27.02.2019

Что означает выражение не раздражайте детей. Мудрость родительской педагогики «отцы, не раздражайте детей ваших. Мудрость родительской педагогики


И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем

Послание к Ефесянам, 4, 6


Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно самому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Если родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а образцы для подражания.

«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что исправит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.


Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом:

Ты зачем разбил вазу?

Я не разбивал вазу, она сама разбилась.

Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?

Я не хотел...

Нет, признавайся, зачем разбил вазу?

Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однажды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Какая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.

Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.

Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю вину на детей, обвинить их во всех смертных грехах: "Они оскорбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!".

Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.

Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие призывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, совесть. Главный мотив наказания - вера, движимая любовью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрая, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).

В любви нет страха. «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13-14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.


О необходимости поиска баланса между родительской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены были естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы родители любили своих детей отнюдь не по естественной необходимости, а только за их нравы и добрые поступки, тогда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть даже и злых детей, напротив, и будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорбляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего нечестия.

Если и ныне дети в надежде на любовь родителей часто оскорбляют их, хотя не могут вполне положиться на природу, зная, что многие, сделавшись негодными, лишились и дома, и наследия отцовского, то до какого нечестия не дошли бы они, если бы Бог не оставил родителям и возможности гневаться на детей, наказывать и прогонять от себя, когда они делаются злыми? Потому-то Бог и поставил любовь родителей в зависимость и от потребности природы, и от нравов детей, чтобы они, с одной стороны, были снисходительны к погрешностям детей, будучи побуждаемы к этому природою, а с другой, - злых и неисцельно-больных не укоренили бы во зле преступным потворством, что было бы неизбежно, если бы природа принуждала их ласкать и негодных детей. Подумай, сколько попечительности в том, что Бог и повелел любить детей, и положил меру этой любви, и в то же время определил награду за доброе воспитание детей?

Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание».


Все возможно верующему. Если родитель пытается наказывать ребенка и не верит в его исправление, а только срывает на нем свое зло, то в глазах Божьих он совершает грех. Потому что «все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23). Воспитание детей всегда предполагает веру и добрую совесть, «которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим. 1, 19), крушение своей воспитательной стратегии и педагогики. Семья, как льдина, крошится на части, трещины увеличиваются, дистанция растет. Дети замыкаются и все дальше и дальше отходят от родителей. «Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается на ненужное и неполезное, все явление дел производит на обольщение народа», - говорит о таких детях святитель Василий Великий.

Воспитание без любви - это "буква", которая убивает, разрушает семью до основания. Воспитание без любви, - это грех, в котором должно раскаяться и в корне изменить свой педагогический подход.

Непростое это дело - растить сыновей. Но, родители, когда воспитываете детей, ни при каких обстоятельствах не выходите из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Держите себя в руках и тщательно храните эти драгоценные ключи успешного воспитания - любовь от чистого сердца, добрую совесть и нелицемерную веру.

Безусловно, родителей должно почитать и слушаться. Первая заповедь с обетованием - "почитай отца твоего и мать" - это неоспоримый и абсолютный закон для каждого ребенка. Непочтение, неуважение и пренебрежение к родителям - такой же грех, как убийство, кража, прелюбодеяние и идолопоклонство. Но, родители, если вы не являете деятельной любви, если на детей у вас нет времени, если кроме раздражения они не вызывают у вас других чувств, то у ваших детей нет оснований для уважения. Давайте подумаем вместе, как исправить ситуацию.


Типичные педагогические ошибки


Родительский статус священен. Но в то же самое время, он не дает права родителям злоупотребить своими полномочиями. Многие родители знают, что в Священном Писании говорится о детях, но совершенно не желают знать, какие требования Бог ставит перед ними. Именно здесь кроется горький корень семейных конфликтов и затяжных гражданских войн между родителями и детьми.

«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2). Берегитесь оказаться фарисеем в собственном доме, берегитесь оказаться законником, который тычет «буквой» всем подряд, указывая всем в семье, кому как надо поступать. Эта схема не будет работать, потому что «буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3, 16). Не изменив себя, не измените мира вокруг себя.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем

Послание к Ефесянам, 4, 6


Обуздывать, исправлять, воспитывать - это не право выбора, это серьезное требование Отца Небесного ко всем земным отцам и матерям. Они в ответе за своих детей. Приоритет ответственности, безусловно, принадлежит родителям и только родителям.

Откроем страницы Священного Писания и приведем некоторые выдержки: "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3, 20-21). "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца и мать" , - это первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" . "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6, 1-4).

В этих главах Апостол Павел вскрывает очень серьезную проблему. Взаимоотношения с детьми носят обоюдный характер, - "дети будьте послушны родителям" , и "отцы, не раздражайте детей ваших", - как две чаши весов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько семья будет мирной и гармоничной.

"Отцы, не раздражайте детей ваших" . Апостол Павел делает серьезный акцент на этой фразе. Безусловно, это в равной степени относится и к матерям. Если Апостол предупреждает, значит, он встречал в своей жизни подобные случаи. Он бывал в различных семьях, видел различные школы воспитания, - и либеральные, и тоталитарные. Нередко на его глаза попадались «блюстители порядка» - нервные раздраженные отцы с розгами в руках. Корректируя слабые стороны подобной педагогики, Апостол Павел неоднократно подчеркивал эту мысль: "Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их" (Еф. 6, 4), "дабы они не унывали" (Кол. 3, 21).

Апостол Павел выражает абсолютное согласие по этому поводу: "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4, 26), как и Апостол Иаков: "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1, 20).


Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно самому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Если родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а образцы для подражания.

«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что исправит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.


Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом:

Ты зачем разбил вазу?

Я не разбивал вазу, она сама разбилась.

Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?

Я не хотел...

Нет, признавайся, зачем разбил вазу?

Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однажды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Какая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.

Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.

Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю вину на детей, обвинить их во всех смертных грехах: "Они оскорбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!".

Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.

Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие призывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, совесть. Главный мотив наказания - вера, движимая любовью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрая, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).

В любви нет страха. «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13-14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.


О необходимости поиска баланса между родительской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены были естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы родители любили своих детей отнюдь не по естественной необходимости, а только за их нравы и добрые поступки, тогда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть даже и злых детей, напротив, и будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорбляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего нечестия.

Если и ныне дети в надежде на любовь родителей часто оскорбляют их, хотя не могут вполне положиться на природу, зная, что многие, сделавшись негодными, лишились и дома, и наследия отцовского, то до какого нечестия не дошли бы они, если бы Бог не оставил родителям и возможности гневаться на детей, наказывать и прогонять от себя, когда они делаются злыми? Потому-то Бог и поставил любовь родителей в зависимость и от потребности природы, и от нравов детей, чтобы они, с одной стороны, были снисходительны к погрешностям детей, будучи побуждаемы к этому природою, а с другой, - злых и неисцельно-больных не укоренили бы во зле преступным потворством, что было бы неизбежно, если бы природа принуждала их ласкать и негодных детей. Подумай, сколько попечительности в том, что Бог и повелел любить детей, и положил меру этой любви, и в то же время определил награду за доброе воспитание детей?

Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание».


Все возможно верующему. Если родитель пытается наказывать ребенка и не верит в его исправление, а только срывает на нем свое зло, то в глазах Божьих он совершает грех. Потому что «все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23). Воспитание детей всегда предполагает веру и добрую совесть, «которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим. 1, 19), крушение своей воспитательной стратегии и педагогики. Семья, как льдина, крошится на части, трещины увеличиваются, дистанция растет. Дети замыкаются и все дальше и дальше отходят от родителей. «Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается на ненужное и неполезное, все явление дел производит на обольщение народа», - говорит о таких детях святитель Василий Великий.

Воспитание без любви - это "буква", которая убивает, разрушает семью до основания. Воспитание без любви, - это грех, в котором должно раскаяться и в корне изменить свой педагогический подход.

Непростое это дело - растить сыновей. Но, родители, когда воспитываете детей, ни при каких обстоятельствах не выходите из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Держите себя в руках и тщательно храните эти драгоценные ключи успешного воспитания - любовь от чистого сердца, добрую совесть и нелицемерную веру.

Безусловно, родителей должно почитать и слушаться. Первая заповедь с обетованием - "почитай отца твоего и мать" - это неоспоримый и абсолютный закон для каждого ребенка. Непочтение, неуважение и пренебрежение к родителям - такой же грех, как убийство, кража, прелюбодеяние и идолопоклонство. Но, родители, если вы не являете деятельной любви, если на детей у вас нет времени, если кроме раздражения они не вызывают у вас других чувств, то у ваших детей нет оснований для уважения. Давайте подумаем вместе, как исправить ситуацию.


31. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в 12 т. СПб Духовная Академия, 1898. Пять слов об Анне.

Я , наверное, задел многих за живое статьей . Эта статья была у нас на сайте очень популярной.

Принимая это во внимание, я подумал, что было бы полезно пойти дальше этой статьи и дать более глубокое и широкое Библейское основание для воспитания и приучения детей к дисциплине. Я предполагаю, что большинство из нас, родителей, опирается на свою интуицию и традиции. Это совсем не плохо. Быть родителем – это искусство, а не наука. И художники обычно не смотрят в инструкцию, когда рисуют.

Но наша человеческая интуиция и традиции должны быть сформированы Божьим откровением. Поэтому взгляните на эту статью как на небольшой урок о некоторых вещах, которые Бог открыл в Библии, дающих основание и руководство для нас, родителей. Мы начнем с самого простого.

1. Брак между одним мужчиной и одной женщиной для жизни является Божьим планом для рождения и воспитания детей.

Брачный завет длиною в жизнь между мужчиной и женщиной является первозданной Божьей идеей для человечества. Он смоделирован по, и укоренен в Божьем вечном плане искупления невесты для Его Сына – церкви.

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Бытие 2:24)

«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Марка 10:6-9)

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Ефесянам 5:31-32)

2. Брачный союз был способом, которым Бог планировал заселить землю людьми, которые бы отражали Его славу своей верой и плодовитостью.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Бытие 1:28)

3. Дети не должны были быть зачаты вне брачного завета. По этой и другим причинам, неженатым были запрещены сексуальные отношения, также было запрещено жениться на блудницах.

«Бегайте блуда». (1 Коринфянам 6:18)

«Ибо заповеди: не прелюбодействуй…» (Римлянам 13:9)

4. Дети – это подарок от Бога; не мы их создаем.

Иов говорит нам, что это Бог дал ему детей. Псалмопевец говорит, что наши дети это наследие от Господа. А Руфь показывает, что когда ребенок зачат, беременность – это Божья работа.

«и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21)

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева». (Псалтирь 126:3)

«И взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И вошел он к ней, и Господь дал ей беременность, и она родила сына.» (Руфь 4:13)

5. Исходя из этого, родители должны восполнять нужды своих детей.

Родители должны материально обеспечивать основные нужды своих детей, от первого кормления у груди до того момента, когда они смогут самостоятельно себя обеспечивать. Павел учил отцов в Ефесе «питать» или «наставлять» их детей. Это основное значение греческого слова «ektrepho » в Ефесянам 6:4 – «воспитывайте». Павел показывает эту модель отца, который восполняет нужды своих духовных «детей» в Коринфской церкви:

«…и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». (Коринфянам 12:14)

6. Родители должны наставлять своих детей в основных навыках культурной жизни, истинах о Боге и Его пути спасения, и на путь мудрости в этом мире.

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». (Второзаконие 6:6-9; см. такжеПсалом 77:5–7)

«Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи». (Притчи 4:1-4)

7. Родители должны наказывать непослушных детей, используя соответствующие меры наказания в любви.

Бог учит нас этому через прямые повеления в Писании.

«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». (Притчи 19:18)

«Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него». (Притчи 22:15)

«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней». (Притчи 23:13-14)

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери». (Притчи 29:15)

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». (Ефесянам 6:4)

Бог также учит нас воспитывать наших детей примерами, в которых отцам это не удалось.

«Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их…» (1 Царств 3:13)

«Адония [сын Давида], возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (3 Царств 1:5-6)

И, в-третьих, Бог учит нас наказывать наших детей, показывая примеры наказания Его собственных детей. Это особенно относится к родителям-христианам, потому что Бог уже покрыл грехи Своих детей кровью Христа, тем не менее Он считает, что они нуждаются в наказании для формирования их веры и характера.

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». (Притчи 3:11-12)

«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». (Откровение 3:19)

«Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». (Послание к Евреям 12:7-11)

Никто не любит своих детей больше чем Бог. И никто не уделяет столько внимания наказанию для нашего блага. Каждый родитель-христианин должен серьезно обдумать то, что когда дети находятся под нашей заботой, мы являемся Божьими представителями для того, чтобы подготовить их для наказаний от их Небесного Отца, когда уже они не будут нам подчиняться. Если Божьи наказания будут их удивлять, то, скорее всего, мы что-то упустили.

8. Родители должны ободрять своих детей.

Мы получаем эти указания через прямые повеления в Библии ободрять наших детей, а не вводить их в уныние. Повеления стоят в отрицательной форме предупреждения, возможно потому, что мы весьма склонны ввергать наших детей в уныние своей критикой и настолько неспособны дать им подлинную, спонтанную похвалу, не пытаясь манипулировать.

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». (Колоссянам 3:21)

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших». (Ефесянам 6:4)

Бог показывает нам Свой собственный пример Отца, Который ободряет Своих детей.

«Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам…. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». (Псалом 102:10, 13)

«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». (Исаия 49:15)

Также и апостол Павел приводит себя в пример подобного ободряющего отношения к детям.

«потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу». (1 Фессалоникийцам 2:11-12)

9. Ответственность родителей — требовать послушания — подчеркивается обязанностью подчиняться, которую Бог дает детям .

Мы видим это в прямых повелениях Библии, относящимся к детям.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исход 20:12 = Второзаконие 5:16; Матфея 15:4; Марка 10:19)

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». (Ефесянам 6:1-3)

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу». (Колоссянам 3:20)

Как мы видим, наша обязанность как родителей — требовать послушания наших детей, так как Писание обвиняет тех, кто не подчиняется родителям.

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства…злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы…непослушны родителям …» (Римлянам 1:28–30)

«Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны , неблагодарны, нечестивы, недружелюбны…» (Тимофею 3:2)

А старшим в церкви сказано быть примером в их домашней жизни, имея покорных детей.

«хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью…» (Тимофею 3:4)

photo — Israel_photo_gallery

10. Такая двусторонняя задача родителей – ободрять и наказывать – укореняется в Божьем предназначении, согласно которому истинная библейская вера растет, когда Христиане (и их дети) регулярно получают напоминания о Божьей милости и Его строгости.

«ты держишься верою: не гордись, но бойся…Итак видишь благость и строгость Божию…» (Римлянам 11:20-22)

Страх, который мы должны взращивать в себе как Христиане, и в наших детях, это не сковывающий страх, который испытывают рабы перед своими хозяевами, но благоговейный страх перед Тем, Кого мы любим и Кому рады угодить – страх, который пробуждается, когда мы отдаляемся от Него и который заставляет нас торопиться назад. «Начало мудрости - страх Господень» . (Притчи 9:10) Это то, что мы чувствуем к нашему Небесному Отцу (1 Петра 1:17; Псалом 102:13), и то, чему по нашим ожиданиям, научатся наши дети, видя нашу отцовскую доброту и наказание. «Бойся, сын мой, Господа…» (Притчи 24:21).

Плодотворное родительство требует жертв

Быть родителем – это очень высокое призвание от Бога. Это одна из наиболее влиятельных ролей в мире. Оно показываем детям Бога до того, как дети узнают каков Бог. Оно глубоко формирует их. Это способ, который Бог выбрал для того, чтобы передавать Его спасительную истину от поколения к поколению. Это нелегко, но дорогого стоит.

Подписывайтесь:

Пассивное родительство легко, но приносит горький плод. Быть добросовестным родителем – это жертва и отказ от себя. Здесь нет гарантированного успеха. Самые хорошо воспитанные дети могу взбунтоваться. Божьи дети так делали. «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Исаия 1:2). Это великое горе. Но это не горький плод родительского пренебрежения.

Изливайте ваши молитвы Богу и отдавайте ваше сердце вашим детям. Дайте им вашу силу и дайте им Божью истину. Награда будет великой. И вы об этом не пожалеете.

Автор — Джон Пайпер / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Мария Бабич для

Как понимать и рассматривать слова: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 21)?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Апостол Павел дает советы воспитания. Родители не должны баловать детей. Но строгость должна основываться на любви, а не на злобе, которая часто проявляется во вспышках гнева, когда дети поступают по своеволию. Неразумная строгость, вспыльчивость, оскорбление словами, наказание, превышающее меру проступка, подавляют детей. Они впадают в уныние, которое ведет к отчаянию и апатии. Такое воспитание не только бесплодно. Постепенно между родителями и детьми возникает глубокое отчуждение, которое проявится полной непокорностью, когда ребенок станет подростком. «Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, - это дать им атмосферу любви и чистоты… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И спустя долгие годы память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве; и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех» (Александра Феодоровна, святая царица. Сад сердца: Духовный дневник).

Первое повеление Павла к родителям затрагивает негативный аспект; отцы, не раздражайте детей ваших. Эта концепция стала совершенно новым явлением во дни Павла, особенно в таком оплоте язычества, каким был город Ефес. Жизнь многих семей была отмечена жестокостью и физическими истязаниями, и ни о какой взаимной любви между членами семьи не могло быть и речи. Невозможно даже было и представить, чтобы отец любил своих детей. Согласно римского закона patria potestas, отец осуществлял неограниченную власть не только над своими рабами, но и над своими домочадцами. Их жизнь и смерть была в его руках. Он мог изгнать из дома любого из них, продать в рабство, или, даже, убить, не неся за это никакой ответственности. Новорожденного ребенка помещали у ног отца, чтобы он решал что с ним делать. Если отец брал его на руки, то ребенка оставляли жить в доме, если отец уходил, то от него попросту избавлялись, как от множества беременностей, прерываемых абортами в наше время. Ненужных младенцев, которые были крепки и здоровы, подбирали каждую" ночь и приносили в городской форум, где их можно было взять себе и воспитать в качестве раба или блудницы.

Послание одного человека, по имени Химрион, своей жене Алис, написанное в 1 веке до н. э., гласит: "Самое сердечное приветствие. Учти, что мы до сих пор пребываем в Александрии. Не беспокойся, если все вернутся назад, а я еще останусь здесь. Я прошу и умоляю тебя позаботиться о младенце. Как только мы получим оплату, я вышлю тебе деньга. Если, желаю тебе удачи, ты родишь еще одного ребенка, мальчика - оставь в живых, от девочки постарайся избавиться" (Папирус Оксиринкус 4.744). Сенека, известный римский государственный деятель, живший во времена Павла, когда тот написал Послание к Ефесянам, говорил: "Мы забиваем буйного вола, удушаем бешенного пса, зарезаем корову. Детей же, рожденных хилыми или увеченными, мы бросаем в воду".

Подобная бесчувственность вызывает дрожь. Однако, coгласно последнему сообщению, основная причина помещения детей в детские дома в наше время заключается не в разводах, финансовых трудностях или смерти родителей, но в потере интереса родителей к детям. И, пожалуй, самая ужасная жестокость по отношению к ребенку выражается в том, что его абсолютно игнорируют и относятся к нему так, как будто он вообще не существует.

Хотя слово pateres отцы относится к отцу семейства, иногда его употребляли, говоря о родителях вообще. Павел в трех предшествующих стихах вел речь об обоих родителях, и по всему ясно, что он имеет их ввиду, продолжая свое рассуждение в стихе 4. То же самое слово используется в Евреям 11:23 относительно родителей Моисея.

Отец, будучи самой доминирующей фигурой в семье в те времена, чаще всего и раздражал детей (своих). Но, вне сомнения, и мать способна вызвать это раздражение в детях и, в таком случае, ее поведение не более оправдано, чем поведение отца.

Ученые-социологи, сотрудники Гарвардского университета, Шелдон и Эленор Тлюк, разработали метод (точность которого 90 процентов) определения, будут ли пяти - шестилетние дети иметь преступные наклонности. Они пришли к выводу, что для предотвращения их совершенно необходимо учесть четыре фактора, это: последовательная твердость и справедливость, проявленная отцом в его дисциплинарных мерах; материнский присмотр и общение с ребенком в течение всего дня; наглядное проявление родителями любви друг к другу и детям, и совместное участие всей семьи в общих занятиях. "Разгадка преступности в среде малолетних" (Кембридж, Мак, Издательство Гарвардского университета, 1950, стр. 257-71).

Доктор Пол Мейер, христианин-психиатр, перечисляет аналогичный список факторов, ведущих к возникновению надлежащих между родителями и детьми отношениями, это: искренняя любовь родителей друг к другу и к детям; последовательная твердость и дисциплина; соответственность установлений в отношении родителей и детей; правильный родительский пример; и главенство отца в доме. Он также заметил, что подавляющее большинство неврастеников воспитывались в семьях, где не было отца, или мать занимала доминирующее положение ("Христианское воспитание ребенка и развитие личности") (Гранд Рапиде: Бейкер 1980, стр. 81-82).

Раздражение предполагает последовательное, неоднократное третирование ребенка, которое превращается в привычку, и которое постепенно способствует возникновению в нем глубокого, сердечного гнева и негодования, что проявляется внешним образом в его враждебном отношении.

Такое отношение к детям, обычно, не направлено на раздражение их. Часто считается, что оно предназначено способствовать доброму. Чрезмерная опека детей, из самых лучших побуждений, является самой типичной причиной, вызывающей раздражение в детях. Родители, подавляющие волю детей, ставящие чрезмерно строгие запреты, куда они могут пойти и что могут делать, никогда не доверяют их собственным действиям и постоянно сомневаются, что они могут высказывать здравые суждения. Этим самым родители воздвигают барьер между собой и их детьми, обычно, питая иллюзии, что содействуют их благу и способствуют возникновению близких взаимоотношений с ними. Детям необходимо руководство и некоторые ограничения, но они отличаются индивидуальностью, имея свои права, и должны учиться принимать собственные решения, соответственно их возрасту и зрелости. Их волю можно направлять, но никак не контролировать.

Другая причина, вызывающая в детях раздражение - это фаворитизм. У Исаака был любимчиком Исав, а Ревекка предпочитала Исаву Иакова и любила его больше. Этот авторитет и конфликтующий фаворитизм не только вызвал большие неприятности в семье, но и отразился в конфликте, продолжающемся между потомками Иакова и Исава до наших дней.

Когда родители сравнивают своих детей друг с другом, особенно в их присутствии, то это может принести душевное огорчение ребенку, который менее способен и менее любим. Он будет больше склоняться к тому, чтобы выражать свое раздражение, обиду, горечь, отдаляясь от семьи и замыкаясь в себе. Фаворитизм родителей обычно ведет к возникновению фаворитизма в среде самих детей, которые берут пример со своих родителей. Они будут предпочитать одного брата или сестру, другим братьям или сестрам, и часто предпочитать мать отцу и наоборот.

В-третьих, родители раздражают своих детей, оказывая на них давление, чтобы они стремились к достижениям, превышающим границы разумности. На ребенка можно осуществлять такой нажим, чтобы он добивался успехов, что может, буквально, оказать на него губительное воздействие. Он быстро начинает понимать, что ничем не может угодить своим родителям. Как только он добьется одной цели, его понуждают к более высшей. Отцы, мечтающие о своих достижениях, добытых ими посредством атлетических способностей своих сыновей, или матери, мечтающие о головокружительной карьере посредством жизни своих дочерей, продают свою ответственность, как родители.

Однажды, я посетил молодую женщину, содержащуюся в особом заведении, которая находилась в состоянии катанического шока. Она была христианкой и воспитывалась в христианской семье, но мать непрерывно побуждала ее добиваться популярности, быть самой красивой и удачливой девочкой в школе. Она постепенно поднималась вверх, делая карьеру, пока, наконец, не стала манекенщицей. Но этот нажим к достижению совершенства, настолько усилился, что, привел к умственному расстройству. Выписавшись из больницы, она опять попала в ту же напряженную обстановку. Не в силах ее больше выносить, она предприняла попытку покончить с собой. Выражая свое чувство безысходности, она однажды сказала мне: "Что бы я не делала, это никогда не удовлетворяет мою мать".

В-четвертых, детей весьма раздражает, когда им постоянно делают замечания негативного характера. Тот ребенок, которого никогда не хвалят и не прощают, скорее всего попадает в беду. Если всегда подчеркивают его отрицательные стороны и никогда не упоминают о положительных, то он приходит к убеждению, что вообще не способен ни к чему доброму. А поэтому, ему незачем даже стараться. Родители могут всегда найти что-либо в ребенке, что у него хорошо получается, и им не следует высказать свою высокую оценку и признательность за это. Ребенок нуждается в одобрении и поощрении в добром не меньше, чем в исправлении негодных наклонностей.

В-пятых, раздражение имеет место, когда родители не желают проявить жертвенность ради детей, вызывая в них чувство ненужности. Дети, которым дают понять, что они мешают родителям, всегда представляя препятствие их планам и счастливой жизни, не могут не проявлять раздражительности. Для таких детей сами родители превращаются в помеху, препятствующую их планам и счастливой жизни.

В-шестых, раздражение происходит по причине того, что родители не дают детям расти естественным образом. Постоянное ворчание на них, что они ведут себя по-ребячески, даже когда их поведение вполне нормально и безобидно, не способствует их возмужанию, но, напротив, утверждает их в ребяческом состоянии.

В-седьмых, детей раздражает, когда родители используют любовь, как средство вознаграждения или наказания. Ее даруют, когда ребенок ведет себя хорошо, и ее лишают при плохом его поведении. Часто это происходит неосознанным образом, но ребенок подмечает и чувствует, что его любят меньше, когда он непослушен. Бог любит нас не такой любовью; и Он не предназначал, чтобы земные родители имели подобную любовь. Бог наказывает Своих детей, являя им Свою любовь не меньше, чем при их благословении. "Ибо Господь, кого любит, того наказывает" (Евр. 12:6). Очень легко наказывать по причине своего гнева и раздражения, и родителям нужно особенно обратить внимание на то, чтобы дать детям понять, что любят их, применяя к ним дисциплинарные меры.

В-восьмых, дети впадают в раздражение в ответ на ругань и физическую расправу. В наши дни растет число истязаемых детей, превращаясь в настоящую трагедию. Даже родители-христиане, особенно отцы, впадают в крайность и задают детям порку больше, чем этого требует необходимость. Физическое наказание не преследует цель установления высшего авторитета и превосходства силы, но исправления в духе любви и с рассудительностью. Родители могут с легкостью поразить ребенка словами так же, как и физическим воздействием. Унизить его превосходящими аргументами или сарказмом -значит нанести ему серьезный вред и вызвать его гнев и раздражение. Довольно примечательно, что мы иногда высказываем своим детям то, что даже и не подумали бы высказать кому-либо иному из-за боязни повредить своей репутации! Один отец христианин признается в следующем: В моей семье все дети выросли и разлетелись кто куда. Но, если бы мне пришлось начинать семейную жизнь заново, то вот что бы я сделал. Я бы проявил большую любовь к своей жене, чтобы это видели дети. Я бы больше шутил со своими детьми над нашими ошибками и нашими радостями. Я бы больше их слушал, даже самого малюсенького ребенка. Я был бы более искренен по поводу своих слабостей, не притворяясь, что я являюсь образцом совершенства. Я бы по-другому молился за свою семью - вместо того, чтобы молиться за всех членов семьи, я бы обращал больше внимания на себя. Я бы больше занимался с ними. Я бы больше их подбадривал и поощрял. Я бы больше обращал внимание на подробности, такие как дела и слова, наводящие на размышление. И далее, в конечном итоге, если бы мне пришлось пройти этот путь заново, то я бы больше говорил о Боге, более интимным образом, со своей семьей, делясь с ними каждый день своим познанием о Боге, чтобы направлять их к Нему.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди