17.04.2019

Выводит в центр крысу. Выходит ревущая морская фея и нянька


Новогоднее представление для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Действующие лица:

Взрослые :
Ведущая
Госпожа Метелица
Емеля
Солдат
Волшебница
Дед Мороз
Девочки :
Серебряные нити
Лепестки
6 человек в русских народных костюмах
6 человек, изображающих огонь и северное сияние.

Атрибуты и декорации:
Веретено, прялка, колодец, фонарики, сани с бубенцами, костер, серебряный дождик, уголек, ведра, цветик-семицветик, огниво, новогодняя елка, зеркальный шар, софит.

Сцена 1

Свет гаснет. Кружится зеркальный шар. Горит прожектор, направленный на шар. Дети входят в зал парами с интервалами, выстраиваются в шахматном порядке под музыку ансамбля "Верасы" "Снег кружится, летает и тает" (фонограмма), дети танцуют, вальсируют.

Ведущий.
Подарила нам зима
Ледяные терема.
В теремах для нас постели
Взбили тетушки метели.

Звучит фонограмма завывания вьюги, метели. Дети импровизируют движения, передающие сопротивление метели, снегопаду. В это время за кадром звучит голос госпожи Метелицы.


Госпожа Метелица.
Вьюга воет, вьюга злится,
На дворе метель кружится.
Машет белым рукавом,
Сыплет бархатным снежком.

Вьюга стихла, продолжается песня "Снег кружится", дети стряхивают снег с одежды, мальчики дышат девочкам на руки, грея их, затем проходят на стульчики. У центральной стены освещается терем госпожи Метелицы.


Ведущий.
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек, снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье.
Голос за кадром.
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите.
Ребенок.
Когда зима, как в зеркальце,
В речной глядится лед,
Волшебница-метелица
Нам песенку поет.

Песня "Снежный карнавал", слова и музыка П. Синявского.


Ведущий.
Осыпает Новый год
Землю чудесами.
Вот и сказки у ворот
Ждут все встречи с вами.
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались во владениях самой госпожи Метелицы. Добрый вечер, госпожа Метелица. Что ты тут делаешь?

Госпожа Метелица
(крутит колесо прялки).
Пряжу пряду.
Ведущий.
Зачем столько пряжи?
Госпожа Метелица.
Пусть потеплее природа оденется.
Ведущий.
Много ты заготовила пряжи.
Белые вещи без устали вяжешь.
Сонным деревьям пушистые шапки,
Елочкам варежки вяжешь на лапки.
Госпожа Метелица.
Пряжа моя не простая, а волшебная.
Ведущий.
Помоги нам, госпожа Метелица, найти путь-дорожку в царство Деда Мороза.
Госпожа Метелица.
Ну что ж, помогу, спряду из этой пряжи ниточку серебряную, длинную-предлинную, и получится из нее клубочек. Он-то вам дорогу и покажет в царство Деда Мороза. Крутись скорей, мое колесо, чтоб прялась ниточка не короткая - длинная, не простая - серебряная.

Девочки исполняют танец "Серебряные нити", в руках
у них "дождик", собранный в пучок. Во время танца госпожа Метелица крутит колесо и "прядет пряжу".

Госпожа Метелица
(дает клубочек).
Возьмите волшебный клубочек, да поторопитесь, до Нового года недолго осталось.
Ведущий (берет клубок).
Ребята, а чтоб было веселей в пути, споем песню.

Дети исполняют "Тихую песенку", слова М. Лаписовой, музыка Е. Тарковского; затем садятся на стульчики.


Ведущий.
Чародейкою зимой
Околдован лес стоит
И под снежной бахромой
Сказки тихо говорит.
1-й Ребенок.
Мы любим, зимушка, тебя,
Твой иней и ледок.
И снег пушистый на ветвях,
И санки, и каток.
3-й Ребенок.
Ты елку из лесу несешь
Ребятам в Новый год,
Ты превращаешь в сказку всё,
Когда твой снег идет.
Ведущий (роняет клубок в колодец).
Ой, ребята, наш клубочек волшебный укатился в колодец. Как же нам быть?

Свет гаснет. Наступает ночь.


Сцена 2

Прожектор освещает вход в зал. Выходит бравый солдат с песней (фонограмма песни в исполнении О. Даля из к/ф. "Старая, старая сказка").

Солдат.
Здравствуйте! Я бравый солдат и всегда рад добрым людям услужить. Однажды я даже ведьме помогал - огниво из старого дупла доставал. Хитрая была старуха. Да я ее перехитрил: огниво себе оставил. А оно ценнее золота оказалось, которое в том дупле три огромные собаки сторожили. Ну, а здесь кто в моей помощи нуждается?
Ведущий.
Разведи нам костер, служивый, а то в лесу холодно. А ребята у твоего костра погреются, потанцуют.

Мальчики исполняют танец "Огонь", в руках у них красные шелковые лоскутки ткани. Во время танца зажигается бутафорский костер.


Ведущий.
Солдатик, помоги. Выручи нас из беды.
Солдат.
Хорошо, услужу. Да только сперва загадки мои отгадайте. Скажите-ка, ребятки, о каком месяце в этой загадке речь идет?
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдет -
Мы встречаем Новый год.
Дети.
Декабрь.
Солдат.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Дети.
Варежки.
Солдат.
Кто, угадай-ка,
Сегодня хозяйка?
Тряхнет перинки -
Над миром пушинки?
Дети.
Зима.
Солдат.
Молодцы, ребята, вижу, вы народ смекалистый, сообразительный. Подарю я вам уголек волшебный от костра, он будет дорогу освещать и путь указывать.
Направо песни звонко льются,
Там губы сами запоют.
Пойдешь налево - там смеются,
А прямо - сказки оживут.

Дети отправляются в дальнейший путь, исполняя хоровод "Новогодняя ночь", под фонограмму ансамбля "Золотое кольцо".


Сцена 3.

В зал входит Емеля.

Емеля.
Ох, и весело у вас.
Есть водица или квас?
Ведущий.
Нет.
Емеля.
По щучьему веленью,
По моему хотенью,
Ступайте, ведра, сюда сами.

Входят ведра.


Емеля
(пьет).
Ох, водица студена!
Я - Емелюшка, Емеля.
Ох, не люблю работки.
Не слезал бы всю неделю
С печи-самоходки.
Разъезжаю я по свету,
Ох, скуку разгоняю,
Мне милей гармошки нету,
Слушайте, сыграю.
Ведущий.
Ты, Емеля, поиграй, а ребята спляшут.

Исполняется "Русский танец".


Ведущий.
Ребята, пока мы танцевали, уголечек наш упал в ведро к Емеле. Как же мы теперь отыщем дорогу в царство Деда Мороза?
Емеля.
Ну, это дело поправимое.
По щучьему веленью,
По моему хотенью,
Где мои сани залетные?
Везите, сани, ребят сами. (Хлопает в ладоши).

Выходят двое детей с дугой и колокольчиками
- это воображаемые сани, все остальные дети встают сзади. В первом ряду - дети с музыкальными инструментами: ложками, румбами. Во время езды на санях исполняется песня "Эх, зима", слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.

Сцена 4
Звучит фонограмма - волшебная музыка. Выходит старушка-волшебница, героиня сказки "Цветик-семицветик". В руках у нее цветик-семицветик.
Ведущий.
Ой, ребята, куда это нас сани Емелины завезли? Что-то он, наверное, напутал?
Волшебница.
Вы, ребята, очутились в моем царстве цветов. Вот мой заветный цветик-семицветик.

Выбегают семь девочек - это лепестки цветика-семицветика. Девочки исполняют танец "Лепестки".


Ведущий.
Как же быть? Мы так спешили, торопились в гости к Деду Морозу.
Волшебница.
Не огорчайтесь, помогу я вам. Есть в моем царстве удивительный цветок.
Ведущий.
Почему же разным цветом каждый светит лепесток?
Волшебница.
Семь цветов, семь лепестков,
Радужные краски,
А найти такой цветок
Можно только в сказке.
Пусть цветок мой будет с вами,
Он исполнит все желанья.
(Отрывает лепесток, произносит слова).
Ты лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…
Отыщи Деда Мороза.

Свет гаснет. Мерцают на модулях огни прожектора. Ребята исполняют парный танец "Северное сияние", в руках у них фонарики в виде свечек. Во время танца свет можно полностью выключить, горят только фонари, ими можно создать композиции с помощью определенных движений. В конце танца зажигается елка.


Сцена 5


Мужской голос за кадром
(на фоне вьюги).
С ветром, вьюгой и снегами
Мчится Дед Мороз седой.
Машет длинными руками,
Сыплет звезды над землей.

Звучит торжественная музыка, в зал входит Дед Мороз.


Дед Мороз.
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех друзей,
Поздравляю всех гостей!
Возле елки в хороводе
Танцы будут веселей!

Песня "Новогодний хоровод", слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве.


Дед Мороз.
Ноги ходят ходуном,
Не стоят на месте.
Расступись, честной народ,
Дед Мороз плясать идет.

Пляска Деда Мороза.


Дед Мороз.
Ох, устал я, сяду, посижу,
На детишек погляжу
Да стихи послушаю.
1-й Ребенок.
Белая, пушистая,
Морозная, искристая,
В серебристом инее,
С вечерами синими
Идет, спешит зима.
(Звук металлофона).
2-й Ребенок.
Со снежками липкими,
С веселыми улыбками,
С новогодней елкою,
Душистою и смолкою,
Идет, спешит зима.
(Звук металлофона).
3-й Ребенок.
Чудесная, как сказка,
Мы встретим тебя ласково
И песенку споем.
Спеши, мы очень ждем.

Исполняется песня "Русская зима", слова и музыка Л. Олиферовой. Госпожа Метелица выносит на подносе подарки.


Ведущий.
Пора, друзья, проститься нужно,
Всех поздравляю от души,
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые, и малыши.
Дед Мороз.
Я в Новом году всем желаю успеха,
Побольше веселого, звонкого смеха.
Побольше веселых друзей и подруг,
Чтоб с вами все вместе смеялись вокруг.
Счастливого вам Нового года!

Среди сказок братьев Гримм есть та, что в русском переводе названа «Госпожа Метелица». Простим переводчику слишком уж вольный перевод изначального названия - «Frau Hӧlle». Русский читатель, незнакомый с мифологией Севера, не смог бы понять более точного перевода, а именно - «Госпожа Хель».



Итак, кто же такая госпожа Хель в германской мифологии? Очень просто - владычица ада, который размещен в подземном мире под названием Хельхейм («обитель Хель»). Мир холода и льда, где царствует ужасная Хель, половина лица у которой синяя, а другая половина - красная, зубы ее огромны . Как понимаете, есть некоторое сходство с тем образом «госпожи Метелицы», который был создан братьями Гримм.

Каковы же функции Хельхейма? - в него попадают души тех, кто не удосужился чертогов Одина - Валхаллы. К Хель идут неправедно умершие, кто не погиб с оружием в руках, сражаясь с врагами. Кем пренебрегли валькирии, собирающие для Одина души павших героев. В наказание неправедно умершим и создан Хельхейм, нечто вроде католического чистилища. Ведь из Хельхейма еще есть выход, когда душа проходит реинкарнацию после мучений в царстве Хель за неправедную жизнь и неправедную смерть. Тогда душа, получившая новое тело. Еще сможет возвысить это тело до состояния героя, а герои погибают в бою, что откроет раскаявшейся душе, понесшей наказание за плохое управление предыдущим телом, возможность попасть в Валхаллу.

Само понятие чистилища явно несет на себе отпечаток северной мифологии. Налицо - присутствие колодца (провала), в который спускается герой. Чтобы встретиться с Хель. У северян в этом чистилище, кроме людских душ, также заточен и бог Локи, обреченный страдать до времени Рагнарёка - Битвы Богов, Судного дня. Однако же вернемся к «госпоже Метелице» братьев Гримм.

Сюжет там простой и незамысловатый. Трудолюбивая девочка роняет в колодец веретено, и, боясь гнева своей злющей, словно хабадовский раввин, мачехи, прыгает вслед за веретеном в этот глубоченный колодец. Девочка спускается туда и попадает вроде как в рай, но гуляя по тропинкам этого подземного рая, выполняет и попутные работы, выручив таким образом печку и яблоньку. А дальше ей попадается домик, где ее встречает добрая старушка (правда страшная, с огромными зубами ), моментально припахивающая трудолюбивую девушку к различным домашним работам. Самой показательной работой - и роднящей госпожу Метелицу с эддической Хель - является выбивание пуховой перины, во время которого на земле начинает идти снег. В принципе, теперь становится понятно - по чьей вине в средневековой Европе начался так называемый «малый ледниковый период», когда снег шел даже в июле, и урожая не было несколько лет подряд со всеми вытекающими из этого последствиями - вплоть до самого непрезентабельного бытового каннибализма.

Похоже, что трудолюбие девочки было по достоинству оценено госпожой Хель. И посему девочка была отпущена домой с очень богатыми подарками - девочка, проходя под воротами Хель, была орошена золотом. Думаю, что истребление людишек госпоже Хель очень понравилось - ведь они погибали не в битвах, без оружия в руках - отчего и пополняли контингент томящихся в Хельхейме душ. Что, возможно, влекло за собой какие-то премии госпоже Хель за перевыполнение плана по соревнованию с господином Одином, властителем Асгарда, в борьбе за души умерших в Срединном мире, Мидгарде.

Само собой, что злющую мачеху задавила жаба, что замарашка-падчерица не только выбралась из колодца живой, но и принесла на себе кучу золота. Выведав у простодушной девочки тайну обретения богатства, мачеха отправила к госпоже Хель свою родную дочку. Однако проблема заключалась в том, что ее дочка была потрясающе ленивой, насколько это было возможно в среде среднего класса феодального общества. Не выручила ленивица ни печку, ни яблоньку. Вместо того, чтобы выбивать во время отсутствия госпожи Хель ее перину, ленивая девочка сладко дрыхла на пуховике, позабыв и об остальных домашних делах. Естественно, что недостаток снега на полях тоже губительно сказался на популяции Homo Sapiens. Однако народ уже научился жрать друг друга еще во время гастарбайтерства трудолюбивой девочки, привык сражаться за свою жизнь, чтобы жрать, а не быть сожранным, и потому к вратам Валхаллы выстроилась длинная очередь, в то время как в Хельхейме ощущался острый недостаток поступающих.

Поэтому ворота Хель окатили ленивицу не золотом, а смолой, которая пристала к коже мачехиной дочки на всю оставшуюся жизнь.

Сюжет, казалось бы простенький, менторского характера - мол, арбайтен, майне либе киндер, и будет тебе ценный сюрприз. Однако же, как выразился один довольно популярный поэт - «Сказка ложь, да в ней намек». Значит, будем искать этот намек и постараемся понять - что же скрыто в примитивной бытовой рассказке для несмышленышей.

То, что бабуся с огромными зубами была идентифицирована нами как сама владычица подземного мира Хель - это только прелюдия к основной разборке текста. Дальше у нас будет, действительно, как в сказке - и чем дальше, тем страшнее.

Начнем с двух персонажей сказки, которые не несут никакой смысловой нагрузки, кроме как показатель степени трудолюбия или лености. Для нас, современных обитателей Мидгарда - не несут. А вот раньше каждое слово было наполнено глубоким смыслом. Тогда Слово было Делом, и отвечать за слова приходилось точно так же, как и за поступки. Поэтому люди тогда умели фильтровать базар и лишнего не говорили. Следовательно, печка и яблонька в нашей сказке являются гораздо более ключевыми персонажами, чем две земные девчонки.

Что такое печь? - это очаг, символ любого дома. Печь, на (в) которой готовится пища - это еще и символ достатка. Причем не только того дома, где она находится, но и страны - если печь эта в жилище властителя. С хлебом в печи - здесь символика очень даже понятна и сейчас - это хлеб наш насущный, который у мудрого правителя хорошо пропечен и его много. У плохого, соответственно - еда скверная, да и той нехватка. К тому же печь еще и символ того, как из неприглядной аморфной массы (тесто) в горниле огня получается определенный качественный продукт (из, скажем, «электората» - народ). Что дальше имеет подтверждение в эпизоде с выбиванием перины - низкие души, неспособные на героические поступки, не желающие защитить оружием своих близких, свою землю, свой народ - идут прямиком в Хельхейм. Вернемся опять к одному из малых ледниковых периодов. Те народы, которые были неспособны самоотверженно сражаться - были если не истреблены, то покорены, они утратили свое жизненное пространство и ассимилировали с победителями. Поэтому воинская доблесть - проверка на жизнестойкость народа. Печка, в которой происходит таинство становления Нации. Северные германские народы тогда выдержали испытание. А вот нерадивое отношение к этой печи превратило потомков гордых и отважных воинов в предельно одемокраченную, «человеколюбивую» субстанцию, в которой героизм стал ругательным понятием, а в «героях» ходят те, кто раньше находился за чертой приличного общества. Барыги, комедиянты и извращенцы. Так всегда бывает там, где культ Героя подменяется культом денег.

Теперь о яблоне. Яблоня, судя по всему, была первым деревом, которое человек окультурил. Не зря яблоня (и ее плоды) присутствует в мифах и сказках практически всех европейских народов. Сбор яблок - это сбор урожая. Урожая, взращенного на добрых делах правителя. Нежелание собрать урожай - преступно, потому что все то качественное, что может появиться в обществе - сгниет без пользы. Здесь давайте обратим особое внимание на различное поведение двух сказочных безымянных девочек. Трудолюбивая собрала урожай и аккуратно сложила его - при всем том, что пользоваться им не собиралась. Она это сделала для тех, кто придет за ней. А вот ленивая даже для самой себя не стала собирать плоды - она бежала за золотом. В это тоже - смысл. Трудолюбивая бережно отнеслась к труду предшественников - в отличие от ленивой, которая фактически этот труд уничтожила.

Яблоня также несет и определенную руническую нагрузку. Вот что связано с яблоней в руническом ряде:

Руна Ingwar - Инг (Ингви) - титул Фрейра, бога света.

Эзотерически означает возможность увидеть свою генетическую связь с Богами и восстановить связь со своей собственной духовной природой.

В мистике - символ света и потенциальной энергии, которая накапливается постепенно, но высвобождается мгновенно, единым мощным взрывом.

В магии обращение к светлым силам посредством этой руны должно быть сознательным. Ingwar употребляют для охранения урожая и при лечении сексуальных расстройств - как женских, так и мужских. Восстанавливая баланс сил в организме, руна Ingwar снимает стрессовое состояние и помогает найти выход из безнадежной - на первый взгляд - ситуации.

В составных талисманах и формулах эта руна должна стоять замыкающей или предпоследней, закрепляя желание благоприятного исхода дела. Употребление руны Ingwar для однозначно черного колдовства отмечено не было, хотя она и присутствовала в записях песенных заклятий (зейдов и нидов).

Хорошо сочетается со всеми рунами Футарка.

В санскрите этой руне соответствует слово ina - солнце, сильный.

Дерево этой руны - яблоня (Malus spp.).

Руна Ингвар принадлежит к целебным рунам, относится к миру богов, обозначает плодородие и предохраняет от дурных действий.

Обратите внимание: «означает возможность увидеть свою генетическую связь с Богами и восстановить связь со своей собственной духовной природой ». В рунической магии яблоня применяется для защиты, как терновник или боярышник. Применяется в основном для любовной и целительной магии. Вот вам и яблонька…

Еще две детали, на которых строится сказка - кровь и веретено. С кровью все понятно - кровь есть душа, кровь есть жертва. С веретеном несколько сложнее. Оно - атрибут норн, прядущих нити судеб. А правитель прядет нить судьбы своего народа. Своей земли и своего государства. Следовательно, окровавленное от работы веретено - признак того, что правитель не жалеет своих сил и своей души для построения благополучного общества, с довольным народом и сильной, справедливой государственной властью. Это - в случае с трудолюбивой девочкой.

А в случае с ленивицей на сцену выходит еще один «персонаж» - терновник. Ей пришлось расцарапать себе руку терновой колючкой, чтобы окрасить кровью веретено - как показатель усердной работы. То есть - притвориться трудолюбивой. Почему именно терновник? - не только потому, что у него длинные острые шипы. Терновник в северной магии используется как для защиты, так и для черного колдовства. Уже только то, что терновник был использован ДЕВОЧКОЙ, говорит об использовании его для злых целей - потому что женщинам нельзя работать ни с терновником, ни с руной Турисаз, дерево которой - шиповник. Зато эту руну и это дерево вовсю применяют вельвы - ведьмы, в черном колдовстве и для злых действий. Следовательно, использование тернового шипа девочкой сразу же поясняло то, что она была не просто обманщицей, но и злой колдуньей.

Ворота госпожи Метелицы - тоже не случайны. Они служат порталом для перехода в другие миры эддической мифологии. Трудолюбивая девочка обеспечила себе пребывание в царстве Одина, о чем говорит пролившееся на нее золото, символ Солнца. Зато ленивая после царства Хель (откуда душа еще может явиться, воплотившись в нашем, срединном мире, Мидгарде) достойна лишь Нифлхейма - мира голодных душ, откуда нет возврата, а в наличии есть только мрак, холод и вечный жестокий голод. К тому же окрасившаяся в темный цвет кожа уже при жизни сделала ее парией - согласно индоевропейским преданиям, темная кожа была у дикарей-дасья, которые происходили от соития зверей и демонов, но не от богов, как белые люди.

Итак, сказка «Госпожа Метелица» (в оригинале - «Госпожа Хель») базируется на более древнем предании, используемом арийскими народами для воспитания тех, кого они прочили в правящую варну, варну Воинов. Ведь в условиях присущей арийским народам военной демократии, правителем мог стать любой воин, достигший уважения и не запятнавший себя низкими поступками.

Исходя же из декларируемых этой сказкой правил, можно смело сказать - ни один из современных правителей не попадет в чертоги Валхаллы. Их место - в безысходности Нифлхейма, откуда им никогда не будет возрождения. И то - это в случае, если у них есть души. Но скорее всего - душ нет, и потому наши правители, эти мерзкие твари без стыда и совести, сдохнув - уйдут в Ничто и в Никуда. Наверное, именно из-за ощущения своей духовной ущербности, они и стараются за время своего присутствия в Мидгарде нахватать как можно больше всяких благ. Потому что второго раза для них не будет.


Сказка " Матушка Хульда" рассказывает историю о богатой вдове и ее родной дочери и падчерице. Вдова потворствовала своей родной дочери, позволив ей стать ленивой, в то время как ее падчерица должна была делать всю работу. Каждый день падчерица была прясть у колодца.(А колодцы и прочие отверстия в земле, провалы, пещеры, как мы знаем, всегда считались дорогой в подземный, потусторонний мир мертвых, к богам иного мира - D.W.) Однажды она уколола палец об кончик веретена. Наклонившись к колодцу, чтобы смыть кровь, она уронила веретено в воду.

Опасаясь наказания за потерю веретена, падчерица прыгнула за ним в колодец. К своему удивлению, девушка оказалась в мире Хульды, которая держала ее как служанку в течение нескольких недель.

Однако Хульда была настолько впечатлена кротостью девушки и трудолюбием, что она отправила ее обратно в семью, с фартуком, полным золота.
Мать, думая, что ее собственная дочь, тоже могла бы получить золото, направила ленивицу в колодец работать для матушки Хульды. Но Хульда обличила ее плохой характер и отправила домой, облитую смолой."

"Происхождение сказки:

Точное происхождение образа матушки Хульды трудно проследить, но считают, что персонаж этот возник из скандинавской мифологии, где она связана с различными божествами, включая Фригг и Хель; (интересно, что богини эти совсем разные - Фригг покровительствует детям и матерям, сама являясь матерью, а так же занимается прядением облаков, откуда связь Матушки Хульды со снегом...

...а Хель - богиня подземного царства мертвых, потому и Матушка Хульд или Фрау Холле имеет совершенно разные свойства в последующих мифах: то она домовитая хозяйка, то вдруг становится предводительницей Дикой Охоты, шествия мертвецов. - D.W.)

Также на немецком, есть этимологическая связь между именем Холле, имя Хель, и словом, обозначающим ад, подземное царство - Hell (как и в английском тоже - D.W.)

Хель, являющаяся королевой Хель (Hel), подземной норвежской страны, описана в скандинавской мифологии как полумертвый-полуживой монстр, но в немецкой мифологии она рассматривается как более благоприятствующий персонаж, как более мягкая форма смерти и трансформации. В этой связи, Матерь Хульда связана с Гертой (Герт, Герта, Hertha) , богиней плодородия и мира, иначе известной как Hlodyn в Эдде.

Хлодин же саму себя обычно называет Йорд (Jord), олицетворение примитивной, безлюдной, и необработанной земли. Она является одной из жен главного бога Одина и матерью бога Тора. Так как богини-матери распространены повсеместно в различных мифах и записанных текстах по всей Европе, то вполне объяснимо, что существует некоторая путаница по поводу точного статуса Jord и Фригг в этом контексте.

Фригга.
В ранней германской мифологии однако же Хульда была известна и как богиня брака. Она была благодетельным божеством, покровительницей и хранительницей всех девиц.

Мария Гимбутас называет Хульд (Хульда, Hulda или Гольда, Гойда, Холле) как первоначально существовавшую древнюю германскую Верховную богиню, которая предшествовала большей части немецкого пантеона, в том числе таким божествам как Один, Тор, Фрея и Локи, продолжая традиции предварительно Индо -европейского неолита Европы.

Когда христианство постепенно заменило скандинавское язычество в раннем средневековье, много старых обычаев постепенно были утеряны или ассимилированы в католической традиции. К концу позднего средневековья скандинавское язычество было уже почти полностью маргинальным и слилось с деревенским фольклором, в котором образ Матушки Хульды в итоге благополучно выжил.

Отто Ubbelohde: "Hulda готовит себе постель"

В германском дохристианского фольклоре Хульд, Hulda, Гольда, Холле и Holla - все были именами для обозначения одной богини. Той, кто правила погодой - ясной, дождливой или снежной. Хульда также связана с фигурой германской Перхты (Берхта, Берта, Perchеф). Она обитает на дне колодца, ездит на колеснице, и впервые научила людей ремеслу ткачества, создания полотна из льна. Хульда это богиня-защитница детей, которые умерли в младенчестве и альтернативно известна так же как Темная Бабушка (Dark Grandmother) и Белая Дама, которые частично так же связаны со сказками братьев Гримм. Ее связь с миром духов при помощи магии прядения и ткачества привела к тому, что в католическом немецком фольклоре она ассоциировалась с колдовством.

Сама легенда, в том виде, в котором она в конечном итоге перешла к Братьям Гримм, происходит от традиции устного творчества в Центральной Германии, из местности, что сейчас известна как Гессен. Она была рассказана им Генриеттой Доротеей Вилд (Henriette Dorothea Wild, на которой Вильгельм Гримм женился в 1825 году) с более подробными деталями, добавленными во втором издании (1819). До сих пор сохранилось распространенное высказывание в Гессене, когда говорят что "Хульда готовит себе постель", это означает, что идет снег, то есть, она перетряхивает перину и идет снег с небес!

Согласно классификации волшебных сказок Аарне и Томпсона (Aarne and Thompson) Матушка Хульда это история типа 480, о добрых и недобрых девочках. Другие представители этого класса - сказки "Брильянты и лягушки", "Дед Мороз", "Старая ведьма" и "Две шкатулки" (то есть везде, где есть девочка добрая и послушная и дерзкая ленивица, когда каждая получает по заслугам - D.W.) [ 3 ] Литературные варианты включают "Трех фей" и "Аврора и Эйме".

(А я вспомнила еще сказку о Спящей красавице, потому что эта старушка с прялкой хоть и не названа Хольдой, но вполне может ею быть, именно в ипостаси пряхи. Во всяком случае, прялка означает, что красавица не просто уснула, а находилась все это время в потустороннем мире мертвых, мире Хель - D.W.)




Матушка Хульда является одной из наиболее устойчивых женских легендарных фигур в Германии и той, кто без сомнения, представляет собой дохристианское языческое божество, которое выжило в поверьях и в памяти простых людей в девятнадцатом веке."

1. - Якоб и Wilheim Гримм, бытовые сказки, "Фрау Холле (Матушка Холле)"
2. - Gimbutas, Мария, "Живая богиня" (Berkeley: Университет California Press, 2001).
3. - Heidi Anne Хайнер, "Сказки похожие на "Алмазы и жабы"
4. - Джек Zipes, "Великая Сказочная традиция: От Страпарола и Базиля к братьями Гримм", P 543, ISBN 0-393-97636-X

Был один крестьянин, который ежедневно отправлял свою жену и детей пасти овец на горном пастбище; и когда он видел свою отару, пасущуюся на склоне горы, он часто брал свой арбалет и отправлялся на охоту на серн, чье свежее мясо могло послужить пропитанием для них на многие дни.
Итак, преследуя прекрасное животное однажды он увидел, как оно скрылось за большим камнем, и когда он подошел поближе, то увидел за ним проход к ближайшему леднику, поднимаясь по которому все выше и выше, он достиг вершины горы, где сверкал нетронутый снег.
Там обнаружилась открытая дверь в каменном склоне, пройдя через которую он очутился в прекрасной пещере, со многими сталактитами, в центре которой стояла прекрасная женщина, одетая в серебристое платье и окруженная юными девицами в венках из альпийских роз. Когда он наконец смог отвести от взор от всех сверкающих сокровищ, что окружали его, он заметил в руках у дамы небольшой букетик голубеньких цветочков и он застенчиво попросил позволения взять их с собой. Улыбаясь благосклонно, Хольда - а это была она - вручила ему цветы, сказав, что он выбрал мудро, и что теперь он будет жить так долго, пока цветочки не завянут. Затем, насыпав ему еще семян, которые он должен был посадить на своем поле, богиня отпустила его;
вернувшись домой он показал цветы и семена жене и рассказал о своем приключении.


Жена долго сокрушалась о том, что он не взял ничего из тех драгоценных камней, что были в пещере, вместо цветов. Однако крестьянин все же посадил семена, обнаружив, что их хватило на несколько акров.
Скоро небольшие зеленые росточки поднялись из земли и однажды лунной ночью, когда крестьянин обходил свои поля по обыкновению, он увидел призрачную фигуру, парящую над полем, с воздетыми, словно в благословении, руками. После того поля зацвели, крошечные голубые цветочки раскрыли свои лепестки навстречу солнцу. Когда же они отцвели и образовались семена, Хольда явилась вновь, что бы научить крестьянина и его жену, как дальше обрабатывать лен, прясть и ткать полотно. Так как люди по соседству тоже вскоре захотели иметь такое полотно, крестьянин и его жена стали со временем очень богатыми.

Этот человек дожил до глубокой старости и вырастил много внуков, и все это время он хранил подаренный ему букетик, заботился о нем, и берег от увядания. Но однажды он заметил, что за ночь цветочки поникли и засохли, а затем и вовсе обсыпались.
Зная, что это означает, и что теперь ему суждено умереть, крестьянин отправился в горы снова, к леднику. Он нашел снова дверь и прошел сквозь портал, а больше о нем не было ничего слышно, хотя говорят, что богиня оставила его жить в своей пещере, где все его желания немедленно исполняются.

Согласно среденевековым врованиям, Хольда живет в пещере недалеко от Хрзелберга, в Тюрингии, где она известна как Фрау Венус (Frau Venus) и славится как волшебница, которая завлекает смертных в свое царство, где она удерживает их вечно, погрязших в их прихотях и желаниях, как всех пленников чувственности. Наиболее известной из ее жертв был Тангейзер, который после того, как прожил под воздействием ее чар какое-то время, испытал пресыщение чувств, которое ослабило заклятие, наложенное на его дух и заставило забеспокоиться об освобождении души. Он преодолел ее власть и направился в Рим, что бы покаяться в своих грехах. Но когда Папа услышал о его связи с одной из языческих богинь, которую священники не воспринимали иначе, как демона, он заявил, что рыцарь не может более надеяться на прощение так же, как его посох не сможет дать ростки и расцвести.

Таннгейзер и Госпожа Венус
J. Wagrez

Сраженный горем от такого приговора, Таннгейзер бежал, и лишь благодаря молитвам его верного друга Экхарда, спустя долгое время, вернулся в Хрзелберг, где он скрылся в пещере. Однако вскоре явились посланцы от Папы с известием, что он прощен, так как посох Папы чудесным образом покрылся бутонами и расцвел, что означало, что нет такого греха, который не был бы прощен. (я подозреваю, что это Хольда расстаралась зачаровать сухую деревяшку..))) - D.W.)

Хольда так же быда владелицей волшебного источника или фонтана, называемого Квикборн (Quickborn, "быстророжденный"), который соперничал со знаменитым источником вечной молодости, и колесницы, в которой она переезжала с места на место, когда объезжала свои владения. (Это роднит ее с богиней Нертус, чью колесницу с белыми быками и статуей друиды возили по всем землям - D.W.)
Повозка однажды была повреждена, богиня позвала мастера починить ее, и когда он закончил велела ему взять немного обломков в качестве платы за работу. Человек был возмущен столь недостойной платой и взял всего лишь несколько из них; но к его удивлению, на следующий день они превратились в золото.

Берта, Белая Дама

В других частях Германии Фригга, Хольда или Остара была известна под именем Брехта, Берта или Белая Дама.Особенно хорошо ее знают под этим именем в Тюрингии, где она жила в горах, покровительствуя душам нерожденных младенцев или душам тех, кто умер не крещенными.
Также Берта присматривала за сельским хозяйством, заботилась о растениях, которые сопровождающие ее дети исправно поливали, у каждого был для этой цели небольшой кувшинчик.
Берта - легендарная прародительница многих аристократических семей, иногда ее называют мифической матерью Шарлеманя, чье правление было настолько выдающимся, что об это времени говорили - "это были дни, когда правила Берта".
Берту описывали иногда с большими и плоскими стопами, поскольку ей постоянно приходилось нажимать на педаль колеса прялки, вращать колесо; в средневековом искусстве ее изображали со стопами, вывернутыми кнаружи, а потому она известна еще как "королева досточки".

Предок и покровительница правящих домов Германии, Белая леди может появляться во дворце накануне смерти одного из членов семьи или других бедствий, и отношение к ее появлениям столь серьезно, что в 1884 году в газетах был опубликован целый рапорт сенешаля, который утверждал, что видел ее в дворцовых коридорах.
Поскольку Берта известна своим умением прясть, она, естественно, считается покровительницей этого вида женского рукоделия и ее обычно проносили по улицам селений с наступлением сумерек в течение двенадцати ночей между Рождеством (католическое Рождество имеется ввиду, 25 января - D.W.) и 6 января (праздник Епифании, ночь перед Рождеством, снова появление ряженых на улицах, которые теперь изгоняют зиму, и подарки от ведьмы Бефаны - D.W.), заглядывая в каждое окно, что бы проверить, как прядут хозяйки. Если пряжа была хороша, можно было надеяться получить награду, если же у пряхи все выходило неаккуратно, прялка была неисправна, то Берта могла наказать ее за нерадивость.

В Мекленбурге известна подобная богиня по имени Фрау Года или Вода(Frau Gode или Wode), женская форма Вотана или Одина и ее призвание так же приносить достаток и преуспеяние. Она так же воспринимается как великая охотница, предводительница дикой Охоты, всадница на белой лошади, сопровождаемая гончими или дикими зверями.

В Голландии ее называют Vrou-elde, и от нее уже произошло название Млечного Пути как Vrou-elden-straat; зато в районах Северной Германии ее называли Нертус или Мать Земля.

Мать Земля.

Ее священная колесница находилась на острове, возможно Рюгене, где жрецы охраняли ее, пока она не отправлялась в путь по своему царству, что бы благословить землю. Лицо богини укрывала тонкая вуаль, когда она находилась в колеснице, влекомой двумя быками, в сопровождении жрецов. Во время ее проезда прекращались все войны и споры между людьми, до тех пор, пока богиня опять не вернется в свое святилище.

Статуя богини Нертус на колеснице.
Затем и колесницу, и богиню омывали в особом тайном озере, а потом топили рабов, прислуживающих при этом, что бы никто не смог раскрыть тайн святилища и пещеры Нертус или Хлодин до ее следующего появления."

H. A. Guerber "Мифы северян из Эдды и саг", (Myths of the Norsemen
From the Eddas and Sagas)
Перевод (с) Dancing Witch 2009


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди