08.03.2019

В каком веке появились пуговицы. История пуговицы на руси. Причины, по которым расстегивают пуговицы


Сколько пуговиц должно быть на манжете пиджака? Три, четыре, две?
Есть ли какие-то правила, которыми руководствуются портные или конструкторы одежды? Если есть, то связаны ли они с типом пиджака (однобортный, двубортный) или, возможно, при пошиве следует ориентироваться на количество основных пуговиц? Например, на манжету двухпуговичного пиджака крепится две пуговицы, трехпуговичного — три и т.д.

Вопрос из тех, где не стоит искать четкую логическую зависимость. Более того, исторические или национальные традиции здесь тоже, по всей видимости, ни при чем. И четыре, и две, и три, и даже одна пуговицы встречались на любом историческом отрезке развития мужской моды последней сотни лет. Нет и большой связи со стилистикой костюма: спортивный, формальный — и там и там могло встретиться любое число.

Таким образом, заказывая пошив пиджака или изменяя манжеты на готовом пиджаке, вы можете руководствоваться исключительно субъективным эстетическим вкусом, а также личным выбором между выражением некоторой оригинальности или, наоборот, желанием примкнуть к большинству.

Да, единственное, о чем здесь можно говорить, это насколько часто или редко встречается то или иное количество пуговиц, а значит, в какой степени заурядна или оригинальна будет ваша манжета.

Что касается частотности, то безоговорочным лидером будет рукав пиджака с четырьмя пуговицами. Вариант самый безрисковый, на все случаи жизни. Пуговицы могут располагаться каскадом (waterfall) или слегка соприкасаться (kissing):


Три пуговицы встречаются гораздо реже, но все-таки такой вариант остается в рамках мейнстрима.


Теперь входим в зону нетривиального, но все еще сдержанного языка, на котором может говорить наша одежда, наш стиль. Двух- и однопуговичная манжеты — редкий, но по-своему изысканный способ заявить о себе как о натуре с тонкой душевной организацией, знающей, как ненавязчиво, но эффектно поразить публику. Разница между первым и вторым, конечно, есть: если с двумя пуговицами рукав смотрится более классично и, так скажем, законно, то одна пуговица у некоторых может вызывать недоумение и, возможно, отторжение. Но все это, опять же, дело вкуса.

Две пуговицы должны быть расположены на некотором расстоянии друг от друга:


Вот несколько примеров с одной пуговицей:


Для полноты картины приведу пример с , но он не совсем корректен, так как у Теба довольно близкие родственные связи с обычной курткой, да и манжета у него больше рубашечного типа.


Особняком стоит вариант с пятью пуговицами. Он хоть и встречается (довольно редко), но выглядит все-таки чересчур экстравагантно, и чувство меры владельца здесь, пожалуй, ставится под большой вопрос.


Наконец, бонусный вариант: для тех, кто мыслит максимально нестандартно и не скрывает это от окружающих. Пиджак с манжетами на молнии от Junya Watanabe:

Еще больше интересных материалов в наших группах.

Сколько пуговиц должны иметь деловые мужские костюмы?

Сколько пуговиц должны иметь деловые мужские костюмы?

Существует несколько критериев выбора деловых мужских пиджаков, и один из них - это количество пуговиц. Казалось бы, такая мелочь, а может существенно влиять на статус одежды. Например, мужские костюмы, имеющие в качестве застежки только одну пуговицу, не могут быть признаны деловыми. Такие наряды, застегнутые на единственную пуговицу, подойдут представителям шоу-бизнеса и посетителям казино. По сути, пиджак с одной пуговицей - это своеобразная версия однобортного смокинга.

А вот мужские пиджаки, имеющие две пуговицы, застегнута из которых только верхняя, уже можно считать деловой одеждой. Причем, такие деловые пиджаки считаются довольно консервативными. В частности, модели с двумя пуговицами любимы банкирами и другими работниками данной сферы. Эти пиджаки получили особенно широкое распространение в Соединенных Штатах Америки в середине 20-ого века. А сделали такую одежду своеобразной деловой униформой специалисты модного дома Brooks Brothers (Нью-Йорк). Особенно распространена данная модель была на восточном побережье США. Затем мода на деловые мужские пиджаки с двумя пуговицами распространилась по всему миру.

Для деловой обстановки подойдут и трехпуговичные мужские пиджаки. Причем, верхняя пуговица немного прикрывается лацканом, а лицевая сторона верхней петли располагается почти на сгибе лацкана, на изнанке борта. Это сделано для того, чтобы пиджак аккуратно смотрелся при различных вариантах его застегивания. Например, изделие может быть застегнуто на первую (верхнюю) и вторую (среднюю) пуговицы. Нижняя пуговица в любом случае не застегивается. Еще один вариант - застегнуть пиджак только на среднюю пуговицу. Причем верхняя пуговица, благодаря описанным выше особенностям, будет совершенно не видна. Деловой пиджак в этом случае становится похож на двухпуговичный. Но, кстати, вариант с тремя пуговицами может быть использован и для оформления неформальных пиджаков.

А вот модели с четырьмя пуговицами используются исключительно для создания неформального стиля одежды. В частности, четырьмя пуговицами дополняют спортивные мужские пиджаки. Такие модели, не имеющие подкладки, еще называют пиджаками-свитерами. Для оформления деловых костюмов такое количество пуговиц не используется.

Пуговицы на кафтанах

Русский модельер Валентина Аверьянова в своих коллекциях в русском стиле придаёт большое внимание не только крою вещи и материалу, но и отделке. Часто используется русская вышивка, кружево, тесьма, шитьё камнями на традиционных нарядах…

Но особую роль для украшения наряда играет пуговица. Интересно, узнать, что история пуговицы на Руси начинается не с привычной круглой глазастой красавицы, а часто имела разнообразные формы и разные названия. Например, форму палочки. Кляпышек — короткая деревянная или металлическая палочка, употребляется как застежка, вместо пуговицы.
Пуговицы — как глаза на наряде, и часто от выбора пуговицы полностью зависит стилистика костюма. Интересно, что на Руси часто использовали не только пуговицы, которые изготовлялись своими руками из дерева, но и настоящие шедевры ювелирного искусства из драгоценных металлов, украшенные камнями, узорчатой сканью и позже филигранью. В отделке русских костюмов использовались даже заморские пуговицы, с восточными или византийскими мотивами. А очень часто в музеях и на выставках русских нарядов, даже на казалось простом русском народном костюме, т е на крестьянском костюме можно встретить старинные монеты соседних государств, с которыми вели торговлю русские купцы.

Название пугвица, пуговка, пуговичка — кружок или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пугва (ж. церк.) выпуклость, горбок. Пуга, пужка — тупой конец яйца, пятка, гузка. Пугово(и)чный мастер, или пуговичник, пуговница.
Интересно звучит слово «пуговица» на разных языках: На японском – это «нэцке», хотя это слово привычнее для обозначения вида искусства. Итальянском — bottone, испанском baton – почка, нераспустившийся бутон. Немецком — Knopf, в голландском Кnоор имеют значение «шишка, выпуклость, вершина». (Сравните со словом «кнопка», обозначающим вид застежки).
Пуговица – загадочный и удивительный предмет на протяжении всей истории его использования. Некоторые филологи считают, что слова «пуговица» и «пугало» имеет один корень, т к пуговица носила в том числе и обережных характер, и пуговки защищали владельца от злого взгляда.
В давние времена люди соединяли свою одежду пуговками из кости, дерева, и других натуральных материалов, но русские археологии находят в основном пуговицы из драгоценных металлов, не потому что в Древней Руси не использовали другие материалы, а потому что они не сохранились и не дошли до наших дней. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, использовались в качестве украшения, а не только для застёгивания и были обнаружены в Индии. Сделаны они около 5000 лет тому назад. Предки русской пуговицы датируются VI веком. Древнерусские пуговицы-гирьки
Пуговицы, как правило, украшались рисунком. Например, концентрические круги означали солнце. В России часто пуговицы были полыми, в виде шарика, в который помещали кусочек металла. При ходьбе такие пуговицы издавали мелодичное позвякиваете. По достоинству пуговицы оценили лишь в Средние века, когда вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре.



В Европе впервые пуговицу стали использовать как застежку в Германии примерно в 13 веке. С помощью специальной глазури художники расписывали пуговицы яркими картинами.
Первоначально дамы, предпочитавшие шпильки и булавки, обратили свой взор на пуговицы и дали им новую жизнь. Пуговицы стали не просто функциональной и необходимой вещью, но и произведением искусства, украшавшее великолепные наряды. Пуговицы стали чудесной деталью, которая придаёт вещи или красоту или может её безнадежно испортить.
История пуговицы на Руси.


Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Порой самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья, потому что были изготовлены из драгоценных металлов и камней.
На Руси пуговицы демонстрировали статус владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека и его достатке. К каждому виду платья полагалось свое количество пуговиц, например, к боярскому кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе - по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Больше всего пуговиц полагалось иметь ратникам на стёганном кафтане — тигилее.
И сегодня пуговицы могут многое рассказать о владельце, форменные пуговицы послов, военных, профессоров и учеников рассказывают о принадлежности носителя.

Простейшая пуговица представляет собой диск с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий пуговиц может варьироваться.

История пуговиц

По уточнению из комментариев здесь на фото - справа от гербовой мундирной пуговицы - элемент декора конской упряжи 18 - 20вв.

В древности люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы (а также предметы, похожие на пуговицы), используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе 2800-2600 до н.э. Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (около 2000-1500 до н.э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.

Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры. Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.

Пуговицы на кафтанах, примерно 10 век

Функциональные пуговицы, сделанные из камня, найдены на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н.э. Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления облегающей одежды.

Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц. Века назад пуговицы были не просто дороги - они были драгоценны. Их передавали по наследству и описывали в литературе и завещаниях.

Пуговица как оберег. Пуговицы на Руси

Древнерусские пуговицы-гирьки (по уточнению из комментариев - это свинцовые оружейные пули 16 - 17вв.).

В прошлом пуговица была одним из важных магических амулетов , призванных отпугивать враждебные силы. На Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной . Словарь Владимира Даля пишет, что. Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции . Магическая природа определялась двумя способами - рисунками (узорами т.п.) на пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом плодородия).

Пуговица. Серебро, эмаль. 16-17 век

Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Поэтому первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов. Частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы «гирьки» , украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречается символ солнца - спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы Мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля.

О магической функции пуговиц упоминает академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». Он цитирует онежскую былину «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче»:

А молодой боярин Дюк Степанович
Стал плеточкой по пуговкам поваживать,
Пуговкой о пуговку позванивать.
Как от пуговки было да до пуговки,
Налетели тут птицы клевучие,
Наскакали тут звери рыкучие...

Исследователи русского былинного эпоса всегда обращали внимание на эти волшебные пуговицы, пытаясь как-то истолковать их значение. Ответ на эту загадку неожиданно дали археологи: в одном из древнерусских княжеских кладов 10-13 вв. были обнаружены четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями тех самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Рыбаков определяет эти пуговицы как «пуговицы-заклинания»: видимо они использовались для магических действий.

Можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время, как у славян на первое место ставилась функция оберега .


Принцип плетения пуговиц

На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. Сам принцип плетения пуговиц сохранился до наших дней; китайские пуговицы в виде "кулака обезьяны" и аналогичные плетеные узлы «Джозефина» во Франции - ни что иное, как отголосок старинных магических мотивов.

Пуговицы в мужском и женском костюме

Пуговицы с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. Мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы, числом иногда больше сотни. Пуговицы демонстрировали богатство их владельца, так как были изысканными и дорогими. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости,они символизировали достаток и высокое положение в обществе.

Интересно, что вплоть до XIX века пуговица оставалась привилегией мужчин . Лишь треть всех пуговиц шла на женскую одежду. И только к середине века вместе с Haute Couture во Францию пришло осознание того, что пуговица в женском платье может быть не только функциональной, но и декоративной. Немедленно последовал взрыв. Как метко заметил один модный журнал 1877 г., «женщин обуяло пуговичное безумие». В то время большую часть фурнитуры составляли блестящие металлические пуговицы, и бедным модницам необходимо было чуть ли не ежедневно чистить до блеска все свое изобилие пуговиц на платье . Возможно, именно это обстоятельство побудило перейти к пуговицам, обтянутым тканью, сходной или точно такой же, как на платье. Впервые же пуговицы появились на ночных рубашках.

Из чего делают пуговицы

«Прародителями» пластмассовой пуговицы стали так называемые галлинитовые (gallinite) пуговицы, которые делались из уплотненного казеина - молочного коагулянта, который производился на молочных комбинатах в Аргентине, высушивался и доставлялся во Францию. После соответствующей переработки он принимал вид агата, об истинном происхождении которого никто не догадывался.

В XVII в. появились пуговицы из меди и дерева, а в XVIII - из перламутра и кожи. В XIX в. пуговицы изготавливались также из рога, эбонита, «вулканизированной фибры», фарфора, стекла и других материалов. В России XVIII века были очень популярны пуговицы, изготовленные из различных полудрагоценных камней - яшмы, агата, малахита.

Родоначальником настоящей обычной пластмассовой пуговицы можно считать парижанку Эльзу Шиапарелли, законодательницу женской моды Парижа в 1930-е гг. В содружестве с неким Жаном Клеманом, который был хорошо образован в области химии. Ои изготовили огромное число невиданных ранее пуговиц различных форм и цветов, в том числе фосфоресцирующих. Были среди них пуговицы в форме фруктов - лимонов, апельсинов, грейпфрутов, в форме фигурок балерин, ложечек, рождественных колокольчиков, лошадок, шнурков для ботинок, бумажных скрепок. Открытый Эльзой салон Madame Schiap пользовался огромным успехом. Говорили, что модницам доставляло такое же удовольствие носить купленные там пуговицы, как самим авторам придумывать их.

Уникальные пуговичные произведения из драгоценных камней и пуговицы, вышитые из ценнейших сортов шелка, стали соседствовать с изделиями массового производства.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

  1. утилитарная (пуговица как застежка);
  2. декоративно-эстетическая (пуговица как украшение);
  3. магическая (пуговица - оберег или талисман);
  4. семиотическая или информативная (пуговица как опознавательный знак) .

Русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница - что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
  • На чужой рот не пуговицу нашить.
  • С солдата не пуговку сорвёшь.
  • Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш - без ушка!

Фото пуговиц и где купить

Часть фотографий - с ярмарки мастеров, там можно купить или заказать пуговиц.

В цветаевском «Крысолове» крысы гибнут на пути в воображаемые Гималаи, и несколько страниц посвящено… пуговице! Гениальная поэтесса видела пуговицу через призму символизма как некий ограничитель тех состояний человеческого тела и духа, которые требуют свободы: движения, дыхания, мысли, выбора, творчества. Свобода, которую мы сами или с посторонней помощью, намеренно или вынужденно, загоняем в куб законов и петли предрассудков, чтобы получить свои квадратные метры покоя и комфорта, презрев все ужасы непредсказуемости своего завтра. Гаммельнская пуговица – лицо обывательской добропорядочности и лубочного домостроя, пресыщенного консерватизма и укорененного однообразия. Всего, что преувеличивает вес заземленного тела и уменьшает в ноль силу небесного тяготения. Однако, здоровый практицизм заставляет нас и дальше пользоваться пуговицей, да еще и во множественном числе. Так откуда же она взялась, и каково было ее изначальное предназначение?

Что означает слово пуговица

Пуга кнут . Вица хлыст, прут, розга . Это из древнего санскритского, если верить информации, просочившейся в интернет. Кнутовица, пугохлыст, пугопрут. Версия о благородной двухтысячелетней древности (до нашей эры) пуговицы тихонько скулит от бессилия. Все дело в семантике, к которой мы привыкли, и в образе, к которому привязали нам это слово. Кругляшок с дырочками или ушком. Разве он пугает? Что общего у него с кнутом-хлыстом?

Пуговица - это амулет

Гуляй, фантазия! Прототип пуговицы – амулет , который носили на шее или на запястьях, подразумевает собой магический предмет, в который заключена некая сила, энергия, которую можно оживить с помощью определенных ритуальных действий и/или слов, произнесенных вслух. Амулет – это тоже часть одежды, предназначенная защитить, обезопасить, спасти. Прикасаясь к открытым участкам кожи, он как бы освобождает нас от потенциальной опасности и страхов, беря на себя ответственность за их избегание, невольно заставляя концентрироваться на более важных целях и входить в нужное состояние намерения и действия.

Рисунки-знаки, как и форма амулета, зачастую символизировали солнце и призваны были отпугнуть темные силы. Символ солнца – круг с точкой внутри (у китайцев потом круг превратился в квадрат) или спираль. И то, и другое, как луч, с началом, но без конца. Спираль похожа на кнут, раскручивающийся перед ударом. Спираль, сжатая пружиной времени и магии, таит в себе силу хлыста. Во всем можно найти связь. Даже в несвязуемом. Гораздо сложнее найти истину. Может, в те далекие времена кнут-хлыст был тем единственным оружием, которого стоило бояться в отсутствие пряника?

Пуговицы – это украшение

Более поздние и современные названия пуговицы несут уже разнообразие смыслов. Латинское «бутон» означает нераскрывшийся цветок, что дает право подразумевать, что приоритетной в Западной Европе была именно эстетическая функция пуговицы, а не скрепляющая. В то же время в романских языках созвучное «ботон», «ботао», «батон» с ударением на первый слог означает еще «протискивать, протыкать, пронзать», кроме «шишечка, выпуклость, бутон». По-арабски «пуговица» звучит как «зарра» и является омонимом цветка розы. В переводе с древнеперсидского звучание «зарра» означало «золото»: возможно, пуговицы тогда отливались исключительно из золота и символизировали солнце. Солнце-амулет!?

Откуда появилась пуговица в Европе

Если пренебречь первобытными прототипами пуговицы в виде косточек, палочек, камушков, а также глиняными и металлическими бесформенными шариками с дырочками, найденными на раскопках, относящимся к Древней Греции, считается, что пуговица завоевала Европу после Крестовых походов. Историки утверждают, что именно с Ближнего Востока привезли первые пуговицы, которые с 13 века считались изысканным украшением на мужском платье. Ведь женщины допустили пуговицы к своему платью намного позднее, чем мужчины.

Примечание: мужчины одевались сами, и все крепежные элементы одежды находились спереди, как и другие их достоинства. Женщин же одевали служанки, которые во время этой довольно затяжной (в обоих смыслах) процедуры не должны были мельтешить перед глазами. Поэтому шнуровка, булавки и, позднее, пуговицы, когда они перестали быть столь драгоценными, располагались на спине. Ну, а кто носит дорогие украшения на спине? Разве что, вельможные лошади!

Учитывая тот факт, что во время Крестовых походов на Ближнем Востоке воевали с турками и арабами, утверждение, что именно с их подачи пуговица пришла в Европу, является спорным. Арабская и турецкая мода времен Крестовых походов вообще не подразумевала пуговиц, как крепежных элементов одежды. Точнее можно будет сказать только после изобретения машины времени, а пока достаточно взгляда на имеющиеся экспонаты и изображения одежд того времени. Свободного кроя кафтаны, шаровары, халаты ассоциируются с поясами, шнуровкой, ремнями. Зачем там пуговицы? Пуговицы нужны, чтобы соединить детали одежды, плотно облегающей силуэт. Такая одежда начала входить в моду мусульманских стран скорее, наоборот, с подачи Европы, с 16 века. Именно тогда в турецком и арабском костюме появляются узкие рукава и расшитые облегающие камзолы на пуговицах поверх свободного нижнего платья.

Более интересно предположение, что пуговица попала во времена Крестовых походов в руки к какому-нибудь знатному рыцарю с оговоркой, что это артефакт, предназначенный одному из европейских правителей для исцеления или сохранения власти. Это мог быть утерянный в землях Персии один из амулетов Александра Македонского, побывавшего в Индии, в местах возникновения пуговицы. Это всего лишь домысел, но кто знает, как далек или близок он к исторической реальности!

Пуговица универсальна

Пуговица - самый универсальный в своем разнообразии предмет. Это касается и внешнего вида, и применения. Пуговица может принять вид чего угодно. Она несет в себе сквозь время информацию. Она служит нам, и ее работа скромна и важна. Пуговицы никогда не выбрасывают сами по себе, разве только теряют. Их хранят, как амулеты хороших воспоминаний. Им дают вторую жизнь в рукоделии и искусстве.

Самый модный пуговичный салон был открыт, конечно, во Франции. Именно там продавались пуговицы, имитирующие жемчуг и драгоценные камни.

Интересно

  • Самой богатой на пуговицы одеждой можно считать костюм французского короля Франциска, их на нем было пришито аж 13600 штук.
  • Самые дорогие пуговицы изготовлены из цветных бриллиантов.
  • Самые ненадежные пуговицы оказались на мундирах солдат наполеоновской армии. Сделаны они были из алюминия, который при русском морозе всего лишь в 130С превратился в крошево, внеся свой вклад в поражение французских войск.

И хотя пуговица так и не раскрыла тайну своего точного происхождения, она прочно закрепилась в нашем повседневном обиходе. Вплоть до начала 20-го века пуговица служила украшением, стоила дорого и перешивалась на все новые поколения одежды. Только с развитием химической промышленности и появлением новых синтетических материалов пуговица стала социально доступной. Самая загадочная и непредсказуемая, она с достоинством остается незаменимой в нашей жизни.

Послесловие

Тенденции современных мод и материй практически исключают пуговицу из повседневного использования, оказывая предпочтение более разнузданным и, одновременно, категоричным кнопкам, молниям, липучкам и крючковатым застежкам. Пуговица – надежней молнии. Хотя бы потому, что ее легче заменить. Или переместить – в случае трусости тела перед голодом или сытостью. Новый век перестал стыдиться возможности быть обнаженным. Он ждал, когда исчезнет пошлость из наших чувств и желаний. Но распахнувшись, потерял очарование тайны. Теперь он ищет новые секреты и сокровища с изнанки бесконечных покровов. Но пальцы помнят это действие, помещающее в петлю или освобождающее из нее предмет, которого мы сами, не ведая того, допускаем к власти над нашими свободами. Чем холодней и неуютней мир, тем больше доверия мы оказываем пуговице, помогающей сохранять тепло земного вместилища наших душ.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди