06.02.2019

Этапы заживления татуажа губ. Уход после татуажа губ. Во время сеанса


Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более - объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.

«Помогите отреагировать» - просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, - он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, - гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

Трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
- трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
- сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
- стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка - эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым - собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, - неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в какой-нибудь критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками - но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в каких-то случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, - а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия - не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, - в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами - это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга - по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, - мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей - как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около семи-восьми процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, - и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, - например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях - собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример - так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.

Что делать, если вы или ваш близкий - алекситимик?

Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью - в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно - но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:

«Если ваш близкий - алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость - это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. - Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.

Если у вас алекситимия, ваша цель - в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:

1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.

2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.

3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.

4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.

5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. - Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом (1923; Freud 1936), а позднее подтвержденных многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются (во втором значении) не полностью и не всегда. Систематический обзор данной проблемы содержится в работах Долларда и Миллера, в которой была сделана попытка синтезировать психоанализ и теорию научения (Dollard, Miller, 1950) Несмотря на многие упрощения и неточности, подход этих авторов представляется нам в принципе верным, поэтому им можно воспользоваться для характеристики процесса осознания эмоций.

Итак, некоторые эмоциональные процессы не осознаются. Не осознаются прежде всего те процессы, которые возникли и формировались в тот период, когда сознание человека не было еще достаточно развитым, - в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.

По мере развития сознания создаются все более адекватные условия для осознания эмоций. Последнее происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в первоначально недифференцированной массе внутренних переживаний (вызываемых раздражениями, поступающими из внутренних органов) некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом или сексом. Этот процесс различения осуществляется при активном содействии других людей, которые посредством соответствующих указаний направляют внимание на определенные аспекты внутреннего опыта, помогая соединять отдельные переживания в более общие структуры, связывать переживаемые состояния с их причинами и проявлениями.

Такой процесс научения состоит не только в выделении эмоционального процесса, но и в дифференциации и анализе его особенностей. Стало быть, человек учится не только узнавать, что он испытывает злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он зол, какие у него возникают при этом мысли и образы, как он в связи с этим хотел бы поступить, какая интенсивность и качественные особенности характерны для состояний, например, озлобления, печали, обиды и т.д.

Чтобы эмоциональный процесс был воспринят и выделен среди других внутренних процессов, он должен достигнуть определенной силы и уровня организации. Слабая или недостаточно организованная эмоция часто не осознается. Так, человек за несколько дней перед важным экзаменом может проявлять различные признаки напряжения и беспокойства (например, забывать мелкие дела, обнаруживать повышенную чувствительность к фрустрации, испытывать затруднения при сосредоточении внимания) и в то же время не замечать этого состояния беспокойства. То же самое можно сказать о чувстве голода. Когда оно еще недостаточно выражено и не «замечается» субъектом, оно может вызывать увеличение возбуждения, например в виде повышенной раздражительности.

Осознание эмоционального процесса может затрудняться действием особых блокирующих механизмов. Согласно Долларду и Миллеру, затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием (отрицательным подкреплением). Нам предстоит выяснить два вопроса, связанных с этим утверждением.

Первый касается того, что наказывается, второй - как наказывается.
Содержание и характер эмоциональных состояний, подвергаемых наказанию, зависят как от социальных норм, так и от индивидуального жизненного опыта. Так, в конце XIX века в определенных общественных кругах осуждалось всякое проявление женщиной сексуальности. Следует напомнить, что такие нравственные нормы имели в истории развития различных культур довольно широкое распространение. Примером может служить, скажем, культ девственности, крайне выраженный в католицизме и в других религиях. Запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении всякого проявления сексуальности, в намеренном притуплении сексуальной инициативы, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, а на рубеже XIX и XX столетий проявлялись с особой силой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью. Например, в одном из анализируемых Фрейдом случаев (French, 1944) сильно выраженные соматические симптомы, проявлявшиеся у молодой женщины, были вызваны тем чувством отвращения, которое она испытывала в связи с возникшим сексуальным возбуждением, когда ее обнял мужчина.

Другим примером отрицательно подкрепляемой эмоции может служить страх у мужчин. «Настоящий мужчина» не должен бояться - проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки. В некоторых социальных группах осуждение вызывают также переживания гнева, злоба или обиды. Считается, что человек должен быть благоразумным, снисходительным и т.д. Злость оценивается отрицательно, например, в христианской этике. Принцип смирения долгое время рассматривался как существенные компонент христианского воспитания.

Еще одним примером осуждаемой эмоции является проявление нежности у мужчин. Хотя идеальные герои современных фильмов и произведений литературы лишены таких суровых признаков мужества, какими они обладали в прошлом, когда быть настоящим мужчиной значило проявлять твердость, не поддаваться чужим чувствам и т.п., во многих социальных группах по-прежнему считается, что нежность отнюдь не достоинство мужчины.

Как замечает Витвицкий, осуждению подвергается и сам факт проявления сильных эмоций (аффектов); их обнаружение вызывает, во всяком случае у так называемых воспитанных людей, реакцию стыда (Витвицкий, 1963).

Что это значит — иметь эмоции? Кажется очевидным, что иметь эмоции значит испытывать их. Если вы счастливы, но не знаете этого, в каком смысле вы можете быть счастливы на самом деле?

Похожие размышления звучали у Уильяма Джеймса Американский психолог, созда­тель одной из первых теорий, в которых субъек­тивный эмоциональный опыт соотносится с физио­логическими функциями. . Сознательное чувство, считал он, — это то, что отличает эмоции от других психических состояний, таких как, например, желания. Он писал, что без сознательного чувства «мы считаем, что у нас ничего не осталось позади, нет «умственного вещества», из которого эмоция может быть образована». Зигмунд Фрейд соглашался:

Сущность эмоции в том, что мы должны чувствовать её, то есть что она должна войти в сознание.

Но эмоции — сложные штуки. Даже если мы испытываем эмоции, есть детали, связанные с ними, о которых мы, как правило, ничего не знаем. Клинические психологи, к примеру, рекомендуют пациентам, испытывающим проблемы с неконтролируемым гневом, искать предупреждающие знаки — например, потливость в ладонях или спазм челюсти, — чтобы они были готовы к подступающему приступу гнева и могли смягчить его. И когда мы напуганы или сексуально возбуждены, ритм наших сердец и частота дыхания увеличиваются без нашего ведома (хотя мы можем распознать это изменение, если заострить на нем внимание). Более того, страх, кажется, способен скрыто усиливать сексуальное возбуждение — или ошибочно приниматься за него.

Читайте также

Рассмотрим одно исследование 1974 года (2). Ученые использовали привлекательных женщин-интервьюеров, которые должны были опросить группу мужчин: одна проводила опрос среди мужчин, пересекающих опасный подвесной мост, а другая опрашивала группу, переходившую мост, который не был страшен или опасен. Женщины просили мужчин заполнить анкету. Люди на «опасном» мосту отвечали на вопросы с большим сексуальным подтекстом и были больше расположены к тому, чтобы связаться с женщиной-интервьюером после анкетирования. Это говорит о том, что люди на «страшном» мосту (бессознательно) интерпретировали реакцию своего организма на опасность как возникающее влечение к женщине.

Но как можно продемонстрировать бессознательные эмоции в действии? Мы знаем, что эмоции влияют на нас. Когда мы в хорошем настроении, к примеру, нам всё нравится больше. Если найти ситуацию, в которой эмоция имеет предсказанное воздействие, но люди, за которыми мы наблюдаем, не осознают появление предсказанной эмоции, то мы могли бы выйти на что-то.

Именно это психологи Петр Винкельман и Кент Берридж попытались сделать. В своих экспериментах 2004 года они показывали участникам изображения счастливых и расстроенных лиц, но старались воздействовать на подсознание — демонстрировали картинки так быстро, что респонденты не могли на сознательном уровне понять, что им вообще показывают лица (1). Затем у них было задание выпить новый лаймово-лимонный напиток и оценить его. Когда испытуемых спросили, как они себя чувствовали, было ясно, что у них не было сознательного понимания каких-либо изменений настроения. Но люди, которым показывали счастливые лица, не только оценили напиток лучше, чем другие испытуемые, они и выпили его больше!

Почему некоторые бессознательные формы счастья влияют на нас? Как отмечают Винкельман и Берридж, «с точки зрения эволюции и нейробиологии, есть веские основания полагать, что, по крайней мере, некоторые формы эмоциональной реакции могут существовать независимо» от нашего сознания.

Если говорить с точки зрения эволюции, способность иметь сознательные чувства, вероятно, позднее достижение.

Возможно, эмоции существуют лишь потому, что они работают без сознательной обработки. Ученые отмечают:

Оригинальная функция эмоций заключается в том, чтобы позволять организму адекватно реагировать» на хорошие и плохие вещи в жизни, и «сознательные чувства, возможно, не всегда были необходимы.

Действительно, исследование, которое провели в 2005 году (3), показало разницу в бессознательных и сознательных паттернах страха в мозгу. Исследователи полагают, что это поможет нам понять механизмы, лежащие в основе возникновения страха после травмы, который, как они говорят, является «автоматическим и не поддающимся непосредственно сознательному контролю».

Читать об этом

Когда мы начинаем думать об этом, перестаёт казаться странным, что неосознанные эмоции выражаются неправдоподобно. В конце концов, кто из нас не слышал, как кто-то угрюмо вскрикивает: «Я не сержусь!»

Ссылки на исследования

1. Piotr Winkielman, Kent C. Berridge. Unconscious Emotion/American Psychological Society, 2004; Volume 13, Number 3

2. Dutton, Donald G.; Aron, Arthur P. Some evidence for heightened sexual attraction under conditions of high anxiety/Journal of Personality and Social Psychology, Vol 30(4), Oct 1974, 510-517. http://dx.doi.org/10.1037/h0037031

3. Leanne M. Williams, Belinda J. Liddell, Andrew H. Kemp, Richard A. Bryant, Russell A. Meares, Anthony S. Peduto, Evian Gordon. Amygdala–prefrontal dissociation of subliminal and supraliminal fear/Human Brain Mapping/Volume 27, Issue 8, August 2006. Pages 652–661


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди