29.04.2019

Краткосрочный проект права ребенка в детском саду. Право на любовь и заботу. Этапы реализации проекта



Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №6 «Ёлочка»
Проект «Ребенок имеет право…»
Автор:
воспитатель высшейквалификационной категории
Соловьева Е.А.
г. Ветлуга
2016г.
Тема проекта: «Права ребенка»
Творческое название: «Ребенок имеет право…»
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 6-7 лет
Тип проекта: информационно – ориентированный.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная);Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познание», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Аннотация
Проект представляет собой систему мероприятий, которые:
- включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;
- способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;
- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы.
Актуальность
Рассматриваемая проблема является актуальной, т. к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети это наше будущее, это будущее нашей страны. Как мы воспитаем их, зависит от нас взрослых.
Проблема
Защита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах
Вопросы проекта Основополагающий вопрос: защита прав ребенка.
Проблемный вопрос: для чего нужно обладать правовыми знаниями?
Учебные вопросы: что важно знать ребенку о своих правах?
Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?
Цель проекта
Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка.
Задачи проекта
Для детей:
расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;
формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.
Для родителей:
с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста, повысить правовой уровень культуры родителей;
активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;
подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Ожидаемый результат по проекту
Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.
В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения.
Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
Повышение уровня правовой культуры родителей
Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов
Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме.
Предполагаемый продукт проекта
Создание коллажа «Можно - нельзя»
Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»
Картотека пословиц и поговорок о семье
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Определение уровня знаний детей о своих правах.
Анкетирование для родителей «Права детей»
Определение темы проекта, постановка цели и задач.
Изучение методической литературы по данной теме.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Перспективное планирование проекта
Выбор форм работы с детьми и родителями
Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап -основной (практический)

III этап – заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации;
Выступление на педагогическом совете;
Проведение итогового мероприятия: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»;
Оформление выставки детских работ;
Создание коллажа «Можно - нельзя»;
Картотека пословиц и поговорок о семье.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.
Образовательная область «Речевое развитие»
Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»
Беседа «Что такое права человека?»
Беседа «Имя, отчество, фамилия»
Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники»
Беседа «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома»
ООД «Пересказ рассказа «Сила – не право» К. Д. Ушинского»
ООД «Нужны ли правила поведения в обществе»
Чтение художественной литературы:
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
-К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
- Л. Толстой «Два товарища»
- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
- русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Заучивание:
-Я. Аким «Моя родня»
- О. Липатова «Я люблю свою сестрёнку»
-Р. Сеф «Совет»
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»
- ООД «Могу, хочу, должен»
- ООД «Я – ребёнок имею право»
- ООД «Права и обязанности ребёнка»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Аппликация «Наша группа»
- Рисование «Портрет друга»
- Рисование «Моя любимая игрушка»
- Рисование «Образ моей семьи»
- Рисование «Вечерний город»
- Лепка «Посуда для кукол»
- Совместные с родителями рисунки на тему «Я и мои права»
- Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»
Продуктивная деятельность
- Создание картотеки пословиц и поговорок о семье
- Создание коллажа «Можно-нельзя»
- Совместно с родителями изготовить бейджики с именем ребёнка
- Творческое задание родителям совместно с детьми на тему «Мой мир»
(с рисунками и фото)
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- Совместно с родителями подбор картотеки:
- «Профессии мам и пап»
- «Профессии, задействованные в правосудии»
- Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр
Сюжетно – ролевые игры:
- «Семья»
- «Детский сад»
- «Строители»
Словесно – дидактические игры:
- «Кто я?»
- «Обратись по имени»
- «Назови меня ласково»
- «Можно- нельзя»
- «Угадай по голосу»
- «Я знаю много имён девочек (мальчиков)»
Развивающие игры
- «Мои права»
- «Я должен…»
- «Кто нарушил права?»
- «Мы разные, но у нас равные права»
Взаимодействие с родителями
Анкетирование «Права детей»
Родительское собрание «Защита прав маленького ребёнка в семье»
Консультация «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»
Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.
Творческое задание родителям совместно с детьми на тему: «Мой мир» (с рисунками и фотографиями)
Итоговое мероприятие: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»
Вывод
Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т. к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Проект«Права ребенка» Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категорииМДОУ детский сад №6 «Ёлочка»Соловьева Е.А.г. Ветлуга2016 год Паспорт проектаТворческое название: «Ребенок имеет право…»Учебный предмет: обществознаниеТип проекта: Информационно-ориентированныйВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочныйВозраст: 6 - 7 летУчастники: Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Аннотация Проект представляет собой систему мероприятий, которые:- включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;- способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества. Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы. АктуальностьРассматриваемая проблема является актуальной, т.к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок ― равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» ― констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети ― это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их, зависит от нас ― взрослых. ПроблемаЗащита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах. Вопросы проектаОсновополагающий вопрос: защита прав ребенка.Проблемный вопрос: для чего нужно обладать правовыми знаниями?Учебные вопросы: что важно знать ребенку о своих правах? Кто несет ответственность за защиту прав ребенка? ЦЕЛЬ:Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка. ЗАДАЧИ:Для детей:расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека. Для родителей:с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста, повысить правовой уровень культуры родителей;активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Ожидаемый результатСформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения. Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.Повышение уровня правовой культуры родителейСформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагоговАктивизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме. Продукт проектаСоздание коллажа «Можно - нельзя»Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»Картотека пословиц и поговорок о семье Этапы реализации проектаПервый этап: подготовительныйВторой этап: основнойТретий этап: заключительный I этап - подготовительный этапОпределение уровня знаний детей о своих правах.Анкетирование родителей.Определение темы проекта, постановка цели и задач.Изучение методической литературы по данной теме.Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Перспективное планирование проектаВыбор форм работы с детьми и родителямиВыбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.Определение и формулировка ожидаемых результатов. II этап - основной этапВнедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах. III этап - заключительный этапОформление результата проекта в виде презентации;Выступление на педагогическом совете;Проведение итогового мероприятия: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»;Оформление выставки детских работ;Создание коллажа «Можно - нельзя»; Картотека пословиц и поговорок о семье. Содержание работы в процессе реализации проекта.Образовательная область «Речевое развитие»∙ Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»∙ Беседа «Что такое права человека?»∙Беседа «Имя, отчество, фамилия»∙ Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники»∙ Беседа «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома»∙ ООД «Пересказ рассказа «Сила – не право» К.Д. Ушинского»∙ ООД «Нужны ли правила поведения в обществе» Чтение художественной литературы:- В.Катаев «Цветик - семицветик»-К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»- Л.Толстой «Два товарища»- В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»- русская народная сказка «Заюшкина избушка»Заучивание:Я. Аким «Моя родня»О.Липатова «Я люблю свою сестрёнку»Р. Сеф «Совет» Образовательная область «Познавательное развитие»Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»ООД «Могу, хочу, должен»ООД «Я – ребёнок имею право»ООД «Права и обязанности ребёнка» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Аппликация «Наша группа»- Аппликация «Наша группа»- Рисование «Портрет друга»- Рисование «Моя любимая игрушка»- Рисование «Образ моей семьи»- Рисование «Вечерний город»- Лепка «Посуда для кукол»- Совместные с родителями рисунки на тему «Я и мои права»- Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка» Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- Совместно с родителями подбор картотеки:- «Профессии мам и пап»- «Профессии, задействованные в правосудии»- Изготовление атрибутов для с-р игр∙ Сюжетно – ролевые игры:- «Семья»- «Детский сад»- «Строители»∙ Словесно – дидактические игры:- «Кто я?»- «Обратись по имени»- «Назови меня ласково»- «Можно- нельзя»- «Угадай по голосу»- «Я знаю много имён девочек (мальчиков)» Развивающие игры«Мои права»«Я должен…»«Кто нарушил права?»«Мы разные, но у нас равные права» Взаимодействие с родителями∙∙ Анкетирование «Права детей»∙ Родительское собрание «Защита прав маленького ребёнка в семье»∙ Консультация «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»∙ Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.∙ Творческое задание родителям совместно с детьми на тему: «Мой мир» (с рисунками и фотографиями) ВыводПодводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками. Литература1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С./ Издательство: Мозаика-Синтез, 20112. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 20123. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-224. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2011 год.5. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,49. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.10. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.11. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.13. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.14. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002. интернет-ресурсы и автора шаблона: Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Наталья Михальченко
Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»

Проект по правовому воспитанию в старшей группе

«Право ребёнка на имя » .

«Имя – тончайшая плоть,

посредством которой

объявляется духовная

сущность…

П. А. Флоренский

Актуальность и важность проблемы;

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод , признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Каждый ребенок должен знать свои права , обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка - один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.

Цель : формировать у детей старшего дошкольного возраста

представления о правах человека .

Объект исследования : дети (5-6 лет)

Задачи проекта :

Познакомить детей с понятием «право »

Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Проблемный вопрос : «Для чего необходимо знать свои права »

Гипотеза : Если знать свои права

Критерии оценки проекта :

1. Важность темы проекта ;

2. Полнота раскрытия темы;

3. Оригинальность решения проблемы;

4. Использование средств наглядности.

Ожидаемый результат проекта :

1. Активизация детской творческой активности.

2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя » .

Тип проекта : познавательно-игровой.

Вид проекта : краткосрочный(1-неделя)

Участники проекта : дети (4-5лет, педагоги, родители.

План реализации проекта .

1 этап - подготовительный;

2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя ) ;

3 этап – заключительный результат;

Этапы проекта :

1. Предварительная работа : ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т . е. со статьёй №7.

2. Чтение художественной литературы детям.

3. Подбор наглядного и методического материала.

4. Составление перспективного плана проектной деятельности .

5. Реализация проекта .

6. Подведение итогов.

Формы и методы работы с детьми (реализации проекта ) :

1. Беседы по теме.

2. Использование сказочных персонажей.

3. Решение проблемных ситуаций.

4. Практическая деятельность.

5. Экскурсия в другие группы .

6. Ролевые, дидактические, настольные игры.

7. Самостоятельная детская деятельность.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.

9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

10. Развлечение, викторина.

Этапы проекта :

I этап – подготовительный :

1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.

2. Составление плана основного этапа проекта .

II этап – практический :

1. Организация работы по решению задач проекта .

2. Мотивация участников проекта к деятельности , формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта .

3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта .

IIIэтап – заключительный :

1. Презентация проекта .

2. Анализ и обобщение результатов работы.

Взаимодействие с родителями :

1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

2. Наглядная агитация : папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.

План перспективного планирования недели проекта

«Право ребенка на имя » .

Работа с детьми.

день Беседа по теме : «Что такое права человека » . Цели :познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка , формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Малой подвижности игра : «Цепочка имён» .Цель :знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы , воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.

день Дидактическая игра «Ласковое имя» . Цель : уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме : «Какие права есть у вашего ребенка?» .

Целевая прогулка : «Какие есть имена?» цель : идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я» ; развивать внимание, быструю реакцию.

день ООД по теме : «Ты и твоё имя» . Цели;познакомить детей с правом на имя , научить применять это право в жизни , способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Лепка «Символ моего имени» . Цели : продолжать знакомить детей с правом на имя ; развитее творческих способностей.

день Игра – викторина :«Измени имя» .Цели : уточнить их представления о правах на имя , закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Чтение худ. лит-ры : Э. Успенский «Ты и твое имя» . Цели : побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права .

Развлечение «У кого сегодня именины» .цели :закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя ; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы .

Работа с родителями : беседа «Что такое права человека » ; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка ?";домашнее задание для родителей "Узнать историю имени своего ребёнка ";решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка » ;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» .

Гипотеза подтвердилась : Если знать свои права , то можно ими оперировать в нужной ситуации.

ИТОГИ ПРОЕКТА :

1. Формирования у детей правовой компетентности ;

2. Дети познакомились со значениями слов : конвенция, право , прозвище, семья.

3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей .

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении , разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.

Список литературы

1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.

2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.

4. Мои права . Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО - ПРЕСС» .

5. Фесюкова Л. Б Моя семья : Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков : Изд – во «Ранок» ,2009.

6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград : Изд- во «Учитель»

7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка . Москва : Изд-во «Творческий Центр» , 2008

(Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО).

Вид проекта : информационно - образовательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный, годовой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.

Объект проекта : права ребёнка.

Актуальность темы:

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

  • Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
  • Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
  • Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
  • Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
  • Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Задачи проекта :

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.

Организация проекта :

  • Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
  • Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
  • Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
  • Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
  • Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
  • Коллективная реализация проекта, презентация.

Ожидаемые результаты :

  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

  • Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
  • Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

  • Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Выявление и оформление проблемы на следующий год.
  • Презентация проекта «Ваши права, дети!»
Срок Формы и методы реализации Цели
Сентябрь
  • Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий.
  • Ознакомление родителей с проектом.
  • Анкетирование родителей: «Знакомы ли Вы с документами о правах ребёнка?», «Знаете ли Вы права ребёнка?», «Я и мой ребёнок»
  • Беседа с детьми «Как поступить правильно?»
  • Рисование восковыми мелками: «Мой автопортрет»
  • Создание ширмы – переноски для родителей «Ребёнок имеет права».
Разработать программу проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
Октябрь
  • Организованная образовательная деятельность «О правах – играя»
  • Беседы: «Плохие и хорошие поступки», «Правила поведения в детсаду», «Правила поведения дома», «Правила поведения в общественных местах»
  • Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Д/и «Разрешено – запрещено»
  • Игра-ситуация «Защитим слабого»
  • Художественная литература: р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. «Коза-дереза», венг.н.с. «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Михалков «Праздник непослушания», «Бараны», рассказ «Мои права», Я. Аким «Жадина»
  • Слушание аудиозаписи песни С. Ротару «Дадим шар земной детям».
  • Лепка из глины: «Человечек – это я!»»
  • Консультации для родителей: «Поговорим о Ваших правах», «Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек»
Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности».
Ноябрь
  • Организованная образовательная деятельность «Я и моё имя»
  • Беседы: «Что в имени твоём?», «Что такое отчество», «Что такое фамилия? Откуда пришли фамилии?», «Путешествие в другие страны», «День Матери» (последнее воскресенье месяца), «Мы такие разные и такие одинаковые».
  • Художественная литература: Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», И. Семёнова «Я – человек, ты - человек», Э. Успенский «Ты и твоё имя», А.Барто «Я расту», сказка «Похищенное имя»
  • Д/и «Ласковые имена», «Имя и отчество», «Создай фамилию», «Когда я стану взрослым», «Загадывание желаний», «Угадай по описанию»)
  • Аппликация: «Это – я!». Рисование: «Мой автопортрет»
  • Ручной труд: «Закладки с именем», ромашка «Моё имя»
  • Подготовка и проведение праздника «Осенний калейдоскоп»
  • Консультации для родителей «20 ноября – день прав ребёнка», «Авторитет родителей»
Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя;

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

воспитывать чувство патриотизма;

подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя.

Декабрь
  • Организованная образовательная деятельность «Моя семья»
  • Беседы: «Какая у меня семья», «Как зовут твоих родителей?», «Где работают твои родители?», «Мужчины и женщины в семье», «Я – помощник», «О бабушках»
  • Художественная литература: сказка «Добрый волшебник», Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок», рассказ «Сёстры», В.Донникова «Канавка», С. Михалков «Три поросёнка», «А что у вас?», А. Толстой «Косточка».
  • Составление рассказов на тему «Моя семья» - о членах семьи»
  • С/р «Моя семья», «Мамины помощники», «В магазин за подарками» (ситуация), «Парикмахерская»
  • Д/и «Кто что делает», «Кому что нужно», «Все профессии нужны…», «Кто где работает», «Обязанности в нашей семье»
  • Рисование карандашами: «Моя семья»
  • Совместное сочинение «Домашние обязанности Вашего ребёнка» (домашнее задание родителям)
  • Подбор картотеки пословиц и поговорок о семье (домашнее задание)
  • Создание фотогалереи «Моя семья».
  • Анкетирование родителей «Определение детско-родительских отношений», «Роль отца в семье»
  • Консультации: «Поощрять или наказывать», «Какой хороший папа!»
  • Подготовка и проведение праздника «Новогодние приключения»
Закрепить и расширить представление о семье;

дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи;

воспитывать ласковое, чуткое отношение

к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.

Январь
  • Организованная образовательная деятельность «Мой дом»
  • Беседы: «Путешествие по планете Земля», «Моя страна – мой дом», «Москва – столица России», «Как построить дом?», «Гражданственность»
  • Художественная литература: С. Баруздин «Кто построил этот дом», А.Барто «Про новый дом», Г. Ходаков «Моя Москва», «Страна, где мы живём», Е.Чарушин «Кто как живёт», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Три поросёнка»
  • Составление рассказов на тему: «Мой дом»
  • Рассматривание иллюстраций на тему: природа России; Москва; Дубна; дома
  • С/р «Путешествие по странам», «Строим дом»; ситуации «Бабушке стало плохо», «Чужой за дверью»
  • Д/и «Кто где живёт?», «Назови жителя города», «Назови материал», «Обставим квартиру», «Где чей дом?»
  • Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
  • Рисование: «Дом, в котором я живу», аппликация: «Дома с резными ставнями»
  • Конструирование: «Такие разные дома»
  • Слушание: Г. Струве «Моя Россия», О. Газманов «Москва, звонят колокола», А. Петров «Я шагаю по Москве»
  • Экскурсии: «Улицы родного города», «Мой любимый детский сад» (по детсаду)
  • Подборка иллюстративного материала «Дубна моя»
  • Клуб для родителей «Трудовые навыки в повседневной жизни ребёнка»
Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому.
Февраль
  • Организованная образовательная деятельность «День здоровья»
  • Беседы цикла «Здоровый образ жизни», «Добрые и верные помощники здоровья», «Кто и как заботится о твоём здоровье», «Разговор о правильном питании», «Здоровье и болезни», «Скорая помощь»
  • Художественная литература: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; А.Барто «Девочка чумазая», Я.Дагутите «Руки человека», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар»; «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», В. Осеева «Плохо», С.Капутикян «Мы сварили плов», Т. Кожабердиев «Всё равно», О. Нэш «Микроб»
  • Экскурсии: в медицинский кабинет ДОУ; на кухню ДОУ
  • Опытно-исследовательская деятельность: «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс», «Открой ротик»
  • Д/и «Узнай по запаху», «Определи по звуку», «Узнай, кто позвал», «К какому врачу надо обратиться?»
  • С/р «Скорая помощь», «Я - врач», «Семья»; игры-ситуации «Кабинет врача», «Случайно поранился»;
  • Этюды-пантомимы «Что мы делаем – покажем» (моем руки, делаем зарядку…)
  • Спортивный досуг «День здоровья»
  • Аппликация: «Машина «Скорая помощь»
  • Рисование: «Я у врача»
  • Ручной труд: «Медицинская карта» для сюжетно-ролевых игр.
  • Слушание: П.Чайковский «Болезнь куклы», «Кукла выздоровела»; песня «На прививку становись»
  • Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества»
  • Театрализованное представление «Мойдодыр»
  • Индивидуальные консультации для родителей: «Здоровье моё и моей семьи», «Закаливание ребёнка»
  • Оформление папки «Основы правильного питания: теория и практика» (с любимыми рецептами семьи)
  • Клуб для родителей «Здоровье будущего первоклассника»
Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.
Март
  • Организованная образовательная деятельность «Откуда пришла книга»
  • Беседы: «Как важно быть грамотным», «Откуда люди получают знания», «Роль информации в современном мире», «Река времени», «Откуда пришла книга», «Как надо относиться к книге»
  • Экскурсии: в детскую библиотеку, в школу
  • Составление рассказов из опыта: «Как мы ходили в школу», «Что такое библиотека?»
  • «Расскажи, какие детские журналы ты любишь и почему»
  • Художественная литература: энциклопедические словари для дошкольников
  • Просмотр мультфильмов: «Вовка в Тридевятом царстве», «Козлёнок, который умел считать до 10»
  • Слушание песен о школе
  • С/р «Библиотека», «Школа»
  • Д/и «Что изменилось», «Сосчитай-ка!», «Чего не стало?», «Найди два одинаковых предмета», «Рифмы»
  • Игры-ситуации: «Порвал книгу», «Мешал слушать сказку»
  • Ручной труд «Реставрация книг»
  • Аппликация: «Школа» (из геометрических фигур)
  • Опытно-экспериментальная работа: «Узнай сам и расскажи другому»
  • Клуб для родителей «Речевое и интеллектуальное развитие детей»
  • Подготовка и проведение праздника «Мамин день»
Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека; расширить представления о возможности получения информации из

разных источников, развитие любознательности.

Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование.

Апрель
  • Организованная образовательная деятельность: «Я на солнышке лежу»
  • Беседы: «Как и зачем люди отдыхают», «Какие бывают праздники?», «Что такое музей?», «Театр», «Как человек отдыхает»
  • Составление рассказов: «Мне хорошо, если у меня есть…», «Семейный отдых летом», «Как я провожу свободное время», «Я придумал праздник, которого нет»
  • Художественная литература: Е.Благинина «Мама спит, она устала», Э. Успенский «Я устала», Н. Носов «Рассказы», В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • Экскурсии: «Мини-музей кукол», «Русская изба»
  • Решение проблемных ситуаций, возникающих во время игры
  • С/р «Морское путешествие», «Едет, едет паровоз»
  • Театрализация сказки: «Три медведя»
  • Рассматривание репродукций картин, энциклопедий «Художники мира»
  • Рисование масок для театра
  • Конструирование из бумаги: «Игрушки – малышам»
  • Просмотр сказки «Золушка»
  • Консультации для родителей: «Образование и развитие детей», «Игра в жизни ребёнка»
  • Музыкальный досуг: «День игры и игрушки»
Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых».
Май
  • Итоговое мероприятие: презентация проекта «Ваши права, дети!»
  • Праздничное мероприятие « 1 июня – День защиты детей»
  • Составление генеалогического древа «Без прошлого нет будущего» (без фото)
  • Книжная выставка «Ваши права, дети!»
  • Мониторинг родителей
  • Конкурс рисунка на асфальте «Мир глазами детей»
  • Подготовка и проведение праздника «День защиты детей»
Обобщить знания детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.

Анализ, оценка совместной работы.

Выявить и оформить проблемы на следующий год.

Результаты работы по проекту «Ваши права, дети!»

  • У детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Я наработала дидактический материал, конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Родители стали более внимательно относиться к своим детям, повысился уровень правовой культуры.
  • Началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Выявилась и оформилась проблема на предстоящий учебный год: разработка продолжения проекта «Ваши права, дети!» для детей подготовительного к школе возраста.

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».
  2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
  3. Голицына Н.С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  4. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
  5. Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7-2010.
  7. Журнал «Методическая работа» № 2-2006.
  8. Журнал «Работа с кадрами» №7-2007.
  9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско0патриотическое воспитание дошкольников».
  10. Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
  11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»»
  12. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт.-сост. Т.А.Харитончик.
  13. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И.
  14. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
  15. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
  16. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
  17. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений литература.
  18. Журин А.А. «Самый современный самоучитель работы на компьютере».
  19. Журнал «Справочник педагога-психолога», 2011.
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
«Дерево прав и обязанностей ребенка»

Подготовила: Кедрова Н.И. воспитатель гр.№6

Санкт-Петербург

2017г.

Цель : Формирование у детей основ социально-правового сознания

Задачи :

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Ожидаемые результаты проекта :

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Характеристики проекта

Тип проекта :

    по доминирующему методу: творческий, познавательный, информационный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник.

По количеству участников: групповой.

Вид проекта : среднесрочный (3-4 занятия в группе).

Участники проекта : дети, родители, воспитатель. Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательные области : правовое воспитание, коммуникация, развитие речи, художественно-эстетическое воспитание.

Форма проведения : через совместную деятельность с детьми и родителями.

Актуальность проекта.

Во всех странах мира ожидают, что дети вырастут ответственными и достойными гражданами, которые будут приносить пользу своему обществу. Правовое обучение – важнейшая часть общего образования, развития гражданской, социальной и правовой культуры. Все граждане мира, дети, молодежь должны научиться пользоваться своими правами с ответственностью, которая является частью их гражданских обязанностей. Данный проект призван подвести детей к пониманию, что удовлетворение их базовых потребностей – являются их правом. Кроме того, в ходе проекта детям дается понимание взаимосвязи прав и обязанностей.

Продукт проекта.

Дерево Прав и Обязанностей

Этапы реализации проекта

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Тема проекта. Цели, задачи.

Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.

Самоконтроль и самообразование воспитателя по теме «Права человека» и «Правам ребенка».

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Оформление информационного уголка для родителей на тему «Права ребенка», рекомендации родителям о просмотре с детьми мультипликационных фильмов на, соответствующую проекту, тематику.

Аналитический

Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Перспективно-тематический план.

Подбор материала.

Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и раздаточным материалом по теме.

Практический

Реализация проекта в образовательную практику.

Реализация запланированных мероприятий.

Презентационный

Публичное представление продукта совместной деятельности.

Выставка «Дерева Прав и Обязанностей Детей» в группе, публикация отчета о проекте на странице группы.

Контрольный

Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Обсуждение проекта с родителями на странице группы.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НЕДЕЛИ «ПРАВА РЕБЕНКА»

Занятие 1 «Кто имеет значение»

    Воспитатель читает детям книгу «Слон Хортон и город Ктотов».

    Воспитатель с детьми обсуждает главную мысль книги: «личность – есть личность, неважно, насколько она мала». Поднимаются следующие вопросы:

    1. Что бы могло приключиться с ктотами, если Хортон не защитил их.

      Какая главная мысль этой книги? Что означает «личность – есть личность, неважно, насколько она мала?

      Получаете ли вы надлежащую заботу и уважение, которого заслуживаете? Все ли это получают?

      Встречали ли вы когда либо человека, похожего на Хортона?

      Почему Хортону было так трудно убедить других, что ктоты существуют и что их надо спасти?

      Как мы можем дружить с другими даже, если мы их не можем видеть?

    После обсуждения воспитатель предлагает детям подумать, что бы они хотели сказать Хортону, если бы они были ктотами. И записывает слова каждого ребенка на вырезанном из бумаги облачке.

    Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию Хортона.

    Повторить детям, что не только каждый имеет значение, но и каждый имеет права, включая детей. Права гарантируют, что каждый из нас получает должную защиту и уважение. Права детей закреплены специальным документом, который называется «Конвенция Прав Ребенка».

    Дети обсуждают, какие права, как они думают, должны быть у детей.

    Дети сравнивают свой список прав со списком прав Конвенции Прав Ребенка.


Занятие 2 «Необходимо и Желательно»

    В группах дети раскладывают карточки («необходимо и желательно») по трем кучкам: Самые Важные, Важные, Не очень важные.

    Группы по очереди рассказывают о том, какие карточки они отложили в, как «Очень важные»

    Дети обсуждают:

    1. было ли трудно выбрать ту или иную карту?

      почему они выделил именно те карточки, как «Самые важные»?

      какая разница между «Необходимым» и «Желательным»?

      Почему некоторое «необходимое» надо защищать, как права?

      Все ли дети могут воспользоваться этими правами?

      Какие еще права, по вашему мнению, должны иметь дети?

      Как гарантировать, что права всех детей защищены?

Занятие 3 «Права и Обязанности»

По окончании Занятия 2, собрать карточки «Необходимо».

    Объяснить, что вместе с правами человек имеет и обязанности. Например, право на возможность выражать свое мнение, сопровождается обязанностью выражать это мнение таким образом, чтобы не нарушить права других людей.

    В группах дети обсуждают, какие обязанности идут вместе с правами, которые они видят на карточках.

    Воспитатель раздает карточки с «Правами» и «Обязанностями» детям. Ребенок с «Правами» должен найти ребенка с подходящими «Обязанностями».

Занятие 4 «Права, которые ущемили» и «Права, которые защитили»

    Воспитатель читает истории «Детей, живущих по всему миру».

    Дети выбирают из стопки ту карточку, на которой изображено право, которое ущемляется в истории.

    Воспитатель показывает фотографии и читает истории детей, изображенных на фотографиях.

    Дети из набора карточек выбирают права/нужды/желания, которые были защищены в прочитанной истории.

Занятие 5 «Создание дерева Прав и Обязанностей Детей»

    Воспитатель читает книгу Гвена Бида и Боба Плентина «Лучший мир для каждого ребенка».

    Дети по ходу прослушивания книги и просмотра иллюстраций, освежают в памяти все, услышанное на предыдущих занятиях, называют права детей, которые были ущемлены.

    Воспитатель демонстрирует заранее изготовленную на ватмане схему дерева и объясняет, что листья и плоды этого дерева – права людей, а корни, это обязанности, выполнение которых питают возможность реализации этих прав.

    Детям предлагается разделиться на 2 команды и наклеить карточки с правами на изображение плодов и листьев дерева, карточки с обязанностями прикрепляются к корням дерева.

    После окончания работы над деревом, дети объясняют, почему они приклеили ту или иную карточку именно в то место, где она расположена.



Образовательный проект "Маленьким детям - большие права"

Введение.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свет.

Этот образовательный проект предназначен для реализации правового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. С наступлением ХХI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Встает вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать их.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
При разработке непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные качества ребенка психологическая готовность ребенка к новому виду деятельности. Предлагается примерный тематический план на год, где планирование и организация занятий позволит приобщить к делу каждого ребенка и родителя, активно включая их в педагогический процесс.

Актуальность:
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме: « Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.» Мы должны научить малышей их отстаивать, не пасовать перед трудностями и не забывать о долге перед другими людьми.

Цель: Формировать у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развивать уважение и терпимость к другим людям и их правам.

Задачи:
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач была организована работа в трех направлениях: родителями, педагогами и детьми.
Работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового сознания.
1. Тематические НОД

2. игры
3. Беседы
4. Досуги
5. Разгадывание ребусов, кроссвордов
6. Выставка книг.
7. Самостоятельная деятельность
8. чтение художественной литературы.
Работа с родителями.
Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
1. Анкетирование на тему «Знаете ли вы права ребенка?»
2. Консультации.
3. Беседы
4. Групповые родительские собрания.
5. Стенд « Права ребенка»
6. Ширма « Правовой ликбез»

Работа с педагогами.
1. Открытые НОД.
2. Педагогические советы по темам: « Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания»
3. Обмен опытом.
Условия реализации проекта:
1. Уголки права в приемной группы.
2. Разработка игр, способствующих расширению области правовых знаний.
3. Методическая литература по правовому воспитанию.
4. Художественная литература для детей.
5. Составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Разработать конспектов НОД.
7. Довести до родителей важность этой проблемы

Художественная литература для детей
1. А. Лопатина,М. Скребцова «Права детей в сказках, рисунках и вопросах.»
Москва 2008г.

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 26,27 (1). Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 28 (1 а). Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15.. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Антонов “Ваши права”, “Декларация прав человека в картинках” – 1997.
2. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М, ТЦ “Сфера”, 2009.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
4. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка //Управление ДОУ. – 2002,№6
5. Доронова Т.Н Защита прав и достоинства ребенка. – М, 2003.
6. О.Л.Князева “Я, ты, мы” – М, 2007.
7. С.В.Костарева “Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.; Академия, 2000.
10. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие – М: ТЦ “Сфера”, 2007.
11. Программа “Истоки”. Базис развития ребёнка-дошкольника. Центр “Дошкольное детство” им. Запорожца.
12. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). – М.: “Прогресс”, 1989.
13. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2. – М.: Генезис, 1998.
14. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград, “Учитель”, 2011.
15. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.– ТЦ “Сфера”, 2007.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди