Светлана Панчехина
Конспект НОД по ФЦКМ для детей младшего дошкольного возраста «Предметы рукотворного и природного мира»
Тема: «Предметы природного и рукотворного мира»
Программное содержание: учить детей различать и называть предметы природного и рукотворного мира, обобщающим словом, понимать вопрос воспитателя, отвечать на него. Развивать мышление, внимание, речь, память детей. Способствовать развитию умения ловить и бросать мяч, называть свое имя. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Материалы: игрушка-лунтик, картинки с изображением различных предметов и сами предметы, мяч.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, физическая культура, социализация.
Ход нод
1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит Лунтик, здоровается и знакомится с детьми. Лунтик сообщает детям, что он прилетел к ним с луны и по дороге в детский сад увидел много интересных предметов, но не знает, откуда они взялись.
2. Рассказ воспитателя о предметах. Воспитатель предлагает детям помочь Лунтику понять, как появляются разные предметы. Воспитатель поясняет, что все предметы относятся либо к природному миру, либо к рукотворному. Предметы рукотворного мира создает человек своими руками, а предметы природного мира создаются природой.
3. Дидактическая игра «Узнай и назови ». Лунтик сообщает детям, что он понял, что все предметы, которые он видел по дороге в детский сад, были созданы человеком или природой, но вот какие кем затрудняется сказать, просит детей ему помочь, поясняя, что некоторые предметы он сфотографировал и принес с собой. Воспитатель предлагает всем вместе разобраться в этом вопросе и поиграть в игру «Узнай и назови». Объясняет правила игры: дети по очереди берут одну из картинок, которые принес Лунтик, с изображением предмета, называют его и поясняют, к какому миру он относится. (Например, котенок, яблоко, трава, дома, машина, светофор и другие)
4. Игра «Назови предметы природного и рукотворного мира» Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Назови предметы природного и рукотворного мира». Объясняет правила игры, воспитатель по очереди бросает мяч детям и просит назвать предмет природного или предметного мира, называет тот, у кого в руках мяч.
5. Физкультминутка Мы шли, шли (дети, держась за руки, идут по кругу)
Землянику нашли (останавливаются)
Собрали 1,2,3,4,5 (дети наклоняются)
И опять пошли искать (дети, держась за руки, идут по кругу)
6. Дидактическая игра «Назови, одним словом» Воспитатель сообщает, что некоторые предметы модно назвать одним словом, например, тарелка, ложка, стакан – это посуда. Предлагает поиграть в игру «Назови, одним словом». Воспитатель называет несколько слов, а дети называют обобщающее слово (стул, стол, шкаф – мебель, кот, коза, волк-животные, береза, рябина, дуб-деревья и т. д.).
Лунтик сообщает детям, что ему пора уходить, благодарит детей за помощь, прощается, уходит.
7. Итог нод -Кто приходил в гости?
Что хотел узнать Лунтик?
Какие же предметы относятся к природному миру?
Какие же предметы относятся к рукотворному миру?
В какие игры играли?
Какая игра понравилась больше всего?
Конспект для детей второй младшей группы «Предметы рукотворного и природного мира».
Цель: дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками челвека, другие созданы природой
Интеграция образовательных областей : -Познавательное развитие; -художественно-эстетическое развитие; -социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ; -речевое развитие; -физическое развитие
Познавательное развитие
- формировать умение детей различать и называть предметы природного и рукотворного мира, обобщающим словом,
формировать умение диффереренцировать предметы по их функции и назначению: посуда и овощи
уточнить и систематизировать знания детей об овощах, посуде Речевое развитие:
- дать детям понятие Рукотворный мир и природный мир;
- активизировать в речи слова Овощи и посуда;
- формировать умения детей отвечать на вопросы простым предложением, использовать в речи описательные прилагательные;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
Социально-коммуникативное развитие :
- развивать коммуникативные навыки, умение высказывать своё мнение,
- формировать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, желание и умение принимать участие в коллективном задании;
- умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.
- развивать мелкую моторику;
- формировать потребность в двигательной активности.
Ме тоды и приёмы:
Словесные : ситуативный разговор, беседа, вопросы.
Наглядные : д/ игра « Волшебный мешочек», рассматривание предметов.
Практические :физкультминутка «Зайчики», пальчиковая гимнастика «Щи-талочка», слушание музыкального произведения.
Детская деятельностьФормы и методы организации совместной деят-ти
Двигательная
гимнастика, физкультминутка.
Коммуникативная
Речевые ситуации, ситуативные разговоры, вопросы.
Игровая
Дидактическая игра.
Восприятие
(художественной литературы и музыки)
Беседа, повторение, музыкальное сопровождение.
Игровой материал : Наборы кукольной посуды(кастрюля, сковорода,ложка, вилка, поварешка, тарелка) и муляжи овощей(морковь,капуста,лук,помидор, огурец ,перец,чеснок) , чудесный мешочек,два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир»,
Рассматривание иллюстраций, карточек с изображением овощей и посуды.
Чтение потешек, стихотворений про овощи .
Инсценировка сказки «Репка» .
Беседы : «Что растет на огороде?» , »Ч то такое посудная лавка?»
План- конспект НОД Вступительный этап. (мотивационный, подготовительный этап)
Сегодня мы с вами узнаем что-то новое,
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Наши ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг - другу улыбаемся!
Сюрпризный момент.(На подоконнике лежит мешок)
Воспитатель: Ребята, вы заметили что у нас появилось что-то новое
Дети : Мешок!
Воспитатель : А как вы думаете что в нем?
Дети : Конфеты, пусто, игрушки… и т. д.
Воспитатель : Ой, посмотрите здесь какое-то письмо к мешку прикреплено! Что это?
Дети : Морковка
Воспитатель : Послушайте загадку и сразу узнаете от кого этот мешок:
«Прыгает ловко - любит морковку!»
Дети: Заяц!
Воспитатель :Правильно! Это письмо от зайчика: « Я - маленький зайчик, всех боюсь, поэтому прислал вам мешок и письмо, а сам спрятался под елкой в лесу.»
Ребята давайте покажем зайчику, что мы совсем нестрашные и сами можем превратиться в зайчат!
Зайцы скачут скок-скок-скок,
Да на беленький снежок
Приседают, слушают – не идет ли волк!
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
А теперь послушайте, что же случилось с зайчиком: « Ехал дедушка с базара через лес.Вез он в мешке покупки для своей бабушки, да не заметил, как мешок с телеги упал. Лежит мешок под кустом, а мимо зайчик скачет. Захотел зайчик узнать, что же в мешке. Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке останется. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись.»
Как вы думаете, что же в мешке?
Дети: Овощи, посуда.
Воспитатель: Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре?
Дети: Они выросли на грядке, их привезли на продажу.
Воспитатель: Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке?
Дети: Это съедобно.
Воспитатель :Для чего нужны овощи?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать « предметы, созданные природой» Их можно отнести к природному миру.
А для чего нужна посуда?
Дети : Варить суп, готовить обед
Воспитатель: сварим из овощей кастрюлю вкусных щей.
Упражнение на развитие мелкой моторики, слухового внимания в сочетании с музыкой «Щи - талочка».
Чищу овощи для щей – хлопки в ладоши.
Сколько нужно овощей? - поднимать плечи
Пять картошек – показать 5 паль цев на левой руке.
Три моркови – показать 3 пальца на правой руке.
Лука тоже три головки – показать 3 пальца на левой руке.
Да петрушки корешок – 1 палец на правой руке.
Да капустный кочешок – 1 палец на левой руке.
Потеснись-ка ты, капуста, - работают локтями.
От тебя в кастрюле густо – руки развести в стороны.
Раз, два, три – загибаем три пальца.
Огонь зажжён – хлопок в ладоши.
Кочерыжка– указательным пальцем правой руки показать в круг.
Выйди вон! – большим пальцем правой руки показать назад.
Почему же зайчику не понадобилась посуда?
Дети: Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые вощи .
Воспитатель: Откуда посуда взялась в магазине?
Дети: Её сделали мастера из металла и привезли продавать
Воспитатель: Ребята, предметы, которые человек делает своими руками,можно назвать «предметы, созданные руками человека» Их можно отнести к рукотворному миру.
Основной этап (содержательный, деятельный)
Д авайте же поможем зайчику узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира - овощи- положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира - посуду- сложим на другой поднос, а потом положим в мешок для бабушки. Посмотрите, на какой поднос мы будем складывать предметы природного мира?
Дети: Где нарисовано дерево.
Воспитатель: А куда предметы рукотворного мира - посуду?
Дети: Где нарисован человек.
Воспитатель организовывает детей посредством игры «Волшебный мешочек» ,
объясняет правила игры.
Дети внимательно слушают педагога, запоминают правила игры. Поочередно каждый ребенок достает из мешочка предмет посуды , угадывает его на ощупь и называет действие, связанное с ним. Расширяется, обогащается представление детей о посуде , о формах предметов, которые их окружают
(В мешочке лежат муляжи овощей : капуста, морковь, огурец, помидор, перец, ложка, кастрюля, вилка, тарелка, чашка. Дети по очереди опускают в мешочек руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки и называют , что это за предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному, показывают остальным детям .)
Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму:
Какой предмет: твердый или мягкий?
Длинный или короткий?
Маленький или большой?
Этот предмет круглой формы?
Какие у него есть части?
Для чего он нужен?
Как называется?
К природному или рукотворному миру относится этот предмет?
Что с этим предметом можно делать?
Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
Заключительная часть (рефлексивный этап).
После того как все предметы названы и разложены по подносам, Воспитатель подводит итог: - У меня такое радостное настроение, а у вас? Мы же помогли зайчику! А скажите, пожалуйста, ребята что сегодня нам прислал зайчик? (письмо и мешок) Что лежало в мешке? (посуда и овощи) -Какие же предметы относятся к природному миру? -Какие же предметы относятся к рукотворному миру? Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки? (Складываем в мешок посуду.) Если вещь сделал человек, к какому миру мы отнесем? (рукотворному) А если что-то выросло на грядке? (природа) - Какая игра понравилась больше всего? Зайчик очень вам благодарен за то, что вы помогли ему узнать все предметы и разделить их. Он передал вам лесной подарочек - грибочки! Спасибо!
Актуализация знаний
Глядите не моргайте, Рты не разевайте, Ворон не считайте, Поскорее отгадайте!
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела: все к столу - вода вскипела (чайник)
2. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
3.Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…(Кастрюля)
4
. Взяли мы её за ручку,
пьём горячий чай из (кружки).
1 Рыженькая как лисица Но, сидит она в темнице, Хвост над грядкой держит ловко Называется (морковка) 2.Растут на грядке Зелёные ребятки. Удалые молодцы, И зовут их (Огурцы)
3.Расту в земле на грядке я –
Красная, длинная, сладкая… (Морковка)
4.Расселась барыня на грядке,
.Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка (Капуста)
5. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (Лук)
7. Вкусный, красный, но не сладкий
Зреет на садовой грядке,
В сказках, помнишь, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»! (помидор)
8.Он круглый да красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (Помидора)
Воспитатель : -Молодцы мои ребятки, отгадали все загадки!
Дети рассматривают муляжи овощей.
Бабушка старенькая, ей одной не справится. Поможем ей овощи собрать ?
Дети : Да.
Физминутка
Мы пойдем в огород (шагаем на месте)
Что там только не растет ( разводим руки в сторону )
Огурцы сорвем мы с грядки (срываем воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой (показываем руками силуэт шара)
Длинная морковка (опускаем вниз руки и соединяем ладони внизу)
От нас укрылась ловко (приседаем и прикрываем голову рукой)
Дергай, дергай из земли (встаем, делаем движения - дергаем из земли)
Все собрали - посмотри! (Прикладываем руку ко лбу)
4. Игра «Назови предметы природного и рукотворного мира» Воспитатель берет мешочек и предлагает детям по очереди, не глядя взять предмет и назвать к какому миру он относиться к природному или рукотворному.
Воспитатель : А сейчас, наступает приятный момент : мы будем пробовать на вкус овощи , которые Топтыжка купил для вас на овощной ярмарке . Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите , какого они вкуса?
Ответы детей :
Огурец - хрустящий, свеженький, а еще он вкусно пахнет и зеленого цвета.
Лук, - острый, горький, а еще он полезные и тоже зеленого цвета.
Чеснок – горький, белого цвета.
Помидор - вкусный, сладкий, кислый, красный.
Капуста – хрустящая, сочная, зеленая.
Перец болгарский (2 шт.) – сладкий, вкусненький, хрустящий, желтый и красный.
Воспитатель : Вам понравились ребята овощи ?
Дети : да.
Пальчиковая гимнастика «Помощники» .
1, 2, 3, 4 – мы посуду перемыли :
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли ,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали-
Так мы маме помогали.
Бабушка : Спасибо, ребятки! Помогли бабушке - старушке, без вас я бы не справилась.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Бабушка : А в благодарность я вас научу, как надо правильно засаливать капусту. «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (движения прямыми ладонями)
Мы морковку трем, трем (потереть ладони друг о друга)
Мы капусту солим, солим (сложить пальцы в щепотку)
Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки)
В кадку все утрамбовали, (потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали . (ставят кулак на кулак).
Воспитатель : Спасибо, бабушка! Теперь наши детки, будут мамам помогать засаливать капусту. До свидания, бабушка!
3. Заключительный этап. Рефлексия :
Ритуал «выхода» из занятия
В огород мы пойдем (шагаем на месте)
Урожай соберем (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем («таскают» )
И картошки накопаем («копают» )
Срежем мы кочан капусты («срезают» )
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают)
Щавеля нарвем немножко («рвут» )
И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки)
После высказываний детей, взрослый обращает внимание на знаки-символы (дерево-человечек) и предлагает детям вспомнить, что они обозначают: «дерево» - природный мир, «человечек» - рукотворный. Взрослый предлагает положить предметы рукотворного мира в красный обруч, где лежит знак-символ «человечек» , а предметы природного мира - в синий, где лежит знак-символ «дерево»
Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока я сама не укажу на них, не создам условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно – для данного ребенка – станет средством познания мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Можно принести кофемолку и рассмотреть, как работает кофемолка, и увидев результат – мелко перемолотый кофе, подумать с помощью чего достигается результат. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. Чтобы проверить, поняли ли дети принцип работы кофемолки, можно предложить им для решения такую проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог. Где взять сахарную пудру, можно ли ее сделать самим? Из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания им принципа работы данного бытового прибора. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами).
Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.
Музыка. Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. В группе имеется проигрыватель. Дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.
Деятельность как условие по ознакомлению детей с основами безопасности
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира. «Попробуйте за ребенка сделать какое- нибудь мало-мальское дело - он заплачет. Он хочет сам… И кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее», - В.М. Шукшин.
Все виды деятельности можно разделить на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.
Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра- рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Кирилл Б. рисует пожарных в серых тонах. Он объясняет это так, что он когда-то обжог палец и ему было очень больно. От этого у Кирилла плохое настроение и он, таким образом, отображает это в рисунке. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов – и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.
Конспект для детей второй младшей группы «Предметы рукотворного и природного мира».
Тема: «Предметы природного и рукотворного мира»
Программное содержание: учить детей различать и называть предметы природного и рукотворного мира, обобщающим словом, понимать вопрос воспитателя, отвечать на него. Развивать мышление, внимание, речь, память детей. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Материалы: игрушка Девочка-Всезнайка, картинки с изображением различных предметов и сами предметы, мяч.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, физическая культура, социализация.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит Девочка-Всезнайка, которая как всегда желает всё знать и пришла к ребятам с новыми вопросами. Здоровается и сообщает детям, что по дороге в детский сад увидела много интересных предметов, но не знает, откуда они взялись.
2. Рассказ воспитателя о предметах. Воспитатель предлагает детям помочь Девочке-Всезнайке понять, как появляются разные предметы. Воспитатель поясняет, что все предметы относятся либо к природному миру, либо к рукотворному
Предметы рукотворного мира создает человек своими руками, а предметы природного мира создаются природой.
3. Дидактическая игра «Узнай и назови » Девочка-Всезнайка сообщает детям, что она поняла, что все предметы, которые она видела по дороге в детский сад, были созданы человеком или природой, но вот какие кем затрудняется сказать, просит детей ей помочь, поясняя, что некоторые предметы она сфотографировала и принесла с собой. Воспитатель предлагает всем вместе разобраться в этом вопросе и поиграть в игру «Узнай и назови». Объясняет правила игры: воспитатель показывает детям фотографии, которые принесла Девочка-Всезнайка, с изображением предмета, они называют его и поясняют, к какому миру он относится. (Например, собака, снег, снегирь, дерево, дома, машина, светофор и другие)
4. Игра «Назови предметы природного и рукотворного мира» Воспитатель берет мешочек и предлагает детям по очереди, не глядя взять предмет и назвать к какому миру он относиться к природному или рукотворному.
5. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
6. Дидактическая игра «Назови, одним словом» Воспитатель сообщает, что некоторые предметы можно назвать одним словом, например, тарелка, ложка, стакан – это посуда. Предлагает поиграть в игру «Назови, одним словом». Объясняет правила игры: Дети садятся на ковер в круг, воспитатель по очереди бросает мяч детям называет несколько слов, а дети называют обобщающее слово (стул, стол, шкаф – мебель, кот, коза, волк-животное, береза, рябина, дуб - деревья и т. д.) .
Девочка-Всезнайка сообщает детям, что ему пора уходить, благодарит детей за помощь, прощается, уходит.
7. Итог занятия:
Кто приходил в гости?
Что хотела узнать Девочка-Всезнайка?
Какие же предметы относятся к природному миру?
Какие же предметы относятся к рукотворному миру?
Какая игра понравилась больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД развитие речи для второй младшей группы "Зимой и летом одним цветом"
Цель: учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т. д.). Развивать тактильную память. Закрепить сравнение предметов (репродукций), умение вычлени...
Предметы природного и рукотворного мира
Презентация "Предметы природного и рукотворного мира предназначена для детей младшей группы и включает в себя загадки о предметах и отгадки в виде картинок. В конце приводится классификация предметов...
Цели: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Дать детям образцы правильного поведения на кухне. Развивать внимание, мыслительную активность. Воспитывать аккуратность, любознательность.
Материал: две маленькие коробочки с условными символами “рукотворный мир” и “природный мир”; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (чайник, сковорода, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (лиса, еж, белка, кошка, собака), наборы кукольной посуды, коробка с конфетами, ширма с куклой - Незнайкой.
Оборудование: телевизор, диск с презентацией, диск с мелодией песни А.К. Лядова “Классическая музыка для детей”.
Предварительная работа: наблюдение за трудом работы няни на кухне, чтение сказки К.И. Чуковского: “Федорино горе”, рассматривание предметных картинок на темы: “Посуда”, “Животные”, игровое упражнение: “Помоги Мишке”, лепка: “Тарелка для Мишки”.
Ход урока
Из-за ширмы появляется Незнайка и кричит:
Ой- ой- ой! Куда я попал?
Дети подбегают.
Дети: Незнайка!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Я без вас скучал
На круг скорей вставайте,
Друг друга приглашайте!
Будем снова мы играть,
Рассуждать и познавать!
Воспитатель: Поздоровайтесь друг с другом и с Незнайкою глазами.
Воспитатель: Незнайка, почему ты такой грустный стал?
Незнайка: Я встретился с Мальвиной, она мне коробку вручила и сказала: “Чтобы я вымыл посуду”.
Воспитатель: Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? (Незнайка вручает коробку воспитательнице).
Воспитательница: Коробка не открывается, Незнайка.
Незнайка: Чтобы открылась коробка надо произнести волшебные слова.
Воспитатель: Руки выше приподняли
На носочки дружно встали
Глазки быстренько закрыли
И тихонечко открыли.
Воспитатель: Вот и коробочка открылась.
Воспитатель: Посмотрим, что там в коробочке?
Воспитатель: Что это? (Достает карточку)
Дети: Кружка.
Воспитатель: Для чего она?
Дети: Чай пить.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Человек его сделал или он сам появился в природе?
Дети: Он сам.
Воспитатель: Значит, куда эту карточку надо поставить?
Дети: К природе.
Воспитатель: Это что?
Дети: Ложка.
Воспитатель: Для чего она?
Дети: Чтобы кушать.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Куда эту карточку надо поставить?
Дети: К человеку.
Воспитатель: Софья поставь.
Воспитатель: Возьмите по одной карточки и поставьте в нужное место.
Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли мы выполнили. Незнайка, ты тоже посмотри. (Дети раскладывают картинки в два короба с условными символами: “природный мир” и “рукотворный мир”.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно разложили карточки.
Воспитатель: Незнайка, почему ты плачешь?
Незнайка: А как же надо мыть посуду? Так их много!
Воспитатель: Я всех вас приглашаю посмотреть фильм как надо мыть посуду.
Берите стулья садитесь поудобнее. Незнайка, ты тоже внимательно смотри. На экране телевизора появляется слайд с алгоритмами.
Воспитатель: Что сначала делаем?
Дети: Надеваем фартук. В тазик набираем теплой воды. Берем губку и начинаем мыть. Набираем в тазик чистую воду и поласкаем. Кладем сушить на поднос.
Воспитатель: Как надо класть посуду на поднос?
Дети: Тихо, чтобы не разбилась.
Воспитатель: Что произойдет, если разобьется?
Дети: Можно поранить пальцы, ногу.
Воспитатель: Теперь Незнайка запомнил?
Незнайка: Да!
Воспитатель: Дети запомнили?
Незнайка: У меня для вас сюрприз!
Воспитатель: Ты нам покажешь?
Незнайка: Я вас всех хочу угостить конфетами.
Воспитатель: Дети вы любите конфеты?
Воспитатель: Тогда все подходите к Незнайке и получите конфеты.
Дети: Спасибо, Незнайка.
Воспитатель: Незнайка, оставайся с нами играть?
Незнайка: Согласен.
Воспитатель: Я вас всех приглашаю поиграть в игру: “Семья”.
Звучит тихая, спокойная мелодия, дети играют.