09.04.2019

В каком возрасте казак садился на коня. Как жили донские казаки, почему казачки могли запросто развестись с мужем, а их дети с трех лет садились на лошадь. «Я возьму их на себя!»


3 марта 1987 года на 95-м году жизни в Нью-Йорке скончался казак Фёдор Иванович Елисеев (1892-1987) - полковник, кубанский казак, участник Первой мировой войны, Гражданской войны. Фёдор Иванович Елисеев родился 11 ноября 1892 г. в станице Кавказской Кубанского казачьего войска в казачьей семье. В 1910 поступил на военную службу вольноопределяющимся в 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Чепеги полк. 1910 успешно сдал вступительный экзамен в Оренбургское казачье училище. Окончил училище взводным портупей-юнкером с двумя золотыми жетонами за джигитовку и гимнастику, выпущен 1913 в чине хорунжийего в 1-й Кавказский Наместника Екатеринославского Генерал-Фельдмаршала Князя Потёмкина-Таврического полк ККВ, базирующийся в г. Мерве (Туркестанского ВО). С началом Первой мировой 25 августа 1914 выступил с полком через Баку, Елисаветполь, Тифлис, Александрополь и Персию в Турцию на Кавказский фронт. Непрерывно в строю: младший офицер сотни, полковой адъютант. В середине февраля 1917 года был командирован в Петроград для представления на службу в Собственный Его Императорского Величества Конвой. Революцию застал в Петрограде по этой причине вынужден был вернутся в свой 1-й Кавказский полк. В середине апреля 1917 года по мобилизационному плану 5-я Кавказская казачья дивизия под командованием генерала Томашевского была переброшена из-под Карса в Финляндию Западном фронте, командир сотни. Был награждён шестью боевыми орденами до ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом включительно. По возвращении казачьих частей на Кубань - активный участник восстания против большевиков в Кавказском отделе Войска в марте 1918 г, командир конного отряда. Потерпев неудачу, восставшие рассеиваются. Елисеев конспиративно пробирается в Ставрополь. С освобождением города частями полковника А. Г. Шкуро 8 июля 1918 поступает к нему в отряд и начинает свою боевую работу в Белом движении. 13 сентября 1918 г. командир сотни в Корниловском конном полку ККВ; помощник командира полка Н. Г. Бабиева, с 26 декабря 1918 г. есаул, с 2 февраля 1919 г. командир того же полка, со 2 мая 1919 г. в распоряжении штаба Кубанского казачьего войска, с 18 октября 1919 г. командир 2-го Хопёрского полка, с ноября 1919 г. - Сводно-Хопёрского полка, с 6 февраля 1920 г. командир 1-го Лабинского полка, с 20 февраля и с 26 марта 1920 г. одновременно командующий 2-й Кубанской казачьей дивизией. Полковник (19 апреля 1919 г.; одновременно с чином войскового старшины). Взят в плен 25 апреля 1920 г. под Сочи, содержался в лагере в Екатеринбурге, откуда совершил побег в Олонецкую губернию. 30 августа 1921 г. переходит границу с Финляндией. Атаман Финляндско-Кубанской станицы, работа на лесопильной фабрике… В октябре 1924 г., получив визы, вместе со своими казаками он отбывает во Францию. В 1925-1926 гг. - организатор и главный участник джигитовки под руководством генерал-лейтенанта Шкуро в Париже и по странам Европы. В г. Виши полковник Елисеев назначается представителем Кубанского войскового атамана генерал-майора В. Г. Науменко, начальником армейской рабочей группы РОВС, активно помогает Русскому зарубежному союзу военных инвалидов генерала-от-кавалерии Н. Н. Баратова. В 1930-1933 гг. в Париже Обществом ревнителей Кубани под руководством Ф. И. Елисеева были выпущены три номера иллюстрированного журнала «Кубанское Казачество» (около 100 стр.) и журнал «Россия» № 7, посвящённый Кубанскому казачьему войску (свыше 50 гравюр и фотографий, 50 стр.), в котором приняли участие атаманы Краснов, Богаевский, Науменко и другие казачьи деятели. С 1933 по 1939 гг. - руководитель группы джигитов в «кругосветном турне» по Индии, на островах Ява, Борнео, Филиппинах, в Индокитае, Бирме, Сиаме, Малайе, Сингапуре и других странах. С 1937-1938 гг., жил в Шанхае, был назначен представителем Кубанского атамана на Дальнем Востоке для установления и поддержания связи с главой Дальневосточной эмиграции атаманом Г. М. Семеновым. В 1939 г. на о. Суматра Елисеева застает Вторая мировая война. Как офицер союзной армии по Первой мировой он вступает офицером во Французский Иностранный легион в Индокитае, участвует в боях с японцами. В апреле 1945 г., прикрывая отход батальона легионеров и спасая раненого товарища, сам дважды раненый, попадает в плен. После освобождения в 1946 г. возвращается во Францию. За боевые отличия в Легионе Елисеев награждался девять раз, в том числе орденом Круа де Герр (Военного Креста) 2-й ст. с золотой звездой на ленте. Генерал Сабаттье, Командующий Французскими войсками в Китае в приказе от 09.04.1945 года, награждая Военным Крестом 2-й степени с золотой звездой на ленте, Елисеева Феодора, Лейтенанта 5-го пех. полка Иностранного Легиона Французской армии, отмечал «Офицер… исключительного хладнокровия, своим спокойствием и презрением к опасности вызывал восхищение среди подчинённых во время ежедневных боев… Тяжело контуженный 2-го апреля 1945 года, он командовал взводом легионеров в арьергарде, прикрывая отход батальона под жестким и близким огнём противника. Числить без вести пропавшим». В 1947-1948 гг. работал с группой джигитов в Голландии, Швейцарии и Бельгии. Когда он слез с седла, ему было 56 лет.

В конце мая в поселке Пригородном впервые прошел казачий обряд Посажение на коня. Юные казаки пусть и прошли его несколько позже положенного возраста, но сделали это достойно.

В качестве организаторов выступили Межрегиональная молодежная казачья организация «Есаул» (Председатель Правления Дмитрий Гнедаш), Пригородное хуторское казачье общество (атаман Игорь Никитин) и Оренбургское городское казачье общество (атаман Сергей Слепов). Для Оренбургского регионального отделения МО МКО «Есаул» и ОГКО нынешнее проведение обряда уже второе, в первый раз это было в прошлом году на Большой поляне в Зауральной роще города Оренбурга. Но главными действующими лицами 26 мая были казаки, которые воспитываются в 5 «К» казачьем кадетском классе Пригородной СОШ №1.

Погода с самого утра жаркая, солнце высоко, а на лазурном небе ни единого облачка. Сама природа дарит всю теплоту и заботу, которая только может быть. Гнедой уже бьет копытом по прогретому песку школьной площадки. Ждет юных седоков.

Родители – волнуются, дети – в ровном строю ждут своей очереди. Мальчики один за другим седлают коня, помогает им в этом атаман. Он им за крестного отца стал. Папы и мамы казаков принимают сыновей с клятвой растить достойных казаков, настоящих воинов.

— Люб ли вам казак? – спрашивает каждый о своем сыне у других родителей и гостей.

– Люб, – отвечают они, и мальчик отправляется в строй.

Не остались без внимания и девочки – казачки. Обряд посажения, конечно, они не проходили, но на жеребце прокатились.

Как и положено, обряд получился семейным. Родители подготовили для ребят столы со вкусностями. Обед удался на славу. В большом семейном кругу юные казаки отобедали, да угостились чаем и тортами.

На этом праздничный день у казачат не закончился. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки стали радостным событием, как для детей, так и для взрослых. Судья соревнования Павел Демидов строго следил за соблюдением правил техники безопасности. А казачата старались метко целиться и попадать «в яблочко». Показавшие лучшие результаты среди детей и среди взрослых получили грамоты.

Весь день в школе работала выставка фотографий, где можно было познакомиться с работой, которую проводили казаки МО МКО «Есаул» в течение года с момента создания. А также, посмотреть и почитать книги, которые хранятся в казачьей библиотеке молодежной организации.

День закончился всеобщим построением, где детям подарили Святое Евангелие и памятные сувениры. Классному руководителю — воспитателю Елене Никитиной (природной донской казачке) была вручена награда – «За славу и честь казачью». В поощрение за огромное дело в воспитании молодых казаков, в назидание казакам взрослым.

Казачьему роду нет переводу!

Екатерина Гнедаш

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне - отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу - кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

Казаки из станицы «Нагайбакская» в Челябинской области рассказали, как они проводят обряд посвящения ребенка в казаки.

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и города Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню.

Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества А.Васильев открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни отцу Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ А. Егоров. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

По словам атамана станицы Уйской А.Чвалова, были времена, когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй. Этим пользовались родители. Они могли проводить обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми. Проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне. Отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков » - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам.

Особый колорит внесли гости из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина К. Крылов: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями». Чему присягали, тому и служим.

А. Васильев, атаман станицы «Нагайбакская»

Обычай «посажения на коня» (посвящения в казаки), символизировавший принятие ребёнка в казачью общину, существовал у казаков еще издревле. По традиции, этот обряд совершался, когда мальчику исполнялся год, или когда прорезывался первый зуб. В этот же день казачонку крёстный «подрезал чуб» - срезал прядку волос, которая на протяжении всей жизни казака хранилась за иконой и потом клалась в гроб. Сегодня церемонию проводят в возрасте 4-6 лет.

Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков.

По материалам газеты «Казачий вестник»

Присоединяйтесь к новостному каналу газеты « Молодой дальневосточник XXI век» на


Донское казачество известно как самобытный род вооруженных сил России. На протяжении сотен лет казаки считались непревзойденными наездниками. Без казачьей шашки не обходились русско-турецкие войны 18-19 веков, участвовали донские казаки в походах на Кавказ, завоевывали земли Средней Азии, осваивали Дальний Восток и Сибирь. Даже находясь дома, на Дону, они прикрывали границы тревожного юга России. Фактически донское казачество вело ежедневную многовековую войну, что послужило формированию особого уклада их жизни.

Демократия по-казачьи

Донское казачье войско считается самым многочисленным казачьим объединением в Российской империи. С момента получения Царской грамоты от Ивана Грозного в 1570 году донские казаки стали первыми по старшинству среди всех казачьих войск. С этого времени они наряду с царской армией участвовали во всех крупных сражениях.


До подавления Булавинского восстания в 1708 году, когда территорию вольных казаков включили в состав Российской империи, это был абсолютно независимый от политики внешнего мира народ. Но, находясь после распада Золотой Орды в окружении воинственно настроенных крымских татар, нагайцев, калмыков, донские казаки вынужденно пребывали в постоянной боевой готовности. Такая напряженность требовала высокой ответственности и четко работающей системы внутреннего подчинения.


Жизненный уклад донского казачества подчинялся Войсковому Кругу, на котором большинством избирался главный атаман, атаманы станиц и отдельных городков. Этот демократичный подход к выдвижению лидеров резко отличался от привычных традиций. Длительная оторванность казачьего Дона от центра русского управления избавила казачество от крепостничества, существовавшего в те времена. Даже после отмены Петром 1 выборности казачьих атаманов и введении обязательной службы в царской армии донские казаки настойчиво отстаивали свои свободы перед имперскими властями, добиваясь частичного сохранения своих привилегий. Донское казачество освобождалось от налоговой повинности, а также имело право беспошлинной торговли на войсковых территориях.

Порядки в казачьей семье

В 16-17 веках все самое важное в жизни донских казаков решалось на Кругу. Мужчина, давший слово на всеобщем собрании, обязан был сдержать свое обещание. Со временем Круг начал давать одобрение брачным союзам. Жених и невеста прилюдно давали друг другу обещания, и с народного согласия рождалась новая семья.


Казачьи традиции запрещали жениться на родственнице ближе седьмого колена. Также нельзя было создавать семью с детьми крестных. По православной традиции кума и кум на Дону считались близкими родственниками. Было еще одно негласное правило: жених обязан быть старше своей невесты. Насильно казаков не женили. Молодой приходил с отцом к приглянувшейся казачке, и дальнейший ход событий зависел от невесты. Она могла одобрить сватовство или же дать понять, что свадьбы не будет. В случае неудачного замужества жена имела право добиваться поддержки казачьего Круга в разводе, чего не знали традиционные русские семьи.

Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почетом и уважением. Он считался носителем традиций и семейной памяти. Неуважение к старикам приравнивалось к прегрешению. При старших казаках считалось неуместным сидеть (только с их позволения), ссориться, появляться не полностью одетыми.

Воспитание настоящего казака

В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя.


Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания. После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки, сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой. Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле.


Помимо освоения воинского дела мальчишки с 5 лет работали в поле, пасли скот, управляли волами на пахоте. Времени для традиционных детских забав оставалось мало. Но даже игры сводились либо к обучению, либо к воинскому искусству, для чего казак, собственно, и был рожден. В подростковом возрасте ребята осваивали воинскую стратегию, выстраивая модели сражений и анализируя тактику противника. Для этого устраивались потешные бои одной группы детей против другой, в результате чего победители захватывали знамя «противника».


Окончательно принимали в казаки юношей 17-19 лет. Они проходили полноценное обучение в военных лагерях, а результаты своих навыков демонстрировали на публичном состязании. Казачки на лошадях переправлялись через реку, боролись друг с другом верхом, стреляли по целям и рубили препятствия шашкой. На соревнования съезжались целые станицы. Это было значимым событием того времени.

Какими были донские женщины



В опасных условиях приграничной жизни сформировался не только воин-казак, но и особенный тип женщины – казачка. История гласит, что казаками освоены масштабные земли Дона, Терека и Кубани. Но так как мужчины чаще находились в военных походах, немалая доля заслуг за плечами казачек. Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.

Если в образе казаков история засвидетельствовала такие качества, как отвагу и неустрашимость, то образ казачки ассоциируется с сильным неукротимым нравом, преданностью семейному очагу, верностью в браке, усердием в воспитании детей и деловитостью в хозяйстве. Девочек начинали приучать к труду рано. В 4 года казачки работали в саду и кормили домашнюю птицу, а с пяти начинали шить, вышивать и вязать. В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми.


Случалось, что на казачьи селения нападал враг. Женщины отвечали за укрытие детей и скота, перезаряжали мужу ружья, помогали строить укрепления, тушить жары, спасали раненых. А если главного защитника дома не оказывалось, казачка, не задумываясь, хваталась за мужнину саблю, защищая собственный дом. В 1641 году 800 казачек наравне с мужчинами защищали от турок крепость Азов, проявив в тяжелых боях небывалую храбрость. Эта героическая операция известна в истории как «Азовское стояние».

Сегодня огромный интерес вызывают и .


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди