04.03.2019

Как выстроить отношения с мужем. Как построить крепкие отношения с мужчиной: советы психологов. Что делать женщинам


На сегодняшний день уже всем известна роль эмоциональной компетентности в успехе любого дела, любого человека. Взаимоотношения в семье и на работе, постановка истинных целей, мотивация к действию, качество жизни напрямую зависят от эмоциональной компетентности и это только первое, что приходит в голову.

Все мы хотим получать удовольствие от жизни, от работы, от общения с людьми близкими и не очень, и все мы сталкиваемся время от времени с трудностями, даже кризисами и от того как мы с ними справляемся, зависит качество нашей жизни и наш личностный и профессиональный рост. Зачастую наше поведение состоит из небольшого набора моделей поведения, паттернов, которые запускаются нашими эмоциями и это происходит так быстро, что мы даже этого не замечаем.

Например есть люди, которые планируют свой день очень подробно, но если их планы кто-то или что-то нарушает, очень раздражаются и даже злятся, при этом срывают злость на окружающих. И только спустя время задают себе вопрос: Почему так?

Чтобы понять, откуда берет начало такое поведение, важно задать себе вопрос: «Для чего мне планы, чтобы больше успевать, двигаться к своим целям или есть что-то еще, чего я не замечаю? А что я чувствовал прямо перед злостью? Чаще всего такое поведение демонстрируют люди, ведущая потребность которых безопасность, план на день дает нам понимание что будет в следующий момент и соответственно быть готовым к нему.

Таким образом, они удовлетворяют потребность в безопасности, когда же у них нет такого понимания, возникает тревога (малая интенсивность страха), и чем неизвестности больше, тем меньше удовлетворяется потребность в безопасности, тем выше интенсивность страха. Это стрессовое состояние отнимающее много энергии, которой нам так не хватает на достижение наших истинных целей.

Хотите знать какая ваша ведущая потребность? Куда уходят ваши силы?

Если да, то выход один! Научиться осознавать свои эмоции, понять, что их запускает, а значит и привычные способы их удовлетворения.

Эмоция это не повод пускаться во все тяжкие, это информация, может даже самая ценная информация в нашей жизни. У каждого человека есть ведущие психологические потребности, от степени удовлетворенности которых, зависит наше счастье, а эмоции - это компас, подсказывающий нам на сколько мы приближаемся или отдаляемся от удовлетворения наших ведущих потребностей.

Это не просто, мы не знаем, чего мы хотим, что нас делает счастливыми, наши родители не научили нас чувствовать, а их не научили их родители. До нас дошло только железное убеждение, что чувства мешают, в них много боли и контролировать их невозможно.

Как следствие – мы потерялись. Сегодня многие ищут себя, а найти себя можно только с помощью чувств. Начинайте чувствовать!

Но это еще не все, а только первый шаг развития эмоционального интеллекта . А всего их 4-ре:

  1. Понимание себя
  2. Управление собой
  3. Понимание других
  4. Управление другими

Это 4-ре компетенции EQ, которые развиваются только последовательно одна за другой. Так как невозможно управлять тем, чего не понимаешь, так же как невозможно понять другого не понимая себя, ровно как невозможно понимать другого, не умея управлять собой, так как в плену наших состояний наш взгляд на другого человека искажен.

Ну а управлять состояниями других людей – это высшая степень действительной развитости эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность понимать собственные эмоции и использовать их для улучшения качества жизни. Управление собственными чувствами позволяет регулировать уровень стресса и способствует плодотворному общению с другими людьми, и именно это улучшает качество жизни в личной и профессиональной сфере. В отличие от IQ, который не меняется на протяжении жизни, EQ можно развивать и улучшать. Читайте дальше, и вы узнаете, как развить эмоциональный интеллект, используя подручные методы

Шаги

Понимание собственных эмоций

    В течение дня понаблюдайте за собственной эмоциональной реакцией на различные события. Проще всего отодвинуть на задний план собственные чувства и переживания, испытанные за день. Но понимание собственных чувств по поводу той или иной ситуации имеет большое значение для улучшения EQ. Игнорируя собственные чувства, вы игнорируете важную информацию, влияющую на ваш образ мышления и поведение. Начните обращать внимание на собственные чувства и связывать их с полученным опытом.

    • Для примера представим, что вы на работе и вас прервали во время совещания. Какие эмоции вы испытаете, если это происходит? И напротив, какие чувства вызовет у вас похвала за хорошо выполненную работу? Если вы привыкнете осознавать собственные эмоции, такие как грусть, смущение, радость, удовлетворение и другие, вы сможете повысить уровень эмоционального интеллекта.
    • Заведите привычку осознавать собственные эмоции в определенные моменты в течение дня. Какие эмоции вы испытываете, когда просыпаетесь по утрам? Какие чувства охватывают вас перед сном?
  1. Обратите внимание на сигналы тела. Перестаньте игнорировать физические проявления эмоций, начните прислушиваться к ним. Наш разум и тело взаимосвязаны; они оказывают глубокое воздействие друг на друга. Вы можете повысить уровень эмоционального интеллекта, научившись распознавать физические факторы, влияющие на эмоции. Например:

    • Находясь под воздействием стресса, мы ощущаем тяжесть в желудке и сдавленность в груди, а наше дыхание учащается.
    • Когда нам грустно, возникает тяжесть в веках.
    • Веселье и радость ощущаются как легкость в животе, учащенное сердцебиение и энергичность.
  2. Проанализируйте взаимосвязь эмоций и поведения. Как вы реагируете, когда испытываете сильные чувства? Синхронизируйте реакции вашего тела с различными ситуациями, повторяющимися изо дня в день, вместо того чтобы реагировать на них без лишних эмоций. Чем лучше вы поймете, что влияет на вашу поведенческую реакцию, тем выше будет уровень вашего эмоционального интеллекта, и вы сможете использовать ваши знания на практике, чтобы изменить собственную модель поведения в будущем. Вот несколько примеров моделей поведения и их значения:

    • Чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор.
    • Чувство гнева заставляет повышать голос и раздраженно уходить прочь.
    • Чувство переутомления заставляет паниковать и терять контроль над вашими действиями или плакать.
  3. Старайтесь не осуждать ваши собственные эмоции. Все эмоции имеют право на существование, даже негативные. Если вы осудите собственные эмоции, то потеряете способность полноценно чувствовать, что помешает вам испытывать положительные эмоции. Подумайте об этом следующим образом: каждая эмоция это часть полезной информации, связанной со всем происходящим в вашей жизни. Без этой информации вы ощутите неполноценность собственной жизни и не сможете адекватно реагировать на происходящие в ней события. Именно способность испытывать эмоции формирует наш интеллект.

    • Поначалу это сложно, но нужно стараться проявлять и негативные эмоции в качестве реакции на все происходящее. Например, если вы сильно завидуете кому-то, о чем говорит эта эмоция в конкретной ситуации?
    • Но не забывайте и о позитивных эмоциях. Начните ассоциировать радость или удовлетворение с происходящими вокруг вас событиями, и вы научитесь испытывать эти эмоции чаще.
  4. Обратите внимание на конкретные эмоции в вашей жизни. Это еще один способ узнать как можно больше о собственных чувствах и их взаимосвязи с вашим жизненным опытом. Испытывая сильные чувства, спросите себя, когда вы ощущали подобное в последний раз. Что случилось до этого, в процессе и после?

    • Научившись различать модели поведения, вы научитесь контролировать свое поведение. Понаблюдайте, как вы поступали в той или иной ситуации до этого, и как вы хотели бы поступить в следующий раз.
    • Ведите дневник эмоциональных реакций и собственных ощущений изо дня в день, и вы поймете, как именно вы реагируете на происходящее.
  5. Тренируйтесь выбирать подходящую модель поведения. Невозможно контролировать свои эмоции, но вы вполне можете контролировать реакцию на эмоции. Если вы постоянно злитесь или кричите, когда вас больно ранят, подумайте, как можно отреагировать по-другому. Вместо того чтобы позволять эмоциям взять над вами верх, решите, как вы поступите в следующий раз, когда вас будут переполнять чувства.

    • Когда в вашей жизни происходит что-то плохое, выплесните эмоции наружу. Некоторые люди описывают это как наплыв грусти или гнева. Как только первый наплыв пройдет, решите для себя, что делать дальше. Вы должны выражать свои чувства, а не держать их в себе. Вы должны встать на ноги и снова попробовать справиться с проблемой, а не покорно признать поражение.
    • Не прибегайте к мерам проигравшего. Всем из нас сложно выплеснуть наружу негативные эмоции, и многие люди начинают много пить, смотреть телевизор дни напролет или приобретают другие привычки, чтобы хоть как-то заглушить боль. Это лишь навредит вашему эмоциональному интеллекту, особенно если прибегать к таким мерам слишком часто.

    Общение с другими людьми

    1. Будьте открыты и сговорчивы. Открытость и сговорчивость идут рука об руку, если дело касается эмоционального интеллекта. Недостаток открытости - это признак слабого эмоционального интеллекта. Когда ваш разум открыт для понимания сути конфликта и внутреннего самоанализа, вам будет легче справиться с возникшей ситуацией, особенно если вы спокойны, и уверены в своих силах. Вы поймете, что стали более открытым для окружающих, и у вас появятся новые возможности. Для достижения успеха в данном аспекте эмоционального интеллекта попробуйте сделать следующее:

      • Слушайте интеллектуальные дебаты по телевизору или радио. Всегда рассматривайте обе стороны конфликта и обращайте внимание на нюансы, требующие детального рассмотрения.
      • Когда эмоциональная реакция человека не соответствует вашим ожиданиям, спросите себя, почему это происходит, и постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны другого человека.
    2. Развивайте эмпатию. Эмпатия - это понимание чувств и переживаний другого человека и способность разделять его эмоции. Внимательно слушая других людей и обращая внимание на то, что говорят окружающие, вы сможете лучше понять их чувства. Способность использовать эту информацию при объяснении своих решений и налаживании отношений с другими людьми это признак эмоционального интеллекта.

      • Чтобы научиться эмпатии, поставьте себя на место другого. Подумайте, как бы вы чувствовали себя в его ситуации. Представьте, каково этому человеку в данной ситуации и как вы можете помочь ему справиться с трудностями в рамках заботы и поддержки.
      • Если вы видите, что кто-то расчувствовался, спросите себя: «Как бы я отреагировал в подобной ситуации?»
      • Искренне интересуйтесь мнением других людей, так вы научитесь правильно реагировать на их слова. Вместо того чтобы мысленно летать в облаках, задавайте вопросы и подводите итоги сказанного, тогда будет понятно, что разговор вам интересен.
    3. Научитесь читать жесты других людей. Постарайтесь читать между строк и научитесь распознавать настоящие чувства других людей, наблюдая за их выражением лица или жестами. Зачастую люди говорят одно, а их лица говорят совсем о другом. Старайтесь быть более наблюдательным и обращать внимание на менее очевидные способы выражения эмоций других людей.

    4. Понаблюдайте за собственным воздействием на других людей. Когда дело касается эмоционального интеллекта, понимание эмоций других людей это еще полбеды; вы также должны понять, какое воздействие вы оказываете на других людей. Люди нервничают, смеются или злятся в вашем присутствии? Как ведут себя люди в разговоре, когда вы входите в комнату?

      • Подумайте, что вам следует изменить. Если вы часто устраиваете сцены своему партнеру или ваша девушка может легко расплакаться во время разговора с вами, а может, люди придвигаются ближе друг к другу, когда вы появляетесь, это означает, что вам нужно изменить свое отношение к людям, тогда люди изменят свое отношение к вам.
      • Спросите надежных друзей или близких, что они думают о вашем эмоциональном воздействии. Вам самим будет сложно осознать собственное воздействие, а близкие вам люди помогут вам в этом.
    5. Тренируйтесь искренне выражать эмоции. Если вы скажете «хорошо» с хмурым выражением лица, вы проявите неискренность в общении. Тренируйтесь быть открытым в ваших эмоциях, тогда людям будет проще читать эмоции у вас на лице. Если вы расстроены, скажите об этом людям, но не забывайте также делиться с ними своей радостью или счастьем.

      • Если вы будете «собой», это поможет другим людям узнать вас как человека, и они будут больше доверять вам, когда поймут, что вы собой представляете.
      • Но нужно помнить, что существуют определенные рамки, поэтому контролируйте свои эмоции, чтобы не ранить других людей

    Использование эмоционального интеллекта на практике

    1. Определите, что вам нужно исправить в себе. Иметь высокий интеллект очень важно в жизни каждого человека, но эмоциональный интеллект также играет немаловажную роль. Высокий эмоциональный интеллект помогает наладить отношения с людьми и дает возможность найти хорошую работу. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных элементов, которые помогут вам жить более полноценной жизнью. Далее приведен список компонентов эмоционального интеллекта, который поможет вам определить, что вам нужно исправить в себе. После этого начните развивать необходимые навыки в нужном направлении:

      • Самосознание. Это способность принимать собственные эмоции как есть, и понимать, на фоне чего они возникли. Самосознание означает понимание своих сильных сторон и недостатков.
      • Самоуправление. Это способность не ожидать вознаграждения, соотносить свои потребности с потребностями других, брать инициативу и с готовностью отступаться от своих идей. Самоуправление означает способность мириться с переменами и оставаться верным своим принципам.
      • Социальная осознанность. Это способность сопереживать другим людям и разделять их эмоции, а также замечать социальные сигналы и приспосабливаться к ним. Быть социально осознанным означает видеть динамику власти в группе или организации.
      • Управление отношениями. Это способность находить общий язык с другими людьми, достойно выходить из конфликтной ситуации, вдохновлять и влиять на других людей, а также четко аргументировать свою позицию.
    2. Постарайтесь снизить уровень стресса, повысив эмоциональный интеллект. Стресс охватывает различные чувства, именно поэтому в состоянии стресса вы чувствуете себя переполненным разнообразными эмоциями. Жизнь полна сложных ситуаций, начиная от разрыва отношений и заканчивая потерей работы. Между тем, есть масса факторов, провоцирующих стресс, которые создают еще больше, казалось бы, неразрешимых проблем. Часто испытывая стресс, очень сложно вести себя так, как нам хочется. Но хорошие методы борьбы со стрессом помогут вам улучшить свой эмоциональный интеллект во всех отношениях.

      • Определите, что вызывает у вас стресс и что помогает вам справиться с ним. Составьте список эффективных способов борьбы со стрессом, таких как отдых с друзьями или прогулка по лесу, и попробуйте регулярно их применять.
      • По необходимости обратитесь к специалисту. Если вам сложно справиться со стрессом самостоятельно, обратитесь к психотерапевту или психологу, которые подскажут вам, как это сделать (а также помогут повысить свой эмоциональный интеллект).
    • Не отчаивайтесь и не забывайте, что эмоциональный интеллект можно улучшить, и не важно, насколько он низок. Для этого потребуется приложить усилия и быть готовым открыться миру и отказаться от прежнего образа жизни.
    • Если у вас высокий уровень эмоционального интеллекта, вам подойдет работа, требующая постоянного общения с людьми и предполагающая построение взаимоотношений с окружающими.
    • Эмоциональный интеллект не просто контролирует ваши чувства. Он контролирует вас самих.
    • Некоторые аспекты необходимо проанализировать более детально, чем другие.

    Предупреждения

    • Высокий IQ вовсе не означает высокий эмоциональный интеллект.
    • Открытость для новых идей не означает ставить такие понятия как слепая приверженность, гонение или геноцид выше более здоровых понятий. Это означает понимать, почему кто-то другой настолько боится определенной категории людей, что считает нужным их притеснять.

Тема развития эмоционального интеллекта сегодня невероятно популярна среди топ-менеджеров нашей страны. О том, сколько можно заработать, научившись управлять собственными эмоциями и всегда ли нужно быть любезным с подчиненными – подробно в нашей статье.

Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее - EQ) набирает все большую популярность в России. Многие компании стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников.

Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими. Как узнать уровень своего EQ и какие упражнения помогут его повысить?

Почему высокий уровень эмоционального интеллекта важен для топ-менеджеров

Высокий уровень EQ позволяет быстро распознавать природу эмоций и регулировать их, не подавляя. Почему это так полезно для топ-менеджеров? Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85 % определяет эффективность и успешность руководителя.

Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника. Соглашаться с этим или нет - выбор за вами; однако давайте рассмотрим, что дает высокий уровень EQ.

Осознание собственных эмоций . Нас с детства приучали подавлять свои переживания, при этом не все научились анализировать природу и причины появления тех или иных ощущений. Тем не менее это очень важно для руководителя, ведь в течение рабочего дня он испытывает весь спектр переживаний: волнуется, беспокоится, расстраивается и т.  д. Но поскольку управленческая деятельность публична, основную часть эмоций ему приходится скрывать.

Однако из-за этого руководителю не всегда удается отследить момент, когда необходимо взять себя в руки. Порой осознание приходит только «задним числом», когда, казалось бы, на ровном месте учиняется или после возвращения домой возникает ощущение полного упадка сил.

В итоге эмоции, не найдя адекватного выхода, накапливаются и приводят к постоянной усталости, раздражению и апатии. По данным TalentSmart, лишь около 30 % людей умеют эффективно справляться со стрессом.

С помощью упражнений по осознанию своих эмоций руководитель одной из московских компаний в течение месяца смог справиться со вспыльчивостью и заметно улучшить отношения с коллегами. Анализируя свое эмоциональное состояние, он научился быстро находить причину собственных переживаний и подавлять их до того, как раздражение или гнев становились неконтролируемыми.

Избавление от стереотипов. В нашем обществе существует множество мифов об эмоциях: например, что женщины эмоциональнее мужчин или что нельзя злиться на близких людей. Подобные иррациональные установки существуют и в отношении образа «настоящего руководителя»: он всегда должен быть примером для своих подчиненных, быть на пике эффективности и энергичности и пр. Такие установки не оставляют руководителю выбора, а в случае их нарушения вызывают негативные эмоции.

Допустим, во время выступления директор растерялся, что заметили его подчиненные, то есть он нарушил установку, предполагающую, что руководитель всегда обязан держать лицо и быть суперуверенным. В итоге он долгое время будет ощущать эмоциональный упадок, который негативно скажется на качестве его работы.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, эмоционально компетентный руководитель прорабатывает ограничивающие убеждения, подбирая другие формулировки и разрешая себе в некоторых случаях действовать иначе, чем предписано обществом. К примеру, установка «Я всегда должен держать лицо» изменяется на «Я предпочитаю выглядеть уверенно, но при этом иногда могу позволить себе проявить беспокойство или растерянность».

Осознание эмоций окружающих. Для принятия верного управленческого решения руководителю необходим максимум информации, носителями которой являются прежде всего сотрудники компании. Высокий уровень EQ позволяет выстраивать более открытые отношения с подчиненными. Однако здесь существует миф, что эмоциональная компетентность означает «доброе» поведение. На деле же это далеко не так. Эмоциональная компетентность вырабатывает в первую очередь эмоциональную гибкость и способность действовать по обстоятельствам в зависимости от ситуации, характера партнера, собственных целей и задач.

Высокий EQ позволяет топ-менеджеру быть как доброжелательным «обаяшкой», так и руководителем, способным «дать пинка». Например, во главе одной консалтинговой компании стоит женщина с мягким стилем управления. Она очень терпелива к подчиненным и спокойно относится к их ошибкам, но иногда может показать свое раздражение, на что работники немедленно реагируют и начинают трудиться гораздо упорнее.

Умение разрешать конфликты. Успех в улаживании разногласий во многом зависит от EQ руководителя. Нежелание понимать и учитывать переживания участников конфликта приводит к невозможности выстроить конструктивный диалог и достичь решения, которое полностью удовлетворит обе стороны.

Психологические уловки сотрудника ФБР, основанные на эмоциональном интеллекте

Крис Восс работал в ФБР четверть века и вел дела, связанные с захватом заложников. После отставки Крис осознал, что навыки, приобретенные за годы службы, можно использовать и в бизнесе. Его методы базируются на эмоциональном интеллекте, а не на логике и причинно-следственной связи, которые лежат в основе классических подходов. Из-за неумения вести переговоры, по данным британского Центра изучения экономики и бизнеса, компании ежечасно теряют до 702 млн руб.

Принципы стратегии Восса описала редакция журнала «Коммерческий директор».

С чего начать развитие EQ

Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) осознание своих эмоций;

2) осознание эмоций других людей;

3) управление своими эмоциями;

4) управление эмоциями других людей.

Какие пункты, на ваш взгляд, привлекают внимание руководителей? Конечно же, те, что связаны с управлением. Однако ключевой навык, повышающий EQ, - это не управление эмоциями, а их анализ.

Мы уже выяснили, что большинство людей так и не научились понимать природу своих переживаний. Поэтому, если спросить среднестатистического человека о самочувствии, он ответит: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит». Если вы зададите этот вопрос в своем окружении, то вряд ли кто‑то ответит вам: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающее раздражение, слегка окрашенное беспокойством». Или, скажем: «Я ощущаю радость, к которой примешивается небольшая доля враждебности».

Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно так подробно сообщать о своих чувствах окружающим, но анализировать свои эмоции с учетом всех полутонов руководителю просто необходимо. К примеру, вы изучаете отчет. С цифрами все в порядке, информация дана логично, однако вы внезапно чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры и вновь не находите ошибок. После повторной проверки вы отмахиваетесь от неприятного чувства и принимаете решение, которое впоследствии оказывается неверным. «Недаром он мне не понравился!» - восклицаете вы, но исправить ничего уже нельзя. Такие эмоции, как правило, мимолетны, а их источник, казалось бы, совершенно непонятен.

Развитие эмоционального интеллекта как раз учит быстро улавливать такие сигналы в суматохе рабочего дня и констатировать: «Да, все‑таки мне это не нравится». В итоге повторный просмотр отчета или, например, возврат к обсуждению какого‑либо пункта договора с партнером позволяет сэкономить как время, так и деньги. Но это лишь в том случае, если вы успели «ухватить за хвост» нужный эмоциональный сигнал. К тому же делать это нужно оперативно.

«Что это со мной? Может быть, это раздражение? Да, наверное, раздражение, но не только. Кажется, к нему примешивается страх? Или нет?» - такие многочасовые размышления не вписываются в напряженный график управленца. А высокий EQ позволяет выполнять ежеминутный «срез» эмоционального фона и быстро принимать решения на основе его анализа.

Упражнение 1. Осознание собственных эмоций

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?».

Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Например, руководитель одной московской компании нередко проявлял необоснованную агрессию по отношению к подчиненным, которая негативно влияла на эффективность их работы.

Упражнение, направленное на осознание своих эмоций, помогло управленцу понять причину раздражения: она заключалась в том, что его подчиненные заканчивали свой трудовой день вовремя, тогда как руководителю нередко приходилось задерживаться на службе. После этого он изменил свой рабочий график, переложив часть мелких обязанностей на сотрудников. В итоге более свободное расписание позволило ему стать намного терпеливее в отношениях с ними.

Нередко для анализа настроения нам нужен партнер, чтобы помочь осознать те эмоции, в которых мы сами себе не хотим признаваться, - скажем, увидеть страх, который мы предпочитали не замечать, или раздражение по отношению к кому‑то из окружающих. К примеру, руководитель одной компании решил улучшить систему мотивации сотрудников. Несмотря на реальную эффективность новшества, внедрение системы вызвало огромное сопротивление со стороны подчиненных. В ответ на это руководитель, не скрывая раздражения, начал силой «продавливать» свою идею.

Взгляд со стороны помог ему вовремя понять, что сотрудники попросту боялись перемен. Тогда он подробно объяснил им выгоды новой системы, и ситуация в корне изменилась.

Упражнение 2. Осознание чужих переживаний

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе - не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

Упражнение 3. Управление собственными ощущениями

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох.

Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация - потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу.

Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом - медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую - вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ.

Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды.

Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить.

Так, одна компания планировала внедрить новые ценности, к чему были приурочены праздничные мероприятия. Руководители задумались, будут ли сотрудники рады изменениям. Эмоциональная компетентность подсказала, что любые нововведения, даже позитивные, вызовут у работников страх.

В итоге были приняты меры, чтобы снизить беспокойство сотрудников, поэтому модернизация прошла гладко. Например, во время презентации новых ценностей сотрудников объединяли в группы, где они после обсуждения анонимно записывали свои сомнения относительно нововведений, а затем передавали их руководителю, который спокойно комментировал замечания. Возможность высказать сомнения снизила уровень страха.

Упражнение 4. Управление чужими переживаниями

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них.

Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать.

«Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся.

Умение слушать. Дать другому человеку выговориться - один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем - и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию.

Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе.

Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки».

  • Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников

Какие результаты можно получить

Учет в работе эмоционального фактора позволяет руководителю быть результативным: качественнее выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать в них драйв, грамотно разрешать конфликты. За счет этого повышается вовлеченность сотрудников и снижается текучесть кадров. Кроме того, эмоциональная компетентность позволяет эффективно вести переговоры и выстраивать крепкие отношения с партнерами, повышать качество работы с клиентами и их обслуживания.

Экспресс-тест для оценки уровня EQ

Хотя уровень EQ трудно измерить, существует ряд тестов, способных достаточно подробно рассказать о вашем эмоциональном интеллекте. Это, к примеру, тест американского исследователя Николаса Холла, в котором предлагается оценить тридцать утверждений по шестибалльной шкале (от –3 до 3) в зависимости от степени согласия с ними.

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен заметить изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, ощущение внутреннего подъема.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что‑то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен понять проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова вставать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем нуждаются другие люди.

24. Окружающие считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, способные точно осознать свои истинные чувства, намного лучше других управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Суммарный балл покажет уровень развития EQ: 70 и более - высокий, 40–69 - средний, 39 и менее - низкий.

«КД» по материалам открытых источников

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, хорошее развитие правого полушария и особенности переработки информации. Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются.

В семье ребенку уже пять лет, а он не говорит. К каким только врачам не водили - все говорят, что все в порядке и должен говорить. Семья в отчаянии сидят за столом и смотрят, как ребенок ест. Съел кашу, берет чай, отпил: «А почему чай без сахара?». Все подскочили: «Ура, заговорил!!! Что же ты раньше молчал?» А ребенок в ответ: «Так раньше все нормально было…»

Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.

Мальчик вырос в семье, где не разговаривали друг с другом. Совместные трапезы протекали фактически в тишине, а затем все расходились по своим делам: папа садился к телевизору, мама хлопотала по хозяйству, а малыш играл предоставленный сам себе. После окончания школы, в которой он оказался таким же одиноким, как и в семье, мальчик поступил в вуз. К концу первого курса он стал притчей во языцех для преподавателей гуманитарных дисциплин - на истории, философии нужно было говорить, дискутировать, а юноша не шел на контакт, не умел этого делать. Ему повезло - преподаватели попались на редкость неравнодушные. Они пытались расшевелить его, как могли, вникнув в ситуацию. Кроме того, он оказался потенциально способным к общению. Усилия не пропали даром, зерна упали на благодатную почву, и к концу института его было просто не узнать: идущий на контакт легко и непринужденно, всегда улыбающийся, юноша разительно отличался от замкнутого и угрюмого мальчика, переступившего порог института за несколько лет до этого.

Как видно из приведенного примера, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Д. Гоулман и другие исследователи данного явления считают, что это доступно любому человеку.

Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей с мужскими и женскими характеристиками, обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является актерский тренинг, позволяющий:

Обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;

Познакомить человека с собственным телом, научить управлять им;

Научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент актерской выразительности.

Выполните предлагаемые упражнения и проанализируйте свое самочувствие.

Актерский тренинг для развития эмоционального интеллекта.

1. Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, потренируйте свои интонационные возможности. Выберите слово и произнесите его: громко - тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжествующе.

2. Прочтите любой текст, например, сказку «Колобок» с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как бы его прочел инопланетянин; робот; пятилетняя девочка; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет.

Запишите это на диктофон. Прослушайте, отметьте удивительное для вас и повторите снова.

3. Походите, как ходит - младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла; Гамлет, принц датский; он же, больной сильным радикулитом; амеба; солдат прусской армии; Ромео в нетерпеливом ожидании свидания. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.

4. Поиграем с мимикой лица – улыбайтесь: как леди Макбет, как младенец - матери, мать - младенцу, собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек; король Лир…Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Владение мимикой необходимо каждому.

5. Пойте, как поет…

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным, испытать себя и найти себя. Это я к тому, что если ваша внутренняя суть - Стрекоза, то, как ни натягивай на себя образ Мухи-Цокотухи, гибрид не получится, а вот качества кое-какие можно и позаимствовать.

Мы неоднократно в предыдущих статьях говорили о необходимости вести дневник в процессе работы над собой. При работе с развитием эмоционального интеллекта он также необходим, чтобы фиксировать происходящие изменения.

Для развития эмоционального интеллекта взрослому человеку необходима обратная связь с окружающими людьми: близкими, руководством и коллегами. Нередко бывает так, что наши представления о самом себе не совпадают с оценками окружающих нас людей. Мы считаем себя умными, образованными, волевыми людьми, добившимися тех или иных успехов, но при этом начальство недооценивает наши способности, раз за разом обходя с повышением, а коллеги смотрят как на пустое место. Ответить на вопрос, почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, позволяет управленческая модель «Окно Джохари». Но прежде, чем мы поговорим об этом, выполните следующее упражнение.

Выпишите на лист бумаги ряд характеристик личности: веселый, взрослый, внимательный, мужественный, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интровертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, приспосабливающийся, радостный, расслабленный, рациональный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, экстравертный, энергичный

Опишите себя прилагательными из списка, а потом предложите проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

  1. В левой верхней (Арена) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и в общественном.
  2. В левой нижней (Фасад) - слова, которые есть только в собственном списке.
  3. В правой верхней (Слепое пятно) - слова, которые есть только в общественном списке.
  4. В правой нижней (Неизвестное) - слова, которых нет ни в одном списке.

Много ли определений вошло в «Слепое пятно»? Чем больше, тем больше вам нужно будет работать над развитием своего эмоционального интеллекта.

Рассмотрим каждую из зон:

- «Арена» - это открытая зона, в которой имеется информация о человеке, известная как ему самому, так и окружающим;

- «Фасад» - это скрытая зона, где имеется информация о человеке, известная ему самому, но по тем или иным причинам скрытая от окружающих;

- «Слепое пятно» - здесь собрана информация о человеке, известная другим, но неизвестная ему (мнение окружающих);

- «Неизвестное» - это зона говорит сама за себя, сюда относится информация, которая неизвестна ни человеку, ни его окружению, и проявляется она только в экстремальных случаях.

Для повышения своих эмоциональных контактов с окружающими людьми необходимо максимально увеличивать открытую зону, за счет передвижения информации из скрытой и «слепой» зон. Она переходит в открытую зону в тот момент, когда мы открываемся людям. Например, вы много лет изучаете итальянский язык, о чем никто из коллег не знает. В какой-то момент выясняется, что руководитель получил приглашение на выставку в Италию и спешно вылетел туда, захватив с собой первого попавшегося переводчика, а если бы коллеги знали о вашем владении языком, то, скорее всего, с руководителем полетели бы вы.

Как правило, люди считают, что необходимо скрывать негативную информацию о себе, но человек с высоким эмоциональным интеллектом принимает себя со всеми своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, так как понимает: людей без недостатков не бывает, а его достоинства перевешивают негатив.

Информация из «слепой» зоны переходит в открытую в тот момент, когда мы запрашиваем и получаем обратную связь от окружающих людей, или она поступает без запроса, в процессе общения.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Как вы определяете реакцию других людей на ваше поведение?

Какова ваша реакция, если в ответ на ваше поведение другой человек повел себя неожиданно или странно?

Насколько вы терпимы к критике?

Откровенно дав ответы на поставленные вопросы, вы сможете определить, над чем вам следует поработать, чтобы использовать обратную связь для самоанализа.

Об обратной связи можно и нужно просить только нейтральных людей, не вовлеченных эмоционально в отношения с вами. Любящие люди постараются смягчить, приукрасить впечатления, а желающие могут вас наказать – ударят по полной, чем могут нанести вам серьезную психологическую травму. Не нужно забывать: обратная связь дает информацию о том, как окружающий мир воспринимает вас, а не то, кем вы на самом деле являетесь. Обратная связь является подарком судьбы. Независимо от того, позитивная она или нет, за нее нужно благодарить, потому что она дает серьезную пищу для размышлений и самосовершенствования. опубликовано


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди