12.02.2019

Знания у ребенка и взрослого. Чем дети отличаются от взрослых. Рисуют не то, что видят


Решили: Опубликовать в газете «Нижегородский адвокат» методические рекомендации по реализации прав адвоката, предусмотренных п.2 ч.1 ст.53, ч.3 ст.86 УПК РФ и п.3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», одобренные Советом Федеральной палаты адвокатов РФ, и протокол опроса лиц в порядке ст. 86 УПК РФ, рекомендованный Советом палаты.

утверждены решением Совета ФПА РФ от 22.04.2004 Протокол №5

Действующим уголовно-процессуальным законодательством защитнику обвиняемого (подозреваемого) предоставлены некоторые права по собиранию доказательств. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 53 УПК РФ защитнику предоставлено право собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке.

В части 3 статьи 86 УПК РФ дан перечень процессуальных действий, направленных на собирание доказательств в ходе оказания юридической помощи по уголовному делу, которые вправе проводить защитник. Они по существу отличаются от действий, которые осуществляют органы предварительного следствия и суд при собирании доказательств. Таковыми являются: получение предметов, документов и иных сведений (п. 1), опрос лиц с их согласия (п. 2) и истребование справок, характеристик и иных документов от различных органов, объединений и организаций (п. 3). Аналогичные права предоставлены адвокату п.п. 1-3 ч.3 ст. 6 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

При разработке и принятии ныне действующего Уголовно-процессуального кодекса законодатель, закрепив указанные средства собирания доказательств по уголовному делу, не установил процессуальный порядок производства этих действий, что на практике вызывает споры и влечет необоснованные решения об отказе в приобщении собранных адвокатом доказательств к материалам дела со стороны дознавателей, следователей, прокуроров и судов, и оценке их в совокупности с другими собранными по делу доказательствами.

Вместе с тем, как показала практика адвокатской деятельности, рассматриваемые способы собирания доказательств используются адвокатами достаточно широко, в связи с чем возникла необходимость в даче настоящих методических рекомендаций.

В ходе собирания доказательств следует, прежде всего, учитывать требования ст. ст. 74 и 75 УПК РФ, закрепляющих понятие, свойства и виды доказательств. Кроме того, необходимо иметь в виду формы их процессуального закрепления. Поскольку действующим УПК РФ процессуальные документы, которыми бы фиксировались действия и решения адвоката в ходе собирания доказательств, не предусмотрены (постановление, протокол), то таковые должны по форме и содержанию соответствовать требованиям ст. 84 УПК РФ.

1. Получение предметов, документов и иных сведений

Предметы, имеющие значение для дела, в уголовном судопроизводстве органы предварительного расследования получают путем производства выемки. Адвокату такого полномочия законодательством не предоставлено. Поэтому, в случае необходимости, получение таких предметов рекомендуется осуществлять только на добровольной основе и на основании согласия владельца.

Как представляется, с этой целью адвокату необходимо получить письменное заявление от владельца данного предмета. В заявлении рекомендуется отразить, помимо обязательных реквизитов, следующее: когда и при каких обстоятельствах был получен им данный предмет, его отличительные признаки, в связи с чем он желает передать его адвокату и для каких целей, сделана ли эта выдача добровольно и не применялись ли к нему какие-либо меры принуждения с целью получения предмета. При необходимости подпись лица, подавшего заявление, рекомендуется нотариально засвидетельствовать.

Процедура добровольной передачи предмета от владельца к адвокату может осуществляться в присутствии граждан в числе не менее двух, которые должны засвидетельствовать факт и результаты добровольной передачи предмета. При необходимости использования специальных познаний при получении или осмотре предмета для участия в данном процессуальном действии может быть приглашен специалист. Данное полномочие установлено п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК РФ. Ход и результаты получения предмета могут фиксироваться с помощью фото-, аудио- и видеотехники. После получения предмета, адвокату в присутствии его владельца и свидетелей, при необходимости с участием специалиста, необходимо детально осмотреть предмет и выявить его характерные приметы и имеющиеся следы.

По окончании данного процессуального действия необходимо составить документ, в котором отразить основания, ход и результаты получения предмета. Представляется, что таким документом может быть «Протокол получения предмета». В акте рекомендуется указать следующие сведения: время и место получения предмета, кто проводил это действие, на основании чего был получен данный предмет, с участием каких лиц производилось получение предмета и его осмотр, какие технические средства применялись при этом, какой предмет был получен, результаты его осмотра, был ли упакован предмет и каким образом, как опечатан предмет. С актом должны быть ознакомлены все участники выдачи и получения предмета, после ознакомления все участникам разъясняется право сделать дополнения и замечания, после чего они подписывают акт. К акту должны быть приложены полученный предмет, аудио-, фото- и видеоматериалы, фиксирующие ход и результаты его проведения, о чем делается отметка в самом акте.

Рассматривая полномочия адвоката по получению документов и иных сведений, которые могут являться доказательствами по уголовному делу, очевидно, что в данном случае имеется в виду случаи их нахождения в ведении или владении граждан или коммерческих организаций, на которых законодательством не возложена обязанность предоставлять документы или их копии по требованию адвокатов в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ. Процессуальный порядок их получения должен быть таким же, как и получение предметов, о чем изложено выше.

2. Опрос лиц с их согласия

Следует отметить, что по этому вопросу в различных печатных изданиях имеется значительное количество публикаций.1

Опрос, как предусмотрено п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ, производится только с согласия лица, которого возникла необходимость опросить. Сам опрос, как представляется, может быть оформлен в виде ответов на конкретные вопросы, либо в форме свободного рассказа с постановкой уточняющих вопросов в конце его.

Отдельного внимание заслуживает вопрос о возможности совершения рассматриваемого действия после допроса этого же лица следователем в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого или подозреваемого. Как представляется, такой опрос возможен только в случае, если в ходе их допросов не были выяснены все вопросы, имеющие существенное значение для дела.

Ход и результаты опроса предлагается фиксировать в специальном документе, например, назвав его «Протокол опроса лица с его согласия». Не рекомендуется называть его протоколом, т.к. УПК РФ составление такого процессуального документа предусмотрено по результатам производства процессуальных действий, проводимых следственными органами. При составлении же акта, его можно отнести к иным документам, как виду доказательств, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ и отвечающих требованиям ст. 84 этого же Кодекса.

В акте должны найти отражение следующие данные: сведения об адвокате, проводившем опрос, с указанием адвокатского образования, адвокатской палаты субъекта РФ, в которых значится этот адвокат, его номер в соответствующем реестре и номер ордера, на основании которого он выполняет поручение по данному делу; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения опрашиваемого лица, его место жительства, место работы, должность, домашний и рабочий телефоны, сведения о документах, удостоверяющих его личность, отношение к обвиняемому и потерпевшему; отметка о согласии на опрос. Акт опроса, как представляется, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к протоколу допроса свидетеля (ст.ст. 189-191 УПК РФ).

3. Истребование справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии

Рассматриваемая норма УПК РФ использовалась и ранее. Однако такое право вне участия в судопроизводстве по уголовному делу осуществлялось в виде направления ходатайства или запроса от имени коллегии адвокатов или юридической консультации, которые подписывались соответствующим руководителем.

Ныне действующим УПК РФ такое право предоставлено непосредственно адвокату. Реализацию этого права рекомендуется осуществлять путем направления в указанные в ст. 86 УПК РФ органы и организации запросов с целью получения, указанных в нем документов. При направлении запроса допустимо использование бланков адвокатского образования, установленного образца. При необходимости они могут быть удостоверены печатью соответствующего адвокатского образования. Запрос с требованием необходимых документов должны быть мотивированными. В нем также целесообразно указать сроки разрешения его со ссылкой на действующее законодательство о порядке разрешения обращений граждан.

Заслуживает внимания вопрос о порядке приобщения к материалам уголовного дела полученных в порядке п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ предметов, документов, справок и иных сведений.

Рекомендуется для этого направить в органы предварительного расследования либо в суд письменное мотивированное ходатайство, в котором в качестве приложения указать следующие документы: заявление о добровольной выдаче предмета, соответствующие акты получения, сами предметы, документы, справки и иные сведения.

В случае отказа в приеме ходатайства, следует иметь в виду, что оно в соответствии со ст. 120 УПК РФ в любом случае, даже и при отказе в его удовлетворении, подлежит приобщению к материалам уголовного дела, а поскольку полученный предмет, а также справки, документы и иные сведения являются приложением к ходатайству, то они подлежат приобщению к тем же материалам дела.

1При подготовке настоящих рекомендаций использованы:
- научно-практический комментарий Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» под ред. Д.Н.Козака, М., «Статут», 2003;
- комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», под ред. А.В.Гриненко, М., «Кодекс» 2003;
- Паршуткин В.В., «Опрос адвокатом лиц с их согласия», газета международного союза (содружества) адвокатов «Адвокат», № 11(148), М., 2003.

Сегодня мы разберем вопрос: в какой момент ребенок переходит в состояние взрослой жизни? Мы привыкли оценивать этот переход по временным рамкам, по физическому и некоему умственному развитию ребенка. Но это лишь косвенные показатели взросления, главный показатель остается всегда неучтенным.

Что такое переход во взрослую жизнь?

Взрослая жизнь — это умение принимать решения и брать за них ответственность. Взрослый отличается от ребенка тем, что он сам решает: где ему находиться, что делать, с кем общаться, как зарабатывать деньги и т.д. И это еще не все, главное отличие взрослого – это принятие ответственности за свои деяния . Само по себе принятие решения – это подростковый период, время ошибок и набора опыта. Как только человек осознает, что он несет огромную ответственность за свою жизнь и за свои действия целиком и полностью, его можно назвать зрелым.

Таким образом, переход во взрослую жизнь ознаменуется не торжественной речью на школьном выпускном, а внутренним состоянием собранности и осознанием своей ответственности.

Как следствие, задача родителей подготовить его к этому переходу, а именно помочь ребенку достигнуть развития, когда все его решения станут взвешенными и обдуманными . Это означает развитие концентрации, абстрактного мышления, образного мышления, осознанности, привитие высокой морали и многого другого. И отсюда вытекают две главные проблемы всего современного социума.

1. Вместо поддержки родители ограничивают своих детей от взросления

Целые поколения неосознанных людей – это результат неправильного воспитания. Как нынче воспитывают родители своих чад? Они тотально оберегают ребенка от всех его ошибок. Множество раз я слышала фразы от молодых мам: «Пусть хоть детство у него будет ярким, во взрослой жизни итак натрепется», «Вот вырастишь, тогда будешь решать, а сейчас помалкивай». Тем самым, мамочки оттягивают переход к принятию ответственности.

Но сам по себе переход не совершается за 1 день, это долговременная подготовка ребенка.

Что происходит в результате? Ребенок взрослеет по временным рамкам, ему исполняется 15 лет или 20, родители настоятельно сохраняли в нем безответственного дитя, и в определенный момент начинают требовать от него исполнения всех взрослых обязательств.

Такой резкий переход – огромный стресс для подростка, тем более что основа, которую должны были подготовить родители, у него не сформирована. Возникает ситуация, когда от ребенка ждут мудрых решений, и он сам воспринимает себя как взрослого, умного человека, но мыслить рационально и принимать ответственность за свои деяния он не научился. У такого человека возникает масса неприятностей в жизни, но себялюбие, которое закладывали в него родители много лет, не позволяет ему признаться хотя бы самому себе в собственной несостоятельности и начать действительно взрослеть.

Отсюда такая дикая нехватка профессионалов среди молодежи, отсюда такое баснословное количество семейных разводов, отсюда столько проблем в социальной, культурной и политической сфере.

2. Неосознанные дети становятся родителями

Вторая проблема связана уже с детьми подросших детей, то есть с третьим поколением. В какой момент можно смело сказать, что пара готова к пополнению в семействе? Когда они физиологически развиты и материально обеспечены? Отнюдь.

Готовность к рождению ребёнка проявляется лишь в момент, когда пара осознанно готова расширять границы ответственности в многократном размере. И эта ответственность проявляется не только в материальном обеспечении, сохранении здоровья и безопасности ребенка, основное проявление ответственности – это сделать все возможное для того, чтобы ребенок был счастлив в своей взрослой жизни и…

Умел принимать такие решения, которые будут лишь усиливать его благосостояние!

А это, как мы уже знаем, означает развитие концентрации, абстрактного мышления, образного мышления, осознанности и многого другого, то есть того, чего у самих подросших детей еще нет.

И вот возникает ситуация, когда ребенок-взрослый еще не сформировался сам как полноценная личность, но по годам и физиологическому развитию уже способен заводить детей. И, как ни странно, он их заводит…

Посвященным функциям

полушариев, я лишь слегка коснулась темы,

как часто нас ограничивает предыдущий опыт.

И вот, совершенно неожиданно, она получила новое звучание.

В тот же день я посетила мастер-класс компании Business Relations

" Как создать яркое будущее?"

Его провел Арсен Рябуха. Очень образно, убедительно и с большой долей юмора он доказал, что довольно часто наш жизненный опыт нам мешает .

Как же так?

Ведь мы считаем, что именно опыт дает нам определенные преимущества.

Именно этим взрослые и отличаются от детей . Мы знаем что-то такое, чего они еще не ведают.

Другой вопрос: "Делает ли это знание нас счастливее?"

Весь зал начал смеяться, когда Арсен предложил ответить на вопрос: "Встречали ли вы хоть одного 3-ех летнего ребенка-скептика или ребенка в депрессии?"

Ну да, это даже трудно представить.

А сколько таких людей среди взрослых?

дети всегда живут в моменте здесь и сейчас

Наши маленькие детки взирают на мир открытыми и доверчивыми глазами. Они находятся в удивительном состоянии полного принятия жизни и еще не отягощены своим прошлым.

Его у них слишком мало.

Дети не учатся жить в моменте "Здесь и Сейчас", имея эту способность от рождения. Они очень органичны в этом состоянии и умеют получать удовольствие от самых разных мелочей, на которые мы уже давно не обращаем внимание.

Когда малыш чего-то хочет, то отдается этому со всей неистовой страстью своего желания. И меньше всего думает о возможных препятствиях и ограничениях.

Мы, взрослые, очень часто теряем эту способность: "Радоваться тому, что имеем сейчас".

В отличие от детей мы умеем смотреть в Будущее только через призму своего опыта.

Это происходит независимо от того, насколько мы успешны или реализованы.

Замечательно, когда этот опыт - позитивный.

А если нет? Такое ведь тоже случается.

Эта метафора Арсена понравилась мне своей точностью:

"Так как наш взгляд почти все время обращен к опыту прошлого, мы движемся к будущему спиной. Может из-за этого, параллель между нашим прошлым и задницей напрашивается сама собой "- пошутил Арсен.

"А разве не так? Ведь именно эта, выдающаяся часть тела, находится впереди нашего движения к будущему. И если говорить образно: то у кого-то она или оно (задница = прошлое) очень большая, у кого-то поменьше. Только суть та же. Двигаясь столь неудобным способом, мы умудряемся собирать и собственные продукты жизнедеятельности - все то, что наше прошлое переработало и выдало за неудачный опыт. Мы не желаем расставаться с этим грузом. И с каждым шагом он становится все больше и тяжелее. Мы тянем его из последних сил, но редко задаемся вопросом:

"Зачем? Зачем мы так упорно тащим с собой то, что не приносит нам пользу? Какой в этом смысл?"

Мы забываем о том, что опыт – всего лишь наш уникальный способ восприятия и осмысливания информации, который мы выдаем за истину. Хотя, истины, как таковой не существует.

"Истина - это то, что полезно" - гласит одно из правил НЛП

Представьте, что мы ждем переезда в новую, просторную квартиру. Но вместо того, чтобы выбросить ненужный хлам, накопившийся за эти годы, мы грузим все в бесчисленные коробки.

С красными от напряжения лицами, забиваем грузовик под завязку, ревностно наблюдая, чтобы ничего из нажитого не пропало. А, разложив барахло, удивляемся: "Почему квартира не радует? Вчера она выглядела такой большой и светлой. А сегодня удивительным образом напоминает прежнее жильё."

Мы не осознаем, что дело не в квартире, а в том, чем мы её забили. "Тараканы нашего прошлого" всегда оказываются вместе с нами, если вовремя не избавляться от них, вместе с отжившими век вещами. Можно, конечно, игнорировать, брезгливо отворачиваться, бояться или страдать, глядя на их полчища. В лучшем случае нам снова захочется поменять квартиру (и мы по старой привычке соберем все свои коробки), в худшем,- тараканы сделают нашу жизнь невыносимой.

Почему мне пришла в голову именно эта метафора?

К счастью, я давно не встречалась вживую с этим "Ужасным Зверем", но его виртуальные собратья (негативные мысли и эмоции) время от времени заводятся в моей голове.

И, чтобы избавится от них, я выбрала Жизнь в Осознанности .

Первый шаг к этому – я стала наблюдателем своей собственной жизни, умозаключений и чувств, которые испытываю (умею замечать тараканов).

Второй – я благодарю любой опыт за ту пользу, которую он приносит (понимаю причину появления тараканов).

Третий – выбрасываю из головы те мысли и эмоции, которые мне мешают (избавляюсь от ненужного хлама и тараканов).

В отличие от нас, наши дети живут в чистом пространстве. Они существуют в состоянии полной открытости, радости и ожидания бесконечного волшебства. Их ничего не сдерживает, кроме нас, взрослых.

Мы делаем из них свои маленькие копии, наполняя сомнениями, страхами, неуверенностью. Привычно передаем им свой опыт, так же, как когда-то получили его. Оставляя им в наследие "тараканов своего и родительского прошлого".

Руководствуясь добрыми побуждениями, мы открываем им всю правду о мире. Не давая возможность познать собственные истины.

Они взрослеют и бунтуют против этого. Набивают собственные шишки и получают свой опыт. Проходит время и круг замыкается….

У них появляется свой маленький ребенок, которого так хочется уберечь, огородить от опасностей непредсказуемого мира.

"Это - невозможно! Это – плохо! А вот так – нельзя!"- говорят они уже своему малышу. И в этот момент, в их голове слышится до боли знакомый мамин голос.

Эту эстафету поколений можно остановить. И стоит начать с себя.

Попробуйте понаблюдать: "Чем же взрослые отличаются от детей?"

И возьмите у своих маленьких деток те бесценные уроки мудрости, которые, в отличие от нас, они еще не успели забыть.

Спасибо Арсену Рябухе за то, что еще раз напомнил об этом (хотя мастер-класс был посвящен совсем другой теме).

P.S В 2009 году на ОРТ вышел документальный фильм "Контекст, или искусство быть счастливым". В его основу легли материалы тренинга компании Business Relations (президент, он же и ведущий тренинга "Контекст" - Владимир Герасичев). Фильм в буквальном смысле "взорвал аудиторию" и вызвал оживленные дискуссии. Сейчас уже отсняты материалы для 2-ого фильма, который состоит из 8-ми серий. Не так давно я побывала на закрытом показе 1-ой серии - Прощение. Очень мощное впечатление! Надеюсь, что наш Первый Канал в скором времени начнет показывать этот фильм.

ВСЕГО ДОБРОГО!
С УВАЖЕНИЕМ, АРИНА

Мы привыкли слышать высказывания по поводу того, что ребенок - это копия его мамы, папы или бабушки, лишь с разницей в масштабах. Верно ли такое понятие? Задумавшись над этим вопросом, каждый из нас понимает, что сходство между маленькими детьми и взрослыми ограничивается лишь внешними признаками. Рассмотрим подробнее, чем отличается ребенок от взрослого и почему важно это понимать каждому родителю?

Дети

Где граница между детством и взрослой жизнью? Детским возрастом принято считать отрезок жизни, который начинается с момента появления на свет младенца и заканчивается с наступлением полового созревания. У каждого ребенка этот период включает разное количество времени, но к средним показателям относят первые 14 лет жизни. На протяжении этого времени организм и все физиологические процессы у детей имеют свои особенности. Хорошим наглядным примером может стать процесс развития малыша в первые годы жизни. Дети преображаются очень быстро: меняются и головы, ребенок интенсивно растет и набирает вес, а также молниеносно развивает свои навыки, моторику и опорно-двигательные функции. Чем отличается ребенок от взрослого в первые годы своей жизни? Ответ находится на поверхности: все процессы в организме протекают значительно быстрее. Поэтому родители должны понимать, что у растущего организма и потребности соответствуют скорости развития.

Чем взрослый отличается от ребенка?

К главному отличию можно отнести умение управлять своими эмоциями. Человек, не страдающий заболеваниями психики, в любой ситуации способен контролировать свое поведение, независимо от настроения. Дети, особенно маленькие, неспособны этого делать. Этой характерной особенностью можно объяснить шалости, гиперактивность и капризы малышей. С возрастом, благодаря наставлениям родителей и формированию нервной системы, ребенок начинает проявлять умение владеть собой независимо от настроения.

Еще одним важным аспектом вопроса «Чем отличается ребенок от взрослого?» является тот факт, что малыш неспособен обеспечить свое существование. Поэтому он всегда зависим от взрослых. Малыш неспособен принимать взвешенные решения самостоятельно, в отличие от своих родителей. Чаще всего чадо копирует наше поведение, тогда как взрослый является самодостаточной личностью и в объекте подражания не нуждается.

Каждый из нас занимается серьезными делами, а в это время наши детки познают мир, играя.

Все эти аспекты очень важны в развитии каждого маленького члена общества, поэтому родители должны в полной мере обеспечить своим детям питание, уход, понимание, любовь, защиту, достойный образец поведения и развивающие игры.

Что дети делают лучше взрослых?

Наверное, все согласятся, что наши дети умеют лучше нас смеяться и радоваться, любить просто так и быть искренними. В завершение хочется отметить, что над вопросом, чем отличается ребенок от взрослого, полезно задуматься каждому родителю, тогда будет проще простить наших чад за шалости и капризы. А также это поможет осознать потребность детишек в постоянном движении вперед.

Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик - это Большая Машина. Они долго не могут понять, что грузовик устроен для перевозки товаров, а обыкновенная легковая машина - для перевозки людей. Точно так же для многих взрослых людей ребенок - это Маленький Взрослый. Они не понимают, что у ребенка другие проблемы, чем у взрослого. Хотя взрослый временами ведет себя и даже должен вести себя как Большой Ребенок, ребенок - это не Маленький Взрослый. Представление о том, что ребенок - это взрослый в миниатюре, можно было бы назвать представлением о гомункулусе (гомункулусом называется маленький смышленый человечек).

Чем же ребенок отличается от взрослого? Ребенок беспомощен. По мере того как он растет, он становится менее беспомощным, но по-прежнему зависит от родителей, которые должны научить его, как делать разные вещи. По мере того как его учат делать то или другое, у него появляются все новые предметы для усвоения; но, как мы уже говорили, он не может научиться тому, к чему еще не готова его нервная система. Время, когда у него созревают различные нервы, например нервы ног или кишечника, зависит от качества нервной системы, унаследованной им от родителей. Если ребенок родился преждевременно, его приходится иногда держать в инкубаторном устройстве, прежде чем его тело достаточно созреет для колыбели.

Образы у детей смутные. Вначале ребенок может лишь отделить внешний мир от самого себя. Он учится выделять отдельные предметы, и образы его становятся точнее. Взрослым требуется много лет опыта, чтобы уточнить свои образы, и даже после этого они не так уж хорошо выделяют существенные предметы. У ребенка же такого опыта нет; пока он учится, и сам он и его родители должны проявлять выдержку и терпение.

Минерва Сейфус, например, всегда была для своего возраста необычайно развитым ребенком. Когда она училась ходить, она время от времени переворачивала разные вещи, как и все дети в это время. Однажды она перевернула пепельницу, и ей было сердито сказано, чтобы она больше этого не делала. Для матери ее важно было, чтобы пепельница содержала пепел; но в возрасте Минервы при всем ее развитии внимание девочки было привлечено к чему-то более простому: не к содержимому пепельницы, а к ее внешнему виду. Ей хотелось угодить матери, но она оказалась под ложным впечатлением. Дело в том, что эта пепельница была голубого цвета, и Минерва сказала себе, что будет слушаться матери и никогда больше не перевернет какого-нибудь из этих голубых предметов. На другой день она принялась играть светло-зеленой пепельницей; за это мать ее жестоко выбранила, восклицая: «Ведь я говорила тебе никогда больше не играть с пепельницей!» Минерва была озадачена. Она ведь тщательно избегала всех голубых тарелок согласно своему истолкованию требования матери, и вот ее бранят за то, что она играла зеленой! Когда мать поняла, в чем ошиблась, она объяснила: «Посмотри, это пепел. Для него и нужны эти тарелочки. В пепельницы кладут вот эти серые зернышки. Не переворачивай ничего, в чем лежит эта штука!» И тогда Минерва впервые поняла, что пепельница - это не голубая тарелка, а предмет, в котором содержится серый порошок. После этого все было в порядке.

Если мать недооценивает трудностей ребенка и не объясняет ему разные вещи настолько ясно, чтобы избежать недоразумений, то наказание может потерять для него всякий смысл; и если это повторяется раз за разом, то он в конце концов уже и не пытается быть хорошим и ведет себя, как ему вздумается, поскольку чувствует, что ему никогда не понять, чего от него хотят. Ребенок может прийти к выводу, что наказания - нечто вроде непредсказуемых «актов Провидения», периодически поражающих его независимо от поступков.

Тем не менее наказания вызывают у него обиду, и он может совершать дурные поступки, чтобы отомстить матери. В ряде случаев всего этого можно избежать, следуя примеру миссис Сейфус, то есть ясно и недвусмысленно объясняя ребенку, чего от него требуют.

Младенец занят главным образом основными вопросами жизни, дыханием и едой и заботится об этих вещах прежде всего. Взрослому известно (с определенной степенью достоверности), что при нормальных условиях он будет есть в надлежащее время. Ребенок может не иметь такой уверенности, поскольку не знает, в чем состоят требуемые условия, а знает только, что все это зависит от матери. У него вскоре создается представление, что первая гарантия безопасности от испуга и голода состоит в том, чтобы мать его любила, и он начинает делать усилия для приобретения ее любви. Если он не уверен в материнской любви, он становится беспокойным и пугливым. Если мать делает вещи, которые он в его возрасте не может понять, это может расстроить его, как бы ясно ни понимала свои действия его мать. Если ей приходится прервать кормление, чтобы позаботиться о его больном отце, и если она его при этом не приласкает, это может точно так же испугать ребенка, как если бы мать его бросила, не желая о нем заботиться. Запуганный ребенок - это несчастный и трудный ребенок. Когда он видит возможность отомстить за какой-нибудь испуг, вроде описанного выше, он может этой возможностью воспользоваться. Он не способен мыслить достаточно ясно, чтобы понять, что такое поведение может принести ему больше вреда, чем пользы.

Жизнь ребенка полна потрясений и поразительных явлений, которых мы, взрослые, не можем вполне оценить. Представьте себе, какое потрясение для ребенка - родиться! И как он должен удивиться, впервые увидев книгу! Мать говорит ему, что эти черные значки - «кошка». Но ведь он знает, что кошка - это пушистое животное. Как же черные значки могут быть тем же самым, что и пушистое животное? До чего это удивительно! Ему хотелось бы узнать об этом побольше.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди