих испытанию ужасов царевна «выздоравливает», и герой берёт её в жёны. В других рассказах бесстрашный герой хочет впервые испытать страх и дежурит у гроба мёртвой ведьмы. Чтобы спрятаться от покойницы, герой то становится в алтаре, то ложится в гроб, когда покойница из него встаёт, и лежит так до третьих петухов.
Но наиболее близкой к версии Гоголя является сказка, в которой дочь ведьмы влюбляется в парня и приходит к нему, обратившись чёрной кошкой. Парень накидывает на ведьму уздечку и ездит на ней, пока та не умирает. За это родители убиенной требуют, чтобы парень три ночи читал возле гроба псалтырь. Две ночи парня преследуют всякие кошмары, от которых он укрывается, очертив запретный круг. На третью ночь нечисть обращается за помощью к «старшей ведьме», та находит парня, но в это время поют петухи, и герой (как правило) остаётся жив.

С источниками сюжета всё более-менее ясно. Но исследователей уже долгие годы мучает вопрос — а кто же такой Вий, который выполняет у Гоголя функции «старшей ведьмы»?
Сам писатель в примечании к повести написал, что «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли» .
И вот здесь Гоголь, скорее всего, откровенно мистифицировал читателя.

Н. Гоголь «Вий»:
«…скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.
„Не гляди!“ — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Конечно, мне попадались книжки вроде всяческих словарей славянской мифологии, где Вий добросовестно отнесён к фольклорным персонажам. Вот только такого персонажа в фольклоре нет. Похожие на него, наделённые отдельными его чертами — есть, а точно такого, как у Гоголя, нет.

Происхождение имени особых загадок не создаёт и отсылает нас к украинскому слову «вія» (то бишь, ресница, или веко с ресницами). Похожие длинные веки встречаются у многих фольклорных персонажей. В сказке «Иван Быкович» из сборника Афанасьева есть муж ведьмы, ресницы которого настолько длинные, что их поднимают вилами целых 12 богатырей! Правда, глаза у этого персонажа не обладают какой-либо волшебной силой.
Длинные ресницы описываются и в некоторых поверьях про Касьяна. Касьян вообще-то христианский святой, но вот в народном фольклоре он почему-то преобразился в полную свою противоположность. Возможно потому, что день его памяти — 29 февраля — символ не високосного года, который в народе страсть как не любят. В результате о Касьяне стали говорить как о падшем ангеле, которого Бог заковал в цепи, поместил в подземелье, да ещё приставил к узнику «доброго» ангела, который три года лупит Касьяна молотом по лбу. Понятно, что за время экзекуции узник звереет окончательно. И когда 29 февраля его отпускают «побегать на волю», Касьян валит своим взглядом всё живое налево и направо («Касьян на скот взглянет, скот валится»; «Касьян на что ни взглянет — все вянет» ).

Однако у Гоголя Вий своим взглядом не губит, он только может прозреть сквозь пелену завесы магического круга.
Ещё подозрительнее выглядит придание Вию Гоголем титула «начальника гномов». Это вообще, как говорится, из другой оперы. Никаких гномов не знает.

Поэтому большинство исследователей считает образ Вия оригинальным творением писателя. Хотя, как и всё в этом мире, он появился не на пустом месте.

Анекдоты про Вия:

Приходит Вий в косметический салон и говорит:
— Поднимите мне веки!

— Поднимите мне веки! — сказал Вий.
Hечистые подбежали, подняли.
— Теперь опустите!
Опустили.
— Поднимите!
Подняли.
— Опустите!
Опустили.
— А теперь скажите, кто вы есть.
— Мы ду-у-ухи, — пролепетали нечистые.
— А я кто?
— А ты, Вий, дембель.

В конкурсе детских рисунков на асфальте победила девочка, нарисовавшая круг.
Остальных забрал Вий. (не совсем правильно, но смешно — С.К.)

Москва — как Хома Брут. Уже третье кольцо вокруг себя нарисовала… а они всё лезут и лезут.



Нависшее веко – проблема, с которой может столкнуться женщина любого возраста. Существует несколько причин, из-за которых возникает этот неприятный дефект. Проблема нависания верхнего века может носить разный характер. В некоторых случаях от нее можно избавиться самостоятельно в домашних условиях, в других же нужно обязательно делать операцию.

Причин нависания века есть несколько, но специалисты классифицируют проблему на два основных вида. Так, этот косметический дефект может быть врожденным или же приобретенным. В первом случае нависшее веко – это действительно только эстетический недостаток, который не несет никакого вреда организму и обусловлен скорее всего строением лица. Во втором случае причины могут крыться не только в старении кожи, но и в других более серьезных проблемах, например, заболеваниях органов зрения.

Самые распространенные причины птоза:

  • наследственность: генетический дефект уберет только пластическая хирургия, но сделать птоз менее заметным можно при помощи гимнастики и правильного макияжа;
  • неправильное питание: употребление слишком большого количества жареной и соленой пищи, воды на ночь, алкоголя могут привести к отекам, избавиться от которых можно просто поменяв свой рацион;
  • переутомление: недосыпание и стресс – довольно распространенные причины появления птоза;
  • резкая потеря веса;
  • аллергия: может быть как на продукты питания, так и на косметику, поэтому важно следить за правильным подбором и того, и другого.


Избавиться от птоза легко, если выяснить причину. Для этого следует проконсультироваться со специалистом, который скорректирует питание и подберет нужные процедуры.

Способы устранения проблемы

В зависимости от того, какова причина нависания века, есть несколько вариантов избавиться от проблемы. Все способы отличаются по эффективности, стоимости и скорости результатов.

Хирургический метод

Скальпель – самый действенный метод, но к нему прибегают только в крайних случаях. Это единственный вариант устранения врожденной проблемы. Если же нависшее веко появилось в результате старения или по другим причинам, то решают ее с помощью косметолога, домашней гимнастики, специальных препаратов.

Существует несколько вариантов того, как убрать нависшее веко с помощью операции. Первый подходит для тех, у кого веко малоподвижно. В такой ситуации хирург либо укорачивает мышцу, которая ослабла и не может поддерживать веко, либо же подвешивает опущенное веко к лобной мышце.

Если же речь идет о возрастных изменениях, которые привели к атрофии мышц верхнего века, то хирурги делают блефаропластику. Этот метод предполагает следующие действия: специалист надрезает веко в уголке, после чего удаляет лишнюю кожу и клетчатку.

Помощь косметолога

Современная косметология полна самых разнообразных процедур, в том числе и тех, которые помогут избавиться от нависшего века без хирургического вмешательства. Косметологи предлагают 2 варианте:

  1. Ботокс. Инъекции ботокса стали одной из самых популярных процедур, позволяющих решить проблемы старения, в том числе и птоза. Если причиной нависания века стали морщины на лбу, то ботокс с этим легко справится.
  2. Мезонити. Появление мезонитей стало настоящей революцией в мире косметологии. Эта процедура пришла на замену пластической хирургии. С помощью мезонитей косметологи проводят подтяжку лица, подтянуть можно и веки. Для этого нити вводят в область висков и лба.

Помимо этого существуют и специальные гимнастики, упражнения, компрессы и маски, которые можно делать в домашних условиях.

Самостоятельное решение проблемы

Существует множество советов и рекомендаций по поводу того, как избавиться от обвисшего века в домашних условиях. Впрочем, эти методы не настолько действенны и эффективны, как первые два варианта, а потому подходят скорее всего для профилактики, а не для лечения. Хотя, если проблема находится только на начальных этапах, то при помощи гимнастики можно добиться хороших результатов.


Если вы не хотите стать обладательницей обвисшего верхнего века в старости, то начинать упражнения надо уже сейчас. Есть несколько вариантов гимнастики:

  1. Поднимите вверх голову, после чего опускайте свой взгляд, чтобы увидеть нос, задержите взгляд секунд на 10. Голова при этом должна быть неподвижной.
  2. Двигайте глазами сначала влево, потом вправо, затем вверх и вниз, после по диагонали и по кругу. Повторяйте упражнение несколько раз, пока не почувствуете небольшую усталость мышц.
  3. Сделайте массаж. Для этого вымойте лицо и нанесите легкий крем. Не рекомендуется использовать масло или жирные средства. После этого чистыми руками начинайте процедуру. Безымянным пальцем делайте движения от носа к виску, слегка нажимая на веко. В области нависания можно увеличить нажим.

Одним из важных правил проведения гимнастики является ее регулярность. Даже если вы добились результатов и птоз значительно уменьшился или вовсе ушел, то прекращать упражнения ни в коем случае нельзя, так как проблема может вернуться.

Лечение птоза в домашних условиях возможно и другими способами. Избавиться от проблемы можно с помощью различных косметических средств собственного приготовления. Самый распространенный вариант – компрессы. Приготовить отвар в домашних условиях очень просто. Для этого применяют березовые листья, корень петрушки и ромашки.

Избавиться от птоза можно и при помощи компрессов из картофельного сока. Для снятия отека утром поможет обычный лед. Нужно протирать им веки. Следите и за своим питанием, так как неправильный рацион становится частой причиной птоза. Не ешьте много соленого и сладкого, на ночь старайтесь не пить много воды.

Как скрыть дефект при помощи макияжа?

В случае если проблема врожденная, то единственный способ, как убрать нависшее веко, – это лечь под скальпель. Далеко не каждая женщина на это решится, особенно, учитывая то, что проблема только косметическая и не несет угрозы для здоровья. А потому многие представительницы прекрасного пола выбирают макияж вместо хирургической операции.


При правильном нанесении косметики можно легко скрыть дефект. Оптимальным решением являются довольно распространенные варианты макияжа: стрелки и «smoky eyes». Нанесение косметики в одной из этих техник сделает глаза выразительными и визуально уберет проблему птоза верхнего века.

Есть еще несколько советов по поводу макияжа:

  • перламутровые тени – неподходящий выбор для тех, кто хочет скрыть обвисшее веко, так вы только больше привлечете внимание к дефекту;
  • заботьтесь о ресницах: длинные и подкрученные ресницы сделают глаза выразительными;
  • не наносите подводку толстой линией на нижнее веко, так верхнее станет еще меньшим.

Макияж следует наносить с открытыми глазами, это позволит лучше контролировать процесс.

Е. ДМИТРИЕВА, историк

Всего полтора десятка строк посвятил Н. В. Гоголь в своей повести Вию. Но кто хоть раз в жизни прочел их, уже никогда не забудет столь яркий, необычный, впечатляющий образ. Возможно, одна из причин здесь кроется в особой загадочности, непонятности Вия. Как возник этот образ, откуда появился? Кто он - Вий и что мы знаем о нем?

Сего славяне признавали подземным богом, коего место занимал у древнейших Плутон, царь адский.
М. Д. Чулков. "Абевега русских суеверий"

Обитателей мира мертвых, духов, враждебных всему живому, мертвецов называли в Древней Руси навиями.

Так называемый Збручский идол. Он отражает устройство Вселенной по представлениям древних славян.

Изображение Велеса в Дмитровском соборе XII века (консоль колонны) во Владимире.

Хоровод не просто народный танец, а языческий обряд-заклинание. Народное гуляние. Литография мастерской Ивана Голышева. Мстера. 1871 год.

Святой Власий со стадами скота и святой Спиридоний. Новгородская икона ХVI века.

Следы языческих верований, в частности культа Велеса, прослеживались в народной культуре и фольклоре вплоть до начала XX века. Так, например, трава, кусты, деревья и прочая растительность назывались в народе "волосами земли".

Для начала процитируем Гоголя: "- Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь, длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий, - и все сонмище кинулось подымать ему веки.

"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный, грянулся он о землю, и тут же вылетел дух из него от страха".

Трудно найти в произведениях русских классиков персонаж более впечатляющий и загадочный, чем гоголевский Вий. Явно относясь к героям фольклорным и сказочным, он и среди них выделяется своей особой эффектностью и необъяснимой, скрытой мощью. "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения, - писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей повести. - Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". Если учитывать, что в 1835 году, когда была написана повесть, славянская фольклористика как наука еще только зарождалась и о своей собственной мифологии мы знали не больше, чем, например, о китайской, то нет ничего удивительного, что Гоголь не дал более содержательного пояснения относительно "начальника" малороссийских "гномов".

Сегодня мы можем уже без страха взглянуть в глаза Вию и рассказать о нем все то, чего не знал даже его литературный отец.

Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось и само имя - Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов "вия", "вийка" - ресница (а "повико" - веко). Ведь самая запоминающаяся и характерная черта Вия - огромные веки, поэтому вполне естественно, что имя его произошло как раз от них.

И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья. В сказке про Ивана Быковича, записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора A. Н. Афанасьевым, рассказывается, что после того, как Иван сначала победил на реке Смородине трех многоголовых чудищ, а потом уничтожил их жен, некая ведьма, лишившись теперь своих дочерей и зятьев, утащила Ивана к хозяину подземного царства, своему мужу:

"На тебе, говорит, нашего погубителя!" - И в сказке перед нами предстает тот же Вий, но в подземном царстве, у себя дома:

"Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей".

И у Гоголя, и в сказке, записанной Афанасьевым, не удивительно присутствие железных атрибутов. У гоголевского Вия - железное лицо, железный палец, у сказочного - железная кровать, железные вилы. Железная руда ведь добывается из земли, а значит, владыка подземного царства, Вий, был своего рода хозяином и покровителем земных недр и их богатств. Видимо, поэтому Н. В. Гоголь причисляет его к европейским гномам, хранителям подземных сокровищ. Для древнего человека в пору складывания славянской мифологии железо, прочный металл, трудно добываемый и трудно обрабатываемый, незаменимый в хозяйстве, представлялся величайшей ценностью.

Сказочный герой Афанасьева с его длинными бровями и ресницами полностью соответствует облику Вия. Однако в славянской мифологии для хозяина подземного царства наличие именно длинных бровей или ресниц было, видимо, необязательно. Его отличительная черта - просто длинные волосы, а что это, ресницы, брови или борода, - не суть важно. Можно предположить, что непомерные веки - позднейшее искажение народного предания. Главное не веки, а просто длинные ресницы, волосы. В одной из белорусских сказок описывается "царь Кокоть, борода с локоть, семьдесят аршин железный кнут, из семидесяти воловьих шкур сумка" - образ, аналогичный хозяину подземного царства. Известен также и сказочный старичок "Сам с ноготок, борода с локоток", обладатель непомерной силы и огромного стада быков. В услужении у него находился трехглавый змей, а сам он скрывался от преследовавших его богатырей под землей. Но есть среди белорусских сказок и такая, где Кощею, так же как и Вию, служанка поднимала веки, "по пять пудов каждое". Этот Кощей "как поглядит на кого - так уж тот от него не уйдет, хоть и отпустит - все равно каждый придет к нему обратно".

Значит, оттого нельзя смотреть Вию в глаза, что заберет, утянет к себе в подземелье, в мир мертвых, что, собственно, и произошло с беднягой Хомой в гоголевском "Вие". Наверное, поэтому в христианских апокрифических легендах с Вием отождествлялся святой Касьян, которого в народе считали воплощением високосного года и олицетворением всяких несчастий. Думали, что Касьян, так же как и хозяин подземного царства, живет глубоко под землей, в пещере, куда не проникает дневной свет. Взгляд Касьяна губителен для всего живого и влечет за собой беды, болезни, а то и смерть. Некоторыми чертами Вия наделялся и апокрифический Иуда Искариот, который в наказание за предательство Иисуса Христа якобы потерял зрение из-за чрезмерно разросшихся век.

Так откуда же появился в славянской мифологии и фольклоре столь странный образ Вия? Найти ответ помогают основные признаки нашего персонажа: волосатость, обладание стадами быков и причастность к подземному миру. Эти признаки заставляют вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества - Велеса (Волоса). До того как люди научились обрабатывать землю, он покровительствовал охотникам, помогал добывать зверя, что, по мнению многих исследователей, обусловило имя божества. Оно происходит от слова "волос", то есть мех, шкура охотничьей добычи. Велес олицетворял также и духов убитых зверей. Отсюда представление, что божество это связано со смертью, миром мертвых. "Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать духа убитого зверя, духа охотничьей добычи, то есть бога того единственного богатства первобытного охотника, которое олицетворялось тушей побежденного зверя". Так писал о Велесе-Волосе академик Б. А. Рыбаков.

Но прошло время, и неотъемлемой частью хозяйства древних людей стали земледелие и скотоводство. Охота утратила былое значение, Велес же стал покровителем домашнего скота. Вот почему у старичка "Сам с ноготок, борода с локоток" бычьи стада, и всякий, посягнувший на них, рискует испытать на себе дюжую силу хозяина стада. Количество скота в древности - главный показатель богатства семьи. Скот давал человеку практически все необходимое: это и тягловая сила, это и мех, кожа, шерсть для одежды и других хозяйственных нужд, молоко, молочные продукты и мясо для пропитания. Не случайно обычай измерять богатство в "головах" скота дожил до Средневековья. Словом "скот" обозначалась не только собственно скотина, но и все имущество, богатство семьи. Слово "скотолюбие" употреблялось в значении "корыстолюбие", "жадность". Пост финансового чиновника, стоящего между посадником и старостой, назывался "скотник", поскольку "скотница" - это казна (отсюда еще одно значение Велеса как божества: ведающий доходом и богатством).

Не случайно поэтому Велес противопоставлялся Перуну - богу небес, грозы и войны. Ведь богатство, достаток и война, влекущая разорение, несовместимы. Податель гроз Перун обитал на небе, в заоблачном царстве богов. Велес же связывался с подземным миром мертвых, "тем светом". Вплоть до начала XX века сохранялся обычай после жатвы оставлять в поле пучок несжатых колосьев - "Велесу на бородку". Крестьяне надеялись заслужить этим благосклонность покоящихся в земле предков, от которых зависел урожай следующего года. Деревья, кусты, травы назывались в народе "волосами земли". Таким образом, неудивительно, что хозяин подземного царства Велес, чье имя через века оказалось забыто, изображался в виде волосатого старика и получил впоследствии из-за этого имя Вий. (Впрочем, имя Вий по происхождению аналогично имени Велес: и то и другое произошли от слов "волосы", "ресницы".)

С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию (скорее всего, из-за созвучия имен), день которого приходился на 11 февраля (24-е по новому стилю). Во многих местах России Власьев день отмечали как большой праздник. Например, в Вологодской губернии на празднество съезжались жители соседних волостей, служили торжественный многолюдный молебен, во время которого освящали караваи хлеба. Дома хозяйки скармливали ломти освященного хлеба скоту, надеясь тем самым уберечь его от болезней на весь год. С этого дня на базарах начинались торги скота. К святому Власию обращались с молитвой о сохранности и здоровье скота: "Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали". Иконы святого вешали в коровниках и хлевах для защиты скота от всевозможных несчастий.

А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия - персонажа сугубо отрицательного, "нечистой силы". Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную - святой Власий, покровитель скота и отрицательную - Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.

"Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамленья божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги". Так заканчивает свою повесть "Вий" Николай Васильевич Гоголь.

История разворачивается через год после описанных в повести Гоголя событий. Перепуганные жители деревни навертели вокруг них уже целую мифологию; местный священник-фанатик (Андрей Смоляков), которому везде чудятся бесы, приказал заколотить церковь (в которой до сих пор лежит Панночка) и запретил к ней подходить. Единственный, кому на запреты плевать, - английский картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг), которого занесло в Украину во время исследовательского вояжа. Он собирается составить карту местности, и более удобной наблюдательной площадки, чем церковь, не найдешь. Параллельно он выслушивает от местных рассказы о злоключениях Хомы Брута ‑и сам сталкивается с жуткими видениями. Тем временем сотник, отец Панночки (Юрий Цурило), лелеет мечту: отпеть и похоронить по-человечески дочь, и, кроме англичанина, никто ему не поможет.

"Вий 3D" - это как бы детектив, англичанину предстоит докопаться до правды, скрытой за леденящими легендами, - и заодно выяснить, что вся история про Хому и летающие гробы была мистификацией, Панночка на самом деле - хорошая девушка и с остальными героями все куда сложнее.

Внешне "Вий" напоминает "Сонную лощину", и в начале там буквально воспроизводится сцена из "Ван Хельсинга", но это влияние, а не плагиат: в основном "Вий" как раз-таки отсебятина чистой воды, свободная как от механического подражания Голливуду, так и от необходимости следовать гоголевской повести. И тут трудно догадаться, что произойдет в следующей сцене: Вий появляется не в финале, а в середине картины, и, если до того лента хоть как-то напоминала экранизацию школьной классики, вторая половина - свободное плавание, в котором зрителю бывает по-настоящему интересно.

Сравнительная таблица

Гоголь Фильм 1967 года Фильм 2014 года
Панночка "Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное". Наталья Варлей - сравнительно хрупкая Панночка. Ее в определенном смысле жалко - режиссеры Георгий Кропачев и Константин Ершов сохраняют оригинальную гоголевскую конструкцию - если вчитаться в текст, станет ясно, что Панночка влюбилась в Хому, а он ее отверг и избил до смерти, после чего она приступила к изощренной мести, призвав на помощь все силы ада. Героиня Ольги Зайцевой - красавица, "кровь с молоком", которая позволяет себе определенную распущенность и расплачивается за нее. Это ее единственный грех, на самом деле она не монстр, и вообще, похоже, не ведьма (хоть тело ее загадочным образом остается нетленным). Она жертва, к тому же оклеветанная после смерти.
Хома Брут "Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака". Леонид Куравлев играет именно такого простака Хому, как описано в повести. Хома Алексея Петрухина уже не так прост. Он описывается как человек, попавший в чрезвычайно затруднительную ситуацию, его сжирает страх - и кажется, что после всех злоключений ему уже нет места среди живых.
Вий "...Приземистый, дюжий, косолапый человек… весь в черной земле" (в первом варианте, впрочем, он был исполином). Лицо (и, вероятно, все тело) железное, веки опущены до полу. Взгляд его описывается в ранней редакции романа как "две черные пули". Вий - трэшевая, грубо сделанная кукла в человеческий рост, громко топающая ногами (внутри прятался цирковой акробат Николай Степанов). Бояться существа в костюме из пропитаной смолами мешковины могли только не испорченные фильмами ужасов советские зрители. Сравнительно тощее чудовище с физиономией, как у насекомого, и гигантскими красными глазами, в каждом из которых - десятки маленьких зеленых глазок. Людям, страдающим трипофобией (страхом перед повторяющимися отверстиями и/или пупырышками) в глаза Вия и правда лучше не вглядываться.

Кстати

Прототипом монстра стал святой

Иоанн Кассиан, живший в IV - V веке, с одной стороны, давным-давно канонизирован православной церковью, с другой - в народе отношение к нему было крайне настороженным. Считалось почему-то, что Касьян приносит людям несчастья, что у него дурной глаз (если посмотрит на траву, та завянет, на корову - подохнет), что он вообще охраняет вход в преисподнюю. Касьянов день отмечали 29 февраля - раз в четыре года, и считалось, что родиться в этот день - ужасная примета. Касьян, по украинским представлениям, сидит в пещере (или в яме с землей), заросший шерстью, и не видит божьего света из-за длиннющих ресниц (по другой версии - век), опускающихся до земли. Ресницы или веки ему поднимает вилами нечистая сила (имя Вий произошло от украинского "вiя" - "ресница"). Кроме того, с Вием связывают сказочного персонажа - шелудивого Буняку, способного взглядом уничтожить город.

В кинематографе Вию не особо везло. Три дореволюционные экранизации не сохранились до наших дней. За рубежом "Вия" экранизировали дважды: в 1960-м итальянец Марио Бава снял "Маску сатаны", вольную экранизацию Гоголя, в 1990-м югослав Джордже Кадиевич поставил картину "Свято место". Известна также картина Олега Фесенко "Ведьма", вышедшая в 2006-м и растоптанная критиками: действие там разворачивается в Америке, а сыгранный Валерием Николаевым герой - репортер, отправившийся в командировку в глухую провинцию.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди