10.04.2019

Лексическая тема зима в старшей логопедической группе. Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы


Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, автоматизировать звук [c], учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с колонками, магнитофон, костюм Снегурочки, снежинки, 2 сундучка, 2 сугроба, колокольчик, дидактическая игра «Варежки», разрезная снежинка, салфетки с изображением снежинок, снежки, карточки с изображением солнышка и тучек, тарелочки для раздаточного материала, мелодия «Серебристые снежинки», сопровождающая презентация в Microsoft Office Power Point.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Логопед входит в группу в костюме Снегурочки встречает детей и проводит ритуал приветствия.

Я, девочка — Снегурочка.

Из кружев мой наряд.

Пришла я к вам, ребята,

В чудесный детский сад!

Давайте познакомимся.

Покажите мне свои ладошки.

Меня зовут Маргарита Сергеевна, а как зовут тебя?

(дети дотрагиваются ладонями и называют свои имена).

2. Основная часть.

1. Превращение в снежинки.

— Ну, вот мы и познакомились. Вы будете со мной играть?

— Будете моими снежинками?

— У меня есть волшебный колокольчик.

Колокольчик мой звени,

Всех в снежинок преврати

(дети кружатся и превращаются в снежинки).

Сегодня нам будет помогать компьютер и мы будем играть с ним, поэтому обязательно нужно сделать гимнастику для наших глаз. Присаживайтесь возле экрана.

2. Гимнастика для глаз.

Поморгайте правым глазом, а теперь левым, а теперь закройте сильно-сильно глазки, откройте. Посмотрите вправо-влево не поворачивая головы, а затем вверх и вниз.

3. Артикуляционная гимнастика.

Внимание на экран. (Слайд №2)

«Упражнение Снеговики»

1. Снеговик радуется снегу и морозу (улыбка, весёлое выражение глаз).

2. Снеговик грустит (опустить уголки губ вниз и передать печальное настроение).

4. Загадка

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка, загадку.

Весь из снега одного,

Не обычен нос его,

Чуть теплей заплачет вмиг.

Кто же это?(снеговик)

Слайд №3 (мультипликационный короткометражный фильм про снеговика).

5. Беседа о зиме.

Слайд №4 (изображение природы зимой).

Снегурочка задаёт детям вопросы:

— А как вы думаете, ребята, какое сейчас время года?

— Как вы догадались?

— Какие зимние месяцы вы знаете?

— Назовите признаки зимы.

— Какие праздники мы встречаем зимой?

— Какие зимние забавы вы знаете?

— Во что вы любите играть зимой?

6. Упражнение «Назови ласково»

Я называю слово, бросаю кому-нибудь из вас снежок, а вы возвращая мне снежок это слово называете ласково. Например: ветер — ветерочек.

Снег-…, сосулька-…, санки-…, горка -…, мороз-…, зима-…, холод-…, снегурка-…, лёд-…

7. Упражнение «Подели слова на слоги»

Приготовьте ваши ручки, сейчас мы найдём самое длинное слово. Для этого поделим слова на слоги хлопками.

снег, сан-ки, сле-ды, мо-роз, со-суль-ка, сне-го-вик, сне-гу-роч-ка.

Какое слово было самое длинное? (Снегурочка).

8. Речевая игра со словом снег «Доскажи словечко» (Слайды №5-13)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег.

С неба всё летят пушинки, серебристые… снежинки.

На дорожку на лужок, тихо падает… снежок.

Вот веселье для ребят, всё сильнее…снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка — это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил… снег.

9. Танец «Серебристые снежинки».

Выходите все снежинки ко мне. Мы будем танцевать. Возьмите по две снежинки. Дети танцуют со Снегурочкой танец снежинок.

10. Двигательное упражнение «Сугроб».

Снег кружится, снег кружиться,

Снег, снег, снег,

Рады снегу звери, птицы,

А ребята больше всех!

Вот снежинки полетали,

Покружились и упали!

Дворник, дворник, помоги!

За лопатою беги!

Дворник быстро подбежал,

Снег лопатою собрал.

Встал на месте том сугроб.

Сугроб снежный, волшебный.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи…

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук, в сундуке салфетки с изображением снежинок).

11. Логоритмическая игра «Мой снежок».

Я с салфеткою играю,

И в комочек собираю,

Ещё раз, ну разок!

Получается … снежок!

Мы сейчас возьмём снежок,

Поиграем -ка, дружок!

12. Дыхательное упражнение «Снежинка».

А сейчас мы будем правильно дуть. Вы знаете как? Набираем воздух через носик, а выдыхаем через ротик, губки в трубочку.

Подул слабый ветерок, прилетел к тебе снежок. Устроим настоящий снегопад. На раз, два, три, дуем…

А теперь согрейте ручки тёплым воздухом, подуйте на свои ладошки.

13. Упражнение «Укрась варежку для Снеговика» (Слайд №14).

(Дети берут варежки разного цвета, находят пару и проходят за столы)

14. Пальчиковая гимнастика «»Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Сьели суп и спать легли.

А сейчас украсьте ваши варежки одинаковым узором.

15. Упражнение “Собери Снежинку” (Слайд №15).

— Ой, ребята моя снежинка рассыпалась. Вы поможете мне её собрать?

Дети помогают собрать картинку снежинки на ковре.

3. Итог.

— Посмотрите — ка, ребята, а рядом появился ещё один сугроб.

Чтобы он растаял вам нужно ответить на вопрос:

Вам понравилось со мной играть? Во что вам понравилось играть больше всего?

Какое у вас настроение? Возьмите солнышко, если вам понравилось играть, тучку, если не очень. И положите их вокруг сугроба.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи.

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук с подарками для детей).

Мне очень понравилось с вами играть. Это подарки вам и вашим друзьям в группе от Снегурочки. Я к вам обязательно приду ещё в гости.

До свидания!

Примечания к презентации: слайд №13 — звуковой фильм; слайды №14, №15 используются в качестве подсказки для воспитанников, их можно включать и после выполнения задания для проверки правильности выполнения.

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы»

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Сначала садятся мальчики, потом девочки.

II. Основная часть:

1. Сообщение темы занятия:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, а кто по снегу.

С горки - ух, на горку - ух!

Бух! Захватывает Дух!

О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой).

Во что вы любите играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме и зимних забавах.

2. Беседа по картинке:

Рассмотрите картинку. Какое время года на ней изображено? (На картинке изображена зима)

Как вы поняли, что на картинке изображена зима? (Лежит снег, дети тепло одеты, речка замерзла и покрылась льдом).

Какой стоит день? (День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети)

Расскажите, что делают дети? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

Как вы думаете, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

А как это изобразил художник? (Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе).

3. Образование качественных прилагательных. Игра «Какой? Какая?»

Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете назвать признаки этих предметов или явлений.

Зима (какая) (Холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная)

Снег (какой) (Белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий)

Мороз (какой) (Сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий)

«Отчалил осени корабль,

И реки льдом сковал декабрь.

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль»

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Упражнение «Снеговики».

Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.

Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под 5 счетов.

Снеговик любит кататься на санках-ледянках (делаем упражнение «Чашечка»).

Покатился снеговик на санках-ледянках с горки (упражнение «Горка»).

Зимние забавы(пальчиковая гимнастика)

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать (поочередно соединяют большой палец

с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться

Бабу снежную лепить

Весело зимой! (согнуть-разогнуть ладони)

Нам не хочется домой! (хлопки в ладоши)

Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Отгадай загадку.

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

«Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец - бегает на коньках; саночник - катается на санках; лыжник - катается на лыжах; хоккеист - играет в хоккей; фигурист - занимается фигурным катанием.

«Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Лыжник - лыжники - лыжников и т.д.

«Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец - два конькобежца - пять конькобежцев.

Один саночник - два саночника - пять саночников.

Один лыжник - два лыжника - пять лыжников.

Один хоккеист - два хоккеиста - пять хоккеистов.

Один фигурист - два фигуриста - пять фигуристов.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …

«Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

«Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

Итог: Какие вы молодцы ребята! Справились с заданиями. Какие игры вам больше всего понравились.

Новая лексика

Существительные:

зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки.

Глаголы:

мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать.

Прилагательные:

морозный, заснеженный, крепкий (мороз, лёд), холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный.

Наречия:

холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

ВЬЮГА

Где была ты ночью, ну-ка?

Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им - чепуха!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

Повторение названий зимних месяцев

Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по

стихотворению, разучивает его с детьми.

Отчалил осени корабль ,

И реки льдом сковал декабрь .

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Что происходит с природой в декабре?

Почему говорят, что январь начинает календарь?

Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?

Назови первый (второй, третий) зимний месяц.

Перечисли зимние месяцы по порядку.

Игра «Какая? Какой?»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-

признаки.

Например:

Зима (какая?) - белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.

Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок

возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление

ласково.

Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз,

холод и т.д.

Игра «Семейка»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой

Например:

Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

Игра « Кто больше ?»

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый

правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.

Игра «Волшебные снежки»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-

графии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными

на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки. Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово

получится, если расположить комки от самого большого к маленькому .

Например : горка .

Игра « Будь внимательным »

Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие

заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все

слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в

слове (начало, середина, конец).

Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Занялась зима побелкой.

Побелить решила лес.

Помогать ей стали белки -

Известь брызжет до небес.

Тут и заинька несмело

Предложил друзьям помочь -

Он себя побелкой белой

В зиму выбелить не прочь.

Н.Антонова

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крыши снег.

В небе звёзды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается -

Входит Новый год.

Е. Трутнева

СНЕЖИНКИ

Лёгкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонёк.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И . Бурсов

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

И. Черницкая

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Зима)

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль )

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.

На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях

катайся, хочешь - на лыжи вставай. Но больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша

мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк...

Тексты для пересказа

* * *

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка

пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц

столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

Г. Скребицкий

Вопросы:

Куда спрятались букашки?

Что делают птицы в зимнем лесу?

Кого можно встретить в зимнем лесу?

ВЬЮГА

Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш

отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился

спиной к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни

пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша

откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.

По В. Дмитриевой

Вопросы:

Какая погода была в деревне?

Откуда возвращались Малыш и Жучка?

Что случилось в пути?

Что произошло с Малышом?

Что сделала собака?

Кто пришёл на помощь?

Как Жучка помогала людям?

Чем закончился рассказ?

Текст для пересказа

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима.

Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся

вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок много шишек. Прыгают

по шишкам бойкие птицы - клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

Чьи следы видны на снегу?

Что сделала белка?

Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи ?

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» в старшей группе для детей с ОНР.

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Коррекционно-образовательные цели:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:

Скачать конспект
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе
Предварительная работа: прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения « Снеговик» и пальчиковой гимнастики. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди « Времена года. Зима».
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, конверты со схемами предложений.
1. Организационный момент
Звучит музыка Вивальди « Времена года», прослушивание отрывка из произведения.
Логопед: Ребята вы прослушали музыкальное произведение, на какое время года оно похоже?
Дети: Оно похоже на зиму.
Логопед: Правильно это зима к нам пришла.

2. Беседа о времени года
- Как мы узнаем, что к нам пришла зима?
Дети:
На улице сильный мороз.
На улице выпал белый пушистый снег.
С крыш домов свисают сосульки
На улице метет сильная метель.
Ночь длиннее, а день короче.
Солнышко светит, но не греет.
На дороге гололед.
На дороге поземка.
3. Основная часть
Логопед: Снеговик принес письмо, а что там мы сейчас узнаем.
. Загадки
*Художник невидимка
По городу идет
Всем щеки нарумянит
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал
Сверкающие листья
(мороз)
* Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала
(снежинка)
* Что за нелепый человек
Пробрался в 21век
Морковка – нос в руке метла
Боится солнца и тепла.
(снеговик)
* Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
На солнце её припечет
Заплачет она и умрет
(сосулька)
* Мчусь как пуля я в перед,
Лишь потрескивает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня?
(коньки) .
*Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закрутила замела –
Стала улица бела
(метель)
*Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы
(санки)
4. Упражнение “Снежинки”
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
5. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений.
- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
- Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.
Дети:
Дети катаются с горки на санках.
Дети катаются на коньках.
Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.
Дети играют в снежки.
Дети лепят снеговика и снежную бабу.
Дети строят снежную крепость.
Дети убирают снег.
Дети подкармливают птиц зимой.
Дети играют в хоккей.
6. Дидактическая игра “Подбери слова”
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
7. Игра “Назови ласково” с мячом
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок Сосулька – сосулечка
Мороз - морозец Дерево - деревце
Ветер - ветерок Горка – горочка
Лёд - ледок Холод - холодок
Зима - зимушка Санки – саночки
8. Упражнение “Что изменилось?”
Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
9. Физкультминутка «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!
Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка
Медленно приседают.
Увы! - и нет снеговика.
Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

10. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой
стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.
9. Упражнение “Где это бывает?”
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на.
- Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где стоят санки?
- Где слепили снеговика?
11. Упражнение “Закончи предложение”
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
12. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)
Логопед убирает картинки.
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
- Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.
13. Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Оценка детей.

Конспект логопедического занятия по теме «Зима. Зимние забавы».

Кудряшова Ирина Николаевна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с№2 Кировского района г.СПб

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Магниты
  • Модули, оформленные под пеньки
  • Фланелеграф
  • Ноутбук
  • Костюмы Зимушки и Снеговика;
  • Снежинки;
  • Конверты с загадками;
  • Предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик);
  • Картинки снеговиков с недостающими деталями;
  • Конверты с плоскостными буквами.
  • Разноцветные кружки для звукового анализа;
  • Плоскостные буквы для фланелеграфа;
  • Конверты с деформированными предложениями;
  • «Волшебный снежок»;
  • Колокольчик;
  • Цветные карандаши.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на пенёк.

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

(Дети отвечают и садятся на «пеньки»).

Звенит колокольчик. Входит Зимушка, здоровается.

Я зимушка холодная,

Из кружев мой наряд.

Пришла к вам на занятие

В чудесный детский сад.

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Зимушка, а ты с нами поиграешь?

Зимушка: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег - (снежная);

Мороз - (морозная/;

Ветер - (ветреная);

Стужа - (студёная);

Холод - (холодная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила).

Метель мела и все тропинки - (замела).

Река покрылась льдом и вся… - (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…- (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Зимушка: Мороз - (морозец).

Лёд - (ледок).

Холод - (холодок).

Снежинка - (снежиночка).

Метель - (метелица)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но только где же наши загадки?

Зимушка: Вот они. Я их спрятала под снежинками. Выбирайте загадки.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с загадками).

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

В дверь стучат. Входит Снеговик, здоровается.

«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.

И ведро на голове, и метла в моей руке.

Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

8. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Снеговик, ты словно с нашей картинки сошел.

Снеговик: Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

9.Физкультминутка.

Снеговик: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

10. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка: Давайте поиграем со словом «снег».

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

11. Развитие слухового внимания.

Игра «Найди лишнее слово».

Снеговик: Вы так хорошо играли с Зимушкой. А теперь поиграйте со мной. Послушайте и найдите лишнее слово.

(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

«Снег, снегирь, снасти, снеговик».

«Холод, хороший, холодильник, холодок».

«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

12. Развитие звуко-слогового анализа слов и чтение слов.

Игра «Собери слово».

Логопед: Наши дети в школу собираются. Они много занимаются и уже многому научились. Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, какие необычные снежки слепила нам зима. Выбирайте сами.

(Дети выбирают конверты со «снежками», на которых написаны буквы. «Снежки» разных размеров.)

Логопед: Разложите снежки от самого маленького к самому большому. Какие слова у вас получились? /Дети читают слова: горка, санки, каток, узор/. Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков в слове? Какой ударный гласный звук? Придумайте предложение с вашим словом. /Дети придумывают предложения./

Снеговик: Мы с Зимушкой тоже занимаемся в лесной школе и хотим показать, чему мы там научились.

Логопед предлагает Зимушке и Снеговику провести звуковой анализ слова «ЗИМА», определить количество слогов в слове, определить ударный слог. Затем вывешивает на доску снежинку с буквами «З, И, М, А, В, Л, Э, К, О, Н», просит выложить слово «Зима» на доске и составить предложения с этим словом.

13. Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

«Снежная, мне, зима, нравится».

«Нас, у, дворе, во, горка ».

«Дети, горки, катаются, с».

«Забава, зимняя, любят, дети, все».

14. Эмоциональное расслабление.

Логопед: Вокруг зима, вокруг снега и ветер и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное грустное и весёлое. Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники.

(Дети садятся на ковер, слушают музыку и просматривают слайды).

15.Заключительная часть.

(Дети встают).

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Зимушка и Снеговик благодарят детей за интересное занятие, прощаются и уходят.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди