08.04.2019

1900 год рождественские праздники в российской империи. Новой год в стиле царской россии: как рождество отмечали до революции. Зачем Папе Римскому нужен был новый календарь


Почему мы отмечаем Старый Новый год и как это связано с Цезарем, Папой Римским и Лениным?

Автор: admin

Старый Новый год можем понять только мы. Вот скажите иностранцу, что вы собираетесь отмечать «Old New Year» - он ведь не поймет, о чем вы. Как такое возможно, чтобы новый год был одновременно старым?

В принципе догадаться несложно, что дело в календаре - вернее, в каких-то изменениях в нем. Но каких? Итак, давайте разберемся в календаре и найдем разгадку такому парадоксальному явлению, как «Старый Новый год».

Что такое солнечный календарь и тропический год?

Более двух тысяч лет в Европе пользуются так называемым «солнечным календарем». Этот календарь определяет год как полный оборот планеты Земля вокруг Солнца или, по-другому, как время между двумя весенними равноденствиями. Период между двумя равноденствиями еще называют тропическим годом .

Все бы хорошо, но есть одна загвоздка с таким календарем. Дело вот в чем: за тропический год (время между двумя весенними равноденствиями) Земля делает не целое количество оборотов вокруг своей оси. То есть 365 оборотов - целые, состоящие из 24 часов, а 366-ой оборот - не полный. Он длится чуть меньше шести часов. Получается, что в тропическом году 365 полных суток и еще около шести часов.

Если действовать «топорно», то нужно объявлять наступление каждого нового года ровно через 365 дней и почти шесть часов после начала текущего года. Но ведь это неудобно! Удобно учитывать в календаре целые сутки и начинать отсчет нового года с 00 часов 00 минут.

Если объявлять новый год в ночь между 365-ым и 366-ым оборотом (что и происходит), то календарный год начинается раньше, чем тропический почти на шесть часов. За несколько лет этот разрыв будет уже очень существенным, и календарь начнет смещаться по отношению к временам года: весеннее равноденствие мы будем наблюдать в летний месяц по календарю, а листья с деревьев начнут падать, когда на календаре будет зима.

Чтобы разрыва не случилось, нужно раз в несколько лет добавлять к году еще один день. То есть три года подряд начинать год между 365-ым и 366-ым днем, а четвертый год - между 366-ым и 367-ым. А как называется год с дополнительным днем? Правильно, високосным. Дополнительный день добавляется раз в четыре года в феврале. Как люди пришли к решению о високосных годах? Случилось это во времена правления Юлия Цезаря - в 1-ом веке до нашей эры.

Юлианский календарь: как он появился и в чем его особенность?

До Цезаря и во времена его правления пользовались совсем не точным календарем, основанным на лунных циклах. Юлий Цезарь созвал к себе астрономов и дал им задание - придумать, как упорядочить календарь. Астрономы решили положить в основу календаря тот самый тропический год - то есть период между двумя весенними равноденствиями.

Астрономы Цезаря вычислили, что тропический год длится 365 полных суток и еще почти шесть часов - то есть 365 суток с четвертью . За четыре года эти четверти суток дадут целые сутки. Следовательно, чтобы выровнять календарь, достаточно вводить дополнительные сутки на каждый четвертый год.

Получается, что три календарных года опережают тропические годы, но благодаря дополнительным суткам, вводимым в календарь раз в четыре года, происходит выравнивание: четыре календарных года в итоге полностью равняются четырем тропическим годам.

Все было бы так просто, если бы в 365-ом дне тропического года было ровно 6 часов . Но это не так: на самом деле этот «хвостик» составляет ровно 5 часов 48 минут и 45 с половиной секунд . Но астрономы Цезаря не смогли вычислить длительность тропического года с точностью до секунды.

Получается, что календарные четыре года не совсем равны четырем тропическим годам - между ними разница в несколько минут. Казалось бы - что могут значить эти несколько минут раз в четыре года?

Однако эта разница за 128 лет выливается в целые сутки. Через 640 лет по такому календарю день весеннего равноденствия будет не 20 или 21 марта, а 15 или 16. А когда-нибудь весеннее равноденствие придется уже на февраль.

Григорианский календарь: когда он появился и чем он отличается от юлианского?

Юлианский календарь появился в 1-ом веке до нашей эры, а к 16 веку нашей эры он уже убежал далеко вперед от тропического года. Проблема смещения дат новолуний и равноденствий мешала в вычислении даты важнейшего христианского праздника - Пасхи. Папа Римский дал задание своим астрономам придумать что-нибудь для внесения ясности.

Именно астрономы Папы Римского смогли высчитать точное время тропического года. Раньше считалось, что он длится 365 суток с четвертью, но астрономы Папы Римского определили, что речь нужно вести не о целой четверти суток. Решено было уменьшить количество високосных лет , ведь для полного уравнения с тропическим годом нужно раз в четыре календарных года добавлять не сутки, а примерно 23 часа 15 минут. Но разве можно вводить в календарь укороченные сутки? Тем более продолжительность которых нужно вычислять с точностью до десятых долей секунды.

Так появился новый календарь, который был введен указом Папы Римского Григория XIII . По-прежнему каждый четвертый год являлся високосным. Однако високосными не являлись года, номера которых оканчивались на два нуля. Например, високосным не может быть 1800 или 1900 год.

Папа Римский Григорий XIII

Но так календарь все равно может сместиться по отношению к тропическому, но уже в другую сторону. Поэтому решено было, что високосными останутся те года, оканчивающиеся на два нуля, которые можно без остатка разделить на 4 — например, 1600 год или 2400 год.

Таким образом, в юлианском календаре в четырехстах годах - сто високосных лет . В григорианском же в четырехстах годах - всего 97 високосных лет . То есть за это время добавляется не 100, а всего 97 дополнительных суток . Так происходит выравнивание с тропическим годом.

Зачем Папе Римскому нужен был новый календарь?

Дата Пасхи вычисляется после определения дня весеннего равноденствия. В 325-ом году нашей эры прошел Никейский собор - тогда день весеннего равноденствия по юлианскому календарю случился 21 марта. Эта дата стала особой. Но к 16-ому веку она сместилась аж на 10 дней.

В октябре 1582 года Папа Римский издал указ перескочить на 10 дней вперед - то есть люди легли спать 4-ого октября, а на утро у них было не 5-ое, а 15-ое октября. Дата весеннего равноденствия вернулась «на место», и с тех пор в Риме стали пользоваться григорианским календарем вместо юлианского. С григорианским календарем смещения календарного года по отношение к тропическому не происходит.

На григорианский календарь сразу же перешли все католические страны Европы. В 18-ом веке к ним присоединились протестантские страны (например, Англия). Православные государства, однако, не торопились с переходом на григорианский календарь, а пользовались юлианским.

Революция 1917 года, Рождество Христово, Православная церковь… И почему Старый Новый год?

Итак, православные страны противились переходу на григорианский календарь. Среди них была и Российская Империя. Начало 1917-ого года Россия отметила аж на 13 дней позже, чем большинство стран Европы - вот как сильно сместился юлианский календарный год по отношению к тропическому.

Рождество Христово в России отмечали, как и в других христианских странах, в канун 25 декабря - просто 25-ое декабря у нас наступало позже, чем в Европе . Это был большой праздник - гораздо более важный, чем Новый год.

В 1917-ом году в России произошла революция, власть сменилась. В.И.Ленин постановил ввести в России с 1918 года григорианский календарь. С 1918 года Россия стала жить по одному с Европой календарю.

Праздник Рождества был под запретом, как и празднества по поводу Нового года. Только в 30-ых годах в России (в СССР) вновь начали праздновать Новый год. Так как Рождество не отмечали, Новый год стал главным праздником в стране.

Но почему мы празднуем Старый Новый год? И почему теперь рождество у нас не 25-ого декабря?

Дело в том, что Русская Православная церковь не перешла на григорианский календарь . Рождество так и празднуется у нас 25 декабря, но по юлианскому календарю. А по григорианскому, по которому мы и живем, в это время уже 7 января.

Когда по юлианскому календарю наступает ночь с 31-ого декабря на 1-ое января, по григорианскому календарю в это время - ночь с 13-ого на 14-ое января. Вот он - Старый Новый год! На самом деле, это обычный Новый год, но по юлианскому календарю .

Церковь отмечает Новый год по юлианскому календарю, а в народе его называют Старым Новым годом. Почему Старый Новый год так называется? Потому что до революции светский Новый год был в один день с церковным. Старый - значит, тот, что был когда-то. А сейчас, по григорианскому календарю, он приходится на 14-ое. Сначала Старый Новый год праздновали лишь верующие люди, не желавшие полностью переходить на григорианский календарь. Но постепенно праздник этот стал доброй традицией, данью нашей истории и юлианскому календарю.

Будут ли и дальше расхождения между юлианским и григорианским календарем? Будет ли смещаться дата празднования Старого Нового года?

Да, конечно, это неминуемо. В 2100-ом году Старый Новый год придется отмечать уже не с 13-ого на 14-ое , а с 14-ого на 15-ое . Рождество Христово мы будем праздновать 8-ого января , хотя по юлианскому календарю в это время будет 25-ое декабря.

Вот такая интересная «календарная» арифметика!

Рождество в современной России - довесок к Новому году. В большинстве западных христианских стран все наоборот. Главные праздники - как раз рождественские, а Новый год - приятный бонус. Как и многие другие культурные отличия Российской Федерации от Европы, налицо отголоски советской власти. Поговорим о том, как Рождество отмечали в дореволюционные времена, кто такая Снегурочка, как Новый год вытеснил остальные зимние праздники.

В Российской Империи Рождество праздновали 25 декабря. Дни от Рождества до Крещения тоже имели особое значение - соответствующий период назывался Святками, его в той или иной форме отмечали все славянские народы Европы. В деревнях Святки сохранились до самой революции - по сути, отголосок более древних языческих ритуалов, которые под влиянием христианства перемешались с церковными. Святки начинались в Сочельник, вечером 24 декабря, накануне Рождества. Существовали традиционные святочные развлечения - колядование, гадание (особенно у девушек), процессии со звездой и медведем и еще множество других мелких ритуалов, вполне языческих по духу.

Разумеется, формально Церковь подобные вещи не приветствовала и даже осуждала, но на деле забавные народные обычаи никому не мешали и сохранились в неизменном виде до самой революции. Сейчас они забыты, в основном из-за повсеместной урбанизации. Ряженые колядовщики встречаются до сих пор, но здесь обычно не продолжение живой традиции, а искусственная попытка ее возродить.

В селах и в городах Рождество праздновали по-разному. В аристократических и буржуазных кругах были популярны рождественские балы и маскарады. Публика победнее развлекалась балаганами и вертепами, представлявшими сценки на рождественскую тему. Городских и деревенских жителей объединяли всенощные службы в церквях.

К Рождеству заканчивался самый строгий пост, и обычай накрывать богатый стол существовал очень давно. А вот рождественская елка - уже весьма современный атрибут. Считается, что соответствующий обычай возник в Германии и оттуда распространился по всему миру в XIX веке. В России елки появились при Александре I - первую ель установили в императорском дворце для будущей императрицы Александры Федоровны, совсем недавно приехавшей в Россию. После того как ее супруг Николай Павлович взошел на престол, елки в Зимнем дворце для детей царской семьи и великих князей превратились в традицию.

Тогдашние рождественские елки отличались от современных: их не украшали специальными игрушками, но могли развешивать на ветвях подарки или съедобные мелочи вроде яблок, печенья или пряников, которые детям разрешалось съесть после наступления Рождества. Подарки поначалу дарили открыто, а не от имени Деда Мороза (которого еще не существовало) или Святого Николая (обычай появился ближе к концу века).

На исходе царствования Николая I рождественская елка стала общепринятым атрибутом городского Рождества - и у дворян, и у купцов, и у мещан. Елками торговали крестьяне, специально привозившие их на елочные базары. Поначалу елка была второстепенной декорацией, но позже ее размер стал важен: чем больше ель, тем солиднее хозяин дома.

В 50-х годах рождественские елки стали устраивать в дворянских и купеческих собраниях, офицерских клубах и прочих общественных местах. Праздник постепенно превращался из семейного в общий: горожане с детьми стали ходить друг к другу в гости во второй день Рождества. Зажиточные семьи обычно старались произвести впечатление на друзей - шло своего рода соревнование на самую большую, пушистую и богато украшенную елку.

При Александре III появилась новая традиция - император вместе с семьей приходил на елку поздравить чинов своего Конвоя и Дворцовой полиции и подарить им что-нибудь. Причем императорская семья приезжала как 25, так и 26 числа, чтобы застать тех, кто 25 декабря стоял в карауле.

Всего за два-три десятилетия рождественская елка превратилась в традицию. Елки устанавливали в многочисленных общественных заведениях, в частных домах, в гимназиях. Священники устраивали елки для своих прихожан (иногда у себя дома). В городах организовывали благотворительные балы и елки - выручку от продажи билетов передавали в приюты, больницы и даже тюрьмы.

Постепенно сложился ритуал: праздник встречать в кругу семьи, а после ходить в гости. Как правило, весь второй день проходил в разъездах - нужно было лично поздравить всех друзей и знакомых. В 90-е годы XIX века задачу сильно облегчило появление рождественских открыток. Обычно на них изображали празднующие Рождество семьи или детей на фоне елок и зимних пейзажей, встречались и народные святочные мотивы. Открытку важно было подписать как можно более красивым почерком.


В русской литературе сложился особый жанр святочных рассказов. Появились они под влиянием западных, но существенно отличались от них социальным пафосом, характерными для русской литературы. Иностранные рождественские истории обязательно заканчивались благополучно (часто вопреки логике), а русские часто завершались печально. Святочные рассказы с удовольствием писали мастера русской литературы - Достоевский, Чехов, Лесков, Куприн и многие другие.

Наряжать рождественскую елку начали в Петербурге. Вскоре мода на игрушки распространилась в Москве и в губернских городах. К началу ХХ века наряженная елка стала неотъемлемой частью городской жизни, и даже в селах она постепенно начала вытеснять традиционные святки, во всяком случае - в дворянских поместьях.

Русский писатель Иван Шмелев в эмиграции вспоминал о рождественских традициях своего детства:

«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Такого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сла-дкий сбитень! калачики горя-чи!..»

Темнеет рано. Кондитерские горят огнями, медью и красным лаком зеркально-сверкающих простенков. Окна завалены доверху: атласные голубые бонбоньерки, - в мелко воздушных буфчиках, с золотыми застежками, - с деликатнейшим шоколадом от Эйнема, от Абрикосова, от Сиу… пуншевая, Бормана, карамель-бочонки, россыпи монпансье Ландрина, шашечки-сливки Флея, ромовые буше от Фельца, пирожные от Трамбле… Барышни-продавщицы замотались: заказы и заказы, на суп-англез, на парижский пирог в мороженом, на ромовые кексы и пломбиры…

И в доме - Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, - другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, - звездочки, в лесу как будто… А завтра!.. <…> Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить… Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Им дают желтый бумажный рублик и по пирогу с ливером, а Золе подносят и зеленый стаканчик водки. <…> Позванивает в парадном колокольчик, и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди. И вздрагивает все на елке, до серебряной звездочки наверху. Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают».


Большевики, придя к власти, не запрещали Рождество специально - его оказалось просто некому праздновать. В Гражданскую было не до елок - люди думали в основном о хлебе и о том, как выжить. Однако красные невольно изменили дату празднования Рождества. После декрета Совета народных комиссаров о переходе на григорианский календарь праздник сдвинулся с 25 декабря на 7 января, поскольку Церковь сохранила прежнюю систему. Сложилась абсурдная ситуация: некоторые религиозные праздники остались по старой традиции выходными днями даже в РСФСР, но по новому календарю и рождественские выходные рабочим давали 25 и 26 декабря, когда церковь еще ничего не праздновала.

Вскоре после окончания Гражданской войны и смерти Ленина большевики решили постепенно разделаться и с елкой. При вожде пролетарской революции традицию не трогали, поскольку сам Ильич слыл страстным германофилом, а елки пришли в Россию из Германии. Потом Ленин превратился в овощ и отошел от власти, и новый режим повел решительное наступление на буржуазный предрассудок. Комсомольцам и пионерам рекомендовали отмечать комсомольские святки: елка та же, но вместо поздравлений - критика подлой сущности буржуазного обычая.

Поначалу красные действовали только пропагандистскими методами, разоблачая чуждый трудящимся праздник проклятого капитала и черносотенного рабства, но люди любили елку, и получалось так себе. Поэтому с 1929-го Сталин повел глобальное наступление на религию в СССР - 1928 год стал последним, когда религиозные праздники (Рождество, Пасха, Духов день и Преображение) были нерабочими днями. Заодно, чтобы два раза не ходить, отменили и Новый год. Продажу елок запретили под угрозой штрафа или принудительных работ. Несколько лет праздники приходилось отмечать тайно. Антиелочную кампанию сопровождала яростная пропаганда. Амосов выпустил целую брошюру «Против рождественской елки»: «Религиозность ребенка начинается именно с елки, которая, заполняя собой все его существо, заражает религиозным настроением, верой в таинственные силы. Ребенок отравляется религиозным ядом и получает неверное представление об окружающем мире, что в дальнейшем затрудняет его учебу и работу».

«Известия» писали:

В журнале «Друг детей» появилась статья некоего Басса:

«Мы не говорим уже о целом ряде переживаний детей чисто отрицательного характера - о жадности, которая является при виде блестящих украшений, о зависти к детям, получившим лучшие подарки, о слишком повышенном возбуждении, за которым следует реакция, о целом ряде заболеваний, связанных с накоплением детей в душных, нагретых свечами комнатах.

Каждый член общества «Друг детей» должен принять участие в широкой агитации за упразднение религиозных праздников и елок. К агитации нужно привлечь детские организации. Дружным напором мы должны добиться того, чтобы к концу пятилетки у нас исчез варварский обычай, занесенный немецкой буржуазией - устраивать елки».

Так продолжалось шесть лет - пока Постышев не убедил Сталина вернуть елки, но изменить их суть. Постышев на тот момент был вторым человеком в Украинской ССР и вдобавок кандидатом в члены Политбюро. Со Сталиным он общался очень близко, сохранились фотографии, где они запечатлены в обнимку. Накануне нового 1936 года Постышев опубликовал в «Правде» призыв к действию:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как левые, загибщики ославили детское развлечение как буржуазную затею. Следует неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка!.. Я уверен, что комсомольцы примут в деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Как часто бывало в СССР, пропагандистам пришлось переобуваться на ходу. Только что они на все лады проклинали проклятую буржуазную традицию, а теперь пришлось нахваливать ее с не меньшим рвением. Поэт Кирсанов на пике антиелочных репрессий призывал в стихах дать «Деду Морозу по шапке, а ангелам - по зубам» и хохотал над «жалким хрюканьем рождественских поросят», а спустя несколько лет так же самозабвенно прославлял советскую елку: ай хорошая, ай красивая.

Забавно, что Троцкий, уже убежавший к тому времени за границу, объявил возвращение елок признаком окончательного вырождения революции и наступления термидора. Еще забавнее, что Постышева через несколько лет расстреляли как троцкиста.

Чтобы прибавить бывшей капиталистической традиции легитимности, елку стали активно увязывать не с буржуазией, а с Лениным. В детских рассказах о Ленине, написанных Бонч-Бруевичем, имелся весьма популярный сюжет о визите Ильича на детскую елку в Москве. В послевоенные времена в советской живописи даже зародился канонический жанр «Ленин на елке» - вождя мирового пролетариата в различных позах изображали в окружении счастливых детей.

Однако новая елка заметно отличалась от прежней. Во-первых, она стала не рождественской, а новогодней. Рождество и Новый год (до 1947 года) остались рабочими днями. Изменились и украшения - вместо Вифлеемской звезды советские елки венчала коммунистическая красная. Игрушечных ангелочков сменили серпы, молоты, красноармейцы, самолетики и маленькие танки. Тогда же появились два главных героя советского Нового года: Дед Мороз и Снегурочка.


Первое время персонифицированного духа Рождества не существовало, а подарки дарили родители. Ближе к концу XIX века таким персонажем стал Святой Николай. Кое-какие упоминания Деда Мороза в дореволюционной сказочной литературе имеются, однако главным героем рождественским героем он никогда не был. Как и Снегурочка, целиком советский новодел: никакого отношения к Рождеству в дореволюционные времена она не имела и была дочерью Деда Мороза из одноименной пьесы-сказки Александра Островского. Каноническая пара стала непременным атрибутом Нового года только в 1937-м. Большевики провернули свой любимый прием - сохранили ритуал, но подменили его смысл новым, советским. Налицо была не первая попытка адаптировать религиозные традиции: когда-то среди евреев пытались пропагандировать красное обрезание, а среди православных - красные крестины.

После войны возродилась традиция рождественских открыток, правда, теперь уже новогодних. На них появился новый персонаж, сейчас забытый - мальчик-Новый год (обычно в компании Деда Мороза, но иногда и в одиночку).

Окончательно современный праздничный канон сложился в брежневские времена: «Голубой огонек» по телевизору, речь генсека/президента, шампанское, мандарины, салат «Оливье» и новогодние концерты.

Что касается Рождества, то оно превратилось в религиозный праздник. В 1990 году в РСФСР его объявили нерабочим днем, но сейчас Рождество - просто часть новогодних каникул. Каникулы, кстати, очень напоминают дореволюционные Святки, тоже длившиеся почти две недели.

Забавно, что русские не только адаптировали немецкий обычай наряжать ель на Рождество, но и обогатили праздник новой традицией. Речь, конечно, о балете Чайковского «Щелкунчик». Балет на сюжет Гофмана впервые поставили на сцене Мариинского театра в 1892 году, и с тех пор он превратился в неотъемлемую часть Рождества во всех христианских странах, такую же обязательную, как «Ирония судьбы» в постсоветской России. Особый шик - заполучить именно русскую балетную труппу. Музыка Чайковского к балету на западе входит в пятерку самых узнаваемых рождественских мелодий вместе с Jingle Bells и Silent Night.


Несмотря на возрождение интереса к Рождеству в постперестроечной России, оно так и не смогло восстановить былых позиций, оставшись чисто религиозным праздником вроде Пасхи. Некоторые традиции, такие как балы-маскарады, праздничный стол, открытки, и наряженные елки сохранились, но как элемент Нового года. Другие - например, колядование и святочные представления - исчезли совсем.

Итак, если вкратце об основном.
В дореволюционной России традиционный для нас Новый Год не праздновался. Зато с большим размахом отмечалось Рождество, как и в других странах Европы. Само Рождество Христов - это один из важных праздников, который отмечают все христиане мира. Он отмечается 25 декабря по юлианскому (7 января по грегорианскому) календарю, кроме Католической Церкви, Элладской, Константинопольской Православных Церквей (25 декабря по грегорианскому и новоюлианскому календарю соответственно). Установлен в честь рождения Христа.

Дед Мороз.

Известный нам новогодний волшебник – Дед Мороз – собирательный славянский образ в советское время в период антирелигиозной компании, который образовался только в 30-х годах XX века. Традиционно в Российской Империи подарки приносил Святой Николай Чудотворец (он же – Санта Клаус в западноевропейской трансляции; Санта - «святой», Клаус - «Николай») - известный своей благотворительностью, помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей. Кстати, тема Святого Николая сейчас активно культивируется в Украине. Насколько мне известно, у него даже своя резиденция в западной части страны имеется (у украинского Дедушки Мороза её нет). А, например, при Александре II вводится новый вариант Дедушки Мороза - «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861 год), но быстро забывается среди населения. Ближе к началу XX года формируется образ зимнего покровителя – Морозко. Также было распространено, что подарки дарил сам Иисус. Но первый образ Деда Мороза складывается только к началу 20-х годов XX века.

Дореволюционные открытки с образом Святого Николая.

Рождественская ёлка.

Традиция ставить ёлку на Руси впервые появилась при Петре Первом, но известно, что среди жителей Немецкой Слободы в Москве, где обитали приезжие мастера, ремесленники и учёные, елку ставили ещё до петровских реформ. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
Сама же традиция наряжать ёлку появилась в Германии, откуда в последующем распространилась на всю Европу. Первое время рождественская ёлка была распространена только среди аристократии, но к концу XIX века стала обычным явлением и непременным атрибутом Рождества, как среди дворян, так и среди крестьян. Разница между ёлками была только в одном – украшении. Аристократы на неё весили шоколад и другие сладкие вкусности. Елочные шары же тогда ещё не существовали, вместо них на елку вешались яблоки, как символ плодородия. У простых людей всё было скромнее.

Рождественский стол.

В Рождество стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости. Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом. Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати.

Гулянья.

В Рождество господа побогаче устраивали пышные балы, дамы наряжались в роскошные платья, а кавалеры в парадные мундиры. У простых людей были хороводы, гулянья на улицах городов. Все ходили друг к другу в гости и поздравляли с благим праздником, дарили подарки. Устраивались театральные выступления на центральных площадях городов, катки, ледяные горки и катание на лошадях.

Ну по поводу святого Николая в Украине, до конфликта он вполне существовал наравне с дедом морозом и дарил подарки в ночь с 19 на 20 декабря(или с 18 на 19 декабря, точно не помню). А сейчас его сделали ещё и символом нового года и рождества. Хотя это выборочно,

Ответить

Павел, спасибо за пояснение! Извините, скажите, пожалуйста, Вы случайно не знаете, как сейчас обстоят дела с Николаем в Украине? Слышал, что теперь им заменили абсолютно всё рождественское и новогоднее с прошлым Дедом Морозом, а в детских садах и школах вместо Мороза приходит на ёлку Николай. Верно?

Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году. Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ.ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал.

В центре столицы

Первыми места кончались в ресторане при гостинице «Метрополь» в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая «спортивная Москва», обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. «В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен «Цеппелин», в его гондоле - транспоранты „С Новым годом 1911-м“», - описывали событие в издании «Русское слово».

Ресторан в пятизвёздочном отеле «Метрополь», расположенном в Москве. 1991 г. Фото: РИА Новости

В более простом ресторане «Прага», второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном - военные. Все дамы при входе получали подарки - цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти.

Ресторан «Прага» сегодня. Фото: www.russianlook.com

Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля «Москва». Московские немцы стремились в ресторан при отеле «Alpenrose» («Альпийская роза»), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в «Метрополе». «Небольшой зал «Альпийской Розы» переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит «ура». Для публики, собравшейся в ресторане, наступил «Neu Iahr». Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее „Hoch!“», - писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами.

Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан «Эрмитаж» в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр «Школа современной пьесы». В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане «Бар», который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось.

Театр «Школа современной пьесы», ранее в этом здании располагался ресторан «Эрмитаж». Фото: Commons.wikimedia.org

Попасть «без записи» удавалось в ресторан «Славянский базар», располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала.

Гостиница «Славянский базар», XIX век. Фото: Commons.wikimedia.org

Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире «У Мартьяныча», собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику.

В версте от города

Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин . Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.

Ресторан Крынкина. Открытка рубежа XIX–XX веков. Фото: Из личного архива

На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане «Яръ», дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля «Советский». Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции - Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие.

Здание гостиницы «Советская» и ресторана «Яръ». 1909–1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Утром 1 января

Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием «Сорочинская ярмарка» для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года.

Манеж сегодня. Фото: Commons.wikimedia.org

Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание - новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна - до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.

В дореволюционные времена Новый год не так широко отмечался, как Рождество Христово. Именно оно подарило нам все сегодняшние атрибуты праздника. Кто положил начало череде новогодних праздников? Откуда пришла к нам праздничная ёлка? Какими были первые подарки - об этом и другом в нашей статье.

на фото: императрица Александра Федоровна

Рождество: 25 декабря или 7 января

В большинстве православных стран Рождество отмечается в ночь с 6 на 7 января, в то время как другие христианские конфессии отмечают его в ночь с 24 на 25 декабря. Это связано с тем, что долгое время православная церковь использовала юлианский календарь, в то время как в Ватикане был утвержден григорианский, так как это была куда более точная система исчисления.

В 1918 году советские власти решили перейти на григорианский календарь, но дата празднования Рождества так никуда и не сдвинулась в связи с атеистическим направлением государства, а все традиции были перенесены на Новый год . Вопрос перенесения церковных праздников поднимался не раз, но, увы, общего знаменателя православная церковь не достигла. По сути, выходит, что празднование Рождества Христового выпадает и у нас на то же 25 декабря по новому стилю. Из-за этих несостыковок с календарными датами у нас появился еще один, абсолютно искусственный, праздник - Старый новый год , который отмечается в ночь с 13 на 14 января, а в действительности является 1 января по юлианскому календарю.

Первые атрибуты современного празднования Рождества (а точнее, для бывших советских стран это атрибуты Нового года ) принес в Российскую Империю Петр І, но они были далеки от того, что привычно современному человеку. Само празднование проходило довольно шумно: как правило, устраивался бал-маскарад, сопровождавшийся всевозможными играми. Первыми предшественниками ёлки стали еловые или какие-либо другие ветки, развешенные в качестве украшений по домам и кабакам.

Народные гуляния в рождественские дни

Рождественская ёлка

А новогоднюю (в те времена рождественскую) ёлку принесла в Российскую империю императрица Александра Фёдоровна, жена Николая І, в 1817 году. По происхождению она была немкой, а эти традиции в Германии уже давно укоренились. В то время, чтоб сделать её по-настоящему волшебной, на ёлке зажигались свечи.

К слову сказать, это было довольно опасно для большого дворца и однажды даже привело к пожару. Но многие из императриц относились к ритуалу зажжения и тушения свечей на ёлке более, чем серьёзно. Например, жена Николая II очень гордилось тем, что сама этим занимается. Рождественская ёлка также украшалась позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. Стоит отметить, что, помимо отдельных ёлок для подарков в Большом зале Зимнего дворца, для каждого из членов императорской семьи также стояла своя собственная ёлка в покоях.

Рождественские ёлки изначально стали устраиваться среди знати, и лишь потом закрепились и в домах простых горожан. Первое Рождество с ёлкой и подарками было чрезвычайно роскошным и отмечалось лишь императорской семьей и их свитой. Для каждого императрица подготовила свою личную ёлку, рядом с которой стоял стол с подарками, и с особенной гордостью лично подавала каждому его подарки. Хоть празднование и проходило в царской семье, но подарки были довольно скромны - всевозможные игрушки и обязательные конфеты. Зато самым важным в них было то, что каждый член императорской семьи сам лично выбирал подарки. Эта традиция сохранилась до самого развала Российской Империи, подарки же при дворе с каждым годом становились всё богаче.

Празднование Рождества в Зимнем дворце

Поздравительные открытки

Еще одним важным атрибутом празднования Рождества стали поздравительные открытки. Традиция дарить к Рождеству красочные открытки родилась в Англии в конце IX века. В России первая поздравительная открытка появилась в 1897 году. По тем временам, цена таких открыток была довольно высока и поэтому к ним относились очень бережно, придавая большое значение. Многие даже обращались к каллиграфам, чтобы ничто не могло омрачить их рождественское поздравление. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна. На них изображали детей, ангелов, библейских персонажей, животных и даже солдат Первой мировой войны.

Рождественская открытка

Рождественская открытка

Рождественские традиции

Празднование Рождества также сопровождалось пышным ужином и игрой в лото, на которой разыгрывались разнообразные дорогие подарки. Но до всеобщего веселья, рождественские праздники начинались со всенощной службы в малой дворцовой церкви.

Простые жители Петербурга также переняли традицию украшения ёлок. И, что было очень важным, чтоб сделать детям сюрприз, родители всегда украшали ёлку в их отсутствие. Поздравления сочиняли, как правило, в стихотворной форме, после чего вручались подарки. Трапеза в день перед Рождеством была лишь одна - ужин. Все собирались у стола с первой звездой. Празднование сопровождалось зажиганием бенгальских огней, хлопаньем хлопушек и хороводами вокруг ёлки. Также, было принято приглашать в гости одиноких знакомых, так как считалось, что никто не должен быть на Рождество одинок, а к традициям этого праздника все относились очень серьезно.

Хоровод вокруг ёлки

Хотя на празднование Рождества Христового царская семья приглашала самую приближенную к себе знать, что всё равно составляло немалое количество людей, этот праздник считался среди них семейным. А вот простой люд отмечал его больше в стиле народных гуляний. Было распространено хождение ряженых с разнообразными народными песнями и стихами, более известное сейчас, как колядование. Участники одевались в какие-то необычные костюмы, чтоб всем было весело. Всегда среди ряженых присутствовали коза, конь, медведь и другие. Ряженые несли с тобой посох со звездой на конце. На Рождество были распространены и всевозможные гадания, - в основном, девушки гадали на будущего супруга.

Стол на Рождество украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. Под столом специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за ним, по очереди ставили ноги на этот предмет. Железо считалось символом крепости, поэтому и ассоциировалось у крестьян с прочным здоровьем.

Колядование

Празднование Рождества и по сей день имеет множество традиций. Всё зависит, в основном, от места вашего проживания. В городе этот праздник отмечается более тихо, по-семейному. А вот в некоторых селах и по сей день можно встретить множество разнообразных традиций и обрядов. Но, как бы кто его не отмечал, Рождество является одним из самых светлых и добрых празднований в году.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди